ПРОБЛЕМЫ И СУЖДЕНИЯ
МНОГОЦЕЛЕВОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕСНОГО ПОТЕНЦИАЛА В КОНТЕКСТЕ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
С.В. МАКАР
доцент кафедры «Региональная экономика» Финакадемии
Развитие человечества в ХХ - начале XXI вв. всё больше убеждает в важности учёта многоцелевого значения лесов и в необходимости кардинального пересмотра подхода к лесному потенциалу, в том числе к сложившимся системам лесоэксплуатации и ведения лесного хозяйства, которые сопровождаются нарастающим антропогенным воздействием на окружающую среду и увеличением территорий с нарушенными экосистемами.
Глобальные проблемы цивилизации (перенаселение, загрязнение природной среды и разрушение лесных экосистем) на фоне традиционных императивов использования лесного потенциала привели к широкому распространению нового понятия - «устойчивое управление лесом».
Это понятие охватывает два взаимосвязанных вида деятельности - освоение и воспроизводство лесного потенциала. Освоение без воспроизводства не может быть устойчивым, то есть направленным на долгосрочное эффективное пользование лесом. Одновременно, воспроизводство, оторванное от освоения, лишается своего фундамента - источника дохода, что в условиях рыночной экономики обозначает потерю жизнеспособности.
Устойчивое использование лесного потенциала страны неразрывно связано со стратегическим подходом в лесопользовании - соблюдением баланса интересов поколений, что предполагает долгосрочное сохранение ресурсного и защитного потенциалов лесов.
Наиболее употребимый на последних мировых лесных конгрессах термин научного подхода к решению назревших проблем леса - holistic approach означает целостный, а по существу - иерархический подход в рамках вырабатываемой новой парадигмы тройственных отношений: человека - природы - и всей системы хозяйствова-
ния на земле, объединяемой в понятии экономики [2, с. 5]. Такая иерархическая система строится на базе следующей соподчиненности понятий: этика, экология, экономика. Практический переход к такому сочетанию названных понятий - дистанция огромного размера, исходя из того, что до сих пор жёсткие требования экономики превалировали в отношении этики и экологии.
В рамках происходящей трансформации взглядов и отношений к лесу следует охарактеризовать состояние лесного сектора России и проследить эволюцию пользования лесами, учитывая их планетарное значение. Прежде всего, необходимо отметить, что лесные ресурсы крайне неравномерно расположены на территории страны, поэтому сильно дифференцированы по своему характеру, целевому назначению и условиям их использования.
Примерно 90% лесопокрытой площади приходится на таёжные леса в регионах с малой плотностью населения (лесные районы Сибири и Дальнего Востока, Урала и европейского Севера), редкой дорожной сетью или отсутствием её и чрезвычайно ограниченным потреблением ресурсов леса. Главные отечественные потребители ресурсов леса находятся в малолесных центральных и южных районах Европейской части страны. В результате основной лесной пояс и главные лесопотребители находятся в разных регионах на значительном удалении друг от друга и на перспективу остаются двумя резко отличающимися друг от друга макрорегионами, каждый из которых передаёт будущему груз проблем, связанных с устойчивым лесопользованием.
В советский период система лесоуправления неоднократно перестраивалась, но неизменным оставался принцип: организация лесопользования определялась тем, какая функция лесов - ресур-
сная или защитная - является доминирующей [5, с. 5]. В соответствии с этим критерием, территория страны была разделена на два больших пояса - лесоизбыточный и лесодефицитный.
В лесоизбыточном поясе главной задачей было максимальное вовлечение древесных ресурсов леса и ускоренное развитие отраслей лесной промышленности. Главная роль отводилась пользованию, воспроизводство отходило на задний план. Поэтому наиболее продуктивные и высокотоварные хвойные древостои таёжных лесов за многие предшествующие десятилетия были не только освоены, но и в значительной степени истощены, а из-за отсутствия воспроизводства на больших площадях сменились мягколиственными. В неосвоенных лесах, относимых к резервным, преобладают низкопродуктивные древостои, но они играют исключительную природоохранную роль, особенно, что касается средообразующих функций и сохранения биоразнообразия. Большая часть их произрастает на вечномерзлотных почвах, преимущественно в северных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, где доминирующей породой является лиственница.
В лесодефицитной зоне лесное хозяйство традиционно носило комплексный характер. В этих малолесных регионах лесхозы занимались воспроизводством леса и лесоразведением, а также, одновременно, всеми видами рубок и первичной переработкой древесины. Островки лесов и искусственно созданные посадки имеют чрезвычайно важное многостороннее, главным образом, агролесомелиоративное назначение. Лесистость ряда областей Центрально-Черноземного района - основной житницы России, ещё в XIX в. сократилась в несколько раз, что привело к усилению эрозии и значительной потере чернозёмов. Для восстановления утраченной лесистости и создания благоприятных природных условий для названной полосы исторически актуальной остаётся задача защитного лесоразведения.
Переходная зона между лесоизбыточными и лесодефицитными регионами включает, в основном, зону смешанных лесов, характеризующуюся значительной плотностью населения и интенсивным хозяйственным освоением. Ранее леса в этой зоне были объектом интенсивной эксплуатации, законодательно ограниченной только в последние десятилетия.
Таким образом, леса России образуют крупнейшую экосистему, оказывающую огромное положительное влияние на сохранение окружающей природной среды, улучшение её качества. Обеспечение растущего спроса на многообразные ресурсы леса выдвигает проблему оптимального сочетания конкурирующих целей ведения лесного хозяйства.
Характеристика региональных различий в лесопользовании является необходимым условием для обозначения возможных направлений организации устойчивого лесопользования, как главного требования при формировании государственной политики.
Лесное законодательство, формируемое на основе нового Лесного кодекса (ФЗ № 200 от 4 декабря 2006 г.), свидетельствует о повышенном внимании субъектов, принимающих управленческие решения, к проблеме устойчивого лесопользования. Лесной кодекс 2006 г. содержит много новых прогрессивных правовых норм, способных обеспечить инновационное развитие лесного сектора при условии, что эти нормы будут подкреплены соответствующей правоприменительной практикой.
Примером предстоящей трансформации взглядов и отношений является концепция долгосрочного социально-экономического развития России на период 2008-2020 гг. (далее - Концепция), подготовленная Минэкономразвития. Концепция предусматривает реализацию комплексных преобразований по переходу российской экономики к инновационному социально-ориентированному типу развития. Переход от экспортно-сырьевого к инновационному типу экономического роста связан с формированием нового механизма социального развития, сбалансированного с ресурсными возможностями экономики и её инновационной эффективностью. Основа такого баланса - соединение предпринимательской свободы, социальной справедливости и национальной конкурентоспособности.
В отношении лесного потенциала такой механизм развития, по нашему мнению, базируется на организации устойчивого лесопользования, что предполагает выполнение двух известных требований:
- непрерывное неистощительное пользование лесом;
- многоцелевое использование лесного потенциала.
В обобщённой форме эти два требования (условия) можно соединить в формулировке неис-тощительного пользования всем разнообразием ресурсов и услуг с учётом целевого назначения лесов, сохранения экологического равновесия. Такой подход к лесопользованию подразумевает, что защитные функции и продуктивность лесных ресурсов долговременно не должны опускаться ниже некоторого порогового уровня. При многоцелевом использовании предполагается неисто-щительное пользование комбинацией ресурсов и услуг, которые, исходя из приоритетов, должны быть изначально определены в соответствии с территориальной организацией лесопользования.
Магистральное направление, заложенное в Концепции, базируется, прежде всего, на развитии человеческого потенциала России, что предусматривает обеспечение благоприятных условий для развития способностей каждого человека, а также повышение конкурентоспособности человеческого капитала и обеспечивающих его социальных секторов экономики как ключевого фактора инновационного развития. Социально-ориентированный тип развития предполагает приоритетное развитие человеческого потенциала с повышением уровня и качества жизни в целом, улучшением качества окружающей среды и экологических условий жизни человека, необходимым условием которого является устойчивое лесопользование.
Следующие по значимости направления, заявленные в Концепции, ориентированы на:
• создание высококонкурентной институциональной среды;
• структурную диверсификацию экономики на основе инновационного технологического развития;
• закрепление и расширение глобальных конкурентных преимуществ России в традиционных сферах (энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов).
Известно, что лесной сектор экономики является заметным элементом в общей структуре хозяйственных объектов целостного экономического организма страны. Российская Федерация обладает потенциальными возможностями для эффективного развития лесного хозяйства и для превращения лесной отрасли в одну из ведущих отраслей экономики страны. Россия превосходит все страны мира по площади и запасам лесных ресурсов. На её долю приходится почти четверть мировых запасов древесины всех пород и более половины запасов хвойной древесины. Одновременно позиции нашей страны на мировых рынках глубокой переработки леса явно не отвечают её ресурсному потенциалу. Государственная политика перехода Российской Федерации к устойчивому развитию и, как следствие, организации устойчивого лесопользования, сопряжена с преодолением значительного числа противоречий, прежде всего, с точки зрения экономической эффективности.
Экономический механизм реализации требования устойчивого управления лесами совсем не очевиден, причём в совершенно разных природ-но-хозяйственных условиях просматриваются диаметрально противоположные ситуации: во-первых, когда ресурсы и услуги являются предметом хозяйственного освоения и, во-вторых, когда необходимости в освоении, на сегодняшний день, нет, но, тем не менее, управлять лесным потенциалом необходимо.
Концептуально, такой механизм предусмотрен новым Лесным кодексом и рядом нормативных документов, принятых в рамках реализации Лесного кодекса, однако в настоящее время его практические наработки отсутствуют.
В ситуации востребованности хозяйственного освоения лесного потенциала организация устойчивого лесопользования возможна лишь при условии, что будет гарантировано финансирование всей суммы затрат, необходимых для воспроизводства используемых ресурсов. В подавляющем большинстве случаев это условие не выполнялось даже применительно к воспроизводству древесных ресурсов, не говоря уже об остальных полезных составляющих леса. Следствием этого явились истощение высокопродуктивных лесов, массовая смена породного состава, обеднение и потеря многих недревесных ресурсов, что приводит к снижению многоресурсного потенциала лесов.
Очевидно, что для преодоления негативных последствий необходим эффективный экономический механизм организации устойчивого лесопользования, основанный на дифференцированных моделях, соответствующих необходимости хозяйственного освоения тех или иных ресурсов леса. В любом случае, вне зависимости от выбранной модели устойчивого лесопользования, непременными условиями являются обеспечение воспроизводства ресурсов для хозяйственно используемого лесного потенциала, а для остающихся вне эксплуатации лесов - их охраны и защиты от неблагоприятных природных и антропогенных факторов.
Государство должно взять на себя решение двух задач:
1) развитие транспортной инфраструктуры в лесных регионах;
2) переход на преимущественно интенсивное воспроизводство лесов, в первую очередь в лесо-дефицитных регионах.
Такой подход предполагает всестороннее районирование лесов путём определения экономически доступных ресурсов леса, которые в ближайшей перспективе будут предметом хозяйственной деятельности.
Использование лесного потенциала, по замыслу создателей Концепции, главным образом связано с лесопромышленным комплексом на базе углублённой переработки лесных ресурсов. Такое понимание существенно сужает возможности многоцелевого использования лесного потенциала.
Приоритетными направлениями развития лесного комплекса, заявленными в Концепции, являются:
• создание системы воспроизводства лесного фонда и восстановления лесов, в первую очередь,
в регионах, утративших экологический, рекреационный и лесохозяйственный потенциал;
• улучшение породного состава лесных насаждений, резкое сокращение незаконных рубок и теневого оборота древесины;
• оптимизация структуры экспорта лесной продукции;
• стимулирование структурных преобразований в лесопромышленном комплексе на основе создания крупных интегрированных структур;
• развитие производства лесозаготовительных машин и современного оборудования для переработки древесины;
• создание мощностей по глубокой переработке древесины.
Развитие лесной транспортной инфраструктуры, включающее обеспечение экономической доступности лесных участков, повышение рентабельности заготовки древесины посредством строительства лесных дорог круглогодового действия и развитие транзитных железнодорожных и автомобильных путей, позволит существенно увеличить объёмы использования лесов [1, с. 159]. На рубеже 2020-2025 годов долю использования расчётной лесосеки прогнозируется повысить до 50% (на сегодняшний день - 23%), а рост производства и потребления продукции глубокой переработки древесины довести до уровня стран-лидеров (США, Канада и др.).
По нашему мнению, государственная поддержка лесного сектора должна выражаться, прежде всего, в создании эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей условия для эффективного лесопользования. Очевидно, что чем более развита в регионе транспортная инфраструктура, тем экономически доступнее становятся ресурсы. В отношении многоцелевого использования лесных ресурсов задача может решаться на основе реализации государственных инвестиционных проектов, эффективность которых существенно повышается, если наряду с лесными на осваиваемой территории имеются и другие востребованные природные ресурсы.
Социально ориентированный характер развития, анонсируемый в Концепции, предусматривает смещение акцентов в сторону экологизации экономики и экологии человека. В отношении многоцелевого использования лесного потенциала в Концепции упомянуты: развитие рынка квот на выбросы; создание системы особо охраняемых природных территорий, которая бы обеспечивала сохранение естественных экосистем во всех природно-климатических регионах страны, делая их центрами сохранения генетического фонда, инкубаторами восстановления исходного биоразнообразия.
Существенное внимание в Концепции уделено вопросам региональной политики.
Государственная политика регионального развития в долгосрочной перспективе будет формироваться исходя из следующих основных принципов:
• скоординированность принятия на федеральном, региональном и местном уровнях мер по созданию условий для развития отраслей экономики и социальной сферы и формированию центров опережающего экономического роста на территории страны с учётом конкурентных преимуществ каждого региона;
• развитие инфраструктурной обеспеченности территорий и создание условий для повышения конкурентоспособности экономик регионов, а также решения вопросов социального развития, включая повышение транспортной доступности территорий;
• совершенствование механизмов стимулирования органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления к эффективному осуществлению их полномочий и созданию максимально благоприятных условий для комплексного социально-экономического развития регионов.
Авторы концепции предполагают переход к новой модели пространственного развития российской экономики на базе создания сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий; укрепления системы стратегического управления региональным развитием, обеспечивающим повышение комплексности и сбалансированности развития регионов. Конфигурация пространственного развития становится более разнообразной, не привязанной жёстко к сложившимся энерго-сырьевым зонам и финансовым центрам, появляются новые центры инновационного роста, опирающиеся на концентрацию человеческого и технологического потенциала.
В разрезе отдельных регионов подчёркнуто, что инновационность развития для восточных регионов страны реализуется путём эффективного использования природных ресурсов: более глубокой их переработки в существующих центрах и создания новых центров индустриального роста в слабоосвоенных территориях. Поэтому лесные ресурсы Сибири и Дальнего Востока должны составить сырьевую базу для формирования лесопромышленных кластеров.
По нашему мнению, в отношении лесопользования в России региональная политика исходит из необходимости сочетания различных функций леса применительно к каждому участку. Для этого нужна достоверная и исчерпывающая информация
о наличии и использовании всех видов лесных ресурсов и продуктов их переработки. Мониторинг лесного потенциала должен стать всесторонним и обязательным в качестве необходимого условия для обоснования развития лесного сектора того или иного региона. Это позволит обсуждать и решать все вопросы, связанные с состоянием и использованием лесных ресурсов страны, с экологическими последствиями лесоэксплуатации, поможет найти компромиссные решения в отношениях между лесным хозяйством и лесной промышленностью, сельским, водным, рыбным хозяйствами.
Материалы лесоустроительных проектов, создаваемые на уровне лесничеств, являются основным источником информации при составлении региональных лесных планов [3, с. 16-21]. Лесной план - новый документ, создаваемый в соответствии с Лесным кодексом 2006 года на уровне субъекта федерации, включает в себя набор экономически обоснованных мероприятий по устойчивому управлению лесными экосистемами в определённом регионе, составляется на 10 лет и готовится на основе материалов лесоустройства, государственной инвентаризации лесов, государственного лесного реестра, отчётных данных об использовании, охране, о защите и воспроизводстве лесов, планов социально-экономического развития субъекта РФ и документов территориального планирования субъекта РФ. Разработка региональных лесных планов (региональных планов управления лесным фондом) должна стать первоочередной задачей государства в условиях федеративных отношений при реализации структурных реформ в системе лесоуправления и ведения лесного хозяйства.
В соответствии с новым Лесным кодексом происходит последовательная децентрализация управления российского лесного хозяйства. Управление лесным фондом возлагается на субъекты РФ через механизмы предоставления субвенций.
За федеральным центром сохраняются ограниченные полномочия управления лесами общесистемного характера по регулированию и контролю за осуществлением субъектами РФ переданных полномочий.
Обязательным представляется поддержание баланса общенациональных и региональных интересов - приоритетными целями на уровне страны являются сохранение защитных функций леса, экологическое равновесие; на уровне регионов на первый план выходит эффективное освоение лесного потенциала, получение лесного дохода как средства решения социальных проблем. Очевидно, баланс поддерживается, если полномочия и доходы распределены в соответствии с интересами. Федеральный центр должен нести ответственность за состояние защитных лесов, охрану от пожаров и защиту всех лесов, разработку и реализацию национальной лесной политики. Субъекты должны отвечать за лесное планирование, эффективное пользование лесным потенциалом и его воспроизводство.
Таким образом, идея устойчивого, многоцелевого использования национального лесного потенциала имеет интегрирующее значение, объединяя разные разделы Стратегии России-2020. Приведённый обзор вопросов многоцелевого использования лесного потенциала в рамках рассмотрения концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период 20082020 гг. предполагает приложение максимума усилий учёных и хозяйственников для выработки практических решений по содержательному наполнению положений и прогнозов, заложенных в Концепции. В частности, это подразумевает укрепление позиций России на мировом рынке продукции лесопромышленного комплекса на основе углубления переработки леса и устойчивого воспроизводства лесных ресурсов страны.
ЛИТЕРАТУРА
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. - М.: Ми-нэконразвития, 2008. - 211с.
2. Моисеев Н.А., Чуенков В.С. Проблемы лесов России и пользования ими на пороге III тысячелетия //
Многоцелевое лесопользование на рубеже XXI века, М., ВНИИЛМ, 1999. - 5-13 с.
3. Петров А., Устинова Е. Региональный лесной план - экономическая основа государственного и хозяйственного управления лесным фондом в условиях федеративных отношений. // «Устойчивое лесопользование», №4 (12) 2006. - 16-21 с.
4. Писаренко А.И., Страхов В.В. Лесное хозяйство России: от пользования к управлению. М.: ИД «Юриспруденция», 2004. - 552 с.
5. Починков С.В. Экономические основы устойчивого лесопользования: эффективное усвоение и воспроизводство лесных ресурсов. СПб.:ПРОФИКС, 2007. - 112 с.