Научная статья на тему 'Многоточие и интонация в текстах В. Маяковского'

Многоточие и интонация в текстах В. Маяковского Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1884
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИТОРИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ / ИНТОНАЦИЯ / МНОГОТОЧИЕ / ИНТОНАЦИОННАЯ ЗАВЕРШЕННОСТЬ/НЕЗАВЕРШЕННОСТЬ / СТИХОТВОРНАЯ СТРОКА/СТРОФА / МЕЖСТРОФНАЯ ПАУЗА / INTONATION OF COMPLETENESS / INCOMPLETENESS / RHETORICAL FUNCTION / INTONATION / DOTS / POETIC LINE / HESITATION PAUSE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Демченко Ю. О.

В статье рассмотрены особенности интонационного оформления синтаксических единиц со знаком «многоточие» в текстах Маяковского. При этом учитывались изменения всех компонентов интонации: высотного, или мелодического, динамического, временного, тембрального.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Многоточие и интонация в текстах В. Маяковского»

УДК 414.0

МНОГОТОЧИЕ И ИНТОНАЦИЯ В ТЕКСТАХ В. МАЯКОВСКОГО

© Ю. О. Демченко

Московский педагогический государственный университет 119992, г. Москва, ул. Малая Пироговская,1.

Тел: + 7 (495) 245 03 10, факс: +7 (495) 248 01 62.

E-mail: rector.mpgu@ru. net

В статье рассмотрены особенности интонационного оформления синтаксических единиц со знаком «многоточие» в текстах Маяковского. При этом учитывались изменения всех компонентов интонации: высотного, или мелодического, динамического, временного, тембрального.

Ключевые слова: риторическая функция, интонация, многоточие, интонационная завершенность/незавершенность, стихотворная строка/строфа, межстрофная пауза.

В статье излагаются результаты наблюдений за особенностями интонационного оформления синтаксических единиц со знаком «многоточие» в его различных функциях на материале текстов В. В. Маяковского. При наблюдении за интонацией учитывались особенности изменения всех составляющих ее компонентов: 1 - высотного, или мелодического (направление движения тона, интервалы, диапазоны, углы подъема / падения), 2 - динамического (громкости), 3 - временного (темпа и длительности пауз) и 4 - тембрального. Материалом для анализа интонации послужили, главным образом, тексты стихов в исполнении самого автора (в звукозаписи), а также актеров, мастеров художественного слова. Для анализа употребления Маяковским многоточия использовались письменные тексты.

Знак «многоточие» в поэтических текстах изучался рядом ученых: Н. С. Валгиной [1] , И. И. Ковтуновой [2], Е. Г. Хайловой [3], С. М. Козловой [4] и др. Однако специальные исследования интонационного оформления синтаксических единиц со знаком «многоточие» в текстах Маяковского не проводились.

Многоточие в письменном тексте является графическим изображением прекращения фонации - молчанием как коммуникативной единицы, выполняющей ряд функций (эмотивную, риторическую, оценочную, контактную, дистанктную, стратегическую - скрытие некомпетентности и др.) и вместе с речью составляющей единую базу коммуникации [5].

В художественном тексте многоточие чаще всего связывают с проявлением риторической функции - умолчанием: полной эминации языковых средств, опущением знаков, что создает обрывы, лакуны, незаконченность, допускающие интерпретации с разной степенью вероятности и создающие многозначность, способствующую возбуждению интереса у получателя информации [6].

1. Маяковский в своих текстах широко использует многоточие как знак умолчания. Он часто ставит его в конце стихотворной строки - отрезка, создаваемого разбивкой стиха, - одним из важнейших принципов поэтической речи автора.

При обрыве речи, незаконченности мысли оказывается сильное влияние на получателя информации: многоточие создает большую многозначность, открывает слушающему дорогу к многим догадкам, что требует с его стороны усиленного мыслительного напряжения, связанного со стремлением к созданию нового смысла (здесь и далее знаком «/» будем обозначать членение стиха):

И эту секунду, бенгальскую, громкую я ни на

что не выменял, я ни на...

а из сигарного дыма ликёрною рюмкою

вытягивалось пропитое лицо Северянина.

(Облако в штанах)

И пусть<...>

про это /пишет себе Пастернак.

А мы. / соглашайся, Тамара! -

(Тамара и Демон)

А Петров, говорят, /развозит мужчину, о котором / все говорят шепоточком,-маленького роста, /огромного чина.

Словом - / он... / Не решаюсь... / Точка.

(Протекция)

В данных примерах на усеченной части строки тон поднимается до пределов полувысокого регистра, который сохраняется до конца ее звучания, интервал подъема - средний, маркированные тоном слоги увеличены по времени звучания и выделяются интенсивностью, что в совокупности создает интонационную незавершенность.

Если в результате смыслового обрыва степень воздействия на получателя информации ослабляется, в первую очередь, за счет значительного сужения многозначности, повышения определенности, создания высокой степени вероятности интерпретации обрыва, то уменьшается степень коммуникативной напряженности. В соответствии с этим видоизменяется и интонационное оформление усеченной строки стиха. Так, в приведенном ниже

примере последовательность слов на месте обрыва, обозначаемого на письме многоточием, и их смысл предсказываются ближайшим миниконтекстом: лирический герой не знает, какое из своих стихотворений прочитать как «лучшее», но внезапно сообщенная информация о победе наших войск переосмысливается и преподносится им в качестве «лучшего стиха»:

Пока / перетряхиваю / стихотворную старь и нем /ждёт / зал,

газеты / «Северный рабочий» /секретарь тихо /мне /сказал.

И гаркнул я, /сбившись / с поэтического тона, громче /иерихонских хайл.

(Лучший стих)

Тон перед обрывом понижается до полунизко-го регистра (не достигает низкого падения, как при полной завершенности), сужается тональный интервал падения, уменьшаются длительность и интенсивность. Это - интонация слабой степени проявления незавершенности, или неполной завершенности.

Интонацией неполной завершенности оформляются речевые сегменты при многоточии, обозначающем усеченность строк из общеизвестных песен, выражений, пословиц и т. п., часто включаемых Маяковским в тексты стихов. В таких случаях нет необходимости стимулировать читателя (или слушателя) к созданию нового смысла, к различным догадкам, так как последовательность слов, которыми следует заполнить обрывы, предсказана зафиксированной на бумаге незаконченной частью известной песни, стиха и т. д.:

будут /пули свистеть над ним, и «Вставай проклятьем...» /в хору будет бой /и марш, /а не гимн.

(Октябрь)

Вдруг /ракетный сон /звенит в унынье это: «Мы смело в бой пойдем за власть Советов...»

(«Кемп Нит гедайге»)

Следовательно, с большей или меньшей степенью вероятности интерпретации смысловых обрывов, обозначенных на письме многоточием, согласуется большая или меньшая степень незавершенности усеченной строки стиха.

Маяковский, как правило, ставит многоточие между однородными членами предложения, где паузе, обозначенной многоточием, предшествует чаще либо незавершенность (в разговорной речи), либо неполная завершенность (во внутренней монологической речи). Каждый однородный член выделяется интенсивностью (динамическим акцентом) и длительностью. Многоточие, стоящее после однородных членов, указывает на возможность продолжать перечислительный ряд:

два знакомых коммуниста подошли / на преферанс.

«Пизырь коки... / черви... / масти...

Ритуал / свершен сполна...

(Идиллия)

Визги.../ пенье... /страсти!

А на что мне это все?

Как собаке - здрасите!

(Испания)

Поэт, ставя многоточие в конце строфы с целью дать получателю информации почувствовать скрытую смысловую связь с последующей строфой, подчеркивает границу междустрофного членения. В конце строфы интонация приближается к неполной завершенности, после которой следует пауза, обозначенная многоточием:

Подошел и вижу -за каплищей каплища по морде катится, прячется в шерсти...

И какая-то общая звериная тоска плеща вылилась из меня и расплылась в шелесте.

(Хорошее отношение к лошадям)

Иногда недоговоренной оказывается заключительная строфа, завершающаяся многоточием, которое может заполняться на основе ассоциативных связей между звеньями прерванной смысловой цепи. Многоточие указывает, что ход мысли продолжается, не заканчивается с концом стиха:

Ураган, / огонь, / вода подступают в ропоте.

Кто / сумеет совладать?

Можете? / Попробуйте...

(Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви)

2. Основная аудитория Маяковского - народ. Язык поэта - язык народа, устная разговорная речь. Поэт влиял на массы, так как говорил языком народа [7].

В стилизации устной разговорной речи Маяковский широко использовал все языковые средства. Особое внимание он уделял интонации. Маяковский отмечал, что большинство его текстов построены на разговорной интонации, насыщены имитациями устного интонирования [8].

Одним из наиболее характерных в интонационном отношении признаков разговорного стиля является дробное членение речи, ее обрывистость, создаваемая частыми паузами - расстановкой перерывов в звучании. Живая речь является некодифи-цированной, поэтому знаки препинания при ее письменном воспроизведении ставятся не по правилам литературного языка, они нужны для отражения интонации, в частности, паузы. Для передачи на письме пауз Маяковский из всех внутренних

знаков препинания отдает предпочтение многоточию. Многоточие в обрывистой речи обозначает паузу с предпаузальной единицей членения, составляющей отдельную строку стиха:

«Мне бы, братцы, к Сахаре подобраться.

Людей не надо нам -малы к обеду.

Не трону... /ладно... /пускай едут.»

(Атлантический океан) Гражданин фининспектор! / Простите за беспокойство.

Спасибо... /не тревожьтесь... /я постою...

(Разговор с фининспектором о поэзии)

В разговорной речи многоточие может стоять на месте обрыва, создаваемого собеседником, который неожиданно прерывает говорящего. При этом многоточие лишь указывает на прерванность, пауза отсутствует:

Чуть не даром / все / в Т вери стало продаваться.

Пуд крупчатки... / - Ну, / не ври! -пуд за рупь за двадцать.

(Рассказ про то, как кума о Врангеле толковала без всякого ума)

Многоточие может не обозначать паузу, а лишь указывать на большую протяженность предшествующей единицы. Это такие единицы, которые создаются автором путем перевода слов в более высокий ранг с целью придания им самостоятельности, независимости, выделения в замкнутые целые, как правило составляющие отдельную строку стиха. Такими самостоятельными единицами могут быть междометия, утвердительные и отрицательные слова, частицы и др.:

Эхом раскатилось растерянное «А - ах...»

(Война и мир)

Здесь на протяженность произношения указывает также авторская ремарка «эхом раскатилось» и написание гласного через черточку (дефис).

Отсутствие паузы на месте многоточия характерно и в случаях, когда перед многоточием находятся элементы фатической речи (м-м-м, э-э-э, гм..., м-да и др.) - заполнители пауз-хезитации, предназначенные для того, чтобы во время обдумывания не выпустить собеседника из «канала связи», удержать его внимание:

Ф р а н ц у з (кузнецу)

Поздравляю вас!

Рухнули вековые устои.

К у з н е ц (неопределенно)

М-да...

(Мистерия-буфф)

При отсутствии заполнителей пауз-хезитаций многоточие графически обозначает паузу, которой предшествует удлинение предпаузальных звуков (прежде всего гласных).

Маяковский использует паузы-хезитации в диалогических репликах героев для выполнения характерологической функции: раскрывает характеристику персонажа, его некомпетентность, неумение говорить, нежелание говорить, его эмоциональное состояние и т. д.:

К у п е ц Какие вожжи?

Н е м е ц Ну, как их там...

Бразды правления, что ли...

(Мистерия-буфф) Кстати, / говорят, /что Вы открыли мощи этого... /Калиникова.

(Письмо писателя Владимира Владимировича Маяковского писателю Алексею Максимовичу Горькому) И сразу / лицо / скупее менял, мрачнее, / чем смерть на свадьбе:

«Пишут./ из деревни./ сожгли./у меня. библиотеку в усадьбе».

(Хорошо)

3. Одним из интонационных средств создания выразительности, экспрессивности, эмоциональности - основных характеристик стиля Маяковского -является обозначенная многоточием усилительная пауза, предназначенная для особого смыслового выделения слова или группы слов. Такая пауза отличается большой степенью протяженности по времени. Интонационно усиление смысловой значимости постпаузального слова, обычно сопровождаемого дополнительными коннотациями, передается его особым акцентным выделением:

Брюки на крюк, / блузу на гвоздик, мыло в руку /и. / бултых!

(Рассказ литейщика Ивана Козырева о вселении в новую квартиру)

Брошки - блещут... / на тебе! -с платья / с полуголого Эх, / к такому платью бы да еще бы... / голову.

(Красавицы)

Многоточие, стоящее после однородных членов предложения, тоже выполняет усилительную функцию. Так Маяковский выделяет обобщающее слово, делает его более важным, чем однородные члены, придает ему независимость, самостоятельность, помещает в отдельную строчку. Такой статус слова находит свое отражение в его просодическом оформлении: оно акцентно выделено (интенсивностью - показателем важности):

Лапы елок, / лапки, / лапушки...

Все в снегу, /а теплые какие!

(Киев)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Примечательно, что Маяковский очень часто в качестве выделительного (экспрессивного) знака использует именно многоточие, а не тире. Это связано со способностью многоточия обозначать паузу более долгую по времени звучания. А чем дольше пауза, тем четче граница членения, ярче дробность построения речи в виде взаимно разобщенных отрезков, каждый из которых у Маяковского составляет отдельную строку стиха, и, соответственно, сильнее смысловая самостоятельность и важность каждой единицы членения. А это значит - степень акцентной выделенности постпаузального слова большая.

4. Известно, что синтаксису Маяковского характерно устранение различных типов синтаксической зависимости [7]. А чем меньше эксплицитно представленных компонентов связи, тем выше роль пунктуационных знаков.

Многоточие является одним из регулярных, общепринятых в поэтическом тексте Маяковского показателей связи между частями сложного целого. Это относится и к сложноподчиненным предложениям, где семантика их частей освобождается от связи формальных отношений, между ними опускаются союзы и союзные слова, а на их место ставится многоточие [7]. Отсутствие формальных показателей ослабляет зависимость придаточного предложения, подчеркивает его значимость. Это находит свое отражение и в построении стиха: каждый компонент составляет отдельную строку (или строки).

Многоточие обозначает средней величины паузу, которой предшествует неполная завершенность - интонационный показатель связи данной единицы с последующей:

Ведь это - / подрыв, / подкоп ведь это... Критику / осторожненько /должно вести

(Столп)

«Что-то / рыпаются в Польше... надобно, / покамест есть, все достать, / всего побольше накупить / и приобресть.

(Плюшкин)

Маяковский обычно ставит в сложносочиненных предложениях многоточие, обозначающее паузу с предпаузальным акцентным выделением, ставит после союзов но, а, и, которые помещаются в отдельную строку, где они выступают как самостоятельные синтаксические единицы:

Октябрь / из шахт / на улицы ринул,

и... / разослала / октябрьская ломка к чертям / орлов Екатерины

(Екатеринбург - Свердловск)

Он был / монтером Ваней,

Но... /в духе парижан, себе / присвоил званье:

«электротехник Жан».

5. Речь Маяковского риторична. Одним из внешних признаков этого служат предложения, в конце которых стоят знаки «вопросительный и многоточие», «восклицательный и многоточие». Такое сочетание является единым знаком. Интонационно предложения оформляются в соответствии с передаваемыми ими значениями и эмоциональноэкспрессивной нагрузкой:

Вашим, / товарищ, / сердцем /и именем думаем, / дышим, / боремся и живем!..

(Разговор с товарищем Лениным) А разве видано где-нибудь, чтоб стояла коза И лезть в огород козе лень?..

(Гимн взятке)

П р и с ы п к и н

Куда я попал? Что это?.. Москва?.. Париж?? Нью-Йорк?! извозчик!!!

(Клоп)

6. Одной из функций многоточия как обозначения паузы, является ритмическое расчленение стиха:

Сколько не станет... / Сколько не стало... Скольких - в клочья... / Сколько - в дым...

(Воровский)

Играть с Кукушким - / нельзя: он /путал / пешку и ферзя -(Малюсенький затор!)

Но... / Петя / знал, /врагов разя, теорию зато.

(Нагрузка на макушку) ЛИТЕРАТУРА

1. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. 2-е изд. - М., 1973. 439 с.

2. Ковтунова И.И. Поэтический синтаксис. - М., 1986. - 209 с.

3. Хайлова Е.Г. Пунктуация стихотворений И. Ф. Анненского. Автореф. дисс. .канд. филол. н. М., 2005. - С.10.

4. Козлова С.М. Фигура умолчания в тексте пушкинского «Пророка» // Культура и текст - 1999. СПб, 2000. - С.12-22.

5. Груздева Е.Ф. Фигура умолчания, ее типы и функционирование в языке русской прозы. Автореф. дисс. .канд. филол. н. М., 1993. - С.8.

6. Сковородников А.П. Экспрессивные синтаксические конструкции современного русского языка. - Томск, 1981. -255с.

7. Винокур Г.О. Маяковский - новатор языка. Изд. 2-е, стереотипное. - М.: КомКнига, 2006. - С.77; С. 95; С.117-120.

8. Маяковский В.В. сочинения в двух томах, т. 1-2. - М.: Правда, 1987.

Поступила в редакцию 30.04.2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.