Научная статья на тему 'Отражение фонетических особенностей русского языка начала ХХ века в поэтическом тексте (к вопросу о звуковой организации стихотворения В. В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»)'

Отражение фонетических особенностей русского языка начала ХХ века в поэтическом тексте (к вопросу о звуковой организации стихотворения В. В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1389
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЭТИКА / РИТМ / РИФМА / УДАРЕНИЕ / РИТМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / СИНТАКТИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ / POETRY / RHYTHM / RHYME / STRESS / STROPHE / RHYTHMICAL ORGANIZATION / SYNTACTIC STRESS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Рожкова Н. А.

Предпринята попытка рассмотреть ритмическую организацию одного из ранних произведений В.В. Маяковского и учесть при анализе ритма также синтаксический рисунок стиха в той мере, в какой синтаксические особенности речи выражены в ритмомелодике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The reflection of the Russian language phonetic peculiarities in the poetic text at the beginning of the XX th century (on the phonetic composition of V.V. Mayakovsky’s poem “Khoroshee otnoshenie k loshadyam” (“Good attitude to horses”)

The author of the article tries to describe the poetry rhythmical structure meaning, paying attention to the syntactical scheme of the poem. It is supposed the analyze helps to mark an individual rhythm of the poet.

Текст научной работы на тему «Отражение фонетических особенностей русского языка начала ХХ века в поэтическом тексте (к вопросу о звуковой организации стихотворения В. В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»)»

ФИЛОЛОГИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2014. № 4. С. 194-196.

УДК 1751

Н.А. Рожкова

ОТРАЖЕНИЕ ФОНЕТИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА НАЧАЛА ХХ ВЕКА В ПОЭТИЧЕСКОМ ТЕКСТЕ (к вопросу о звуковой организации стихотворения В. В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»)

Предпринята попытка рассмотреть ритмическую организацию одного из ранних произведений В.В. Маяковского и учесть при анализе ритма также синтаксический рисунок стиха в той мере, в какой синтаксические особенности речи выражены в ритмомелодике.

Ключевые слова: поэтика, ритм, рифма, ударение, ритмическая организация, синтактическое ударение.

Историю стиха русской советской поэзии можно разделить на три этапа, помня при этом, что границы условны и что чем ярче личность поэта, тем труднее «втиснуть» её в рамки схем. Первый этап ограничен концом 1920-х - началом 1930-х гг. Он характеризуется отрицанием старых форм, поисками нового, стремлением к свободе стиха. Стремление к метрической свободе сказывается в частом обращении поэтов к полиметрическим структурам. Чем свободнее ритмическая структура, тем проще должна быть строфа. В звуковой инструментовке и рифме 1920-е гг. -прямое продолжение и углубление поисков предшествующего периода. Развивается и совершенствуется неточная рифма, часто превосходя точную [1, с. 301]. На этом этапе важно выделить развитие акцентного стиха, особенно у В.В. Маяковского, оказавшего огромное влияние на развитие русской поэзии.

Поэзия В.В. Маяковского - крупнейшего поэта ХХ в. - наполнена динамичностью и экспрессией. Маяковский ввел в поэзию новую для русской литературы систему стиха - тоническую, подготовленную развитием редукции безударных гласных в русской речи, особенно разговорной, встречающуюся эпизодически в ХХ в. Как признавался сам поэт, решающее действие на формирование ритмической организации его творчества оказал свободный стих американского поэта У. Уитмена. Стих организуется синтаксической интонацией, заданной графической подачей стиха: разделением стиха на несколько подстрочек, записываемых в столбик, а с 1923 г. знаменитой «лесенкой», которая стала «визитной карточкой» Маяковского.

Прежде чем обратиться к анализу стихотворения В.В. Маяковского, следует уточнить понятие «тоническая система». Термин «тоническая система» понимается в нескольких смыслах. В широком смысле слова - это все стихи, где учитывается ударение. Тогда силлаботоника - это вариант тонической системы. Однако чаще этот термин употребляется в узком смысле - как «чистая» тоника, учитывающая только ударения и практически не учитывающая безударные слоги.

Принято различать два вида тонических стихов, но границы очень условные. Тактовик - это стих с колебаниями числа безударных вокруг ударного от нуля до трех-четырех. Акцентный стих - стих с колебаниями числа безударных от нуля до бесконечности, а практически - до восьми. Более глубокие колебания в русской поэзии, насколько нам известно, не зафиксированы. В реальности просто трудно произнести сочетание слогов из одного ударного и более чем восьми безударных.

© Н.А. Рожкова, 2014

Отражение фонетических особенностей русского языка начала ХХ века...

195

Тонический акцентный стих был характерен для многих жанров народной поэзии. В письменной же литературе он сначала не прижился и был вытеснен силлабикой, а затем силлаботоникой. По мнению Б.И. Осипова, «зеленый свет» акцентному стиху в письменной литературе и обеспечил уже в XX в. новатор ритма - В.В. Маяковский [2]. Используя в своем раннем творчестве переход на тонический стих, поэт непосредственно связывает свое творчество с футуризмом.

В поэзии, как известно, ритмическая организация - мерное чередование равновеликих групп гармонического движения. Ритм - волнообразный процесс периодических повторов количественной группы движения в её качественных модификациях [3, с. 285]. Как пишет в своей работе А.И. Токарева [4], все теории трактуют ритм как чередование одинаковых звуковых элементов, равномерно манифестирующихся во времени, и такое чередование приводит к иллюзорному усилению или ослаблению звуковых отрезков. Счет ударений определяет ритм тонического стиха. Не всегда это словесные ударения, однако количество словесных ударений играет самую важную роль в тоническом стихе, в том числе в том его варианте, который использует ранний Маяковский.

В.Е. Холшевников указывает на сложную взаимосвязь стихотворной формы и содержания. Законы ритмики непосредственно соотносятся с законами просодии языка. Можно утверждать, что не только первичные, но и вторичные признаки системы стихосложения связаны с особенностями фонетического строя языка. Поэтому прямые связи между ритмическим рисунком и экспрессивным содержанием устанавливаются сравнительно редко и лишь для таких размеров, как ямб, хорей, анапест, амфибрахий, или отдельных необычных ритмических ходов, воспринимающихся как ритмические перебои. Стихотворная речь - структура не просто ритмическая, но интонационно-ритмическая. Пути анализа соотношения формы и содержания нужно искать в этой сложно взаимодействующей структуре, где ритм и содержание связаны опосредованно. Схематизируя, можно установить следующую связь: ритм - стихотворная интонация (если произведение стро-фично, то на характер интонации воздействует также композиционно-звуковая

структура строфы) - лирическое содержание. Между всеми этими элементами устанавливаются не только прямые, но и обратные связи. Здесь мы имеем дело с очень сложной диалектической взаимозависимостью [1].

В предлагаемой работе делается попытка рассмотреть ритмическую организацию одного из ранних произведений Маяковско-

го и учесть при анализе ритма также синтаксический рисунок стиха в той мере, в какой синтаксические особенности речи, построенные в основном на равенстве словесных ударений, выражены в ритмомелодике.

Составляющими ритмомелодики являются длительность, сила и высота слогообразующих звуков. Как правило, в современном русском языке ударный гласный длительней безударного. Как указывает Б.И. Осипов, каждая синтагма имеет собственное ударение, но каждое из них неравнозначно. На этом основании автор предлагает индексную систему - пятибалльную шкалу. Являясь организующим началом предложения, фразовое ударение имеет более или менее постоянную силу, в любом предложении обозначаясь индексом 5. Остальные синтаксические ударения получают индекс в зависимости от числа синтагм в теме и реме. Например, предложение «Брат спал» состоит из одной синтагмы, т. е. сочетания поясняемого слова с поясняющим. Поясняемое слово «брат» означает предмет, который известен собеседнику. Такая часть предложения в синтаксисе носит название тема. Поясняющее слово «спал» обозначает свойство, новое для собеседника. Эта часть называется ремой. Если простое словесное ударение обозначить индексом, то ударение на слове «спал» будет соответствовать баллу 2. «Наш брат там спал» -расширенное предложение с выраженной синтагмами темой и ремой. Кроме слова «спал», здесь выделено и слово «брат», звучит оно весомее слова «наш», хотя самым ярким остается «спал». Обозначим слова второго предложения 1213. Поэтому возникает необходимость пятибалльной градации [2, с. 85; 4].

Следуя данной методике, построим схему стихотворения В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». В оригинале стихотворение написано в пятьдесят восемь строк, точнее подстрочек, но с учетом рифмы произведение записано в двадцать восемь строк.

1) Били копыта. Пели будто: 501004000

2) Грабь. Гроб. Груб. Гриб. 5555

3) Ветром опита, льдом обута, 200102010

4) улица скользила, лошадь на круп 3000502005

5) грохнулась, и сразу за зевакой зевака, 1000200010050

6) штаны пришедшие Кузнецким клёшить, 03010002010

7) сгрудились, смех зазвенел и зазвякал: 200001001

8) - Лошадь упала! - Упала лошадь! - 5001001050

9) Смеялся Кузнецкий. Лишь один я 050010051

10) голос свой не вмешивал в вой ему. 2012031

11) Подошел и вижу глаза лошадиные... 005020050010

12) Улица опрокинулась, течет по-своему. 10000501000500

13) Подошел и вижу - за каплищей каплища 0050500100200

14) по морде катится, прячется в шерсти. 05010010050

15) И какая-то общая звериная тоска плеща, 010020001000101

16) вылилась из меня и расплылась в шелесте. 500001500100

17) «Лошадь, не надо. Лошадь, слушайте - 5000505050

196

Н.А. Рожкова

18) чего вы думаете, что вы их плоше?

19) Деточка, все мы немножко лошади,

20) каждый из нас по-своему лошадь».

21) Может быть - старая - и не нуждалась в няньке,

22) может быть, и мысль ей моя казалась пошла,

23) только лошадь рванулась, встала на ноги,

24) ржанула и пошла.

25) Хвостом помахивала. Рыжий ребенок.

26) Пришла веселая, стала в стойло.

27) И все ей казалось - она жеребенок,

28) и стоило жить, и работать стоило.

0105002150

50050010200

500101020

1 002000050

1000510201003

1001020010500

050005

050100010050

0105001050

021050010050

010050050100

Как видно из стихотворения, в каждой строке, кроме 24-й, по четыре словесных ударения, что отчетливо заметно при чтении. В строках, состоящих из пяти и более слов, словесных ударений также только четыре, поскольку союзы, другие служебные слова и иногда местоимения произносятся безударно (см., например, в 10-й строке в вой ему, где местоимение ослаблено рядом с ударной синтагмой). 23-я строка, состоящая из пяти фонетических слов, но двух синтагм, подготавливает состоящую из двух слов следующую строку, гармонизируя ритм стихотворения. В 15-й строке совершенно теряет словесное ударение союз какая-то, равно как в 21 и 22-й строках слово быть в сочетании с может быть. Двухударность создает ритмическую инерцию и подготавливает словесный такт, свойственный тоническому стиху. В этом стихотворении поэт «начинает» свой будущий стиль.

Необходимо отметить и богатый репертуар использованных рифм. Рассмотрим некоторые интересные рифмы. Поэт необычно рифмует синтагмы один я - лошадиные. В произношении начала XX в. конечное е у прилагательных произносилось как []'а]. В словах лошадь, слушайте ударные гласные между одинаковыми согласными сближаются, подчеркивая рифму, свойственную В.В. Маяковскому, в няньке -конечный безударный открытый е произносится как [и], рифмуясь с на ноги, где [о] редуцируется до нуля. В слове стойло второй узкий гласный [и] произносится как неслоговой, образуя омонимическую рифму со словом стоило. В паре в шерсти - шелесте обнаруживаем неравносложную рифму, ко-

торая возникает за счет редукции безударного [е] во втором слове.

В предложенном варианте стихотворения «Хорошее отношение к лошадям» полностью не совпадает по ритмическому рисунку ни одна строка, имея при этом близкий индекс. Ни одна схема не отразит всех нюансов стихотворения, иначе это будет копия. Здесь возникает неожиданность: чем меньше перебивов в ритме, тем «идеальнее» схема, но перебивы «сглаживаются» за счет ритмических инверсий. Если рядом со словесным ударением, не несущим синтаксической нагрузки, стоит ударение, несущее таковую, то словесное ударение воспринимается как безударность, что усиливает неожиданность и непредсказуемость рифмы. Итак, следует обозначить основные положения, выделенные при исследования стихотворения:

1) усиление выделенности ударного слога за счет безударных;

2) редукция неконечных заударных до нуля;

3) долгота заударных конечных в открытом слоге, что создает впечатление добавочного ударного звука в неударном слоге;

4) утрата слоговости одним из звуков. Мы рассмотрели лишь такие фонетические явления, как ритм и рифма, не затронутыми остались аллитерация и другие существенные детали звуковой организации тонического стиха. Ритмика же стиха, как показало наше исследование, организована в основном словесными ударениями, но в некоторых случаях эту роль берут на себя синтаксические ударения, что станет особенно характерно для позднего Маяковского.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Холшевников В. Е. Поэтическая антология. Л,

1984. 446 с.

[2] Осипов Б.И. «Зимнее утро»: взгляд лингвиста на стереотипы оценки стихотворного ритма // Пушкинский альманах. Омск, 1998. Вып. 1.

С. 83-89.

[3] Квятковский А. П. Поэтический словарь / науч. ред. И. Роднянская. М. : Советская энциклопедия, 1966. 376 с.

[4] Токарева А. И. Об эстетической функции поэтического ритма // Вестн. Адыг. гос. ун-та. Серия 2. Филология и искусствоведение. 2008. Вып. 1. С. 76-80.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.