I
SCIENCE TIME
I
МНОГОСТОРОННЕЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО НА ОСНОВЕ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ ЕАЭС В РАМКАХ ПРОЕКТА «ОДИН ПОЯС - ОДИН ПУТЬ»
Цзюй Ин,
Белорусский государственный экономический университет, г. Минск, Республика Беларусь
E-mail: juying@mail.ru
Аннотация. Транспортно-логистическая инфраструктура является важным фактором, влияющим на эффективность перевозок в рамках ЕАЭС. Множество логистических проблем можно решить только консолидировано силами всех участников ЕАЭС, что будет более подробно рассмотрено на страницах данной статьи.
Ключевые слова: транспортная инфраструктура, ЕАЭС, концепция «Один пояс - один путь», международное сотрудничество.
Экономическое сотрудничество между ЕАЭС и КНР
Евразийский экономический союз (ЕАЭС), куда входят Армения, Беларусь, Киргизия, Казахстан и Россия - международная организация региональной экономической интеграции, учрежденная договором от 29 мая 2014 г. В мае 2018 г. Республике Молдове был предоставлен статус государства-наблюдателя при ЕАЭС.
Экономика стран ЕАЭС характеризуется высокой степенью пространственной неоднородности. Евразийская интеграция будет способствовать активизации инвестиционного взаимодействия и упрочению торговых связей на региональном уровне и тем самым реализации социально-экономического потенциала стран-членов Союза [4, ст. 18].
ЕАЭС уже начал многостороннее сотрудничество с более чем 50 странами мира. В мае 2018 г. ЕАЭС подписал Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве с КНР, которое должно способствовать упрощению торговли и устранению нетарифных барьеров. В рамках этого соглашения установлены форматы сотрудничества Союза и Китая по отраслевой повестке -взаимодействие в конкретных отраслях экономики и реализация совместных инвестиционных проектов. Данное соглашение знаменует новый этап
1 SCIENCE TIME 1
экономического сотрудничества между Китаем и ЕАЭС.
«Один пояс - один путь» (англ. «The Belt and Road», сокр. «B&R»), или «Экономический пояс Шелкового пути и морской Шелковый путь XXI века» -крупнейший межгосударственный экономический пояс, инициатива создания которого была провозглашения в 2013 году. Данный пояс по историческому маршруту сухопутного и морского Шелкового пути охватывает территорию Китая, Средней, Северной и Западной Азии, стран, прилегающих к Индийскому океану и Средиземному морю, и связывает ее с Европейским регионом.
С момента запуска стратегии «Один пояс - один путь» в 2013 году Китай рассматривает экономическое сотрудничество как важную основу для внешнеэкономической стратегии. В рамках международной торговли «Один пояс - один путь» является идеей сотрудничества. Данная идея направлена на создание возможностей и условий для развития совместной работы между государствами через укрепление строительства транспортной и коммунальной инфраструктуры в регионе, сотрудничество в сфере энергоресурсов и упрощения процесса торговли, что служит фундаментом создания торговых цепей. Поэтому меры, принимаемые в рамках данной стратегии, отнюдь не являются однонаправленной протекционистской политикой в отношении внешней торговли; стратегия «Один пояс - один путь», напротив, подчеркивает двунаправленность, т.е. одновременно со стимулированием внешней торговли в Китае, экспорта инвестиций и технологий, страна должна создавать условия для привлечения иностранных инвестиций, товаров и услуг. Си Цзиньпин подчеркивает, что взаимовыгодность является единственным возможным путем развития стратегии, поскольку она направлена на увеличение взаимосвязанности и синергию стратегий развития стран-участниц.
Логистика является важной частью экономического сотрудничества Евразии
Дергачев В.А. отметил, что среди актуальных проблем международных экономических отношений выделяются проблемы создания свободных экономических зон, международных транспортных коридоров и интернет-экономики [5].
Современные международные экономические отношения характеризуются усилением интеграционных процессов, в значительной мере способствующих глобализации и либерализации хозяйственных связей мирового уровня [10]. Исходя из этого, многостороннее свободное экономическое сотрудничество всегда было главной темой многосторонней стратегии стран Евразии. Согласно китайскому плану «Видение сотрудничества Один пояс - Один путь», улучшение транспортного сообщения является одной из пяти наиболее важных целей стратегии. В последние годы Китай и ЕАЭС имеют многочисленные крупные проекты в области транспорта.
1 SCIENCE TIME 1
Таблица 1
Основные направление сотрудничества в области транспорта и логистики в рамках ЕАЭС
Название проекта Дата Направление сотрудничества в области транспорта и логистики
Соглашение Китайско-Российского Международного Автомобильного Транспорта 2018.6 Открывающаяся сфера китайско-российских международных автомобильных перевозок распространилась на обе стороны. Устранение ограничений на грузовые линии
План развития сотрудничества на Дальнем Востоке России (2018-2024) 2018 - Развитие международных транспортных коридоров Бинхай № 1 и № 2 - Строительство трансграничного моста - Привлечение китайских инвесторов для инвестирования в транспортную инфраструктуру Дальнего Востока
Скоростной железнодорожный проект Москва-Казань 2018 Инвестиции в транспортную инфраструктуру, Китай, как ожидается, вложит 6,36 млрд юаней.
Китайско-Российский автодорожный мост 2016.12 Сотрудничество в области дорожной инфраструктуры
Железная дорога Таченг (КНР)-Аягуз (Казахстан) 2017.3. Строительство третьего приграничного железнодорожного коридора между Китаем и Казахстаном
Участок дороги Гомель-Зирабин М5 2014.12 Модернизация шоссе
Шоссе Хоргос (КНР)- Алматы (Казахстан) 2018.9 Сеть железного дорога КНР соединена с сетью железного дорога РК, и распространяется на третьи страны.
Межправительственная комиссия по сотрудничеству между Китаем и Беларусью 2014.1 Высокий уровень механизма координации на сфере экономики, торговли, технологий, культуры, образования и безопасности.
Документы российской национальной программы «Развитие внешнеэкономической деятельности» [6], Министерства иностранных дел Беларуси «Страновое и региональное сотрудничество» [8], Министерства иностранных дел Казахстана «Многостороннее экономическое сотрудничество» [9] служат укреплению сотрудничества в сфере транспорта в качестве важной цели многостороннего экономического сотрудничества.
А внутри союза, в числе основных документов 2016 года, следует отметить принятие Высшим Евразийским экономическим советом реализации скоординированной (согласованной) транспортной политики, определяющие последовательное формирование единого транспортного пространства Союза.
Кроме того, в опубликованном в 2018 году Решении ВЕЭС № 15 «Об основных направлениях международной деятельности Евразийского экономического союза на 2018 год» ясно обозначены решение о продолжении подписания соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве с Китаем, информация о товарах и информация о международной транспортной обстановке, а также вопросы совместимости стран ЕАЭС с проектом нового Шелкового пути. Следовательно, на данном ключевом этапе, если ЕАЭС одновременно с реализацией логистической интеграции со странами Шелкового пути сможет в рамках инициативы «Один пояс - один путь» наладить в ними
1 SCIENCE TIME 1
транспортное и таможенное сотрудничество, в том числе придет с Китаем к консенсусу в вопросах устранения логистических барьеров со всеми странами-частницами данной инициативы, а также совместно выработать транспортно-логистические стандарты, это окажет огромное влияние на развитие международных перевозок в странах ЕАЭС и даже на их развитие в целом [11].
Теория многостороннего экономического сотрудничества
Принципиальное отличие современных международных экономических отношений от мировой экономики состоит в том, что объектом исследования является не сама экономика, а экономические отношения страны. Их взаимодействие в этой области; отношения, связанные с деятельностью в двух главных стратегических направлениях - двусторонних и многосторонних формах сотрудничества и двусторонних и многосторонних формах регулирования разных областей деятельности или иных сфер [13].
Фарман Юсубов отметил [12], что международное экономическое сотрудничество рассматривается как глобальная многоуровневая система международного экономического взаимодействия всех субъектов, направленная на обеспечение устойчивого взаимного экономического развития и получение экономических выгод.
Международное экономическое сотрудничество по масштабу эффекта и количеству вовлеченных в него участников делится на следующие виды:
- глобальное сотрудничество охватывает большинство стран мира, оказывает влияние на все уровни мировой экономической системы — международный, региональный, национальный;
- региональное сотрудничество охватывает страны региональной группировки и оказывает влияние на экономическое развитие определенного региона;
- многостороннее сотрудничество охватывает страны, не являющиеся участницами группировок, ориентировано на решение определенных локальных проблем;
- сотрудничество на уровне отдельных компаний или международная межфирменная кооперация охватывает экономических субъектов разных стран и имеет целью решение их собственных хозяйственных проблем.
Экономические отношения между странами стали выходить за пределы двусторонних и приобретать характер многосторонних, связывающих ряд стран. Важную роль в регулировании торговли между странами играют торговые договоры, таможенные союзы, международные соглашения. Здесь государство выступает в роли непосредственного участника внешнеэкономических связей [2].
Механизм осуществления экономического сотрудничества:
По мнению Хасбулатова Р.И, современная экономика любого государства -это смешанная экономика [13]. Как отмечают Фарман Юсубов [12, с. 31], В.Б.
41
1 SCIENCE TIME 1
Буглай [3], Е.Ф. Авдокушин [1], каждая страна имеет свою собственную экономическую уникальность, связанную с социально-экономическим уровнем развития, географическим положением, климатом, ресурсным потенциалом, своеобразием национального рынка, правовыми нормами, трудовыми традициями, культурными и историческими явлениями. И имеют также следующие общие черты:
1. Целостность и единство - устойчивое экономическое взаимодействие всех частей системы;
2. Общая цель - удовлетворение потребностей;
3. Историчность - соответствие уровня производства этапу развития;
4. Четкая направленность - адекватность требованиям общества конкретной страны и др.
Таким образом, в многостороннем экономическом партнерстве важны процессы создания и совершенствования механизмов сотрудничества в странах с различными характеристиками, что определяет достижение общих интересов и целей всех сторон. Именно уникальность национальных экономических систем страны приводит к трудностям в сотрудничестве, что особенно важно для создания скоординированного механизма действий.
Киреев А.П считает, что, прежде всего, развитие межгосударственного экономического сотрудничества предполагает наличие движущих сил, факторов и предпосылок [7].
Количественные показатели международного экономического сотрудничества являются особенно важными для изучения различий, проблем и тенденций международного экономического сотрудничества. Согласно точки зрения Шурубовича А.В., к элементам и количественным показателям, которые влияют на экономические отношения стран и определяют перспективы развития межгосударственных экономических отношений, относятся:
- экономическая взаимодополняемость (важные торговые партнерства, доля от общего объема торговли);
- экономическая связь (коэффициент торгово-экономической связанности (КТЭС) - показатель, который исчисляется как отношение взаимного товарооборота к совокупному ВВП (в текущих ценах) рассматриваемой страны и ее партнеров - отдельных стран или экономических объединений, умноженное на 100. Чем больше оборот взаимной торговли и меньше совокупный ВВП, тем выше данный коэффициент.
- экономическое взаимодействие (объем взаимной торговли, взаимные инвестиции и т.д.);
Одна из особенностей современных МЭО - это усиливающаяся политизация отношений. Наблюдается все большее взаимное проникновение в систему МЭО политических отношений, прежде всего, через экономическую дипломатию [15]. Становится очевидным, что плотность международного экономического сотрудничества в определенной степени зависит от политических отношений.
1 SCIENCE TIME 1
Выводы
В целом, форма будущего международного экономического сотрудничества постепенно станет многовекторной. КНР является сторонником многостороннего экономического сотрудничества в рамках стратегии «Один пояс - один путь». В соответствии с этой стратегией, развитие транспортно-логистической системы рассматривается Китаем и ЕАЭС как важная цель будущего многостороннего экономического сотрудничества.
В то же время Г.В. Турбан, Го Шухун и др. в ходе исследования обнаружили, что страны-участницы ЕАЭС имеют значительный потенциал для трансграничных перевозок между Китаем и ЕС. Однако неизбежно возникает ряд проблем, в основном из-за высоких транспортных издержек, низкой транспортной и таможенной эффективности и других факторов. В этом контексте автор полагает, что ЕАЭС с помощью стратегии «Один пояс - один путь» может извлечь уроки из опыта ЕС в области логистической интеграции и создать многосторонний механизм экономического сотрудничества в сфере транспортной логистике с Китаем и ЕС.
Литература:
1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: учеб. пособие. -3-е издание / Е.Ф. Авдокушин. - М.: Маркетинг, 1998. - 193 с.
2. Райзберг Б.А. Прикладная экономика: учебное пособие / Бином. Лаборатория знаний, 2014. - 318 с.
3. Буглай В.Б. Международные экономические отношения: учеб. пособие / В.Б. Буглай; Под ред. Н.Н. Ливенцева. - М.: Финансы и статистика, 1996. - 158 с.
4. Бюллетень о текущих тенденциях мировой экономики - ЕАЭС: социально-экономическое развитие регионов / Аналитический центр при правительстве Российской федерации. - 2018.
5. Дергачев В.А. Международные экономические отношения: учебник для вузов.
- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 368 с.
6. Информация о ходе реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности» / Минэкономразвития России. - 2017. - С. 18.
7. Киреев А.П. Международная экономика: учеб. пособие. В 2 ч. Ч. 1: Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства / А. П. Киреев. - М.: Междунар. отношения, 1999. - 415 с.
8. Министерства иностранных дел РБ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mfa.gov.by/bilateral/
9. Министерство иностранных дел Республики Казахстан [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://mfa.gov.kz/ru/content-view/mnogostoronnee-ekonomiceskoe -sotrudnicestvo
10. Праневич А.А. Региональная интеграция и конкурентная политика // Вестник Белорусского государственного экономического университета. - 2014. - № 2. -С. 5-12.
43
1 SCIENCE TIME 1
11. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 18 июня 2018 г. N 15 «Об основных направлениях международной деятельности Евразийского экономического союза на 2018 год».
12. Юсубов Ф. Двустороннее межгосударственное экономическое сотрудничество: понятие, формы и сущность международные экономические отношения // Журнал международного права и международных отношений. -2013. - № 1. - С. 81-86
13. Хасбулатов Р.И. Мировая экономика: учебник для бакалавров / Р.И. Хасбулатов. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 884 с. - Серия: Бакалавр. Углубленный курс.
14. Хасбулатов Р.И. Международные экономические отношения: учебник для бакалавров / Р.И. Хасбулатов. - М.: Издательство Юрайт, 2014. - 910 с. - Серия: Бакалавр. Углубленный курс.
15. Шурубович А.В. Тенденции и проблемы российско-белорусских экономических отношений: научный доклад. - М.: Институт экономики РАН, 2017. - 60 с.
44