Научная статья на тему 'Многообразие априори'

Многообразие априори Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY-NC-ND
186
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Карелин Владислав Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Многообразие априори»

Научная жизнь

В.М. Карелин МНОГООБРАЗИЕ АПРИОРИ

19 и 20 апреля 2012 г. в РГГУ прошла конференция «Многообразие априори», приуроченная к двадцатилетию философского факультета РГГУ. На открытии конференции председатель оргкомитета декан философского факультета В. Губин рассказал об основных вехах развития факультета и планах на будущее. Он напомнил о том, что в момент открытия в 1992 г. это оказался седьмой по счету философский факультет в системе российского высшего образования. С приветственным словом выступил проректор по научной работе Д. Бак. В своей речи он отметил большой вклад ученых факультета в развитие философии, несмотря на непростое состояние этой дисциплины в современных условиях. С приветствием выступил также М. Русаков, представлявший Немецкий дом науки и инноваций в Москве (DWIH) - организацию, при поддержке которой проходила конференция.

На пленарной части конференции был представлен доклад профессора Е. Ивахненко, посвященный осмыслению статуса философского факультета в современном российском университете. В докладе освещены ключевые тенденции развития высшего образования в России в их отношении к образованию философскому. В обсуждении предложенной проблематики основное внимание было сконцентрировано на утрате системой университетского образования прежних легитимаций и переходе к формуле «university of excellence» - «университет превосходства / совершенства / высокого качества».

Утреннее заседание началось с доклада А. Ахутина «Логика онтологических пред-полаганий». Докладчик сформулировал идею парадоксальной логики понимания априори. Постичь суть априори - значит обратиться к первоначалу, приступить к дискуссии об истоках бытия - т. е. о том, что уже само по себе парадоксально:

© Карелин В.М., 2013

первоначало возникает тогда, когда ничего еще нет, но начало при этом уже есть нечто начатое. Рассуждение о первоначалах, таким образом, есть возвратное движение - от конца размышления к началу, к истоку мысли. А следовательно, вопрошание о смысле априори становится своего рода новой постановкой вечного вопроса «Что есть философия?».

Факультет всегда поддерживает тесные связи с зарубежными коллегами, и неудивительно, что это мероприятие имело международный статус. Философ П. Руморе из Университета Турина вынесла на обсуждение тему «Два вида априори в философии Нового времени». Она рассмотрела радикальный переворот понятия априори в истории западноевропейской философии. Современное значение термина, отличающееся от изначального его понимания в аристотелевской традиции, раскрывается как относящееся не к способу, а к источнику познания из разума или из опыта. Такое понимание включает противопоставление субъекта и природы, внутреннего и внешнего миров. Понятие априори проинтерпретировано в контексте употребления в двух смыслах - как изначальной способности субъекта по случаю опыта самостоятельно образовывать предмет своего собственного познания и как чистого логического предприятия разума, которое понимается как гарантия объективной значимости познания. Как подчеркнуто в докладе, такое двойное употребление дает ответ на центральный вопрос нововременной философии об условиях значимости познания и достоверности опыта.

Философ А. Паткуль (СПбГУ) предложил слушателям доклад «Априори: самый далекий путь к ближайшему». Он обозначил обширное поле подходов к априори, сложившихся в различных концептуальных схемах: в герменевтической, феноменологической, археологической (в фукианском смысле). Высказанные идеи указали на острую необходимость дальнейшей разработки ряда проблем, пока еще недостаточно исследованных: противостояние герменевтики и фукианской археологии, анализ понятия исторического априори и других.

Развитию понятия априори в истории философии посвящен доклад Н. Дмитриевой (МГПУ) «Понятие "априори" в неокантианстве». В выступлении проанализированы интерпретации и особенности использования категории в трудах Когена, Риккерта и других философов. Судя по вопросам (о статусе априори в понимании знания, различиях научного и мистического познавательного опыта и др.) тема вызвала живой интерес аудитории.

Возможность сближения сферы познания и сферы телесности в обобщенном теоретическом осмыслении рассмотрена в докладе

Многообразие априори

231

В. Молчанова «Чувства разума и априори телесности». Эта интереснейшая тема разработана докладчиком в свете теоретических построений феноменологии, в частности, с опорой на концептуализацию понятия очевидности Гуссерля. Использованная методология позволила предположить, что понятие априори носит прежде всего пространственный, а не временной характер - оно раскрывается как пространственность телесности и окружающего человека мира.

Один из немецких гостей конференции - П. Травмы из Университета Вупперталя - предложил новый подход к теме «Хайдеггер и априори». Как отметил докладчик, вопрос об «априори» - как о том, что «всегда уже» предположено для мышления - еще с Анак-симандра и Парменида является ключевым вопросом философии. В докладе рассмотрено гуссерлевское толкование априори в свете хайдеггеровского подхода. На основе этого понимания предложен анализ хайдеггеровской двойственной интерпретации априори и смысл последующего отказа Хайдеггера от этого понятия.

На вечернем заседании выступил Х.-П. Гроссханс из университета Мюнстера. В докладе «Априори в теологии XX в.» он представил некоторые результаты своих исследований современного богословия - области, изучением которой занимаются и философы нашего факультета.

Второй день конференции «Многообразие априори» открыло выступление С. Неретиной (РГГУ, ИФ РАН). В ее докладе, озаглавленном «Субсистенция и персона», предложена интерпретация понятия «персоны» в контексте средневековой философии, основанная на анализе этимологии данного понятия.

В докладе Б. Маркова (СПбГУ) «Априори повседневной культуры» рассмотрены возможности анализа повседневности с точки зрения априорного знания. Проанализировав ряд подходов, которые можно применять для таких исследований, докладчик сделал вывод о том, что априори повседневности представляют собой, по сути, необходимые условия существования. Кроме того, он подчеркнул, что многие современные культурные феномены, с которыми приходится сталкиваться при анализе повседневности, так и не подверглись тщательному философскому осмыслению.

С. Коначева (РГГУ) представила слушателям доклад на тему «Проблема априори в феноменологии религии XX в.». В рамках феноменологического исследования религии вопрос об априори тесно связан с определением специфики религиозных феноменов. В докладе представлена позиция Гуссерля, рассматривавшего феноменологию религии как исследование конституирующего религию сознания в его отношении к возможной религии вообще.

Также проанализирована проблема априори в феноменологии религиозного сознания Р. Отто, А. Райнаха и раннего Хайдеггера. Анализ работ по феноменологии религии конца 1910-х годов позволил продемонстрировать, что здесь возникает «третий способ познания», отличный как от априорного, так и от эмпирического, основанного на религиозном переживании. Такое познание «осуществляется в мире, но не от мира», т. е. указывает поверх внутри-мировых отношений.

«Какова роль априори в понимании физикализма?» - этому вопросу посвящено выступление Д. Разеева (СПбГУ). Обсуждая особенности сильной (элиминативный материализм) и слабой (эпифеноменализм) версий физикализма, докладчик показал, что обоснование первой возможно исключительно с апостериорных позиций, тогда как для обоснования второй понятие априори является необходимым.

Выступление Е. Черепановой (УрФУ) «К. Лоренц об априорном в свете эволюционной биологии» посвящено роли представлений об априори в теории знаменитого биолога. Как показала докладчица, проблема априори, интересовавшая Лоренца еще в его ранних публикациях, в дальнейшем сохранила значимость как для его теории эволюции, так и для объяснения ряда феноменов человеческого бытия.

Заключительный доклад конференции «Опыт априорного: "несрочная весна" как метафора встречи с априорным в текстах И. Бунина и Е. Баратынского» сделан В. Стрелковым (РГГУ). В нем проанализированы особенности творческого воображения, определяемые декартовскими критериями познания, совпадающими с ключевыми аспектами априорного познания, которые В. Стрелков усматривает в прозе И. Бунина и в поэзии Е. Баратынского.

Конференция проходила в творческой рабочей обстановке, участники активно обсуждали каждое выступление. Интерес ученых к юбилейной конференции вызван не только широким спектром затронутых на ней тем, но и стремлением влиться в научную коммуникацию со специалистами, исследующими тему «Многообразия априори» в ее действительно многообразных аспектах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.