■е-
мно
ГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ образовательные организации столицы
Татьяна Геннадиевна Новикова,
заместитель директора Московского института развития образования, профессор, доктор педагогических наук
Марина Николаевна Гоглова,
заведующая лабораторией стандартов общего образования Научно-исследовательского института столичного образования Московского городского педагогического университета, доцент, кандидат педагогических наук
Миссия столичного образования созвучна миссии развития российского образования: формирование и реализация каждым ребёнком своего позитивного опыта социального и культурного потенциала, что приведёт к социально-экономическому развитию не только мегаполиса, но и России в целом. Эта миссия может быть возложена на образовательные комплексы (многоуровневые/многофункциональные организации) Москвы.
• крупный образовательный комплекс • интеграция ресурсов
• многопрофильность
п
ервые крупные образовательные комплексы в Москве стали создаваться с середины 1990 годов. Новым стимулом к созданию многофункциональных образовательных организаций послужило, во-первых, стремление школ максимально удовлетворить потребности московских семей в доступном качественном образовании. Во-вторых, современная система финансирования бюджетных образовательных организаций отвечает требованиям времени, когда качество образования связано с эффективностью образовательного процесса: рубль «идёт» за учеником. Активное участие родителей и педагогов в жизни школы, открытость и прозрачность работы образовательного учреждения — третий фактор, ориентирующий образовательные организации к объединению
145
для реализации государственно-общественной формы управления.
Идея создания многофункциональных образовательных организаций служит базой для интеграции интеллектуальных, финансовых, материально-технических, кадровых ресурсов в целях дальнейшего развития системы образования, формирования реальных условий для повышения качества образования, преемственности программ различного уровня, выбора учащимися образовательного маршрута в соответствии с индивидуальными запросами.
Многофукциональные образовательные организации в контексте столичного образования следует рассматривать как учреждения, способные обеспечить
-е-
Т.Г. Новикова, М.Н. Гоглова. Многофункциональные образовательные организации столицы
жителям микрорайона весь спектр услуг, который нужен потребителям. Это самообучающаяся образовательная организация, в которой педагогический и ученический коллективы осознанно обучаются, изучают и совершенствуют образовательный процесс. Много-фукциональные образовательные организации могут включать учреждения дошкольного, начального, основного, среднего (полного) общего образования, дополнительного образования детей, другие образовательные учреждения.
При этом выдвигаются следующие приоритеты:
• создание условий в микрорайонах г. Москвы для вариативного выбора московскими семьями большого спектра образовательных услуг;
• формирование крупных, сильных образовательных организаций, где есть возможность выбора индивидуальной образовательной траектории каждым учащимся (образовательная организация с максимальным образовательным пространством для развития личности ребёнка);
• возможность создания творческих педагогических коллективов, способных транслировать лучшие педагогические практики, развивать внутри образовательной организации педагогическое мастерство;
• мягкий переход от одного уровня образования к другому: из дошкольного в начальное общее образование, с последующим обучением в основной и старшей школе;
• преемственность образовательных организаций, что может обеспечить психологический комфорт участников образовательных отношений;
• расширение возможности образовательного выбора у учеников, особенно при переходе
в старшую школу, когда начинается профильное обучение, основанное на многопро-фильности (12—15 профилей) в условиях одной крупной образовательной организации;
• рациональное использование финансовых средств, принятие оптимальных решений
в вопросах формирования кадрового потенциала (полноценная нагрузка учителя, возможность профессионального сотрудничества), создание единой материально-технической базы;
• большие возможности для реализации образовательных потребностей детей и педагогических профессиональных возможностей педагогов.
Зарубежный опыт создания образовательных холдингов указывает на преимущества многофункциональной образовательной организации:
• увеличение вариативности и многообразия качественных образовательных услуг;
• расширение возможностей социального лифта для участников образовательного процесса;
• шаговая доступность структурных подразделений образовательнойорганизации для детей разного возраста;
• аккумуляция финансовых, кадровых, материальных ресурсов с целью решения задач образовательного процесса;
• вывод в эффективный режим работы отдельных структурных подразделений организации;
• расширение пространства применения 1Т-технологий.
Какие задачи решает многофункциональная образовательная организация?
Успешность и конкурентоспособность каждого ребёнка, а в будущем — конкурентоспособность горожан и мегаполиса в целом обеспечивает решение следующих задач:
• повышение качества образовательного процесса на основе предоставления полного спектра образовательных услуг;
• рост эффективности материальных, интеллектуальных, информационных ресурсов;
• развитие сферы непрерывного образования, включающей в себя гибко организованные вариативные формы образования
и социализации;
• предоставление подросткам возможности проектирования индивидуальной образовательной траектории в системе непрерывного образования;
• вовлечение участников образовательных отношений в социальную практику, саморазвитие, поддержка творческой активности;
-о-
• формирование и развитие профессиональных педагогических сообществ;
• управление образовательным процессом
и образовательной деятельностью с привлечением семьи и местного сообщества;
• выстраивание партнёрских связей путём взаимодействия с учреждениями высшего образования, в частности, с научными организациями.
Многофункциональные образовательные организации города Москвы наряду с образовательной деятельностью несут социальную нагрузку. Расширяется выбор образовательных услуг для населения города: молодёжи, работающего населения, желающих повысить свою квалификацию, пройти профессиональное обучение. Образовательная организация, создавая внешнюю и внутреннюю благоустроенность, проявляет тем самым заботу и уважение к каждому учащемуся, сотруднику, жителю микрорайона, что помогает появлению у них самоуважения, понимания и восприятия прекрасного, желания его сохранять и ценить. Вот почему многофункциональные образовательные организации могут стать социально-культурными центрами в микрорайонах столицы.
Уже сейчас в многофункциональной образовательной организации есть возможность для разработки новых подходов к организации образовательного процесса, направленных на формирование умений самостоятельно получать знания, общаться, проектировать, исследовать, управлять собственной учебной деятельностью, строить жизненные планы в условиях интеграции многочисленных ресурсов. Многофункциональная образовательная организация становится школой полноценной жизни, а не только подготовки к ней. Потому что она открыта всем видам информации, всевозможным практикам и инновациям, где каждый может проявить свои способности и таланты. Этому способствует полноценная учебная и внеучебная деятельность учащихся и педагогов. Многообразие, целостность внеурочной деятельности школьников, стремление к органическому сочетанию видов досуга с различными формами образования позволят обеспечить воспитание свободной и ответственной личности.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования особое значение приобретает инфор-
147
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
мационно-образовательная среда образовательного учреждения. В условиях такой среды меняются методы, средства, формы обучения, а содержание обучения становится инструментом в достижении новых образовательных результатов. Обучает «среда» организации: зоны отдыха-погружения, спортивные площадки и рекреации активной деятельности детей. Насыщенность высокотехнологичным оборудованием, безусловно, помогает вовлечь учащихся в проектную и исследовательскую деятельность, рождает желание самим изобретать, творить, понимать и осваивать новое.
В многофункциональных образовательных организациях создаются условия для профессионального развития педагогов. Единое образовательное пространство позволяет им иметь доступ к различным методическим, информационным и консультационным ресурсам. Формируется институциональная методическая служба, отслеживающая профессиональное развитие педагога и способная оказать адресную помощь. Такой подход более эффективен, по сравнению с тем, когда педагог, присутствуя на курсах повышения квалификации, понимает, что рассматриваемая проблема, в решение которой его погружают, не является его личной профессиональной проблемой.
В многофункциональных образовательных организациях происходит интеграция материально-технических, кадровых ресурсов всех образовательных учреждений. Особое внимание уделяется безопасности жизнедеятельности комплекса, обеспечению горячим питанием участников образовательного процесса, партнёрским отношениям с образовательными и научными учреждениями всех видов других территорий Москвы.
Одно из условий реализации основной образовательной программы в многофункциональных образовательных организациях — партнёрство как долгосрочная инициатива, главной целью которой
-е-
Т.Г. Новикова, М.Н. Гоглова. Многофункциональные образовательные организации столицы
является предоставление дополнительных возможностей и ресурсов для эффективного процесса обучения и развития.
Цель партнёрских взаимоотношений — создание условий для свободного выбора учащимися сфер реализации своих учебных и внеучебных интересов, социальных ролей, собственного выстраивания жизненных планов и профессиональных ориентаций. В связи с этим — дать учащимся знания в областях, обеспечивающих социальную адаптацию.
Деятельность партнёров представляет собой совместную комбинацию ресурсов, которая, с одной стороны, позволяет решать насущные проблемы с финансированием, с другой — даёт возможность вкладывать деньги и получать интересующую его прибыль.
В качестве основных видов партнёрских взаимоотношений и сотрудничества будут реали-зовываться государственно-частное партнёрство, отраслевое (муниципальное и межмуниципальное), межрегиональное, международное, социальное партнёрство.
Содержание партнёрских отношений выстраивается в нескольких векторах: финансовый, научный и научно-педагогический, социальный.
Финансовое партнёрство предполагает получение дополнительных финансовых ресурсов на развитие школы в части оснащения, развития и поддержания функционирования инфраструктуры, поддержки учебной, научной (исследовательской, экспериментальной, практической и др.) деятельности, обеспечения олимпиад, конкурсов, фестивалей, материальной поддержки педагогов и учащихся.
Научно-педагогическое партнёрство с ведущими российскими и зарубежными университетами — составная часть деятельности школы будущего. Работа в этой области направлена на международный обмен, развитие учебно-исследовательских связей, что включает в себя: установление и расширение прямых и взаимовыгодных контактов с зару-
бежными вузами, изучение достижений науки, образовательной системы, с целью развития обучения в школе и подготовки для продолжения образования в ведущих мировых университетах.
Результаты партнёрства и сотрудничества будут использоваться в учебном процессе с целью его совершенствования: при разработке содержания и технологий обучения — включение материалов, отражающих новейшие достижения зарубежной науки; постановку новых лабораторных работ; использование зарубежного опыта при руководстве научно-исследовательской работой, использование зарубежных достижений при проведении научно-исследовательской работы; создание новых научных подразделений.
Сегодня на уровне многофункциональной образовательной организации существуют реальные проблемы и трудности, которые в процессе работы сотрудников ГБНУ « МИРО » с образовательными округами г. Москвы выделены в пять групп: проблемы организационно-управленческие, социально-психологические, социально-экономические, организационно-педагогические, организационно-информационные. В рамках решения этих проблем в настоящее время осуществляется работа по разработке функциональных моделей управления в условиях укрупнённых структурных единиц, развитие организационной культуры в условиях изменения уклада деятельности образовательных организаций, создание эффективной системы мониторинга качества образования.
Все вышеназванные проблемы решаются, но для этого нужно учитывать преимущества многофункциональных образовательных организаций, которых в количественном выражении, по сравнению с существующими трудностями, значительно больше. Главное, интеграция ресурсов в крупном образовательном комплексе позволит создать условия для повышения качества образования и увеличение спроса на образовательную организацию. НО