Научная статья на тему 'Педагогические риски в условиях введения ФГОС'

Педагогические риски в условиях введения ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
627
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ / ФИЗИЧЕСКИЕ / ДИСПОЗИЦИОННЫЕ РИСКИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РИСКОЛОГИЯ / АНТИРИСКОВАЯ ПРОГРАММА / ПРОФИЛАКТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РИСКОВ / STRATEGIC / PHYSICS / DISPOSITION RISKS / PEDAGOGY RISKS PROBLEMS / ANTI-RISKS PROGRAM / EDUCATIONAL RISKS PROPHYLAXIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гоглова Марина Николаевна

Сомнения в целесообразности процесса введения ФГОС и неудовлетворённость организацией новшества. Риски инноваций. Вопрос формирования профессиональных компетентностей педагогов. Обладает ли педагогика возможностью влиять на развитие общества как целостного многообразия социальных групп и деловых сообществ? Прогноз возможных рисков при введении ФГОС в образовательные организации. Административные команды школ, ориентированные на успешную инновационную деятельность. Антирисковые программы. Угрозы введения ФГОС основного общего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические риски в условиях введения ФГОС»



ПЕ ДАГОГИЧЕСКИЕ РИСКИ в условиях введения ФГОС

Марина Николаевна Гоглова,

заведующая лабораторией стандартов общего образования Научно-исследовательского института столичного образования Московского городского педагогического университета, доцент, кандидат педагогических наук

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования вошли в жизнь школы, но до сих пор являются предметом обсуждения заинтересованной общественности. Причина тому — сомнения в целесообразности процесса введения ФГОС, а порой и неудовлетворённость организацией новшества.

• стратегические, физические, диспозиционные риски • педагогическая рискология • антирисковая программа • профилактика педагогических рисков

Всякая инновационная деятельность сопряжена с риском. В условиях введения ФГОС риски, как некое неопределённое событие или условие, которое в случае возникновения имеет позитивное или негативное воздействие на репутацию образовательной организации, может привести к приобретениям или потерям. Риск — возможная опасность, «смелое предприятие, замысел, осуществляемый не столько в силу уверенности, сколько в надежде на случайность»1.

В образовании приобретения или потери связаны с качеством образования. Риск можно рассматривать как характеристику ситуации, имеющей неопределённость исхода, при обязательном наличии неблагоприятных последствий. А чтобы неблагоприятных последствий не было,

1 См.: Арламов А.А. Педагогический риск как проблема методологии социальной педагогики // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2010. № 1. С. 12-21.

93

необходимо прогнозировать возникновение рисков и искать пути их минимизации.

Современному образованию нужны профессионалы, умеющие работать в инновационном режиме. Чтобы удовлетворить потребности образования, педагогическим и руководящим работникам необходимы навыки исследовательской и организационно-управленческой деятельности для обеспечения возможности применения обоснованных и профессионально верных решений в неопределённых и кризисных педагогических ситуациях, возникающих при введении ФГОС.

Сегодня в системе дополнительного профессионального образования остро стоит вопрос формирования профессиональных компетентностей педагогов, обеспечивающих успешную деятельность в ситуации риска. В инвариантные модули учебных программ повышения квалификации включён раздел, посвящённый педагогической рискологии. Это новая

-е-

М.Н. Гоглова. Педагогические риски в условиях введения ФГОС

отрасль науки педагогики, которая изучает поведенческие аспекты профессионального труда педагога, сущность педагогического риска в ситуации неизбежного выбора.

Обладает ли педагогика возможностью влиять на развитие общества как целостного многообразия социальных групп и деловых сообществ? Является ли образование ценностью общества? В решении любой педагогической задачи могут появиться побочные продукты.

Опираясь на исследования И.Г.Абрамовой2, попробуем прогнозировать возможные риски при введении ФГОС в образовательные организации.

Ситуация 1. Знакомство учителя с ФГОС и материалами, разработанными в рамках требований ФГОС, вызывает рассогласование между его успешной профессиональной деятельностью, ориентированной на формирование знаний, умений и навыков ученика, и необходимостью «перестраивать себя» для формирования новых образовательных результатов, суть которых учитель не понимает, а следовательно, отторгает саму идею «перестройки». Срабатывает стереотип мышления учителя: «Как дети будут сдавать ГИА и ЕГЭ?». Ведь умения ученика управлять учебной деятельностью, решать нестандартные задачи не были для учителя обязательными планируемыми результатами. Если в ситуации перехода к стандартам учитель не понимает и не принимает новые установки образовательных реформ на результаты образования, он не сможет участвовать в инновационной деятельности образовательной организации. Возникает стратегический риск: неготовность педагогического коллектива к переходу к введению ФГОС.

Ситуация 2. Учитель понимает и принимает грядущие изменения в сфере образова-

2 См.: Абрамова И.Г. Теория педагогического поиска [Электронный ресурс]: Дис. ... д-ра педагогические науки: 13.00.01. М.: РГБ, 2007. (Из фондов Российской государственной библиотеки.)

ния, но на момент вхождения в процесс введения ФГОС, инициируемый администрацией образовательной организации, понимает свою профессиональную несостоятельность и невозможность участия в новации. Это риск рассогласования между необходимостью и возможностью участвовать в новом образовательном процессе, который приводит к психологическому дискомфорту как у учителя, так и у педагогического коллектива.

Ситуация 3. Администрация образовательной организации приняла решение о введении ФГОС, и с 1 сентября школа стала работать в инновационном режиме. Обязательства перед образовательной организацией ставят учителя в условия интенсификации профессионального труда. В ситуации повышенной тревожности учителя может возникнуть физический риск: ослабление телесного здоровья педагога, что, несомненно, скажется на психологическом, эмоциональном, соматическом здоровье учеников.

Ситуация 4. Введение ФГОС мобилизует педагогический коллектив на разработку нормативных актов в соответствии с требованиями новых стандартов. В коллективе сформированы рабочие группы по подготовке основной образовательной программы, в состав которых вошли члены администрации и педагогические работники. Эффективность рабочих групп зависит от командного духа, который определяется слаженностью работы и направленностью на единый для всех результат. Однако менталитет авторитарного учителя, как устойчивая совокупность психических, интеллектуальных, эмоциональных и культурных особенностей, может препятствовать его объединению с коллегами в единую команду. В этом случае сохраняются целевые установки, запросы, ожидания учителя, и они не совпадают с целевыми установками, запросами, ожиданиями, возможностями и миссией педагогического коллектива. Возникает диспозицион-ный риск.

-о-

Ситуация 5. Введение нового стандарта требует от учителя профессиональной готовности. В п. 22 ФГОС ООО сказано: «Уровень квалификации работников образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу, должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности, а для педагогических работников государственного или муниципального образовательного учреждения также квалификационной категории»3. Готовность педагога к введению ФГОС определяется наличием следующих умений:

• оценивать текущее состояние и динамику освоения учащимся основной образовательной программы;

• ставить цели на успехи в предметной сфере учащегося;

• ставить цели на достижение учащимися ме-тапредметных результатов;

• адекватно оценивать текущее состояние и динамику интеллектуального развития учащегося;

• правильно определять причины недостаточно эффективного продвижения ребёнком в освоении образовательной программы, умение правильно (адекватно) выделить трудности в освоении учебных предметов, возникающие

у каждого ученика;

• оценивать сформированность у учащихся учебных действий (УУД);

• анализировать существующие программы, сравнивать их по разным основаниям (целям, используемым средствам и др.);

• выбирать и применять современные образовательные технологии и технологии оценки, адекватные поставленным целям.

Если учитель не обладает названными умениями, следует говорить о риске несоответствия профессиональной компетентности требуемой.

Ситуация 6. При выполнении новых профессиональных задач, связанных с введением ФГОС, учитель испытывает серьёзные затруднения. Могут быть ошибки в выборе технологических приёмов, техники. Целью профессиональной деятельности учителя по-прежнему остаётся формирование знаний, умений и навыков

3 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Российской Федерации. М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения.)

95

учащихся, и он использует соответствующие педагогические технологии. Наблюдается технологический риск.

Ситуация 7. Педагог, владеющий умениями, необходимыми для введения ФГОС, видит профессиональные проблемы и способен выстроить индивидуальный образовательный маршрут. Для реализации индивидуальной образовательной программы учителю необходимы дополнительные ресурсы: интеллектуальные, материально-технические, финансовые. Уровень готовности учителя к материально-техническим затратам на профессиональное образование и развитие определяет экономический риск.

Введение ФГОС требует от учителя умения прогнозировать риски. Понимание риска в педагогике связано с рефлексивным взаимодействием педагогической деятельности учителя и образовательной деятельности ученика. Организуя образовательный процесс, педагог попадает в ситуацию неопределённости или сам её создаёт. Участники образовательных отношений оценивают друг друга и делают выбор стратегии поведения. В этой ситуации может проявляться и риск ученика, и риск педагога. Педагог, прежде чем встретиться с учащимися, осмысливает процесс взаимодействия и в зависимости от их участия, реакции и отношений к процессу их корректирует.

С этих позиций педагогический риск следует рассматривать как акт принятия педагогического решения в ситуации неопределённости с наиболее вероятным прогнозом в получении ожидаемого результата. Надёжность и обоснованность этого прогноза определяет степень педагогического риска.

Если педагогический риск рассматривать, как способ деятельности участников образовательных отношений, то его компонентами являются: • ответственность учителя в реализации поставленных целей, преодоление

-е-

М.Н. Гоглова. Педагогические риски в условиях введения ФГОС

неопределённости в ситуации выбора и принятия педагогического решения;

• регулирование взаимоотношений между участниками образовательных отношений — учеников, родителей, педагогов;

• согласование педагогических действий членов педагогического коллектива в развитии детей.

Обоснованный педагогический риск — это количественно и качественно определённая вероятность достижения предполагаемого результата, неудачи, отклонения от цели, позитивные и негативные последствия принимаемых решений.

Результаты образовательной деятельности ученика зависят от педагогического действия учителя. Областью риска является рефлексивное взаимодействие педагога и учащихся. Педагог должен быть готов к корреляции ситуации, создавать новые ситуации, вносить новые факторы, чтобы корректировать взаимные оценки, решения, выбор стратегии поведения, как своей, так и учащегося.

В педагогическом событии важно фиксировать риски участников образовательных отношений. Например, при формировании универсальных учебных действий учащихся используемые учителем нетрадиционные методы обучения могут нести в себе психологические опасности. Часть учащихся, привыкших к традиционным способам обучения, не готова воспринимать активные формы учебной деятельности — на таких уроках они теряются, ничего не успевают и часто не понимают целевых установок учебной деятельности, у них появляется комплекс неполноценности или реакция отторжения на вводимые учителем новшества в организации обучения. Другие ученики, даже принимая новые для них формы обучения, испытывают дискомфорт от конкуренции, от недо-

статка внимания учителя к их личному вкладу в урок (учитель уделяет больше внимания «неуспевающим» детям), от неадекватности оценки этого вклада.

Административные команды школ, ориентированные на успешную инновационную деятельность, разрабатывают антирисковые программы — комплекс мероприятий, направленных на управление рисками и негативными последствиями в условиях введения ФГОС. Антирисковая программа может стать приложением к основной образовательной программе общего образования организации.

Антирисковая программа

Её разработка включает три этапа.

I этап. Анализ рисков.

Под природой риска понимаются внутренние угрозы — негативные ситуации внутри образовательной организации, а также возможные отрицательные воздействия внешней среды.

К внутренним угрозам относится сопротивление как следствие неготовности педагогических работников к введению ФГОС, непонимание родителями целесообразности и значимости новых стандартов. Последствиями может быть отторжение идеи введения ФГОС.

Анализ рисков — это выявление факторов риска, качественная и количественная оценка их значимости. Все риски после выявления систематизируются и классифицируются, составляется матрица рисков.

Работа с родителями

Сформировать у родителей учащихся желание поддерживать идеи ФГОС 100% родителей поддерживают идеи ФГОС Проведение родительского собрания «Мой ребёнок учится по ФГОС»

Риск задачи: от 50 до 75% родителей сопротивляются введению ФГОС (жалобы в органы управления образованием) Риск планируемых результатов: около 25% поддерживают идеи ФГОС Риск действий: 50% родителей присутствуют на родительском собрании

-е-

Существует несколько методов анализа и прогнозирования рисков. Самый простой и ненадёжный — метод, основанный на опыте другой школы, на аналогиях. В этом и есть его слабость — нет полных аналогий и одинаковых условий в двух школах.

Руководителями образовательных организаций используется метод пошагового планирования будущих событий на основе логических построений, выявления причинно-следственных связей и цепочек. Ограниченность использования этого метода заключается в том, что ошибка в одном шаге может привести совершенно к неверному результату, ошибочному прогнозу. Чем длиннее цепочка логических построений, тем ниже надёжность прогноза.

В образовательной практике самым продуктивным методом оказывается экспертный метод. Но у него есть недостаток — трудность в привлечении независимых экспертов и субъективность оценок. Важно иметь команду независимых экспертов, обладающих следующими профессиональными качествами:

• умение работать с информацией;

• достаточный уровень креативного мышления;

• необходимый уровень знаний в соответству-

ющей предметной области;

• свобода от личных предпочтений в отношении экспертной деятельности;

• возможность оценивать любое число идентифицированных рисков.

В сложных и уникальных ситуациях этот метод может быть использован только в сочетании с другими методами.

Самым надёжным методом считается метод моделирования будущих процессов в малых масштабах. В некоторых регионах введение новых стандартов начинается в пилотном режиме по мере готовности образовательных организаций. Например, в Московской области при введении ФГОС основного общего образования функцию пилотных площадок выполняли 22 школы. Выявление школ, готовых к введению ФГОС, осуществляется методом самоаудита и внешней экспертизы. Однако надо помнить, что многие риск-факторы начинают реализовываться именно с увеличением масштаба.

Угрозы введения ФГОС основного общего образования

Направление Риск Причины Пути страхования и минимизации рисков

Организация проектирования ООП Возложение разработки ООП на одного сотрудника • формальная административная команда; • неумение руководителя планировать деятельность административной команды; • неумение работать в команде • формирование административной команды, способной к коллективной работе

Состояние кадрового ресурса Низкий уровень подготовленности руководящих и педагогических работников к проектированию ООП • неумение руководителя/зам. руководителя прогнозировать и планировать систему подготовки и профессионального развития педагогических кадров; • отсутствие/недостаток умения педагогических работников проектировать модель/процесс; • низкий уровень мотивации инновационной деятельности у педагогических работников; • формальное отношение педагогических работников к инновационным процессам • повышение квалификации руководящих и педагогических работников в деятельностных формах; • стимулирование инновационной деятельности; • формирование системы методического сопровождения инновационной деятельности вОУ

97

-е-

М.Н. Гоглова. Педагогические риски в условиях введения ФГОС

0

Направление Риск Причины Пути страхования и минимизации рисков

Система повышения квалификации в регионе Использование форм повышения квалификации, не ориентированных на развитие новых профессиональных компетентностей руководящих и педагогических работников ОУ Неготовность ППС учреждений ВПО и ДПО к проведению курсов повышения квалификации по педагогическому проектированию, формированию школьных команд, психолого-педагогическому и научно-методическому сопровождению инновационных процессов • разработка программ по педагогическому проектированию, формированию школьных команд, психолого-педагогическому и методическому сопровождению инновационных процессов в условиях ОУ

Работа с родителями Неиспользование/ слабое использование родительского ресурса при разработке ООП • отсутствие системы работы с родительской общественностью; • формальная деятельность Управляющего (Попечительского) совета • привлечение родительской общественности к организации инновационных процессов в ОУ; • педагогическое просвещение родителей в части выполнения государственного и социального заказа; • формирование открытой образовательной системы ОУ (сайт, конференции, совместные акции родителей и ОУ, др.)

Социальное партнёрство Отсутствие партнёрских отношений ОУ сучреж-дениями, организациями, предприятиями, способными оказывать поддержку ОУ в реализации ООП • неумение руководителей ОУ строить систему партнёрских отношений; • незаинтересованность партнёров в перманентных взаимовыгодных отношениях с ОУ; • закрытость ОУ как образовательной системы • формирование открытой образовательной системы ОУ (сайт, конференции, совместные акции родителей и ОУ, др.); • реализация совместных проектов ОУ и партнёров, в том числе, организация внеурочной деятельности

е

II этап. Построение антирисковой программы.

Выявленные и прогнозируемые риски необходимо устранить или минимизировать. Антирисковая программа охватывает меры про

филактики рисков. В ней подробно описываются рекомендуемые контрмеры и ре сурсы (условия), необходимые для реализации контрмер.

Структура антирисковой программы может быть следующая.

Группа рисков Конкретный риск Контрмеры (антириски) Необходимые ресурсы Привлечение дополнительных ресурсов

Социальные партнёры Участие НИИ в организации проектной деятельности учащихся Привлечение к проектной деятельности учащихся сотрудников университета Нормативные документы, регламентирующие отношения с социальными партнёрами Соглашение о совместной деятельности с университетом

Разработка плана действий

Задача Планируемый результат Действия Сроки Ответственные

Создать условия для организации проектной деятельности с привлечением социальных партнёров 100% учащихся 8-х классов занимаются проектной деятельностью Подготовить Соглашение о совместной деятельности с университетом Июнь Директор школы

-Q-

III этап. Реализация антирисковой программы

Правильно составленная программа и план её реализации позволяют устранить возможные риски. Например, в школе в процессе введения ФГОС была составлена антирисковая программа, в которой выделены следующие шаги:

• разъяснительная работа с педагогическими кадрами (убеждение их в необходимости кардинальных преобразований в педагогическом сознании, смены целей, содержания и стиля профессиональной деятельности);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• разработка совместно с окружным методическим центром новых теоретических и методических подходов к организации переподготовки и повышения квалификации учителей в соответствии с целями и задачами ФГОС;

• обновление содержания и форм повышения квалификации и переподготовки учителей на практико ориентированной основе;

• мониторинг педагогической практики по введению ФГОС, контроль и коррекция деятельности педагогического коллектива по выполнению требований стандарта;

• просветительская работа с родителями учащихся, убеждение их в необходимости смены модели образования, расширения их полномочий как законных представителей интересов детей и, как следствие, получение новых результатов образования.

Реализация основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС требует осмысленного управления рисками. Этот процесс включает в себя:

• идентификацию факторов риска;

• анализ рисков;

• оценку риска;

• построение антирисковой программы;

• планирование реагирования на риск;

• контроль и мониторинг минимизации риска;

• планирование управления рисками.

Особое внимание уделяется профилактике педагогических рисков. Здесь значимы следующие моменты:

99

• на каждом этапе сопровождения педагогов в освоении инновационной технологии наибольший эффект достигается при командном взаимодействии всех педагогических работников образовательной организации;

• на начальных этапах профилактики применяются разнообразные формы работы для сплочения педагогов с целью установления контакта и комфортного сотрудничества в группе (обучающие семинары, педагогические исследовательские пробы, открытые педагогические форумы);

• поскольку педагоги, включаясь в инновационную деятельность образовательного учреждения, сами являются субъектами этой деятельности, они должны знать о таких возможных профессиональных рисках по ходу её осуществления, о способах их минимизации (подготовка субъектов к инновационной деятельности — учеников, педагогов, родителей).

Профилактика педагогических рисков в процессе инновационной деятельности осуществляется посредством систематического обучения педагогов, стимулирования их педагогической активности. Для этого в образовательной организации предлагается широкий спектр разнообразных форм методической поддержки, в том числе, «Школа педагогического мастерства», методические дни, конкурсы профессионального мастерства, фестивали открытых занятий, смотры, выставки, участие в конкурсах педагогической продукции и др.4

Системная методическая работа с педагогами, направленная на их профессиональный рост, формирует у них готовность

4 Сабинина Н.Н. Профилактика профессиональных рисков педагога в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения [Электронный ресурс]: Дис. ... канд. педагогические

науки: 13.00.01. М.: РГБ, 2012. (Из фондов

Российской государственной библиотеки.)

-е-

М.Н. Гоглова. Педагогические риски в условиях введения ФГОС

-Q-

к риску. Наблюдается повышение уровня профессионально-личностных характеристик, позволяющих прогнозировать и реализовывать возможности рисконесущих факторов. Педагоги с оптимальным уровнем готовности к риску в профессиональной деятельности демонстрируют более высокие показатели педагогических компетентностей, чем педагоги с низким и высоким уровнями готовности к риску.

Важнейшее условие оптимизации готовности к риску — повышение уровня самосознания педагогов, в частности таких его компонентов, как самоэффективность, самоуважение, самоинтерес, самопонимание.

Кроме того, уровень развития готовности к риску у педагогов определяется гибкостью при принятии, реализации и корректировке педагогических решений в ситуациях неопределённости, коммуникативностью, компетентностью в ситуациях педагогического взаимодействия, самоконтролем5.

5 Хабибуллин Э.Р. Готовность к риску как фактор эффективной педагогической деятельности в ситуациях неопределённости [Электронный ресурс]: Дис. ... канд. психологические науки: 19.00.13. М.: РГБ, 2008. (Из фондов Российской государственной библиотеки.)

Для организации психолого-педагогической поддержки педагогов в условиях инновационной деятельности в процессе введения новых стандартов, а также для исследования готовности к риску педагогов психолого-педагогическая служба образовательной организации может использовать следующие методики:

• личностный профиль по Г. Айзенку (EPP-S);

• опросник «Исследование готовности к риску» А.Г. Шмелёва;

• методику «Мотивация успеха и боязнь неудачи» А.А. Реана;

• опросник уровня субъективного контроля Дж. Роттера;

• опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ) В.М. Русалова;

• тест-опросник самоотношения В.В. Сто-лина, С.Р. Пантелеева;

• тест на самоэффективность (Sherer, Maddux et al., 1982) в адаптации А.В. Бояринцевой;

• методику оценки работы учителя (МОРУ) A.M. Митиной. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.