Многодетные семьи: понятие, критерии, проблемы социального обеспечения Large families: the concept, criteria, problems of social security
Заварихина Э.А.
студент 4 курса, юридический факультет
Средне-Волжский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции
(РПА Минюста России) РФ, г. Саранск e-mail: [email protected]
Zavarikhina E.A.
4-th year student faculty of law
Sredne-Volzhsky Institute (branch) All-Russian State University of Justice (RPA of the Ministry of Justice of Russia)
Russia, Saransk e-mail: [email protected]
Аннотация.
В настоящее время в условиях постоянно изменяющейся социально-экономической ситуации вопрос усовершенствования института социальной защиты и устранения проблем реализации социального обеспечения многодетных семей становится еще более актуальным. В статье производится документальный анализ регламентации понятия «многодетная семья» в нормативно-правовой базе, освещаются существующие социальные проблемы многодетных семей, а также отслеживается влияние государства на их разрешение, которое выражается в выборе оптимального пути развития социальной политики, содействующего улучшению положения многодетных семей.
Annotation.
Currently, in a constantly changing socio-economic situation, the issue of improving the institution of social protection and eliminating the problems of implementing social security for large families is becoming even more urgent. The article provides a documentary analysis of the regulation of the concept of "large family" in the regulatory framework, highlights the existing social problems of large families, and also tracks the influence of the state on their resolution, which is expressed in choosing the optimal path of social policy development that contributes to improving the situation of large families.
Ключевые слова: многодетная семья, социальное обеспечение, признаки многодетности, пособие,
льготы.
Key words: large family, social security, signs of having many children, benefits, benefits.
Необходимо отметить, что в настоящее время в действующих нормативно-правовых актах социальной направленности рамки понятия «многодетной семьи» остаются нечетко определенными, официально установленный термин отсутствует.
При составлении общего понятия многодетности, в первую очередь необходимо руководствоваться положениями Конституции Российской Федерации в области социальной политики, в которых указывается, что семья, материнство и детство находятся под государственной защитой [5].
В последние годы многодетным семьям уделяется большое внимание со стороны государственных органов Российской Федерации, так как иждивенческая нагрузка семьях гораздо больше, также требуется большая материальная поддержка для обеспечения соответствующих условий для качественного развития детей.
Так как семейное благополучие является одним из приоритетных направлений развития государства, обеспечение мер поддержки по отношению к многодетным семьям целесообразно.
Понятие многодетности по своему существу динамично. Общая тенденция указывает на то, что понятие многодетности постепенно снижало критерии своего определения (имеется в виду количество детей в семье,
позволяющее определить семью многодетной): если до 19 века многодетность по представлению населения и государства отождествлялась с наличием 5-8 детей в семье, то на данный момент по причине сниженной рождаемости критерий подпадания под понятие многодетности опустился до трех детей в семье.
Например, «ГОСТ Р 52495-2005. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Термины и определения» закреплял обязательным условием отнесения семьи к многодетной наличие трех и более детей, но при этом необходимо соответствие порогу многодетности, который устанавливается органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации [3].
В настоящее время вопросы определения семьи к многодетной регулируются на федеральном уровне Указом Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 г. №431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» [7]. Его принятие обусловлено оптимизацией проведения целевой адресной государственной политики в контексте ослабления регулирования ценообразования государством. Так, у субъектов Российской Федерации появилась возможность самостоятельно определить категории семей, относящихся к многодетным, а также нуждающихся в дополнительной социальной поддержке. Такое определение критериев многодетности производится с учетом культурной и национальной специфики, связанной с социально-экономическим, демографическим положением конкретного региона Российской Федерации.
На основе анализа практики можно сделать вывод о том, что, исходя из имеющихся в регионе бюджетных возможностей, каждый субъект Российской Федерации по-своему определяет социальный статус такой семьи, так как признание семьи многодетной сопряжено с предоставлением мер государственной поддержки [4, с. 132]. Например, по этой причине в некоторых регионах снижен порог допустимого возраста детей в многодетной семье - 16 лет.
Анализ регионального законодательства позволяет сделать вывод о том, что статус многодетной семьи, имеющей трех и более несовершеннолетних детей, официально может подтверждаться законами субъектов Российской Федерации. Так, в соответствии с Законом Республики Мордовия от 28 декабря 2004 г. № 102-З «О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия» (далее - Закон) многодетная семья определяется как семья, имеющая трех и более детей [5]. Состояние в прямом родстве является необязательным критерием - Законом приравниваются к многодетным в том числе семьи, имеющие приемных, усыновленных и опекаемых, если общее количество несовершеннолетних достигает трех и более. При этом понятие несовершеннолетия в данном случае растяжимо: при условии очной формы обучения ребенка в образовательных организациях он будет проходить «порог» многодетности и после достижения 18 лет вплоть до окончания обучения, но не старше 23 лет.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что многодетной семьей в Российской Федерации в данный момент признается семья постоянно или преимущественно проживающая на территории конкретного субъекта Российской Федерации, имеющая трех и более детей в возрасте до 16 или 18 лет, также обучающихся по общеобразовательным программам. Можно закрепить семья утратит статус многодетной, если с течением времени в семье останутся несовершеннолетними лишь двое детей.
По словам Т.И. Волостновой отдельно заслуживающим внимание является факт непосредственного участия родителей в жизни детей: «Немаловажно обратить внимание на тот факт, что рождение троих детей автоматически не делает семью многодетной. Такой статус предоставляется только родителям, которые занимаются воспитанием своих детей, а также заботятся об их нравственном развитии и здоровье» [6, с. 161]. Также Т.И. Волостнова выделяет, что статус многодетности относится к обоим родителям, состоящим в браке, но и после осуществления бракоразводного процесса один из родителей, осуществляющий после этого прямые обязанности в отношении воспитания детей, этот статус не утрачивает.
Интересной является предложенная Е.И. Холостовой типологизация многодетных семей [7, с. 414]. В основу классификации взята целенаправленность получения статуса многодетной семьи. Выделяются:
1. Запланированные многодетные семьи, в которых отмечается частое проявление трудностей, связанных с финансами, а также некоторые жилищные проблемы в части необходимой жилищной площади для полноценной жизнедеятельности членов семьи. Но тем не менее, мотивация родителей к качественному воспитанию детей велика, так как дети являются в семье ценностью.
2. Многодетные семьи, образовавшиеся в результате слияния детей предыдущих браков родителей, а также «новых» детей от нового брака. В данных семьях не наблюдается затрудненная финансовая ситуация, но при этом в моральном плане может отсутствовать родственная привязанность не родных по крови детей, ими может ощущаться отчужденность.
3. Неблагополучные многодетные семьи, где родительские функции выполняются на низком уровне или отсутствуют вовсе. Дети таких семей в большинстве случаев имеют прогрессирующие заболевания, девиантное поведение. В большинстве случаев такие семьи распадаются по причине лишения родительских прав и определения детей в детские дома.
4. Незапланированные многодетные семьи, образовавшиеся в результате медицинских противопоказаний, рождения близнецов, отсутствия сексуального образования (знаний о методах контрацепции) и так далее.
Одной из основных специфичных черт многодетных семей является то, что помимо обычных проблем, присущих всем типам семей, они вынуждены находить решение иным проблемам, которые требуют более трудозатратных действий.
Однако степень востребованности тех или иных видов государственной поддержки многодетным семьям определяется в зависимости от конкретных характеристик многодетных семей, таких как материальное благосостояние (несостоятельные, обеспеченные) количество родителей в семье (здесь имеются ввиду полные либо неполные семьи).
Многодетные семьи являются крайне уязвимой категорией населения в связи с тем, что по причине нестабильности социально-экономической ситуации поддержание государством оптимального уровня благополучия таких семей и обеспечение достойного качества их жизни осуществляется не в полной мере.
Нельзя не отметить, что негативное влияние на материальное положение многодетных семей оказало в том числе изменение социального регулирования в части его перехода с федерального уровня на региональный. Из-за отсутствия установленных на федеральном уровне размеров пособий, причитающихся многодетным семьям, выявлено, что субъектами Российской Федерации основной и повышенный размер пособий определяется в произвольном порядке. При этом наблюдается, что сама сумма пособий как правило крайне незначительна и при учете всех необходимых расходов на ребенка составляет около 7% от прожиточного минимума ребенка.
Система существующих государственных пособий для многодетных семей предстает крайне неэффективной на фоне их общей материальной несостоятельности. Государственные пособия в действительности не рассматриваются гражданами Российской Федерации, являющимися родителями трех и более детей, в качестве достойной помощи от государства, которая покрыла бы основные расходы, требуемые на качественное содержание детей.
В регионах остается не полностью либо частично реализованными большое количество льгот для многодетных семей по причине зависимости возможности их реализации в полном объеме от состояния бюджетной платежеспособности того или иного субъекта Российской Федерации. Естественно, сложившаяся
ситуация имеет прямое отношение к полномерной реализации права детей из многодетных семей на качественное всестороннее развитие и на достойные условия жизни.
Многие социальные исследования указывают на высокие риски наступления бедности в многодетных семьях. В эти риски также включается характерный для многодетных семей низкий уровень экономической активности ее трудоспособных членов: несмотря на свою полную трудоспособность, они не осуществляют трудовую деятельность и не являются соискателями (ситуация встречается в 31% семей). В основном это связано не столько с необходимостью обеспечения ухода за детьми, сколько с нехваткой гибких графиков занятости на рынке труда и высоким уровнем безработицы в государстве в целом. То есть, мотивация трудоспособных членов многодетной семьи остается недостаточной ввиду заранее предвзятой установки (которая, исходя из действительности, обосновано имеет причину) о невозможности получения комфортного рабочего места.
Недостаточность и неэффективность социального обеспечения в отношении многодетных семей имеет свои последствия, отражающиеся на здоровье и общем развитии детей. Тем не менее, Российской Федерацией как социальным государством гарантируется обеспечение достойной жизни и свободного развития каждого ребенка вне зависимости от его происхождения либо иных семейных обстоятельств. Важно отметить своевременность предоставляемых государством благ, так как с течением времени они попросту теряют актуальность (например, система очередности в отношении услуг дошкольных образовательных учреждений вынуждает находиться в ней годами до появления свободного места).
Как видно, большинство российских многодетных семей испытывают материальные трудности, в связи с чем у молодого поколения возникают сомнения касаемо заведения даже одного ребенка, не говоря уже о трех и более. Также отмечается, что такие настроения в обществе являются прямой противоположностью действующей политике преодоления демографического кризиса.
Многодетные семьи являются достаточно уникальным и редким явлением в реалиях Российской Федерации. Так, по данным переписи населения 2020 года доля семей с одним ребенком среди общего количества семей составляет 55,5% (очевидное большинство), в свою очередь многодетные семьи (с тремя и более детьми, подходящими по критериям законодательства субъекта Российской Федерации) - 12%. Тем не менее, с течением времени наблюдается тенденция увеличения числа многодетных семей (по данным 2012 года доля многодетных семей составляла всего 6,6%) [8].
Рождение ребенка создает для родителей конституционную обязанность (являющуюся также правом) заботиться о своем ребенке. Родители ответственны за обеспечение развития и качество воспитания своих детей. Родители обязаны заботиться о здоровье (как физическом, так и умственном), духовном и нравственном развитии своих детей. Родители обязаны исполнять свои иждивенческие функции, то есть обеспечивать нужды своих несовершеннолетних детей материально. В случае развода предусмотрено право на судебное взыскание со второго родителя алиментов в целях поддержания стабильного финансового обеспечения детей.
При таком внушительном объеме возложенных обязанностей законодательно не предусмотрены вопросы осведомленности о наличии у родителей необходимых знаний для всестороннего и качественного развития детей, и, что еще более важно, никого не интересует, есть ли у родителей достаточные для содержания детей материальные средства. В то же время, при неудовлетворяющем достатке родителей не вводится ограничений в части допустимого числу детей в семье, от чего явно страдают сами дети. Наоборот, от государства постоянно слышны призывы к многодетности, в обществе порицается отказ от расширения семьи, заметно резко негативное отношения к абортам, возникшим в результате нежелательной беременности.
Таким образом, проанализировав существующую проблематику социального обеспечения многодетных семей, необходимо модернизировать действующую всестороннюю деятельность государства в области
государственной поддержки многодетных семей, а именно требуется достижение четкой гарантированности и адресности предоставляемой помощи. Также важным является формирование эффективных мер в части региональной семейной политики, целью которых необходимо обозначить непосредственный учет бюджетно-финансовых, рыночно-трудовых возможностей каждого субъекта Российской Федерации и его сопоставление с реальными потребностями многодетных семей.
Список используемой литературы:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ, от 06.10.2022) // Текст Конституции, включающий новые субъекты Российской Федерации — Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, Запорожская область и Херсонская область, приведен в соответствии с официальной публикацией на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), 6 октября 2022 г. (актуальная редакция).
2. ГОСТ Р 52495-2005. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Термины и определения: утв. Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2005 № 532-ст (ред. от 17.10.2013).
3. Указ Президента РФ от 05.05. 1992 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1992. - № 19. - Ст. 1044.
4. Карданова И. В., Астафьева М. В. К вопросу о государственной поддержке многодетных семей в России // Молодой ученый. - 2018. - № 49. - С. 130-134.
5. О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия: Закон РМ от 28 декабря 2004 г. № 102-З // Известия Мордовии. — 2004.- № 198. - 21.
6. Волостнова Т.И. WORLD SCIENCE: PROBLEMS AND INNOVATIONS - сборник статей победителей IX Международной научно-практической конференции: в 2 частях. Часть 2. - 2017. - С. 159-162.
7. Холостова Е.И. Социальная работа: учебное пособие. - 5-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. - 668 с.
8. Герасимов В. Н. Проблемы современных многодетных семей в России: сравнительный анализ с законодательством стран ЕС // Российская юстиция. - 2011. - № 2. - С. 128-132.
9. Волостнова Т. И. Институт семьи в ракурсе парадигм образования // Мир науки и образования. -2016. - № 1 (5). - С. 26-29.