Научная статья на тему 'МНОГОАСПЕКТНОСТЬ ПРОБЛЕМ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ КУРСАНТА ВОЕННОГО ВУЗА КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РЕСУРСА'

МНОГОАСПЕКТНОСТЬ ПРОБЛЕМ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ КУРСАНТА ВОЕННОГО ВУЗА КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РЕСУРСА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникативная компетентность / военно-профессиональная среда / поведенческие стратегии / духовные ценности. / communicative competence / military-professional environment / behavioral strategies / spiritual values

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голуб Владимир Витальевич, Голуб Алексей Владимирович

В статье изложены основные проблемы владения курсантами военных вузов военно-профессиональной коммуникативной культурой в соответствии с будущим статусом офицера ВС РФ. К ним отнесены: компетентность в самостоятельной интерпретации в ситуации военно-профессионального взаимодействия, владение навыками убеждения и общения, методикой обучения и воспитания подчиненных при решении морально-педагогических и служебно-профессиональных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article outlines the main problems of military professional communicative culture among cadets of military universities in accordance with the future status of an officer of the RF Armed Forces. To this from changes: competence in an independent mode in situations of military-professional interaction, the use of persuasion and communication skills, methods of training and education of subordinates while ensuring moral, pedagogical and service-professional tasks.

Текст научной работы на тему «МНОГОАСПЕКТНОСТЬ ПРОБЛЕМ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ КУРСАНТА ВОЕННОГО ВУЗА КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РЕСУРСА»

выпускников мы сможем судить, когда получим данные от выпускников, о там куда они поступили после окончания школы.

На данном этапе развития системы образования, мы хотим подчеркнуть, что необходимо развивать данное направление, как в направлении расширения специальностей с которыми дети могут ознакомиться, так и с расширением возрастной группы.

Реализовывать предпрофессиональную подготовку лиц с нарушением интеллекта мы предлагаем через программу дополнительного образования знакомя учащихся, начиная с 5 класса, с теми профессиями, которые им доступны на уровне СПО, тогда выпускники коррекционных школ будут более осознанно подходить к выбору профессии и идти в колледжи уже с определенной базой знаний по данному профилю.

Литература:

1. Акимова, О.И. Внеурочная деятельность как средство формирования профессионального самоопределения выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида: 13.00.03: автореф. дис. ... канд. пед. наук / О.И. Акимова. -Екатеринбург, 2012. -23 е. - Текст: непосредственный

2. Бондарь, В.И. О совершенствовании подготовки умственно отсталых детей к самостоятельному труду / В.И. Бондарь, И.Г. Еременко // Дефектология, 2002. - № 3.

3. Гусейнова, A.A. Профессиональная ориентация лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья /

A.A. Гусейнова, В.В. Мануйлова // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2023. - №1 (95). - С. 11-19

4. Коркунов, В.В. Профессионально-трудовое обучение, воспитание и адаптация учащихся с нарушением интеллекта: моногр. / В.В. Коркунов, С.О. Брызгалова, Г.Г. Зак, A.A. Гнатюк. - Екатеринбург, 2012. - 209 с. - Текст: непосредственный

5. Мануйлова, В.В. Актуальные вопросы организации профориентационной работы с лицами с инвалидностью /

B.В. Мануйлова // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. - 2017. - №4 (42). - С. 89-95

6. Мануйлова, В.В. Основы организации и осуществления профориентационной работы в условиях инклюзивного среднего профессионального образования / В.В. Мануйлова // Учебно-методическое пособие. - Москва - 2022.

7. Щербакова, A.M. Проблемы трудового обучения и профессиональной подготовки учащихся вспомогательной школы / A.M. Щербакова // Дефектология. - 2016. - № 4. - С. 24-28

8. Яковлева, ИМ. Трудовая подготовка лиц с нарушением интеллекта как важный фактор их социализации. В сборнике: Модернизация предпрофильного и начального профессионального образования лиц с нарушением интеллектуального развития, материалы Всероссийской научно-практической конференции. Под научной редакцией И.М. Яковлевой. - 2012. - С. 39-42

9. Яковлева, И.М. Профессиональная социализация я трудоустройство выпускников колледжей с интеллектуальными нарушениями / И.М. Яковлева, В.А. Галкина, Е.В. Скира // Вестник МГПУ. Серия: Современный колледж. - 2023. - №2(6). -С. 65-76

Педагогика

УДК 378.2

доктор педагогических наук, доцент Голуб Владимир Витальевич

Ростовский филиал Российского государственного университета правосудия (г. Ростов-на-Дону); курсант Голуб Алексей Владимирович

Военная академия ракетных войск стратегического назначения (г. Москва)

МНОГОАСПЕКТНОСТЬ ПРОБЛЕМ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ КУРСАНТА ВОЕННОГО ВУЗА КАК

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РЕСУРСА

Аннотация. В статье изложены основные проблемы владения курсантами военных вузов военно-профессиональной коммуникативной культурой в соответствии с будущим статусом офицера ВС РФ. К ним отнесены: компетентность в самостоятельной интерпретации в ситуации военно-профессионального взаимодействия, владение навыками убеждения и общения, методикой обучения и воспитания подчиненных при решении морально-педагогических и служебно-профессиональных задач.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, военно-профессиональная среда, поведенческие стратегии, духовные ценности.

Annotation. The article outlines the main problems of military professional communicative culture among cadets of military universities in accordance with the future status of an officer of the RF Armed Forces. To this from changes: competence in an independent mode in situations of military-professional interaction, the use of persuasion and communication skills, methods of training and education of subordinates while ensuring moral, pedagogical and service-professional tasks.

Key words: communicative competence, military-professional environment, behavioral strategies, spiritual values.

Введение. В последнее время уровень коммуникативной культуры в целом имеет тенденцию снижаться, а возможности языка многими не воспринимаются как духовное национальное достояние. Несмотря на объективные достижения в плане повышения культуры речи офицеров в военных учебных заведениях, продолжают оставаться реальностью значительные речевые недочеты, использование ограниченного объема речевых средств, нелитературных выражений.

Вместе с тем, в военно-профессиональной среде, даже с учетом таких особенностей речи военнослужащих как жесткий регламент отношений, строгая дисциплина, единоначалие, использование военно-профессиональных аббревиатур, в нормативных документах прописаны требования к культуре речи военного специалиста, такие как:

- корректность речи, обеспечивающая точность команд, непротиворечивость распоряжений, однозначность суждений, адекватность высказывания ситуаций общения, правильный отбор языковых средств для точного выражения смысла речи;

- четкость и ясность речи, повышение ее воздействующей и воспитывающей функции, которые обеспечивают доходчивость и доступность речи;

- чистота речи, которая обеспечивается употреблением литературных норм, отсутствием в речи вульгаризмов, жаргонизмов, ненормативной лексики и слов-паразитов.

Учитывается, что развитые речевые коммуникации помогают успешно преодолевать личностно-деловые, социально-психологические барьеры, повышают уровень общей и военно-профессиональной культуры.

Изложение основного материала статьи. Исследование обозначенных проблем в рамках образовательной площадки на базе Военной академии РВСН, подтвердило, что подготовка курсантов к выполнению служебно-профессиональных задач явится более эффективной, если уровень владения коммуникативной культурой становится системой внутренних ресурсов

курсанта, обеспечивающих подготовку будущего офицера к оптимальному выбору поведенческих стратегий на военно-профессиональном, социальном, поликультурном и межличностном уровне в рамках учебных и военно-служебных действий.

На различных этапах развития общества проблемам культуры речевых коммуникаций всегда уделялось большое внимание. Это труды ученых - языковедов XIX - XX вв. A.M. Пешковского, С.П. Обнорского и XX-XXI вв. О.М. Казарцева, Г.Р. Малыгина, Е.А. Исаева. Исследованию проблем коммуникативной культуры в военно-профессиональной деятельности в различных видах войск посвящены труды В.Т. Ащепкова, Е.В. Андриянова [3], A.B. Барабанщикова, Н.В.Барышникова [5], A.B. Белошицкиого, Л.Н. Бережновой, С.Ю. Варяница [8], И.А. Гребенщикова, М.И. Дьяченко, Н.М. Жаринова, А.И. Каменева, В.Г. Михайлова, В.Г. Михайловского, В.Ю. Новожилова, В.Я. Слепова, И.В. Шевченко, Т.А. Шишкиной [15] и др. Ими подтверждено, что владение коммуникативной культурой помогает сохранять целостность языка, защищать от потока диалектной речи, социальных и профессиональных арго, просторечий, развивать у будущих офицеров навыки конструктивного военно-профессионального общения и поддерживать моральный климат во вверенном подразделении.

Становление военно-профессиональной коммуникативной культуры происходит под влиянием объективных и субъективных факторов. В числе объективных факторов конца XX столетия обострились проблемы подмены идеологических ценностей, потери нравственных ориентиров, экономической нестабильности, политической неопределенности, совокупности материально-экономических отношений, социальной среды и характера жизнедеятельности, применительно к Вооруженным Силам, характеру военно-профессиональной среды и воинской службы. Субъективными факторами стали: утрата молодежью идеалов и ценностей, отсутствие новых нравственных ориентиров; влияние снижения духовной культуры общества на сознание и культуру курсанта и его способности к усвоению ценностей российской духовной культуры; инертность к критическому осмыслению ситуации, качеству его нравственного сознания и волевых качеств.

Анализ уровня практического владения военно-профессиональной коммуникативной культурой курсантов показал необходимость более четкого и осознанного отношения будущих офицеров к значимости владения языковыми средствами. В речи курсантов нередко присутствовали слова-паразиты, жаргонизмы, диалектные слова, а порой и нецензурные выражения, что снижало уровень культуры речи и свидетельствовало о недостаточном владении нормами речевого этикета. Их употребление курсанты объясняли экспрессивностью данной лексики и тем, что она служат для снятия напряжения, стресса в различных нестандартных ситуациях. Но действительной причиной является бедный словарный запас и уровень владения средствами языка. Анализ практики владения коммуникативной культурой выявил ряд противоречий:

- между разработанностью теоретических основ культуры речи и недостаточной разработанностью значимости коммуникативной культуры будущих офицеров;

- между потребностями современного общества в подготовке компетентного готового к военно-профессиональным коммуникациям специалиста и недостаточной оценкой значимости средств языка в общекультурной компетентности специалиста;

- между декларированием необходимости повышения уровня речевого развития военнослужащих и недостаточным уровнем организации среды профессионально-речевого развития на основе использования коммуникативных средств языка.

В настоящее время возрастает авторитет офицера российской армии и Вооруженных Сил, обусловленный повышенным вниманием к их профессионализму, обеспечению обороноспособности страны. Курсанты военных вузов 18-25 лет, находятся в стадии формирования мировоззрения, образа мыслей и поведения, и представляют социальную многонациональную, поликультурную общность, которая находится круглосуточном общении в процессе всех видов деятельности, включая военно-учебную, специфичную практическую, общественную и бытовую социальную группу с определенным молодежным субъязыком [1; 12; 13]. Отсюда актуализировалась проблема коммуникативной культуры будущего офицера и базовых аспектов ее значимости как личностно- профессионального ресурса, социального капитала будущего офицера, что обеспечивает его успешность в военно-профессиональной деятельности и обществе.

Исследование многоаспектности процесса становления военно-профессиональной коммуникативной культуры курсантов высших военных учебных заведений показало его сложный диалектический характер. Ведущим аспектом являются духовные ценности военно-профессиональной деятельности, которые отражают процессы и явления основных сфер жизнедеятельности нашего общества и его Вооруженных Сил и владение ими курсантами, как гарантами безопасности жизнедеятельности общества и государства, его идеалов и ценностей. Интеграция общегражданской и специальной военно-отраслевой коммуникативной культуры, большого спектра социогуманитарных и военно-технических знаний, наносит определённый отпечаток на процесс становления военно-профессиональной коммуникативной культуры курсантов высших военных учебных заведений.

Следующим аспектом является сложность перехода военнослужащих от одной системы духовных ценностей к другой, т.к. курсант не может резко изменить свои взгляды. Процесс становления коммуникативной культуры курсанта формируется на основе сложившейся ранее духовной культуры, которая может иметь как положительную, так и негативную направленность. Активность курсанта в освоении новых для него направлений военно-профессиональной коммуникативной культуры создает реальные предпосылки для расширения имеющейся коммуникативной культуры и становления устойчивых, зрелых морально-нравственных ценностей [13].

Важным аспектом является исследование становления военно-профессиональной коммуникативной культуры курсантов в контексте военно-профессионального обучения, которое является необходимым условием формирования зрелых, положительных мотивов будущего офицера к выполнению своего гражданского долга. Интеграция имеющихся и вновь получаемых знаний коммуникативной культуры позволяет формировать основы военно-профессиональной коммуникативной культуры курсантов, совершенствовать социальные и индивидуально-психологические основы военно-профессионального мировоззрения и военно-профессиональной деятельности.

Динамика формирования и становления военно-профессиональной коммуникативной культуры курсантов высших военных учебных заведений прослеживалась в течение трех лет обучения. Базой исследования являлась образовательная площадка на базе Военной академии РВСН. На первом этапе исследование включало изучение существующих теоретических концепций и положений, значимых в рамках задач исследования, анализ специфики и опыта профессиональной подготовки будущих офицеров. Анализ уровня развития коммуникативной культуры курсантов-первокурсников и сравнение его с необходимыми требованиями военно-профессиональной подготовки и их преемственностью, а не механическим переносом на современную действительность являлся личностно-профессиональной платформой для формирования личностно-профессионального багажа курсанта по военно-профессиональной направленности обучения.

На втором (формирующем) этапе осуществлялся анализ и коррекция интеграции имеющейся общекультурной лексики со спецификой понятий и терминов, определяющих военно-профессиональную направленность, их комплексное

использование и субординационную направленность, применение в конкретных условиях военно-учебной и служебной деятельности, наличие умений и навыков в использовании.

Обобщение результатов уровня сформированности военно-профессиональной коммуникативной компетентности курсантов, выявляло степень ее осознанности и эффективности использования на практике в соответствии с требованиями, предъявляемыми обществом к Вооруженным Силам. В результате навыки военно-профессиональной коммуникации, сформированные на начальных курсах обучения, становились основой военно-профессиональной компетентности в процессе дальнейшего обучения, самообразования, самовоспитания. Критерием сформированности военно-профессиональной коммуникативной культуры будущих офицеров выступало осознание каждым курсантом своей значимости как личности, необходимости добросовестного выполнения воинского долга и превращение (закрепление) данного осознания в социальных свойствах офицера.

Курсанты рассматривались в исследовании как малая замкнутая социальная группа, в которой в процессе речевого общения идет овладение нормами речевого этикета будущего офицера и одновременно профессиональными терминами и особенностями сленга, свойственного только военнослужащим. Особенностью коммуникативной культуры современных курсантов является развитие информационно-коммуникационных технологий, появление блогосферы и самоорганизация социальных сетей. Так, анализ речи референтной группы курсантов - продвинутых «компьютерщиков» - показал, что они используют специфический компьютерный сленг: выпасть - «выйти из программы», глючит - «периодически дает сбои по неясным причинам», дема - «демонстрационная версия программы», едритор - «текстовый peflaKTop(Editor)», Клава -«клавиатура», крекер - «программа-взломщик (Cracker)», мудем - «модем», подоконник - «Windows» и др.

Лексика, имеющая военно-профессиональный характер: духи - курсанты первого курса; воин - курсант, офицер; замок - замкомвзвода; начпат - начальник патруля; начфак - начальник факультета; начкар - начальник караула; невтупил - не понял; готовый подворотничок - подшива (воен. курсанта); располага - расположение, нахождение в казарме (общежитии); педали - берцы.

В результате выявилась необходимость повышения уровня коммуникативной культуры курсантов средствами проведения воспитательной работы, соблюдения речевого этикета и формирования устойчивой мотивации к обогащению личного лексического запаса.

Авторами был особо исследован такой пласт коммуникативной культуры курсанта как владение речевым этикетом, включающий разработанные в государстве, обществе (общегражданский) и армии (воинский)этикет; правила речевого поведения, система устойчиво закрепленных речевых формул общения, обязательных для военнослужащих российской армии (служебный).

Выбор данного пласта коммуникативной сферы курсантов обусловлен тем, что владение речевым этикетом определяет степень профессиональной пригодности будущего офицера, который является государственным служащим, гражданином России и по роду своей деятельности должен постоянно общаться с людьми. Речевой этикет курсанта осуществляется с учетом особенностей партнеров по общению: их социального и служебного статуса, национальности, возраста, характера в процессе: учебных занятий, где курсант слышит образцовое использование норм речевого этикета и использует в процессе ответов, докладов, выступлений, дискуссий, семинарских, практических занятий и на самоподготовке; в общении с офицерами-воспитателями и неформальном общении с определенным кругом курсантов- друзей в группе.

Особоое внимание уделялось использованию средств коммуникаций в учебной, совместной общественной и бытовой деятельности, в личной и досуговой деятельности с учетом особенностей военной службы. Речевой этикет курсантов имеет ряд особенностей, норм и правил речевого поведения, систему речевых формул общения и предусматривает строгое их соблюдение. Наблюдение за овладением курсантами нормами речевого этикета показало, что его умелое использование способствует приобретению уважения и авторитета среди преподавателей, командиров и сокурсников; формирует уверенность в своих действиях; снимает напряженность в ситуациях совершения неправильных действий; и в целом поддерживает положительную репутацию курсанта и престижность военного учебного заведения.

В ходе исследования было оценено владение следующими видами речевого этикета курсантов: общегражданским (свойственным всем видам профессиональной и личностной деятельности курсантов), воинским (определяемым нормативными документами и уставами военной службы), служебным (регулируемым правами и обязанностями курсантов в процессе военного обучения). Исследуемыми ситуациями речевого этикета являлись: обращение, приветствие, знакомство, просьба, благодарность, приглашение, прощание. При этом, анализ наблюдений за ситуациями речевого этикета между курсантами показал, что он имеет более свободный и более эмоционально окрашенный характер, т.к. особенности речевого этикета курсантов при общении со старшими по званию связаны с иерархическим построением армии.

Анализ показал, что к старшим курсам результаты использования курсантами коммуникативных средств языка в общем объеме воинского речевого этикета составили: общегражданским - 35%; воинским, предписываемым уставными документами, составил 35%.; служебным, при общении со старшими по званию, составил 30%. Но при этом, речевое общение курсантов, старающихся доминировать в группе (курсе), еще показывало использование ненормативной лексики, нецензурных выражений, жаргонных слов, употребление сленга, что было вызвано невысоким уровнем развития речи, ограниченным словарным запасом, однообразием использования синтаксических средств.

Выводы. Обзорный анализ имеющихся научных определений, принятых рядом ученых-лингвистов и практиков, представленных в учебниках, учебных пособиях, лингвистических и толковых словарях, и полученных знаний курсантов в процессе освоения общегуманитарных и военно-профессиональных дисциплин, позволило сделать следующие выводы.

1. Коммуникативная военно-профессиональная культура является ядром духовного мира будущего офицера, она имеет непосредственное влияние на формирование и содержание духовной стороны его жизнедеятельности, воинского коллектива и армии в целом. В содержании таких регуляторов поведения, как патриотизм, достоинство, воинский долг и воинская честь, дисциплинированность и других, играющих значимую роль в развитии коммуникативной культуры курсанта, она присутствует в сознании и мировоззрении, закрепляется в социальных качествах, объективируется в военно-профессиональной деятельности и требует, чтобы содержание ее сочеталось с общегражданской культурой и общей коммуникативной культурой в целом.

2. На начальном этапе обучения курсанты в основном имеют достаточный уровень общегражданской коммуникативной культуры, но недостаточный уровень военно-профессиональной коммуникативной культуры. Формирование военно-профессиональной коммуникативной культуры является сложным динамичным личностно-профессиональным процессом, содержащим переход в новое качество под воздействием различных условий, факторов и средств формирования. Оно требует многостороннего, комплексного подхода, а главное - знания и учета тенденций их развития в новых, динамичных условиях, выдвигающих на первый план традиционно- ценностные, а также - новые идеалы в подготовке военного специалиста.

3. Базовым научным термином исследования принят термин «коммуникативная культура курсантов военного вуза» как умение курсанта использовать в конкретных ситуациях военной службы, обучения и быта языковые средства языка, которые позволяют полнее охарактеризовать общекультурный и интеллектуальный уровень развития курсантов и обеспечить им наибольший эффект в достижении личностных и профессиональных задач.

4. Коммуникативная культура курсанта как система внутренних ресурсов будущего офицера основывается на следующих частно-научных принципах:

• направленность на военно-профессиональное и личностное развитие;

• интеграция аудиторной, внеаудиторной, академической, профессиональной и личностно-развивающей деятельности курсанта;

• адаптированность будущего офицера к выполнению должностных обязанностей в военно-профессиональной сфере и экстраполяция на уровень социума, межличностных отношений;

• мотивация к постоянному речевому самосовершенствованию, самокоррекции и саморазвитию.

Значимость овладения ими заключается в умении эмоционального саморегулирования и аргументации собственной точки зрения; использования языковых средств убеждения, порицания, похвалы будущим подчинённым; эффективного взаимодействия в поликультурной военно-профессиональной среде.

Выявленные результаты послужили основой для предложения некоторых путей повышения уровня коммуникативной военно-профессиональной культуры курсантами военного вуза, таких как:

1. Создание языковой среды коммуникаций, с учетом специфики военного обучения, быта и будущей профессиональной деятельности офицера, обеспечивающую овладение правилами речевого этикета, включая общегражданский и воинский, и способность курсантов к многофункциональному речевому общению за счет средств языковой культуры.

2. Развитие коммуникативной культуры будущих офицеров в части соблюдения корректности речи, обеспечиваемой правильным отбором языковых средств.

3. Повышение воздействующей и воспитывающей функции речи за счет развитого владения коммуникативными средствами, обеспечивающими ее доходчивость и доступность.

4. Для преодоления использования жаргонных слов, нелитературных оборотов, ненормативной лексики предлагается больше приводить примеров выразительных средств, синонимичных жаргонным и нецензурным выражениям, и позволяющих выразить различные эмоциональные состояния.

5. Формировать взаимосвязь коммуникативной культуры с умственным, психическим и интеллектуальным развитием курсанта.

Таким образом, формирование и становление военно-профессиональной коммуникативной культуры курсантов высших военных учебных заведений является сложным динамичным процессом, которому присущ переход коммуникативной культуры в новое качество путем воздействия военно-профессиональных факторов и средств.

Литература:

1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2010. - 288 с.

2. Арсланбеков, М.М. Совершенствование психолого-педагогической подготовки курсантов военных вузов / М.М. Арсланбеков // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2007. -№43-2. -С. 17-23

3. Андриянов, Е.В. Формирование профессионально-нравственного идеала офицера внутренних войск МВД России: авторефератдис. ... к-та педаг. наук: 13.00.01/Андриянов Евгений Валентинович.-Москва,2014. - 24 с.

4. Барышников, Н.В. Языковые процессы и культура речи / Н.В. Барышников // Известия Академии педагогических и социальных наук: материалы науч.-практ. конф. - Москва: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова. - 2010. - Т. 14. - С. 99-104

5. Барышников, Н.В. Культура речи офицера: идеал и реальность / Н.В. Барышников, И.О. Шевцов // Общество: социология, психология, педагогика. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/kultura-rechi-ofitsera-ideal-i-realnost/viewer (дата обращения: 01.09.2023)

6. Белошицкий, A.B. Становление субъектности будущих офицеров в военном вузе / A.B. Белошицкий. - Воронеж: Военный учебно-научный центр Воздушных сил. - 2009. - 44 с.

7. Голуб, A.B. Выразительность речи как профессионально-личностный ресурс курсанта военного вуза: исследовательская работа / А.Л. Бурмакин, A.B. Голуб. - Ростов-н/Дону: АкадемЛит. - 2022. - 62 с.

8. Варяница, С.Ю. Формирование коммуникативной компетенции у будущих офицеров по работе с личным составом в процессе профессиональной подготовки: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / С.Ю. Варяница. - СПб., 2017. - 189 с.

9. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Катаева. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. -219 с.

10. Голуб, И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / П.Б. Голуб. - М.: Логос, 2018. - 192 с.

11. Голуб, В.В. Основы научно-исследовательской деятельности студентов: учебно-методическое пособие. Издание второе, переработанное и дополненное / В.В. Голуб, Л.В. Голуб, Е.В. Голуб, И.В. Иванова. - Ростов н/Д.: АкадемЛит. -2017.-242 с.

12. Дмитриев, С.Э. Коммуникативная компетентность в военно-профессиональной подготовке офицера внутренних войск / С.Э. Дмитриев, Е.Г. Плотникова // Вестник Московского государственного областного ун-та. - 2016. - № 2. -С. 113-119

13. Исаева, Е.А. Речевая культура как составляющая высокообразованной личности / Е.А. Исаева // Общество: философия, история, культура. -2014. -№1. - С. 93-97.

14. Терешина, H.H. Русский язык и культура речи. Учебное пособие / H.H. Терешина. - Балашиха. ВА РВСН. - 2019. -213 с.

15. Токарева, Т.Е. Русский язык и культура речи: электронный учебник для курсантов-носителей языка военных вузов МО РФ, обучающихся по программам специалитета / Т.Е. Токарева. - ВУ МО РФ, 2016. - 1 CD-ROM.

16. Шишкина, Т.А. Современная разговорная речь курсанта МЧС / Т.А. Шишкина // Научно-аналитический журнал «Сибирский пожарно-спасательный вестник». - 2016. - №2. - С. 25-29

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.