Общество: философия, история, культура. 2021. № 11. С. 99-103. Society: Philosophy, History, Culture. 2021. No. 11. P. 99-103.
Научная статья УДК 316.722: 316.42 https://doi.org/10.24158/fik.2021.11.16
Многоаспектность оснований геополитической культуры Алиса Валерьевна Багаева
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия dagny35@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-1708-9860
Аннотация. В статье предпринята попытка проанализировать, на какие исторические, философские, социальные, культурологические основания опирается относительно новое понятие «геополитическая культура». Автор прослеживает развитие особенностей базового понятия «культура» в его геополитическом преображении. Доказывается, что и на таком уровне остаются актуальными все три составляющие смысла культуры: смысл обработки и взращивания, смысл воспитания и развития, смысл почитания. Также обращается внимание на то, что геополитика заостряет эти смыслы, позволяет с их помощью обнаружить признаки грядущих социально-политических изменений, в том числе трансформационного характера. Однако точно также геополитическая культура из общего культурного кода черпает инструменты сглаживания разногласий, построения мостов межкультурного взаимодействия, с помощью которых можно налаживать геополитическое сотрудничество.
Ключевые слова: международные отношения, история, геополитика, геополитическая культура, общество, государство, конфликт
Для цитирования: Багаева А.В. Многоаспектность оснований геополитической культуры // Общество: философия, история, культура. 2021. № 11. С. 99-103. https://doi.org/10.24158/fik.2021.11.16.
Original article
The multidimensionality of geopolitical culture foundations
Alisa V. Bagaeva
Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia, dagny35@gmail.com, https://orcid.org/ 0000-0002-1708-9860
Abstract. The author attempts to analyze the historical, philosophical, social, and culturological foundations of the relatively new concept of "geopolitical culture". The author traces the development of the features of the basic concept of "culture" in its geopolitical transformation. It is proved that at this level all three components of the meaning of culture remain relevant: the meaning of processing and cultivation, the meaning of education and development, the meaning of reverence. Attention is also drawn to the fact that geopolitics sharpens these meanings, with their help allows to detect signs of impending social and political changes, including those of transformational character. Although in the same way, geopolitical culture draws from the common cultural code tools for smoothing out differences, building bridges of intercultural interaction, with the help of which it is possible to establish geopolitical cooperation. Keywords: international relations, history, geopolitics, geopolitical culture, society, state, conflict For citation: Bagaeva, A.V. (2021) The multidimensionality of geopolitical culture foundations. Society: Philosophy, History, Culture. (11), 99-103. Available from: doi: 10.24158/fik.2021.11.16 (In Russian).
Почти невозможно найти понятие, которое имело бы столько значений, сколько их имеется у понятия «культура». Суть этого многообразия подходов, взглядов, мнений, трактовок, представлений культуры измеряется не количеством дефиниций (некоторые исследователи насчитывают их около полутысячи), а широтой диапазона, который начинается с апологетики и придания культуре высшего смысла и завершается ее полнейшим уничтожением.
В качестве примера первого типа отношений можно привести постулаты выдающегося русского мыслителя, художника Николая Константиновича Рериха, неутомимого защитника культурных ценностей, инициатора принятия Пакта Рериха о культуре (Рерих, 1991): «Культура есть почитание Света» «Культура есть любовь к человеку» «Культура есть благоухание, сочетание жизни и красоты» «Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений» «Культура есть оружие Света»
© Багаева А.В., 2021
«Культура есть двигатель»
«Культура есть Сердце».
На другом полюсе находится такая культура, которая, разрушая себя, крушит все и всех ее окружающих. В отличие от понятия «культура», которое даже в разных своих вариантах несет созидательный смысл, строгого определения термина «антикультура» так пока и не появилось, вероятно, из-за его деструктивного для социума и человека характера (Балашов, 2002). То, что лишь уничтоживший себя как творческую личность человек готов убить культуру, подтверждает известная фраза немецкого прозаика, драматурга, поэта, президента Имперской палаты литературы (нем. Reichsschrifttumskammer), группенфюрера СС Ганса Йоста: «Когда я слышу о культуре, я снимаю с предохранителя свой браунинг» (нем. Wenn ich Kultur höre ... entsichere ich meinen Browning). Это - цитата из пьесы Йоста «Шлагетер» (Schlageter, 1933), которую он написал вскоре после прихода национал-социалистов к власти в Германии. Героя пьесы можно назвать образцом антикультуры: Альберт Лео Шлагетер отличался тем, что этот отставной военный, член парамилитарной группировки, входящей во Фрайкор (нем. Freikorps - свободный корпус, добровольческий корпус), участвовал в диверсиях во время французской оккупации Рура после Первой мировой войны. Деструктивная сила приведенной выше фразы Йоста такова, что ее приписывают самым разным персонам, прежде всего, Йозефу Геббельсу1.
Совершенно очевидно, что поляризация оценок культуры становится еще четче и контрастнее, когда в огромном океане смыслов мы находим те островки, которые возникают потому, что на этой зыби неизбежно есть более твердые основания - те, что дает рассмотрение культуры сквозь призму социального. Поэтому можно выделить культуру социальную, экономическую, политическую... Анализ содержания любого из этих понятий предполагает следование за теми компонентами изначального, базисного понятия «культура», которое сформировалось в древнеримский период и нашло описание в работах выдающихся личностей античности. Первым из них был Марк Порций Катон, известный как Катон Цензор, Старший и Мудрый. Его трактат «О земледелии», или «Земледелие» (лат. De Agri Cultura) остается наиболее ранним из дошедших до нас произведений на латинском языке о ведении сельского хозяйства, истории, экономики и быта Древнего Рима (Катон, 1950). Другая не менее грандиозная фигура, уделившая теме культуры особое внимание, - это Марк Туллий Цицерон. Ему принадлежит высказанная в «Тускуланских беседах» (лат. Tusculanae disputationes) (Цицерон, 2020), философской работе, посвященной этике, яркая метафора - cultura animi. Ее можно перевести как «возделывание, воспитание души» (Назаретян, 2012: 62).
За прошедшие с тех пор две тысячи лет представления о культуре как превозносили, так и ниспровергали в бездну. Это понятие вбирало в себя невероятно широкий круг близких и дальних областей, и точно так же его сужали до конкретного вида искусства. Однако постепенно все идеи, относящиеся к этой области, сконцентрировались вокруг трех изначально заложенных в этом термине смыслов. Первый смысл - обработка и взращивание, который изначально идет от процессов, связанных с природой, но также начал применяться и в отношении человека как социального существа, а не только биологического. Второй смысл, уже прямо относящийся к человеку, - воспитание и развитие. Третий смысл - погруженность в определенный культ, его почитание (Бирюкова, 2016).
Такую компоновку понятия «культура» можно считать универсальной и применять ее ко всем возможным проявлениям, включая геополитическую культуру (Терновая, 2021). Данный термин был введен в научный оборот одним из наиболее известных представителей критической геополитики, ирландским географом, профессором международных отношений в Технологическом институте Вирджинии Джерардом Тоулом. Этот автор представляет ее одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на трансформацию геополитических образов и представлений в геополитическое видение (O'Tuathail, 1996). Если сто лет назад Освальд Шпенглер говорил о культуре как о первофеномене всей прошлой и будущей Всемирной истории (Шпенглер, 1993: 135), то сейчас, по аналогии, мы можем охарактеризовать геополитическую культуру как перво-феномен не только собственно геополитики, но и более широко - международных отношений.
Такой подход объясняется тем, что геополитическая культура впитывает в себя абсолютно все представления, образы, а также формируемые на их основе ценности, бывшие в картине мира разных народов в прошлом, имеющиеся в ней сейчас и закладываемые на будущее. Далее, на этой платформе выстраивается модель геополитического поведения государства, имеющая гибкость, или, наоборот, отличающаяся закостенелостью, проявляемая вместе или порознь элитой и массами, центром и регионами, а также определяемая международной обстановкой, наличием угроз национальной безопасности и геополитическим весом государства.
1 Queen is poorly educated and philistine, says Starkey [Электронный ресурс] // The Guardian. URL: https://www.theguardian.com/uk/2007/dec/22/monarchy.topstories3 (дата обращения 11.11.2021).
Геополитическая культура скрывается за этой конструкцией, подобно части айсберга, находящейся под водой, но это около 90 % объема айсберга. Этой гигантской части ледяной глыбы не видно, однако она определяет все ее движение в водной стихии. Поскольку геополитическая культура детерминирована историческим путем, пройденным каждым народом, проявляется в комплексе его традиций, обычаев и обрядов, ее специфические черты гораздо легче обнаруживаются не в геополитических доктринах и стратегиях, а в инструментарии национальной идентификации, составленной из множества языков, на котором говорит данная геополитическая общность. Эта сложная знаковая система вбирает в себя не только лингвистическую компоненту, но и множество других элементов, без которых невозможно представить своеобразие ни одного народа (Дробижева, 2020; Тишков, 2013).
Если перенести эти функции на геополитическую культуру, то выяснится, что по своим векторам развития они совпадают с базисной культурой. Однако для того, чтобы разобраться в таких совпадениях, надо сложить замысловатый пазл. Трудность этой задачи определяется тем, что общая картина состоит из множества единичных деталей, каждая из которых чем-то отлична от других. Она индивидуальна, как индивидуален любой человек, несущий в себе хотя бы частичку света культуры. Не только отдельные детали, но и фрагменты, собранные из них, могут привносить в картину геополитической культуры диссонанс, вырываться из нее своим отношением к прошлому, языку, религии, праздничной обрядности. Подобные несовпадения в культуре проявляются раньше, чем в политике, экономике, социальной жизни. И если власти и общество не замечают и игнорируют их, рано или поздно они могут обратить на себя внимание бунтом, протестом, революцией или вооруженным конфликтом.
Примеров таких геокультурных взрывов великое множество. Тридцать лет назад закончилась Советская эпоха. В новой России возникла многопартийность, началось религиозное возрождение, но при этом расцвела криминальная культура, вышедшая далеко за границы преступного мира. Удивляться всему этому не имело смысла, поскольку строители коммунизма, формируя нового человека, часто выдавали желаемое за действительное, вместо подлинного созидания занимались искоренением прошлого. За следами переделок все равно скрывалось разрушаемое. Довольно наглядно это доказывает следующий пример. В апреле 2010 г. во время зондирования стен Никольских и Спасских ворот Московского Кремля под десятисантиметровым пластом штукатурки и сетки реставраторы обнаружили древние иконы: изображение Николы Можайского, которое уцелело примерно на 50 %, и лик Спасителя над Спасским воротами, уцелевший на 80 %.
То, что скрытое в геополитической культуре становится явным, подтвердили события, последовавшие за государственным переворотом на Украине в 2014 г. Общественное развитие пошло по новой траектории, отражая воздействие целого ряда факторов, одним из которых является геополитическая культура. Воссоединение Крыма с Россией, создание Луганской и Донецкой народных республик стало подтверждением того, что у населения расколовшихся частей государства были не только разные языки, но и другие герои. В каждой геополитической культуре имеются собственные герои - созидатели определенного мира, полностью отдавшие себя его утверждению во имя счастья живущих в нем людей. Главное, чтобы для общего геополитического пространства они были одинаковыми. Поэтому разрыв Украины, помимо всего прочего, был предопределен смысловым конфликтом Мазепы и Богдана Хмельницкого, Бандеры и Павки Корчагина, Шухевича и Кожедуба.
На наших глазах разворачивается очередной акт трагедии Афганистана. Силы движения «Талибан», еще в 2003 г. признанной Советом Безопасности ООН террористической организацией, после ухода американских войск стремительно заняли подавляющую часть страны и ее столицу - Кабул. Это означает, что там, где будет установлена власть «Талибана», будут введены нормы шариата, под запретом могут оказаться телевидение, изобразительное искусство, музыка. Может быть запрещено не только пользоваться компьютерами и Интернетом, который оказывает антиисламское влияние на жителей страны, но и играть в шахматы, поскольку их также посчитали антиисламскими. Многим жителям планеты, даже самых бедных государств мира, эти запреты могут показаться дикими, но для рядового афганца, средняя продолжительность жизни которого составляет всего 43 года, почти все из перечисленного и до этого не было доступным. Естественно, бедственным положением афганского народа пользуются боевики, предлагая вместо недоступной культуры простые модели бытия.
Афганистан иногда называют «могилой империй», только в этой стране империи вырыли их себе сами, увлекаясь своими истинами и целями, а не руководствуясь теми знаками, что посылала им геополитическая культура афганского общества, имеющая настолько глубокие корни, что сложно даже вообразить. Сельские общины жили на этой территории уже пять тысяч лет назад. Геополитическая культура имеет своим важнейшим источником язык, а он говорит, что и
топоним «Афганистан» образован от этнонима «афган», являющегося персидским словом, которое переводится как «молчание» или «безмолвие». С тюркских языков слово «Ауган» («Афган») тоже переводится словами, близкими по смыслу - «ушедший», «скрывшийся» (Словарь географических названий Афганистана, 1988). Дальнейшие пояснения того, как это отразилось на геополитической культуре Афганистана, представляются излишними.
Еще одним важным ракурсом в анализе геополитической культуры конкретного общества является изучение ее смехового, или юмористического компонента. О нем как о специфической форме коммуникации, позволяющей продемонстрировать радость жизни, беспечальное отношение к себе и миру, писали многие выдающиеся ученые (Бахтин, 1990; Карасев, 1996; Лихачев и др., 1976). Увидеть долю смеховой культуры внутри культуры геополитической очень непросто, еще труднее с ее помощью объяснить другим уникальность той или иной геополитической модели. Образец такого умения продемонстрировал министр иностранных дел России Сергей Викторович Лавров 12 августа 2021 г. во время своего выступления в арт-кластере «Таврида». Отвечая на вопрос, как можно изменить в других странах отношение к медведям, водке и балалайке, воспринимающимися как «традиционно русские», Лавров заметил, что он положительно оценивает такие стереотипы: «Слава богу, что у нас такие символы. Просто воспринимают нас как страну балалайки, водки. Это, во-первых, признак веселья, доброго отношения к жизни. Ну и медведи - признак нашего бережного отношения к природе»1. Мудрость смеховой культуры в целом, и в ее геополитическом ракурсе, в частности, состоит в том, что ассоциации, которые вызывают позитивные эмоции и улыбку, служат более надежным и прочным мостом взаимодействия не только отдельных людей, но и государств, чем образы агрессии и величия.
Эта закономерность отчетливо проявилась во время летних олимпийских игр в Токио, когда российским спортсменам запрещено было выступать под национальным флагом и с национальным гимном. Все знаковые образы России тщательно удалялись Международным олимпийским комитетом (МОК). В частности, российским синхронисткам, выступающим под музыку песни «Калинка», написанной композитором Иваном Петровичем Ларионовым в народном стиле, потребовалось срочно менять эскиз купальников, на которых было изображение медведя, по мнению МОК, вызывающего прямые ассоциации с Российской Федерацией. Спортсменки завоевали золотые медали, выступив в купальниках с рисунком балалайки вместо запрещенного медведя. Можно заметить, что членам МОК, принимавшим решение о недопустимости использования образа медведя в связи с рестрикциями против российской команды, не хватило чувства юмора. Однако часто именно юмор помогает не только политикам, но и обычным людям из общего культурного кода черпать инструменты сглаживания разногласий, построения мостов межкультурного взаимодействия, с помощью которых можно налаживать геополитическое сотрудничество.
Все приведенные выше факты подчеркивают одновременно как сложность распознавания особенностей каждой конкретной геополитической культуры, так и акцентируют настоятельную необходимость не игнорировать эту задачу. Ведь воздействие геополитической культуры на степень сплоченности населения, на внешнеполитический курс государства, на восприятие образа страны за рубежом огромно, и это делает ее изучение весьма важной теоретической и практической задачей.
Список источников:
Балашов Л.Е. Негатив жизни: антикультура и антифилософия. М., 2002. 39 с.
Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990. 541 с.
Бирюкова Е.А. О значении понятия «Культура» // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 12-4. С. 131-134.
Дробижева Л.М. Российская идентичность: поиски определения и динамика распространения // Социологические исследования. 2020. №8. С. 37-50. https://doi.org/10.31857/S013216250009460-9.
Карасев Л.В. Философия смеха. М., 1996. 221 с.
Катон М.П. Земледелие. М.; Л., 1950. 220 с.
Лихачев Д.С., Панченко А.М. «Смеховой мир» Древней Руси. Л., 1976. 204 с.
Назаретян А.П. Антропология насилия и культура самоорганизации: очерки по эволюционно-исторической психологии. 3-е изд. М., 2012. 256 с.
Рерих Н.К. О вечном... М., 1991. 462 с.
Словарь географических названий Афганистана / Сост. Гаврилова С.С., Ежов Г.П. М., 1988. 392 с.
Терновая Л.О. Геополитическая культура. М., 2021. 339 с.
Тишков В.А. Российский народ: история и смысл национального самосознания. М., 2013. 649 с.
Цицерон М. Т. Тускуланские беседы. М., 2020. 272 с.
Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. Т. 1: Гештальт и действительность. М., 1993. 666 с.
O'Tuathail G. Critical geopolitics: The politics of writing global space. New York, 1996. 314 p.
1 Лавров в шутку сравнил степень свободы медведей в России и индейцев в США [Электронный ресурс] // Известия. URL: https://iz.ru/1206336/2021-08-12/lavrov-v-shutku-sravnil-stepen-svobody-medvedei-v-rossii-i-indeitcev-v-ssha (дата обращения 11.11.2021).
References:
Bakhtin, M.M. (1990) Tvorchestvo Fransua Rable i narodnaya kul'tura srednevekov'ya i Renessansa [Francois Rabelais' creativity and folk culture of the Middle Ages and Renaissance]. Moscow: Khudozhestvennaya literatura. (In Russian)
Balashov, L.Ye. (2002) Negativ zhizni: antikul'tura i antifilosofiya [The negative of life: anti-culture and antiphilosophy]. Moscow: Academia. (In Russian)
Biryukova, Ye.A. (2016) O znachenii ponyatiya «Kul'tura» [On the meaning of the concept of Culture]. Aktual'nyye problemy gumanitarnykh iyestestvennykh nauk. (12-4). 131-134. (In Russian)
Cicero, M.T. (2020) Tuskulanskiye besedy [Tusculanae Disputationes]. Moscow: RUGRAM. (In Russian) Drobizheva, L. (2020). Russian Identity: Searching for Definition and Distribution Dynamics. Sotsiologicheskie issledovaniya. (8), 37-50 https://doi.org/10.31857/S013216250009460-9. (In Russian)
Gavrilova, S.S., Yezhov, G.P. (eds.) (1988) Slovar' geograficheskikh nazvaniy Afganistana [Afghanistan Geographical Names Dictionary]. Moscow: TSNIIGAiK. (In Russian)
Karasev, L.V. (1996) Filosofiya smekha [The philosophy of laughter]. Moscow: Rossiyskiy gosudarstvennyy gumanitarnyy universitet. (In Russian)
Katon, M.P. (1950) Zemledeliye [On Agriculture]. Moscow; Leningrad: izdatelstvo i 1 tipografia; Izdatelstvo Akademii nauk SSSR. (In Russian)
Likhachev, D.S., Panchenko, A.M. (1976) «Smekhovoy mir» Drevney Rusi [The World of Laughter in Old Russia]. Leningrad: Nauka. Leningradskoye otdeleniye. (In Russian)
Nazaretyan, A.P. (2012) Antropologiya nasiliya i kul'tura samoorganizatsii: ocherki po evolyutsionno-istoricheskoy psikhologii [Anthropology of Violence and a Culture of Self-Organization: Essays on Evolutionary-Historical Psychology]. Third edition. Moscow: Knizhnyy dom «LIBROKOM». (In Russian)
O'Tuathail, G. (1996) Critical geopolitics: The politics of writing global space. New York: Routledge. Roerich, N.K. (1991) O vechnom... [About eternity] Moscow: Politizdat. (In Russian)
Shpengler, O. (1993) Zakat Yevropy: Ocherki morfologii mirovoy istorii [The Decline of the West: Perspectives of World History]. Mocow: Mysl'. (In Russian)
Ternovaya, L.O. (2021) Geopoliticheskaya kul'tura [Geopolitical culture]. Moscow: INFRA-M. (In Russian) Tishkov, V.A. (2013) Rossiyskiy narod: istoriya i smysl natsional'nogo samosoznaniya [Russian people: history and meaning of national identity]. Moscow: Nauka. (In Russian)
Информация об авторе А.В. Багаева - кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии коммуникативных систем социологического факультета, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=266068.
Information about the author A.V. Bagaeva - PhD in Sociology, Associate Professor, Sociology of Communicative Systems Department, Sociological Faculty, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=266068.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 15.10.2021; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 08.11.2021; Принята к публикации / Accepted for publication 11.11.2021.