МЕДИАСОЦИОЛОГИЯ
DOI: 10.14515/monitoring.2019.5.13 Правильная ссылка на статью:
Сирмаи Э. «Много здесь, кто в стриме...» Распространение социальных медиа и девальвация основных средств массовой информации в Венгрии //Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019. № 5. С. 270—299. https://doi. org/10.14515/monitoring.2019.5.13. For citation:
Szirmai E. (2019) "Many are live 'round here." The spread of social media and the devaluation of the mainstream mass media in Hungary. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. No. 5. P. 270—299. https://doi.org/10.14515/monitoring.2019.5.13.
Э. Сирмаи
«МНОГО ЗДЕСЬ, КТО В СТРИМЕ...» РАСПРОСТРАНЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА И ДЕВАЛЬВАЦИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ВЕНГРИИ
«МНОГО ЗДЕСЬ, КТО В СТРИМЕ.» РАСПРОСТРАНЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА И ДЕВАЛЬВАЦИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ВЕНГРИИ
СИРМАИ Эва — PhD, доцент Института культурологии, заведующая медиаоб-разованием, Педагогический факультет им. Юхаса Дьюлы, Сегедский Университет, Сегед, Венгрия E-MAIL: [email protected] https://orcid.org/0000-0002-6632-5815
"MANY ARE LIVE 'ROUND HERE." THE SPREAD OF SOCIAL MEDIA AND THE DEVALUATION OF THE MAINSTREAM MASS MEDIA IN HUNGARY
Eva SZIRMAI1 — PhD, Associate Professor at Institute of Cultural Studies, Head of media education (Juhasz Gyula Faculty of Education)
E-MAIL: [email protected] https://orcid.org/0000-0002-6632-5815
1 University of Szeged, Szeged, Hungary
Аннотация. В Венгрии с 1989 г. идут горячие споры о статусе общественного телевидения и радио. Центральным вопросом этих дебатов является политическая принадлежность электронных СМИ и возможности появления оппозиции и гражданской сферы в общественных медиа. Оппозиционные партии (в парламенте и вне его), а также гражданские организации недостаточно представлены в основных средствах массовой информации, их позиции с большей вероятностью будут опосредованы через социальные сети, в первую очередь РаоеЬоок или тематические блоги.
В декабре 2018 г. в венгерском парламенте, несмотря на обструкцию оппозиции, был принят новый закон о труде (с тех пор известен как «Закон о рабстве»). Прошли демонстрации против закона, организованные оппозиционными партиями, профсоюзами и гражданскими организациями. Из-за отсутствия объективного и беспристрастного репортажа об этих событиях на каналах общественных средств массовой информации изменились темы требований, необходимость свободного и независимого информирования была объявлена одним из основных. Прямые трансляции событий, произошедших перед зданием парламента и государственного телерадиовещателя, были почти исключительно доступны пользователям РаоеЬоок через стриминговое видео участников. Таким образом, сервис РаоеЬоок «прямой эфир» (потоковое видео в реальном времени через мобильные устройства) стал важнейшим источником информации и самым эффективным инструментом мобилизации. Этот сервис позволил лидерам
Abstract. There has been an on-going debate about the status of the public service broadcasting in Hungary since 1989. The political affiliation of the electronic media and the representation of the civil and oppositional voices in the media are central questions of the discourse. The oppositional parties (both in and out of the parliament) as well as the civil organizations are under-represented in the mainstream mass media, their standpoints are more likely to be mediated through social media, especially on Facebook or through thematic blogs.
In December 2018, a new legislation, which since then has been known as the "Slave Law", was pushed through in the Hungarian Parliament, despite the obstruction of the opposition. There have been several protests against the law organized by opposition parties, labor unions and civil organizations. Due to the lack of objective and unbiased information on these actions in the public media's representation, the subjects of demands have changed over time: the need for free and independent information flow has been declared as one of the main demands. The filming of the actions that took place in front of the Parliament and the state broadcaster were almost exclusively accessible to Facebook users who followed the live video streaming of the partakers. Thus, the "live" function (i.e. live video streaming through mobile devices) became the most vital resource of information and the most effective tool for mobilization. This function enabled the opinion leaders to reach their followers, and the participants to document the police interventions and violent actions. The interactivity exacerbated the confrontation of opinions on the Facebook
общественного мнения связаться со своими последователями, а участникам — задокументировать акции полиции и насильственные действия. Интерактивность способствовала конфронтации мнений на платформе РаоеЬоок и стала способом политической активизации.
В статье рассматривается, как эти события представлены в личных профилях лидеров оппозиционных партий, как использование функции «прямой эфир» влияет на исход событий и как политические дискуссии в социальных сетях могут привести к беспрецедентному уровню активности гражданского общества. Анализируя комментарии самых популярных публикаций (используя программное обеспечение для качественного анализа МАХОйА), автор исследует, способны ли пропагандистские сообщения — как со стороны правящей партии, так и со стороны оппозиции — радикализировать читателей, создать образ врага или углубить конфронтацию.
platform, and more generally, facilitated political activism.
In the present study, the author investigates how these events are represented in personal profiles of the oppositional parties' leaders, how the use of "live" function influences the outcome of the actions, and how the political debates seen on social media can lead to an unprecedented level of activism in civil society. The author analyzes the comments of the most trending posts (using the MAXQDA qualitative analysis software) to examine whether the propaganda messages, both from the governing party and the opposition, are able to radicalize the readers, to create an image of the enemy, or to deepen the confrontation.
Ключевые слова: социальные сети, прямой эфир, венгерские общественные медиа, депутаты оппозиции, гражданские организации,декабрь 2018
Keywords: social networks, live broadcast, Hungarian community media, opposition deputies, civil organizations, December 2018
Введение. О положении венгерских СМИ
В апреле 2019 г. новостной портал 444.hu выпустил документальный фильм «Родилось на войне, встало на службу власти» (ИаЬогйЬап szйletett, а hatalom szolgalataba а^) 1, рассказывающий историю венгерского общественного телевидения после смены политической системы 1989 г. Видеодокументы этого фильма иллюстрируют процесс, который начался с принятия нового Закона о печати в 1988 г., продолжался с борьбой за электронные СМИ и привел к сегодняшней противоречивой ситуации.
1 URL: https://www.youtube.com/watch?v=Y4E44k7LRck (дата обращения: 10.10.2019).
На рынке печатных СМИ приватизация произошла быстро и сравнительно легко, то есть местные и центральные ежедневные и еженедельные газеты и журналы вышли из-под непосредственного контроля Департамента агитации и пропаганды ЦК Венгерской социалистической рабочей партии (ВСРП), единообразная партийная печать была заменена идеологически плюралистическими, организованными рынком пресс-продуктами. Сотрудники государственных радио и телевидения согласились с тем, что существуют запретные темы (такие как положение венгерского миноритета в соседних странах, конфликты между государствами Варшавского договора, движения «инакомыслящих» и оппозиционеров и т. д.), и в повседневную работу органов власти радикально не вмешивались. Это может быть связано с тем, что Янош Кадар, первый секретарь ЦК ВСРП, верил в силу печатного текста, в связи с чем держал под строгим контролем прессу [Szirmai, 2016]. В то же время в редакциях появилось новое поколение журналистов, которые старались следовать редакционным принципам западноевропейских телеканалов, прежде всего BBC, и использовали новые жанры (круглые столы, репортажи, интервью) в духе плюрализма мнений. В новостных программах информация о протокольных событиях заменялась на репортажи о реальных событиях, в том числе организованных оппозиционными движениями. Так, в прямом эфире транслировалось, как 15 марта 1989 г., в годовщину Венгерской революции 1848 г., на празднике свободы прессы Денеш Ченгеи 2 «во имя народа» захватил Венгерское телевидение (см. рис. 1).
Рисунок 1. 15 марта 1989 г., на празднике свободной прессы, оппозиция «во имя народа» захватила Венгерское телевидение 3
2 Денеш Ченгеи (Csengey Denes) — 1953—1991, один из основателей Венгерского демократического форума (MDF) — первой зарегистрированной оппозиционной партии, писатель, публицист.
3 Источник: URL: https://antalvasarhelyi.files.wordpress.com/2010/01/a-magyar-televizio-elfoglalasa-1989-03-15.jpg (дата обращения: 10.10.2019).
Телезрители через прямую трансляцию следили за перезахоронением Имре Надя и его сторонников (16 июня 1989 г.), которое продемонстрировало, что в стране сформировалась оппозиция, а через месяц — похороны Яноша Кадара (14 июля). Эти похороны стали символом завершения системы государственного социализма и рождения новой эпохи. Тот факт, что Венгерское радио и телевидение верно документировали события, вселял надежду на то, что в Венгрии возможны беспристрастные общественные медиа.
Однако это не продлилось долго. В 1990 г., во время многопартийных свободных выборов и формирования нового правительства, о функции и статусе общественных медиа шли горячие споры [Paäl, 2013]: как относиться журналистам к власти — контролировать или служить ей? Пока правительство старалось сохранить контроль над СМИ, оппозиция требовала гарантий их независимости. Из-за различий во взглядах стало невозможно принять закон об электронных медиа, который обеспечил бы дуальную систему общественных и коммерческих СМИ. Только в 1996 г., после новых выборов, был принят «Закон о радио и телевидении» 4 (последним в Центрально-Восточной Европе). Появление коммерческого телевидения радикально изменило медиарынок, но борьба за возможности появления в СМИ продолжалась. В 2010 г. правительственные партии создали новый закон о СМИ 5, который, помимо управления радио и телевидения, включает урегулирование печатной и интернет-прессы. Этот закон был осужден неправительственными организациями, оппозиционными партиями и даже медиаспециалистами стран Европейского союза как средство цензуры и посягательство на свободу прессы [Bayer, 2011]. С 2011 г. в Венгрии заработала новая структура под названием «Фонд поддержки медиауслуг и управления активами» (MTVA), объединившая шесть телеканалов, семь радиостанций, девять сайтов и главное информационное агентство страны МТ1 (Венгерское телеграфное агентство).
В настоящее время большая часть печатных СМИ принадлежит (близкому к правительству) Центрально-европейскому фонду прессы и СМИ (KESMA), основанному в 2018 г. (например, большинство региональных газет со значительным количеством экземпляров и наиболее значимые таблоиды, но также интернет-порталы, радио и телевидение) 6. По мнению оппозиции, создание Фонда нарушает Конституцию Венгрии, Закон о СМИ, и даже Договор о Европейском союзе и Хартию Европейского союза об Основных правах. В государственных средствах массовой информации наблюдается чрезмерная репрезентация правительственных партий (см. Приложения 2 и 3), и появляется все больше и больше признаков того, что Фидес-ВГП — ведущая партия правительственной коалиции — хочет поставить интернет-коммуникации под свой контроль. При таких условиях оппозиционные партии пытаются пользоваться новыми формами политического общения — такими как участие в уличных демонстрациях, организованных НПО и профсоюзами; пресс-конференции в общественных местах (например, перед
4 1996. evi I. törveny a rädiozäsrol es televiziozäsrol.
5 2010. evi CLXXXV. törveny a mediaszolgältatäsokrol es a tömegkommunikäciorol («Закон о медиа услугах и массовой коммуникации»).
6 См. Тужанский, Д. 2018. Игра в «Монополию»: как Венгрия теряет независимые СМИ // eastbook.eu. URL: https:// www.eastbook.eu/ru/2018/12/26/tuzhanskyi-monopol-media-wegry/ (дата обращения: 10.10.2019).
зданиям парламента, KESMA, Mediaworks — издательство правительственной прессы); еженедельное мероприятие Акоша Хадхази, независимого депутата под названием «Коррупция инфо», на котором он — обычно в присутствии сотрудников оппозиционных новостных порталов — сообщает о расходовании средств ЕС. Он также начал сбор подписей с участием гражданских активистов за присоединение Венгрии к Европейской прокуратуре и т. д.
12 декабря 2018 г., несмотря на негодования, даже открытую обструкцию оппозиции, спорный законопроект правительства об увеличении количества сверхурочных часов до 400 в год был одобрен большинством голосов депутатов правительственных партий. Критики называют новый закон «рабским». В следующие дни тысячи венгров, члены профсоюзов и оппозиционных партий, вышли на улицы Будапешта, чтобы выразить несогласие с новым трудовым законом. Некоторые депутаты с помощью новой функции Facebook «прямой эфир» сообщили о событиях, происходящих в парламенте — впервые общество получило возможность узнать другую точку зрения, параллельно с прямой трансляцией из парламента 7. Бенце Тордаи («Диалог за Венгрию») выходил в прямой эфир два раза, в совокупности более трех с половиной часов (см. рис. 2): инициировал диалоги с членами правительства и премьер-министром, показал, что машины для голосования работают без карт представителей, то есть утверждал, что голосование недействительно. Трансляция получила почти полтора миллионов просмотров и комментарии более 30 тысяч пользователей Facebook.
О в https//www.facebook.comAordaiBencePM/tfjdeos/456964691658893/ ir Cg Q О
:» Alkalmazäsok | Receptek В Jel-Кёр-ТСг ; Elözös Ц TV GO - Teve Ц Magyarorszag az üj... H Digital in 2018 in Ea... Toväbbi könyvje
Рисунок2. Депутат Бенце Тордаи в прямом эфире 12 декабря 2018 г.8
7 URL: https://www.parlament.hu/plenaris-elokozvetites (дата обращения: 10.10.2019).
8 Скриншот страницы. URL: https://www.facebook.com/TordaiBencePM/videos/456964691658893/ (дата обращения 10.01.2019).
Неоспорим факт, что реакция общества, вызванная прямой трансляцией, увеличила интенсивность уличной политики, привела к радикализации участников и сформировала невидимое до этого единство оппозиции. В то же время, хотя Фидес потеряла около полумиллиона избирателей, оппозиционные партии не смогли извлечь выгоду из волны протеста против «рабского закона», эти события не вызвали существенных изменений в популярности ни партий, ни политиков (см. рис. 3).
WrtílíK f&mlUÓ IT^.-'T." fl .1 'V-Ti.'
¿014. JAKUAFJ KUlAlAUtRtCMElWK A MlJEb ШН01Г H*PEU£ülÜ«J !l 4 MOWfcN
I I
C8 Cí CG S
30
5
□ У
□
teljts
vá Ef oza ,:. r < : i
léptsiéj i ;> '. i'i; képest
., 1.1,.* í .i ' i er ed rn è n yh e z I ; m .'>'!>- 't. es ó mérès'
baûtiylakm rtjtätködö / пет
valu : « elnzo mt№h« képesï
Fideu.KDttP 3H — 1% SGK — 3<*
М'ЛР-Р № 1354 »3*
OK m № —
Mi Heiánk Oft - tfc -i *
IUP 5% 5* + 3*
Jobbik 94 1» +1 *
Liber¿Hío4 0* HtЖ
MKkP № Ч-0Ч 091 — 1*
M Omentum 2» — 1%
Рисунок 3. Изменения в поддержке партий всего взрослого населения (январь 2019 г.)
9
9 Название венгерских политических партий по порядку: Фидес — Венгерская гражданская партия (Fidesz KDNP Magyar Polgári Párt, Fidesz); Христианско-демократическая народная партия (ХДНП, Kereszténydemokrata Néppárt); MSZP — Венгерская социалистическая партия (ВСП, Magyar Szocialista Párt); PM — Диалог за Венгрию (ДзВ, Párbeszéd Magyarországért); DK—Демократическая коалиция (ДК, Demokratikus Koalíci); Mi Hazánk — Наша Родина; LMP — Политика может быть другой (ПМД, Lehet Más a Politika!); Jobbik—За лучшую Венгрию (Йоббик, Jobbik Magyarországért Mozgalom); MLP—Либералы — Венгерская либеральная партия (Liberálisok — Magyar Liberális Párt); MKKP—Венгерская партия двухвостой собаки (ВПДП, Magyar Kétfarkú Kutyapárt); Momentum — Моментум. Источник: 2019. januári kutatási eredmények — Medián. URL: https://kozvelemenykutatok.hu/2019-januari-kutatasi-eredmenyek-median/ (дата обращения: 10.10.2019).
16 и 17 декабря демонстрации продолжались перед центральным зданием общественных медиа (MTVA). Представители оппозиции и члены Европарламента, ссылаясь на свои права в соответствии с законом о Государственном собрании 10, пытались проникнуть в редакцию «Новостей», чтобы озвучить протест против нового трудового законодательства и требования беспристрастности и независимости государственных СМИ. Президент MTVA не хотел принимать депутатов, поэтому 13 из них провели ночь в коридоре здания. Служба безопасности пыталась ограничить передвижение политиков, двое из них (Акош Хадхази и Бернадетт Сел — независимые) были насильственно удалены из здания. Почти все депутаты постоянно вели прямую трансляцию с помощью своих мобильных телефонов, и так могли информировать о событиях пользователей Facebook (часть из которых находились возле здания). В заглавие настоящей статьи вынесена фраза, произнесенная Агнеш Вадаи, член «Демократической коалиции», когда охрана MTVA вытолкала ее из здания: стрим интерпретируется как доказательство происходящего, аутентичное сообщение для тысяч пользователей.
В настоящем исследовании я стараюсь интерпретировать стрим как тип политической коммуникации, организованный на основе особых законов, на примере событий декабря 2018 г. В статье выдвигаются следующие гипотезы:
Г1: Функции и возможности web 2.0 (интерактивность, мгновенные реакции) трансформируют отношение к традиционным средствам массовой коммуникации и подход к личности.
Г2: Недоверие к традиционным каналам ведет к переоцениванию новых коммуникационных технологий: пользователи воспринимают онлайн-информацию как неуправляемую, аутентичную, а также как возможный катализатор социальных процессов.
Г3: Комментарии пользователей к прямым трансляциям отражают позитивное отношение к участникам событий (представителям), и они дают возможность исследовать язык интернета, характеристики живых дискурсов.
Теоретическую основу работы составила новейшая научная литература по политической коммуникации и медиа. Методом исследования выбран контент-анализ. Используя программное обеспечение MAXQDA, я проанализировала шесть прямых трансляций участников событий и связанные с ними комментарии пользователей.
Политическая коммуникация и web 2.0
В обширном предисловии к 18 изданию своего произведения «Структурное изменение публичной сферы: Исследования относительно категории буржуазного общества» Юрген Хабермас проясняет свои идеи 1960-х годов о средствах массовой информации. Автор рассматривает два процесса: «с одной стороны, рождение легитимной власти в процессе коммуникации, а с другой — манипуля-тивное использование медиавласти для создания массовой лояльности, спроса и 'compliance' (подчинения) императивам системы» [Habermas, 1999: 40]. «Манипулятивное использование медиавласти» имеет богатый набор инструментов: от создания новых образов, через изменение понятия новостных ценностей,
10 2012. evi XXXVI. törveny az Orszaggyulesrol («Закон о Государственном собрании»).
до процесса «таблоидизации». Брюс Ньюман, известный эксперт по политическому маркетингу, сказал: «Мы вступили в эру производства образов. В эпоху, когда опросы общественного мнения и эксперты-гуру контролируют электорат и кандидатов, когда на политику опасно воздействуют коммерциализм и ежедневные новости» [Newman, 2000: 40]. Петер Байоми-Лазар [Bajomi-Lázár, 2005] также интерпретирует отношения между политикой и средствами массовой информации как двусторонний процесс. Медиатизацию политики и политизацию медиа можно объяснить тремя факторами: появлением spin doctor, нового специалиста по коммуникации и маркетингу, влиянием попыток тематизации, конструированием псевдособытий. Все они поднимают серьезные этические проблемы, поскольку их основная цель — манипулятивная презентация личности с использованием профессиональных средств массовой информации. Указанные авторы (Хабермас, Ньюман и Байоми-Лазар) исследовали неуклонное развитие политического маркетинга в средствах массовой информации в последнее десятилетие XX века. Но, как выяснил Теодор Уайт [White, 1960], автор серии бестселлеров 11 об избирательных кампаниях в США, чтобы объяснять эти явления, мы должны вернуться к дебатам кандидатов в президенты между Джон Ф. Кеннеди и Ричардом Никсоном 26 сентября 1960 г. Дебаты сильно повлияли на традиционную политическую журналистику: ориентация на факты сменилась на повествование (иногда явно мифическое) о героях, их личные истории. Благодаря этому семья Кеннеди, особенно Джон Ф. Кеннеди, оказалась в центре интереса прессы, например, с тех пор первая леди стала постоянным участником главных страниц магазинов-журналов.
Постоянное расширение возможностей визуальных сообщений позволило создавать предвыборные программы, основанные на политическом имидже личности, сознательно сформированном посредством телевидения [Szirmai, 2016]. Это привело к преобразованию традиционных жанров: политики научились пользоваться средствами массовой информации, а медиа стремились удовлетворить прогнозируемый массовый спрос. Такое же значение имеют распространение новостей о псевдособытиях [Boorstin, 1961] и массовое производство историй, выполняющих только функцию пиара, не имеющих реальной новостной ценности. Хотя в центре новостей социалистических медиа (прибытия и отъезды политиков, приветствия в аэропортах, пионеры с цветами, военные демонстрации, восторженная толпа людей) стоял не политик как личность (см. рис. 4), но они скрывали действительность, реальные проблемы режима — как производимые в американских новостных фабриках объекты информации.
В восприятии интернета и социальных сетей, как и глобализации, можно выделить по крайней мере два типичных подхода [Bajomi-Lázár, 2005; Bayer, 2005; Gerodimos, Justinussen, 2014; Szirmai, 2017]. Оптимистический подход подчеркивает свободу сети, стремление к равенству и демократии. Последователи этой концепции рассматривают сеть как средство непосредственного осуществления основных демократических прав; web определяется как публичный форум, область свободного выражения мнений, в противовес любому нормативному действию, то есть вмешательству власти. Скептики, с другой стороны, видят опасность анар-
11 The Making of the President, 1960, 1964, 1968 и 1972.
хии в интернет-коммуникации: в систему вводится неконтролируемая (псевдо) информация — зачастую в манипулятивных целях — профессионалами, влияющими на коммерческие и политические процессы, соответственно, виртуальная демократия фактически превращается в направляемое обсуждение централизованных решений. Хотя через интернет становится доступно все больше разнообразной информации, появляются доступ к открытым дебатам и возможность обмена мнениями, а также частичного влияния на государственную политику, онлайн-деятельность пока может служить лишь дополнением к офлайн-формам гражданского участия [Сего^тоэ, 2005: 29]. Пока возможности доступа к онлайн-платформам не равны и цифровой разрыв между различными частями мира и демографическими группами пользователей углубляется, мы не можем ожидать существенных изменений.
Рисунок 4. Л. И. Брежнев и Янош Кадар (1979) 12
Вместе с тем web 2.0 существенно изменила традиционные СМИ. Виртуальные пространства, обеспечивающие возможность интерактивности, позволяют «се-тянинам» (люди, точнее виртуальные лица, считающие, что они граждане интернет-общества) избегать формальных каналов общения [Gerencsér, 2019] и ком-муницировать с пользователями на альтернативных платформах (блоги, влоги, социальные медиа), избегая любой цензуры. Вот почему многие считают их эффективным оружием борьбы с диктатурой.
Возможности web 2.0 (например, мультимедийный контент) предполагают онлайн-саморепрезентацию [Mátyus, 2014: 97] для конструирования сетевой идентичности [Szirmai, 2019] и развития виртуальных общественных пространств [Bennett, 2012]. Политический маркетинг быстро последовал за пользователями в онлайн-пространство, политики осознали, что контент, созданный и отредакти-
12 Фото: ВТА, Габор Палфаи. Источник: URL: https://galeria.index.hu/kulfold/2011/12/21/orok_es_megbonthatatlan_ elvtarsi_baratsag/22 (дата обращения: 10.10.2019).
рованный ими самими, может быть более эффективным при создании имиджа, чем профессиональные репортажи в СМИ. В то же время телевизионные жанры и стратегии обработки новостей оставались эталоном. В качестве примера можно привести использование жанра блога в продвижении политических лидеров. Премьер-министр Ференц Дьюрчань первым в европейской политической элите начал вести блог в 2006 г. Это важно с двух точек зрения: с одной стороны, Дьюрчань и его сотрудники сумели найти формальные приемы (объем, стиль), которые сделали записи в блоге эффективными, и идеальную пропорцию элементов содержания (политика, семья, спорт, собака и т. д.), с помощью которых он смог получить множество подписчиков. Однако процесс, в котором блог стал источником информации, еще более важен. Впервые в отношениях между СМИ и политикой премьер-министр удачно тематизировал публичный дискурс, то есть он сам определял новостную повестку. Подписчики воспринимали его записи в блоге как аутентичные, а массовую коммуникацию — как политически релевантную.
С распространением социальных сетей блоги отодвинулись на второй план. Политики все больше стали присутствовать в социальных сетях, политтехнологи научились поддерживать баланс между официальными и личными новостями, использовать для создания имиджей все возможные медиаплатформы [Bennett, 2012]. Норберт Мерковить называет «политикой, основанной на внимании», тот процесс коммуникации, при котором «политики обращают внимание пользователей (избирателей) на себя или предлагаемые ими темы, которые выбирают из множества информационных и новостных потоков» [Merkovity, 2018: 15]. При этом создание контента выходит за рамки традиционной журналистской монополии, а самодельная информация становится инструментом само-медиатизации. В следующей главе исследуется этот процесс.
Политики в прямом эфире
16 декабря 2018 г. огромная толпа людей приняла участие в демонстрации перед зданием парламента, откуда — предположительно по инициативе независимого депутата парламента Акоша Хадхази — они перешли к центральному зданию MTVA на улицу Кунигунда. Тринадцать оппозиционных депутатов провели ночь в здании, потому что президент MTVA отказался опубликовать их петицию, требующую отмены «закона о рабстве», независимого правосудия и общественных СМИ. Утром охрана вытолкнула из здания Акоша Хадхази и Бернадетт Сел, однако в течение дня другие оппозиционные политики могли войти в здание — в большинстве случаев через забор. Государственные СМИ не сообщали о событиях, но АТВ (по самоопределению — независимый новостной телеканал) и Мерце (крайне левый, но независимый от партий веб-сайт новостей, поддерживаемый его читателями) транслировали почти каждый этап развития событий через Facebook. В то же время политики также вели прямые эфиры. В Приложении 1 показано, что из 27 членов оппозиции, побывавших в центральном здании или перед ним вместе с участниками демонстрации, 19 использовали функцию Facebook «прямой эфир» и вели трансляцию через свои личные профили. Было два исключения: Жолт Греци (бывший пресс-секретарь партии) и Лайош Олах, члены «Демократической коалиции», и Петер Якаб (Йоббик) вели эфиры на страницах
своих партий в Facebook. Длительность некоторых трансляций (Анетт Бёс, Жолт Греци и Лайош Олах) составляла более четырех часов, но Бернадетт Сел (7:45:17), Бенце Тордаи (6:09:00), Иштван Уйхейи (7:39:39) и Ласло Варю (6:30:01) практически беспрерывно продолжали стрим. В целом с вечера воскресенья до полуночи было опубликовано 147 видеопотоков, которые посмотрели 9,5 млн человек. В топ-30 высокорейтинговых программ 51-й недели 2018 г., согласно brandtrend. hu, из новостных программ венгерских телеканалов вошли только «Новости RTL» 17 декабря крупнейшего коммерческого телеканала RTL Klub (третье место, аудитория 18—59; N = 5 195 516) с 407 849 зрителями 13. Ни одно из общественных СМИ не смогло привлечь такую аудиторию.
Наша гипотеза (Г1), заключающаяся в том, что новая платформа может взять на себя роль традиционных медиаканалов представляется доказанной. Однако дальнейший анализ требует осторожности, предварительно надо ответить на два вопроса. Во-первых, исходя из данных, связанных с использованием интернета, мы должны определить аудиторию этой платформы. По числу интернет пользователей Венгрия занимает 24-е место в Европе 14 (распространенность интернета—88,6 %, в среднем по Европе—85,2 %). По данным 2018-го г. число пользователей Facebook 5 300 тысяч (то есть 54,7 % населения). Как показано на рис. 5, больше всего пользователей Facebook в возрастных группах 25—34 и 35—44, то есть самые политически активные люди регулярно посещает общественные медиа. В то же время заметно, что поколение 18—24 отворачивается от Facebook, появляясь гораздо чаще в Twitter и на Youtube. Возрастная группа 65+ увеличивалась в последние годы в значительной мере, равно выросла и их гражданская активность.
PROFILE OF FACEBOOK USERS
A ОЯ/ЛООШ OF THE OOUNWTS FACESOOrs uSEPSfiYAGEAWD сею».Ы THOUSANDS
JAN 2018
Рисунок 5. Демография пользователей Facebook 15
13 50 неделя: URL: http://brandtrend.hu/media/2018/12/RATINGS_2018_w50.pdf (дата обращения: 10.10.2019); 51 неделя: URL: http://brandtrend.hu/media/2019/01/RATINGS_2018_w51.pdf (дата обращения: 10.10.2019). Источник данных: Nielsen Audience Measurement Ltd.
14 URL: https://www.internetworldstats.com/stats4.htm (по состоянию на 31 марта 2019 г.).
15 Источник: https://www.slideshare.net/wearesocial/digital-in-2018-in-eastern-europe-part-1-west-86864848 (дата обращения: 10.10.2019).
Второй вопрос касается методологии нашего исследования. Обработка почти 52 часов видео-материала станет задачей для следующего исследования, а в настоящем исследовании мы проанализировали комментарии пользователей к шести прямым трансляциям (см. табл. 1), которые мы считаем характерными, так как в них появляется многоаспектная презентация произошедших в здании МТУД событий, которые не были показаны по каналам общественных медиа, несмотря на то, что их сотрудники о начала и до конца вели видеосъемки. Противоречивость выбранного материала заключается в том, что у нас нет данных об увеличении числа просмотров и комментариев за последние 5 месяцев (декабрь 2018—май 2019 гг.). Доступный контент архивов не дает реальной картины о числе просмотров прямых трансляций (например, в выбранных видео записано 10 173 комментария, но во время прямой трансляции было записано только 2 092). Метод, который мы выбрали для разрешения этого противоречия, заключается в следующем. Мы выбрали для анализа опцию «Комментарии в режиме реального времени», которая относительно точно соответствовала времени трансляции.
Таблица 1. Проанализированные видео
Фамилия, имя Партия В прямом эфире Длина видео Просмотры (тысяч) Ком-мен-тарии
Вбв2 ДпеИ Либералы https://www.facebook.com/boszanett.blogja/ viCeos/358026614988402 0:13:22 72,0 682
0гёс2у 0!аИ 1_а]оэ ДК https://www.facebook.com/dk365/ viCeos/1863610053761813/ 0:33:05 130,0 2397
Harangoz6 Татаэ ВСП https://www.facebook.com/harangozo.t/ viCeos/1149959155181722/ 0:19:15 36,0 292
КипИа!т1 Agnes ВСП https://www.facebook.com/kunhalmiagnes/ viCeos/228022484761340/ 0:09:56 49,0 302
Тогс1а1 Вепсе ДзВ https://www.facebook.com/TordaiBencePM/ viCeos/208368950090388 0:29:42 128,0 1787
Уаг]и Lаszl6 ДК https://www.facebook.com/dk.varju/ viCeos/372500520224971/ https://www.facebook.com/dk.varju/ viCeos/1697381730366563/ 0:22:28 0:09:21 37,0 494,0 601 4112
Выбор видео был обоснован следующими факторами:
— Одна и та же серия событий отражается шестью различными методами обработки, с двух или трех точек зрения;
— Видео характеризуются исключительно высоким числом просмотров и комментариев (см. Приложение 1);
— Из особенностей событий следует, что реакции пользователей характеризуются повышенной эмоциональностью, которая отражается в стиле комментариев и выражает четкий подход к событиям;
— Из трехчасового потока событий выделяется три «сцены» (физическое оскорбление Ласло Варью, протест против охранников и юридическая про-
цедура, инициированная президентом MTVA), которые происходят в выбранный период времени.
В качестве метода анализа текстов комментариев мы выбрали качественный контент-анализ [Lehota, 2001; Juhasz, 2007] 16. Программное обеспечение MAXQDA поддерживает возможность разных методов анализа, характеризуется простым, эффективным и интуитивно понятным интерфейсом, позволяющим анализировать качественные данные (фокус-группы, интервью, опросы, видео- и аудиофайлы и т. д.). Программное обеспечение дало возможность экспортировать данные в различные программы статистического анализа (SPSS, Excel), но последние версии MAXQDA способны обрабатывать базы данных и сами.
Рисунок 6. Пользовательский интерфейс MAXQDA
Комментарии были «очищены» (т. е. опции интерактивного меню Facebook <Нравится — Ответить> удалены) и сохранены в формате.йосх. Этот формат можно легко импортировать в программу. Программа нумерует текстовые данные по абзацам, но границы комментариев и абзацев не всегда совпадают, поэтому пользователи были закодированы как Author, так мы смогли выделить 2 092 ав-
16 См. также Дмитриев И. Контент-анализ: сущность, задачи, процедуры. 2007 [Электронный ресурс] // «Пси-фактор». URL: http://psyfactor.org/lib/k-a.htm (дата обращения: 10.10.2019).
тора в семи документах. Настоящее исследование не включало в себя анализ возможных фейковых профилей, но в одном случае мы сделали исключение: выбор имени 'O1G' вписывается в один из наших аналитических аспектов (Obscene). В отношении авторов комментариев мы анализировали, насколько они были активны в сообщениях, насколько интенсивно следили за трансляциями. Мы нашли 90 пользователей, которые прокомментировали от двух до четырех стримов, в том числе 59 видео Ласло Варью. Мы считаем это важным, поскольку речь идет о попытке оценить два типа документации одного и того же события (физическое насилие над Варью) и поделиться как корреспондент-любитель с другими пользователями тем, что они видят. Активность комментаторов особенно низка, только 378 пользователей говорят от двух до четырнадцати раз. Эти цифры можно объяснить характером жанра, поскольку быстро меняющиеся события не дают возможности для реальных дискурсов — действительные дебаты можно увидеть в более позднем пост-потоке. Комментарии обычно не выходят за пределы одного предложения, отличаются высокой эмоциональностью, нередко — грязным стилем (это обсудим чуть позже). Один из пользователей сделал восемь комментариев в связи с четырьмя видео: без замечаний он скопировал некоторые отрывки из «Закона о Государственном собрании» (права депутатов Парламента на посещение государственных учреждений).
В процессе кодирования мы определили категории, которые, с одной стороны, относятся к нашим гипотезам, а с другой — оказались типичными при первоначальной обработке текстов. Так, например, в категории медиа (Media) мы рассмотрели отношения между комментаторами и СМИ из мейнстрима (Media — Hungarian media); как они оценивают роль международной прессы на отечественных мероприятиях (Media — International media), и наконец, как относятся к формам прямого эфира (Media — Live stream). Последнему оказались присущи ценности аутентичности (True) и фальшивая (False), т. е. вопрос о том, манипулируют ли политики пользователями посредством прямых трансляций. Во время кодирования мы заметили, что было бы целесообразно включить новую категорию (Staged), содержащую комментарии, те комментарии, которые выражают сомнения в подлинности событий, расценивая их спектакль, цирком, а депутатов — как актеров и клоунов.
Категория «Решения» (Solutions) включала в себя комментарии, предлагающие практические и немедленные пути разрешения ситуации (через мобилизацию толпы, смену режима или революции, предложения по определению юридической ответственности вплоть до линчевания/повешения).
Изучая эти категории, мы надеялись подтвердить наши гипотезы о том, что, с одной стороны, недоверие правительственным СМИ обратило пользователей к стри-му, а с другой — аттитюд «очевидца» подходит для радикализации масс. Однако в процессе кодирования стало очевидным, что дополнительные характерные элементы должны быть объяснены. Такова была категория (Staged), упомянутая выше, но могут быть также важны параллели с предыдущими событиями, в т. ч. с диктатурами (Analogy). Однако самым удивительным было то, что около 13 % комментариев характеризует непристойная лексика (Obscene). Проведя дальнейший анализ этого маркера, мы надеялись, что сможем различить грубость как
самоцельный элемент стиля (Style element), который, по нашему предположению, происходит из общего состояния публичного дискурса, а также из общего отношения пользователей к событиям (Positive/Negativattitude). Я сделала кодирование, так как было обнаружено, что (как это часто бывает с качественным анализом), классификация текстовых разделов по категориям не может быть свободной от субъективности. Однако данные, на мой взгляд, показывают, что и система кодирования, и маркеры соответствуют цели анализа (см. рис. 8).
a Code System « * 1 ^ P CP - X
is_ loi Л
v '<m Code System 3 535
(sj Staged 79
v SJ Solution 272
Punishment 29
Mass action 110
Immediate action 109
v Si Media 106
€5 International media 20
Hungarian media 16
v Live stream 67
False 4
Si True 13
ە Author 2 092
Analogy S3
v SJ Obscene 275
v Qualifying marker 73
iij Negative attitude 43
Positive attitude 97
Style element 62
V jS Sets 0 V
1=1 о €3 1 4ft о Ф* о Jk J*n Pi
Рисунок 7. Система кодов
(Media) Маркеры для международной и отечественной прессы показывают, что пользователи пытаются получать информацию и с других каналов, помимо стрима. Можно видеть, что международные средства массовой информации по-прежнему служат ориентиром («Это на главной странице The Guardian и на BBC»; «Смотрит Америка»; «на CNN»), а с другой стороны, появление в иностранной прессе кажется незаменимым способом аутентичного информирования о событиях. Ссылки на венгерские СМИ (N=16) можно разделить на две группы: девять комментариев упоминают общественное телевидение в негативном контексте («лжец-ТВ»), а в остальных случаях ссылаются на другие каналы массовой коммуникации (ATV, Klubrádió, hvg.hu, index.hu), которые, по общественному мнению, являются более оппозиционными, нежели близкими к правительству. Почти половина (32) из тех,
кто акцентирует внимание на значимости стримов (Media — Live stream N = 67), содержат в себе «менталитет свидетеля»: они считают записи подлинными, документальными («Столько, как лайв на Facebook, никто не делал против этого паршивого орбана 17»; «Вот почему все надо записывать. Прошло две минуты, и они уже говорят совсем другое, что стало для нас величайшим шоком»; «Все видели»; «Свидетели здесь, в Facebook»). Есть всего четыре комментария, ставящие под сомнение подлинность стрима. Помимо аттитюда очевидца, много внимания уделяется гражданским СМИ: комментаторы в прямом эфире обращают внимание на попытки общественных СМИ скрывать информацию («поделись этим со многими людьми»; «Не останавливай стрим сейчас!»; «Не просто смотри, поделись!»).
$ D;\Users\evasz\Documents\MAXQDA2Q18\Elozes,mx18 - MAXQDA Analytics Pro 2018 (Release 18,2,0) Home Import Codes Variables Analysis Mixed Methods Visual Tools Reports Stats MAXDictio
- О X IP V 0 © Ф
HÏ s п 11
System System Browser Segments ^ ^
Logbook Teamwork
Save Project As ft Save Anonymized Project As IH Project from Activated Documents B Export Exchange Fil
Merge Projects [tl Open Exchanqe File
External
I Document System
it в а в к p ^ X
IpI «
ß Document Browser: Varju László2
f В P SI*
Ш Documents
1 Kunhalmi Ágnes
Un'iT^ffl
i Varju Lászlól 1| Tordai Bence ■ 1 Harangozó Tamás *|i| Grétzi Zsolt-Oláh Lajos Ц BôszAneffl Г Sets
(■Code System Staged w Solution
ÇJ Punishment
■
(¿J Mass action (sj Immediate action v (sj Media
(EJ International media ^ Hungarian media v -KES Live stream (£3 False ("¡True SJ Author Analogy v obscene
v Qualifying marker
Negative attitude SJ Positive attitude Style element
J3 Sets
È|0 Q1 <6o
: Code System I 11 P flïX
IS |D| » л
Solution \Change of regime
' Ф fc & III I I •
Author
Author Author . i Media
..Live stream Author Author
Author Obscene ффф^ Solution „Style element „Immediate action Author Author Author Author
Author Author Author
Author Author ^ .Negative attitud Obscene „Live stream vv Author J Media ' Author
Author Author
fôûton. A Dupi tudna beszélni rôla ! ! ISzigethalom és kôrnyéke azért olyan gazdag, mert б az orszâggyulési képviselôje,
8:13 mar megbantak, mar beszartak!!!! most mar milyen udvarisak lettek! ! ! ВпЯшДШЯВш^ 8:15 Éljen varju laci 8:18 Ki maga ? Hunnan gyiitt ? IS Ha megverték volna, ha leteperték volna, de neeem ! Még ebben a megalâzô helyzetben is fenyegetôzik ! Siralmas és vâllalhatatlan ! Ш
8:19 NAGY A POFÂTOK100 KG + FEGYVEREKKEL 8:21 Dob ki aztagecit
8:24 Emberek, nem hisztek a szemeteknek? Pedig ez a mai Magyarorszsg.
8:25 Miért van egyediil???
8:25 Rendôr nem parancsol .a Képviselônek.! Rendôrôknel parancsoljon !
8:29 Laci tarts ki sokan latjak,halljak!! 8:32 Hajra.
8:33 Ezek az erôszakos urak azt gondoljâk, hogy a biintetéstôl vezetoik majd megvédik ô'ket 8:35 ez a fidesz igazi area
8:38 Szarhâziak ti itt maradtok,de Viktor mâr
repülon üi!
8:39 Direkt zavarják,hogy ne lássuk. 8:41 Akit vernek,nem így néz kiü!
8:44 Bizton ságior nem nyuihat hozá. 8:45Álmos vagy? Aludj egyetVarjú elvtárs!!!! HEEG 8:46 Tarts kiü!!
,<) Retrieved Segments
<t
Ko § Q í> В P й? г X
i Simple Coding Query (OR combination of codes)
Рисунок 8. Пример кодирования текста (МАХрЭА позволяет назначать больше маркеров для выделенного фрагмента текста)
17 При переводе комментариев максимально сохранены орфографические, пунктуальные и стилистические ошибки оригинальных записей.
(Staged) Велико (N = 79) в семи документах число тех маркеров, которые указывают на театральность некоторых сцен. Есть два элемента этого ряда событий, благодаря которым многие могли подумать, что действительность была «модифицирована». Сцена, вырезанная 18 из видео Анэтт Бёс, прошла через правительственные СМИ в качестве доказательства того, что оппозиционные политики «играют драму Сороса 19». Бангоне Борбей Илдико предложила депутатам лечь на землю, положив руки за голову, в знак демонстрации своей солидарности с Ласло Варью, потому что эта была бы «зашибись картинка». Руки за головой во всех культурах символизируют уязвимость, поэтому картина действительно «сильная», но ее влияние было явно отрицательным, поскольку достигло только зрителей прямой трансляции, а они знали контекст: сотрудники службы безопасности использовали физическое насилие только против тех, кто пытался проникнуть на закрытые этажи и к студиям. Комментарии к этой сцене (39) описывают события как цирк, плохой фильм ужасов, пьесу, театр, трагикомедию, большевистский фарс, а политики описываются как клоуны, актеры и паяцы.
Рисунок 9. Депутаты Парламента на полу 20
18 URL: https://www.youtube.com/watch?v=nXpBSoZhoHg (accessed: 10.10.2019).
19 Правительственная пропаганда делает Джорджа Сороса, американского бизнесмена (венгерского происхождения), ответственным за оппозиционные и гражданские движения. Особенно резко нападают на гражданские организации, которые пользуются финансовой поддержкой Фонда «Открытое общество».
20 Источник: URL: https://www.facebook.com/TordaiBencePM/videos/208368950090388 (14:17) (accessed: 10.09.2019).
Стрим Ласло Варью один раз был прерван, поэтому он сообщил о физическом злодеянии в двух эпизодах. В последнюю минуту первого видео (https://www. facebook.com/dk.varju/videos/372500520224971) видно, что его окружают охранники и хотят вытащить из запертого коридора. Во второй записи он лежит на земле, постоянно разговаривая с охраной. В связи с первым видео ни разу не появляется в комментариях мотив театральности (напротив, говорят о необходимости мер против охранников, выражают солидарность с депутатом), изменение отношения заметно по второму видео: в 35 комментариях к нему найдены мотивы ненатуральности, наигранности,театральности.
(Solution) Чтобы разрешить ситуацию, участники дают советы извне, большинство из них (Immediate action: 109) стремятся разрешить конфликт, который возник из-за того, что полиция не смогла/не хотела вмешиваться в события. Хотя патовая ситуация, показанная в проанализированных видео (Ласло Варью лежит на полу в кольце охранников, его коллеги — этажом ниже—хотят убедиться в его состоянии и помочь ему, но охранники не позволяют им подняться по лестнице), вызывает крайние эмоции, но только 15 комментаторов видят решение в насильственном удалении политиков («Стреляй»; «Всех оппонентов надо пнуть вниз по лестнице»; «Выкинь эту малафью»; «Вы должны выгнать сброд Сороса»). Однако распределение этих комментариев для меня необъяснимо: видео Бенце Тордаи — 1, Ласло Варю — 1—1, Тамаш Харангозо — 3, Агнес Кунхалми — 9 комментариев. Хотя в этой ситуации они не сыграли принципиально иной роли, заметно, что оценка женщин (Кунхалми, Бёс и особенно Бангонэ) гораздо более негативна, чем их коллег-мужчин. Остальные предлагают вызвать полицию, врачей скорой помощи. Есть предложения запустить пожарную сигнализацию и даже использовать огнетушитель в качестве оружия.
Большая часть комментариев (Mass action: 110) предлагает активизацию толпы. («Люди на улицу. Не на время, стихийно. Закрытие дорог, блокировка мостов и 10 000 на Кунигунду»; «Люди! Пойдем, кто может!»; «Венгры, НЕМЕДЛЕННО НА УЛИЦУ»; «Позовите народ на революцию»). Пока события 2006 г. (когда проходили кровавые уличные демонстрации против премьер-министра Ференца Дюрчань, а старое здание телевидения находилось в осаде) многие интерпретируют как аналог (Analogy), всего шесть комментаторов предлагает похожие, но более радикальные поступки («Жечь MTV!»; «Зажигайте Будапешт»; «Вали во Фелчут 21!!! жечь деревню!!!!»). До уличной демонстрации, стартующей в 18:00, комментаторы как бы успокоились, чему во многом помогло то, что депутаты Парламента покинули здание и общались напрямую с толпой. Независимо от факта, что протесты были направлены против политики правительства, число комментариев (Change of regime: 15), в которых имели место требования замены правительства (хоть революцией), совсем невысоко. Я предполагаю, что после выборов 2018 г., которые принесли две трети голосов Фидесу, поведение оппозиционных избирателей определяет летаргия, вызванная неэффективностью повторных протестов, демонстраций и оппозиционных/гражданских движений. Именно поэтому обращают большое внимание на кампанию по выборам в Европарламент в первой поло-
21 Фелчут ^е^й): родная деревня премьер-министра, где он и в настоящее время владеет недвижимостью.
вине 2019 г. С точки зрения активации избирателей она имеет особое значение (по прогнозам ожидается более активное участие, чем раньше).
(Obscene) Наконец, мы должны говорить о еще одной категории: о непристойном стиле комментариев. 13 % комментаторов выражают себя в вульгарном, даже непристойном стиле. Вопрос лингвистического и стилистического анализа онлайн-речей мог бы стать предметом отдельного исследования, с момента появления интерактивности на онлайн-площадках, лингвистика изучает и этот языковой слой [Szirmai, 2019]. Наравне с описательными исследованиями появились и те, которые пользуются методами лингвистического и стилистического анализа для обеспечения безопасности в интернет-пространстве и противодействия компьютерным преступлениям. Холл и Катон [Hall, Caton, 2017] рассматривают метод LIWC (Linguistic Inquiry and Word Count) для выявления самопрезентации и цифровой идентичности, а А. Воробьева [Воробьева, 2017] предлагает модель описания интернет-пользователя на основе стилистических и лингвистических характеристик электронных сообщений. С точки зрения нашего исследования, использование предлагаемыми методов может быть плодотворным, даже несмотря на то, что Facebook пытается сделать все возможное против этого, создавая ложные профили, особенно — в периоды проведения политических кампаний.
В анализируемых нами комментариях заметно особенно большое количество орфографических ошибок (пунктуация, пре- и суффиксы, правописание гласных и т. д.) и отсутствие реальных дискурсов; хотя эти явления можно объяснять особенностями среды стримов, но и это никак не оправдает грубость стиля. Я полагаю, что (по крайней мере) три фактора могут аргументировать появление непристойного стиля на интернет-платформах. Во-первых, анонимность позволяет скрывать настоящую идентичность, влияет на стиль, спровоцированный безответственностью. Анонимность более ранних форм онлайн-общения (чаты, форумы) усилили это явление, распространив его и на новые формы. Следующим фактором является грубость «публицистического» стиля: известные лидеры общественного мнения и публицисты используют ненормативную лексику в печатных и электронных СМИ. А третий: стиль публичных выступлений общественных персонажей. В 2015 г. возник глубокий конфликт между Виктором Орбаном и его бывшим сторонником Лайошом Шимичка. Медиаимперия Шимичка разрушилась, сотрудники, работавшие в его редакциях, оставили работу и встали на сторону Орбана. 6 февраля (так называемый G-Day) в интервью в index.hu впервые появилось предложение «Orbán egy geci» (дословный перевод «Орбан — малафья» не передает полностью грубость выражения), а затем повторено на нескольких форумах. Позже выражение, его сокращенная форма (O1G) и графическое отображение интернет-мема появились во всем мире, даже Гай Верхофстадт, лидер либеральной фракции ЕР, использовал его в качестве хэштега в сообщении в Твиттере 22. Конечно, не только сомнительный стиль Лайоша Шимичка влияет на формы публичного языка, но он сыграл огромную роль в разрушении публичных табу. Как уже упоминалось, между авторами появляется комментатор (Author) под именем O1G, и еще девять раз появляется аббревиатура и десять раз само слово «малафья». Элементом стиля
22 URL: https://444.hu/2018/12/17/guy-verhofstadt-kiposztolta-hogy-o1g (дата обращения: 10.10.2019).
(Style element) выявлено 62 выражения, которые квалифицируют использование ненормативного языка, а категория (Qualifyingmarker) может дать представление о выборе пользователей.
Наш анализ показал, что около двух третей участников стрима относятся к оппозиции позитивно.
Заключение
Настоящее исследование открыло много вопросов. Гипотезы о реорганизации медиаплатформ, ослаблении доверия к официальным СМИ и все более интенсивном приобретении новых каналов политиками и пользователями можно считать доказанными. Политики могут воспользоваться возможностями, предлагаемыми новыми СМИ, для привлечения внимания, полноценного, личного участия в медийных процессах (они признали необходимость использования своих личных профилей в Facebook для политических целей), в то же время пытаясь приспособиться к традиционным журналистским методам обработки новостей. В политическом общении роли как бы поменялись: политики хотят определить информационный процесс и темы сами, а журналисты начали играть роль политиков. Между тем поколение, использующее возможности, предоставляемые онлайн-платформами, растет и активно формирует политику и СМИ своим смартфоном, который стал символом гражданских движений в Венгрии — именно тогда, когда в 2014 г. произошли первые массовые демонстрации против запланированного интернет-налога, то есть за свободу и равные возможности доступа в интернет (см. рис. 10 и 11).
Рисунок 10. Демонстрации против запланированного интернет-налога 23
23 Фото: Янош Бёдэи. Источник: URL: https://index.hu/belfold/2016/03/04/180_fokos_fordulatot_venne_a_kormany_ netado-ugyben/ (accessed: 10.10.2019).
Список литературы (References)
Воробьева А. А. Отбор информативных признаков для идентификации Интернет-пользователей по коротким электронным сообщениям // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. 2017. Т. 17. № 1. С. 117—128. https://doi.org/10.17586/2226-1494-2017-17-1-117-128. Vorobeva A. A. (2017) Dynamic feature selection for web user identification on linguistic and stylistic features of online texts. Scientific and Technical Journal of Information Technologies, Mechanics and Optics. Vol. 17. No. 1. P. 117—128. https://doi. org/10.17586/2226-1494-2017-17-1-117-128. (In Russ.)
Bayer J. (2005) Globalizâciô, média, politika: a politikai kommunikâciô vâltozâsa a globalizâciô korâban. Budapest: MTA Politikai Tudomânyok Intézet. Bayer J. (2005) Globalization, Media, Politics: Changing Political Communication in the Age of Globalization. Budapest: Institute for Political Science of Hungarian Academy of Science. (In Hung.)
Bayer J. (2011) Az ûj médiatôrvény sajtôszabadsâgot korlâtozô rendelkezései. Médiakutatô No. 2. URL: https://mediakutato.hu/cikk/2011_01_tavasz/02_uj_ mediatorveny (accessed: 10.10.2019).
24 Фото: Река Богдан, Петер Пал. Источник: URL: https://magyarnarancs.hu/belpol/tobben-vagytok-mint-a-bekemenet-uj-valasztast-koveteltek-a-tuntetok-a-kossuth-teren-110615 (accessed: 10.10.2019).
Bayer J. (2011) Restrictions on press freedom in the new media law. Médiakutatô (Media Research). No. 2. (Spring) (In Hung.)
Bajomi-Lâzâr P. (2005) A politika mediatizâlôdâsa és a média politizâlôdâsa; Médiakutatô, tavasz. URL: http://mediakutato.hu/cikk/2005_01_tavasz/03_politika_ mediatizalodasa/ (accessed: 10.10.2019).
Bajomi-Lâzâr P. (2005) Mediatization of politics and politicization of media. Médiakutatô (Media Research). No. 2. (Spring). (In Hung.)
Bennett L. W. (2012) The Personalization of politics: political identity, social media, and changing patterns of participation. Annals of the American Academy of Political and Social Science. Vol. 644. No. 1. P. 20—39. http://dx.doi.org/10.1177/0002716212451428.
Boorstin D. J. (1961) The image. A guide to pseudo-events in America. (50th Anniversary Edition) First Vintage Book Edition. New York: Vintage. 1992.
Gerencsér P. (2019) Civil a felvevogéppel. A certeau-i taktika kisajâtitâsa a vlogokban és a civil ûjsâgîrâsban. Apertura. Vol. 14. No. 2. https://doi.org/10.31176/ apertura.2019.14.2.4.
Gerencsér P. (2019) Civilian with a Movie Camera. Subversion of Certeau's tactics in vlogs and civil journalism. Apertura. Vol. 14. No. 2. (In Hung.) https://doi. org/10.31176/apertura.2019.14.2.4.
Gerodimos R. (2005) Democracy and the Internet: Access, Engagement and Deliberation. Systemics, Cybernetics and Informatics. Vol. 3. No. 6. P. 26—31. Gerodimos R., Justinussen J. (2014) Obama's 2012 Facebook Campaign: Political Communication in the Age of the Like Button. Journal of Information Technology & Politics. Vol. 12. No. 2. P. 113—132. https://doi.org/10.1080/19331681.2014.9 82266.
Habermas J. (1999) A târsadalmi nyilvânossâg szerkezetvâltozâsa (Vizsgâlôdâsok a polgâri târsadalom egy kategôriâjâval kapcsolatban). Budapest: Osiris. (Elso kiadâsa: 1965; Eloszô az uj kiadâshoz: 1990).
Habermas J. The Structural Transformation of the Public Sphere: An Inquiry into a Category of Bourgeois Society. Budapest: Osiris (First ed. 1965, Preface of new ed. 1990). (In Hung.)
Hall M., Caton S. (2017) Am I who I say I am? Unobtrusive self-representation and personality recognition on Facebook. PLoS ONE. Vol. 12. No. 9. https://doi. org/10.1371/journal.pone.0184417.
Juhâsz V. (2007) Egy internetes honlap, az iwiw szegedi felhasznâlôinak szociolingvisztikai vizsgâlata, kulonos tekintettel a nemre és a korra; PTE Alkalmazott Nyelvészeti Doktori Program URL: http://nydi.btk.pte.hu/sites/nydi.btk.pte.hu/files/ pdf/JuhaszValeria2008.pdf (accessed: 10.10.2019).
Juhâsz V. (2007) Sociolinguistic analysis of users of a website iWiW in Szeged, with special regard to gender and age. (PhD Thesis, Doctoral School of Linguistic, Applied Linguistic Doctoral Programme, University of Pécs. (In Hung.)
Lehota J. (2001) Marketingkutatâs az agrârgazdasâgban. Budapest: Mezogazda. URL: https://www.tankonyvtar.hu/hu/tartalom/tkt/marketingkutatas/marketingkutatas. pdf (accessed: 10.10.2019).
Lehota J. (2001) Marketing research in agriculture. Budapest: Mezogazda. (In Hung.)
Mâtyus I. (2014) A hâlôzati tér mint az onreprezentâciô kontextusa. In: Merkovity Norbert (szerk.) Politika és digitâlis kultura — Politikai kommunikâciô-kutatâsok a kozosségi média korâban. Szeged: Primaware Kiadö. P. 97—120. Mâtyus I. (2014) Network space as a context for self-representation. In: Merkovity N. (ed.) Politics and Digital Culture — Research on Political Communication in the Age of Social Media. Szeged: Primaware, P. 97—120. (In Hung.)
Merkovity N. (2018) A figyelemalapu politika a kozosségi média korâban. Budapest: NMHH Médiatudomânyi Intézet.
Merkovity N. (2018) Attention-based Politics in the age of Social Media. Budapest: National Media and Infocommunications Authority Hungary, Institute for Media Studies. (In Hung.)
Newman B. I. (2000) A politika tömegmarketingje — Demokrâcia a gyârtott imâzsok korâban. Budapest: Bagolyvâr.
Newman B. I. (2000) The Mass Marketing of Politics: Democracy in an Age of Manufactured Images. Budapest: Bagolyvâr. (In Hung.)
Paâl V. (szerk.) (2013) A magyarorszâgi médiahâboru torténete: média és politika: 1989—2010. Budapest: Complex.
Paâl V. (ed) (2013) History of the Media War in Hungary: Media and Politics 1989— 2010. Budapest: Complex. (In Hung.)
Szirmai É. (2016) A hatalom nyilvânossâga. In: Szirmai É., Töth Sz., Ûjvâri E. (szerk.) A hatalom jelei, képei és terei, Szegedi Egyetemi Kiadö, Juhâsz Gyula Felsooktatâsi Kiadö, Szeged. P. 93—108.
Szirmai É. (2016) Publicity of authority. In: Szirmai É, Töth Sz., Ûjvâri E. (eds): Signs, Images and Spaces of Authority. Juhâsz Gyula Higher Education Press, Szeged. P. 93— 108. (In Hung.)
Szirmai É. (2017) A hatalom nyilvânossâga a hâtôzatosodâs korâban. In: Lorincz, I. (szerk.) „Semper Reformare" XX. Apâczai-napok Nemzetközi Tudomânyos Konferencia. Széchenyi Istvân Egyetem Gyor. P. 397—405.
Szirmai É (2017): Publicity of authority in the age of networking. In: Lorincz, I (ed.) "Semper Reformare" XX. Apâczai days International Scientific Conference. Széchényi Istvân University Gyor. P. 397—405. (In Hung.)
Szirmai É. (2019) A digitâlis identitâs titkos jelei. In: Balâzs G., Minya K., Pölcz Â. (szerk.) A titok szemiotikâja. Budapest: Magyar Szemiotikai Târsasâg. P. 301—312. Szirmai É (2019): The secret signs of digital identity. In: Balâzs, G., Minya K., Pölcz Â. (eds.): Semiotics of Secret. Budapest: Hungarian Society of Semiotics. P. 301—312. (In Hung.)
White T. H. (1960) The Making of the President. New York: Atheneum.
Приложения
Приложение 1. Выступления членов правительства и парламентских партий в программах новостей, декабрь 2018 г. (%) N=9502 25
25 Источник: А ро1№ка1 в1егер1бк тё^аИавяпа^а а ИТгтйвогокЬап. 1Ш1_: http://nmhh.hu/dokumentum/201837/ politikusok_mediahasznalata_2018_december.pdf (accessed: 10.10.2019).
Приложение 2. Распределение времени выступления членов правительства и парламентских партий в программах новостей декабрь 2018-го года (%) N = 56 391 26
26 Источник: там же.
Приложение 3. Оппозиционные депутаты парламента Венгрии в прямом эфире в Facebook, 16—17 декабря 2018 г.
Фамилия, имя Партия* В прямом эфире Длина видео Просмотры (тысяч) комментарии
Bangoné Borbély Ildiko ВСП
0 0 0 0
Bosz Anett Либералы https://www.facebook.com/boszanett.blogja/videos/2126310640965013 https://www.facebook.com/boszanett.blogja/videos/2078690139088262 https://www.facebook.com/boszanett.blogja/videos/577922009325254 https://www.facebook.com/boszanett.blogja/videos/273962999979101 https://www.facebook.com/boszanett.blogja/videos/1938947179557200 https://www.facebook.com/boszanett.blogja/videos/589712501471476 https://www.facebook.com/boszanett.blogja/videos/284249832437950 https://www.facebook.com/boszanett.blogja/videos/316928382294145 https://www.facebook.com/boszanett.blogja/videos/1877220045724335 https://www.facebook.com/boszanett.blogja/videos/1954171398029693 https://www.facebook.com/boszanett.blogja/videos/208623986709974 https://www.facebook.com/boszanett.blogja/videos/332367777350658 https://www.facebook.com/boszanett.blogja/videos/393505721387515 https://www.facebook.com/boszanett.blogja/videos/272840193403009 https://www.facebook.com/boszanett.blogja/videos/358026614988402 https://www.facebook.com/boszanett.blogja/videos/387077112037839 https://www.facebook.com/boszanett.blogja/videos/487544124986579 https://www.facebook.com/boszanett.blogja/videos/346713456153474 https://www.facebook.com/boszanett.blogja/videos/215832159328906 1:14 1:18 1:26 6:04 5:18 12:12 33:45 8:24 18:18 12:38 39:56 25:47 28:16 8:32 13:22 24:43 1:58 27:20 10:08 1,1 0,5 0,5 1,1 I,4 893,0 42,0 4,9 10,0 II,0 91,0 18,0 25,0 28,0 72,0 19,0 8,2 24,0 11,0 5 6 5 5 6 610 852 53 191 186 1377 425 596 184 682 682 75 612 160
19 4:40:39 1261,7 12 706
Gréczy Zsolt Olâh Lajos ДК https://www.facebook.com/dk365/videos/563533774059249/ https://www.facebook.com/dk365/videos/129167194666690/ https://www.facebook.com/dk365/videos/1153834194768043/ https://www.facebook.com/dk365/videos/332716230893395/ https://www.facebook.com/dk365/videos/1198211193667369/ https://www.facebook.com/dk365/videos/761680097528977/ https://www.facebook.com/dk365/videos/2730243663712650/ https://www.facebook.com/dk365/videos/2290095457877580/ https://www.facebook.com/dk365/videos/2184593538469577/ https://www.facebook.com/dk365/videos/616648502080775/ https://www.facebook.com/dk365/videos/277229666319617/ https://www.facebook.com/dk365/videos/389761928434225/ https://www.facebook.com/dk365/videos/1845602115562815/ https://www.facebook.com/dk365/videos/1863610053761813/ https://www.facebook.com/dk365/videos/370115887087613/ https://www.facebook.com/dk365/videos/276207996374266/ https://www.facebook.com/dk365/videos/959276690933118/ https://www.facebook.com/dk365/videos/301068373949097/ 0:03:21 0:01:15 0:01:36 0:04:31 0:07:05 0:09:26 0:19:52 0:18:01 0:15:09 0:45:46 0:44:44 0:12:28 0:08:29 0:33:05 0:38:58 0:08:48 0:04:25 0:16:01 71,0 8,2 9,2 30,0 57,0 26,0 16,0 17, 0 11, 0 29,0 15,0 32,0 20,0 130,0 70,0 17,0 15,0 43,0 239 49 56 182 491 223 366 280 256 894 187 510 255 2397 1351 234 115 472
18 4:53:00 588,4 7970
Hadhâzy Âkos Независимый https://www.facebook.com/hadhazyakos/videos/228506064725953/ https://www.facebook.com/hadhazyakos/videos/2104029339676217/ 43:07 9:50 52,0 24,0 940 274
2 0:52:57 76,0 1214
Harangozo Tamâs ВСП https://www.facebook.com/harangozo.t/videos/1004550483072925/ https://www.facebook.com/harangozo.t/videos/2652734484744432/ https://www.facebook.com/harangozo.t/videos/2204164069843038/ https://www.facebook.com/harangozo.t/videos/798563373828557/ https://www.facebook.com/harangozo.t/videos/1149959155181722/ 5:54 5:47 26:15 11:58 19:15 5,5 16,0 82,0 36,0 36,0 21 69 755 186 292
5 1:09:09 175,5 1323
Jakab Péter Йоббик https://www.facebook.com/JobbikMagyarorszagertMozgalom/ videos/510330716119758/ 20:42 203,0 692
1 20:42 203 692
Фамилия, имя Партия* В прямом эфире Длина видео Просмотры (тысяч) комментарии
Kepli Lajos Йоббик https://www.facebook.com/Kepl https://www.facebook.com/Kepl https://www.facebook.com/Kepl https://www.facebook.com/Kepl https://www.facebook.com/Kepl https://www.facebook.com/Kepl https://www.facebook.com/Kepl https://www.facebook.com/Kepl https://www.facebook.com/Kepl https://www.facebook.com/Kepl https://www.facebook.com/Kepl https://www.facebook.com/Kepl Lajos/videos/370228940403261/ Lajos/videos/273029063568471/ Lajos/videos/354874055310031/ Lajos/videos/1026603554178380/ Lajos/videos/297177717588264/ Lajos/videos/345536136236779/ Lajos/videos/359867408156202/ Lajos/videos/933365550200110/ Lajos/videos/212741846318464/ Lajos/videos/216861862565990/ Lajos/videos/1921173974852545/ Lajos/videos/796064460743066/ 16:32 7:27 28:25 20:14 8:08 5:06 6:12 22:32 2:17 8:25 6:30 9:31 4.6 3.1 29,0 5.5 1,8 0,7 1,0 2.2 1.6 2.7 2,0 5,1 32 20 429 144 35 19 29 66 21 29 20 71
12 2:21:19 59,3 915
Korózs Lajos ВСП https://www.facebook.com/korozslajos/videos/1846810988763471/ https://www.facebook.com/korozslajos/videos/2182877762031913/ https://www.facebook.com/korozslajos/videos/270558183642052/ https://www.facebook.com/korozslajos/videos/331607110764058/ https://www.facebook.com/korozslajos/videos/1061504867384605/ https://www.facebook.com/korozslajos/videos/2161734053877419/ 1:40 1:15 44:30 4:45 8:49 10:08 1,2 1,1 25,0 3,7 76,0 36,0 6 7 477 27 1060 328
6 1:11:07 143 1905
Kunhalmi Ágnes ВСП https://www.facebook.com/kunhalmiagnes/videos/585225101937579/ https://www.facebook.com/kunhalmiagnes/videos/1205557952933477/ https://www.facebook.com/kunhalmiagnes/videos/377959893033725/ https://www.facebook.com/kunhalmiagnes/videos/219289555629435/ https://www.facebook.com/kunhalmiagnes/videos/228022484761340/ https://www.facebook.com/kunhalmiagnes/videos/2248421565426528/ https://www.facebook.com/kunhalmiagnes/videos/359059078215880/ 0:58 1:12 10:49 19:22 9:56 11:40 23:43 15,0 6,2 10,0 19,0 49,0 171,0 41,0 40 30 12 141 302 1866 488
7 1:17:40 311,2 2879
Mesterhá-zy Attila ВСП https://www.facebook.com/mesterhazy.attila/videos/ 1142176869262851 0:58 39,0 51
1 0:00:58 39,0 51
Mirkóczki Ádám Йоббик
— — —
Molnár Zsolt ВСП
— — —
Niedermül-ler Péter ДК (ЕП)**
— — —
Nyakó István ВСП
— — —
Potocskáné Körösi Anita Йоббик
— — —
Szabó Tímea ДзВ https://www.facebook.com/szabotimeapm/videos/550770428722661/ https://www.facebook.com/szabotimeapm/videos/565564100581149/ https://www.facebook.com/szabotimeapm/videos/534067653740901/ https://www.facebook.com/szabotimeapm/videos/562790170849651/ https://www.facebook.com/szabotimeapm/videos/756434951388305/ https://www.facebook.com/szabotimeapm/videos/267971133875910/ https://www.facebook.com/szabotimeapm/videos/275302126503278/ 3:39 16:05 1:21 24:59 2:27 36:48 23:36 26,0 40,0 9,2 37,0 14,0 97,0 54,0 159 507 21 635 70 911 409
7 1:48:55 277,2 2712
Szanyi Tibor ВСП (ЕП) https://www.facebook.com/szanyi.tibor/videos/368893783885862/ https://www.facebook.com/szanyi.tibor/videos/2229260457118696/ https://www.facebook.com/szanyi.tibor/videos/512960482524382/ 17:25 23:02 21:28 5,0 2,7 1,9 83 40 22
3 1:01:55 9,6 145
Székely Sándor ДК
— — —
Фамилия, имя Партия* В прямом эфире Длина видео Просмотры (тысяч) комментарии
Szél Bernadett Независимая https://www.facebook.com/szelbernadett/videos/571722093270550/ https://www.facebook.com/szelbernadett/videos/2037888832916462/ https://www.facebook.com/szelbernadett/videos/2258809004365239/ https://www.facebook.com/szelbernadett/videos/1178541402328634/ https://www.facebook.com/szelbernadett/videos/307534803209360/ https://www.facebook.com/szelbernadett/videos/2299633986918430/ https://www.facebook.com/szelbernadett/videos/329449774315324/ https://www.facebook.com/szelbernadett/videos/1986042121694920/ https://www.facebook.com/szelbernadett/videos/271964733493135/ https://www.facebook.com/szelbernadett/videos/370805580161456/ https://www.facebook.com/szelbernadett/videos/642084456194200/ https://www.facebook.com/szelbernadett/videos/1989389977824807/ https://www.facebook.com/szelbernadett/videos/591368591314338/ https://www.facebook.com/szelbernadett/videos/346501749481180/ https://www.facebook.com/szelbernadett/videos/208312146721335/ https://www.facebook.com/szelbernadett/videos/667569623639019/ 0:58 8:20 41:41 18:35 23:51 56:00 0:38 22:38 31:22 10:46 40:04 68:04 55:09 3:02 9:19 74:50 15,0 95,0 762,0 211,0 151,0 151,0 13,0 39,0 63,0 58,0 91,0 202,0 693,0 153,0 319,0 344,0 16 1007 11 650 4349 2737 4998 20 1473 1909 712 1911 3745 12 503 795 2013 6233
16 7:45:17 3360 56071
Szilágyi Gyorgy Йоббик https://www.facebook.com/szilagyi.gy.jobbik/videos/2131423267107777 https://www.facebook.com/szilagyi.gy.jobbik/videos/365590370685520/ https://www.facebook.com/szilagyi.gy.jobbik/videos/488397354982857/ 12:28 4:13 1:14 6,3 2,2 2,1 107 21 11
3 0:17:55 10,6 139
Tordai Bence ДзВ https://www.facebook.com/TordaiBencePM/videos/2042122825869353/ https://www.facebook.com/TordaiBencePM/videos/2566068616940748/ https://www.facebook.com/TordaiBencePM/videos/208368950090388 https://www.facebook.com/TordaiBencePM/videos/584182195368569/ https://www.facebook.com/TordaiBencePM/videos/602569923510604/ https://www.facebook.com/TordaiBencePM/videos/279870906049922/ 54:06 9:52 29:42 57:09 157:24 60:47 105,0 45,0 128,0 223,0 138,0 221,0 1869 354 1787 4118 6829 923
6 6:09:00 860,0 15 880
Újhelyi István ВСП (ЕП) https://www.facebook.com/dr.ujhelyi.istvan/videos/738589216522677/ https://www.facebook.com/dr.ujhelyi.istvan/videos/348910725887335/ https://www.facebook.com/dr.ujhelyi.istvan/videos/2151242711611670/ 1:20 220:44 237:35 7,7 281,0 517,0 33 8055 20 704
3 7:39:39 805,7 28 792
Ungár Péter ПМД
— — —
Vadai Ágnes ДК https://www.facebook.com/vadaiagnes/videos/1053079108185112/ https://www.facebook.com/vadaiagnes/videos/372018013371077/ https://www.facebook.com/vadaiagnes/videos/740610959647071/ https://www.facebook.com/vadaiagnes/videos/311071099507330/ https://www.facebook.com/vadaiagnes/videos/2152617601718888/ https://www.facebook.com/vadaiagnes/videos/340310093235550/ https://www.facebook.com/vadaiagnes/videos/352343551984507/ https://www.facebook.com/vadaiagnes/videos/352343551984507/ https://www.facebook.com/vadaiagnes/videos/606503296433910/ https://www.facebook.com/vadaiagnes/videos/1929011517168620/ https://www.facebook.com/vadaiagnes/videos/2066181683468890/ https://www.facebook.com/vadaiagnes/videos/301990683775837/ 0:28 0:17 3:37 2:41 1:58 2:14 1:01 53:54 2:30 9:42 42:08 79:02 0,6 3,4 12,0 3,1 1,0 2,6 7,6 15,0 11,0 11,0 24,0 195,0 0 21 58 10 0 13 22 1007 29 101 218 2749
12 3:19:32 286,3 4228
Varga-Damm Andrea Йоббик https://www.facebook.com/drdamm/videos/280599976136871/ https://www.facebook.com/drdamm/videos/2152219088132461/ https://www.facebook.com/drdamm/videos/2068157726554752/ https://www.facebook.com/drdamm/videos/327291437872920/ 1:06 4:44 3:15 1:05 1,8 2,2 3,7 2,7 8 14 20 20
4 0:10:10 10,4 62
Фамилия, имя Партия* В прямом эфире Длина Просмотры ком-
видео (тысяч) ментарии
https://www.facebook.com/dk.va u/videos/2199680677018118 8:27 1,3 6
https://www.facebook.com/dk.va u/videos/210296166571861/ 3:18 8,0 22
https://www.facebook.com/dk.va u/videos/273213303369546/ 3:24 3,0 22
https://www.facebook.com/dk.va u/videos/588884921553324/ 0 23 0,6 0
https://www.facebook.com/dk.va u/videos/2300465083564177/ 4:14 2,9 15
https://www.facebook.com/dk.va u/videos/277107503153005/ 16:40 23,0 169
https://www.facebook.com/dk.va u/videos/809362819409944/ 57:38 61,0 906
https://www.facebook.com/dk.va ju/videos/1184477848374817/ 32:39 11,0 131
https://www.facebook.com/dk.va ju/videos/213795086176561/ 15:10 8,9 63
https://www.facebook.com/dk.va ju/videos/338894253508497/ 17:04 6,0 138
Varju László ЛК https://www.facebook.com/dk.va ju/videos/600965370336271/ 15:38 5,3 77
ДК https://www.facebook.com/dk.va ju/videos/363450394203020/ 5:40 19,0 20
https://www.facebook.com/dk.va ju/videos/732058170501683/ 12:55 22,0 124
https://www.facebook.com/dk.va ju/videos/589790214767384/ 5:06 4,2 28
https://www.facebook.com/dk.va ju/videos/260934761241319/ 58:05 19,0 436
https://www.facebook.com/dk.va ju/videos/1946103152363762/ 4:27 5,9 35
https://www.facebook.com/dk.va ju/videos/362715374288463/ 6:36 6,6 38
https://www.facebook.com/dk.va ju/videos/700417613685146/ 41:57 23,0 358
https://www.facebook.com/dk.va ju/videos/372500520224971/ 22:28 37,0 601
https://www.facebook.com/dk.va ju/videos/1697381730366563/ 9:21 494,0 4112
https://www.facebook.com/dk.va ju/videos/561173864309458/ 30:35 238,0 3766
https://www.facebook.com/dk.va ju/videos/317564142433048/ 18:22 44,0 515
19 22 6:30:01 1043,7 11 582
Все 147 51:30:01 9520,6 149 266
* Название оппозиционных партий: Венгерская социалистическая партия (ВСП, Magyar Szocialista Párt); Либералы — Венгерская либеральная партия (Liberálisok — Magyar Liberális Párt); За лучшую Венгрию (Йоббик, Jobbik Magyarországért Mozgalom); Политика может быть другой (ПМД, Lehet Más a Politika!); Демократическая коалиция (ДК, Demokratikus Koalíció); Диалог за Венгрию (ДзВ, Párbeszéd Magyarországért).
** (ЕП) — член Европейского парламента.