Научная статья на тему 'Роль социальной сети Facebook в PR-продвижении'

Роль социальной сети Facebook в PR-продвижении Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
969
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ / PR / PR-ТЕКСТ / СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / FACEBOOK / СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Горновая Варвара Алексеевна

Социальная сеть Facebook в PR-продвижении служит площадкой взаимодействия как с представителями средств массовой информации, так и с широкой аудиторией. Проанализирован контент, опубликованный на персональной странице Уполномоченного по правам человека в Челябинской области А. Севастьянова в течение последнего года работы в данной должности (2015 год). Выявлено, что ключевыми чертами страницы являются: формат личного дневника, оперативность, оценочность и ориентированность на результат, мультимедийность (дополнение текстовой части фотои видеоматериалами), наличие гиперссылок и ссылок, а также отслеживание развития событий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль социальной сети Facebook в PR-продвижении»

УДК 070

В. А. Горновая

Челябинский государственный университет, Челябинск РОЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ FACEBOOK В PR-ПРОДВИЖЕНИИ

Социальная сеть Facebook в PR-продвижении служит площадкой взаимодействия как с представителями средств массовой информации, так и с широкой аудиторией. Проанализирован контент, опубликованный на персональной странице Уполномоченного по правам человека в Челябинской области А. Севастьянова в течение последнего года работы в данной должности (2015 год). Выявлено, что ключевыми чертами страницы являются: формат личного дневника, оперативность, оценочность и ориентированность на результат, мультимедийность (дополнение текстовой части фото- и видеоматериалами), наличие гиперссылок и ссылок, а также отслеживаниеразвития событий.

Ключевые слова: связи с общественностью, рг, pr-текст, социальная сеть, facebook, социальные медиа.

Пресс-релиз сегодня продолжает являться ведущим жанром PR-коммуникации. Это обусловлено, в частности, способностью этого жанра модернизироваться в соответствии с новыми тенденциями.

Например, ранее теоретики констатировали, что адресатом такого PR-сообщения является журналист, и задача пресс-релиза «сообщить новость таким образом, чтобы она была опубликована полностью или частично в СМИ и/или Интернете, заинтересовала журналиста и побудила его обратиться за комментариями и дополнительной информацией» [2. С. 756].

Теперь повсеместно адресатом пресс-релиза, помимо сообщества медиапрактиков, стал широкий круг граждан, предпочитающих напрямую получать сведения от организаций - без посредничества средств массовой информации. Так, М. В. Луканина говорит о традиционных и социальных пресс-релизах. Первые написаны официальным языком и предназначены для отправки в редакции СМИ посредством электронной почты. Интернет в этом случае используется PR-специалистом исключительно как канал передачи данных. Не напрямую целевой аудитории, а посреднику - прессе [3. С. 73].

Т. В. Анисимова в этом отношении предлагает вести речь о жанре интернет-релиза, который отличается от традиционного и формой, и содержанием: «адресацией непосредственно целевой аудитории (а не журналистам), возможностью актуализации хронологической номинации времени (а не только хронографической), более свободной композицией текста» [1. С. 129].

Какие площадки использует современный PR-специалист, чтобы напрямую передать необходимую информацию широкой аудитории? Сегодня существенным механизмом передачи сведений стали социальные сети, в частности - Facebook. Мы рассмотрели контент, опубликованный на персональной странице Уполномоченного по правам человека в Челябинской области А. Севастьянова в течение последнего года работы в данной должности (2015 год) с целью выявить, как эта социальная сеть коррелирует с процессом работы PR-службы Уполномоченного и, в частности, как соотносится с пресс-релизами, публикуемыми на официальных площадках данной структуры.

Публикации на персональной странице А. Севастьянова в социальной сети Facebook, имеющие отношение к его работе Уполномоченным, можно разделить на две группы - сообщения, предшествующие официальному пресс-релизу, и публикации, размещенные после подготовки PR-специалистом официального сообщения. Для начала детально рассмотрим первую группу.

Первая публикация 2015 года, послужившая основой PR-сообщения о деятельности Уполномоченного по правам человека в Челябинской области, размещена 10 апреля и касается посещения Челябинского психоневрологического интерната № 2 [18]. Пресс-релиз на ту же тему опубликован спустя четыре дня, 14 апреля, с заголовком «Обитатели интерната для бездомных присоединились к репетициям спектакля проекта "Invisible people"» [11].

Как видим, публикация в социальной сети размещена оперативнее, чем PR-сообщение. В целом, публикация в Facebook носит характер личного дневника: текст короткий, содержит оценочные формулировки. Впоследствии именно оценочную часть PR-специалист оформил как цитату УПЧ. Для наглядности приведем эту часть текста как часть РасеЬоок-сообщения и доработанную, включенную в пресс-релиз.

Сообщение Facebook: «Мои впечатления что живут там люди совершенно забытые обществом. Да конечно хороший ремонт кровати телевизор. Но скучно. Это видно в глазах. Не у всех конечно но у многих. Конечно учреждение молодое и попечительский совет только формируется. И находится оно на отшибе нашего города. Но важно чтобы не только государственные но общественные организации подключались к работе интерната. Люди там есть активные и совершенно не безнадёжные. Причем как мужчины так и женщины» [18].

Пресс-релиз: «"Создалось впечатление, что живут там люди, совершенно забытые обществом. Да, хороший ремонт, кровати, телевизор. Но скучно. Это видно в глазах. Не у всех, конечно, но у многих. Учреждение молодое, и попечительский совет только формируется. И находится оно на отшибе нашего города. Но важно, чтобы не только государственные, но и общественные организации подключались к работе интерната. Люди там есть активные и совершенно не безнадёжные. Причем как мужчины, так и женщины", - поделился впечатлениями Уполномоченный по правам человекаАлексей Севастьянов» [11].

Как видим, текст А. Севастьянова подвергся незначительной правке. Словосочетание «Мои впечатления» заменено на более благозвучное «создалось впечатление», убраны повторы слова «конечно», уточнена пунктуация. В соответствии со стандартами оформления пресс-релиза, PR-специалист включил цитату своего ключевого спикера. Однако, что нетипично для опыта пресс-служб челябинских государственных органов, взял ее с персональной страницы Facebook. Помимо цитаты, использован еще один стандартный прием построения PR-текста - формулировка бэкграунда о проекте «Invisible people», справочной информации. В сообщении социальной сети этой информации нет.

Примечательно, что в пресс-релизе опущен повод посещения Уполномоченным психоневрологического интерната, в то время как его указывает А. Севастьянов на персональной странице: «основанием посещения такого учреждения послужила жалоба матерей...» [18].

Наконец, подчеркнем, что в соцсети и PR-сообщении использован разный иллюстративный материал: А. Севастьянов публикует фото с выезда в интернат, а пресс-секретарь, помимо них, размещает кадры с первых репетиций проекта «Invisible people».

Пресс-релиз «Добровольцы обустроили храм в Большом Куяше» [6] от 24 августа подготовлен на основании размещенного за день до этого сообщения на Facebook [13].

Пресс-секретарь при подготовке своего сообщения для СМИ воспользовался всеми данными из социальной сети. Первые три предложения первоначального текста переработаны в лидер-абзац: взято наименование субботника («православный»), фраза «в этом году нашли колодец готовим к запуску» стала окончанием предложения «...и даже успели раскопать колодец».

Как и в предыдущей паре сообщений, часть публикации из соцсети стала цитатой в пресс-релизе. Первоначальный вариант: «Церковь становится за четыре года всё лучше и лучше. Есть идея по созданию православного приюта в этой деревни. Предварительно помещение нашли... Посмотрим как получится. Фотоссесия практически вся Игорька. Хотя и про себя не забыл. Хорошая погода и настроение. Спасибо всем друзьям и Отцу Игорю за подаренное время» [13].

Пресс-релиз: «Храм становится за четыре года всё лучше и лучше. Есть идея по созданию православного приюта в этой деревне, уже нашли помещение. Посмотрим, как получится, - написал Алексей Севастьянов в своем блоге, - Хорошая погода и настроение. Спасибо всем друзьям и Отцу Игорю за подаренное время» [6].

«Церковь» заменено на более точное «храм», разговорная формулировка «предварительно помещение нашли» преобразована в «уже нашли помещение». Из PR-сообщения исключена личная информация - упоминание о том, что все снимки сделал сын А. Севастьянова, поскольку в контексте пресс-релиза на первый план выступает статус Уполномоченного по правам человека и социальная значимость акции, которую он инициировал.

Отметим, что пресс-релиз содержит реквизиты фонда «Родная» и призыв «подключиться к проекту». Следовательно, у сообщения в соцсети и пресс-релиза разное назначение. Публикация

в соцсети оперативнее сообщения о поездке. В свою очередь, РЯ-сообщение дает более обширные сведения о проекте в целом и несет цель привлечения новых участников.

Добавим, фотоматериалы в обоих сообщениях идентичны.

Среди обнаруженных нами публикаций на персональной странице РасеЬоок А. Севастьянова есть и те, где анонсируется готовящийся пресс-релиз. В соцсети читаем сообщение от 15 августа: «Златоуст. Инспекция: по манёвренному жилому фонду, туберкулёзной больницы, следственного изолятора№ 4.... Все как обычно. Об итогах в понедельник» [9].

Как видим, допущена оценочность («все как обычно»). Аргументы не приведены, поскольку есть указание на более полный отчет о поездке: «об итогах в понедельник».

Пресс-релиз «Алексей Севастьянов проинспектировал учреждения Златоуста» [4] опубликован спустя два дня. В нем есть четыре цитаты Уполномоченного по правам человека. Фото сообщений вновь идентичны.

В ряде случаев сообщение в соцсети тоже предшествует пресс-релизу, однако не выступает прецедентным материалом по отношению к нему. В качестве примера может служить информационная поддержка судебных разбирательств Екатерины Дрогиной.

Первым опубликовано сообщение в РасеЬоок: «Сегодня побывал в колонии №5...» [16]. Публикация размещена 5 июня, оперативно, сразу после поездки. Текст короткий, эмоциональный, что подтверждает пунктуация («И Екатерина Сергеевна получила выговор за то что ходила по камере!!! При этом она не может долго сидеть по состоянию здоровья.!!») и образность речи (фразеологизм «сейчас этот выговор может сыграть злую шутку на суде...»).

Пресс-релиз кардинально отличается от сообщения в соцсети. Здесь объем текста значительно больше. Тема пресс-релиза шире, она задана в заголовке: «Алексей Севастьянов: "Необходимо своевременно оказывать медицинские и социальные услуги заключенным"» [5].

История Дрогиной приведена в качестве иллюстрации заданной проблемы, изменилась роль А. Севастьянова: на своей персональной странице он выступает, прежде всего, в качестве человека, которому может быть свойственна эмоциональность и присуще личное мнение. В РЯ-сообщении А. Севастьянов выступает как Уполномоченный по правам человека и дает экспертный комментарий по делу с юридической точки зрения: «"Екатерине Дрогиной может быть назначено условное осуждение или наказание, не связанное с лишением свободы. Так несовершеннолетние дети получат возможность находиться рядом с матерью. Более того, осужденная имеет право на отсрочку от исполнения приговора до достижения ее детьми 14 лет", - комментирует Алексей Севастьянов» [5].

Иллюстративный материал совпадает: РЯ-специалист использует фото из социальной сети, однако не прикрепляет к сообщению видео.

А. Севастьянов не ограничивается первоначальным сообщением, а отслеживает ход судебных разбирательств. Об этом свидетельствует сообщение от 11 июня - день, на который назначен суд. А. Севастьянов подчеркивает свой вклад: «мое совместное мнение с Уполномоченным по правам ребенка готово. Оно будет представлено в суде моим помощником» [7]. Отметим, что УПЧ указывает ФИО и телефон юриста - по всей видимости, для взаимодействия корреспондента с ним. Следовательно, А. Севастьянов рассматривает свою персональную страницу в РасеЬоок как публичную площадку для взаимодействия, в том числе, с представителями СМИ.

Короткое текстовое сообщение с прикрепленной видеозаписью датировано 27 июня и посвящено приему граждан в библиотеке Уйского района. Пресс-релиз об этой поездке размещен позже, 1 июля, с заголовком «Учалинский ГОК отравляет жизнь сельчан в Уйском» [20]. Здесь пресс-секретарь применил сразу два типа работы с комментариями. В РЯ-сообщение включены цитаты трех сторон: пострадавшего (житель села Уйское), эксперта (в данном случае, им выступает Росприроднадзор, циртирует ответ ведомства на запрос сельчан) и самого А. Севастьянова. Пресс-секретарь взял его комментарий из соцсети, незначительно отредактировав. Читаем в первоисточнике: «Прием граждан в библиотеки Уйского района. Интересное обращение касающихся загрязнения реки ГОКом. Превышение меди в 74 раза!!! Росприроднадзор ограничивается админ. штрафами. Иск о возмещение ущерба может составить несколько миллионов рублей. Люди ждут более решительных мер!» [14]

Пресс-релиз: «"Вынужден констатировать, что Росприроднадзор продолжает ограничиваться административными штрафами. Между тем, иск о возмещении ущерба гражданам может соста-

вить несколько миллионов рублей! Люди ждут более решительных мер", - прокомментировал Алексей Севастьянов» [20].

В качестве начала реплики вставлена вводная конструкция «вынужден констатировать», сокращение «админ. штрафами» набрано целиком, добавлена вводная конструкция «между тем» в качестве связи между предложениями.

Наконец, в 2015 году один из пресс-релизов о деятельности УПЧ предваряет сообщение от 15 июня. Вновь текст опубликован оперативно и дополнен видеозаписью с приема граждан. Текстовая часть носит характер личного дневника: «Семейный врач Гульфарида Яхиевна из села Муслюмова сегодня прибыла ко мне на прием...» [17]. Вновь присутствует оценочность: «людей продолжают унижать в том числе чиновники своим отношением к ним» и ориентация на решение проблемы («конечно по случаю Гульфариды буду обращаться и в министерство и прокуратуру...»). РЯ-сообщение «Жители с. Муслюмово продолжают бороться за свои права» [8] опубликовано спустя два дня и в несколько раз превышает по объему сообщение в соцсети. Оно подготовлено без опоры на РасеЬоок. Текст дополняют фото и видео, снятые, по всей видимости, самой пресс-службой УПЧ. В тексте детально раскрыта история заявительницы, в последнем абзаце дан экспертный комментарий А. Севастьянова. Приведены скан-копии документов. Следовательно, перед пресс-службой была поставлена задача подробно раскрыть проблему и передать информацию корреспондентам. Пресс-секретарь действовал менее оперативно, чем Уполномоченный, зато подготовил помимо текстовой части фото-, видеоматериалы и скан-копии докумен-

Вторая группа публикаций на персональной странице А. Севастьянова в РасеЬоок размещена после официального пресс-релиза. Рассмотрим, как эти сообщения способствуют информированию общественности о деятельности Уполномоченного.

Прежде всего, обратим внимание на ряд сообщений об угнанном мотоцикле Кирилла Шаях-метова, который обратился за помощью к Уполномоченному по правам человека. Пресс релиз «Челябинцу в течение года не возвращают мотоцикл со штафстоянки» [24] опубликован 17 июня 2015 года. Спустя три дня А.Севастьянов разместил на своей персональной странице продолжение истории. К сообщению медиахолдинга ОТВ добавлено предисловие: «Кириллу вернули мотоцикл. Надеюсь что такая пагубная практика прекратится в нашем родном городе. Кириллу удастся взыскать убытки за "хранение" и порчу мотоцикла» [10].

Кроме того, в конце сообщения даны три ссылки сообщения об этом на площадках челябинских средств массовой информации. Следовательно, А.Севастьянов не просто формирует информационный повод на основе обращений граждан, но и отслеживает решение проблемы.

Примечательно, что среди комментариев есть отклик самого пострадавшего. Пользователь Кш11 8ЬауакЪте1;оу пишет «Алексей Михалыч, большое спасибо! Мотоцикл вернули в этот же день!!!3а6 часов решили то, что не могли решить за 1 год!!!!» [10].

Налицо роль социальной сети РасеЬоок не только как площадки взаимодействия УПЧ и представителей СМИ, но и площадки для получения обратной связи с гражданами, обратившимися за помощью в Аппарат Уполномоченного по правам человека в Челябинской области.

Вслед за пресс-релизом «Севастьянов: "Как будто государство сознательно отталкивает людей, ставших жертвами «черных» риелторов"» [15] размещено сообщение на персональной странице Уполномоченного, содержащее незначительные дополнения к РЯ-тексту. А. Севастьянов при подготовке публикации убрал упоминание о себе в третьем лице, дополнил заголовок пояснением «Толи из-за запаха то-ли из невозможности менять ситуацию» [19], убрал кавычки и оформил свою цитату обычным текстом, а также вписал пояснение в конце сообщения: «Хорошо подключились социальные службы города. Возможно многие вопросы удаться разрешить оперативно» [19]. Названные приемы редактирования текста позволили прецедентному сообщению (РЯ-тексту) перейти в формат личного дневника, более уместный на площадке РасеЬоок и, в частности, на персональной странице А. Севастьянова.

Следующий ряд сообщений посвящен строительству дома отца героя-милиционера. Первая публикация на персональной странице А. Севастьянова на эту тему датирована 23 февраля. Текст начинается с заголовка из пресс-релиза («Отец погибшего милиционера остается без жилья») [12].

Затем А. Севастьянов выносит в качестве первого абзаца ключевую информацию о подвиге героя-милиционера («Старший сержант милиции ППС Иван Шибельгут от полученных ранений

погиб на месте: закрыл собой товарищей, получив 26 смертельных ранений. Всего в этом бою Иван Шибельгут получил сорок пулевых ранений...» [12]), предваряя его пояснением: «преамбула». Далее - абзац, написанный без опоры на пресс-релиз. Приведем его дословно: «Сегодня 23 февраля с комиссией побывали в доме где проживает Владимир Иванович и просто ужаснулся... В таких условиях проживать очень сложно и практически невозможно... (фото ниже). Конечно вместе с Еткульским отделом полиции договорились принять меры для строительства нового жилья для отца погибшего милиционера но то что эта ситуация настолько запущенна поражает. Подробности завтра...» [12].

Как видим, вновь избрана форма личного дневника. Здесь сочетается авторская оценка поездки («в таких условиях проживать очень сложно и практически невозможно» и др.) и приоритет результативности («договорились принять меры»). Несмотря на то, что в тексте присутствует, по всей видимости, анонс РЯ-сообщения («Подробности завтра»), однако на сайте Уполномоченного этот пресс-релиз не обнаружен. Следующие шесть абзацев дословно взяты А. Севастьяновым из пресс-релиза. Необходимо лишь упомянуть, что А.Севастьянов оставил персональные данные - адрес дома, изначально предназначенный, по всей видимости, только для рассылки СМИ.

Продолжение истории - в сообщении от 7 августа. Здесь А.Севастьянов не формулирует преамбулу. Пояснение следует после дословно приведенного пресс-релиза: «В результате совместных действий (фонда Родная, Международной ассоциации Альфа, ассоциации полицейских, Главы Еткульского района) удалось собрать сумму около 400 тыс. руб. Часть работ взяло на себя "Боевое братство". Дефицит порядка 100 тыс. рублей. Надеюсь что к концу сентября Владимир Иванович будет жить уже в новом доме! Кто хочет присоединится к акции обращайтесь Басковой Наталье Александровне 2320374

К сожалению несмотря на обращения в ГУВД области и лично генералу Сергееву мы так до сих пор не получили поддержку в этом проекте. Очень жаль.... Ну что ж справимся своими силами» [23].

Эта часть публикации содержит детали, которых нет в официальном пресс-релизе. Детализирована собранная сумма и указана недостающая, даты контактные данные для потенциальных участников проекта.

Наконец, рассмотрим РЯ-сообщение «Фонд "Родная" собирает волонтеров на субботник в пос.Мирный» [22] и размещенное спустя неделю сообщение в БасеЬоок [21]. А.Севастьянов приписывает к тексту официального пресс-релиза обращение к читательской аудитории своей персональной страницы в БасеЬоок: как видно, четко задана проблема и текущее состояние дел, подчеркнута готовность продолжать оказание помощи психоневрологическим больницам в дальнейшем.

Также отметим, что в анализируемых публикациях разный иллюстративный материал. В то время как РЯ-служба публикует снимок с предыдущей волонтерской акции и дополняет текстовую часть иллюстрацией с наименованием проекта, А. Севастьянов публикует фотографии из личного архива, поездок в психоневрологические лечебницы. Уполномоченный делает упор на сложные условия существования больных, а автор РЯ-сообщения концентрируется на ожидаемом позитивном результате, оказанной помощи, и в этом ключе приглашает добровольцев к работе.

Таким образом, персональная страница Уполномоченного по правам человека в Челябинской области А. Севастьянов в социальной сети БасеЬоок в последний год его деятельности служила дополнительной площадкой информирования о работе Аппарата Уполномоченного. На этой странице осуществлялось взаимодействие как с представителями средств массовой информации, так и с гражданами, обратившимися за помощью. А. Севастьянов размещал публикации как до обнародования официального РЯ-текста, так и после.

Ключевые черты персональной страницы А. Севастьянова в социальной сети БасеЬоок в указанный период - формат личного дневника, оперативность, оценочность и ориентированность на результат, мультимедийность (дополнение текстовой части фото- и видеоматериалами), наличие гиперссылок и ссылок, а также отслеживание развития событий.

Список литературы

1. Аиисимова, Т. В. Специфика PR-жанров в Интернете [Текст] / Т. В. Анисимова // Вестн. Волгоградск. ун-та. Сер. 2. Языкознание. - 2015. -№4 (28). - С. 129-137.

2. Большой энциклопедический словарь [Текст] / Под ред. И.Лапиной, Е. Маталиной, Р. Сека-чева, Е. Троцкой, Л. Хайбуллиной, Н. Яриной. - М. : ACT «Астрель», 2008. - 1248 с.

3. Луканина, М. В. Трансформация пресс-релиза в глобальной сети Интернет [Текст] / М. В. Луканина // Российская школа связей с общественностью. - 2011. -№3,- С. 71-82.

4. Алексей Севастьянов проинспектировал учреждения Златоуста [Электронный ресурс]. -URL: http://ombudsman74.ru/news/1403 (дата обращения: 28.02.2017).

5. Алексей Севастьянов: «Необходимо своевременно оказывать медицинские и социальные услуги заключенным» [Электронный ресурс]. - URL: http://ombudsman74.ru/news/1319 (дата обращения: 28.02.2017).

6. Добровольцы обустроили храм в Большом Куяше [Электронный ресурс]. - URL: http:// ombudsman74.ru/news/1411 (датаобращения: 28.02.2017).

7. Друзья [Электронный ресурс]. - URL: https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid= 10204101679174330&id=1595642889 (дата обращения: 28.02.2017). - Загл. с экрана.

8. Жители с.Муслюмово продолжают бороться за свои права [Электронный ресурс]. - URL: http://ombudsman74.ru/news/1331 (датаобращения: 28.02.2017).

9. Златоуст. Инспекция [Электронный ресурс]. - URL: https://www.facebook.com/permalink. php?story_fbid=10204492150055858&id=1595642889 (дата обращения: 28.02.2017). - Загл. с экрана.

10. Кириллу вернули мотоцикл [Электронный ресурс]. - URL: https://www.facebook.com/ permalink.php?story_fbid=10204152658088771&id=1595642889 (дата обращения: 28.02.2017). -Загл. с экрана.

11. Обитатели интерната для бездомных присоединились к репетициям спектакля проекта «Invisible people» [Электронный ресурс]. - URL: http://ombudsman74.ru/news/1257 (дата обращения: 28.02.2017).

12. Отец погибшего милиционера остается без жилья [Электронный ресурс]. - URL: https:// www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=10203447777067186&id=1595642889 (дата обращения: 28.02.2017). - Загл. с экрана.

13. Православный субботник в деревне Большой Куяш [Электронный ресурс]. - URL: https:// www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=10204534781681622&id=1595642889 (дата обращения: 28.02.2017). - Загл. с экрана.

14. Прием граждан [Электронный ресурс]. - URL: https://www.facebook.com/1595642889/ videos/10204194148286000/ (дата обращения: 28.02.2017). - Загл. с экрана.

15. Севастьянов: «Как будто государство сознательно отталкивает людей, ставших жертвами «черных» риелторов» [Электронный ресурс]. - URL: http://ombudsman74.ru/news/1294 (дата обращения: 28.02.2017).

16. Сегодня побывал в колонии № 5 [Электронный ресурс]. - URL: https://www.facebook.com/ permalink.php?story_fbid=10204069870299128&id=1595642889&substory_index=0 (дата обращения: 28.02.2017). - Загл. с экрана.

17. Семейный врач Гульфарида Яхиевна [Электронный ресурс]. - URL: https://www.facebook. com/1595642889/videos/10204120852453650/ (дата обращения: 28.02.2017). - Загл. с экрана.

18. Совместно с министерством социальных отношений посетил Челябинский психоневрологический интернат № 2 [Электронный ресурс]. - URL: https://www.facebook.com/permalink.php7story_ fbid=10203738302170132&id=1595642889 (дата обращения: 28.02.2017). - Загл. с экрана.

19. Создается впечатление [Электронный ресурс]. - URL: https://www.facebook.com/permalink. php?story_fbid=10203959612982764&id=1595642889 (дата обращения: 28.02.2017). - Загл. с экрана.

20. Учалинский ГОК отравляет жизнь сельчан в Уйском [Электронный ресурс]. - URL: http:// ombudsman74.ru/news/1350 (датаобращения: 28.02.2017).

21. Фонд «Родная» собирает волонтеров [Электронный ресурс]. - URL: https://www. facebook.com/permalink.php?story_fbid=10204502313749944&id=1595642889 (дата обращения: 28.02.2017).

22. Фонд «Родная» собирает волонтеров на субботник в пос. Мирный [Электронный ресурс]. -URL: http://ombudsman74.ru/news/1390 (дата обращения: 28.02.2017).

23. Фонд Родная подписал договор [Электронный ресурс]. - URL: https://www.facebook.com/ permalink.php?story_fbid=10204445259243617&id=1595642889 (дата обращения: 28.02.2017). -Загл. с экрана.

24. Челябинцу в течение года не возвращают мотоцикл со штрафстоянки [Электронный ресурс]. -URL: http://ombudsman74.ru/news/1333 (датаобращения: 28.02.2017).

THE ROLE OF THE SOCIAL NETWORKING SITE FACEBOOK IN PR-PROMOTION

Gornovaya V A., UdmurtState University, Izhevsk, [email protected]

Social network Facebook in PR-promotion serves as a platform of interaction with representatives of the media and to a wide audience. It analyzes the content published on the personal page on the Human Rights in the Chelyabinsk region Alexander Sevastyanov during the last years in this position (2015). It was revealed that the key features of the page include: personal diary format, efficiency, evaluation and result-oriented, multimedia (amended text of the photo and 'video), the presence of hyperlinks and references, as 'well as the tracking ofevents.

Keywords: public relations, pr, pr-text, social network, facebook, social media.

References

1. Anisimova, Т. V. (2015) Specifika PR-zhanrov v Internete [=Specificity of PR-genres of the Internet], in: Vestn. Volgogradsk. un-ta [=Vestn. Volgograd. Univ.], No. 4 (28), pp. 129-137. (In Russ.).

2. Bol'shoj ehnciklopedicheskij slovar' [=Great Encyclopedic Dictionary], Moscow, 1248 p. (In Russ).

3. Lukanina, M. V. (2011) Transformaciya press-reliza v global'noj seti Internet [=Transformation in the Internet press release], in: Rossijskaya shkola svyazej s obshchestvennost'yu [=Russian School of Public Relations], No. 3, pp. 71-82. (In Russ.).

4. Aleksej Sevast'yanov proinspektiroval uchrezhdeniya Zlatousta [=Alexei Sevastyanov inspected Chrysostom institutions], available at: http://ombudsman74.ru/news/1403, accessed 28.02.2017. (In Russ).

5. Aleksej Sevast'yanov: «Neobhodimo svoevremenno okazyvat' medicinskie i social'nye uslugi zaklyuchennym» [=Alexei Sevastyanov: «It is necessary to provide timely health and social services to prisoners»], available at: http://ombudsman74.ru/news/1319, accessed 28.02.2017. (In Russ.).

6. Dobrovol'cy obustroili hram v Bol 'shorn Kuyashe [=Volunteers arranged the temple in the Grand Kuyash], available at: http://ombudsman74.ru/news/1411, accessed 28.02.2017. (In Russ.).

7. Druz'ya [=Friends], available at: https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1020410 1679174330&id=1595642889, accessed 28.02.2017. (In Russ.).

8. ZHiteli s.Muslyumovoprodolzhayut borot 'sya za svoiprava [=Residents s.Muslyumovo continue to fight for their rights], available at: http://ombudsman74.ru/news/1331, accessed 28.02.2017. (In Russ).

9. Zlatoust. Inspekciya [=Zlatoust. Inspection], available at: https://www.facebook.com/permalink. php?story_fbid=10204492150055858&id=1595642889, accessed 28.02.2017. (In Russ.).

10. Kirillu vernuli motocikl [=Cyril returned to the motorcycle], available at: https://www.facebook. com/permalink.php?story_fbid=10204152658088771&id=1595642889, accessed 28.02.2017. (In Russ).

11. Obitateli internata dlya bezdomnyh prisoedinilis' к repeticiyam spektaklya proekta «Invisible people» [=The inhabitants of the boarding school for the homelessjoined rehearsals «Invisible people» project performance], available at: http://ombudsman74.ru/news/1257, accessed 28.02.2017. (In Russ.).

12. Otec pogibshego milicionera ostaetsya bez zhil'ya [=The father of the deceased policeman left without housing], available at: https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=10203447777067 186&id=1595642889, accessed 28.02.2017. (In Russ.).

13. Pravoslavnyj subbotnik v derevne Bol'shoj Kuyash [=Orthodox Saturday in the village of Great Kuyash], available at: https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=10204534781681622& id=1595642889, accessed 28.02.2017. (In Russ.).

14. Priem grazhdan [=Reception of citizens], available at: https://www.facebook.com/1595642889/ videos/10204194148286000/, accessed 28.02.2017. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Sevast'yanov: «Как budto gosudarstvo soznatel'no ottalkivaet lyudej, stavshih zhertvami «chernyh» rieltorov» [=Sevastyanov: «As if the state consciously repels people, victims of the» black «Realtors»], available at: http://ombudsman74.ru/news/1294, accessed 28.02.2017. (In Russ.).

16. Segodnyapobyval v kolonii № 5 [=Today visited the colony number 5], available at: https://www. facebook.com/permalink.php?story_fbid=10204069870299128&id=1595642889&substory_index=0, accessed 05.07.2016. (In Russ.).

17. Semejnyj vrach Gul'farida YAhievna [=Family doctor Gulfarida Yahievna], available at: https:// www.facebook.com/1595642889/videos/10204120852453650/, accessed 05.07.2016. (In Russ.).

18. Sovmestno s ministerstvom social'nyh otnoshenij posetil CHelyabinskij psihonevrologicheskij internat№ 2 [=In cooperation with the Ministry of Social Relations, visited Chelyabinsk neuropsychiatric boarding school № 2], available at: https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1020373830 2170132&id=1595642889, accessed 05.07.2016. (In Russ.).

19. Sozdaetsya vpechatlenie [=It seems], available at: https://www.facebook.com/permalink. php?story_fbid=10203959612982764&id=1595642889, accessed 05.07.2016. (In Russ.).

20. Uchalinskij GOK otravlyaet zhizn' sel'chan v Ujskom [=Uchalinsky GOK bane of villagers in Chui], available at: http://ombudsman74.ru/news/1350, accessed 05.07.2016. (In Russ.).

21. Fond «Rodnaya» sobiraet volonterov [=»Native» The fund collects volunteers], available at: https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=10204502313749944&id=1595642889, accessed 05.07.2016. (In Russ.).

22. Fond «Rodnaya» sobiraet volonterov na subbotnik v pos.Mirnyj [=»Native» The fund collects volunteers on Saturday in pos.Mirny], available at: http://ombudsman74.ru/news/1390, accessed 05.07.2016. (InRuss.).

23. Fond Rodnaya podpisal dogovor [=Native Foundation signed an agreement], available at: https:// www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=10204445259243617&id=1595642889, accessed 05.07.2016. (InRuss.).

24. CHelyabincu v techenie goda ne vozvrashchayut motocikl so shtrafstoyanki [=Chelyabinsk during the year do not return the bike to the car pound], available at: http://ombudsman74.ru/news/1333, accessed 05.07.2016. (In Russ.).

Горновая Варвара Алексеевна - преподаватель кафедры журналистики и массовых коммуникаций, Челябинский государственный университет, Челябинск; пресс-секретарь Челябинского регионального благотворительного фонда «Родная».

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.