Научная статья на тему 'Мнение слушателей о работе радиостанций непроводного вещания диапазона УКВ и fm(PHB)'

Мнение слушателей о работе радиостанций непроводного вещания диапазона УКВ и fm(PHB) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
56
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мнение слушателей о работе радиостанций непроводного вещания диапазона УКВ и fm(PHB)»

СОЦИОЛОГУ НА ЗАМЕТКУ

В.А.Колосунин, Н.Д.Старкова

МНЕНИЕ СЛУШАТЕЛЕЙ О РАБОТЕ РАДИОСТАНЦИЙ НЕПРОВОДНОГО ВЕЩАНИЯ ДИАПАЗОНА УКВ И ЕМ (РНВ)

Балансируя на грани культуры и коммерции, РНВ предоставляют социологии широкое поле для исследований их воздействия на разные сегменты аудитории. Тем более, что в условиях кризиса российской экономики и всего общества агрессивность и невзыскательность художественного вкуса, присущие части предпринимателей (потенциальные рекламодатели), непременно должны уравновешиваться на волнах эфира высоким профессионализмом, вкусом, терпимым отношением к различным культурным ценностям со стороны ведущих радиопрограмм и организаторов вещания.

Основной особенностью культуры в передачах РНВ является то, что это актуальная, востребованная культура, помогающая слушателям решить для себя проблему выбора культурных ценностей, определить человеку тот уровень культуры, который он хотел бы достичь.

Социология РНВ как явления культуры - это социология личности творца этой культуры, взятая в одном ее аспекте - с точки зрения развития культуры в процессе социальной деятельности, в том числе активного прослушивания РНВ. При этом понятие "творец культуры РНВ" мы относим к субъекту культурного процесса -человеку 46 - 59 лет, поскольку к этому возрасту личность достигает полной зрелости (45 лет - возраст ухода на пенсию женщин по льготному списку № 1; 60 лет - то же для мужчин по достижению пенсионного возраста в общем порядке).

Установим остальные условные границы зрелости личности: до 18 лет-незрелая личность; 18 - 29 - скорее не зрелая, чем зрелая; 30 - 45 лет - скорее зрелая, чем не зрелая; 60 лет и старше-личность, имеющая устаревшее понятие о востребованности (актуальности) культуры.

С другой стороны, учитывая полную свободу законного радиовещания, предоставленную РНВ государством (они ограничены только форматом "информационно-музыкального вещания"), мы рассматриваем эти радиостанции как институт общественной информации (взаимной информации членов общества), как зарождающуюся новую разновидность социально-культурного института, которая призвана передавать от группы к группе ценности культуры, нормы и принципы поведения, поддерживая стабильность в общестае и развивая в нем демократические начала.

Поскольку коммуникативная концепция культуры обращает исследователя к сфере общения и информации, она является серьезной поддержкой журналистам как общественным деятелям в сфере актуальной информации (в широком смысле - актуальной культуры).

В рамках данной статьи мы предлагаем свою версию результатов пилотажного опроса жителей г. Челябинска, не бедствующих по материальному положению (92% из них пользуется магнитофоном), регулярно прослушивающих не менее одной из 10 транслируемых в декабре 1998 года в Челябинске РНВ (не через радиоточку!) с 21 по 28 декабря 1998 года.

Предмет исследования: влияние особенностей вещания каждой из РНВ на выбор слушателями какой-либо из них в качестве предпочитаемой для прослушивания и в качестве лучшей из РНВ. Цель опроса: зафиксировать состояние актуальной культуры РНВ в рамках ситуации выбора респондентами одной из РНВ на разных стадиях зрелости их личности.

Были выполнены следующие задачи: изучить оценку жителями г.Челябинска всех предложенных респондентам РНВ в качестве явлений культуры и института общественной информации; выявить виды пожеланий любителей предпочитаемой ими РНВ; определить число респондентов, заинтересованных в развитии коммерческих радиовещательных компаний (потенциальные рекламодатели, потребители рекламных услуг, любители записывать произведения на магнитофон с эфира РНВ, слушать радио в автомобиле).

Опрос был проведен силами 40 студентов, обучающихся по специальности "Журналистика" ЧелГУ г. Челябинска (равномерно по 7 районам города по месту жительства студентов) по квотной выборке (социальная группа - пол - возраст). Наше исследование носит разведывательный характер и проведено для уточнения объекта исследования, его гипотез и задач.

Главным из основных понятий, которые мы использовали, было "предпочитаемая РНВ" (используется в единственном числе). Далее по тексту "предпочитающие" ее респонденты определяются как "любители" одной из РНВ. в число которых входят представители всех социальных слоев г.Челябинска.

Требование выбора одной из представленных в анкете десяти РНВ мобилизует респондента решить проблему "культурного выбора" одной РНВ из всех других в качестве "обычно прослушиваемой РНВ". Выбор "предпочитаемой" РНВ обусловлен не только культурным уровнем и художественным вкусом респондента, но и техническими особенностями радиоприемника (его избирательность, чувствитель-

ность, техническое состояние). Выведенный в результате рейтинг обозначен Ш и указан в табл. 1, как и 112, выведенный из мнений респондентов о нескольких лучших РНВ по 5-балльной шкале (см. расшифровку формулы 2) от А до Е.

Предпочтение какой-либо РНВ складывается из ценностной и коммуникативной составляющих функции РНВ как носителя норм духовной культуры и социального института культуры.

Культурный выбор - выбор индивидом для последующего освоения тех или иных норм культуры и социальных институтов культуры (в том числе РНВ), регулирующих поведение человека.

Норма духовной культуры - составляющая часть функциональной подсистемы культуры, которая вместе с социальными институтами культуры регулирует повседневное поведение человека и состоит из освоения и созидания ценностей духовной культуры.

Было проведено исследование ценностной функции РНВ - анализ оценок респондентами деятельности РНВ и выявление рейтингов РНВ. Ценность РНВ - в степени удовлетворения культурных потребностей респондентов деятельностью каждой РНВ в целом и всех ее составляющих, что предполагает решение респондентами проблемы культурного выбора одной из 10 предложенных в анкете РНВ для ее прослушивания, а также применение формулы (1) социометрии по аналогии для выявления рейтинга РНВ:

(5А) + (4В) + (ЗС) + (2Д) + (1Е)

Ю =-—----(1)

А+В+С+Д+Е

с уточнением показателей:

5 баллов - отношусь очень хорошо - слушаю чаще всего (число респондентов А);

4 балла (отношусь положительно) - слушаю, скорее, часто, чем редко (В);

3 балла (отчасти положительно) - слушаю, скорее, редко, чем часто (С);

2 балла (отрицательно) - слушаю очень редко (то же Д);

О баллов (очень плохо) - никогда не слушаю (то же Е).

При этом респонденты выбирают для себя референтную группу "обычно слушающих одну из РНВ". выводится также по формуле (1), но от числа отметивших 5 баллов в вопросе, в котором разрешалось ставить от 1 до 10 "пятерок". Респонденты выбирают референтную группу "считающих лучшей" одну или несколько РНВ.

Было проведено также исследование коммуникативной функции РНВ - выявление роли совместного потребления респондентами РНВ элементов культуры, предлагаемых РНВ (особенности музыки, текстовых сообщений, стиля общения ведущих с аудиторией, с точки зрения способности их сопереживать социально-психологическим проблемам, которые волнуют слушателей). Этот феномен отражает степень прямой социально-полезной направленности вещания каждой РНВ, что обусловило для выявления рейтинга коммуникативности РНВ (115) применить формулу (2) социальной удовлетворенности населения возможностями пользоваться услугами (в данном случае) РНВ:

А(+1) + В(+ 0,5) + С (- 0,5) + Д (-1) + Е (0)

К5=-----—-, (2)

А+В+С+Д+Е

где:

А - число респондентов, вполне удовлетворенных работой РНВ;

В - то же, но скорее довольных, чем не довольных;

С - то же, но скорее не довольных, чем довольных;

Д - то же, но не удовлетворенных работой какой-либо РНВ;

Е - то же, но затруднившихся ответить.

Применение формул (1) и (2) носит инновационный характер.

Рабочие гипотезы:

1. R3 должен подтверждать ранг предпочтений, установленный R1, и уточнять особенности выбора предпочтений респондентов.

2. R4 должен подтверждать ранг "лучших" из предпочитаемых РНВ, установленный R2, и уточнять особенности выбора "лучших" РНВ респондентами.

3. Между отношениями пар рангов, установленными связями (R1-R3) и (R2-R4), должна быть полная ранговая корреляция.

4. R5 должен отражать степень доброжелательного, доверительного отношения ведущих РНВ к слушателям (предположительно, Областное радио, "L-радио", "СтуДия-1").

5. Научным исследованием СМИ в г. Челябинске, проведенным кафедрой социологии Южно-Уральского госуниверситета 22 - 26 ноября 1998 года верно определен ранг 5 ведущих РНВ, которые "обычно слушают" жители г. Челябинска.

6. Там же в категории "РНВ, которую челябинцы Считают самой лучшей", выявлен ранг 5 ведущих РНВ с учетом значительного влияния на жителей фактора проводного вещания (Областное радио, "Студия-1" и "Восточный экспресс"), см. Вестник кафедры социологии ЮУрГУ "Аналитик". 1998. № 3.

Нами был опрошен 521 респондент, из которых: мужчин - 48,2%; женщин -51,8%. В том числе:

1) рабочих (в промышленности, транспорте, сфере услуг) - 37,6%. Из них: мужчин - 57,7%; женщин - 42,3%, что составляет 45,0% и 30,7% от числа всех опрошенных мужчин и женщин. В возрасте 18 - 29 лет опрошено рабочих 42,3%; 30 - 45 лет - 38,3%; 46 - 59 лет - 15,3%; до 17 лет и 60 и старше - по 2%;

2) студенты и учащиеся дневного обучения -18,4%. Опрошено ровно по 50,0% мужчин и женщин, в том числе: в возрасте от 14 до 17 лет - 32,3% от числа всех учащихся, от 18 до 29 лет - 67,7%.

3) руководители предприятий, предприниматели - 14,0%. Из них: мужчин -57,5%, женщин - 42,5%. В том числе: в возрасте 18 - 29 лет - 16,4%; 30 - 45 лет- 63,0%; 46 - 59 лет - 19,2%; 60 лет и старше - 1,4%;

4) неработающие пенсионеры по возрасту, инвалиды - 11,7%. Из них: мужчин -49,2%; женщин-50,8%;

5) служащие, менеджеры во всех отраслях - 10,2%, в том числе: мужчин -26,4%; женщин - 73,6%. Из служащих опрошены лица от 18 до 29 лет - 41,5%; 30 -45 лет - 37,7%; 46 - 59 лет - 20,8%;

6) неработающие допенсионного возраста, домохозяйки - 7,9%. В том числе: мужчин - 9,8%; женщин - 90,2%. Из этой категории до 18 лет - 7,3%; 18 - 29 лет - 34,1 %; 30 - 45 лет - 36,6%; 46 - 59 лет - 22,0%.

В результате исследования выведены рейтинги:

1. R1 - число респондентов, указавших "слушаю одну из РНВ чаще всего", что дает ответ на вопрос: "Какую из РНВ Вы обычно слушаете?".

2. R2 - то же, но указавших "вполне доволен работой радиостанции" (одной или нескольких), что отвечает на вопрос: "Какую из РНВ Вы считаете лучшей из представленных десяти РНВ?".

3. R3 и R4 (по формуле 1),

4. R5 (по формуле 2).

В табл. 1 указано, совпадают ли предпочтения по частоте прослушивания НРВ со степенью удовлетворения от их работы.

Таблица 1

№ по анкете Название РНВ (по алфавиту) Ш Ранг (по Я1) Я2 Ранг (по Я2) Ранг (по ЯЗ) Ранг (по Я4) Ранг (по Я5)

1 Эфирный вариант "Восточного экспресса" 1,2 10 3,1 10 10 9 5

2 "Европа Плюс" 15,5 3 24,2 2 3 3 8

3 "Интерволна" 16,3 2 22,8 3 2 2 9

4 "! -радио" 10,6 4 13,8 5 4 5 3

5 Эфирный вариант Обл. радио 7,1 6 10,9 6 8 8 2

6 "Радио г" 4,0 8 8,1 8 6 6 6

7 Радио "Модерн" 10,4 5 18,2 4 5 4 10

8 "Русское радио" 28,0 1 34,9 1 1 1 7

9 Эфирный вариант "Студии-1" 5,0 7 10,0 7 7 7 1

10 "Эхо Москвы" Всего 3,3 101,4 9 5,6 151,6 9 9 10 4

Примечание: Ш и И2 - в % от общего числа респондентов.

Исходя из приведенных в таблице данных, считаем, что полностью подтвердились гипотезы 3,4 и 5, а гипотезы 1,2 и 6 подтвердились в основном.

По рангу предпочтения исследованные нами РНВ выстроились в следующем порядке:

1. "Русское Радио" (далее по тексту: РР).

2. "Интерволна" (ИВ).

3. "Европа плюс" (Е +).

4. "Ь-радио" (Ь).

5. "Радио Модерн" (РМ).

6. "Радио Г'(г).

7. Эфирный вариант "Студии - 1"(СТ-1).

8. Эфирный вариант Областного радио (Обл. Р).

9. "Эхо Москвы" (ЭМ).

10. Эфирный вариант "Восточного Экспресса" (ВЭ).

Приведем наиболее значимые варианты ответов.

Важным показателем имущественного положения респондентов является владение аудиомагнитофоном. Из числа опрошенных слушателей РНВ только 8,0% не имеют магнитофона, зато 15,6% - имеет его с монозвучанием, а 76,4% - имеют стереомагнитофон, то есть являются людьми не бедными, а также потенциальными любителями аудиозаписи. Тем более, что радиоприемники выпуска 90-х годов высшего и первого класса имеют шкалу АМ/РМ и позволяют записывать передачи РНВ на магнитофон в стереозвучании. Из имеющих магнитофон 50,7 % записыванием музыки не увлекаются, 28,8% - записывают ее не часто. Зато 10,4% - часто записывают музыку из разных источников (у друзей и т.д.), а 9,8% - часто записывают ее в основном с эфира РНВ.

Обе последних группы назовем "меломанами" и определим их число среди общего числа респондентов-любителей какой-либо из РНВ. Впереди плотной группой идут меломаны г (28,5 %); Е + (28,3%); РМ (27,8%); ИВ (25,9%) и Ь (23,6%), за ними - ЭМ (17,6%); ВЭ (16,7%); СТ-1 (15,4%); РР (13,7%) и обл.Р. (10,8%).

Насколько потенциальные рекламодатели-руководители предприятий и пред-

приниматели обращают внимание на РНВ? Оказалось, что они слушают предпочитаемую ими РНВ (в среднем в сутки): до 30 минут - 19,2 %; от 30 минут до 1 часа -21,9%; от 1 до 2 часов - 38,4%; от 2 до 3 часов - 11,0%; свыше 3 часов - 9,6%.

Главные потенциальные потребители товаров и услуг - высокооплачиваемые рабочие - слушают соответственно: 14,8%; 18,4% (это 33,0 % от всех респондентов, слушающих от 30 минут до 1 часа); 22,4% (35,5 % от всех слушающих от 1 до 2 часов); 19,4% (44,7 % от всех слушающих от 2 до 3 часов); 25,0% (43,3 % от всех слушающих свыше 3 часов). Во всех случаях с руководителями и рабочими имеется корреляция "сильная" и "средняя" (К от 0,2 до 0,3). Налицо тенденция руководителей и рабочих к прослушиванию РНВ.

Интерес представляют ответы на вопрос: "Каких возрастов респонденты предпочитают слушать предпочитаемую ими РНВ?" ( в % от общего числа респондентов каждого из возрастов).

Таблица 2

Возраст РР ИВ Е+ 1 РМ СТ-1 ОблР

14-17 лет 17,5 37,5 22,5 10,0 7,5 * *

18-29 лет 24,2 14,6 18,7 15,2 17,2 * *

30-45 лет 35,3 14,1 17,3 9,0 8,5 5,8 *

46-59 лет 32,1 17,9 * 5,8 9,5 9,5 10,7

60 лет и старше 20,9 9,4 9,3 7,0 9,3 9,3 39,5

От общего числа любителей 100,1 99,9 99,9 100,1 100,1 100,0 99,9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Примечание: * - менее 5%. По этой же причине не приводятся результаты по Ъ, ЭМ и ВЭ, хотя позже всех (1 год назад) стартовали Ь и РМ.

При этом Е + предпочитают слушать 18 - 29 летние (45,7 % от всех любителей этой РНВ), и 30 - 49-летние (33,3 % от всех любителей Е +). РР предпочитают слушать 30 - 45-летние (37,7% от всех любителей этой РНВ) и 18 - 29-летние (32,9% от всех любителей РР). Шире других спектр влияния у ИВ. Ее предпочитают слушать 18 - 29-летние (34,1 % от всех ее любителей); 30 - 45-летние (25,9% от них же), а также 10 - 17-летние и 46 - 59-летние (каждые по 17,6% от всех любителей ИВ).

Из остальных РНВ стоит отметить влияниеОбл. Р. на 60-летних (45,9% от всех любителей Обл.Р); влияние СТ-1 на 30 - 45-летних (34,9% от всех любителей СТ-1) и на 46 - 59-летних (30,8% от той же категории).

На вопрос: "Какие социальные группы предпочитают слушать каждую из РНВ?" наиболее значимыми оказались ответы:

1. Рабочие предпочитают слушать РР - 28,6 % от числа всех опрошенных рабочих; ИВ -15,8%; Ь -14,3%; Е + - 11,7%; РМ - 10,7%.

2. Служащие: РР - 32,1% от числа всех служащих; Е + - 22,6%; ИВ -18,9%.

3. Руководители: РР - 27,4% от числа всех руководителей; Е + - 19,2%; ИВ и РМ по 13,7%.

4. Студенты: РР - 24,0% от числа всех студентов; Е + - 22,9%; ИВ - 21,9%; РМ -5,6%; Ь - 13,5%.

5. Неработающие допенсионного возраста: РР - 36,6% от числа всех респондентов данной категории; ИВ - 17,1%; Ь - 12,2%; Е + - 9,8%.

6. Неработающие пенсионного возраста: Обл.Р. - 32,8% от числа всех опрошенных данной категории; РР - 23,0%; Е + и ИВ - по 9,8% каждое.

Чтобы понять, насколько респонденты разных социальных групп удовлетворены работой представленных РНВ, была исследована общая совокупность "доволь-

ных" и "скорее довольных, чем недовольных" работой каждой из представленных РНВ (в % от числа всех опрошенных из каждой социальной группы).

Таблица 3

Число довольных РР ИВ Е+ Ь РМ г СТ-1 Обл Р ЭМ вэ

рабочих 70,5 57,7 58,1 38,7 41,8 28,1 24,5 20,9 9,2 6,6

служащих 64,1 66,0 69,8 28,4 28,2 28,3 22,6 22,7 20,7 15,1

руководителей 65,7 58,9 64,4 31,5 45,2 30,2 26,0 24,7 16,4 9,6

студентов 66,7 56,2 68,7 42,7 56,3 36,4 22,9 7,3 7,3 9,3

неработающих 68,3 58,5 46,3 36,6 19,5 22,0 29,3 26,8 60,0 22,0

допенсионного

возраста

лиц пенсионного 62,2 29,5 36,0 16,4 13,1 9,8 41,0 62,3 14,7 27,9

возраста

Интерес представляют ответы, полученные на вопрос о семейном положении респодентов, предпочитающих каждую из РНВ. От общего числа опрошенных 25,5% живут с родителями, без своей семьи (группа 1); 10,8%- живет один (одна), без своей семьи, например, в общежитии (группа 2); 21,5% - живут с женой (мужем), детей в семье нет (группа 3); зато 42,2% - живут с женой(мужем) и с детьми или только с детьми (группа 4). Исследование подтвердило, что на последнюю категорию оказывает влияние вещание РНВ, предпочитаемое живущими с ними их детьми и внуками: в случаях Е+; ИВ; Ъ разность между мнениями 4-й и 1-й группы не превышает 23,5%. Зато в случаях Обл.Р., РР, Ст-1 и РМ она составляет 32,9,30,8 и даже (-) 16,7, что выражает отрицательную реакцию старших на увлечение младших. При этом надежность полученных данных, выраженная в коэффициенте корреляции (не менее 0,1) установлена в применении к любителям РР; Е+; ИВ; РМ;Ь; Обл.Р. иг.

Рассмотрим вопрос, почему респонденты, предпочитающие какую-либо РНВ, слушают ее чаще других. В общем массиве предпочтения распределились следующим образом (в %):

1. Люблю музыкальные передачи - 67,6.

2. Узнаю о последних событиях в Челябинске и в мире - 47,8.

3. Нравится стиль общения ведущих со слушателями - 43,9.

4. Просто привык к этой РНВ - 35,7.

5. Люблю развлекательные текстовые передачи - 27,5.

6. Эта РНВ дает меньшедругих рекламы - 19,2.

7. Устраивает объем и качество подачи рекламы - 14,6.

8. Другое - написали 7,3.

9. Затрудняюсь ответить - 1,5.

Считаем важным обратить внимание на пожелания респондентов предпочитаемым ими РНВ. Линейноераспределениеответов(в%)выглядит следующим образом:

1. Больше давать музыки по заявкам слушателей - 39,7.

2. Давать практические советы по заявкам (консультации юриста, экономиста, автомобилиста, врача, педагога и т.д.) -31,1.

3. Больше давать информации для общего развития по заявкам - 26,1.

4. Регулярно обращать внимание слушателей на формирование здорового образа жизни - 20,9.

5. Ничего не меняйте в подаче информации и музыки - 19,6.

6. Создать условия для качественной записи музыки на магнитофон - 18,6.

7. Больше рассказывать о моральных ценностях (семья, духовное развитие, религия и т.д.) - 17,9.

8. Увеличить объем развлекательных текстовых передач - 16,7.

9. Другое - 16,1.

10. Затрудняюсь ответить - 5,4.

Особую группу жителей Челябинска составляют жители, имеющие в своем пользовании автомобиль. Они имеют особенную, "автомобильную" субкультуру, неотъемлемым элементом которой является "авторадио".

На вопрос: "Гдереспонденты, предпочитающие какую-либо из РНВ, чаще всего его слушают?" - ответили: чаще всего слушают дома - 58,2 %; в автомобиле -19,9%; на работе - 19,0%; в других местах - 3,8%.

Из числа опрошенных слушают РНВ в автомобиле - 104 человека, в том числе 42 руководителя, 40 рабочих, 11 служащих, 6 студентов, 5 неработающих и пенсионеров. Опрос показал, что признаки "авторадио" имеют скорее РР и Е+ ("средняя" корреляция результатов), чем РМ и Ь или ИВ ("слабая" корреляция).

По итогам исследования можно сделать вывод, что респонденты удовлетворительно решили проблему культурного выбора одной из РНВ в качестве предпочитаемой для прослушивания (не смогли предпочесть одну из десяти РНВ только 8 респондентов, что составляет 1,4 % опрошенных), а также квалифицированно оценили качество передач всех представленных десяти РНВ. Возможностью выразить свое полное удовлетворение качеством передач всех РНВ воспользовался только каждый седьмой респондент.

Результаты исследования говорят о том, что слушатели РНВ рассматривают их как институт системы общественной информации всех социальных слоев общества (от руководителя до пенсионера по возрасту) Информационная составляющая программ развита недостаточно^ чем сообщают 58,2% респондентов, предлагая давать практические советы по заявкам слушателей (консультации от юриста до автомобилиста), а также давать больше информации для общего развития.

Моральный настрой респондентов таков, что 38,8 % из них предлагают регулярно обращать внимание слушателей на формирование здорового образа жизни, больше рассказывать о моральных ценностях, что примерно равно музыкальным" пожеланиям'респондентов (39,7%) и значительно опережает мнение "ничего не менять в подаче информации и музыки" (19,6%).

76,6% респондентов "поглощены" потоком радиоинформации и не готовы отвлечься на 2 - 3 минуты от ненужной им в данный момент рекламы по радио (например, переключить радиоприемник на другую волну). Остальные готовы слушать рекламу блоками от 5 и более объявлений в заранее установленное время (по Закону РФ "О рекламе" - не более 9 минут рекламы в час).

В ответах респондентов на "открытые" вопросы отмечается, что в передачах РНВ имеются элементы массовой культуры. Ввиду этого необходимы исследования взаимосвязи этой разновидности культуры с конкретной жизнью ее потребителей и анализ взаимосвязей содержания текстов и передач РНВ с механизмом их потребления аудиторией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.