DOI: 10.47026/1810-1909-2021-4-5-14
УДК 314.745.3-054.7:331 (092)(470.344)«20» ББК Т3(2Рос.Чув)64-284.6
И.И. БОЙКО, А.В. КАРПОВ, О.В. КАРПОВА
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТНОГО СООБЩЕСТВА О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ЧУВАШИИ*
Ключевые слова: Чувашская Республика, национальная политика, межэтнические отношения, опрос экспертов, национально-культурные объединения, отношение к мигрантам.
В статье представлены точки зрения 30 экспертов по ряду проблем национальной политики в Чувашской Республике. По мнению экспертов, в Чувашии преобладают доброжелательные, бесконфликтные межэтнические и межконфессиональные отношения, редкие случаи негативных межэтнических контактов характерны для бытовых ситуаций, чаще всего имеющих отношение к использованию родных языков. Возможность межэтнических конфликтов рассматривается как маловероятная. Они могут быть связаны с потенциально непродуманными действиями в сфере языковых, других этнокультурных интересов представителей отдельных народов. По мнению экспертов, на сохранение и улучшение добрососедских отношений между представителями отдельных этнических групп большое влияние оказывают выверенная национальная политика, успешное экономическое развитие республики. Часть экспертов поддерживает преобладающее мнение среди населения республики о негативном влиянии трудовых мигрантов на возможности рынка труда для старожильческого населения, хотя данные статистики не подтверждают такие установки. С точки зрения экспертов, успешной реализации национальной политики в республике могли бы способствовать организация специальной государственной структуры управления (министерства, комитета), активное привлечение к различным вопросам управления активистов национально-культурных объединений, регулярное проведение этнологического мониторинга, распространение позитивных практик в сфере межэтнических отношений и т.д. В целом эксперты полагают, что в Чувашии отсутствует заметное влияние этнического фактора на реальную политику.
В октябре 2020 г. в Чувашии в рамках межрегионального исследовательского проекта «Этнический фактор в общественно-политической жизни регионов России: от этнополитической мобилизации к гражданской интеграции (республики Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Удмуртия, Чувашия)» было опрошено 30 экспертов. В их составе 10 человек работали в органах государственного и муниципального управления, 10 представляли различные общественные организации и 10 были специалистами в сфере межнациональных отношений и этнокультурного развития. Необходимо отметить, что вопросы национальной политики занимали приоритетное направление в профессиональной и общественной деятельности экспертов только у сотрудников Минкультуры Чувашии, а также у ряда научных работников. У остальных экспертов они являлись только частью функциональных обязанностей или же были общественной нагрузкой. В то же время достаточно длительная «погруженность» в проблему, пусть не по всем ее направлениям, дает основание вести речь о высокой информированности респондентов, что и проявилось в высказанных мнениях.
* Статья написана в рамках Программы фундаментальных и прикладных научных исследований по теме «Этнокультурное многообразие российского общества и укрепление общероссийской идентичности» 2020-2022 гг., разработанной Министерством науки и высшего образования Российской Федерации при участии Российской академии наук во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 16 января 2020 г. Пр-71, п. 6.
В конце 1980-х - начале 1990-х гг. в общественной жизни Чувашии, как и во многих других республиках России, значительное место занимали этнопо-литические сюжеты, которые по прошествии трех десятилетий отчасти потеряли свою остроту [3, 8, 10, 11 и др.]. На первое место вышли этнокультурные проблемы, о чем и говорили эксперты. С их точки зрения, наиболее велико влияние этнического фактора на такие сферы общественной жизни, как: культура (67%); политика (43%); идеология и миграционная сфера (по 33%); социальная сфера (30%); экономика (3%). Безусловным лидером названа сфера культуры, и это вполне объяснимо, поскольку многие проблемы, напрямую связанные с ней, лежат в сфере культурной политики. Речь, идет, например, о развитии профессиональной культуры (изобразительное, театральное, музыкальное искусство, культура книгоиздания и др.), фольклора и народного творчества и др., что с точки зрения системы управления входит в ведение органов культуры государственного и муниципального уровней. Кроме того, проведение различных фестивалей, смотров, концертов и др. также имеет прямое отношение к культурной деятельности.
Практически две трети экспертов дали положительные оценки межэтническим отношениям в России, хотя только 13% отметили, что они доброжелательные, способствующие общественному согласию, а 52% выбрали оценку «нормальные, бесконфликтные». В то же время 29% полагали, что вопрос напряженный, бывают конфликтные ситуации. О взрывоопасности, способной перейти в открытые столкновения, никто из опрошенных речь не вел, а 7% затруднились с ответом.
Основание говорить о напряженности в отношениях между людьми разных национальностей, конечно, имеется. В СМИ редко, но достаточно регулярно появляются сообщения о различных конфликтных проблемах, возникающих в разных частях страны. Понятно, что чаще всего они возникают на бытовой почве, но нельзя отрицать и наличие этнической окраски подобных случаев. По крайней мере, со стороны это видится в большей мере этнической проблемой.
Если вести речь о Чувашии, то оценки более оптимистические. Самый высокий уровень доброжелательности отметили 4 эксперта из 10 (40%), и почти 6 человек из 10 (57%) полагали, что межэтнические отношения в республике нормальные, бесконфликтные. Лишь 1 эксперт отметил вариант о напряженности, наличии конфликтных ситуаций. Комментируя подобные мнения, следует иметь в виду, что экспертные оценки практически совпадают с мнением «рядовых» граждан. С 2009 г. в республике проводятся мониторинговые обследования по общей проблеме «Этнокультурное развитие и межнациональные отношения в Чувашской Республике». По данным этих обследований положительные оценки межнациональным отношениям дают 80-90% респондентов. Если вести речь о возможности негативных проявлений межэтнических контактов, то, конечно, нельзя вовсе исключать их. В реальной жизни нередки случаи, когда люди, возможно не думая об этом, вольно или невольно могут обидеть случайного собеседника, коллегу по работе или учебе и т.д. В республике подобные обиды чаще всего возникают в условиях использования чувашского языка, который не понимают все собеседники, слабого его знания, упоминания национальности и др. [2. С. 161-168]. Кроме того, возможности подобных непониманий расширились с увеличением числа иностранных студентов в вузах Чувашии, которых насчитывается уже несколько тысяч. Их поведение,
обычное в традиционной для них среде, со стороны старожильческого населения нередко воспринимается как некоторым образом вызывающее [4. С. 99105; 6. С. 106-112].
Абсолютное большинство экспертного сообщества (80%) считает невозможными (безусловное нет - 40% и скорее всего нет - 40%) случаи межнациональных конфликтов в Чувашии. Примерно каждый шестой допускает возможность таких ситуаций. При этом следует также уточнить, что понятие «межнациональный конфликт» экспертами может пониматься по-разному с точки зрения числа участников, уровня напряженности, направленности конфликта и т.д. Об этом, в частности, свидетельствуют ответы на вопрос о причинах, которые способны обострить межнациональные отношения в Чувашии. Первое место в этом своеобразном «соревновании» занял ответ, в котором речь шла о непродуманных решениях региональных и местных органов власти в сфере межнациональных отношений (63%). Кроме того, 13% говорили о борьбе политических партий за власть в ходе выборных кампаний. Поскольку в стране с той или иной мерой успешности действует вертикаль власти, то, конечно, ее непродуманные решения в какой-либо сфере, в том числе и «национальной», могут привести к непредсказуемым последствиям. С другой стороны, трудно даже предположить, что какие-то решения, направленные непосредственно на интересы отдельных этнических групп, могут быть приняты. Если что-то и возможно с этой точки зрения, то только каким-то образом опосредовано. Это может быть ущемление каких-либо традиций, языковых и культурных интересов. С этой точки зрения принятие непродуманных решений возможно, но маловероятно. Тем не менее два из трех экспертов отметили такой вариант, что отражает достаточно критическое отношение к компетентности властных структур. С этой же точки зрения следует вести речь и о борьбе политических партий, организаций в ходе выборов. С учетом современного уровня участия политтех-нологов в предвыборных кампаниях трудно ожидать программных заявлений, которые могли бы остро восприниматься представителями отдельных народов. Другое дело, что некоторые лидеры, активисты партий могут допустить высказывания, действия, которые не останутся без последствий. Еще один фактор, имеющий негативный потенциал для обострения межнациональных отношений, также относится к деятельности государственных и муниципальных учреждений образования и культуры, о чем говорил каждый третий эксперт (33%). Отметим две стороны такой работы: недостаток воспитательного воздействия, прежде всего на молодежь. С этой точки зрения возможностей достаточно: от якобы шутливых замечаний в сторону представителей определенных этнических групп до конкретных действий, несущих элементы нетерпимости. Если вести речь о детях, молодежи, то следует учитывать и их интерпретацию услышанного и увиденного в своих семьях, на недостатки воспитательной работы в которых указали 40% опрошенных экспертов.
Свыше половины участников обследования полагают, что причиной, вызывающей обострение межэтнических отношений, является вызывающее поведение представителей отдельных национальностей, которые игнорируют традиции местных жителей (57%). Действительно, такая проблема есть, и еще раз подчеркнем, что с точки зрения приезжих, их поведение «нормальное», не выходит за рамки принятого на их родине. Но у местных жителей существуют другие правила общежития, они сформировались на протяжении длительного
времени, в том числе с учетом этнической и конфессиональной разницы старожильческого населения. Все это вызывает непонимание как с той, так и с другой стороны. Безусловно, здесь поле для работы не только органов власти, но и общественных структур, в первую очередь НКО, представляющих интересы разных народов. В Чувашии действует Ассамблея представителей народов, проживающих в Чувашии, Дом дружбы и другие площадки, работа которых может снизить градус напряженности.
Важным фактором сохранения стабильности в межнациональных отношениях является успешное экономическое развитие, обеспечивающее достойный уровень жизни граждан. Наоборот, ухудшение экономического положения людей может быть катализатором обострения межнациональных отношений, и об этом заявили 37% экспертов. В Чувашии, наверное, как и в других регионах, уже достаточно прочно укрепились негативные установки на негативные последствия деятельности мигрантов на рынке труда. По мнению значительной части населения, мигранты отбирают рабочие места и вынуждают население республики искать заработки за пределами Чувашии. Такая установка не основывается на реальной ситуации, но она неоднократно фиксируется в ходе социологических опросов [1. С. 37-47]. Есть ряд других исследований, в которых отмечены проблемные вопросы, характеризующие отношение к мигрантам в Чувашии [5. С. 36-54; 7. С. 87-94; 9. С. 124-131]. О конкуренции мигрантов на рынке труда, как о факторе обострения межнациональных отношений заявили 27%, экспертов. Такое же мнение высказано о роли СМИ, провоцирующих межэтническую неприязнь. Казалось бы, трудно ожидать такие выступления в газетах, телевидении, радио и т.д. Действительно, в традиционных СМИ такие выступления с большой вероятностью не могут быть опубликованы. Но есть социальные сети, есть обсуждения на различных форумах актуальных проблем, и там порою обидные и оскорбительные высказывания нередко можно прочитать и услышать. В Чувашии наблюдаются такие переходы от обсуждения частных вопросов на исторические аналогии, имеющие спорные толкования, в ходе которых встречались и просто оскорбительные высказывания. Речь шла, например, о вопросах обязательного преподавания чувашского языка в учебных заведениях республики, о необходимости установления памятника Ивану IV в Чебоксарах и др.1 Такие перепалки, даже оставаясь в основном в границах сайтов, подпитывали негативные впечатления и настроения.
Наконец, деятельность организаций деструктивной направленности отметили 7% опрошенных. Это действительно реальный факт, в Чувашии бывали случаи представленности некоторых псевдоисламских организаций, попытки которых привлечь к себе сторонников, пресекались правоохранительными органами и активным противостоянием руководителей традиционных направлений ислама. И один эксперт отметил в качестве причины обострения межнациональных отношений потенциальный вариант присоединения республики к какому-либо региону. В такое течение событий верится с трудом, но данный вариант достаточно регулярно проговаривается отдельными политиками, в первую очередь В.В. Жириновским. И еще один эксперт в принципе присоединился к причине, связанной с деятельностью властей, поскольку отметил,
1 Примеры таких дискуссий см.: http://forum.chuvash.org/threads/razgovory-vokrug-suvereniteta-chu-vashii.4064/; http://pravdapfo.ru/print/77464; https://forum.na-svyazi.ru/? и др.
что обострение межнациональных отношений может быть связано с тем, что некоторые руководители не понимают важность данной проблемы.
На вопрос «Что делать?», чтобы предупредить конфликты, связанные с межэтническими проблемами, эксперты чаще всего вели речь о необходимости поддержки национально-культурных объединений (57%), о необходимости постоянного мониторинга этнополитической сферы и межнациональных отношений (53%), о межведомственной и межуровневой координации в сфере реализации государственной национальной политики (50%). Далее с заметным отставанием шли: деятельность консультативных и экспертных советов при органах власти различного уровня (27%); совершенствование механизма адаптации и интеграции мигрантов (23%). Кроме того, 10% дали свои варианты ответов. Со всеми предложениями, безусловно, можно согласиться, другое дело следует учитывать конкретные ситуации и условия. Если вести речь о поддержке НКО, то это важное направление работы, но следует при этом делать все возможные шаги по повышению квалификации их активистов и эффективности взаимодействия объединений, представляющих интересы разных народов. Справедливо подчеркивается необходимость мониторинга, но здесь также важно уметь реализовывать эти материалы путем создания практических управленческих решений. Другие отмеченные меры, безусловно, важны для решения обозначенных проблем, при этом необходимо учитывать конкретные ситуации и накопившиеся проблемы. Например, для Чувашии вопросы адаптации и интеграции мигрантов не столь остры, поскольку их в республике немного, но при этом следует иметь в виду, что для отдельных семей и лиц трудности не становятся мягче, кроме того, восприятие небольших по масштабу проблем для общины соотечественников являются актуальными и требующими решения.
Большинство экспертов уверено, что для успешного решения различных этнокультурных проблем в структуре государственного управления необходимо иметь специальный орган (министерство, комитет), возможности современного Минкультуры Чувашии ограничены. При этом 20% респондентов отметили необходимость такого органа только на федеральном, а 60% - и на федеральном, и на региональном уровнях. Кроме того, 17% затруднились дать определенный ответ, а один из экспертов проявил скептическое отношение к такому предложению.
Еще более единодушно эксперты выразили свое отношение к необходимости системного мониторинга этнополитической сферы и сферы межнациональных отношений. При этом 10% высказались за проведение мониторинга на федеральном уровне, один эксперт (3%) - на региональном уровне, а более трех четвертей (77%) - за его организацию и на федеральном, и на региональном уровне. Лишь один опрошенный полагал, что нет такой необходимости и 7% затруднились с ответом. Следует отметить, что исследование указанных проблем в Чувашии проводится регулярно с 2009 г., и материалы опросов населения направляются органам власти, с активистами НКО и специалистами устраиваются семинары, проводятся презентации и т.д. Кроме этого, Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашии проводит опросы по линии Федерального агентства по делам национальностей. Иначе говоря, абсолютное большинство экспертов так или иначе знакомы с этим вопросом, и их ответы подтверждают необходимость подобных исследований. С этой точки зрения представляет интерес набор индикаторов, которые эксперты полагают важными при проведении такого мониторинга. Почти три четверти участников
опроса отметили необходимость учета фактов этнических конфликтов (73%). Конечно, при этом важно иметь в виду критерии подобных конфликтов применительно к Чувашии, но красноречив сам факт их выделения. Далее было отмечено количество действующих национально-культурных объединений (47%), интенсивность этнокультурных мероприятий (40%). Эти индикаторы тесно связаны друг с другом, НКО проводят различные самостоятельные фестивали или же участвуют в республиканских мероприятиях, и это стало уже неплохой традицией, к которой население республики привыкло. По 30% экспертов высказались за такие индикаторы, как представленность различных этносов в органах власти и состояние нормативно-правового обеспечения этнокультурного развития и межэтнических отношений в регионе. С этой точки зрения можно отметить, что в республике свыше 90% населения составляют чуваши (примерно 67%) и русские (27%). В органах власти республики именно они также составляют абсолютное большинство. Но нередко высокие должности занимают представители других народов. Например, долгое время с первым президентом Чувашии Н.В. Федоровым работал Э.А. Аблякимов, татарин по своей этнической принадлежности, который был вице-президентом, затем председателем правительства. В районных администрациях нередко трудятся представители разных народов. Если вести речь о нормативно-правовом обеспечении обозначенных проблем, то кроме общероссийских документов в Чувашии действует региональная программа по реализации Стратегии государственной национальной политики России на период до 2025 г. Среди других факторов, предложенных экспертами, обозначены отношение к национальным языкам, мигрантам, мнение представителей народов о межэтнической ситуации, а также социально-экономические проблемы.
Большинство экспертов дают высокие положительные оценки деятельности как федеральных органов власти в сфере государственной национальной политики (13% - положительно и 60% - скорее положительно), так и республиканских (20 и 67% соответственно). Собственно, эти оценки являются отражением мнения экспертов о ситуации с межэтническим состоянием в стране и регионе. В той или иной степени отрицательно высказались эксперты о деятельности федеральных (10%) и республиканских (7%) органов власти.
Для более эффективного регулирования этнополитических процессов в стране, по мнению экспертов, следует решать ряд актуальных проблем. В первую очередь внимание должно быть обращено на ситуацию, вызванную высоким уровнем социального и имущественного неравенства, региональной экономической дифференциации (70%). Далее с заметным отрывом назывались другие проблемы, из которых достаточно часто упоминались недостатки квалификации управленческих кадров в сфере государственной национальной политики (43%). Собственно, такой сюжет стал актуальным и в ходе проведения настоящего опроса экспертов. В органах муниципального уровня лица, занятые проблемами межэтнических отношений и этнокультурного развития, занимаются этими вопросами в череде других дел, имеющих отношение к другим направлениям социальной сферы. О важности регулирования миграционных потоков, социальной и культурной адаптации и интеграции приезжих высказалось 40% экспертов. В Чувашии реальных конфликтных ситуаций с мигрантами нет, но, как уже отмечалось, отношение к ним весьма настороженное. С этой точки зрения их социализация в принимающем сообществе является шагом по уменьшению уровня недоверия и настороженности. Еще одно направление деятельности, отмеченное третью экспертов (33%), лежит в сфере образовательных
и культурно-просветительских мер по воспитанию культуры межнационального общения. Около четверти специалистов отметили такие проблемы, как несовершенство законодательства в сфере государственной национальной политики (27%) и сохранение у граждан негативных стереотипов в отношении некоторых народов (27%), недостаточный уровень межведомственной координации в сфере реализации национальной политики (23%). Кроме того, 17% указали на вмешательство зарубежных стран во внутренние дела России, экспансию международного терроризма и религиозного экстремизма. Все поднятые проблемы, конечно, важны, их актуальность во многом зависит от конкретных ситуаций в регионах, но решение требует длительной и квалифицированной работы.
По мнению экспертов, различные НКО должны активно принимать участие в общественно-политической жизни региона. Мнения экспертов практически разделились поровну: часть отметила, что они безусловно должны это делать, другая половина вела речь о некоторых случаях. Вопрос, конечно, достаточно спорный, но его раскрытие показало, что абсолютное большинство (83%) полагает, что речь должна идти об организации и проведении массовых этнокультурных мероприятий. Чуть более половины вели речь об участии в экспертных советах (53%), чуть меньшая доля видела одним из направлений взаимодействие с мигрантами (47%). Заметная часть (40%) полагала, что НКО могут вносить предложения по совершенствованию законодательства, 10% отметили возможность выдвижения кандидатур в органы власти. Подобные направления для НКО вполне можно признать имеющими неплохие перспективы.
В республике действуют около 40 организаций, так или иначе представляющих интересы различных народов. Экспертам предлагалось высказать свое мнение о знании населением деятельности трех объединений, представляющих интересы наиболее многочисленных народов. Во-первых, это Чувашский национальный конгресс (ЧНК), являющийся межрегиональной организацией и заявляющей о представлении интересов всех чувашей России. Высказывались точки зрения о Центре русской культуры Чувашии и о национально-культурной автономии татар Чувашской Республики. По мнению опрошенных, о работе ЧНК осведомлено в достаточной степени (30%) или скорее осведомлено (30%) большинство населения. Треть полагала, что граждане не осведомлены о такой работе ЧНК. Опрос 300 жителей Чебоксар и пригородного поселка показал, что это мнение совпадает с ответами населения. Но далее наблюдается другая картина. Если, по мнению экспертов, половина населения имеет сведения и о Центре русской культуры, и о национально-культурной автономии татар Чувашии, то упоминавшийся опрос показал, что эти знания намного «ниже». Правда, следует учесть, что обе организации располагаются не в Чебоксарах, поэтому опрос всего населения республики мог показать другие результаты, но, тем не менее, дистанция значительна.
Наконец, мнение экспертов о наиболее приемлемых формах популяризации знаний о позитивном опыте межнациональных отношений. Подавляющее большинство из их числа (80%) отметили деятельность Дома дружбы народов, немногим меньшей оказалась оценка деятельности НКО (70%). Чуть более половины числа опрошенных (53%) упомянули специальные радио- и телепрограммы (53%). Отмечена также необходимость внедрения этнокультурных предметов в образовательный процесс (40%), проведение Большого этнографического диктанта (13%). Кроме того, эксперты вспомнили деятельность
Ассамблеи народов России, работу всех видов СМИ, организацию фестивалей дружбы народов. Все намеченные направления действительно не только могут, но уже используются, отметим только важность уровня методической, организационной, творческой составляющей такой работы.
В целом эксперты отмечали, что поднимаемая проблема актуальная для России, о серьезных вопросах и проблемах лучше говорить и обсуждать их на всех уровнях, чем молчать и накапливать недовольство. По их мнению, влияние этнического фактора на политику в республике менее выражено, чем в России в целом. Более всего в республике оно направлено на культурные процессы, в меньшей мере на политику, идеологию, миграционную сферу.
Литература
1. Бойко И.И. Общественное восприятие миграции в Чувашии // Миграционные процессы: вызовы современности. Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ, 2019. 184 с.
2. Бойко И.И. Жители Чувашии о межэтнических и межконфессиональных отношениях в республике // Исторический поиск. 2020. Т. 1, № 4. С. 161-168. Р01: 10.47026/2712-9454-2020-1-4-161168.
3. Бойко И.И., Харитонова В.Г. О формальных показателях и реальных фактах реализации государственной национальной политики в регионе // Мониторинг реализации государственной национальной политики в Приволжском федеральном округе. Экспертный доклад по итогам специсследования / ред. В.А. Тишков, В.В. Степанов. М.; Оренбург; Ижевск: Ин-т компьютерных исследований, 2017. С. 120-128.
4. Григорьев А.В., Карпов А.В., Шумилова О.В., Юстус Т.В. Российские студенты об особенностях обучения иностранцев в вузах Чувашии // Вестник Чебоксарского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. 2018. № 1(14). С. 99-105.
5. Иванов В.П. Некоторые проблемы социокультурной адаптации мигрантов в полиэтническом пространстве Чувашской Республики // Чувашский гуманитарный вестник. 2014. № 9. С. 36-54.
6. Краснова М.Н., Муравьева И.В., Плотникова Е.В., Селиванова С.А. Студенты Чувашии о межэтнических отношениях, восприятии иностранцев, обучающихся в вузах Чувашии // Вестник Чебоксарского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. 2018. № 1(14). С. 106-112.
7. Матюшин П.Н., Николаева М.С., Плотникова Е.В., Романов В.В. Студенты Чувашии о проблемах социокультурной адаптации мигрантов в принимающем сообществе // Вестник Чувашского университета. 2020. № 2. С. 87-94.
8. Межэтнические отношения и религиозная ситуация в Приволжском федеральном округе. Экспертный доклад за 2019 г. / ред. В.В. Амелин, В.С. Воронцов, В.В. Степанов, Р.А. Старченко; ИЭА РАН. М.; Оренбург, 2020. 176 с.
9. Музякова А.Л., Николаева М.С., Плотникова Н.В., Романов В.В. Восприятие трудовых мигрантов в Чувашской Республике: этнический аспект // Вестник Чувашского университета. 2019. № 4. С. 124-131.
10. Проблемы национального в развитии чувашского народа: сб. ст. / ЧГИГН. Чебоксары, 1999. 304 с.
11. Этнокультурное развитие и межэтнические отношения в Чувашской Республике. Научный отчет по материалам социологического обследования 2011 г. / ЧГИГН. Чебоксары, 2012. 88 с.
БОЙКО ИВАН ИВАНОВИЧ - доктор исторических наук, профессор кафедры докумен-товедения, архивоведения и вспомогательных исторических дисциплин, Чувашский государственный университет; главный научный сотрудник, Чувашский государственный институт гуманитарных наук, Россия, Чебоксары ([email protected]; ОКОЮ: https://orcid.org/0000-0001-9202-615X).
КАРПОВ АЛЕКСЕЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ - кандидат исторических наук, доцент кафедры документоведения, информационных ресурсов и вспомогательных исторических дисциплин, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]; ОКОЮ: https://orcid.org/0000-0003-0770-5129).
КАРПОВА ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА - старший преподаватель кафедры документове-дения, информационных ресурсов и вспомогательных исторических дисциплин, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]; ОКОЮ: https://orcid.org/0000-0002-0327-765X)._
Ivan I. BOYKO, Aleksey V. KARPOV, Olga V. KARPOVA EXPERT COMMUNITY'S OPINION ON SOME PROBLEMS OF NATIONAL POLICY IN CHUVASHIA
Key words: the Chuvash Republic, national policy, interethnic relations, expert survey, national and cultural associations, attitude towards migrants.
The article presents the views of 30 experts on a number of national policy problems in the Chuvash Republic. According to experts, friendly, conflict-free interethnic and interconfes-sional relations prevail in Chuvashia, rare cases of negative interethnic contacts are characteristic of everyday situations, most often related to the use of native languages. The possibility of interethnic conflicts is considered as unlikely. They may be associated with potentially ill-conceived actions in the sphere of linguistic and other ethno-cultural interests of representatives of individual peoples. According to experts, preservation and improvement of good-neighborly relations between representatives of certain ethnic groups are greatly influenced by the verified national policy and successful economic development of the republic. Some experts support the opinion which prevails among the republic population on the negative impact of labor migrants on the labor market opportunities for the old-age population, although statistics data do not confirm such attitudes. From experts' viewpoint, successful implementation of national policy in the republic could be facilitated by organization of a special state management structure (ministry, committee), active involvement of enthusiasts in national cultural associations in various management issues, regular ethnological monitoring, dissemination of positive practices in the field of interethnic relations, etc. In general, experts believe that there is no noticeable influence of the ethnic factor on real politics in Chuvashia.
References
1. Boiko I.I. Obshchestvennoe vospriyatie migratsii v Chuvashii [Public Perception of migration in Chuvashia]. In: Migratsionnye protsessy: vyzovy sovremennosti [Migration processes: challenges of our time]. Yoshkar-Ola, 2019, 184 p.
2. Boiko I.I. Zhiteli Chuvashii o mezhetnicheskikh imezhkonfessional'nykh otnosheniyakh vrespub-like [Residents of Chuvashia About Interethnic and Inter-Confessional relatIons in the Republic]. Historical Search, 2020, vol. 1, no. 4, pp. 161-168. DOI: 10.47026/2712-9454-2020-1-4-161-168.
3. Boiko 1.1., Kharitonova V.G. O formal'nykh pokazatelyakh i real'nykh faktakh realizatsii gosudarstvennoy natsional'noy politiki v regione [About formal indexes and real facts of state national policy implementation in the region]. In: Monitoring realizatsii gosudarstvennoi natsional'noi politiki v Privolzhskom federal.okruge. Ekspertnyi doklad po itogam spetsissledovaniya [Monitoring of state national policy implementation in the Volga Federal District. Expert report on the results of a special research]. Moscow, Orenburg, Izhevsk, 2017, pp. 120-128.
4. Grigor'ev A.V., Karpov A.V., Shumilova O.V., Yustus T.V. Rossiiskie studenty ob osobennostyakh obucheniya inostrantsev v vuzakh Chuvashii [Russian students about the features of teaching foreigners in universities of Chuvashia]. Vestnik Cheboksarskogo filiala Rossiiskoi akademii narodnogo khozyaistva i gosudarstvennoi sluzhby pri Prezidente Rossiiskoi Federatsii, 2018, no. 1 (14), pp. 99-105.
5. Ivanov V.P. Nekotorye problemy sotsiokul'turnoi adaptatsii migrantov v poliehtnicheskom prostranstve Chuvashskoi Respubliki [Some problems of the socio-cultural adaptation of migrants in the multi-ethnic space of the Chuvash Republic]. Chuvashskii gumanitarnyi vestnik, 2014, no. 9, pp. 36-54.
6. Krasnova M.N., Murav'eva I.V., Plotnikova E.V., Selivanova S.A. Studenty Chuvashii o mezhetnicheskikh otnosheniyakh, vospriyatii inostrantsev, obuchayushchikhsya v vuzakh Chuvashii [Students of Chuvashia on interethnic relations, the perception of foreigners studying in universities of Chuvshia]. Vestnik Cheboksarskogo filiala Rossiiskoi akademii narodnogo khozyaistva i gosudarstvennoi sluzhby pri Prezidente Rossiiskoi Federatsii, 2018, no. 1 (14), pp. 106-112.
7. Matyushin P.N., Nikolaeva M.S., Plotnikova E.V., Romanov V.V. Studenty Chuvashii o problemakh sotsiokul'turnoi adaptatsii migrantov v prinimayushchem soobshchestve [Students of Chuvashia on the problems of sociocultural adaptation of migrants in the host community]. Vestnik Chuvashskogo universiteta, 2020, no. 2, pp. 87-94.
8. Mezhetnicheskie otnosheniya i religioznaya situatsiya v Privolzhskom federal'nom okruge. Ekspertnyi doklad za 2019 g. [Interethnic relations and religious situation in the Volga Federal District. Expert report for 2019]. Moscow, Orenburg, IEA RAN Publ., 2020, 176 p.
9. Muzyakova A.L., Nikolaeva M.S., Plotnikova N.V., Romanov V.V. Vospriyatie trudovykh migrantov v Chuvashskoi Respublike: ehtnicheskii aspekt [Perception of labor migrants in the Chuvash Republic: ethnic aspect]. Vestnik Chuvashskogo universiteta, 2019, no. 4, pp. 124-131.
10. Problemy natsional'nogo v razvitii chuvashskogo naroda: sb. st. [National problems in the development of the Chuvash people. Collection of scientific articles]. Cheboksary, 1999, 304 p.
11. Etnokul'turnoe razvitie i mezhetnicheskie otnosheniya v Chuvashskoi Respublike. Nauchnyi otchet po materialam sotsiologicheskogo obsledovaniya 2011 g. [Ethnocultural development and interethnic relations in the Chuvash Republic. The scientific report on the materials of the 2011 sociological survey]. Cheboksary, 2012, 88 p.
IVAN I. BOYKO - Doctor of Historical Sciences, Professor, Department of Document Science, Information Resources and Auxiliary Historical Disciplines, Chuvash State University; Chief Researcher, Chuvash State Institute of Humanitarian Sciences, Russia, Cheboksary ([email protected]; ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9202-615X).
ALEKSEY V. KARPOV - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Department of Document Science, Information Resources and Auxiliary Historical Disciplines, Chuvash State University, Russia, Cheboksary ([email protected]; ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0770-5129).
OLGA V. KARPOVA - Senior Lecturer, Department of Documentation, Information Resources and Auxiliary Historical Disciplines, Chuvash State University, Russia, Cheboksary ([email protected]; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0327-765X).
Формат цитирования: Бойко И.И., Карпов А.В., Карпова О.В. Мнение экспертного сообщества о некоторых проблемах национальной политики в Чувашии // Вестник Чувашского университета. - 2021. - № 4. - С. 5-14. DOI: 10.47026/18101909-2021-4-5-14.