Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ В ЧУВАШИИ: ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ОПРОСОВ'

ПРОБЛЕМЫ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ В ЧУВАШИИ: ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ОПРОСОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
276
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ / НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ЯЗЫК / КУЛЬТУРА / НАЦИОНАЛЬНОСТЬ / ТРАДИЦИЯ / ETHNOCULTURAL DEVELOPMENT / NATIONAL CULTURE / INTERETHNIC RELATIONS / NATIONAL POLICY / LANGUAGE / CULTURE / NATIONALITY / TRADITION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Карпова Ольга Владимировна, Муравьева Ирина Владимировна, Павлова Алевтина Николаевна, Ткаченко Евгений Владимирович

Статья посвящена изучению этнокультурных особенностей в Чувашской Республике на современном этапе. Данная проблема актуальна с точки зрения региональных этнических процессов, а также стратегии национальной государственной политики. Авторами анализируются материалы эмпирических исследований по вопросам сохранности и ценности национальной культуры, межнациональных отношений, которые проводились в Чувашской Республике ежегодно в 2017-2019 гг. Число респондентов каждый год составляло чуть более 600 человек. Результаты обработки данных опросов показали, что если для чувашей язык в большей степени значим как фактор этнической самоидентичности, то для русских - это «общая земля, территория». Авторы считают, что для чувашей родной язык является одним из главных факторов не только с точки зрения реализации возможностей общения на нем и его значимости для поддержания народных традиций, но и в связи с актуализацией проблемы сохранения своего этноса в условиях глобализации общества. Некоторые опасения за сохранность национальной культуры связаны

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Карпова Ольга Владимировна, Муравьева Ирина Владимировна, Павлова Алевтина Николаевна, Ткаченко Евгений Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF ETHNO-CULTURAL DEVELOPMENT IN CHUVASHIA: BASED ON THE MATERIALS OF SOCIOLOGICAL SURVEYS

The article is devoted to the study of ethnocultural features in the Chuvash Republic at the present stage. This problem is topical from the point of view of regional ethnic processes, as well as the strategy of national state policy. The authors analyze the materials of empirical research on the issues of preserving and value of the national culture and interethnic relations, which were conducted in the Chuvash Republic annually in 2017-2019. The number of respondents each year was a little over 600. The results of processing these surveys showed that if the Chuvash language is more important for the Chuvash as a factor of ethnic identity, for the Russians it is a «common land, territory». The authors believe that for the Chuvash people, their native language is one of the main factors not only in terms of implementing the opportunities to communicate in it and its importance for maintaining folk traditions, but in connection with actualization of the problem of preserving their ethnic group in conditions of a globalized society as well. Some concerns for safekeeping the national culture are related to passivity of the population itself and a low level of awareness-building efforts in this area.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ В ЧУВАШИИ: ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ОПРОСОВ»

DOI: 10.47026/1810-1909-2020-4-53-63

УДК 39:008::303.425.6(470.344) ББК С545.1(2Рос.Чув)

О.В. КАРПОВА, И.В. МУРАВЬЕВА, А.Н. ПАВЛОВА, Е.В. ТКАЧЕНКО

ПРОБЛЕМЫ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ В ЧУВАШИИ: ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ОПРОСОВ

Ключевые слова: этнокультурное развитие, национальная культура, межнациональные отношения, национальная политика, язык, культура, национальность, традиция.

Статья посвящена изучению этнокультурных особенностей в Чувашской Республике на современном этапе. Данная проблема актуальна с точки зрения региональных этнических процессов, а также стратегии национальной государственной политики. Авторами анализируются материалы эмпирических исследований по вопросам сохранности и ценности национальной культуры, межнациональных отношений, которые проводились в Чувашской Республике ежегодно в 2017-2019 гг. Число респондентов каждый год составляло чуть более 600 человек. Результаты обработки данных опросов показали, что если для чувашей язык в большей степени значим как фактор этнической самоидентичности, то для русских - это «общая земля, территория». Авторы считают, что для чувашей родной язык является одним из главных факторов не только с точки зрения реализации возможностей общения на нем и его значимости для поддержания народных традиций, но и в связи с актуализацией проблемы сохранения своего этноса в условиях глобализации общества. Некоторые опасения за сохранность национальной культуры связаны с пассивностью самого населения и низким уровнем информационной работы в данной области.

Проблема сохранения этнического своеобразия российских народов в составе многонационального государства актуальна и входит в повестку дня государственных структур, органов муниципального управления, общественных организаций и т.д. В «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» поддержка и сохранение этнокультурного и языкового многообразия нашей страны определены в качестве приоритетов государственной национальной политики1.

В Чувашии эти проблемы являлись предметом исследования еще в советский период [13], в 2000-х гг. они были затронуты в историко-этнографи-ческом исследовании, посвященном истории и культуре чувашей [12]. Проблемам этнокультурного развития в Чувашской Республике большое внимание со стороны научного сообщества уделяется и на современном этапе. И.И. Бойко, А.П. Долгова, В.Г. Харитонова опубликовали ряд работ, посвященных общим проблемам этнокультурного развития [6], вопросам выбора этнических индикаторов и использования родных языков [4], роли и месту этнокультурного образования с точки зрения сохранения и развития традиционных этнических культур [1], изучению мнения учащейся молодежи на возможности использования этнокультурных знаний в профессиональной и повседневной жизни [2]. Предметом их исследований также стал анализ деятель-

1 О внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденную Указом Президента РФ от 19.12.2012 г. № 1666: Указ Президента РФ от 06.12.2018 г. № 703 [Электронный ресурс]. URL: http://static.kremlin.ru/ media/events/files/ru/zb8ne3ZCB HvIwztJfgKM3BHPo7AOVG3j.pdf (дата обращения: 23.03.2020).

ности властных структур в сфере реализации государственной национальной политики [3]. Кроме того, имеется ряд научных работ других авторов, посвященных анализу этнокультурной ситуации в Чувашской Республике [8], проблемам межэтнического взаимодействия в Чувашии [11], роли современных информационно-коммуникационных технологий в этнокультурных процессах [9]. Особенности использования различных индикаторов для оценки эффективности национальной политики в Чувашии нашли свое отражение в экспертном докладе, подготовленном по материалам регионов Приволжского федерального округа [5].

Исследуя этнокультурное развитие республики, необходимо учитывать, что в Чувашии к настоящему времени сложилась достаточно устойчивая сеть духовных и материальных интеграторов. К ним относят такие показатели, как высокий образовательный уровень населения, сложившаяся в регионе билин-гвистическая языковая ситуация, особая мировоззренческая система ценностей, высокий уровень толерантности, стабильность межэтнических и межконфессиональных отношений, культурное наследие народов, проживающих в республике, культурная политика, сеть региональных культурных учреждений и средств массовой информации. Результаты эмпирических обследований населения Чувашской Республики демонстрируют довольно высокий реальный и потенциальный коммуникативный уровень, сложившийся в регионе в сфере межэтнических отношений. Большое влияние на этнокультурные и межэтнические процессы в республике оказывают межкультурные коммуникации информационного общества. На современном этапе возрастает их роль в формировании личности. Этнокультурная жизнь региона развивается динамично, жители Чувашии принимают в ней активное участие. Анализ потребностей в этнокультурных мероприятиях и этнокультурной информации показывает, что они широко востребованы со стороны населения региона.

В настоящей статье использованы материалы ежегодных опросов, проведенных Чувашским государственным институтом гуманитарных наук по теме «Этнокультурное развитие и межнациональные отношения в Чувашской Республике» в течение 2017-2019 гг. В каждом эмпирическом исследовании в среднем было опрошено чуть более 600 респондентов.

Обратим внимание на то, что в ходе категоризации этнической идентичности респондентов разных национальностей в 2017, 2018 и 2019 гг. были получены устойчивые результаты по порядку и частоте выбора выделенных категорий (рис. 1). Конечно, эти показатели достаточно условны, поскольку объединены ответы представителей чувашей, русских, отчасти татар, мордвы и других народов, участвовавших в опросах. Но, как показывают другие исследования, в целом набор важнейших индикаторов при этнической идентификации практически соответствует наиболее выбираемым из них представителями различных народов. Так, Л.М. Дробижева и С.В. Рыжова, используя результаты опроса Института социологии РАН, отмечают, что выраженными этническими индикаторами являются «язык», «культура», «родная земля», «историческое прошлое» [7. С. 17].

Анализ результатов трехлетних эмпирических исследований показывает, что набольшей популярностью среди респондентов пользовался индикатор «национальный (родной) язык» (от 58,7% до 64,4% за разные годы). Вслед за ним следуют такие показатели, как «общая земля, территория» (от 44,7% до 56,0%); «историческая судьба, прошлое» (от 28,7% до 35,9%); «националь-

ные обычаи, привычки, обряды» (от 30,5% до 32,3%). Значительно менее популярным среди респондентов стал выбор таких вариантов ответа, как «народное творчество, сказки, песни, предания» (от 11,1% до 12,8%), «национальная литература и профессиональная культура» (от 6,4% до 11,5%). Выбор внешних признаков этнической самоидентичности в качестве значимых индикаторов среди опрошенных варьировался с 3,7% до 13,2% («черты характера, психология», «внешний облик»). При этом от 8,7% до 12,2% респондентов выбрало ответ, что «сложно выразить словами» то чувство, что сближает их со своим народом и людьми своей национальности.

Общая земля, территория Национальный (родной) язык

Национальная одежда, жилище, пища

Национальные обычаи,

привычки, обряды Народное творчество, сказки, песни, предания

Религия

Историческая судьба, прошлое

Национальная литература и профессиональная культура

Черты характера, психология

Внешний облик

Это сложно выразить словами, трудноуловимое чувство

Ничто не сближает Иное

ш

ТГ

ъ

0%

10%

20%

30%

и_I_I_I

40% 50% 60% 70%

2019 2018 2017 Рис. 1. Ответы на вопрос «Скажите, что из перечисленного сближает Вас с людьми Вашей национальности, Вашим народом?» (допускался выбор не более трех вариантов ответа)

Результаты анализа сложившейся в Чувашской Республике ситуации позволяют констатировать, что иерархия заявленных интеграторов достаточно понятна и характеризует общий уровень этнокультурного развития республики. В то же время необходимо подчеркнуть, что подобные наборы этноконсолиди-рующих признаков, приводимых другими авторами, свидетельствуют, что при важности выделенных индикаторов уровни их значения у отдельных народов неодинаковы и определяются разными факторами. Например, по данным З.А. Махмутова, в иерархии этноконсолидирующих признаков татар Казах-

стана на первом месте стоит «язык», затем отмечены «происхождение», «культура», «религия» [10. С. 186, 190].

Полученные в ходе эмпирических исследований 2017-2019 гг. результаты демонстрируют тот факт, что при общей схожести выбираемых индикаторов наблюдаются расхождения в их важности между ответами респондентов русской и чувашской национальностей. Это можно, например, увидеть по данным обследования 2019 г. (рис. 2). Если родной язык для чувашей в большей степени значим как фактор этнической самоидентичности по сравнению с таковым среди всего массива опрошенных (70,7%), то для русских этот показатель оказывался на второй-третьей позиции по степени важности (47,1%). Для русского населения Чувашии приоритетным являлся такой маркер, как «общая земля, территория» (55,1%), затем наряду с родным языком идет показатель «историческая судьба, прошлое» (47,1%).

Общая земля, территория Национальный (родной) язык

Национальная одежда, жилище, пища

Национальные обычаи,

привычки, обряды Народное творчество, сказки, песни, предания

Религия

Историческая судьба, прошлое

Национальная литература и профессиональная культура

Черты характера, психология

Внешний облик

Это сложно выразить словами, трудноуловимое чувство

Ничто не сближает Иное

0% 10% 20% 30% Русские ■ Чуваши

40% 50% 60% 70%

80%

Рис. 2. Ответы респондентов русской и чувашской национальностей на вопрос «Скажите, что из перечисленного сближает Вас с людьми Вашей национальности, Вашим народом?» (допускался выбор не более трех вариантов ответа)

Таким образом, для опрошенных респондентов-чувашей родной язык является главным отличительным фактором не только с точки зрения реализации его коммуникационных возможностей и важности для развития народных культурных традиций, но и в связи с потребностью сохранения самого языка в условиях глобализации на фоне продолжающихся в обществе постоянных

споров и дискуссий о возможности его исчезновения и т.д. Для русского населения Чувашии в условиях, когда русский язык является государственным не только на региональном, но и на общефедеральном уровнях, такой проблемы нет. Его функционирование во всех сферах жизнедеятельности общества представляется вполне естественным и не внушает особых опасений. Также следует заявить о том, что язык выступает в большинстве своем как этнический маркер в его символическом значении. При этом важен сам факт наличия родного языка, а не уровень знания или владения им.

Важным, на наш взгляд, представляется изучение востребованности в обществе потребности в этнической культуре. Отношение к обычаям и традициям своего народа у участников обследований 2017-2019 гг. отражено на рис. 3. Приверженность к этим социальным нормам за годы эмпирических исследований изменилась незначительно. По-прежнему, главным хранителем этнических норм и традиций в обществе остается семья. Доля тех, кто соблюдал обычаи и традиции в семейном кругу, варьируется в пределах от 50,2% до 54,6% за разные годы. От 33,6% до 40,8% опрошенных заявляло о том, что интересуется национальной культурой и историей, а количество тех, кто придерживался религиозных обрядов и традиций своего народа, варьировалось в пределах от 20,6% до 30,9%.

Затрудняюсь ответить Считаю, что они не имеют значения

Мало знаком с ними

Придерживаюсь религиозных традиций и обрядов

Интересуюсь национальной культурой и историей

Стремимся соблюдать обычаи

и традиции в семейном кругу

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 2019 2018 2017

Рис. 3. Ответы на вопрос «Как Вы относитесь к обычаям и традициям, культуре своего народа?» (допускался выбор нескольких вариантов ответа)

Интересны с научной точки зрения результаты распределения ответов респондентов на вопрос «Как Вы относитесь к обычаям и традициям, культуре своего народа?» с учетом таких личностных характеристик опрашиваемых, как «возраст», «место проживания» и «национальность». С учетом многофакторности заявленной исследовательской задачи приведем результаты анализа данных, полученных в ходе обследования 2019 г. (табл. 1).

Полученные в ходе эмпирического исследования 2019 г. данные свидетельствуют о том, что возраст респондентов является одним из наиболее значимых оснований для их дифференциации по отношению к обычаям, традициям и культуре своего народа. Например, дистанция между самыми мо-

лодыми и возрастными респондентами по уровню соблюдения ими обычаев и традиций составила свыше 18 п.п., а по приверженности к религиозным традициям - почти 26 п.п. Почти четверть из числа опрошенных всех возрастных категорий признали, что они мало знакомы с традициями и культурой своих предков.

Таблица 1

Ответы на вопрос «Как Вы относитесь к обычаям и традициям, культуре своего народа?» в зависимости от возраста, места проживания и национальности респондентов (допускался выбор нескольких вариантов ответа)

Варианты ответов Возраст Место проживания Национальность

18-29 30-59 60 и старше город село чуваши русские

Стремлюсь соблюдать обычаи и традиции в семейном кругу 43,5% 55,4% 61,9% 52,1% 57,8% 57,1% 42,6%

Интересуюсь национальной культурой и историей 35,1% 40,1% 47,5% 37,4% 46,8% 44,1% 30,9%

Придерживаюсь религиозных традиций и обрядов 10,7% 28,1% 36,0% 22,9% 31,7% 26,4% 26,5%

Мало знаком с ними 24,4% 9,9% 2,9% 13,9% 7,3% 8,6% 19,9%

Считаю, что они не имеют значения 5,3% 4,5% 5,0% 4,4% 5,5% 4,7% 5,1%

Затрудняюсь ответить 7,6% 5,4% 1,4% 5,7% 3,7% 5,2% 4,4%

Поселенческие особенности являются также значимыми, но не такими дифференцирующими. Вполне ожидаемым результатом стало то, что среди сельского населения традиционно была выше доля тех, кто помнит и соблюдает традиционную культуру своего народа (57,8%).

С точки зрения учета фактора национальности следует заявить о том, что у чувашей и русских дистанции были зафиксированы в пунктах о семейных традициях, национальной истории и культуре. Отношение к религии у представителей обеих национальностей было примерно равным.

В целом результаты анализа потребностей населения республики в этнокультурных мероприятиях и этнокультурной информации показали, что они востребованы в обществе. Доля респондентов, посчитавших, что этнокультурные обычаи и традиции не имеют значения, независимо от их возраста, места проживания и национальности, варьировалась лишь в пределах 4,4-5,5 п.п.

Результаты исследования в 2017-2019 гг. уровня озабоченности участников опроса сохранением своих национальных культур, самобытности народов представлены на рис. 4. Они свидетельствуют о том, что данные об уровне подобной озабоченности в течение трех лет оставались в целом стабильными.

Включение в анализ такого фактора, как национальность, показывает, что ответы на вопрос «Существует ли в Чувашии опасность для представителей Вашей национальности утратить национальную самобытность (язык, культуру)?» у различных этнических групп заметно расходятся (табл. 2). Для русских, проживающих в республике, данная проблема неактуальна, большинство из респондентов (исключение в 2017 г.) отметили, что никакой опасности для национальной самобытности, языка нет. Около 25-30% из их числа отметили, что никогда не задумывались об этом.

Существование опасности в той или иной степени отметили 14-20% респондентов-русских. Для чувашей ситуация выглядит иной, и о существовании

опасности для культуры заявляют свыше половины опрошенных. В то же время половина респондентов-чувашей или не видит никакой опасности, или же не задумывалась над этой проблемой.

Никогда не задумывался об этом

Никакой опасности нет

Опасность существует, но не стоит ее преувеличивать

Существует реальная опасность

0%

5% 10% 15% 20% 25% 30% 35% 40%

2019 г. 2018 г. 2017 г.

Рис. 4. Ответы на вопрос: «Существует ли в Чувашии опасность для представителей Вашей национальности утратить национальную самобытность

(язык, культуру)?»

Таблица 2

Ответы респондентов русской и чувашской национальностей на вопрос: «Существует ли в Чувашии опасность для представителей Вашей национальности утратить национальную самобытность (язык, культуру ?»

Варианты ответов 2017 г. 2018 г. 2019 г.

чуваши русские чуваши русские чуваши русские

Существует реальная опасность 21,6% 2,1% 19,4% 4,4% 19,0% 5,9%

Опасность существует, но не стоит ее преувеличивать 32,0% 18,2% 34,0% 11,8% 32,3% 8,1%

Никакой опасности нет 27,4% 45,5% 19,9% 58,8% 25,6% 56,6%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Никогда не задумывался об этом 19,0% 34,3% 26,6% 25,0% 23,2% 29,4%

Ситуация с русскими достаточно понятна в условиях абсолютного преобладания численности русских в составе населения страны. В то же время выраженная уверенность респондентов-русских об отсутствии опасности для национальной самобытности и языка не означает, что они хорошо знакомы со своей традиционной культурой и стремятся соблюдать ее социальные нормы.

Значительная часть чувашей, составляющих практически две трети населения республики, понимает, что в условиях глобализации, значительных коммуникационных преимуществ русского языка, небольших возможностей национальных средств массовой информации в пропаганде и развитии этнической культуры последней необходима реальная поддержка. В связи с этим представляется необходимым при реализации как этнокультурной, так и языковой политики в регионе учитывать воздействие этих факторов для минимизации реальной настороженности части чувашского населения относительно этнокультурного будущего своего народа.

В 2019 г. была сделана попытка выяснить мнение респондентов о возможных вариантах действия органов власти, муниципального управления и общественности по сохранению национальной самобытности и культур. Ожидаемо, что более активными в этом отношении оказались респонденты-чуваши. Свы-

ше трети из их числа (35%) ответили, что властные структуры должны что-то предпринимать для сохранения этнических культур. Среди русских таковых оказалось менее четверти (23%). Одновременно только 10% чувашей полагали, что власть ничего не должна предпринимать в этом направлении, в то время как в составе респондентов-русских таковых оказалось выше четверти (27%). Остальные затруднились ответить. Ответ на данный вопрос предполагал возможность озвучить конкретные предложения для действия органов власти. Часть опрошенных, в первую очередь респонденты-чуваши, активно откликнулись на эту просьбу.

Результаты обобщения высказанных мнений респондентов показали, что большая их часть испытывает определенную озабоченность в связи с языковой ситуацией, которая сложилась на региональном уровне. Это прежде всего касалось судьбы чувашского языка и его преподавания (решения этого вопроса в той или иной мере касалось 41% всех предложений респондентов). Высказанные респондентами предложения также указывают на то, что население Чувашской Республики, как субъект общения, реагирует на региональные лингвистические проблемы (путем обсуждения в прессе, участия в форумах и т.д.). Родной язык и его употребление в обществе в оценках опрошенных жителей Чувашии зачастую приобретают большой эмоциональный окрас, а сложившаяся в регионе неравноценная билингвистическая языковая ситуация на современном этапе еще более актуализирует эти вопросы. Вопросы, связанные с обеспечением функционирования национального (родного) языка в республике, прежде всего волнуют чувашское население. При этом главное, на чем настаивает русская часть опрошенных, - это то, что обучение родному языку в образовательных заведениях Чувашии должно строиться на добровольной основе.

Значительная часть предложений респондентов касалась развития в регионе национальных культур, улучшения информационной и пропагандистской работы средств массовой информации. Об этом заявило от 13% до 23% опрошенных. О важности усиления влияния общественных организаций в процессе выработки гражданских позиций для сохранения национальной культуры и языка высказались 4,6% опрошенных. Часть предложений касалась воспитания молодого поколения в духе приобщения их к ценностям «национальной культуры» (5,5%), «решения общих экономических и финансовых проблем развития как самой республики, так и сферы культуры и образования» (4,6%). При этом ряд респондентов указал на необходимость активизации в этом направлении деятельности самих органов власти и других структур прежде всего путем разрешения возникающих проблем на законодательном уровне (8,3%).

В целом население Чувашии положительно оценивает уровень этнокультурного развития в регионе. По мнению опрошенных, основная роль в вопросах повышения культуры межнационального общения, восприятия лиц с этнокультурными особенностями должна реализовываться через семью и сеть общеобразовательных учебных заведений, а также посредством усиления влияния информационных ресурсов в этом процессе.

Наиболее актуальной в регионе является ситуация с национальным (родным) языком и возможностями его изучения, в том числе в образовательных учреждениях республики. При этом для значительной части населения характерно общее отстраненно-нейтральное отношение к событиям, происходящим в этнокультурной сфере республики. В целом это связано с во-

просами функционирования культурного потенциала и его перехода в культурный капитал. Речь может идти о недостаточно полном использовании имеющихся человеческих ресурсов в культурной и социокультурной сферах. Данная проблема характерна для многих регионов России. Также имеются определенные сложности информационного характера, когда население Чувашской Республики затрудняется с оценкой этнокультурного развития в регионе. Это в большей степени связано с тем, что уровень информационной и разъяснительной работы в сфере этнокультурных взаимоотношений в республике все еще является довольно низким и недостаточным для удовлетворения всех общественных потребностей.

Литература

1. Бойко И.И., Долгова А.П., Харитонова В.Г. Дискурс о проблемах этнокультурного образования и результаты этнологического мониторинга // Межэтнические отношения и религиозная ситуация в Приволжском федеральном округе. Экспертный доклад за 2017 год / отв. ред. В.В. Амелин, В.С. Воронов. М.; Оренбург; Ижевск: Ин-т компьютерных исследований, 2017. С. 221-240.

2. Бойко И.И., Долгова А.П., Харитонова В.Г. Мнение школьников и студентов Чувашии о межэтнических отношениях и практичности этнокультурной политики // Этнокультурное содержание образования, российская идентичность и гражданское согласие в Приволжском федеральном округе. Экспертный доклад / ред. В.А. Тишков, В.С. Воронов, В.В. Степанов. М.; Оренбург; Ижевск: Ин-т компьютерных исследований, 2017. С. 127-147.

3. Бойко И.И., Долгова А.П., Харитонова В.Г. Национальная политика и межнациональные отношения в Чувашской Республике // Этнопанорама. 2016. № 3-4. С. 50-59.

4. Бойко И.И., Долгова А.П., Харитонова В.Г. Этнокультурные предпочтения, родные языки населения Чувашии // Вестник Чувашского университета. 2018. № 2. С. 31-39.

5. Бойко И.И., Харитонова В.Г. О формальных показателях и реальных фактах реализации государственной национальной политики в регионе // Мониторинг реализации государственной национальной политики в Приволжском федеральном округе. Экспертный доклад по итогам специсследования / ред. Тишков В.А., Степанов В.В. М.; Оренбург; Ижевск: Ин-т компьютерных исследований, 2017. С. 120-128.

6. Бойко И.И., Харитонова В.Г. Процессы этнокультурного развития и межэтнического диалога: на примере Чувашской Республики // Народы Волго-Уралья в истории и культуре России: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф., посвящённой 90-летию со дня рождения Петра Владимировича Денисова. Чебоксары: ИД «Среда», 2018. С. 140-147.

7. Дробижева Л.М., Рыжова С.В. Гражданская и этническая идентичность и образ желаемого государства в России // Полис. Политические исследования. 2015. № 5. С. 9-24.

8. Иванова Н.М., Ильин И.Е. Современная этнокультурная ситуация и межнациональные отношения в Чувашской Республике // Чувашский гуманитарный вестник. 2012. № 7. С. 123-142.

9. Иванова Н.М., Харитонова В.Г. Информационно-коммуникационные технологии этнокультурном развитии региона (на примере Республики Чувашия) / ЧГИГН. Чебоксары, 2013. 125 с.

10. Махмутов З.А. Компоненты этнической идентичности татар Казахстана // Этносоциоло-гия в Татарстане: опыт полевых исследований / Институт истории имени Ш. Марджани АН РТ. Казань, 2013. С. 184-193.

11. Минеев А.И., Минеева Е.К. Межэтническое взаимодействие в Чувашской Республике на современном этапе: социологический опрос // БШ^а НитапйайБ. 2018. № 3. С. 13.

12. Чуваши: история и культура: историко-этнографическое исследование: в 2 т. / под общ. ред. В.П. Иванова. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2009. Т. 1. 416 с.; Т. 2. 336 с.

13. Чуваши: современные этнокультурные процессы / под общ. ред. В.В. Пименова. М.: Наука, 1988. 240 с.

КАРПОВА ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА - старший преподаватель кафедры документове-дения, информационных ресурсов и вспомогательных исторических дисциплин, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (karp_olya@mail.ru; ОКОЮ: https://orcid.org/0000-0002-0327-765X).

МУРАВЬЕВА ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА - кандидат исторических наук, доцент кафедры документоведения, информационных ресурсов и вспомогательных исторических дисциплин, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (irina17-04@bk.ru).

ПАВЛОВА АЛЕВТИНА НИКОЛАЕВНА - кандидат исторических наук, доцент кафедры до-кументоведения, информационных ресурсов и вспомогательных исторических дисциплин, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (pavlova.alya2013@yandex.ru).

ТКАЧЕНКО ЕВГЕНИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ - старший преподаватель кафедры докумен-товедения, информационных ресурсов и вспомогательных исторических дисциплин, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (krasnoludek85@mail.ru).

Olga V. KARPOVA, Irina V. MURAVYEVA, Alevtina N. PAVLOVA, Evgeny V. TKACHENKO

PROBLEMS OF ETHNO-CULTURAL DEVELOPMENT IN CHUVASHIA: BASED ON THE MATERIALS OF SOCIOLOGICAL SURVEYS

Key words: ethno-cultural development, national culture, interethnic relations, national policy, language, culture, nationality, tradition.

The article is devoted to the study of ethnocultural features in the Chuvash Republic at the present stage. This problem is topical from the point of view of regional ethnic processes, as well as the strategy of national state policy. The authors analyze the materials of empirical research on the issues of preserving and value of the national culture and interethnic relations, which were conducted in the Chuvash Republic annually in 2017-2019. The number of respondents each year was a little over 600. The results of processing these surveys showed that if the Chuvash language is more important for the Chuvash as a factor of ethnic identity, for the Russians it is a "common land, territory". The authors believe that for the Chuvash people, their native language is one of the main factors not only in terms of implementing the opportunities to communicate in it and its importance for maintaining folk traditions, but in connection with actualization of the problem of preserving their ethnic group in conditions of a globalized society as well. Some concerns for safekeeping the national culture are related to passivity of the population itself and a low level of awareness-building efforts in this area.

References

1. Boiko I.I., Dolgova A.P., Kharitonova V.G. Diskurs o problemakh etnokul'turnogo obrazovaniya i rezul'taty etnologicheskogo monitoringa [Discourse on problems of ethno-cultural education and results of ethnological monitoring]. In: Mezhetnicheskie otnosheniya i religioznaya situatsiya v Privolzh-skom federal'nom okruge. Ekspertnyi doklad za 2017 god [Interethnic relations and religious situation in the Volga Federal district. Expert report for 2017]. Moscow, Orenburg, Izhevsk, 2017, pp. 221-240.

2. Boiko 1.1., Dolgova A.P., Kharitonova V.G. Mnenie shkol'nikov i studentov Chuvashii o mezhetnicheskikh otnosheniyakh i praktichnosti etnokul'turnoi politiki [The opinion of students of the Chuvash Republic on interethnic relations and ethnocultural policy of practicality]. In: Etnokul'turnoe soderzhanie obrazovaniya, rossiiskaya identichnost' i grazhdanskoe soglasie v Privolzhskom federal'nom okruge. Ekspertnyi doklad [Ethnocultural content of education, Russian identity and civic accord in the Volga Federal district. Expert report]. Moscow, Orenburg, Izhevsk, 2017, pp. 127-147.

3. Boiko I.I., Dolgova A.P., Kharitonova V.G. Natsional'naya politika i mezhnatsional'nye otnosheniya v Chuvashskoi Respublike [National policy and interethnic relations in the Chuvash Republic]. Etnopanorama, 2016, no. 3-4, pp. 50-59.

4. Boiko 1.1., Dolgova A.P., Kharitonova V.G. Etnokul'turnye predpochteniya, rodnye yazyki naseleniya Chuvashii [Ethnocultural preferences, native languages of the population of Chuvashia]. Vestnik Chuvashskogo universiteta, 2018, no. 2, pp. 31-39.

5. Boiko I.I., Kharitonova V.G. O formal'nykh pokazatelyakh i real'nykh faktakh realizatsii gosu-darstvennoy natsional'noy politiki v regione [About formal indexes and real facts of state national policy implementation in the region]. In: Monitoring realizatsii gosudarstvennoi natsional'noi politiki v Privolzhskom federal.okruge. Ekspertnyi doklad po itogam spetsissledovaniya [Monitoring of state national policy implementation in the Volga Federal District. Expert report on the results of a special research]. Moscow, Orenburg, Izhevsk, 2017, pp. 120-128.

6. Boiko I.I., Kharitonova V.G. Protsessy etnokul'turnogo razvitiya i mezhetnicheskogo dialoga: na primere Chuvashskoi Respubliki [Processes of ethnocultural development and interethnic dialogue: in the case of the Chuvash Republic]. In: Narody Volgo-Ural'ya v istorii i kul'ture Rossii: sb. materialov Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., posvyashchennoi 90-letiyu so dnya rozhdeniya Petra Vladimirovicha Denisova [Peoples of the Volga-Ural region in the history and culture of Russia: Proc. of the int. sci. conf., dedicated to the 90th anniversary of Petr Vladimirovich Denisov]. Cheboksary, Sreda Publ., 2018, pp. 140-147.

7. Drobizheva L.M., Ryzhova S.V. Grazhdanskaya i etnicheskaya identichnost' i obraz zhelae-mogo gosudarstva v Rossii [Civic and ethnic identity and perception of the preferable state in Russia]. Polis. Politicheskie issledovaniya, 2015, no. 5, pp. 9-24.

8. Ivanova N.M., Il'in I.E. Sovremennaya etnokul'turnaya situatsiya i mezhnatsional'nye otnoshe-niya v Chuvashskoi Respublike [Modern ethnocultural situation and international relations in the Chuvash Republic]. Chuvashskii gumanitarnyi vestnik, 2012, no. 7, pp. 123-142.

9. Ivanova N.M., Kharitonova V.G. Informatsionno-kommunikatsionnye tekhnologii etnokul'turnom razvitii regiona (na primere Respubliki Chuvashiya) [Information and communication technologies in the ethno-cultural development of the region: in the case of the Chuvash Republic]. Cheboksary, 2013, 125 p.

10. Makhmutov Z.A. Komponenty etnicheskoi identichnosti tatar Kazakhstana [Components of the Tatars ethnic identity in Kazakhstan]. In: Etnosotsiologiya v Tatarstane: opyt polevykh issledovanii [Ethnosociology in Tatarstan: field researches experience]. Kazan, 2013, pp. 184-193.

11. Mineev A.I., Mineeva E.K. Mezhetnicheskoe vzaimodeistvie v Chuvashskoi Respublike na sovremennom etape: sotsiologicheskii opros [Interethnic interaction in the Chuvash Republic at the present stage: a sociological survey]. Studia Humanitatis, 2018, no. 3, p. 13.

12. Chuvashi: istoriya i kul'tura: istoriko-etnograficheskoe issledovanie: v 2 t. [Chuvsh: history and culture. 2 vols.]. Cheboksary, 2009, vol. 1, 416 p.; vol. 2, 336 p.

13. Chuvashi: sovremennye etnokul'turnye protsessy [Chuvash: modern ethnocultural processes]. Moscow, Nauka Publ., 1988, 240 p.

OLGA V. KARPOVA - Senior Lecturer, Department of Documentation, Information Resources and Auxiliary Historical Disciplines, Chuvash State University, Russia, Cheboksary (karp_olya@mail.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0327-765X).

IRINA V. MURAVYEVA - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Department of Documentation, Information Resources and Auxiliary Historical Disciplines, Chuvash State University, Russia, Cheboksary (irina17-04@bk.ru).

ALEVTINA N. PAVLOVA - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Department of Documentation, Information Resources and Auxiliary Historical Disciplines, Chuvash State University, Russia, Cheboksary (pavlova.alya2013@yandex.ru).

EVGENY V. TKACHENKO - Senior Lecturer, Department of Documentation, Information Resources and Auxiliary Historical Disciplines, Chuvash State University, Russia, Cheboksary (krasnoludek85@mail.ru).

Формат цитирования: Карпова О.В., Муравьева И.В., Павлова А.Н., Ткаченко Е.В. Проблемы этнокультурного развития в Чувашии: по материалам социологических опросов // Вестник Чувашского университета. - 2020. - № 4. - С. 53-63. DOI: 10.47026/1810-1909-2020-4-53-63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.