Научная статья на тему 'МНЕМОТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ'

МНЕМОТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
339
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯЗНАЯ МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ / МНЕТЕХНИКА / МНЕМОТАБЛИЦЫ / МОДЕЛЬ-СХЕМА ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ СВЯЗНЫЙ РАССКАЗОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маракина Елена Михайловна

В статье раскрывается понятие мнемотехники, как средства развития монологической речи дошкольников, а также описывается процесс овладения данной техники на этапах речевого развития и способы использования мнемотехники при составлении рассказов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маракина Елена Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MNEMONICS AS A MEANS OF DEVELOPING MONOLOGICAL SPEECH OF PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT

The article reveals the concept of mnemonics as a means of developing monologic speech of preschoolers, and also describes the process of mastering this technique at the stages of speech development and how to use mnemonics when compiling stories.

Текст научной работы на тему «МНЕМОТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

Мнемотехника как средство развития монологической речи детей дошкольного

возраста с общим недоразвитием речи

Mnemonics as a means of developing monological speech of preschool children with general

speech underdevelopment

Маракина Елена Михайловна,

Магистр, Учитель-дефектолог.

«Белгородский государственный национальный исследовательский университет»,

Россия, г.Белгород

Marakina Elena Mikhailovna,

Master, Teacher-defectologist, «Belgorod State National research university»,

Russia, Belgorod

Научный руководитель: Садовски Марина Владимировна,

кандидат философских наук, доцент преподаватель кафедры дошкольного специального (дефектологического образования) «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»,

Россия, г.Белгород

Supervisor: Sadovsky Marina Vladimirovna,

Candidate of Philosophy, Associate Professor teacher of the department of preschool special (defectological education) «Belgorod State National research university»,

Russia, Belgorod e-mail: trotsenko.1998@bk.ru

Аннотация.

В статье раскрывается понятие мнемотехники, как средства развития монологической речи дошкольников, а также описывается процесс овладения данной техники на этапах речевого развития и способы использования мнемотехники при составлении рассказов.

Annotation.

The article reveals the concept of mnemonics as a means of developing monologic speech of preschoolers, and also describes the process of mastering this technique at the stages of speech development and how to use mnemonics when compiling stories.

Ключевые слова: связная монологическая речь, мнетехника, мнемотаблицы, модель-схема для составления связный рассказов.

Key words: coherent monologue speech, mnemotechnics, mnemonic tables, model-scheme for compiling coherent stories.

Владение связной монологической речью является высшим достижением речевого развития детей. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речии происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи - лексической, грамматической, фонематической. В связной речи отражается логика мышление ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можносудить об уровне его речевого развития (4).

В речи детей дошкольного возраста существует множество проблем: односложная, бедная речь; употребление нелитературных слов и выражений: неспособность построить монолог; отсутствие логического

обоснования своих утверждений и выводов и навыков культуры речи; плохая дикция. Поэтому свое педагогическое воздействие на развитие речидетей старшего дошкольного возраста использовать мнемотехнику или наглядное моделирование. Так как в настоящее время дети перенасыщены информацией, необходимо построить процесс обучения через занимательные развивающие задания и формы работы.

Связная монологическая речь у детей старшего дошкольного возраста реализуется в двух основных формах: пересказ и рассказ.

Пересказ является повторением услышанного или прочитанного текста. Это сложная речевая деятельность, в которой задействованы все высшие психические функции. Пересказ как навык необходимо формировать у детей в процессе дошкольного обучения и воспитания.

Рассказ - это несколько предложений, которые объединены одной темой и несут ту или иную информацию в зависимости от ситуации. Выделяют типы монологов:

1. по картине;

2. из личного опыта;

3. описание предмета;

4. творческие рассказы.

В зависимости от ведущего психологического процесса, выделяют рассказы по памяти, восприятию, воображению.

Кроме того, Т. Г. Винокур подчеркивает, что монологическое высказывание также отличается четким структурным построением. Любой монолог состоит из трех частей: 1) начала (зачин, вступление), 2) середины, 3) конца (завершение) высказывания.

М. Р. Львов говорит о том, что монолог представляет собой текст как «продукт, результат речевой деятельности, произведение речи - устное или письменное».

В. В. Виноградов при характеристике монолога отмечал, что это упорядоченное изложение мыслей, основанное на логико-смысловом построении реплик, особенностью которого является непрерывность высказываний, незначительная зависимость от оппонента. При построении монолога человек планирует свое высказывание, создает языковую программу.

Следовательно, монолог представляет собой подготовленный, логически построенный вид речи, который обязывает программировать заранее каждую реплику и весь монолог в целом.

Базой для формирования речи у ребенка в возрасте 3-х месяцев выступает комплекс оживления, который формируется посредством эмоционального общения с мамой и близкими людьми, на основе данного взаимодействия происходит простое понимание, что толкает ребенка к развитию активной речи. Далее на первый план выходит оперирование предметно-практическими действиями, в процессе которых появляется гуление, малыш начинает различать интонацию, слова окружающих, узнаёт обозначения предметов и действий.

С года до 1,5 лет ребенок произносит первые слова, накапливает словарь, речь носит характер ситуативной, высказывания короткие, односложные.

С 2-х до 3-х ребенок запоминает огромное количество слов, начинает стоить простую фразу, речь приобретает более обобщенный характер, осваиваются простые грамматические категории, при этом у детей считается нормативным нарушения согласования при построении реплик. К 3 годам дети правильно используют категории единственного и множественного числа; появляются падежные окончания.

В возрасте 4-5 лет физиологически формируется языковое чутьё основанное на умении детей изменять слова, придумывать несуществующие слова, так как им позволит фантазия, данное явление называется «словотворчество», благодаря ему ребенок тренируется в грамматически правильной построении реплик,

предложений (14).

К 5 годам в процессе обучения дети научаются построению монологических высказываний, пересказывают короткие сказки, рассказы. Предложения строятся логически верно, с учетом грамматической связи слов. К 6 годам оказываются полностью сформированными правильное звукопроизношение, фонетико-фонематические процессы и контекстная речь.

Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева изучая связную речь детей в возрасте 5-6 лет отмечали, что в данный период времени дети способны осуществлять пересказ, составлять рассказ по картинке, в котором отражают детали и главную мысль. В 6-7 лет развитие связной речи продолжается, усложняясь обобщениями, которые формируются в этом возрасте .

Эти данные подтверждает и М. В. Смирнова, говоря о том, что пересказ и рассказ дошкольников усложняется, приобретают эмоциональные оттенки, выражения своего отношения. Дети активно ведут диалог, беседу, могут рассуждать, высказывать и аргументировать свое мнение.

Л. С. Выготский делает вывод, что к 7 годам дети осваивают речь как средство общения, формирования познавательной деятельности, основой планирования и регуляции поведения.

Л. П. Федоренко говорит о важности формирования регулирующей и планирующей функций речи, так как без овладения построением связных развёрнутых высказываний невозможно сформировать монологическую речь. Автор обращает внимание на возникновение или формирование мотивов, которые подталкивают к «говорению», а именно к употреблению монологических высказываний.

Таким образом, связная речь может осуществляться в форме диалога или монолога. Монолог реализуется посредством программирования будущего высказывания, отличительной его особенностью является логичность, последовательность реплик, грамматически и лексически правильно построенных. Целью монолога является построение единого смыслового структурно целого высказывания. При высоком уровне сформированности связной речи ребенок способен воспринимать и пересказывать текстовые материалы, давать развернутые ответы на поставленные вопросы, может самостоятельно излагать свои суждения.

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи (2).

Данная технология имеет, теоретическую основную она базируется на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания, опирающихся на целый ряд совместно работающих аппаратов мозговой коры человека, тем самым она открывает широкие возможности для более эффективного заучивания стихотворения текста, пересказа прослушанного или прочитанного рассказа. Самые известные в наше время системы - это

«речевая мнемотехника» Самвэла Гарибяна, основанная на речевом мышлении, использующая рассказы и речевые конструкции, и система запоминания «Джордано» В.А. Козаренко, основанная на чистом визуальном мышлении и потом обладающая высокой эффективностью. Мнемотехника формирует воображение, понимание того, что слышишь; способность сохранять в памяти поступившую информацию; развивать образное мышление, творческие способности детей; зрительную память.

Овладение мнемотехникой - это овладение инструментальным навыком. Обучение мнемотехнике можно сравнить с обучением машинописи, стенографии. Для формирования навыка необходимо выполнять упражнения. Без упражнений освоить мнемотехнику нельзя.После формирования навыка запоминания человек может пользоваться этим навыком, а может и не пользоваться. Сама по себе информация запоминаться не будет. Для запоминания каждый раз придется применять сформированный навык запоминания - последовательность

определенных мыслительных действий, ведущих к фиксации информации в мозге.

Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация (1). В мнемотаблице можно изобразить практически всё, то есть произвести графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий. Но изобразить так, чтобы детям было понятно.

Овладение приемами работы с мнемотехники значительно сокращаетвремя обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

- Развитие основных психических процессов - памяти,внимания, образного мышления и речи;

- Перекодирование информации, то есть преобразования изабстрактных символов в образы;

- развитие мелкой моторики рук при частичном или полномграфическом воспроизведении.

Важно научить детей к последовательности работы с мнетаблицами:

Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено

Осуществляетсяперекодирование информации, то есть

преобразование из абстрактных символов слов в образы

После перекодирования осуществляется рассказ по заданной теме, пересказ сказки или чтение стихотворения с опорой на символы

Рисунок 1. Алгоритм обучения последовательности работы с мнемотаблицами

Результатом работы с мнемотаблицами является умение детейвыделять в предметах или их отношениях те существенные признаки, которые должны войти в содержание рассказа, фиксировать полученный результат в доступной схематической форме, легко воспроизводить текстовую информацию, описывать предложенный сюжет, использовать в речи выразительные средства и конструкции, логично выстраивать предложения (5).

Использовать мнемосхемы можно не только в непосредственно- образовательной деятельности, но и в режимных моментах, так как, в связис введением ФГОС, образовательная деятельность должна проходить на протяжении всего дня. Поскольку, ведущим видом деятельности дошкольников является игра, то моделирование стало составной частью игры, благодаря которой дети приобретают новые знания и умения, учатся использовать их на практике.

В работе необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.

Мнемотаблицы можно использовать для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Для систематизирования знаний детей о сезонных измененияхсуществуют модельные схемы, которые служат своеобразным зрительным планом для создания рассказа, помогают детям выстраивать так:

строение рассказа

последовательность рассказа

лексико-грамматиче скую наполняемость рассказа

Рисунок 2. Модельная схема - план для создания рассказа Мнемотехнику можно применять при заучивании стихотворений. Суть заключается в том, что на

каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение). Таким образом, все

стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое

изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагается готовый план - схема, а

затем дети сами создают свою схему (3).

При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов так же можно

использовать мнемотехнику. Вместес детьми необходимо беседовать по тексту, рассматривать иллюстрации и

отслеживать последовательность заранее приготовленной мнемотаблицы кданному произведению.

Мнемотаблицы-схемы можно использовать так:

Рисунок 3. Использование мнемотаблиц Таким образом, использование мнемотехники открывает длявоспитателей огромные возможности для

творчества и в образовательной деятельности, и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро. Занятия сиспользованием мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и для педагога.

Список используемой литературы:

1. Большева Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. 2-е изд. - Санкт Петербург: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. - 96 с. - ISBN 5- 89814284-3.

2. Данилова Н. Н. Психофизиология: учебник для вузов. Москва: АспектПресс, 2001. — 373 с. - ISBN 5-7567-0220-2.

3. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования / под ред. Л. А. Парамонова и др. — Москва: ТЦ Сфера. - 2014. - 161 с. - ISBN 978-5-9949-1042-9.

4. Спыну В. В. Обучение составлению описательных рассказов дошкольников с ОНР на основе использования мнемотехнических таблиц // Молодой ученый. — 2013. — № 11. — С. 654-657.

5. Яшина В. И, Алексеева М. М. Теория и методика развитияречи детей — Москва: Академия. - 2013. - 448 с. - ISBN 978-5-4468-7254- 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.