Научная статья на тему 'МНЕМОТЕХНИКА КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

МНЕМОТЕХНИКА КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
мнемотехника / развитие речи / дошкольники / mnemonics / speech development / preschoolers

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рубцова Е.Ю.

Развитие речи у детей дошкольного возраста имеет большое значение для психического развития ребенка. Поэтому для развития психических процессов большая роль отводится наглядно-образному мышлению. А приемы мнемотехники, как раз будут иметь большое значение в данной ситуации, так как в последнее время наметилась снижения уровня речевого развития дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MNEMONICS AS A TOOL FOR DEVELOPMENT OF COHERENT SPEECH IN PRESCHOOL CHILDREN

The development of speech in preschool children is of great importance for the mental development of a child. Therefore, visual and imaginative thinking plays a big role in the development of mental processes. And the techniques of mnemonics will be of great importance in this situation, since recently there has been a decrease in the level of speech development of preschoolers.

Текст научной работы на тему «МНЕМОТЕХНИКА КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

УДК 34

Рубцова Е.Ю.

воспитатель Детский сад № 37 Калининского района (г. Санкт-Петербург, Россия)

МНЕМОТЕХНИКА КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: развитие речи у детей дошкольного возраста имеет большое значение для психического развития ребенка. Поэтому для развития психических процессов большая роль отводится наглядно-образному мышлению. А приемы мнемотехники, как раз будут иметь большое значение в данной ситуации, так как в последнее время наметилась снижения уровня речевого развития дошкольников.

Ключевые слова: мнемотехника, развитие речи, дошкольники.

Развитие связной речи у детей 5-6 лет является приоритетным направлением в ДОУ. А вот как помочь детям в решении данного вопроса это задача воспитателя. И перед тем, как выбрать нужное русло нужно изучить все детали, выбрать инструмент воздействия на детей. На основании ФГОС ДО и ФОП я выбрала мнемотехнику. Данная техника мне нравится тем, что направлена на запоминание материала, а усложнение материала идет постепенно. При помощи мнемотехнику можно усвоить практически любую тему.

В старшем дошкольном возрасте необходимо при помощи мнемотехники формировать у детей умение пересказа произведений, заучивать стихотворения, разгадывать кроссворды.

Стоит отметить, что для развития связной речи не стоит только останавливаться на мнемотехнике, но она является главным пусковым инструментом для развития связной речи у дошкольников.

Мнемотехника применяется для работы с детьми для грамотной обработки информации без использования пережитых способов заучивания текста, ведь зачем заставлять делать ребенка то, что ему не нравится. В данном контексте надо создать комфортные условия для ребенка, в которых появляется желание что-то попробовать и узнать самому. Иллюстрации, картинки, вот что будет толчком в мотивации ребенка.

В старшем дошкольном возрасте связная монологическая речь должна быть развита на высоком уровне, поэтому так важны такие формы как описание и повествование, которые можно хорошо усвоить с помощью приемов мнемотехники.

При помощи приемов мнемотехники детям становится проще и понятнее усвоить информацию, ведь благодаря ей у детей развивается зрительно-образная память, которая в свою очередь помогает развитию связной речи. Вся трудноусвояемая информация в мнемотехнике переводится в образы -в картинке, тем самым задействуется наглядно-образное мышление с помощью которой происходит лучшее усвоение.

Воспитатели на раннем этапе применяют мнемоквадраты, а уже в последствии переходят к мнемотаблицам. Мнемоквадраты направлены на усвоение образов, а также обогащение словарного запаса. А мнемотаблицы уже как раз применяют в старшем дошкольном возрасте для построения грамматически правильных предложений, которое можно объединить в единый рассказ.

Мною на занятиях использовались такие игры как «Что изменилось?», «Чего не стало?», «Кто ушел?». Данные игры направлены на составление предложений при помощи иллюстраций. Для начала я подбираю иллюстрации, а уже после даю детям задания. Например, «Что изменилось?» - перед детьми изображения героев сказки, затем на следующем изображении уже двух героев

не хватает и дети вспоминают какие же герои пропали, можно при помощи мнемотаблицы делать детям подсказки, тем самым еще больше развивается связная речь. При помощи мнемотаблицы дети пересказывают произведение по иллюстрации на примере сказки «Теремок». Главное расставить героев по порядку, чтобы облегчить воспроизведение сказки. Использую мнемотаблицы для зашифрованных скороговорок, каждое одно слово - одна картинки, сколько слов предложении, столько и изображений. Скороговорки помогают для формирования правильного звукопроизношения. Мнемотаблицы интересны для детей, а главное действенны - помогли развитию связной речи в старшем дошкольном возрасте. При применении мнемотехники на занятиях у детей одновременно развивается мышление и связная речь, поэтому данная методика является эффективной. Работа по развитию связной речи направлена на установление контакта с дошкольниками, создание среды для формирования речевого общения сверстников.

Мнемотехника помогает создавать ассоциации у детей, посредством которых детям становится легче составить предложение.

Благодаря мнемотехнике у детей старшего дошкольного возраста увеличивается словарный запас, формируются навыки пересказа текста, дети могут с опорой на иллюстрации придумать свой текст, заучивать стихи им становится легко и интересно.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бизикова О. А. Развитие связной речи у дошкольников: Учебное пособие для студ. высш. учебных заведений. — Нижневартовск: Изд-во Нижневартовск. гос. ун-та, 2018. - 235 с;

2. Леушина А. М. Значение мнемотехники в развитии связной речи дошкольников - труды Всероссийской научной конференции по дошкольному воспитанию. - М., 2019.- 168 с

Rubtsova E.S.

Kindergarten No.37 (St. Petersburg, Russia)

MNEMONICS AS A TOOL FOR DEVELOPMENT OF COHERENT SPEECH IN PRESCHOOL CHILDREN

Abstract: the development of speech in preschool children is of great importance for the mental development of a child. Therefore, visual and imaginative thinking plays a big role in the development of mental processes. And the techniques of mnemonics will be of great importance in this situation, since recently there has been a decrease in the level of speech development of preschoolers.

Keywords: mnemonics, speech development, preschoolers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.