МНЕМОНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ И РЕФЛЕКСИЯ КАК СРЕДСТВО ЗАПОМИНАНИЯ
И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ
Антонов Андрей Андреевич
студенты Института педагогики, психологии и социальной работы ФГБОУВПО «МГТУ им. Г.И. Носова», г. Магнитогорск.
В эпоху информационного общества возрастает количество получаемой из вне информации, что ведет к активации познавательных процессов личности. Большой поток информации ежедневно проходит через головной мозг человека, включая механизмы памяти. Но не вся информация достоверна, а уж тем более жизненно необходима. Таким образом, на сегодняшний день актуальной проблемой изучения феномена памяти, является рассмотрение процессов запоминания и воспроизведения, стратегически важной информации.
«Память - это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом, таких как, процессы запоминания, сохранения и воспроизведения человеком его опыта» [3, с. 248].
В истории психологии уже с давних времен предпринимались попытки объяснить связь психических процессов при запоминании и воспроизведении. Еще Аристотель (384-322 до н. э.) пытался вывести принципы, по которым наши представления могут связываться друг с другом. Такие принципы названы впоследствии принципами ассоциаций (слово «ассоциация» означает «связь», «соединение»), получившими в психологии широкое распространение (Д. Юм, У. Джемс, Г. Спенсер).
В основе ассоциаций лежат сформулированные Аристотелем три принципа «сцепления» представлений. Принципы эти таковы:
1. Ассоциация по смежности;
2. Ассоциация по сходству;
3. Ассоциация по контрасту.
И эти принципы сводится к следующему: если определенные психические образования возникли в сознании одновременно или непосредственно друг за другом, то между ними образуется ассоциативная связь («сцепление») и повторное появление какого-либо из элементов этой связи необходимо вызывает в сознании представление всех ее элементов [3].
Помимо теории ассоциаций существовали и другие теории (гештальттеория (В. Вунд, Э. Б. Титченер), смысловая теория памяти (С.Л. Рубинштейн, А. Г. Комм)), рассматривающее проблему закрепления и воспроизведения памяти.
Однако следует отметить, что, несмотря на многолетние исследования, полной картины о физиологических механизмах памяти мы пока не имеем, хотя и есть разные точки зрения (нейрофизиология, химия, биохимия, кибернетика, педагогика и. т. д.) по решению данной проблемы.
В данной статье мы рассмотрим лишь процесс запоминания, сохранения и воспроизведения полученной информации.
Запоминание можно определить, как процесс памяти, в результате которого происходит сохранение нового путем связывания его с приобретенным ранее. Запоминание всегда избирательно: в памяти сохраняется далеко не все, что воздействует на наши органы чувств. Полно и прочно запоминается то, что имеет для нас особо важное значение, что вызывает у нас интерес и эмоции. Процесс
запоминания может протекать как мгновенное запечатле-ние — импринтинг. Состояние импринтинга у человека возникает в момент высокого эмоционального напряжения.
В свою очередь, сохранение информации не является пассивным процессом ее удержания. В психологии раскрыта зависимость сохранения информации от установок личности (профессиональная направленность памяти в познавательной деятельности, злопамятство или добросердечие в эмоциональной памяти и др.), условий и организации заучивания, влияния последующей информации, мыслительной переработки материала, переходов от сохранения в сознании к вытеснению в бессознательное.
Таким образом, можно выделить следующие способы организации информации в памяти:
■ пространственную организацию (позволяет установить связи в физическом пространстве);
■ ассоциативную организацию (т.е. группировку элементов с какими-либо общими признаками);
■ иерархическую организацию (каждый элемент информации относится к определенному уровню в зависимости от того, какой категории он соответствует) [4].
Далее идет, воспроизведение — процесс извлечения из памяти сохраненного материала. Воспроизведение может протекать на уровне узнавания (устанавливается идентичность воспринимаемого и сохраненного в памяти), на уровне воспроизведения в узком смысле слова (нет опоры на образ восприятия, но материал припоминается целенаправленно и без особых усилий со стороны человека) и на уровне припоминания (воспроизведение, требующее усилий для того, чтобы воссоздать необходимый материал) [4].
Из всего выше изложенного, следует отметить важность перехода информации из кратковременной памяти (20 секунд хранения 5-9 единиц информации в переднем мозге) в долговременную (неограниченное время пребывания информации в гиппокампе). Чтобы осуществить максимально возможный переход стратегически важной информации, нужно знать мнемонические приемы, основанные на знаниях законов памяти, нейрофизиологии центральной нервной системы и биохимических процессах. Один из таких приемов метод ассоциаций, а также метод связок и метод мест.
Метод ассоциаций. Запоминание даты, например, можно ассоциировать с событием, которое хорошо сохранено в памяти: за столько-то лет до... или спустя столько-то лет после... При этом определяющее значение имеют прочность ассоциаций и их количество. Чем многообразнее и многочисленнее ассоциации, тем прочнее они закрепляются в памяти. Иррациональные, странные, нелогичные ассоциации способствуют лучшему запоминанию
[4].
Метод связок. Он заключается в объединении опорных слов текста в единую целостную структуру, в единый рассказ.
Метод мест («метод Цицерона»). Этим методом широко пользовались древнеримские ораторы. Он основан на
зрительных ассоциациях; нужно ясно представить себе предмет, который следует запомнить, и объединить его образ с образом места, которое легко «извлекается» из памяти. Этот метод не требует логических ассоциаций, он базируется на ассоциациях, диктуемых последовательностью предметов и мест. Прежде всего нужно выбрать постоянный «маршрут». Это может быть дорога к месту работы, расположение комнат в квартире и отдельных «мест» внутри комнаты (диван, ковер, шкаф). Для начала достаточно набора из 15—20 мест, четко пронумерованных в определенной последовательности. Затем по хорошо известному вам «маршруту» вы размещаете предметы, которые нужно запомнить, и фиксируете в памяти их зрительные образы [4].
Таким образом достигается запоминание необходимого материала в определенной последовательности. Метод эффективен тогда, когда запоминаемые предметы трудно «разбить» по какому-то признаку.
Названные приемы, лишь позволяют значительно увеличить объем запоминаемого материала. Забывая о сохранении и воспроизведении знаний и навыков.
Человеку, при работе с памятью нужно учесть важность информации, которую он хочет сохранить. Уделив внимание на постановку целей запоминания, проведя саморефлексию.
«Рефлексия (от позднелат. reflexio — обращение назад) — обращение субъекта на себя самого, свою личность (ценности, интересы, мотивы, эмоции, поступки), на свое знание или на свое собственное состояние» [7, с. 158].
Таким образом при получении информации, проводя саморефлексию, мы выражаем свое отношение к источнику информации, своему психофизиологическому, эмоциональному состоянию в момент восприятия информации, критически определяя ценность информации в целом.
Следовательно, сохраняя ценные знания и навыки, путем формирования ассоциаций, привязывание к эмоциям, мыслеформам, классифицируя и систематизируя, переводим их в долговременную память.
Процесс логически следующий за сохранением, это наиболее полное воспроизведение.
Его реализация не составит труда, если сохраненная с помощью мнемонических приемов и саморефлексии информация, имеющая многочисленные ассоциативные связи («сцепления» в головном мозге), имеет четкий путь, подкрепленный осознанием, мотивом, целью, эмоцией при саморефлексии.
Таким образом можно прети к выводу, что рефлексия и мнемонические приемы, могут стать средством запоминания и воспроизведения информации, оптимизируя работу механизмов памяти, тренируя потенциал человека в обработке, запоминании, сохранении, воспроизведении, критичности получаемых знаний и навыков (информации) в современном информационном обществе.
Список литературы:
1. Вундт В. Задача психологии. // Psychology.ru — 1912. [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.psychology.ru/library/00066. shtml (дата обращения 22.11.2014).
2. Лурия А. Р. Ум мнемониста. // Psychology OnLine.Net — 2010. [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://psychology-online.net/articles/doc-1566.html (дата обращения 22.11.2014).
3. Маклаков А. Г. Общая психология: учеб. для вузов. П.: 2008. - 583 с.
4. Николаенко В. М., Залесов Г. М., Андрюшина Т. В. и др. Психология и педагогика: учеб. пособие. М.: 2000. - 175 с.
5. Под ред. А. В. Петровского. Общая психология: учеб. для студентов пед. ин-тов. М.: 1976. - 479 с.
6. Под ред. Мещерякова Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь. М.: 2003 - 672 с.
7. Студент и наука - 2013: матер. Всерос. науч.-практ. конф. студентов 17-19 апреля 2013 г. / под общ. ред. М. Г. Абрамзона, О. П. Савельевой. -Магнитогорск: МаГУ, 2013. - Ч. 3. - 246 с.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СУГГЕСТИВНЫХ ТЕХНИК ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССА В СПОРТЕ ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ ТЯЖЕЛОЙ АТЛЕТИКИ)
Балыкина-Милушкина Тамара Викторовна
психолог, член КНГ, РГУФКСМиТ, Москва Касаткин Павел Николаевич психолог сборных команд России, ЦСМ ФМБА России, Москва
Балыкин Александр Иванович
член КНГ, соискатель кафедры ТиМприкладных видов спорта и экстремальной деятельности РГУФКСМиТ, Москва
Ключевые слова: суггестия, гипноз, эмоция, стресс, тревога, команда мастеров, спорт высших достижений.
Актуальность: Рост публикаций по проблемам спортивной психологии в последнее время возрастает. Это связано: во-первых, с расширение психологического плацдарма в спорте, во-вторых, спорт становится все значительнее и значительнее как общественный институт в мире и в-третьих, он не стоит на месте — растут достижения и рождаются новые вопросы и новые проблемы, которые необходимо решать и очень многие из них связаны с психологией. Во всяком случае, можно с уверенностью
сказать, что стремление спортсменов к достижению рекордных результатов сопровождается интенсивной подготовкой, перегрузками, преждевременном «перегорании», активации и напряжением, также все активнее проявляются такие проблемы и явления, как ожидание успеха, боязнь неудачи, возникновение неуправляемой тревоги, регуляция эмоциональных состояний. Несомненно, что все вышеперечисленное это одна из сложнейших и злободневных проблем современного большого спорта - это проблема стресса и преодоление его.
На данный момент много сформулировано вопросов, чем найдено устраивающих всех конкретных ответов.