Научная статья на тему 'Использование суггестивных техник для преодоления стресса в спорте высших достижений (на примере тяжелой атлетики)'

Использование суггестивных техник для преодоления стресса в спорте высших достижений (на примере тяжелой атлетики) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
163
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУГГЕСТИЯ / ГИПНОЗ / ЭМОЦИЯ / СТРЕСС / ТРЕВОГА / КОМАНДА МАСТЕРОВ / СПОРТ ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Балыкина-Милушкина Тамара Викторовна, Касаткин Павел Николаевич, Балыкин Александр Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование суггестивных техник для преодоления стресса в спорте высших достижений (на примере тяжелой атлетики)»

зрительных ассоциациях; нужно ясно представить себе предмет, который следует запомнить, и объединить его образ с образом места, которое легко «извлекается» из памяти. Этот метод не требует логических ассоциаций, он базируется на ассоциациях, диктуемых последовательностью предметов и мест. Прежде всего нужно выбрать постоянный «маршрут». Это может быть дорога к месту работы, расположение комнат в квартире и отдельных «мест» внутри комнаты (диван, ковер, шкаф). Для начала достаточно набора из 15—20 мест, четко пронумерованных в определенной последовательности. Затем по хорошо известному вам «маршруту» вы размещаете предметы, которые нужно запомнить, и фиксируете в памяти их зрительные образы [4].

Таким образом достигается запоминание необходимого материала в определенной последовательности. Метод эффективен тогда, когда запоминаемые предметы трудно «разбить» по какому-то признаку.

Названные приемы, лишь позволяют значительно увеличить объем запоминаемого материала. Забывая о сохранении и воспроизведении знаний и навыков.

Человеку, при работе с памятью нужно учесть важность информации, которую он хочет сохранить. Уделив внимание на постановку целей запоминания, проведя саморефлексию.

«Рефлексия (от позднелат. reflexio — обращение назад) — обращение субъекта на себя самого, свою личность (ценности, интересы, мотивы, эмоции, поступки), на свое знание или на свое собственное состояние» [7, с. 158].

Таким образом при получении информации, проводя саморефлексию, мы выражаем свое отношение к источнику информации, своему психофизиологическому, эмоциональному состоянию в момент восприятия информации, критически определяя ценность информации в целом.

Следовательно, сохраняя ценные знания и навыки, путем формирования ассоциаций, привязывание к эмоциям, мыслеформам, классифицируя и систематизируя, переводим их в долговременную память.

Процесс логически следующий за сохранением, это наиболее полное воспроизведение.

Его реализация не составит труда, если сохраненная с помощью мнемонических приемов и саморефлексии информация, имеющая многочисленные ассоциативные связи («сцепления» в головном мозге), имеет четкий путь, подкрепленный осознанием, мотивом, целью, эмоцией при саморефлексии.

Таким образом можно прети к выводу, что рефлексия и мнемонические приемы, могут стать средством запоминания и воспроизведения информации, оптимизируя работу механизмов памяти, тренируя потенциал человека в обработке, запоминании, сохранении, воспроизведении, критичности получаемых знаний и навыков (информации) в современном информационном обществе.

Список литературы:

1. Вундт В. Задача психологии. // Psychology.ru — 1912. [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.psychology.ru/library/00066. shtml (дата обращения 22.11.2014).

2. Лурия А. Р. Ум мнемониста. // Psychology OnLine.Net — 2010. [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://psychology-online.net/articles/doc-1566.html (дата обращения 22.11.2014).

3. Маклаков А. Г. Общая психология: учеб. для вузов. П.: 2008. - 583 с.

4. Николаенко В. М., Залесов Г. М., Андрюшина Т. В. и др. Психология и педагогика: учеб. пособие. М.: 2000. - 175 с.

5. Под ред. А. В. Петровского. Общая психология: учеб. для студентов пед. ин-тов. М.: 1976. - 479 с.

6. Под ред. Мещерякова Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь. М.: 2003 - 672 с.

7. Студент и наука - 2013: матер. Всерос. науч.-практ. конф. студентов 17-19 апреля 2013 г. / под общ. ред. М. Г. Абрамзона, О. П. Савельевой. -Магнитогорск: МаГУ, 2013. - Ч. 3. - 246 с.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СУГГЕСТИВНЫХ ТЕХНИК ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССА В СПОРТЕ ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ ТЯЖЕЛОЙ АТЛЕТИКИ)

Балыкина-Милушкина Тамара Викторовна

психолог, член КНГ, РГУФКСМиТ, Москва Касаткин Павел Николаевич психолог сборных команд России, ЦСМ ФМБА России, Москва

Балыкин Александр Иванович

член КНГ, соискатель кафедры ТиМприкладных видов спорта и экстремальной деятельности РГУФКСМиТ, Москва

Ключевые слова: суггестия, гипноз, эмоция, стресс, тревога, команда мастеров, спорт высших достижений.

Актуальность: Рост публикаций по проблемам спортивной психологии в последнее время возрастает. Это связано: во-первых, с расширение психологического плацдарма в спорте, во-вторых, спорт становится все значительнее и значительнее как общественный институт в мире и в-третьих, он не стоит на месте — растут достижения и рождаются новые вопросы и новые проблемы, которые необходимо решать и очень многие из них связаны с психологией. Во всяком случае, можно с уверенностью

сказать, что стремление спортсменов к достижению рекордных результатов сопровождается интенсивной подготовкой, перегрузками, преждевременном «перегорании», активации и напряжением, также все активнее проявляются такие проблемы и явления, как ожидание успеха, боязнь неудачи, возникновение неуправляемой тревоги, регуляция эмоциональных состояний. Несомненно, что все вышеперечисленное это одна из сложнейших и злободневных проблем современного большого спорта - это проблема стресса и преодоление его.

На данный момент много сформулировано вопросов, чем найдено устраивающих всех конкретных ответов.

Возникают часто вопросы: как справиться с нежелательными последствиями стресса? можно ли успешно выступать, несмотря на стресс? является ли стресс обязательным спутником спортсмена высокого класса? как оптимизировать свое состояние при стрессе? Как управлять стрессом себе на пользу? наблюдается повышенный интерес к использованию суггестивных техник при интенсивной подготовке и перегрузках, при преждевременном «перегорании», при ожидании успеха и боязни неудач и т.д.

На данный момент существует много отечественных и зарубежных подходов к вопросам стресса. Несомненно, биологическая концепция стресса Г.Селье [7] как особо напряженного состояния организма на неблагоприятные воздействия является самой распространенной, но понимание стресса по Ч. Д. Спилбергеру[4] как совокупности внешних воздействий, которые воспринимаются личностью как чрезмерные требования и создают угрозу ее выживанию, самоуважению, самооценке, и вызывающие соответствующие эмоциональные реакции различной интенсивности нам кажется тоже заслуживает внимания. Склонность к такого рода эмоциональной реактивности характеризуется как личностная тревожность.

Разработку проблемы психического стресса как проблемы специальной психологической подготовки в спорте начали Пуни А.Ц.и Рудик П. А. [6], описывая предстартовые состояния спортсменов терминами «предстартовая лихорадка» и «апатия» считая их качественными характеристиками эмоциональных и поведенческих реакций спортсменов на различные соревновательные стрессоры. Интересны работы Киселева Ю. Я. [3] по выделению неожиданных препятствий в соревнованиях как соревновательных стрессоров; работы Марищука В. Л. [9] по выявлению личностных детерминантах и стресс-реакций у спортсменов; статьи Ю. Я. Киселева[3], который на основании многолетнего опыта работы с командами высококвалифицированных спортсменов рассматривает важнейшие вопросы комплексной оценки уровня эмоционального возбуждения в реальной спортивной деятельности.

Мы, группа авторов тоже решили исследовать вопрос преодоления стресс для этого мы решили воспользоваться суггестивными методами. Мы создали программу суггестивных техник и решили посмотреть на изменение личностной и ситуативной тревожности, субъективной оценки самочувствия, настроения и удовлетворенности собой, критериев активности нервной системы.

Цель исследования: изучение теоретических подходов в определении стресса, оценки и его преодолении, разработка и проведении программы по преодолению стресса средствами суггестивных техник у спортсменов сборной команды по тяжелой атлетике

Программа преодоления психологического

Методы исследования: метод психологического наблюдения, беседа, опросники показателей личностной и ситуативной тревожности Спилберга [9], батарея автоматизированных тестов по исследованию актуальной самооценки, удовлетворенности собой Люшер [1], самочувствию, активности и настроения САН [3], компьютерная диагностика активности нервной системы по методу обратной связи ИПЭР[2], метод оценки критерии активности ЧСС.

Организация исследования: исследование проводилось на учебно-тренировочных сборах на спортивной базе в г. Руза Московской области под руководством главного тренера женской сборной РФ по тяжелой атлетике Видова Александра Вадимовича и тренера женской молодежной сборной РФ (юниорки до 21 года) Завадского Кирилла Андреевича. Сроки проведения исследования: с апреля 2013 года по январь 2014 года. Группа исследуемых: 56 спортсменок сборной Российской Федерации по тяжелой атлетике. Из них: 4 - ЗМС, 25 - МСМК, 18 - МС, 4-КМС, 5 получили 1 спортивный разряд.

На протяжении всего периода исследования проводилась психологическая диагностическая работа до и после проведения программы по развитию навыка управления психологическом стрессом с использованием суггестивных техник.

На первом этапе психологической диагностики проводилось наблюдение, беседа и тестирование показателей личностная и ситуативная тревожность (Спилберг), самочувствие, активность, настроение (САН), актуальная самооценка, удовлетворенность собой (Люшер), критерии активности нервной системы (показатель КРГ, ЧСС), позволившее выявить особенности эмоционального состояния и эмоциональной регуляции у спортсменок. Результаты выполнения тестов оценивались в баллах.

На втором этапе со спортсменками проводилась групповая программа преодоления психологического стресса с использованием суггестивных техник, которая включала несколько модулей и индивидуальная работа по внедрению программы суггестивных техник в учебно-тренировочную деятельность (таблица 1).

На третьем этапе психологической диагностики проводилось повторное тестирование показателей личностная и ситуативная тревожность (Спилберг), само-чуствие, активность, настроение (САН), актуальная самооценка, удовлетворенность собой (Люшер), критерии активности нервной системы (показатель КРГ, ЧСС), позволившее выявить особенности регуляции стрессом у спортсменок после проведение программы. Сравнительный анализ результатов в баллах по среднегруповым показателям представлен в таблице 2.

Таблица 1

Модули программы часы

1 Техники по изменению поведения при стрессовой ситуации. • Методика создания условного рефлекса Павлов • Идеомоторная тренировка концентрация на цели соревновательного состязания • Гетерорегуляция на квазирациональной основе • Релаксационно-активационный метод снятие напряжения перед стартом • Мышечная релаксация перед сном 28

2 Изменение состояния вегетативной сферы при стрессовой ситуации. • Отслеживание и анализ стресс-факторов, • Визуализация планируемых и случайных стресс-факторов • Дыхательные упражнения, схема глубокий вдох и равномерный выдох 28

Модули программы часы

• Релаксация при учащенном сердцебиении, дрожании конечностей, ощущении холода в руках и ногах перед стартом • Методики регуляции стрессом основанные на биологической обратной связи (мышечный тонус, ЧСС, кожная проводимость)

3 Методики улучшения показателей в когнитивной сфере при стрессовой ситуации. • Визуализация целей • Моделирование ситуаций соревнования • Работа с навязчивыми негативными мыслями • Конструктивные утверждения вызывающие адаптивные реакции • Внушение и самовнушение • Трансцендентальная медитация • Самоприказ 28

4 Техники по изменению показателей в эмоциональной сфере при стрессовой ситуации. • Урегулирования уровня возбуждения • Гетерорегуляция при кризисных ситуациях • Трансформация эмоций после поражений, восстановление после спортивного состязания • Работа с негативными переживаниями прошлого • Реабилитация после физических травм 14

итого 98

Целью занятий было гармонизировать эмоциональ- Кроме того психолог присутствовал на тренировках и со-ное состояние спортсменок, обучить приемам самогип- ревновательном процессе наблюдая за эмоциональными ноза для повышения эмоциональной регуляции. На протя- проявлениями спортсменок и их влиянием на качество жении трех месяцев занятия проводились с перио- учебно-тренировочного процесса. дичностью один раз в неделю, а затем по запросу. Анализ полученных результатов.

Таблица 2

Среднегрупповые показатели стресса у спортсменов до и после проведения программы преодоления

Показатели стресса До психологической работы После психологической работы

Личностная тревожность (Спилберг) 72 53

Ситуационная тревожность (Спилберг) 89 64

Самочувствие (САН) 5,4 5,7,

Активность (САН) 5,0 6,0

Настроение (САН) 5,1 7,2

Актуальная самооценка (Люшер) 59.62 67.02

Удовлетворенность собой (Люшер) 66.18 70.57

Критерий активности нервной системы (показатель КРГ) (ЧСС) 8.5 150 6.5 136

Как видно из результатов тестирования, в целом, психологическая программа по преодолению психологического стресса с использованием суггестивных техник оказалась эффективной. Кроме того все спортсменки в той или иной степени отмечали, что они чувствуют себя увереннее, чаще бывают в хорошем настроении, лучше контролируют свои эмоции перед соревновательным процессом и непосредственно на соревнованиях. Таким образом, психологическая подготовка спортсменов с использованием элементов гипносуггестивных техник является эффективной и требует дальнейшего исследования. В заключение работы следует отметить:

Во-первых, стресс - это гораздо большее по своей силе и значимости явление, нежели простое перенапряжение сил и он требует такого же комплексного подхода к своему изучению.

Во-вторых, управление стрессом не может осуществляться хаотично, использование программы суг-

гестивных техник направленной на эффективное устранение негативных факторов среды, на улучшение самочувствия, настроения, самооценки и управление тревожностью является эффективной в вопросе преодоления стресса в спорте высших достижений.

Список используемой литературы:

1. Аминев Г.А. Инструкция по интерпретации вось-мицветового теста на основе математической обработки. Математические методы инженерной психологии/ Г.А. Аминев - Уфа, 1982.- С.19-24.

2. Балыкина-Милушкина Т.В. Психосемантическая диагностика проблемных зон субъекта спортивной деятельности, посредством регистрации амплитудно-частотных показаний кожно-гальванических реакций / Т.В. Балыкина-Милушкина, А.И.Балыкин - Теория и практика прикладных и экстремальных видов спорта,2011,№3, -6 с.

3. Киселев Ю. Я. Обусловленность влияния стресса на 6. деятельность спортсменов их опытом и квалификацией. / Ю. Я. Киселев // Матер. Всесоюз. симп. 7. «Психический стресс в спорте», - Пермь, 1975.

4. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические 8. исследования. / Р. Лазарус, В кн.: Эмоциональный стресс. - Л.: Медицина, 1970. 9.

5. Мясищев В. Н. Психологическое значение электрокожной характеристики человека / В. Н. Мясищев// Труды института по изучению мозга им. В. М. Бехтерева, - Л., т. 9. - С. 19.

Пуни А. Ц. Очерки психологии спорта / А. Ц.Пуни. - М.: ФиС, 1959.

Селье Г. Стресс без дистресса / Г.Селье. - М.: Прогресс, 1979.

Ханин Ю. Л. Исследование тревоги в спорте / Ю. Л. Ханин. - Вопросы психологии, 1978, № 6. Ханин Ю. Л. Краткое руководство к шкале реактивной и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера / Ю. Л. Ханин. - Л.: ЛНИИФК, 1976, -18 с.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ И РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

КОМПЕТЕНТНОСТИ

Банникова Диана Ярославовна

Канд. психол. наук, Псковского государственного университета, г. Псков

Многие исследователи одним из компонентов компетентности и, в частности, профессиональной компетентности называют аксиологический, то есть компетентность проявляется, исходя из тех ценностей, которые исповедует личность, и предполагает отношение к собственной деятельности как самостоятельной ценности (Л.И. Барбашова, Т.Е. Егорова, Л.Н. Захарова, И.А. Зимняя, Р.А. Кассина, Л.В. Львов, О.Ю. Махова., Н.А. Попо-ванова, Дж. Равен, В.Н. Софьина, Н.С. Чернышова).

Так, Ю.Г. Татур называет ценностно-смысловые представления (к ним относятся и ценностные ориентации) личности обязательным компонентом компетентности любого вида, а значит и, в целом, профессиональной, и, в частности, акмеологической компетентности [10]. В исследованиях О.Ю. Маховой и сотрудников было показано, что важным компонентом профессиональной компетентности будущих специалистов является внутренняя ценностная определенность, образованная ценностями личности. Она придает смысл деятельности и определяет ее субъективную значимость для самой личности [2; 6, с. 86]. Система ценностей включает различные результаты образования, в том числе и в виде ценностных ориентаций личности, что говорит о важности их развития в процессе профессионального обучения. Это не любые ценности, а те, которые влияют на систему отношений личности, это высокие стандарты, на которые должен ориентироваться профессионал [3]. Ценностные ориентации способствуют изменениям в структуре отношений, обуславливая появление новых мотивов профессиональной деятельности, что, в свою очередь, говорит о совершенствовании профессиональной компетентности [9].

Изменения в современном образовании связаны с переходом к компетентностному подходу, то есть необходимости развития профессиональной компетентности студентов, в основе чего лежит система их ценностных ори-ентаций, связывающая воедино профессиональные и личностные компоненты компетентности [1].

Прямых указаний на характер взаимосвязи между эмоционально-ценностными отношениями и акмеологи-ческой компетентностью в психолого-акмеологической литературе не было найдено, что говорит о малой изученности данной проблематики. Поэтому появляется необходимость рассмотрения их соотношения по аналогии с теми функциями, которые выполняют ценности и ценностные ориентации в личностном развитии.

Мы исходим из представления о профессиональной компетентности как связанной с процессами саморазвития, самоактуализации, самореализации личности, предполагающей раскрытие творческого потенциала личности, ее самоосуществление, самосовершенствование на основе системы ее профессиональных и жизненных ценностей (В.А. Болотов и В.В. Сериков, Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова и Э.Э Сыманюк, Л.И. Колесникова, Н.В. Кузьмина, Л.В. Львов, Л.М. Митина, В.А. Сластенин, В.Н. Софьина). Акмеологическую компетентность мы определяем как компонент профессиональной.

Акмеологическая компетентность - сложное интегральное личностно-деятельностное качество, которое позволяет человеку ставить и решать задачи и различные проблемы в области самоактуализации, самосовершенствования и самореализации в разных сферах жизнедеятельности. В ее состав входят: способность к самоанализу; способность к самоконтролю; способность к самосовершенствованию; способность к самообразованию; умение разрабатывать программу личностно-профессионального развития и карьерного роста [8].

Среди функций, выполняемых ценностями и ценностными ориентациями многие исследователи отмечают их включенность в процесс саморазвития, самосовершенствования, саморегуляции, личностного роста человека (Л.И. Барбашова, Ф.Е. Василюк, В.С. Мерлин, И.Н. Попова, Е.В. Селезнева, В.А. Сластенин, В.Н. Софьина, С.Г. Чиликов, В.А. Ядов и др.). Данная функция позволяет рассматривать ценностные ориентации как необходимый элемент акмеологической компетентности личности, так как она предполагает все вышеперечисленные процессы. Ценностные ориентации личности включаются в процесс саморазвития, которое Е.В. Селезнева называет главным компонентом акмеологической культуры, а также акмео-логической компетентности. В данном случае ценностные ориентации понимаются «как ценностное отношение к объективным ценностям, преломленное через знание о различных сторонах саморазвития, актуализированные в представлении о нем и ценностном отношении к нему личности» [7, с. 133].

Система ценностных ориентаций личности как основной фактор саморегуляции помогает личности найти наиболее эффективные приемы и способы самосовершенствования, ориентируют и направляют процесс саморазвития, способствуя тем самым развитию акмеологической компетентности специалиста. И, по мнению В.С. Мерлина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.