77
Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 11 (20), 2015 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
торгово-промышленное развитие, рост городов и переселение из европейской части страны не могло не сказаться на социально-демографической ситуации в губернии, способствовали количественным и качественным изменениям в соотношении различных социальных и этнических групп населения, повышению его социальной мобильности, росту профессионального и культурнообразовательного уровня.
• История СССР XIX - начало XX в. // Под ред. А.И. Федосова. - М.: Высшая школа. - 1981. - С. 21.
• Очерки истории школы и педагогической
мысли народов СССР. Вторая половина XIX в. / Отв. ред. А. И. Пискунов. - М.: Педагогика, 1976. - С. 19.,С- 35.
• Шеварёв П.А. Общие принципы построения и проверки тестов. Основные проблемы педологии в СССР / П.А. Шеварёв - М.: Раб. просв.1930. - С. 28.
• Чмелева, Е.В. И.А. Сикорский о развитии интеллекта детей раннего и дошкольного возраста / Е.В. Чмелева // Педагогика, - 2003. - №10. - С. 11.
• Яблоков Ю.Н.Диалог культур: Россия и внешний мир XVII - XVIII вв. / Ю.Н. Яблоков -Красноярск, 1998.- С 45.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РИСУНКА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ЗАПОМИНАНИЯ УЧЕБНОГО
МАТЕРИАЛА
Чиркова Елена Ивановна
доктор педагогических наук, профессор, Военный институт (инженерно-технический) Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулёва, заведующая кафедрой иностранных и русского языков,
г. Санкт-Петербург
АННОТАЦИЯ
Данная статья посвящена описанию использования рисунка на занятиях по иностранному языку. Рисунок основан на наглядно-чувственном образе и используется с обучающими целями во время ознакомления, тренировки и применения учебного материала в речи. Рисунок заменяет предметное содержание речи и является средством выражения мысли в общении.
ABSTRACT
The article deals with the description of the usage of drawings during English lessons. Drawings are based on visual and sensuous images. They can be used during studying, training and application of the teaching material. Drawings substitute the content of speech and are a means of expressing one’s thoughts during communication process.
Ключевые слова: рисунок, иностранный язык, наглядно-чувственный образ, замена предметного содержания речи. Keywords: drawing, foreign language, visual and sensuous image, content speech substitution.
Память всегда связывалась с процессом обучения (т.е. накопления информации), а попытки объяснения памяти всегда совпадали с известными на данном историческом отрезке методами хранения информации. Память - психический процесс, позволяющий человеку сохранять и при определенных условиях восстанавливать огромное количество информации, полученной его мозгом извне и от собственного тела. Человек способен удержать в памяти не только то, что он ощущал и воспринимал, но и то, о чем он думал, что переживал и что делал. Память - это отражение объективной действительности, заключающееся в запоминании, сохранении и последующем узнавании и воспроизведении того, что было в нашем опыте [1; 2; 9].
Как известно, запоминание и воспроизведение могут быть как непроизвольными, так и произвольными. Во втором случае память связана с волей. В памяти сохраняется не все, что прошло через сознание человека или вообще воздействовало на его мозг, а главным образом то, что связано с его потребностями, интересами, деятельностью
[3; 8; 10].
Физиологической основой памяти, по мнению физиолога И.П. Павлова, является образование, сохранение и возобновление нервных связей в коре больших полушарий. Эти процессы протекают в соответствии с законами высшей нервной деятельности. Связи, возникающие в мозгу, отражают объективные связи, существующие между
предметами и явлениями действительности. Они могут быть пространственными, временными, структурными, причинно-следственными и др. Запомнить - значит связать что-то с чем-то: имя человека - с его внешним видом, дату исторического события - с содержанием события и т. п. В психологии подобные связи называют ассоциациями. И.П. Павлов так характеризовал значение и физиологический механизм ассоциаций: «Временная нервная связь есть универсальное физиологическое явление в животном мире и в нас самих. Вместе с тем оно же и психическое - то, что психологи называют ассоциацией, будет ли это образование соединений из всевозможных действий, впечатлений или букв, слов и мыслей» [9, с. 161].
Если иметь в виду своеобразие информации, удерживаемой памятью, то можно выделить память сенсорную, моторную, эмоциональную и словесносмысловую. Сенсорная память - это память на образы предметов и явлений (или их свойств), которые ранее действовали на наши органы чувств. В зависимости от того, по какому каналу поступает информация, сенсорную память в свою очередь делят на зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную, вкусовую, смешанную. Запоминание, сохранение и воспроизведение величины, формы и цвета предметов - это проявление преимущественно зрительной памяти; запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение речевых звуков, мелодий и пр. - это
78
Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 11 (20), 2015 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
преимущественно проявление слуховой памяти. Моторная память - память на движения собственного тела. Она особенно важна при образовании двигательных навыков
- спортивных, производственно-трудовых, некоторых учебных и т.п. Эмоциональная память - это память на пережитые человеком эмоции и чувства [6; 10].
Роль мнемотехнических средств в совершенствовании памяти, по мнению А.Н. Леонтьева, состоит в том, что, «обращаясь к употреблению вспомогательных средств, мы тем самым изменяем принципиальную структуру нашего акта запоминания; прежде прямое, непосредственное наше запоминание становится опосредствованным» [4, с. 166167].
В настоящее время разработано и на практике используется немалое количество разнообразных систем и методов практического влияния на память человека с целью ее улучшения: регуляция внимания, совершенствование восприятия материала, упражнения на развитие воображения, развитие способности осмысливать и структурировать запоминаемый материал, приобретение и активное использование в процессах запоминания и воспроизведения специальных мнемотехнических средств, приемов и действий.
Все эти методы, в конечном счете, основаны на установленных в научных исследованиях и подтвержденных жизнью фактах связи памяти с другими психическими процессами человека и его практической деятельностью [3; 6; 8; 10].
Запоминание - процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. По степени активности протекания этого процесса выделяют два вида запоминания: непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (или произвольное).
Непреднамеренное запоминание - это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий. Это простое запечатление того, что воздействовало на человека и сохранило некоторый след от возбуждения в коре головного мозга. Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для конкретной личности [3; 6; 8; 10].
В отличие от непроизвольного запоминания произвольное (или преднамеренное) запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой определенную цель - запомнить некую информацию
- и использует специальные приемы запоминания. Произвольное запоминание представляет собой особую сложную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить. Кроме того, произвольное запоминание включает в себя разнообразные действия, выполняемые для того, чтобы лучше достичь поставленной цели. К таким действиям относится заучивание, суть которого заключается в многократном повторении учебного материала до полного и безошибочного его запоминания [5; 10].
Главная особенность преднамеренного запоминания -это проявление волевых усилий в виде постановки задачи на запоминание. Многократное повторение позволяет надежно и прочно запомнить материал, во много раз превышающий объем индивидуальной кратковременной памяти [5].
Запоминается, как и осознается, прежде всего, то, что составляет цель действия. Однако то, что не относится к цели действия, запоминается хуже, при произвольном запоминании, направленном именно на данный материал. При этом все же необходимо учитывать, что подавляющее большинство наших систематических знаний возникает
в результате специальной деятельности, цель которой - запомнить соответствующий материал, с тем, чтобы сохранить его в памяти [5; 7]. Такая деятельность, направленная на запоминание и воспроизведение удержанного материала, называется мнемической деятельностью.
В своей книге «Психология» Р.С. Немов [7] дает некоторые практические рекомендации по улучшению памяти (позвольте процитировать не все приемы, упомянутые Р.С. Немовым, а только те, которые играют основную роль в методике, предлагаемой автором статьи).
Совершенно неоспорим тот факт, что, чем больше умственных усилий мы прилагаем к тому, чтобы организовать информацию, придать ей целостную, осмысленную структуру, тем легче она потом припоминается. То, что создано при работе на занятии самим обучающимся, при воспроизведении во время самоподготовки легче вспомнить.
Поскольку от внимания к материалу непосредственно зависит его запоминание, то любые приемы, позволяющие управлять вниманием, могут оказаться полезными и для запоминания. Один из способов улучшения запоминания учебного материала - задача преподавателя, необходимо его сделать таким, чтобы он вызывал к себе непроизвольный интерес со стороны учащихся, привлекал их внимание [7, с. 250].
На вспоминание материала влияют и связанные с ним эмоции. О ситуациях, оставивших в нашей памяти яркий, эмоциональный след, мы думаем больше, чем об эмоционально нейтральных событиях. Связанные с ними впечатления лучше организуются в памяти. Положительные эмоции, как правило, способствуют припоминанию, а отрицательные препятствуют (однако, необходимо отметить, что и крайне отрицательные эмоции могут способствовать запоминанию события).
Привычка к осмысленному восприятию материала также связана с улучшением памяти. Особенно большую пользу в совершенствовании памяти обучающихся оказывают упражнения и задания на понимание различных текстов, по составлению к ним планов. Использование цвета (различных маркеров и цветовыделителей), составление схем (с использованием НЛП-графики) с целью их запоминания, изображение с помощью рисунка какого-либо грамматического явления - все это примеры употребления различных мнемотехнических средств. Их выбор обусловлен индивидуальными особенностями и личностными возможностями человека. Обучающемуся необходимо подсказать, что при совершенствовании памяти он может опираться на то, что у него больше всего развито: зрение, слух, осязание, движения и т.п. [7, с. 251].
Р.С. Немов [7] выделяет последовательность действий, которую необходимо использовать при запоминании учебного материала:
ШАГ 1 - Мысленно связать запоминаемое слово или понятие с каким-либо хорошо известным предметом, который легко вспомнить и представить в воображении. Этот предмет далее связать с каким-нибудь другим, который окажется под рукой именно тогда, когда нужно будет вспомнить запоминаемое.
ШАГ 2 - Оба предмета в воображении соединить каким-либо необычным образом друг с другом в единый, фантастический предмет.
ШАГ 3 - Мысленно представить себе, как будет выглядеть этот предмет.
Данных трех действий практически достаточно
79
Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 11 (20), 2015 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
для того, чтобы в нужный момент времени вспомнить запоминаемое, причем благодаря описанным выше действиям оно сразу же переводится из кратковременной памяти в долговременную и остается там надолго, поскольку здесь действует следующая закономерность: чем больше разнообразных ассоциаций при первом знакомстве с ним вызывает материал и чем больше времени мы уделяем мысленной разработке этих ассоциаций, тем лучше запоминается и сам материал.
Для лучшего запоминания материала рекомендуется повторять его незадолго до нормального времени отхода ко сну. В этом случае запоминаемое лучше отложится в памяти, поскольку не будет смешиваться с другими впечатлениями, которые обычно в течение дня накладываются друг на друга и тем самым мешают запоминанию, отвлекая наше внимание [7, с. 254].
Однако хотелось бы заметить, что рекомендуемая Р.С. Немовым методика может быть применима в том случае, если обучающемуся действительно необходимо запомнить трудный учебный материал, простое повторение и попытки логического осмысления которого не помогают. Данные приемы хорошо использовать во время самостоятельной подготовки, когда учащийся располагает своим собственным временем и может выстраивать ассоциативные ряды для запоминания, никому не мешая и не задерживая других, как это может происходить на самом занятии.
И вот здесь необходимо обратиться к мнемотехнике, основному принципу, лежащему в основе многих приемов запоминания. Он состоит в «использовании образов, связывающих между собой запоминаемый материал со знаком, или формирование такого рода связей внутри самого запоминаемого материала» [7, с. 253]. Кроме того, запоминанию способствует использование приемов НЛП-графики (см. работы Е.И. Чирковой и Ю.В. Тропкиной), мелкой моторики (рисование ручкой, карандашом, цветными маркерами).
Обращаясь к рисованию, пользу которого трудно переоценить, стоить заметить, что оно задействует и развивает отделы мозга, отвечающие за образное мышление, то есть те отделы, которые, фактически, не задействованы в повседневной жизни среднестатистического человека.
Считается, что эти отделы размещены в правом полушарии мозга. В этой связи, не редко употребляется термин правополушарное рисование. Рисуя на занятиях, обучающийся развивает и тренирует и другие способности, например, способность к языкам. Освоением языка ведают те же отделы мозга, которые отвечают за образное мышление и способность рисовать или создавать графические образы.
Но особенно важно рисование для тех, кто изучает новую или трудную дисциплину, поскольку помимо развития воображения, тренировки глазомера и моторики, рисование положительно сказывается на запоминании нового материала, улучшает память, способствует быстрому восприятию новой информации а, в конечном итоге, влияет на формирование интеллекта в целом.
Рисование позволяет обучающемуся раскрыть уникальное свойство человеческого мышления -креативность, которая развивается в творческой деятельности, помогает создавать множество образов, изменять их по своему желанию, искать новые ассоциативные связи между предметами и их изображениями. Поиск ассоциаций и генерация образов - отличная тренировка ума, с успехом дополняющая любые другие методики обучения иностранному языку.
Рисование развивает воображение - способность мысленно представлять зрительные картины. Благодаря этому человек может перерабатывать прошлый опыт и создавать новые связи между полученными образами. Чем больше таких связей образуется в мозгу, тем лучше развивается мышление.
Рисование стимулирует восприятие, развивает его, заставляя изучать объекты для изображения и открывать в них новые качества, которых обучающийся раньше не замечал. Во время рисования тренируется умение наблюдать и анализировать объект, что также очень полезно для развития мышления.
Рисование действительно помогает в изучении иностранного языка. Во время занятий иностранными языками можно использовать не только готовые карточки и картинки с изображениями в учебниках, можно рисовать новые слова. Нисколько не противореча высказанным рекомендациям Р.С. Немова, хочется предложить некоторые очень важные выводы, которые могли бы помочь преподавателю при подаче нового учебного материала на занятии без значительных временных затрат. Важно то, что обучающийся использует свое собственное воображение для того, чтобы лучше запомнить изучаемый им материал. А тактильные ощущения, возникающие в процессе рисования, помогают «заякорить» этот материал в его памяти. Кроме того, сочетание таких приемов как визуализация, моторная память, элементы НЛП-графики помогают закрепить усваиваемую информацию.
1. Рисование помогает запоминать новые слова через визуализацию. Иногда проще запомнить то, что написано на доске, записано в тетради, изображено в учебнике или книге. Легче запомнить ту информацию, которая написана самим учащимся разными шрифтами, разными цветами, выделена в рамочку или подчеркнута. То есть глаз «цепляется» за визуальное представление информации, запоминает, где и как было написано какое-то слово, словосочетание или фраза. Рисование при этом помогает их визуализировать, что способствует их лучшему запоминанию. Задание для обучающегося может быть следующим: при запоминании иностранного слова нарисуйте его образ (схематически). Напишите его крупными буквами и разрисуйте какими-нибудь узорами буквы. В процессе рисования повторяйте его про себя или вслух. А через какое-то время попробуйте вспомнить это слово. Сначала вспоминается рисунок, а затем и само слово. Происходит так называемое «якорение» - слово закрепляется за рисунком.
2. Рисование помогает запоминать новые слова или грамматические явления через ассоциации и контекст. При изучении иностранного языка в среде, где на этом языке никто не говорит как на родном, контекст и ассоциации создавать намного сложнее. Рисование в этом процессе хороший помощник. Схематичное изображение предмета вызовет ассоциацию в процессе запоминания. При этом не обязательно уметь хорошо рисовать. Самое нелепое изображение чего-либо запоминается быстрее именно в силу своей нелепости, комичности, необычности. Запоминается то, что вызывает эмоциональный отклик. Поэтому, чем более нелепыми, необычными и смешным кажется ассоциация или нарисованный образ, тем легче его потом вспомнить. Кроме того, можно запоминать слова, включая собственные ассоциации, например, explorer (Columbus), crowded (bus). Учащиеся одной из групп запоминали произношение слова Asia таким образом: после произношения преподавателем данного слова один из обучаемых озвучил возникшую у него
80
Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 11 (20), 2015 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ассоциацию - «гейша», другой на доске нарисовал раскосые глаза и веер (схематичное изображение восточной женщины, японки), третий вслух произнес полной ассоциативный образ, возникший в его мозгу: гейша - это женщина из Азии; гейша - [‘eip].
3. Рисование помогает избегать перевода во время занятий. При изучении иностранного языка целесообразно избегать перевода. То есть нужно стараться объяснять новые слова, показывая соответствующие предметы и действия, или используя слова, которые уже известны на этом языке. Если каждое слово переводить, то не произойдет стимуляции мыслительного процесса. Тогда запомнить информацию сложнее. Лучше всего запоминаются те слова, значение которых угадываются сами без перевода. Не всегда слово легко объяснить жестами, и не всем даны такие театральные способности, а вот нарисовать проще. Рисовать можно отдельные предметы или отдельных существ, а можно целые сюжетные линии и маленькие комиксы. Это поможет объяснить любое слово.
4. Рисование помогает развивать мелкую моторику, а соответственно и стимулируют развитие речи. Мелкая моторика - это совершение точных и мелких движений кистями рук. Доказано, что в головном мозге центр управления кистями рук и центр речи находятся рядом, поэтому стимулирование развития одного из них, стимулирует развитие другого.
Когда во время занятий обучающийся рисует, он «пропускает» новые слова через руки, и это очень хорошо стимулирует и способствует не только запоминанию, но и развитию речи на иностранном языке. Лучше всего проговаривать новые слова в процесс рисования.
5. Рисование помогает сделать занятия более разнообразными и интересными, добавляя игровой момент в процесс обучения. Одно из заданий может представлять собой следующее: попросите учащихся изобразить в тетради Present Simple. В одной из групп изобразили шагающего человечка. Над ним дни недели, в конце строчки - дверь с надписью OFFICE (обычные повторяющиеся действия) I go to work every day. Можно изобразить солнце с планетой Земля, которая вращается вокруг солнца (универсальные истины). Рисунок может представлять собой схему или рисунок. Задание на занятии: изобразите слова графически. Слово «большой» и «маленький» учащиеся изобразили, используя приемы НЛП-графики- BIG, small.
6. Рисунок снимает усталость от занятия и помогает разрядить обстановку, помогает переключиться с одного занятия на другое. В определенный момент учебного процесса наступает усталость от обилия информации. Рисование - это отличный способ переключить внимание любого человека от занятий с книгой, карточками, диалогов на новый не менее полезный вид деятельности. Во время рисования необходимо озвучивать свои рисунки простыми фразами на иностранном языке, называть не просто слово, которое нарисовано, а небольшую фразу с этим словом: it’s a book; it’s an interesting book; I like reading books, etc.
7. Рисунок помогает моделировать микроситуацию, микровысказывание, микродиалог, являясь начальным этапом (основой) при составлении и воспроизведении более сложных высказываний, формируя навыки монологической и диалогической речи. Тема «Личные данные военнослужащего. Знакомство» (например, в группах курсантов) может представлять собой набор рисунков, которыми они могут воспользоваться при подготовке диалога. Суть такой работы заключается в том, что курсанты
не опираются на слова или фразы в качестве подсказок, а только на свои рисунки, составляя ассоциативный ряд, который помогает вспомнить каждую реплику. Везде, где возможно, необходимо добавлять рисунки, символы, и другую графику, ассоциирующиеся с ключевыми словами.
В заключение необходимо еще раз напомнить, что память - это отражение опыта человека путем запоминания, сохранения и воспроизведения. На запоминание влияет эмоциональное отношение человека к тому, что запоминается. Все то, что вызывает у человека яркую эмоциональную реакцию, откладывает глубокий след в сознании и запоминается прочно и надолго. Этому способствует рисование, которое помогает достаточно эффективно усвоить учебный материал.
Рисунки устанавливают соответствующие ассоциации, затрагивают эмоциональную и рациональную сферы мозга и требуют включения в работу всех анализаторов, способствуют реализации дидактических принципов в процессе обучения многим предметам и в частности иностранному языку. Рисование (использование мелкой моторики) помогает не только запомнить материал, но извлечь его из памяти при аудировании, чтении, говорении, письменной речи, т.е. актуализировать его. Рисование повышает интеллектуальный потенциал учебной дисциплины «Иностранный язык», т.е. помогает понимать мысли и выражать их на новом для обучающихся языке.
Целенаправленное восприятие мыслей и осмысление изучаемых явлений, их творческая переработка в ходе выполнения речевых действий достигается путем выполнения системы упражнений, включающих изображение предмета, грамматического явления, схемы высказывания и т.д.
Рисование в совокупности с НЛП-графикой обеспечивают принцип наглядности. Они создают условия для чувственного восприятия, моделирования ситуации естественного общения. Кроме того, продуктивность памяти во многом зависит и от волевых качеств обучающихся, что является залогом эффективности их будущей профессиональной деятельности.
Список литературы:
• Вартанян Г.А., Пирогов А.А. Механизмы памяти
центральной нервной системы. - Л.: Наука, 1988. -181 с.
• Иванов-Муромский К.А. Мозг и память. - Киев: Наукова думка, 1987. - 144 с.
• Крутецкий В.А. Психология. - М.: Просвещение, 1986. -336 с.
• Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания //
Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти. - М., 1979. - 681 с.
• Лёзер Ф. Тренировка памяти (пер. с нем.). - М.: Мир, 1979. - 166 с.
• Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2001. -592 с.
• Немов Р.С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии
- 4-е изд. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 688 с.
Общая психология. Под редакцией В.В. Богословского. - М.: Просвещение, 1973. - 354 с.
• Павлов И.П. Об уме вообще, о русском уме в частности.
Записки физиолога. - М.: АСТ, 2014. - 319 с. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов н/Д.: Феникс,
1999. - 671 с.