УДК 37.015.3:159.922.4
А. X. Яхъяева
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Россия
Аннотация. В статье отмечается, что в начальной школе создаются необходимые предпосылки для развития интеллектуального потенциала детей. Рассмотрена учебная деятельность как ведущий вид деятельности у учащихся начальных классов, состоящий из концептуальных структур (учебная задача, учебное действие, действие оценки и т. д.), описаны игра, общение и проектная деятельность как психо лого-педагогические условия развития в этнокультурной образовательной среде, приведены некоторые чеченские народные игры, формирующие у детей младшего школьного возраста доброжелательность, честность, справедливость.
Ключевые слова: обучение, младший школьный возраст, развитие, умения, навыки, учитель, деятельность, ученик, психолого-педагогические условия.
Актуальность исследуемой проблемы. В настоящее время в связи с модернизацией начального образования одной из главных задач становится создание условий для развития младших школьников. Современная начальная школа как важнейший социальный институт развивает у детей во время обучения способности с целью реализации интеллектуального и личностного потенциала, формирования всесторонне развитой личности на основе правильной организации образовательного процесса.
Младший школьный возраст характеризуется переходом к систематическому обучению, которое в корне меняет социальную ситуацию развития ребенка. Школьная жизнь вводит его в строго нормированный мир отношений, обязывает быть ответственным за дисциплину, исполнительские действия, приобретение навыков учебной деятельности. Можно утверждать, что она является в некоторой степени стрессогенной в связи с ожесточением условий жизни ребенка [4].
В данной статье поставлена цель выявления и описания психолого-педагогических условий развития интеллектуальных способностей младших школьников.
Материал и методика исследований. Был проведен теоретический анализ психолого-педагогической литературы с точки зрения исследуемой проблемы, изучен и обобщен опыт работы учителей начальных классов.
Результаты исследований и их обсуждение. В младшем школьном возрасте ведущей деятельностью становится учебная. Ребенок под руководством учителя не только осваивает специальные умственные действия, но и приобретает навыки, необходимые для адаптации в изменившейся, новой социальной ситуации.
Следует отметить, что в процессе учебной деятельности обучающийся приобщается к культуре, овладевает умениями, усваивает знания, накопленные предшествующими
© Яхьяева А. X., 2018
Яхъяева Амина Хасановна - старший преподаватель кафедры специальной психологии и дошкольной дефектологии Чеченского государственного педагогического университета, г. Грозный, Россия; e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 07.05.2018
поколениями. В школьном обучении предметом усвоения становятся теоретические знания, научные понятия, определяющие развивающий характер данной деятельности, результатами которой являются изменения в самом ученике и его развитие. Изменение есть приобретение способностей действовать в соответствии с научными понятиями. Учебная деятельность сложна по содержанию, форме осуществления, она складывается у ребенка не сразу. Учителю нужно прилагать немало усилий, чтобы в ходе систематической работы ученик приобрел умение учиться.
Концептуальными основами структуры учебной деятельности являются:
- учебная задача (то, что обучающийся должен освоить);
- учебное действие (изменение учебного материала, необходимое для его освоения; то, что он должен сделать для обнаружения свойств изучаемого предмета);
- действие контроля (указание на то, правильно ли ученик осуществляет действие, соответствующее образцу);
- действие оценки (определение того, достиг ли он результата или нет) [3].
Младший школьник овладевает следующими способами учебных действий:
1) ориентировочными, то есть связанными с анализом условий ситуации и соотнесением ее со своими возможностями, приводящими к постановке учебных задач (принятие готовых задач учителя и самостоятельное определение учеником отдельных задач);
2) исполнительными, включающими активное преобразование изучаемого объекта (математического, лингвистического и др.), овладение отдельными операциями внутри действия: обучающийся различает способ и результат решения, совершает поиск нескольких способов решения, применяя их в знакомых и незначительно измененных ситуациях;
3) контрольно-оценочными (по своей собственной деятельности): ученик постепенно начинает контролировать себя в способах решения и корректировать свою работу в ходе выполнения задачи.
Перечисленное нами образует три компонента учебной деятельности, которые заключаются в понимании школьником учебной задачи, выполнении необходимых действий.
Применение учителем на уроках в начальной школе этнокультурного материала способствует развитию интеллектуального потенциала обучающихся. Развивать интеллект младшего школьника педагогу целесообразнее в русле математики и с учетом этнокультурной среды, например, чеченской.
Упражнение «Прочитай слово». Таблици чохь цифраш а, элпаш а ду, даязаде эл-паш, дадеша дош (В таблице даны буквы и цифры, внимательно рассмотри таблицу, выпиши только буквы и составь слово на чеченском языке):
14 А 8 Н 9
11 4 Л 12 5
6 Д 7 2 Л
8 15 4 10 23
ОЬ 5 7 А А
Ответ: доъналла (выносливость)
Таким образом, развитие младшего школьника основывается на формировании учебной деятельности в процессе усвоения теоретических знаний посредством выполнения анализа, планирования, рефлексии. Именно это и определяет особенности развития детей данного возраста в связи с включением их в этот вид деятельности [2].
В период младшего школьного возраста огромное значение для ребенка приобретает общение со сверстниками, которое отражается и на развитии его интеллектуальных способностей. Происходит интенсивное установление дружеских контактов, приобретаются навыки социального взаимодействия с группой ровесников, налаживания коммуни-
кативного контакта с ними. Развитие интеллектуальных способностей определяется при этом характером информации, которую они получают в школе, совокупностью знаний, умений и интеллектуальных действий. В общении со сверстниками наблюдается предметная, познавательная деятельность. Группы образуются по принципам возраста, пола, социально-экономического статуса семей. Через подражание и словесные инструкции приобретается жизненный опыт ребенка [9].
Существенную роль в развитии младших школьников играют психолого-педагогические условия, обеспечивающие меры влияния на личность и повышающие эффективность образования. Они рассматриваются учеными как совокупность возможностей образовательной среды, улучшающие образовательный процесс, и как одна из закономерностей учебного, воспитательного и образовательного процессов.
В нашем исследовании мы рассмотрим психолого-педагогические условия развития интеллектуальных способностей учащихся младших классов в этнокультурной образовательной среде, где особая роль отводится игре, общению и проектной деятельности.
Немецкий ученый И. Гербарт первым предпринял попытку систематического изучения игры. Он утверждал, что она есть приготовление к жизни, средство тренировки и формирования навыков, необходимых для интеллектуального и личностного развития. Он также показал социальную значимость игры как первичной формы приобщения ребенка к этнокультурной образовательной среде. Игра воспитывает ответственность, стремление показать свои возможности в деятельности, формирует способность к обучению.
Швейцарский исследователь Ж. Пиаже связывал игру с деятельностью и мышлением и полагал, что в игровом пространстве младшие школьники учатся ориентироваться в окружающей среде и что игра бывает в трех формах: игра-упражнение (формирует сложные навыки), символическая игра (влияет на процесс запоминания символами и знаками), игра с правилами (развивает сотрудничество).
В российской педагогике и психологии теорию игры разрабатывали Е. А. Аркин, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, которые связывали ее с деятельностью, в которой ребенок развивается. Так, Д. Б. Эльконин [7] выдвинул идею о том, что содержание игры ребенка зависит от того, в какой среде он живет. Мы также считаем, что решающее значение для игры имеет социально-культурное окружение детей и что на ее сюжет оказывает влияние их принадлежность к социокультурным общностям [6]. По определению Л. С. Выготского, детская игра создает зону ближайшего развития, в ней ребенок выше своего среднего возраста, обычного поведения, он как бы на голову выше самого себя [1].
Значимость игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс действий.
По мнению современного российского ученого Е. А. Репринцевой, игра есть исторически обусловленный, естественный элемент культуры, представляющий самостоятельный вид деятельности, в котором происходит обогащение социального опыта предшествующих поколений, правил и норм жизнедеятельности через принятие игровой роли.
Представим некоторые игры, развивающие интеллектуальные способности младших школьников:
1. «Назови отличия». Учитель последовательно показывает две картинки, отличающиеся детально. Детям необходимо назвать отличия.
2. «Зрительный диктант». Предъявляются картинки с геометрическими фигурами, затем обучающиеся по памяти воспроизводят их на листе бумаги.
3. «Придумай сказку». Педагог показывает классу картинку, а ученики по очереди должны сочинить сказку о том, что на ней изображено.
В контексте этнокультурной образовательной среды нами используются и чеченские игры, отражающие образ, условия жизни, правила поведения народа. Они знакомят детей младшего школьного возраста с хозяйственной деятельностью, трудовыми процес-
сами, а также с видами работ, которые ребенку предстоит выполнить, став взрослым. Такие национальные игры, как «Цхьогаллий, Къор кхокхий» («Лиса и горлица»), «Цхьогал-лий, къиггий» («Лиса и ворона»), демонстрируют, как хитрая лиса добывает еду обманным, несправедливым способом, и учат детей быть правдивыми, честными, доброжелательными, уметь делиться с другими. Выражая неприязнь к лисе, они стремятся показать чувство уважения к тем, кто честным путем добывает себе пропитание [8], [10].
Таким образом, игры носят познавательный характер: они развивают процессы запоминания, знакомят с окружающим миром, расширяют кругозор младших школьников.
Взаимодействие ребенка со средой, с социальным окружением имеет большое значение для развития интеллектуальных способностей учащихся начальной школы. Формирование данных способностей, представления о своем «Я», уверенности в себе определяется в значительной степени отношениями между подсистемами микросреды (ребенок- взрослый, ребенок - ребенок). Свойства и интеллектуальные умения личности образуются только в результате собственной активной деятельности. Дети младшего школьного возраста овладевают новыми видами деятельности (учеба, продуктивные виды), вступая в новые формы общения со взрослыми.
Под общением понимается такое эмоциональное, информационное и предметное взаимодействие, в результате которого проявляются, реализуются и формируются личностные и межличностные взаимоотношения. Его роль в развитии интеллектуальных способностей велика, в процессе общения устанавливаются характер отношений ребенка со средой, личностные взаимоотношения, отношения со взрослыми (доверительные - недоверительные, заинтересованные - равнодушные, спокойные - неспокойные). Следует особо подчеркнуть важность общения детей младшего школьного возраста на родном (материнском) языке, сохранение и передача богатства которого обеспечивается в начальной школе. Он является основой развития интеллектуальных способностей младших школьников, которое невозможно вне языка и культуры родного народа; повышает уровень их этнокультурных знаний, так как в языке находят выражение мыслительные структуры деятельности и культура мышления его носителей. Таким образом, язык -средство социального развития и орудие интеллектуального роста детей.
Применяя идею группового проекта, педагог начальной школы развивает не только интеллектуальные, но и творческие, коммуникативные способности обучающихся. Суть данной технологии заключается в том, что младшие школьники, находясь в поиске решения поставленной проблемы, обучаются самостоятельно приобретать знания, знакомятся с культурным наследием своего народа, укрепляют в себе национальное самосознание. Работая над групповым проектом, дети становятся исследователями, строят гипотезы, делают выводы, обобщают их, в результате чего развивают свои интеллектуальные и коммуникативные способности, адаптируются к современным условиям школы, приобретают такие качества, как ответственность, целеустремленность, самостоятельность, инициативность, у них формируются универсальные учебные действия: ориентация на поисковую деятельность, умение самостоятельно планировать действия. Проектная деятельность обогащает новыми знаниями, побуждает интерес к учебе, помогает систематизировать знания. Каждый учащийся принимает в ней активное участие, что дает ему возможность реализовать свои способности, формировать навыки работы в команде. Это ведет к сплоченности и развитию коммуникативных умений детей, создает обстановку увлеченности. В проекте каждый вносит вклад в общее дело, выступает одновременно исполнителем, организатором и экспертом деятельности [5].
Резюме. Таким образом, можно резюмировать, что интеллектуальное развитие включает совокупность разнообразных знаний, умений, умственных действий. Его показателем у младших школьников являются учебная деятельность, познавательная активность и знания. Оно происходит при создании психолого-педагогических условий, к ко-
торым относятся игра, общение, проектная деятельность. В этнокультурной образовательной среде реализация указанных условий осуществляется с использованием этнопе-дагогического материала.
ЛИТЕРАТУРА
1. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. - 1966. -№ 6. - С. 62-76.
2. Гончаров В. С. Психология проектирования когнитивного развития. - Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2005. - 235 с.
3. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. -М. : Педагогика, 1986. -240 с.
4 .ЛурияА. Р. Об историческом развитии познавательных процессов.-М. : Наука, 1974.- 172 с.
5. Мусханова И. В. Психолого-педагогические условия формирования этнокультурной личности // Психология и психотехника. - 2011. - № 5. - С. 81-84.
6. Мусханова И. В., Яхьяева А. X. К вопросу об организации экспериментального исследования по развитию умственных способностей младших школьников в этнокультурной образовательной среде // Педагогический журнал. - 2016. - Т. 6, № 5 А. - С. 67-76.
7. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды / под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. -М. : Педагогика, 1989. - 560 с.
8. Яхьяева А. X. Инновационные технологии образования как механизм развития младших школьников // Актуальные направления научных исследований: перспективы развития : сборник материалов Международной научно-практической конференции. - Чебоксары, 2018. - С. 91-94.
9. Яхьяева А. X. Интеллектуальное развитие детей в чеченской семье // Актуальные проблемы современной семьи: теория и практика : материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). - Грозный, 2016. - С. 260-264.
10. Яхьяева А. X. К вопросу использования этнопедагогического материала на уроках в начальной школе // Современное педагогическое образование. - 2018. - № 2. - С. 197.
UDC 37.015.3:159.922.4
A. Kh. Yakhyaeva
JUNIOR SCHOOL AGE: PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF INTELLECTUAL ABILITIES
Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia
Abstract. The article stresses that primary school creates the necessary prerequisites for the development of intellectual potential of junior schoolchildren. It considers learning activity as the main type of activity at junior schoolchildren. It consists of conceptual structures (learning objective, learning action, evaluation, etc.). The article describes game, communication, and project activity as psychological and pedagogical conditions for the development of junior schoolchildren in an ethno-cultural educational environment. It also provides some Chechen folk games that form benevolence, honesty, and justice in children of junior school age.
Keywords: teaching, junior school age, development, skills, teacher, activity, pupil, psychological and pedagogical conditions.
© Yakhyaeva A. Kh., 2018
Yakhyaeva, Amina Khasanovna - Senior Lecturer, Department of Special Psychology and Preschool Defectology, Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia; e-mail: [email protected]
The article was contributed on May 07, 2018
REFERENCES
1. Vygotskij L. S. Igra i ee rol' v psikhicheskom razvitii rebenka // Voprosy psikhologii. - 1966. - № 6. -S. 62-76.
2. Goncharov V. S. Psikhologiya proektirovaniya kognitivnogo razvitiya. - Kurgan : Izd-vo Kurganskogo gos. un-ta, 2005. - 235 s.
3. Davydov V V. Problemy razvivayushhego obucheniya: opyt teoreticheskogo i eksperimental'nogo psi-khologicheskogo issledovaniya. -M. : Pedagogika, 1986. -240 s.
4. LuriyaA. R. Ob istoricheskom razvitii poznavatel'nykh processov. -M. : Nauka, 1974. - 172 s.
5. Muskhanova I. V Psikhologo-pedagogicheskie usloviya formirovaniya etnokul'turnoj lichnosti // Psikhologiya i psikhotekhnika. - 2011. - № 5. - S. 81-84.
6. Muskhanova I. V., Yakh'yaeva A. Kh. K voprosu ob organizacii eksperimental'nogo issledovaniya po raz-vitiyu umstvennykh sposobnostej mladshikh shkol'nikov v etnokul'turnoj obrazovatel'noj srede // Pedagogicheskij zhurnal. - 2016. - T. 6, № 5 A. - S. 67-76.
7. El'konin D. B. Izbrannye psikhologicheskie trudy / pod red. V. V. Davydova, V. P. Zinchenko. - M. : Pedagogika, 1989.-560 s.
8. Yakh'yaeva A. Kh. Innovacionnye tekhnologii obrazovaniya kak mekhanizm razvitiya mladshikh shkol'nikov // Aktual'nye napravleniya nauchnykh issledovanij: perspektivy razvitiya : sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Cheboksary, 2018. - S. 91-94.
9. Yakh'yaeva A. Kh. Intellektual'noe razvitie detej v chechenskoj sem'e // Aktual'nye problemy sovremennoj sem'i: teoriya i praktika : materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii (s mezhdunarodnym uchasti-em). - Groznyj, 2016. - S. 260-264.
10. Yakh'yaeva A. Kh. K voprosu ispol'zovaniya etnopedagogicheskogo materiala na urokakh v nachal'noj shkole // Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie. - 2018. - № 2. - S. 197.