Научная статья на тему 'Митрополит Макарий — выдающийся книжник Древней Руси (Традиции и особенности)'

Митрополит Макарий — выдающийся книжник Древней Руси (Традиции и особенности) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1660
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Славянский альманах
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Митрополит Макарий — выдающийся книжник Древней Руси (Традиции и особенности)»

Архимандрит Макарий

(Москва)

Митрополит Макарий — выдающийся книжник Древней Руси

(Традиции и особенности)

В докладе митрополита Волоколамского и Юрьевского Пити-рима об.издательской деятельности Русской Православной Церкви на Соборе по случаю празднования 1000-летия Крещения Руси была дана высокая оценка книжной деятельности Всероссийского митрополита Макария, который известен прежде всего собиранием духовных сокровищ. Великие макарьевские Четьи-Минеи, собирание всех «чтомых» на Руси книг, по его мысли, «сродни идее другого великого книголюба Средневековья— Константинопольского Патриарха Фотия, создавшего «Мириобиблион» (тысячекниж-ник)— аннотированный каталог греческой литературы предшествовавших веков, а по реализации, пожалуй, превосходит его, так как здесь был создан не только каталог, но и сама библиотека, включавшая почти всю известную в то время на Руси литературу»

Прежде чем коснуться вопроса сопоставления эпохи Патриарха Фотия в Византии и митрополита Макария в России, приведем еще одну мысль. Характеризуя IX в. Византии как подъем культуры, протоиерей Игорь Экономцев пишет: «Просветительская деятельность солунских братьев и их учеников полностью укладывается в идейном направлении так называемого Фотиевского ренессанса, смысл которого заключается прежде всего в систематизации традиции. Отсюда стремление к созданию обширных энциклопедий (богословских, литературных, естественнонаучных), хрестоматий, компилятивных сборников, различных толкований, справочных пособий, словарей. Век просветительства — это век учителей (и солунские братья— в первую очередь учители), это век учреждаемых школ и академических центров, век педагогики. В эпоху Фотия проявляется в целом необычный для византийского общества интерес к другим языкам, что стимулирует лингвистические исследования. Особенность деятельности Кирилла и Мефодия заключается в том, что она носит миссионерский характер, однако и это не только полностью соответствовало политическим устремлениям Фотия, но и отвечало самому духу эпохи просветительства»2.

Выдающимися подвижниками и ревнителями духовного просвещения были святые равноапостольные солунские братья Кирилл 869;пам. 11мая)иМефодий(|885;пам. 11 мая), которые положили начало славянской христианской культуре и переводам с греческого языка Священного Писания, богослужебных и патриотических текстов на язык, понятный народам, проживавшим на Балканах и в Восточной Европе. Приняв ранее христианскую веру, Болгарское царство способствовало впоследствии скорейшему усвоению Православия в Киевской Руси, благодаря уже имевшейся духовной литературе на доступном и понятном языке. На просветительском поприще в Болгарии потрудились такие писатели и богословы, как святители Климент Охридский, Константин Преславский, Йоанн Экзархи др.

Около полутысячелетия спустя после славянских Первоучителей в Болгарии наблюдается новое культурно-просветительное явление, называемое по месту действия — Тырновская, или по имени ее славного представителя—Евфимиевская школа. Эта школа проделала большую работу над духовным наследием предшествующего времени. Ее огромное влияние отразилось и в других странах. Московская Русь, невзирая на продолжавшееся тяжелое монголо-татарское иго оказалась способной воспринять это движение. Это было время духовного расцвета в православном мире, время «Православного Возрождения»3. Деятельность и значение Тырновской школы и Патриарха Евфимия (XIVв.; пам. 20 янв.), в частности, в последние годы является предметом интенсивного и всестороннего изучения. Справедливо наблюдение С. Назарова: «Едва ли найдется другой книжный деятель болгарского Средневековья, с чьим именем как автора или редактора было бы связано так много памятников, как с Патриархом Евфимием»4.

Главным представителем Тырновской школы в Великой Руси был сподвижник Патриарха Евфимия — митрополит Киприан

1406 г.; пам. 16 сент.), известный своей большой книжной деятельностью в Москве, организацией летописного дела, большой почитатель Московского Первосвятителя Петра и автор жития, похвального слова и службы ему, борец за единство Русской митрополии. Особое отношение к тексту, к его гармонии и благозвучию, характерное для того времени, получило название «плетение словес». Инок Троице-Сергиева монастыря Епифаний получил прозвание «Премудрый» за словесное совершенство житий преподобного Сергия Радонежского (1" 1392; пам. 25 сент.) и святителя-миссионера Стефана Пермского 1396; пам. 26 апр.).

Рассмотрение культурных явлений, бывших в Московской Руси в середине XVI в., т. е. на шестом столетии после Крещения Руси

при князе Владимире, позволяет выявить много общего с тем подъемом, который наблюдается в Великом Тырнове в XIV в;5. На Руси середину XVI в. можно назвать эпохой митрополита Ма-кария (+ 1563; нам. 30 дек.)6.

Чаще это время называют эпохой Иоанна Грозного. Однако, понятие «эпоха»,предполагает в себе целостность, единство в динамике своего развития. Между тем, если сравнивать первые годы правления еще малолетнего Иоанна IV, зрелые годы первого Русского царя, венчанного на царство митрополитом Макарием, и, наконец, опричные и последующие годы, то они не отвечают требованиям понятия эпохи в силу своей противоречивости и неоднородности.

Святитель Макарий был постриженником монастыря преподобного Пафнутия Боровского 1477; пам. 1 мая), в котором воспитывались такие русские подвижники и затем основатели монастырей, как преподобные Иосиф ^ 1515; пам. 9 сент.) и Левкий (XVI в.; пам. 17 июля) Волоколамские, Кассиан, Босой, Давид Серпуховские* (t 1520; пам. 18 окт.), Даниил Переяславский ^ 1540; пам. 7 апр.) и др. После непродолжительного настоятельства в Можайском, мужском монастыре (1523-1526) святитель Макарий проходил архиерейское служение на старейшей архиерейской кафедре в Великом Новгороде. Богатые новгородские духовные традиции были глубоко восприняты святителем Макарием и получили дальнейшее развитие и продолжение в его деятельности. Если архиепископ Новгородский. Геннадий (-|-1505; пам. 4 дек.) впервые собрал в славянском мире полный свод библейских книг, то святитель Макарий поставил себе цель собрать воедино уже всю духовную литературу. Новгородские иерархи Евфимий ^ 1458; пам. 11 мартами Иона ^ 1470; пам. 5 нояб.) прославляют местных святых, создают летописные своды, в которых освещаются события в новгородском масштабе. В деятельности святителя Макария названное начало получает уже Всероссийский или, можно сказать, «макарьевский».размах, особенно после того, как он в 1542 г. был возведен на Всероссийский митрополичий престол.

Выдающийся писатель XVI в. богослов-полемист и; агиограф инок Зиновий Отенский писал новгородскому дьяку Я. Шишкину: «Государь, живешь ис божественна мужа и велика святителя и Бо-жия книги на всяк час чтутся ту...»7. Он имеет в виду святителя Макария. Позднее, когда святитель стал Всероссийским митрополитом, другой автор в послании называет его— «...презельный сторый Филадельф, книголюбец завидливый»8. Автор жития болгарского мученика Георгия Нового ^ 1515; пам. 26 мая), написан-

ного по благословению святителя Макария, сравнивает его книжно-собирательскую деятельность с трудолюбием пчелы: «В то время любимым трудом его было, как пчеле — мед, отовсюду приносить и воедино собирать жития древних святых, прославившихся воздержанием, и повествования о подвигах мучеников...»9.

Этим «божественным мужем», «книголюбцем завидловым», которого так единодушно воспевают писатели-современники, уподобляя его древнеегипетскому царю Птоломею Филадельфу, собирателю письменности, был выдающийся Первоиерарх Русской Церкви середины XVI в.— митрополит Московский Макарий. Его деятельность как организатора, собирателя и систематизатора книжных духовных ценностей Древней Руси известна по источникам, начиная с новгородского периода жизни будущего митрополита.

Самый ранний известный труд, связанный с именем святителя Макария, это работа над исправлением текста Синайского Патерика, которую проделал инок Волоколамского монастыря Досифей «Осифитие»10. Инок Досифей был племянником преподобного Иосифа Волоцко го и братом бабушки святителя Макария ".Забегая вперед, можно сказать, что школа преподобных Пафнутия Боровского и Иосифа Волоцко го дала в лице митрополита Макария выдающегося просветителя Древней Руси.

В послесловии к Патерику инок Досифей высказал важную мысль: «И ныне оубо и в нашей земли такая (подвижники.— а. М.) много бывают, но нашим небрежением презираема и писанию не предаваема» п: Волоколамский инок позднее «предал писанию» благочестивые предания своей обители, составив Волоколамский патерик. Митрополит же Макарий собрал и систематизировал всю русскую агиографическую, гомилетическую и святоотеческую письменность. В Новгороде по благословению Святителя было составлено Житие преподобного Михаила Клопского13. Акростих службы этому святому показывает, что она была написана также по благословению владыки Макария14. Одновременное составление Жития и службы святому позволяет говорить о его местной канонизации в Великом Новгороде при архиепископе Макарии. Прославление им русских святых в последующее время также было связано с написанием житий, т. е. развитием русской литературы. Таким образом, собирание письменных сокровищ и канонизация святого, а также создание новых житий и служб святым — это важнейшие аспекты в жизни и деятельности святителя Макария, тесно взаимосвязанные между собою.

Собранный им труд получил в истории именование—Великие ма-карьевские Четьи-Минеи. Все материалы были систематизированы в

12-ти Четьих-Минеях по традиционному календарно-месячному принципу. Святитель Макарий создал три редакции Миней: Софийский список (вложен в 1541 г. в Новгородский Софийский собор), Успенский (вложен в 1552 г. в Успенский кремлевский собор) и Царский (подарен митрополитом Макарием царю Иоанну Грозному). .:

Во вкладной записи Успенской Минеи святитель подчеркивает просветительный характер книжных сокровищ— для великой душевной пользы читающим и слушающим, адресуя их всем клирикам, начиная от митрополита и кончая чтецами и певцами, а также всем православным христианам. Н. Попов замечает в связи с этим: «Мысль о собрании в центре тогдашней церковной и политической жизни—Москве Митрополичьей библиотеки, которая могла бы обслуживать всю Русь со всем ее чиноначалием, нигде не выражена с такой яркостью и краткостью и вместе стем с простотой»15. Далее во вкладной записи Миней сообщается об истории их создания: «А писал есми сиа святыя великиа книги в Великом Новегороде как есми тамо был архиепископом, а писал есми и събирал и в едино место их совокуплял дванадесят лет многим имением и многими различными писари, не щадя сребра и всяческих почастей, но и паче ж многи труды и подвиги нодъях»16. •. •

За основу создания Миней святителем Макарием был взят Пролог. После проложных чтений на каждый день следуют минейные редакции житий святых, далее гомилетические произведения, патриотические тексты и т.д. В дни памяти пророков, например, добавляются их пророческие книги. Материалы, которые нельзя было увязать со структурой Месяцеслова, помещались в конце Миней. Это были Патерики, Златоструй, Измарагд и другие сборники. Поскольку же поиск— процесс творческий,- то каждая последующая редакция Миней вбирала в себя все новые и новые памятники древнерусской письменности.

! Что же представляют из себя макарьевские Четьи-Минеи? Это двенадцать больших рукописей до полутора тысяч страниц каждая, написанные в два столбца убористым полууставным почерком! Десять сохранившихся томов Царской редакции, имеющие более ранние переплеты, чем другие, в маргиналиях сохранили на своих полях имена более 50 писцов. Говоря о макарьевских Минеях, Н. Н. Розов справедливо отмечает: «Кажется, что все было сделано на настоящей средневековой „мануфактуре" — с привлечением большого числа исполнителей, с разделением труда, со специализацией каждого „производительного звена"»17.

■ Великие макарьевские Четьи-Минеи вобрали в себя памятники духовной литературы, появившиеся в результате перевода на заре

существования славянской письменности, и первые оригинальные русские произведения. Самый древний представленный в них русский памятник— это «Слово о Законе и Благодати»; митрополита Киевского Илариона (ХГ.в.). Последующие произведения русского происхождения принадлежат епископу туровскому Кириллу, афонскому иеромонаху Пахомию Сербу и т. д., вплоть до произведений, современных Минеям. Американский исследователь Д. В. Миллер так характеризует труд Московского святителя: «Обилие текстов Макарьевских сборников показывало, что Москва, которую часто именовали Русским царством,; есть центр христианского мира, что это последнее из указанных Богом Царств»18.

Как показали текстологические исследования Миней, при работе над агирграфическими творениями макарьевскими книжниками использовались, помимо древних славянских текстов, также и греческие оригиналы19. Эти наблюдения дают основания для последующих выводов. Созданием Миней руководил митрополит Макарий, с именем которого связан первый в истории Русской Церкви богословский, межконфессиональный, религиозный диспут со шведским епископом в 1557 г., ведшийся на греческом языке20. Малоизученные и до сих пор до конца не изданные Великие макарьевские Минеи Четии могли бы послужить также отправной базой и для всестороннего исследования оригинальных текстов памятников греческой агиографии; так как они представляют зачастую или более исправную редакцию жития21, и ли очень редкую22.

Святитель Макарий называет свой труд в Успенской вкладной записи так: «...святая великая книга Минея-Четья», «великия книги дванадесять Миней четьих». Это же именование мы встречаем и в поминальной записи Успенского соборного Синодика— «дванадесять Миней четьих великих книг, писаны все в дестный лист»23. При начале их издания в 1868.Г. Археографическая комиссия назвала Минеи за их объем Великими, а также Макар ьевскими по имени их замечательного собирателя. •

Макарьевские Четьи-Минеи — это особая страница в истории Четьих-Миней на. Руси.-Четья книга, с таким благоговением читавшаяся нашими благочестивыми предками, достигает апогея своего развития в середине XVI в. Макарьевские Минеи оказали влияние и на последующие четьи сборника. Почерковые особенности Великих Миней Четьих находят отражение в так называемых Чудовских Минеях, созданных в кремлевском Чудовском монастыре на рубеже XVI-XVIi вв.24. Принципы формирования макарьевских Миней соблюдаются в XVII в. при создании Тулупов-ских Миней25. В середине XVII в. троицкий священник Иоанн

Милютин переписал годовой круг Миней, в которых также наблюдается влияние макарьевского наследия26. В конце XVII в. святитель Дмитрий, скончавшийся на Ростовской кафедре (1* 1709; пам. 28 окт.), активно использует макарьевские Минеи при составлении своих Четьих книг27. И сейчас Великие макарьевские Четьи-Ми-неи являются ценным источником, к; которому обращаются в связи с различными вопросами ученые разных специальностей. Сохраняя на своих страницах литературу предшествующего времени, Великие макарьевские Четьи-Минеи влияли на последующие Четьи сборники. Они описывались, публиковались и изучались различными учеными. Тем самым они свидетельствуют о тысячелетней традиции нашей письменной культуры28.

Работа с книжным богатством и, в частности, с памятниками отечественной агиографии поставила перед святителем Макарием вопрос о повсеместном почитании всех русских святых и обработке существовавшего русского агиологического наследия. Эти вопросы решались на Московских Соборах 1547 и 1549 гг., справедливо называемых историками «макарьевскими»29. Большая часть русских святых к тому времени уже почиталась местно, теперь же Собором русских архиереев во главе с митрополитом Макарием было предписано «праздновать новым чюдотворцом в Росииския Земля, что их Господь Бог прославил, Своих угодников многими и различными чудесы и знаменми и не бе им до днесь соборнаго пения. Мы ж о Святем Дусе... уставихом праздновати Соборне по прежеуложеному У ставу: святых Отец во царствующем граде Москве в соборней церкви, и по всем святым монастырем; и по всем святым церквам великого царства Росийскаго»30.

Макарьевские Соборы вызвали большой духовный подъем в русском обществе, и это время справедливо может быть названо «эпохой новых чудотворцев»..Так называли тогда новоканонизо-ванных и вообще всех русских святых. По непосредственному благословению митрополита Макария или в связи с этими Соборами пишутся жития русским святым или создаются новые переработанные редакции, более, отвечающие требованиям духовного и назидательного повествования для русского читателя. По мнению В. О. Ключевского, в истории русской агиографии именем «митрополита Макария можно, обозначить целую эпоху»31. «В 20-летнее правление митрополита Макария было написано житий святых почти на одну треть более, чем во все предшествующее время от нашествия монголов, , а если считать, новые редакции прежних (и отчасти при нем самом написанных) житий, то почти в два раза более»32,— писал профессор Московской Духовной

академии Е. Е. Голубинский. В неменьшей степени подобное утверждение справедливо: и применительно к гимнографическому творчеству и наследию в русской письменности 33. Именно с того времени на Руси получают большое распространение иконы русским святым34. «Вторая половина XVI в. была отмечена значительным ростом творческой активности в области церковного пения. Одним из стимулов для ее развития послужила канонизация русских святых на Соборе 1547 и 1549 гг. В честь святых, получивших общерусское признание, создавали новые службы и циклы песнопений» 35. Воздействие названных явлений на русское общество было очень глубоким, потому что в честь «новых чудотворцев» строились новые храмы, при Таинстве Крещения младенцам давались их имена. В это же время на Руси появляется типологически новая по содержанию русская книга, сверстница Великих Четьих-Миней — Книга новых чудотворцев. В ней содержатся службы, жития, похвальные слова русским святым.. Подобные сборники начиная с середины XVI в. получают широкое распространение в древнерусской книжности36.

По благословению митрополита Макария была составлена распространенная в древнерусской книжности во множестве списков «Степенная книга». Непосредственным осуществителем этого замысла был сподвижник митрополита Макария, ставший впоследствии его преемником, митрополит Афанасий (1564-1566)-37. «Степенная книга» — это первый систематический труд по русской истории, где, в отличие от летописи, события излагаются не по годам, а по правлению великих князей русских и митрополитов, показывается преемственность государевой власти от Киевских к Владимирским, наконец, к Московским князьям. Академик Д. С. Лихачев так характеризует этот? замечательный исторический труд: «„Степенная книга":— это как бы путеводитель по современной Руси — святой и державной, но путеводитель, который сам является достопримечательностью; и святыней/; „Степенная книга" — это как бы икона „всех святых"; Московского государства, икона, в которой временному придан вневременной смысл»38. Д. В. Миллер замечает, что составители этого произведения «построили религиозно-национальную историю Московского Царства»39.

С именем митрополита Макария связано начало церковного книгопечатания в Московской Руси. Памятник XVII в. «Сказание известно о воображении книг печатного:дела» сообщает о начале печатания книг: «Вложи ему (т. е. царю Иоанну IV.— а. М.) Бог благую мысль во ум его царскии, во еже бы ему что изряднее в Ро-сиистеи земли сотворити и вечная память по себе учинити: про-

извести бы ему повелети от письменных книг печатный книги... И тогда убо пастырьскии жезл держашу над всею Росиею Макарию митрополиту всея Росии, возвещает,же царь такоую мысль свою отцу богомольцу и святителю Макарию. Святитель же слышав сие слово, зело возрадовася и рече царю: „Яко от Бога извещение приял еси"»40. Академик М. Н. Тихомиров справедливо замечает, что «Митрополит Макарий не только „удивлялся и радовался", но и принимал участие в создании печатного дела» 41. Вполне логично предположить, что диакон Иоанн Федоров, русский первопечатник, издавший в 1564г. книгу Апостол, был посвящен митрополитом Ма-карием в диаконы в Кремлевский собор Николы Гостунского.

Вышедшие еще позже два издания Часовника напечатаны также по благословению митрополита Макария. Поскольку печатание книг имело ;церковно-правительственный характер, то можно предположить, что существовала программа печатания цер-ковно-учительных книг, разработанная святителем Макарием. Сохранилось интересное сообщение архиепископа Тверского и Кашинского Саввы, как в 1864 г. был отмечен юбилей этого издания: «1-го марта, в сырное воскресенье, Московская Синодальная типография, основанная в 1564г., праздновала трехсотлетие своего существования в древней столице России. По приглашению директора типографии Н.П.Гилярова-Платонова,'мною соборне с ректором Московской Духовной академии, протоиереем А. В. Горским, синодальным ризничим архимандритом Феодосием и др. совершенно было в одной из зал типографского здания молебное пение с водоосвящением, за которым читан был Апостол по первопечатному здесь изданию 1564 г. После обычного многолетия, провозглашена была вечная память основателям печатного дела в Москве —царю Ивану Васильевичу и Всероссийскому митрополиту Макарию, первопечатникам нашим— Гостунского собора диакону Ивану Федорову и Петру Тимофееву»42. На открытом за два года до этого в 1862 г. памятнике 1000-летия России в Великом Новгороде святитель Макарий был помещен на горельефе памятника в разделе «Просветители» у печатного станка. ''

Академик А. С. Орлов отнес к числу обобщающих, культурных мероприятий Древней Руси макарьевские Четьи-Минеи, Соборы 1547 и 1549 гг. и книгопечатание. Собирание книжных и духовных церковных ценностей митрополитом Макарием было направлено на духовное единение Русского государства. Четьи-Минеи и Соборы 1547 и 1549 гг.— это аккумуляция письменности и одновременно толчок к ее последующему развитию, традиция и новации, это деятельная забота Первоиерарха Русской Церкви о просвещении Русской земли.

Поэтому в кондаке службы ему говорится: «Богомудрым учением и книжным списанием потщался еси, святителю Макарие, люди рос-сийския просветите». Жизнь и деятельность святителя Макария, выдающегося Первоиерарха Русской Церкви XVI в., обширна и многогранна, значителен его вклад в развитие русской книжной культуры.

Изучение истории развития христианской культуры в разных регионах выявляет элементы общности данного процесса. Кроме того, у общеславянского дела; основание которому положили,святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий, были знаменитые и ревностные продолжатели, что свидетельствует также об общности и взаимности судеб развития болгарской и русской культур. Выдающимся деятелем русского Просвещения в эпоху его расцвета, причем определившим этот расцвет, был Всероссийский митрополит Макарий. За свои просветительские труды, ревность и благочестивую жизнь на Поместном Соборе Русской Церкви, проходившем в Троице-Сергиевой Лавре и созванном в связи с 1000-летием Крещения Руси, сей чудный, по отзывам современников, святитель был причислен к лику святых. Его имя и его труды сейчас возвращаются к нам, становятся достоянием нашего общества.

Примечания

1 Тысячелетие Крещения Руси. Поместный Собор Русской Православ-

ной Церкви. Троице-Сергиева Лавра 6-9 июня 1988 года. Материалы. Изд. Московской Патриархии, 1990, с. 322.

2 И. Экономнее, прот. Православие.,Византия. Россия. Сборник статей. Па-

риж: ИМКА-Пресс, 1989, с.43^4; См. также: ЖМП, 1988, №2, с. 57; Д. М, Буланин хронологически несколько сдвигает подъем византийской культуры: «В истории византийской литературы X век называют веком энциклопедий» (Д. М. Буланин. Переводы и послания Максима Грека. Неизданные тексты. Л., 1984, с. 53). М. В. Бибиков отмечает: «Вторая половина 1Х-Х в.—особая веха в историко-культурном развитии Византии. Эта эпоха, не случайно в научной литературе получившая название периода,„византийского энциклопедизма", была отмечена новым подъемом образования, культуры, литературного творчества, духовной жизни» (Культура Византии. Вторая половина УП-ХП вв. М., 1989, с. 95). Оба автора связывают эпоху подъема византийской культуры с императором Порфирогенным.

3 Г. М. Прохоров. Культурное своеобразие эпохи Куликовской битвы//

ТОДРЛ, т. 34: Куликовская битва и подъем национального самосознания. Л., 1979, с. 3-17. : : : ■ '

4 С. Назаров. Изпълнението на българските средновековни литургични

текстове (във връзка с реформата на Евтимий Търновски) // Търнов-ска книжовна школа: 1371-1971. София, 1974, с. 151.

5 Данные хронологические • выкладки соизмеримы с болгарскими,

учитывая тормозившее воздействие тяжелого и долгого татаро-монгольского ига на Руси.

6 О митрополите Макарии подробнее см.: А.Шишов. Всероссийский

Митрополит Макарий и его заслуги для Русской Церкви. Странник, СПб., 1869. Декабрь, с. 75-106; Макарий, архиеп. Литовский и Вилен-ский. Московский митрополит Макарий, как литературный деятель // Христианское чтение. СПб., 1873, апрель, с. 597-657ш, Н. Лебедев. Макарий, митрополит Всероссийский (1482-1563). М., 1877; К. Заусцин-ский. Макарий митрополит всея России// Журнал Министерства народного просвещения, 1881, октябрь, с. 209-259; ноябрь, с. 1-8; Г. 3. Кун-цевич. Сказание о последних днях жизни митрополита Макария (15 сентября—31 декабря 1563 г.) // Отчеты о заседаниях Имп. Общества любителей древней письменности в 1907-1910 году (ПДП № 176). СПб., 1911; Н.Попов. Автографы митрополита Макария собирателя Великих Миней. СПб., 1913; Ан(исимо)в. Митрополит Макарий // Известия Общества служащих в печатных заведениях, 1917, №61-62, с. 752-756; Н. Андреев. Митрополит Макарий, как деятель религиозного искусства// Seminarium Kondakovianum; Praha, 1935, t. 7, s.227-244; Н.Волнянский. Митрополит Макарий — светоч русской культуры XVI века// Журнал Московской. Патриархии, 1947, №6, с. 18-32; P.Pascal. Le metropolite Makaire et ses grandes entesprises Litteravaires// Russie et Chretiente. 1949, № 1-2, p. 7-16; Leonid, Ersbischof von Jaroslawl und Rostow. Metropolit Makarij von Moskau und ganz Russland. Hierahh in entscheidungsveicher Zeit// Stimmer der Orthodoxie, 1963, № 12, S. 33-39; 1964, №1, S. 29-36; D. B. Miller. Velikie Minei Chetii and the Stepennaia Kniga of Metropolitan Makarij and the origins of russian national con-sciouness. Forchungen zur osteuropaischen Geschichte. Berlin, 1979, Bd. 26, s. 263-382; П.Веретенников, свящ. Первосвятительская деятельность Макария, митрополита Московского и всея Руси (t 1563) // Вестник Русского Западно-Европейского Экзархата. Париж, 1980-1981, № 105-108, с. 213-246; Макарий, игумен. Школа Всероссийского митрополита Макария// Богословские труды. Юбилейный сборник Московской Духовной Академии. М.< 1986, с. 331-336; Макарий, архим. Автографы Всероссийского митрополита Макария. Из Древлехранилища Центрального государственного архива древних актов// БТ, М., 1992, сб.31, с. 267-276; Makarij Veretennikov. Makarij, Metropolita von ganz Russland. Fragen der Hagiographie // Tausend Jahre Christentum in Russland. Zum Millenium der Kiever Rus. Göttingen, 1989, S. 687-716.

2 - 1594

7 А. Клибанов, В. Корецкий. Послание Зиновия Отенского Я. В. Шишки-

ну// ТОДРЛ, М.; Л., 1961, т. 17, с. 220. Н. М. Золотухина так интерпретирует это место: «Я. В. Шишкин, кроме того, часто отвлекается на исполнение христианского долга, видимо, не работает в посты и праздники, много времени проводит в обществе митрополита Мака-рия за чтением христианской литературы и душеспасительными беседами» (Н. М. Золотухина. Развитие русской средневековой политико-правовой мысли. М., 1985, с. 136).

8 И. Шляпкин. Ермолай прегрешный, новый писатель эпохи Грозного // Сергею Федоровичу Платонову ученики, друзья и почитатели. СПб., 1911, с. 568. Издатель атрибутировал это послание известному писателю середины XVI в.'Ермолаю-Еразму. В; Ф. Ржига позднее убедительно оспорит его авторство, доказывая, что послание написано иноком Герасимова монастыря Иосифом (В. В. Ржига. Литературная деятельность Ермолая-Еразма) // Летопись занятий Археографической Комиссии за 1923-1925 годы. Л., 1926. Вып. 33, с. 166-167. См. также: Р. П. Дмитриева. Иосиф (XVI в.) // ТОДРЛ, Л., 1985, т. 40, с. 111.

9 Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина XVI века. М.,

1986, с. 531, 533.

10 Р. П. Дмитриева. Досифей Топорков // ТОДРЛ, Л., 1985, т. 39, с. 32.

11 Некоторые соображения на эту тему см.: Макарий, архим. митрополит Макарий и преподобный Иосиф Волоцкий// Церковь и время, 1992, № 3, с. 66-71.

12 Леонид, архим. (Кавелин). Систематическое описание славяно-российских рукописей графа А. С. Уварова. М., 1893, ч. 2, с. 278.

13 Полное собрание русских летописей. Л., 1929, т. 4, ч. I, вып. 3, с. 576; Повести о житии Михаила Клонского. Подготовка текстов Л. А. Дмитриева. М.; Л., 1958, с. 73-86,141-167.

14 Ф. Г. Спасский. Русское литургическое творчество (По* современным Минеям). Париж, 1951, с. 198-199.

15 И. Н. Попов. О возникновении Московской Синодальной (Патриар-; шей) библиотеки // Сборник статей к сорокалетию деятельности академика А. С. Орлова. Л., 1934, с. 34.

16 Иосиф, архим. Подробное оглавление Великих Четиих Миней Всероссийского митрополита Макария, хранящихся в Московской Патриаршей (ныне Синодальной) библиотеке. М., 1892. Стб. 3; Т. Н.Про-тасьева. Описание рукописей Синодального собрания (не вошедших в описание А. В. Горского и К. И. Невоструева). М., 1970, ч. I, с. 175; Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина XVI века. М., 1986, с. 481.

17 Н. Н. Розов. Русская рукописная книга. Этюды и характеристики. Л., 1971, с. 55.

18 D. В. Miller. The Velikie Minei Chetii and Stepennaia Kniga of Metropolitan Makarii and .the origins national russian consciousness // Forschungen zur osteuropaischen Geschichte. Berlin; Wiesbaden, 1979, Bd. 26, S. 270. Гомилетические произведения Макарьевских Миней были исследованы выпускником Киевской Духовной академии А. Гребенетским (1900). Правда, при публикации его работы он назван ошибочно выпускником Московской Духовной академии (А. Гребенетский. Слова и поучения в Великих Четиих-Минеях митроп. Макария // Бт.М., 1992, вып. 31, с. 175.

19 В. П. Адрианова. Житие Алексия человека Божия в древней русской литературе и народной словесности. Пг., 1917, с. 99-107; Д.С.Лихачев. Текстология. На материале русской литературы X-XVII веков. Л., 1983, с. 428-430.*

20 См.: О. Dalin. Geschichte des Reiches Schweden. Aus dens schwedischen ubersetzt durch J. C. Dahnert. Rostock; Greifswald, 1763, Bd. 1, Teil3, S. 361-363. Таким образом, скептицизм H. Лебедева о знании святителем и его окружением греческого языка не имеет достаточных оснований. См.: Н.Лебедев. Макарий, митрополит Всероссийский (1482— 1563). М„ 1877, с. 19-20.

21 См.: Д. Шестаков. Заметки о греческих текстах и Макарьевских Минеях Четиях // Богословский вестник, 1914, февраль, с. 369-382.

22 См.: В. Латышев. Житие преподобного Федора Студита в Мюнхенской рукописи №467// Византийский временник. М., 1915, т. 21, вып. 3-4, с. 222-257.

23 ГИМ. Усп. 64, Синодик Успенского собора, в. Л. 295 об.

24 Л. М. Костюхина. Книжное письмо в России XVII в. М., 1974, с. 27, 28, 29, 30.

25 В. Н. Алексеев. Троицкий книгописец Герман Тулупов // Сибирское собрание М. Н. Тихомирова и проблемы археографии. Сборник научных трудов. Новосибирск, 1981, с. 120-137.

26 Д. Красин. Четии Минеи священника Иоанна Милютина // Московские университетские известия. 1870, № 3, с. 775, 777.

27 Д. Державин, прот. Четии-Минеи святителя Димитрия, митрополита Ростовского, как церковноисторический и литературный памятник // Богословские труды. М., 1976, сб. 16, с. 87; Н. Муравьев. Митрополит Макарий как составитель Великих Четьих-Миней (к 400-летию составления Великих Четьих-Миней) // ВМП, 1953, № 5, с. 53.

28 Библиографию изучения и издания макарьевских Четьих-Миней см.: Н. Ф. Дробленкова. Великие Минеи Четьи // ТОДРЛ. Л., 1985, т. 39, с. 242-243; Л. Боева. Тырновская литературная школа и Великие Че-тьи-Минеи митрополита Макария // Тырновская книжовна школа. Т. 4; Културно развитие на българската държава краят на XII-XIV век. Со-

фия, 1985, с. 64-75; Н. И. Гаврюшин. «Избирая сладость словесную». (Круг чтения древнерусского писателя) // Литературная учеба, 1987, № 6, с. 146-148; Макарий, игумен. Великие Макарьевские Четьи-Минеи— сокровище духовной письменности Древней Руси // ВТ. М., 1989, сб. 29, с. 106-126.

29 Е. Е. Голубинский. История канонизации святых в Русской Церкви. Изд. 2. М., 1903, с. 92-109; П. Веретенников, диак. Московские Соборы 1547 и 1549 годов//ЖМП, 1979, № 12, с. 69-77.

30 П. Веретенников, свящ. Первосвятительская деятельность Макария, Митрополита Московского и всея Руси (f 1563)// Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата, 1980-1981, № 105— 108, с. 236-237. Прим. 64.

31 В. О. Ключевский. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871, с. 221.

32 Е. Е. Голубинский. История Русской Церкви. М., 1911, т. 2, ч. 2, с. 181.

33 См.: Ф. Г. Спасский. Русское литургическое творчество Макариевского периода // Православная мысль. Париж, 1951, вып. 8, с. 128-136.

34 И.Мысливец. Иконографии русских святых// Byzantinoslavica. Praha,

1932, t. 40, №2, с. 418-430.

35 История русской музыки. Т. 1 Древняя Русь. XI-XVII века. М., 1983, с. 133.

36 См., например: Описание славянских рукописей Московской Сино-, дальной библиотеки. Отдел 3: Книги Богослужебные. М., 1917, ч. 2,

с. 172 и сл.

37 Подробнее о нем см.: Макарий, игумен (Веретенников). Всероссийский митрополит Афанасий (1564-1566) // М.,.1984, сб. 25, с. 247-259.

38 Д. С. Лихачев. Избранные труды в трех томах. Л., 1987, т. I, с. 568.

39 D. В. Miller. The Velikie Minei Chetii and the Stepennaia Kniga..., S. 317.

40 Русское историческое повествование XVI-XVII веков. M., 1984, с. 99-100.

41 М. Н. Тихомиров. Начало книгопечатания в России // У истоков русского книгопечатания. М„ 1959, с. 22.

42 Савва, архиеп. Тверский и Кашинский. Хроника моей жизни. Автобиографические записки (1851-1862). Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1899, ji2, с. 128-129.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.