Научная статья на тему 'Митрополит Макарий — главный идеолог казанских походов Ивана Грозного'

Митрополит Макарий — главный идеолог казанских походов Ивана Грозного Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1804
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Митрополит Макарий / Иван Грозный / казанские ханы / Казань / Metropolitan Makariy / Ivan the Terrible / Kazan khans / Kazan

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Морозова Л. Е.

Статья посвящена роли Митрополита Макария в идеологическом обосновании походов Ивана Грозного на Казань. По утверждению Макария, борьба с казанскими ханами являлась священной обязанностью царя — главного защитника православных христиан от их обидчиков. Сформулированный Макарием лозунг о защите Веры и Отечества был потом подхвачен и развит патриархом Гермогеном — вдохновителем патриотов ополченцев в период Смуты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Metropolitan Makariy — the main Ideologist of the Ivan the Terrible Kazan Campaigns

The article is devoted to the role of Metropolitan Makariy in the ideological justification of the campaigns of Ivan the Terrible to Kazan. According to Makariy, the fight against the Kazan khans was a sacred duty of the tsar, the main defender of Orthodox Christians from their abusers. The slogan formulated by Makariy on the protection of the Faith and the Fatherland was later picked up and developed by the patriarch Hermogen — the inspirer of the patriots of the militia during the Time of Troubles.

Текст научной работы на тему «Митрополит Макарий — главный идеолог казанских походов Ивана Грозного»

Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях

ПаХашршта: ev cpovw, ev яроаюяш, ev eiSei №№1 (9) 2018

страницы 321—3326

ob^---

DOI: 10.24411/ 2618-9674-2018-10020 Морозова Л. Е.

Митрополит Макарий — главный идеолог казанских походов Ивана Грозного

Митрополит Московский Макарий (ок. 1482-1563) широко известен как крупныей церковныой деятель XVI в. Именно он был главным наставником! юного царя Ивана крозного , инициатором Стоглавого собера, организатором канонизыции многих русских святы>1х и борьбы1 с еретиками. Митрополит являлся автором всевозможными посланий, грамот, со ставителем крупныох книжныдх сводоь -3 «Четьи-Миней» и летописей. Разносторонней деятелен ости Макария посвящена обширнае исследовательская рлтеразрре, но в ней освещены>1 дклеко не все в опросыы, связанныое з жизнью этого слубокого и яркого челов.ка1.

В стороне ег внимания исзориков осталась пррблем2 влияния митрополита на царя Ивана Грозного не только в вопроси венчания на цсрство, но и в целом, на его ынешнюю и внутреннюю политику в первысй, наиболее успешныей перикд правления. В историогр афии почему-то закрепился миф) о том, что все успехи быыли достигнутые царем благодаря благотворному влиянию супруги Анастасии, хотя не она, а митр. Макарий Ьы>ш в это время его главнызм наставником с советчиком. Чтьбы1 восстсно-кить справедлнсость и более обстоятельно исследовать деятельность митр. Макария, обратимся только к одному сюжету — вышснению роли митрополита в «<Казанском взгтии», царя Ивана — главном достижении на первом этспе его прзвления.

Необходимо отмстить, что решение царя Иоана BV совершить поход на Каззнь с цзлью взятия города не бысло спонтаннысм. Причина заключалось в том, чтя казан-окие ханы>1 после прихода юного монарха к власти в конце 15333 г. стказились при-инавать свою васссльную зависимость от негос хоте признав аыи ее при еео птце Василии I3I, и начали совершать разбойный нападения русские города — Нижний Новгород, Муром, Мещеру, Гороховец, Владимир, Шую, Юрьевец, Кострому, Балахну, Вфлич, Тстьму, Углич, В ологое, Уотюг, Перме и Вятку. Они нз только грабили местное неселение, нг и уводили в плен юношей и красизых дегушек для продажи в рабство. Большой урон захватчики наносили и церквям, из них забирались все ценные изделия, церковная посуда, драгоценные оклады икон и т. д.2 К тому же казанская знать не захотела возводить на своп пресьол ставленника Москвы1 хана Шиг-Алея, а начала вести пер2говоры>1 с крымскими ханами п ногайскими мурзами для сов ершения со-омнстныых походов на русские земли. Все это ужс стьло представлять серьезную угргзу дзя Руссксео государстве.

Сначала пр авительница Елена Глинская и бояре пытались разрешить конфликт с Казанью в ходе переговоров , но они не дали положительного результата. Тогда для оборон ы>1 русских городов стали посылаться войска, но это не дало возможность окончательно нормнлизовать отношения с Казанским ханством. Они! продолжали

1 Дроблфпковь Iя. Ф. Максрий // СККДР. Выш. 2. Ч. 2. Л., 1989. С. 76-88; Моь.рий (Веретенников), архим. Московский митрополит Макарей и иго врзмя. М., 1996; Макарий (Веретенвиков), архим. Жизнь и труды святителя Макария, митрополита Московского и всея Руси. М., 2002; Усачев А. <е. (Степенная книга и древнеруаская книжность времени митроыолита Мааария. М.; СПб., 2009 и др,

2 ПСРЛ. Т. 20е М., 2009. С. 435, 436, 440, .141, 451.

обостряться из-за вмешательства в конфликт крымского хана и ногайских правителей3. К концу 40-х гг. возмужавший царь Иван и его окружение поняли, что война с Казанским ханством неизбежна, и к ней надо тщательно готовиться4.

Первый поход состоялся в ноябре 1547 г. В летописях не отмечено, что перед ним проводилась какая-либо идеологическая подготовка. Просто царь с войском сначала направился во Владимир, а потом — в Нижний Новгород, намереваясь около этого города переправиться через Волгу. Однако началась оттепель, лед растаял, и царь смог добраться только до острова Работка. Простояв некоторое время в этом месте, Иван Грозный был вынужден вернуться в Нижний Новгород без какого-либо результата5.

Следующий поход на Казань царь наметил на осень 1549 г. Перед ним он долго советовался с митр. Макарием и боярами по самым разным вопросам. В итоге, до выхода войска из Москвы по городам была разослана царская грамота, в которой подробно рассказывалось о причинах и целях войны с казанцами: не подчинялись воле царя, нарушали клятвы, лгали, пленяли христиан, церкви оскверняли и разрушали. Не желая все это терпеть, по совету с отцом своим митрополитом Макарием, государь решил пойти войной на казанского хана6.

В данном случае митрополит выступил не только как главный советчик Ивана Грозного, но и как идеолог похода. Во Владимире с помощью местного духовенства он организовал торжественные проводы царского войска, направлявшегося к Казани, и благословил Ивана IV на его земское дело — на войну с «клятвопреступными казанцами». Кроме того, он обратился с поучением к воеводам и дворянам, убеждая их не затевать местнические споры и доблестно и мужественно исполнять свои обязан-ности7. Для царя это поучение Макария было особенно важным, поскольку в то время из-за местнических разборок часто срывались важные военные операции.

Во время второго похода в феврале 1550 г. царскому войску удалось подойти к стенам Казани. Но начать штурм вновь помешала непогода. Сильные ветры и дожди не позволяли пушкам стрелять, а воины с лошадьми тонули в грязи. Снова царь Иван был вынужден вернуться в Москву безрезультатно8.

Но упорный Иван Грозный не захотел отступать от намеченной цели. В мае 1552 г. он начал новый поход на Казань, который по совету митр. Макария уже не назывался обычным земским делом царя, а рассматривался как настоящий крестовый поход против врагов христовой веры. В Поучительной грамоте митрополит писал государю: «Ты Богом возлюбленный, Богом избранный, почтенный и нареченный, и поставлен от высшего промысла по данной нам благодати от Святого Духа... Ты бо еси царь мирови и спас душам нашим». Поэтому обязанностью царя является спасение и сохранение своей паствы, т. е. православных христиан, от злобных волков — пленяющих их казанцев. Митр. Макарий прямо указал Ивану Грозному, что целью нового Казанского похода должно быть «избавление бедного христианства от работы казанской, от мучения безсерменского, от расхищения безбожными волками порученных ти овец»9.

По утверждению митрополита, получалось, что царь Иван должен был действовать не как правитель большой державы, выполнявший светскую миссию ее защитника от внешних врагов, а как духовный пастырь христиан, обязанный оберегать их

3 Там же. С. 452-458.

4 Там же. С. 464-465.

5 Там же. С. 473.

6 Там же. С. 475-476.

7 Там же. С. 476-477.

8 Там же. С. 477.

•оО

9 ПСРЛ. Т. 29. М., 2009. С. 60, 83-88.

оО

от иноверцев, попирающих православную веру. Эта роль появилась у монарха после венчания его на царство. По совету митр. Макария в опорной крепости Свияжск были построены церкви в честь Рождества Богородицы и преп. Сергия Радонежского. В них русские воины должны были молиться перед сражениями с казанцами10. Митрополит надеялся, что Богородица и святой Сергий станут главными покровителями Ивана Грозного и его войска, поскольку когда-то именно они помогли предку царя великому князю Дмитрию Донскому победить Мамая на Куликовом поле.

Третий поход царя к Казани отличался от первых двух необычайно торжественными проводами его в Москве. Утром 16 июля 1552 г. в Успенском соборе Кремля митр. Макарий совершил молебен перед Владимирской иконой Богоматери, когда-то защитившей столицу от Тамерлана. На нем молились Иван Грозный и ведущие воеводы. С молитвами о даровании победы над безбожными агарянами все присутствующие обратились к святым митрополитам Петру и Ионе. В завершение молебна митр. Ма-карий благословил царя животворящим крестом и сказал следующее: «Подобает тебе, царю, за порученное стадо мужественно стояти, ты истинный пастырь, душу предаешь за овца». Он также еще раз подчеркнул, что цель похода на Казань — защита православной веры и святых церквей от нечестивых варваров. Победа будет расцениваться как подвиг во имя Христа11.

Можно предположить, что и маршрут движения царского войска к Казани был разработан митрополитом. Этот вывод напрашивается из того факта, что по пути царь должен был посетить святые места, связанные с деятельностью Дмитрия Донского перед Куликовской битвой, а также помолиться у могил славных предков, похороненных не в Москве.

Первую длительную остановку Иван Грозный сделал в Коломне, где когда-то собиралось войско Дмитрия Донского. В местном Успенском соборе для царя и воевод был устроен молебен у Донской иконы Богоматери, написанной прославленным иконописцем Феофаном Греком в честь победы на Куликовом поле12.

Далее царь направился во Владимир, где посетил Успенский собор с захоронениями великих князей Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо, а также Рождественский монастырь с мощами великого полководца, недавно прославленного святого, князя Александра Невского. Иван IV попросил своих знаменитых предков даровать ему победу. С аналогичной целью он побывал в Муроме у гробниц святых Петра и Февронии13.

Хотя митр. Макарий не сопровождал государя, поскольку остался в Москве исполнять обязанности временного правителя государства, он постоянно отправлял ему нравоучительные послания. В них он писал о том, что поход на Казань является священной борьбой против самого дьявола, покровителя тех, кто убивал христиан и осквернял и разорял православные храмы. Поэтому помощниками царя будет все небесное воинство, а также православные святые: св. Владимир Креститель, страстотерпцы Борис и Глеб, преп. Сергий Радонежский, преп. Пафнутий Боровский, преп. Кирилл Белозерский и другие. Обращаясь к русским воинам, пастырь призывал их мужественно стоять «за святыя Божия церкви, за всех православных христиан, в плен введенных, за святую пречистую веру Христову греческого закона». Он указывал, что воины, пролившие кровь во время сражений с казанцами, очистятся от всех грехов, а погибшие сразу же окажутся «в высшем граде Иерусалиме», т. е. в раю14.

10 Там же. С. 75-76, 86.

11 Там же. С. 79-80.

12 Там же. С. 85.

13 Там же. С. 88; ПСРЛ. Т. 20. С. 506.

14 ПСРЛ. Т. 29. С. 86-90.

Иван Грозный считал содержание грамот Макария настолько важным, что приказывал зачитывать их перед всем войском. Несомненно, что они поднимали боевой дух русских воинов и убеждали их в справедливости и обоснованности будущих сражений15.

Поход основного царского войска из Мурома к Казани был намечен на 20 июля. Эта дата была выбрана не случайно — в этот день отмечался праздник в честь Ильи Пророка — покровителя всех воинских людей. Иван Грозный надеялся, что и этот святой станет его помощником. По дороге была сделана только одна остановка — в Свияж-ске, где в храме преп. Сергия Радонежского был совершен молебен о даровании царю победы «над погаными»16.

К Казани войско Ивана Грозного прибыло 20 августа, а 23 августа на большом лугу был организован смотр полков. В центре расположения войска по царскому приказу была водружена хоругвь с изображением Спаса Нерукотворного. Ее венчал животворящий крест. Царь объявил воинам, что именно это знамя было у Дмитрия Донского на Куликовом поле, и именно с ним он победил Мамая. Поэтому в честь «пречистого образа Спасова и честного креста» был отслужен молебен17. Несомненно, что данная акция также была осуществлена по инициативе митр. Макария. По замыслу пастыря, она должна была еще больше сплотить и воодушевить русских воинов на битву, поскольку им предстояло сражаться под победоносным знаменем великих предков. Посрамить их былую славу они не имели права.

До начала военных действий в центре военного лагеря были сооружены три походных церкви: в честь Михаила Архангела — еще одного святого покровителя воинских людей, преп. Сергия Радонежского — главного наставника и вдохновителя Дмитрия Донского, и великомученицы Екатерины — в день ее памяти скончался отец Ивана Грозного великий князь Василий III18.

В этих храмах должны были осуществляться церковные обряды перед битвами и после них. Здесь каждый воин мог помолиться святым и попросить у них помощь и заступничество. Здесь местные священники благословляли на битву за веру, святые церкви и православных христиан19.

Послания митр. Макария к царю и воинству о том, что поход на Казань являлся подвигом во имя Веры и Христа и был направлен на борьбу с пособниками дьявола, несомненно, сыграли большую роль по укреплению боевого духа и самого Ивана Грозного, и главных воевод, и рядовых ратников. В итоге третий поход закончился полной победой — Казань была взята.

По совету митр. Макария Иван Грозный решил предстать перед жителями города не жестоким завоевателем, как это делали татарские ханы, а их будущим защитником и покровителем. Он медленно и торжественно въехал в покоренный город. Перед ним с животворящим крестом шел царский духовник благовещенский протопоп Андрей (будущий митрополит Афанасий), как бы освящая царский путь. Замыкало процессию русское войско. Около ханского дворца на площади все остановились. Здесь был совершен благодарственный молебен Всевышнему за дарование победы русскому воинству. Иван IV, демонстрируя всем, что исполняет лишь священную миссию Божьего посланника, ничего не взял для себя из ханских сокровищ. Он лишь приказал арестовать казанского хана Едигера и забрал в Москву его пушки и знамена20.

15 АИ. Т. 1. СПб., 1841. № 159, 160.

16 ПСРЛ. Т. 29. С. 93-94.

17 Там же. С. 95.

18 Там же. С. 125.

19 Там же. С. 192.

20 Там же. С. 109-110.

•оО

оО

Митр. Макарий одним из первых узнал о победе Ивана Грозного. Он не только поздравил царя, но и посоветовал ему самому освятить покоренный город. Для этого 4 октября царь вновь въехал в городские ворота Казани, держа в руках животворящий крест. На центральной площади он водрузил его и объявил собравшимся жителям, что намерен построить здесь храм в честь Благовещения Богородицы. Затем в сопровождении духовенства он поднялся на городские стены и обошел их, осеняя их крестом и окропляя священной водой «во имя святыя и живоначальныя Троицы, Отца, Сына и Святого Духа, и Пречистой его Богоматери, и великих чудотворцев»21.

Обратный путь Ивана IV с войском был просто триумфальным. В каждом городе его встречали представители духовенства с толпами народа. Все держали в руках кресты и иконы и пели многолетие «царю благочестивому, победителю варварскому, избавителю христианства от агарянского плена22.

Но самой грандиозной была встреча в Москве. В селе Тайнинском победителей приветствовали царский брат Юрий Васильевич с боярами и москвичами. Толпы народа стояли до самого посада и пели государю многолетие. У Сретенского монастыря находился митр. Макарий с духовенством. В руках у них были кресты и чудотворные иконы. Иван Грозный преклонил колени перед архипастырем и сказал, что действовал, следуя его мудрым советам, поэтому и победил. Кроме того, он добавил, что «по Божию дарованию, и по его святой воли, и вашим святым молитвам град Казанский, преже бывший нечестивый, освящали во имя живоначальныя Троицы, Отца, и Сына, и Святаго Духа... По стенам градским со крестами ходили, и церковь соборную во имя Пречистыя нашея Богородицы воздвигли, по твоему прежнему благословению и совету». В ответ митрополит сказал, что «град и царство Казанское предаде Бог в руце твои, и возсия на тобе благодать его, якоже на прежних благочестивых царях». Среди них он назвал равноапостольного Константина и царских прародителей: великого князя Владимира — крестителя Руси, Дмитрия Донского и св. Александра Невского. Получалось, что взятие Казани было сопоставимо по своей значимости со всеми главными событиям в истории Русского государства23.

На этом торжественные мероприятия по случаю взятия Казани не закончились. Через год был заложен каменный храм в честь Покрова Богородицы у Фроловских (Спасских) ворот. Еще через год он был торжественно освящен. Со временем к нему было пристроено девять пределов и он стал называться Троицким собором, в простонародье — храмом Василия Блаженного.

В 1555 г. по инициативе митрополита Макария был собран церковный собор, на котором было объявлено о создании новой епархии в Казани. Первым архиепископом стал Гурий, активно занявшийся распространением православной веры в бывшем казанском ханстве. В Казани началось строительство православных храмов. Священником в одном из них был назначен вятский священник Ермолай, будущий Казанский митрополит, а потом и знаменитый патриарх Гермоген. Именно он стал одним из главных спасителей Русского государства в период Смуты. Подобно митрополиту Макарию, он вдохновлял ополченцев биться за Веру и Отечество со всеми их врагами.

Следует отметить, что в своих посланиях к патриотам Гермоген использовал тексты послания Макария к Ивану Грозному, написанные во время Казанского похода. Из них он заимствовал главную идею о том, что борьба с врагами Русского государства теснейшим образом связана с защитой православной веры, поэтому она является не обычным земским делом царя и его войска, а священной битвой во имя Христа.

21 Там же. С. 110.

22 Там же. С. 112.

23 Там же. С. 114.

1. Акты исторические Т. 1. СПб. 1841.

2. Дробленскова Н. Ф. Макарий // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2. Ч. 2. Л.: Наука, 1989.

3. Макарий (Веретенников), архим. Жизнь и труды святителя Макария, митрополита Московского и всея Руси. М., 2002.

4. Макарий (Веретенников), архим. Московский митрополит Макарий и его время. М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996.

5. ПСРЛ. Т. 20. М. 2009.

6. ПСРЛ. Т. 29. М. 2009.

7. Усачев А. С. Степенная книга и древнерусская книжность времени митрополита Макария. М.; СПб., 2009.

Источники и литература

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.