ВЕСТНИК ИСТОРИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ
Научный журнал
№ 1 (17)
2024
А. Н. Кашеваров
Митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков) в памяти современников
УДК 271.2-726.1:929
DOI 10.47132/2587-8425_2024_1_82
EDN OVAFVK
Аннотация: Митрополит Григорий (Чуков, 1870-1955) — выдающийся деятель Русской Православной Церкви первой половины ХХ века, один из ближайших сподвижников патриархов Сергия (Страгородского) и Алексия I (Симанского). В новейшее время деятельность митрополита Григория вызывает большой интерес. Однако до сих пор недостаточно изученным остается весьма важный вопрос о восприятии современниками личности митрополита. Целью предлагаемой статьи является попытка изучить образ владыки, каким он сложился в представлении его современников, прежде всего тех из них, кто близко соприкасался в своей деятельности с митрополитом Григорием и тем самым восполнить отмеченный выше пробел в изучении его жизнедеятельности. Из опубликованных, но еще не ставших предметом специального изучения мемуаров о митрополите особый интерес представляют воспоминания хорошо знавших его — Николая Александровича Заболотского (1922-1999) и Александра Александровича Осипова (1911-1967). На основе их анализа автор приходит к выводу, что у современников вызывало восхищение — прежде всего, его деятельность по возрождению духовных школ города на Неве — академии и семинарии. Для учащихся духовных школ его личность выступала как реальный пример беззаветного служения Церкви и народу, образ строгого и в то же время справедливого пастыря. Мемуаристы неизменно приводили конкретные примеры его скромности и самоотдачи, заботы о нуждах преподавателей и студентов духовных школ, подчеркивали его глубину ума и очевидную мудрость.
Ключевые слова: митрополит Григорий (Чуков), Русская Православная Церковь, возрождение духовного образования, Ленинградские духовная академия и семинария, Н. А. Заболотский, А. А. Осипов, студенты духовных школ
Об авторе: Анатолий Николаевич Кашеваров
Доктор исторических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, профессор Гуманитарного института Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9856-4925
Для цитирования: Кашеваров А. Н. Митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков) в памяти современников // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2024. № 1 (17). С. 82-88.
* Фотографии взяты из открытых источников.
HERALD OF THE HISTORICAL SOCIETY OF SAINT PETERSBURG THEOLOGICAL ACADEMY
Scientific Journal
No. 1 (17) 2024
Metropolitan of Leningrad and Novgorod Gregory (Chukov) in Memory of his Contemporaries
UDC 271.2-726.1:929
DOI 10.47132/2587-8425_2024_1_82
EDN OVAFVK
Änatolü N. Kashevarov
Abstract: Metropolitan Gregory (Chukov, 1870-1955) is an outstanding figure of the Russian Orthodox Church in early-mid 20th century, a close associate of Patriarchs Sergius (Stragorodsky) and Alexius I (Simansky). In recent times, the activities of Metropolitan Gregory have been of great interest. However, a very important question of the perception of the Metropolitan's personality by his contemporaries remains insufficiently studied. The purpose of this article is an attempt to study the Metropolitan's image as it developed in the minds of his contemporaries, primarily those of them who were in close contact with Metropolitan Gregory in their activities, and thereby to fill the gap noted above in the study of his life. Among the memoirs about the Metropolitan published, but not yet subject to a special study, of particular interest are the ones of those who knew him well — Nikolai Alexandrovich Zabolotsky (1922-1999) and Alexander Alexandrovich Osipov (1911-1967). Based on their analysis, the author comes to the conclusion that his contemporaries admired, first of all, his work on the revival of theological schools in the city on the Neva — the Academy and the Seminary. For students of theological schools, his personality was a real example of selfless service to the Church and the people, an image of a strict and at the same time fair pastor. Memoirists constantly cited specific examples of his modesty and dedication, concern for the needs of professors and students of theological schools, and emphasized his deep mind and evident wisdom.
Keywords: Metropolitan Gregory (Chukov), Russian Orthodox Church, revival of theological education, Leningrad Theological Academy and Seminary, N. A. Zabolotsky, A. A. Osipov, students of theological schools.
About the author: Аnatolii Nikolaevich Kashevarov
Doctor of Historical Sciences, Professor, Honored Higher School Worker of the Russian Federation, Professor at the Institute for Humanities of Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University. E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9856-4925
For citation: Kashevarov A. N. Metropolitan of Leningrad and Novgorod Gregory (Chukov) in Memory of his Contemporaries. Herald of the Historical Society of Saint Petersburg Theological Academy, 2024, no. 1 (17), pp. 82-88.
* Photos are taken from the open sources. Отечественная история
Митрополит Григорий (Чуков Николай Кириллович; 1870-1955) — выдающийся деятель Русской Православной Церкви первой половины ХХ в., один из ближайших сподвижников патриархов Сергия (Страгородского) и Алексия I (Симанского). Выпускник Санкт-Петербургской духовной академии, магистр богословия протоиерей Николай Чуков был организатором духовного образования в Олонецком крае, ректором Олонецкой семинарии. Его неоднократно арестовывали в первые годы советской власти, а на Петроградском процессе 1922 г. приговорили к расстрелу (замененному тюремным заключением), но отец Николай не был сломлен. Исповедник веры, он стал одним из основателей и ректором Петроградского богословского института (19201923 гг.) и Высших богословских курсов в Ленинграде (1925-1928 гг.). После смерти жены и детей в блокадном Ленинграде в 1942 г. он принял монашеский постриг с именем Григорий и был избран архиереем на Ульяновскую кафедру, с 1942 г. — архиепископ Саратовский, с 1943 г. — Саратовский и Сталинградский, с 1944 г. — Псковский и Порховский, Митрополит Григорий (Чуков) с 1945 г. — митрополит Ленинградский и Нов-
городский, управлявший также Псковской, Олонецкой, Эстонской епархиями и русскими приходами в Финляндии. Митрополит Григорий возродил Учебный комитет Русской Православной Церкви и в 1946 г. стал его первым председателем. По его инициативе и при активном участии была также возрождена Ленинградская духовная академия и семинария.
В новейшее время деятельность митрополита Григория вызывает большой интерес. Чем дальше идет время, тем яснее становится ценность его вклада в развитие духовного образования и богословской мысли Русской Православной Церкви. Появляются публикации его дневников1, проповедей2, выходят из печати книги и статьи о его жизнедеятельности3. В духовных школах студенты пишут о нем курсовые работы.
1 Чуков Н. К., прот. Один год моей жизни. Страницы из дневника / Публикация В. В. Антонова // Минувшее. Вып.15. М.; СПб., 1994. С.521-618; Григорий (Чуков), митр. Петроградский процесс 1922 года / Публ. Антонова В.В., Л.К. Александровой // Наш современник. 1994. № 4. С. 169-171; Его же. Дневники 1918-1922 годов (последние годы святительства митрополита Вениамина) / Публ. Л. К. Александровой-Чуковой // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. Вып. 24. 2004. С. 66-81.
2 Чуков Н, прот. Беседы // Богословские труды. Сборник, посвященный 175-летию Ленинградской духовной академии. М.: Изд. Московской патриархии, 1986. С. 142-156; Григорий (Чуков), митр. Сергей Михайлович Соловьев (к 180-летию со дня рождения) // Церковный вестник. 2000. № 5. С. 34-35; Григорий (Чуков), митр. Об отношении к ближним // Церковный вестник. 2004. № 8-9. С. 69-72.
3 Александрова-ЧуковаЛ.К. Митрополит Григорий (Чуков): служение и труды. К 50-летию преставления // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. Вып. 34. 2006. С. 17-131; Ее же. Григорий, митрополит // Православная энциклопедия. Т. XII С. 592-598; Галкин А.К. Митрополит Григорий (Чуков) и священномученик Вениамин Петроградский // Церковный вестник. 2000. № 11. С.48-52; Сорокин В., прот. Митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков) и его церковно-просветительская деятельность // Богословские труды. Сборник, посвященный 175-летию ленинградской духовной академии. М., 1986. С. 96-141; Его же. Исповедник. Церковно-просветительская деятельность митрополита Григория Чукова). СПб., 2005.
5 ноября 2020 г. в Санкт-Петербургской духовной академии состоялась научная конференция, посвященная 150-летию со дня рождения и 65-летию со дня кончины митрополита Ленинградского и Новгородского Григория.
Однако до сих пор недостаточно изученным остается весьма важный вопрос о восприятии современниками личности митрополита. Целью предлагаемой статьи является попытка изучить образ святителя, каким он сложился в представлении его современников, прежде всего тех из них, кто близко соприкасался в своей деятельности с митрополитом Григорием и, тем самым, восполнить отмеченный выше пробел в изучении его жизнедеятельности.
Из опубликованных, но еще не ставших предметом специального изучения мемуаров о митрополите особый интерес представляют воспоминания хорошо знавших его — Николая Александровича Заболотского (1922-1999) и Александра Александровича Осипова (1911-1967). Заболотский изложил свои впечатления о митрополите Гри- Н. А. Забсщотский гории в качестве учащегося и студента, когда
он еще проходил обучение сначала в Ленинградской семинарии, а затем в духовной академии в 1946-1952гг. Его воспоминания написаны в 1985 г., т.е. спустя тридцать лет после кончины митрополита и были впервые опубликованы протоиереем Владимиром Сорокиным в приложении к книге, посвященной церковно-просветительской деятельности владыки4. В отличие от Заболотского, А. А. Осипов одно время входил в ближайшее окружение митрополита. В 1948 г. Осипов исполнял обязанности ректора Ленинградских духовных школ, с апреля 1948 г. по август 1950 г. — инспектор Ленинградской духовной академии, затем ее профессор. Однако 2 декабря 1959 г. он написал заявление о своем уходе из Православной Церкви. 30 декабря 1959 г. постановлением Священного Синода Осипов был извергнут из священного сана и лишен всякого церковного общения. С ноября 1963 г. — старший научный сотрудник Музея истории религии и атеизма. Свои воспоминания, озаглавленные как «Мои архиереи» и опубликованные в 1969 г. в атеистическом, по сути, журнале «Наука и религия», он писал уже будучи активным пропагандистом-антирелигиозником5.
Осенью 1946 г. богословско-пастырские курсы были реорганизованы митрополитом, который «смело и решительно» открыл семинарию сразу из трех классов и первый курс академии. Согласно воспоминаниям Заболотского, для незрелых юношей, поступивших в семинарию, митрополит был опорой, которая заключалась «в его прямоте, строгости, светлом взгляде, в том, что чувствовалось — он знает, что нужно делать. На нас, воспитанников семинарии, сильное впечатление производили богослужения митрополита Григория. Они были торжественно просты, без всякого расчета на эффектность, без театральности, столь обычной для наших архиереев»6. Касательно проповедей иерарха, Заболотский отмечал их краткость, поскольку
4 Заболотский Н.А. Митрополит Григорий (Чуков) — личные воспоминания // Сорокин В., прот. Исповедник. Церковно-просветительская деятельность митрополита Григория (Чукова). СПб., 2005. С. 474-480.
5 Осипов А.А. Мои архиереи // Наука и религия. 1969. № 3. С. 50-52.
6 Заболотский Н.А. Митрополит Григорий (Чуков) — личные воспоминания... С. 478.
«митрополит терпеть не мог много-пустословия, за которым почти всегда скрывается безсмыслие, неуважение к слушателям, красование собою. При краткости проповеди митрополита Григория были просты и доступны, а вместе с тем глубоки по мысли. То было изложение веры, облеченное в краткую, но именно потому и сильную форму подлинного пастырского назидания»7.
Особое внимание митрополит Григорий уделял подбору преподавательских кадров, стремясь восстановить неразрывную связь как с прежней Санкт-Петербургской академией (профессора протоиерей Василий Верюжский и А. И. Сагарда), Богословским институтом (профессор Н. Д. Успенский), так и найти новых людей для продвижения вперед дела богословского образования, путем, например, приглашения преподавателей, возвратившихся на родину из-за границы. По инициативе владыки митрополия шла на большие расходы, когда дело касалось приобретения книг для библиотеки или стенографирования и издания лекций8. Сам митрополит Григорий, занимаясь научной работой, проявил необыкновенную скромность. Когда Совет духовной академии предложил присвоить ему степень доктора honoris causa, митрополит категорически отказался от этого9. Выпускник академии М. Энден в кратком очерке, посвященном памяти митрополита, также писал о том, «с каким величайшим смирением и скромностью относился владыка к своей личной деятельности»10.
Митрополит Григорий внимательно прислушивался к каждому предложению наставников духовных школ, помогая им служить делу духовного просвещения, и всегда откликался на нужды и просьбы учащихся. Владыка не только входил в заботы о питании преподавателей и студентов, но стремился вовлечь их в культурно-просветительскую жизнь духовных школ. Например, с этой целью сначала в актовом зале академии, а затем в колонном зале митрополичьей резиденции устраивались концерты произведений духовных композиторов, которым предшествовали доклады об истории создания исполняемых произведений и их авторах11. По замечанию Л. Н. Парийского, бывшего в 1944-1949 гг. секретарем митрополита, «он хотел, чтобы изучение богословских наук не было схоластическими упражнениями ума, безразличной теорией, но руководящим началом жизни, содействовало развитию нравственных качеств, формировало ревностных сеятелей добра и правды, всецело проникнутых духом патриотизма, любви к своему народу, верных и честных граждан своей великой Родины»12.
Заболотский отмечал скромность обстановки митрополичьего кабинета, расположенного в одном из помещений бывшей Александро-Невской лавры. Кабинет этот «всегда был открыт для тех, кто имел нужду беседы с владыкой. Преподаватели и студенты духовных школ имели туда доступ даже в неурочное время»13. Характеризуя в целом восприятие личных качеств митрополита учащимися Духовных школ, Заболотский подчеркивал его «воспитательное влияние на студентов», для которых он показывал пример требовательности к себе и внимания к нуждам окружающих. «Не для себя он старался жить, а для людей, с которыми жил работал. Это какое-то особое чувство "отдавать" вместо того, чтобы принимать»14.
Примечательно, что по сути ничего плохого о митрополите Григории не смог написать даже упоминавшийся выше ренегат А. А. Осипов. Целью своего очерка Осипов считал — «показать живые человеческие черты крупного архипастыря, с которым
7 Там же.
8 Там же.
9 Там же. С. 479.
10 Энден М. Из Церковной жизни. Кончина митрополита Григория // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1955. № 24. С. 294.
11 Заболотский Н.А. Митрополит Григорий (Чуков) — личные воспоминания... С. 479.
12 Цит. по: Сорокин В., прот. Исповедник. Церковно-просветительская деятельность митрополита Григория Чукова). СПб., 2005. С. 470-471.
13 Заболотский Н.А. Митрополит Григорий (Чуков) — личные воспоминания. С. 479.
14 Там же. С. 480.
довелось ряд лет жить и работать»15. Осипов назвал владыку Григория «церковным министром просвещения», поскольку, как уже отмечалось, митрополит в Московской патриархии руководил Учебным комитетом. Пытаясь кратко обрисовать главные деловые качества иерарха, он писал о нем следующее: «Мыслитель и педагог. Администратор и руководитель. У него был быстрый и острый, логически отточенный ум, умение понимать реальную обстановку»16. «Он был четок и требователен. Говорить с ним "вообще" было нельзя». «Решал быстро, четко. Охотно выслушивал хорошо подготовленное и мотивированное мнение. Допускал даже оспаривание»17. На приемах иностранных делегаций у себя в резиденции митрополит «показывал себя и тароватым хозяином, и великолепным дипломатом». С успехом выполнял ответственные заграничные дипломатические задания по линии Московской патриархии. Так, он, будучи 82-х лет от роду, летал в Нью-Йорк, где победоносно вел тяжбу за русский Свято-Николаевский собор против эмигрантов, «церковников-откольников», также ездил в Финляндию налаживать отношения с Финской Православной Церковью. Осипов отмечал его удивительную «легкость на подъем», несмотря на более чем преклонный возраст18.
Особое внимание митрополит уделял учебно-воспитательной работе и жизни Ленинградских духовных школ, справедливо считая их своими детищами, активно вмешиваясь в их жизнь. Как вспоминал Осипов, митрополит «любил посещать лекции, показывая при этом блестящую эрудированность. Охотно сидел на экзаменах, однако, никого не стесняя, а к студентам был снисходителен»19. Владыка Григорий не был противником посещений духовенством кино и театров, поощрял художественную самодеятельность в духовных школах, полагая, что «культура и разносторонность им (студентам семинарии и академии. — А. К.) в жизни не помешают. Не в XVI веке живут»20.
В быту митрополит был воздержан и строг в пище, тем более в питии. Любил животных — кот жил в его резиденции, а «пес царил на даче»21. Осипов писал, что митрополиту Григорию «была свойственна удивительно стойкая всепрощающая привязанность к старым друзьям и знакомым». Стремясь дать объективный портрет личности иерарха, мемуарист отмечал его вспыльчивость: «Во время вспышек гнева он был страшен. Стучал кулаком, вскакивал, глаза сверкали»22.
Одна из наиболее заметных слабостей митрополита заключалась в том, что он «не мог видеть плачущей женщины. Слезы его обезоруживали, расслабляли. И сколько было тяжело и всерьез проштрафившихся священно- и церковнослужителей, которые подсылали к митрополиту рыдающих жен, матерей, дочерей, после визита которых к Григорию вся епархия изумлялась, что вот де разоблачили прохвоста, а он пан, не пропал. Эта податливость его к слезам была более чем удивительна, что в общем то в управлении он был крут порой до невероятности». Так, почти ежегодно митрополит совершал перемещение священников с прихода на приход23.
Анализ восприятия современниками личности иерарха целесообразно заключить оценкой его влияния на окружающих, данной Н. А. Заболотским, который до известной степени был учеником митрополита Григория, а впоследствии служил профессором Ленинградской духовной академии: «Его строгая требовательность, направляющая мудрость, его снисхождение к житейским слабостям наложили печать на жизнь и деятельность людей, с которыми митрополит Григорий общался и которым тем
15 Осипов А.А. Мои архиереи // Наука и религия. 1969. № 3. С. 52.
16 Там же. С. 50.
17 Там же.
18 Там же. С. 51.
19 Там же.
20 Там же. С. 52.
21 Там же.
22 Там же.
23 Там же.
или иным образом помогал, побуждая в них целеустремленность во благо Церкви и Отечества»24.
В заключение следует отметить, что у современников вызывала восхищение, прежде всего, его деятельность по возрождению духовных школ города на Неве — академии и семинарии. Примечательно, что профессор Ленинградской духовной академии Н. Д. Успенский в статье-некрологе памяти митрополита особо подчеркивал, что именно это направление являлось сердцевиной в архипастырском служении владыки Григория25. Для учащихся духовных школ его личность выступала как реальный пример беззаветного служения Церкви и народу, образ строгого и, в то же время, справедливого пастыря. Мемуаристы неизменно приводили конкретные примеры его скромности и самоотдачи, заботы о нуждах преподавателей и студентов духовных школ, подчеркивали его глубину ума и очевидную мудрость. Он был на редкость цельной личностью, склад которой определялся его глубокой верой.
Источники и литература
1. Александрова-Чукова Л.К. Григорий (Чуков), митрополит // Православная энциклопедия. Т. XII. М., 2006 С. 592-598.
2. Александрова-Чукова Л.К. Митрополит Григорий (Чуков): служение и труды. К 50-летию преставления // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. Вып. 34. 2006. С. 17-131.
3. Галкин А. К. Митрополит Григорий (Чуков) и священномученик Вениамин Петроградский // Церковный вестник. 2000. № 11. С. 48-52.
4. Григорий (Чуков), митр. Дневники 1918-1922 годов (последние годы святительства митрополита Вениамина) // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. Вып. 24. 2004. С. 66-81.
5. Григорий (Чуков), митр. Об отношении к ближним // Церковный вестник. 2004. № 8-9. С. 69-72.
6. Григорий (Чуков), митр. Петроградский процесс 1922 года / Публ. В. В. Антонова, Л. К. Александровой // Наш современник.1994. № 4. С. 169-171.
7. Григорий (Чуков), митр. Сергей Михайлович Соловьев (к 180-летию со дня рождения) // Церковный вестник. 2000. № 5. С. 34-35.
8. Осипов А.А. Мои архиереи // Наука и религия. 1969. № 3. С. 50-52.
9. Сорокин В., прот. Исповедник. Церковно-просветительская деятельность митрополита Григория Чукова). СПб.: Князь-Владимирский собор, 2005. 734 с.
10. Сорокин В., прот. Митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков) и его церковно-просветительская деятельность // Богословские труды. Сборник, посвященный 175-летию ленинградской духовной академии. М.: Изд. Московской Патриархии, 1986. С. 96-141.
11. Успенский Н.Д. Митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков) (некролог) // Журнал Московской Патриархии. 1955. № 12. С. 14-15.
12. Чуков Н., прот. Беседы // Богословские труды. Сборник, посвященный 175-летию Ленинградской духовной академии. М.: Изд. Московской патриархии, 1986. С. 142-156.
13. Чуков Н., прот. Один год моей жизни. Страницы из дневника / Публикация В. В. Антонова // Минувшее. Вып. 15. М.; СПб., 1994. С. 521-618.
14. Энден М. Из церковной жизни. Кончина митрополита Григория // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1955. № 24. С. 294.
24 Заболотский Н.А. Митрополит Григорий (Чуков) — личные воспоминания. С. 480.
25 Успенский Н. Митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков) (некролог) // Журнал Московской Патриархии. 1955. № 12. С. 14-15.