Научная статья на тему 'Митра или Айон?'

Митра или Айон? Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
336
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Иванов Павел Васильевич

The author demonstrates that 'Mithras with lion`s head' is an erroneous interpretation of the image of Aion.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MITHRAS OF AION?1

The author demonstrates that 'Mithras with lion`s head' is an erroneous interpretation of the image of Aion.

Текст научной работы на тему «Митра или Айон?»

С этих позиций свободу мы вправе определить как творчески-рефлективный акт, а контрсвободу в качестве акта, ограничивающего реализацию творческих возможностей общественного человека в процессе его деятельности.

Диалектическое противоречие свободы и контрсвободы обнаруживается в ситуации выбора образа мышления и действо-вания, который может оказаться двояким в плане его (выбора) социальных последст-

вий. Поступок, способствующий раскрытию творческих потенций субъекта (личности, социума), росту его культурного уровня есть, по своей сути, действие свободное. Напротив, если выбор форм и способов действования ущемляет творче-ски-культурные возможности человека, то он представляет воплощенную контрсвободу (характерны в рассматриваемом плане произвол, волюнтаризм и субъективизм).

МИТРА ИЛИ АЙОН?

(К вопросу об интерпретации одного образа)

П.В. Иванов

Ivanov P.V. Mithras or Aion? (On the Interpretation of One Image). The author demonstrates that 'Mithras with a lion's head' is an erroneous interpretation of the image of Aion.

В двух стереотипных изданиях энциклопедии "Мифы народов мира", среди иллюстраций к статье "Митра", помещены 5 изображений, атрибутируемых как "Митра с головой льва" [1]. Рисунки отличаются великолепным качеством, четкой прорисовкой мельчайших деталей, а на одном из них даже воспроизведена посвятительная надпись [2].

За столетие своего существования мировая митраистика накопила достаточный объем иконографического и эпиграфического материала, позволяющий атрибутировать, по крайней мере, основные персонажи митраистического пантеона. Хотя митраизм и не был жестко догматизированной религией (как иудаизм или христианство), однако имел явную тенденцию к унификации. Неудивительно, что среди изображений Митры доминирует стандартизированный "Митра-Таврохтон". На рельефах Таврохтонии (ритуального убийства быка) Митра предстает в виде молодого мужчины во фригийском колпаке, анаксиридах (восточных шароварах), кафтане; правой рукой он поражает кинжалом быка в шею, а левой - удерживает бычью голову [3]. Ранние Таврохтонии, по мнению исследователей, не содержали дополнительных изображений, а затем к основным персонажам добавляются другие участники ритуального действа ("ассистенты" Митры): Каута и Каутопата, змея, скорпи-

он, собака, ворон [4]. По количеству изображений за Таврохтонией следует "Пирующий Митра" [5], реже встречаются рельефы "Рождение Митры из камня" [6]. Более широкий спектр изображений Митры представлен на редких фресках, демонстрирующих основной культовый миф митраизма. Там, помимо отмеченных выше, фигурируют сюжеты: "Молитва Митры", "Митра, несущий быка", "Митра, борющийся с Солнцем", "Митра, коронующий Солнце", "Митра, возносящийся на колеснице в небо" [7, 8]. Лев - редкий персонаж на митраистских рельефах. Изображение головы льва имеется в верхнем регистре рельефа Таврохтонии из сицилийского Панорма [9, 10]. Кроме того, известна фреска из митреума сирийского города Дура-Европос. На этой фреске изображен Митра, охотящийся на оленя и газелей [9]. Фреска уникальна, так как практически не имеет аналогий в иконографии митраизма1. Митру-охотника, наряду с традиционными спутниками (змеей и собакой), сопровождает лев.

Можно с полной уверенностью утверждать, что в иконографии Митры нет изображений, которые можно было бы интерпретировать как "Митра с головой льва". Обратимся к рисункам, помещенным в "Мифах народов мира". На рисунке 1 изо-

1 Известна сердоликовая гемма из коллекции Эрмитажа с изображением охоты Митры [121.

бражен обнаженный мужчина с головой льва, с четырьмя небольшими крыльями за спиной, в руках он держит жезл и два ключа. Тело мужчины опоясывает змея. Справа, у ног божества - каменная плита с изображениями: кадуцея (символа мистического знания), петуха (Abraxas?), кузнечных инструментов (символов созидания), шишки пинии (символа бессмертия?). На этой же плите помещена латинская надпись посвятительного характера (titulus sacrum), повествующая о том, что Гай Валерий Геракл с Гаем Валерием Виталисом и Никомедом соорудили этот рельеф на свои деньги и посвятили его императору Августу Коммоду. Этот рельеф с надписью зафиксирован в известном своде источников - "Корпусе надписей и памятников религии митраизма" М. Формазерена, где данный образ интерпретируется как Айон [13]. Причем в "Мифах народов мира" не совсем точно указано происхождение памятника - Рим, в то время как Формазерен пишет об Остии. Остия, хотя и являлась портом Рима, в зарубежном антиковеде-нии рассматривается в качестве самостоятельного города [14]. На рисунке 2 из "Мифов народов мира" мы видим образ, аналогичный предыдущему, отличающийся постаментом (в данном случае львиноголовое божество помещено на сферу), а также наличием лишь одного ключа в руке (а не двух, как в первом случае). Данное изображение, так же, как и первое, атрибутируется М. Формазереном однозначно -Айон [15]. Львиноголовый бог с рисунка 3 энциклопедии отличается от предыдущих: изображением знаков зодиака на теле, наличием только одной пары крыльев, в руках у него находятся не ключи и жезл, а свитки. Зодиак указывает на космологический характер изображенного божества и на его связь с астрологией. И этот памятник М. Формазереном интерпретируется как образ Айона [16]. Возможно атрибутирование еще одного изображения "леоцефала" со страницы 156 "Мифов народов мира". Здесь мы видим один из вариантов знакомого образа: львиноголовое божество с обнаженным торсом, в анакси-ридах изображено перед алтарем с горящим пламенем. Леоцефал держит в руках два зажженных факела, змеи обвивают не тело, а крылья божества. В "Корпусе" Формазерена этот образ также интерпретируется как Айон [17]. У других исследо-

вателей культа Митры мы встречаем идентичную интерпретацию данных образов [18 - 20].

Айон - бог "Бесконечное Время" (Беш Аегегпш), идентифицируемый с маздеист-ским Зерваном или римским Сатурном. Айон - один из ведущих персонажей мит-раистического пантеона, считавшийся прародителем Ахура-Мазды (олицетворения доброго начала) и Ангро-Майнью (носителя зла и разрушения), символом Вечности и истоков мироздания [21].

Таким образом, мы приходим к выводу, что "Митра с головой льва" - ошибочная интерпретация известного в мировой мит-раистике образа Айона (Аюп). Вызывает сожаление тот факт, что данная ошибка уже начинает тиражироваться в отечественных изданиях [22].

1. Мифы народов мира. Энциклопедия / Под ред. С.А. Токарева М.: Советская энциклопедия, 1988. Т. 2. С. 155 - 156. (1-е изд. М., 1980 - 1982).

2. Там же. С. 155.

3. Vermaseren M.J. Corpus Inscriptionum et Monuracntorum Religionis Mithriacae. (CIMRM). Hague, 1956. V. 1. №№ 335, 368, 374, 385, 408, 415, 426, 430, 435, 437, 447, 456, 461, 468.

4. Campbell L.A. Mitluaic iconography and ideology. Leiden: E.J. Brill, 1968. P. 10-11.

5. CIMRM - 42, 49, 397, 390.

6. CIMRM - 353, 428, 462, 590.

7. CIMRM - 390, 181.

8. Vermaseren M.J. Mithraeum at S.Maria Capua Vetere. Leiden: E.J. Brill, 1971. P. 5-10.

9. CIMRM - 164.

10. Sfameni Gasparro G. I culti orientali in Sicilia. Leiden: E.J. Brill, 1973. P. 293.

11. CIMRM - 52.

12.Луконин В.Г. Искусство древнего Ирана. М.: Искусство, 1977. С. 135.

13. CIMRM - 312.

14. Chevallier R. Ostia Antique ville et port. Paris, 1986.

15. CIMRM - 382.

16. CIMRM - 545.

17. CIMRM - 383.

18. Campbell L. A. Op. cit. P. 348.

19. Godwin J. Mystery religions in the ancient world. London, 1981. P. 108-109.

20. Turcan R. Les cultes orientaux dans le monde romain. Paris, 1989. P. 219. PI. XXII.

21. Campbell L.A. Op. cit. P. 348-354.

22. Mmo P. Шепот Земли и молчание Неба. М.: Политиздат, 1990. С. 245.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.