Научная статья на тему 'Мистическое своеобразие художественного мира Н. В. Гоголя в интерпретации пермского театра «у Моста»'

Мистическое своеобразие художественного мира Н. В. Гоголя в интерпретации пермского театра «у Моста» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
462
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
М. МАК-ДОНАХ / ТЕАТР "У МОСТА" / "U MOSTA" THEATRE / СПЕКТАКЛИ / N.V. GOGOL / PERFORMANCES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Пахомова Яна Игоревна

Статья посвящена творчеству драматурга Н. В. Гоголя и анализу спектаклей по его произведениям в пермском театре «У Моста». Творчество драматурга многогранное и неоднозначное, вследствие этого в статье систематизированы литературоведческие характеристики драматургии Н. В. Гоголя и на их основе выделены особенности его художественного «мира». Анализ спектаклей пермского театра «У Моста» построен на применении феноменолого -герменевтической методологии, основанной на процессе восприятия театрального действия, посредством постепенного разгадывания кодов и интерпретаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mysticism of N. V. Gogol’s Artistic World as Interpreted by “U Mosta” Theater, Perm

The article deals with the dramatic works of Nikolai. V. Gogol and their stage versions made by “U Mosta” Theatre. As works of this author are complex and controversial, the article classifies different literary criticisms of his dramas and outlines the traits of his creative work. The analysis of “U Mosta” performances employs phenomenological and hermeneutical methods based on perception of a theatrical performance as a process of progressive deci phering of codes and interpretations.

Текст научной работы на тему «Мистическое своеобразие художественного мира Н. В. Гоголя в интерпретации пермского театра «у Моста»»

24. Короленко В. Г. История моего современника // Короленко В. Г. Собр. соч.: в 6 т. Т. 6. М.: Худож. лит., 1954. С. 256.

25. Короленко В. Г. История моего современника...

26. Там же. С. 259.

27. Закирова Н. Н. Указ. соч.

28. Короленко В. Г. Ненастоящий город // В. Г. Короленко. Полное собр. соч. СПб.: Изд. Т-ва А. Ф. Маркс, 1914. Т. 2. URL: http://leb.nlr.ru (дата обращения 14.05.2012)

29. Там же.

30. Там же.

31. Там же.

32. Короленко В. Г. Ненастоящий город.

33. Там же.

34. Малых Ю. П. Сплетение судеб. Киров: Вят-ка-Инфо, 2006. С. 129.

УДК 821

Я. И. Пахомова

МИСТИЧЕСКОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИРА Н. В. ГОГОЛЯ В ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПЕРМСКОГО ТЕАТРА «У МОСТА»

Статья посвящена творчеству драматурга Н. В. Гоголя и анализу спектаклей по его произведениям в пермском театре «У Моста». Творчество драматурга многогранное и неоднозначное, вследствие этого в статье систематизированы литературоведческие характеристики драматургии Н. В. Гоголя и на их основе выделены особенности его художественного «мира». Анализ спектаклей пермского театра «У Моста» построен на применении фе-номенолого-герменевтической методологии, основанной на процессе восприятия театрального действия, посредством постепенного разгадывания кодов и интерпретаций.

The article deals with the dramatic works of Nikolai. V. Gogol and their stage versions made by "U Mosta" Theatre. As works of this author are complex and controversial, the article classifies different literary criticisms of his dramas and outlines the traits of his creative work. The analysis of "U Mosta" performances employs phenomenological and hermeneutical methods based on perception of a theatrical performance as a process of progressive deci phering of codes and interpretations.

Ключевые слова: М. Мак-Донах, театр «У Моста», спектакли.

Keywords: N.V. Gogol, "U Mosta" Theatre, performances.

Творчество H. В. Гоголя было неоднозначно оценено его современниками. Одни обвиняли его в неправдоподобности, безнравственности, грубости языка, в нарушении канонов драматургии классицизма. Другие воспринимали его творчество с энтузиазмом, находили его своеобразным

© Пахомова Я. И., 2012

и оригинальным. Современники Н. В. Гоголя не смогли в полной мере воспринять и прочувствовать своеобразие поэтики его художественного слова. Этот недостаток в полной мере был исправлен последующими столетиями. Н. В. Гоголь очень любим в театре ХХ-ХХ1 вв. В XX в. творчество Н. В. Гоголя стало востребовано гораздо сильнее, чем в предшествующем столетии. Маяковский, Булгаков, Малевич, Шагал, Кандинский многое почерпнули из его художественного мира. Персонажи Н. В. Гоголя - гротескные, парадоксальные, склонные в поведении к иррациональному. Они стали архетипами и вошли в нашу картину мира.

Исследованию художественного «мира» Н. В. Гоголя посвящено большое количество работ. Суммируя имеющиеся в литературоведении XX в. характеристики драматургии Н. В. Гоголя, мы можем выделить следующие особенности его художественного «мира»:

1. Параллельная актуальность проблематики - «вечное» попадание в контекст времени и культуры

А. Чепуров замечал следующее: «Н. В. Гоголь -это сейсмически отзывчивый на время драматург. В каждую историческую эпоху он активно отзывается на современность» [1]. В. Фокин высказал мысль том, что «"Ревизор" Н. В. Гоголя - всегда попадает в контекст времени и культуры» [2].

2. Соединение реальности с потусторонним миром, сочетание быта и мистики

Писатель во многом опередил свое время. Начало XIX в. - время расцвета сентиментализма и романтизма. На первый план писатели выводят героя-индивидуалиста, способного тонко прочувствовать происходящее вокруг. Романтизм нацелен на раскрытие духовно-творческого потенциала личности, на отображение чувств, страстей, самого естества человека. А критический реализм, как известно, выражается в правде жизни, в создании типичного героя, который находится в типичных обстоятельствах, в воплощении социально-бытовых конфликтов. И как будто бы Н. В. Гоголь, в свойственной ему сатирической манере, изображает собирательные образы людей (чиновников, дворян, купцов и т. д.), эти образы узнаваемы, они являются отображением жизни, ценностей и мира, который их породил. Но не смотря на это реализм Н. В. Гоголя - мистический. Мистика всюду: в судьбе писателя, в его творчестве и даже в его смерти. В творчестве Н. В. Гоголя мистика заключается в самих героях, в их диалогах, в атмосфере происходящего действия.

Мы можем также согласиться с мнением Н. Степанова о многостороннем влиянии творчества Н. В. Гоголя на развитие мировой драматургии [3].

3. Высвечивание странностей окружающего мира и населяющих его людей

А. Чепуров обозначил такую особенность гоголевского «мира», как высвечивание странностей героев пьес. «Хлестаков Н. Гоголя - артист, который создает в жизни театральный образ. Он как будто даже сам себя пародирует. Или пародирует те роли, которые он сам на себя примеряет. Но главное, он как будто бы сам не знает, кто он. С одной стороны, мы видим пародию, с другой, собственно, человека, который ищет свои роли» [4].

4. Создание сатиры, комедийного мира

Как писал Ю. Манн, «комедийный мир подчеркнуто однороден; ни среди действующих лиц, ни среди персонажей внесценических мы не встречаем таких, которые были бы "взяты в образец", сигнализировали бы о существовании иного морального и этического уклада» [5].

5. В повестях Н. В. Гоголя происходит воскрешение древнейших пластов творчества, народной культуры и уклада жизни

Как пишет А. Гольденберг, «цельность и глубина художественного мира Гоголя не в последнюю очередь связаны с воскрешением в нем или "перевоссозданием" древнейших пластов словесного творчества, восходящих к архаическим обрядам и ритуалам. В творческое сознание писателя они входят через промежуточную сферу фольклора, в котором, как показал на примере волшебной сказки В. Пропп, происходит реинкарнация первобытных обрядовых структур. Архетипы народной обрядовой культуры играют заметную роль в поэтике гоголевских текстов» [6].

Особенности художественного мира Н. В. Гоголя являются ориентиром для театральных режиссеров при постановке произведений драматурга.

Важные параметры художественного мира Н. В. Гоголя (сочетание реальности с условностью, бытийностью; взаимопроникновение добра и зла) и параметры, важные для эстетики театра «У Моста» (сочетание и взаимопроникновение посюстороннего и потустороннего миров), реализуются в спектаклях театра через такие категории театрального искусства, как пространство и время, декорации и бутафория, цветовое и световое оформление, музыкальное сопровождение, система образов.

Свой анализ мы построим на применении фе-номенолого-герменевтической методологии к театральному искусству, точнее, к интерпретации спектаклей пермского театра «У Моста». Наш анализ построен на процессе восприятия театрального действия, посредством постепенного разгадывания кодов и интерпретаций, а также в его основе лежит принцип герменевтического круга, направленный на понимание феноменов спектакля через раскрытие диалектики его частей и целого.

Сочетание и взаимопроникновение посюстороннего и потустороннего миров

Режиссура С. Федотова - целая философия жизни. В его сценографии сосуществуют два мира - посюсторонний и потусторонний. Эти два мира в своей совокупности образуют в спектакле «жизненный мир». В основе «жизненного мира» лежит чувственное созерцание героев и непосредственное восприятие ими происходящих событий. Посюсторонний мир «Панночки» -жизнь украинского хутора со своими особенностями. Потусторонний мир - мир колдовства, представительницей которого является ведьма Панночка. Действие «Женитьбы» разворачивается в российском уездном городе, в купеческой семье - это воплощение предельного мира. Потусторонний мир связан с мистификатором Коч-каревым. Он владыка, демон, властитель судеб. Ему подвластно все, и для него нет ничего невозможного. Кочкарев одновременно есть и нет, он появляется как бы ниоткуда.

Отображением реального мира режиссер обращается к культуре прошедшей эпохи, к XIX столетию. В спектаклях посредством этого воплощения прослеживается создание естественной установки, нацеленной на познание зрителями объективного мира. Таким образом, режиссер выстраивает диалог эпохи со зрителем. Он вводит зрителя в атмосферу того времени, со своим культурным контекстом, который выражен в убранстве помещения, в одежде героев, их речевых конструкциях.

Время в спектаклях, в отдельных эпизодах, зрителем воспринимается различно. В спектаклях начало всегда кажется затянутым по времени. Но на самом деле это не так. Этот режиссерский прием С. Федотова необходим, чтобы постепенно ввести зрителя в другую реальность, окунуть в атмосферу того времени и захватить внимание зрителя круговоротом событий.

Музыкальная композиция спектакля создает интенции, нацеленные на создание двух миров -посюстороннего и потустороннего. Так, в «Панночке» посюсторонний мир - это украинские песни, феномены явлений природы (сверчки - символ дома, очага, уюта, домоседства), наступление рассвета (крик петуха - олицетворение солнца, петух встречает светило своим криком и распугивает демонов ночи, а также олицетворяет мужское начало), туманы (воплощают символически таинственность спектакля). В потустороннем мире - музыка прямо как из ада, такого характера музыка задействована в сценах в церкви.

Цветовое оформление костюмов героев спектаклей также передает взаимопроникновение посюстороннего и потустороннего, через интен-циональность сознания. Красные, белые цвета в одежде передают мистическое начало. Например,

Панночка одета в длинную белую сорочку. Песочные, зеленоватые цвета отражают реальный мир. Например, песочные цвета использованы в костюме Хлестакова, а зеленые оттенки - в одежде чиновников.

Свет в спектаклях «Панночка», «Ревизор», «Женитьба» первоначально передает явления природы - наступление утра, дня и ночи, а также мистичность спектаклей. Мистичность спектаклей передает насыщенно красный свет и холодный, ледяной беловато-голубой свет. Например, выход Панночки всегда сопровождается беловато-голубым светом.

Все спектакли С. Федотова наполнены интенциями, феноменами, содержащими символическое значение, выраженное в вещах окружающих героев. Обратимся к декорациям «Панночки». На сцене мы видим забор, ворота, телегу, дерево, кувшины на неровном заборе. С одной стороны, это предметы реального мира, т. е. явления, а с другой - в них заложены феномены с мистическим смыслом. Неровный забор - олицетворяет несовершенство мира. Ворота - феномен границы между мирами - своим (освоенным, внутренним) и чужим (неосвоенным, внешним). Открывание ворот Хомой Брутом символизирует его контакт с внешним миром, где обитает нечистая сила; также ворота служат границей между миром живых и миром мертвых.

С. Федотов выстраивает свои постановки на соединении и взаимодействии двух миров (реального и инфернального), в результате этого взаимодействия образуется «жизненный мир». «Жизненный мир» соединяет бытовое и вневременное в спектаклях, насыщает их смысловыми кодами и выстраивает своеобразную бесконечность интерпретации. Например, возьмем спектакль «Панночка» и рассмотрим символическое значение свечей, которые поочередно зажигают в церкви (двенадцать - две - одна). Две свечи являются феноменом отображения двух возможных путей, которые изберет человек, и только от него зависит весь исход ситуации. Одна свеча - феномен принятого выбора или возможности, это знак одиночества человека, не только физического, но во многом и духовного. Это знак судьбы, заблудшей души в огромном мире, неотвратимости ситуации, когда уже нельзя изменить происходящее. Подытожим вышесказанное, перед человеком всегда стоит возможность выбора, он сам выстраивает свою судьбу, и исход ситуации зависит только от принятого им решения.

Перейдем к актерским стратегиям. Актеры участвуют в создании «жизненного мира», своей игрой воплощают мистическую и психологическую составляющую спектаклей, и это все направлено на передачу замысла, интерпретированного режиссером.

Рассмотрим некоторые образы, создаваемые героями.

Антон Антонович - местный городничий, за ним числятся определенные грешки (например, по ошибке высек жену унтер-офицера). Но при этом человек неплохой, любящий и заботящийся о своей семье - о жене и дочери. В своем парадном костюме, и головным убором напоминает Наполеона. Марья Антоновна - дочь городничего, немного дерзкая и гордая, в чем-то не по годам наивная. Со стороны матери к дочери происходит своеобразное соперничество за внимание Хлестакова. Подколесин - надворный советник, кандидат в женихи Агафьи Тихоновны. Он нерешительный, трусливый в вопросах, касающихся женитьбы, в то же время хвастлив, любит всеобщее внимание. Кочкарев - его друг, полная противоположность Подколесина, смелый, решительный, активный, не боится трудностей, добивается поставленной цели любыми средствами. В спектакле Кочкарев - главный мистификатор, его нет - и одновременно он есть. Он владыка, демон, властитель судеб. Ему подвластно все, и нет ничего невозможного.

Несмотря на то что главных героев спектаклей разделяет место жительства, социальный статус, их объединяет одно - они ставят вопросы о смысле человеческого существования, таким образом, в спектаклях по Н. В. Гоголю в театре «У Моста» строится диалог со зрителем, вводящий его в контекст двух культурных составляющих. Поэтому можно говорить о том, что в спектаклях по разным произведениям Н. В. Гоголя режиссер и актеры акцентируют внимание на одних и тех же характеристиках центральных героев. Это герои, мучимые бытийной проблематикой, герои, вольно или невольно вступающие в контакт с потусторонними силами. Такова трактовка произведений Н. В. Гоголя театром.

Реальность, быт сочетается с условностью, бытийностью

В постановках С. Федотова ярко выражены два сценических плана (передний план - план жизни и дальний - философский план). На переднем плане разворачивается неспешная обыденная жизнь. Дальний план вносит в спектакли философские вопросы. С разделением пространства пьесы на планы, на смысловые координаты происходит переход естественной установки к феноменологической редукции, которая осуществляет отказ от привычного, обыденного взгляда на вещи, на мир в целом и предполагает переход к рефлексирующему сознанию. Таким образом, режиссер обращается к зрителям, к их сознанию, «ставит» в сознании зрителей философские вопросы о жизни и смерти, о добре и зле, о бесконечной возможности выбора. Рефлексируя,

зритель может изменить какие-то вещи в своей жизни, в чем-то изменить себя.

В спектаклях преобладает неспешный ритм, передающий бытийную основу событий. Музыкальное сопровождение отражает накал чувств, переживания героев и является в спектаклях эйдетической редукцией, направленной на создание и воплощение в спектаклях эмоциональной атмосферы. В «Панночке», например, музыкально выделено эмоциональное состояние Хомы Брута для лучшей передачи внутреннего состояния души героя. В «Ревизоре» - для выражения состояния Городничего, его эмоциональной напряженности. В «Женитьбе» - музыка комментирует раздумья Подколесина по поводу сватовства.

Костюмы героев оттеняют интенциональность отображения быта. Например, в «Женитьбе» -уклад купеческой жизни, в «Ревизоре» - мир чиновников уездного города. Бытийную основу костюмов передает их цветовое решение. В основном бытийность, интенциональность сознания выражается использованием белого цвета в одежде героев. Например, в «Панночке» действие разворачивается в церкви, на Хоме Бруте белая сорочка. Белый цвет возносит его до воплощения Христа на сцене. А Панночке белый цвет придает мертвецкую бледность, она становится похожа на «живой труп», ее длинная сорочка имеет схожесть с похоронной одеждой славян. В обрядовом культе народа было принято хоронить в белых одеждах, белый цвет - цвет перехода в загробный мир. Двойственность белого цвета заложена в его семантике. С одной стороны, это духовность, с другой - чувство приближения смерти.

Свет в спектаклях отражает состояние героев (в «Панночке» при розовом свете изображена Хлеся - это феномен воплощения жизни, любви; Панночка изображена в колдовском, мистическом, ярком, леденящем и серебряном свете - это феномен колдовства, мистики). Свет, вернее, его угасание отражает накал неизбежности. Все темнее и тусклее к развязке в «Панночке» - к смерти, в «Ревизоре» - к разоблачению. Реальность, быт воплощается использованием в сценографии спектаклей теплого света - оранжевого и желто-оранжевого, розового. Бытийность реализуется в спектаклях благодаря насыщенному, пронизывающему белому, синему, красному цветам.

В декорациях спектаклей также отражается соединение и взаимопроникновение реальности и бытийности. В «Панночке» взаимопроникновение являет собой дерево, кувшины. Дерево -природный символ динамичного роста, жизненной силы, сезонной смерти и регенерации. Мировое древо - центр мироздания, связывающий воедино естественный и сверхъестественный

миры. Дуб - могучий лесной великан, кряжистый вековой дуб служит символом мощи, крепости, мудрости, долголетия и благородства. Дуб имеет самостоятельное символическое значение божественной силы и доблести. В спектакле отображает жизнь, нечто божественное и рай. Кувшины (чаша) - символ знания, духовного просветления, искупления и бессмертия. В спектакле кувшины в перевернутом состоянии висят на заборе - отображают повседневность украинского хутора, духовные и философские искания Хомы Брута и также воплощают смерть. Бытовой характер декораций - это живописные решения на сцене. В «Панночке» - плетень, это нечто сиюминутное, неповторимое, созданное и присутствующее только в данный конкретный момент. Бытийную составляющую привносят в «Панночку» крест, иконы, свечи. Это неотъемлемые части божественного, священного культа. Предметы культа доносят до зрителей философский контекст спектакля - потребность в вере, в познании неведомого, в понимании бытия. В декорациях и бутафории параметры реальности и бытийности неотделимы друг от друга, они взаимосвязаны и дополняют друг друга.

В системе образов актеры создают и являют собой в первую очередь реальные персонажи, присутствующие здесь и сейчас, в данный момент. Для актеров-героев реальностью на протяжении спектакля является «постановочный» мир пьесы. Актеры своей игрой создают «жизненный мир» для зрительного зала и сами же в созданном мире проживают целую жизнь за сравнительно короткий промежуток времени. Например, в «Ревизоре» реальность создает Хлестаков. Это реальность знатного и успешного чиновника, светского франта. Хлестаков поражает своими светскими манерами, пластикой и движением. Он с необычайным изяществом вертит, крутит и подбрасывает свою тросточку. Щеголь, франт, ценитель женской красоты. Манеры, его изящество непривычны для жителей уездного города, из-за этого его принимают за ревизора.

Взаимопроникновение добра и зла

В спектаклях категории добра и зла выходят друг из друга, они взаимосвязаны. Пространство сцены разделено на знаковые координаты - на ад и рай. Рай олицетворяет все благое, возвышенное, небесное, божественное в мире и в человеке, тогда как ад символизирует все дурное, изменчивое, подземное, бесовское. Слева в пьесах - ад, а справа - рай. Левый обладает негативной семантикой - за левым плечом человека стоит бес-искуситель; правый - положительный (за правым плечом человека стоит ангел-хранитель). Левый - женское начало, противопоставляемое правому - мужскому. В постановках эти

смысловые значения передаются положением героев, декорациями, освещением. Так, ад в «Панночке» олицетворяется местом положения главной героини, стороной сцены, с которой появляется Панночка. Рай выражен деревом - как символом жизни вообще и конкретно человеческим существованием. Пространство спектаклей открытое, герои непосредственно обращаются к зрителям. Например, Подколесин в «Женитьбе» в первом действии обращается к залу (речь направлена и адресована зрителям), и Агафья Тихоновна, находясь одна в гостиной, обращается к зрителям.

Музыка, в сценографии С. Федотова, также служит фоном спектакля, концепцией и его замыслом. В «Ревизоре» режиссер отмечает важные детали, при этом музыка - вдумчивая, одновременно наполнена трагичностью и неизбежностью. Этим режиссер подчеркивает психологический характер спектакля и отображает нечто темное, поглотившее и изменившее сущность человека, его моральные устои.

Цветовое решение спектаклей посредством интенции передает как категорию добра - белый, зеленый, синий цвета, так и зла - белый, черный, красный, бордовый. Белый цвет из-за его двойственности можно отнести и к добру и к злу.

Световое решение - оранжевый, розовый, желтый свет привносят добро. Например, в «Панночке» Хлеся изображается в теплом оранжевом свете. Насыщенно красный свет, холодный бело-голубой свет, черный - отображают зло.

Декорации, передающие мистический смысл спектакля, иллюстрируют феномен зловещего начала. В «Панночке» это гроб. В «Ревизоре» -шкатулка. В «Женитьбе» - лестница. Добро, божественность отображают в «Панночке» - дерево, кувшины (чаши), свечи; в «Ревизоре» - колонны, свечи; в «Женитьбе» - свеча, фортепиано.

Далее перейдем к системе образов и рассмотрим воплощение добра и зла на примере спектакля «Панночка». Эталон добра, радости, полноты жизни - Хлеся. Хлеся - девушка, пышет здоровьем, румяная. Воплощает собой жизнь, любовь, человеческие чувства, противоположность Панночке. Костюм героини - белая сорочка и красная юбка (обозначает страсть). Образец зла, нечистой силы, инфернальности - Панночка. Панночка - дочь местного пана, ведьма, молодая девушка со страшной, неживой красотой. Она необычайно, пленительно, завораживающе красива. Но при этом Панночка бледна, от нее веет холодом, ужасом, смертью, ее взгляд проникает внутрь, в самое сердце и оставляет там пустоту. Исчезает радость, сама жизнь покидает человека.

Итак, творчество Н. В. Гоголя не вписывается полностью в культуру XIX в. - оно стоит особняком. Творчество Н. В. Гоголя многогранно и многообразно - это комедии, поэма, повести, драматические отрывки с фольклорным, философским, бытийным, библейским смыслом. Но оно и едино: каждое произведение индивидуально, имеет свои особенности, выраженные в странностях, в чем-то глубоком, простом и в то же время сложном и не совсем понятном. Эти странности и особенности «работают» на развитие художественного процесса и культуры в целом. Н. В. Гоголь шел «не в ногу со временем», а во многом его опередил.

Пермский театр «У Моста» перенял гоголевскую особенность соединения посюстороннего мира с потусторонним миром. Так, в спектакле «Панночка» воплощением посюстороннего мира является размеренная жизнь украинского хутора (вечерние посиделки во дворе), а потусторонний мир отражает атмосфера колдовства - это сцены в церкви (появление ведьмы, раскачивание гроба, инфернальный красный цвет, дым).

Спектакли театра «У Моста» по произведениям Н. В. Гоголя - это всегда соединение мистичности, бытийности, комедийности (например, жеманство, абсурдность чиновников в «Ревизоре»). Спектакли высвечивают некую странность отображаемого мира и его жителей. Эта странность проявляется во всем - во взаимоотношениях героев друг с другом, в отсутствии общественной морали (спектакли «Ревизор» и «Женитьба»), в негласных законах общества, по которым скроена жизнь героев.

Театр «У Моста» не просто отражает сложный художественный «мир» Н. В. Гоголя: театр, органично сочетая выразительные возможности сценического хронотопа, свето-цветовой символики, язык актерской пластики и т. д., создает синтетический образ гоголевского мифологизированного мироздания, пронизанного динамикой реальных и потусторонних импульсов, примет обыденности и сакрального бытия. Как отмечает культуролог Н. Гашева, «синтетические структуры изначально складываются как универсальное средство мифологизации человеческого бытия. По своей утопической ориентации синтез соприроден мифу. Миф размыкает мир вечных аксиологических ценностей в мир повседневный» [7].

Таким образом, мистическое своеобразие художественного «мира» Н. В. Гоголя обнаруживает созвучность творческому поиску режиссера С. Федотова, который воплотил это своеобразие в своих спектаклях. На основе всего вышесказанного можно говорить о единой режиссерской стилистике спектаклей в театре «У Моста» по произведениям Н. В. Гоголя.

А. В. Потягов. Современные школьные музеи: пространство инноваций и творческих инициатив

Примечания

1. Чепуров А. Диалог с культурой // Театральная жизнь. 2009. № 1. С. 6

2. Фокин В. Пошлость была главным врагом Гоголя // Современная драматургия. 2009. № 2. С. 207.

3. Степанов Н. Л. Поэты и прозаики. М., 1966. С. 218.

4. Чепуров А. Диалог с культурой // Театральная жизнь. 2009. № 1. С. 7.

5. Манн Ю. В. Драматургия Гоголя // Н. В. Гоголь Л., 1988. С. 6.

6. Гольденберг А. X. Археопоэтика Гоголя: мир живых и мир мертвых // Н. В. Гоголь: материалы и исследования. Вып. 2. М., 2009. С. 265-266.

7. Гашева Н. Николай Гумилев и Поль Гоген: жиз-нетворческий и эстетический синтез // Известия Уральского государственного университета. Сер. 2. Гуманитарные науки. 2011. № 1(87). С. 50.

УДК 008.009

А. В. Потягов

СОВРЕМЕННЫЕ ШКОЛЬНЫЕ МУЗЕИ: ПРОСТРАНСТВО ИННОВАЦИЙ И ТВОРЧЕСКИХ ИНИЦИАТИВ

В статье рассматривается влияние инновационных технологий на деятельность современных школьных музеев. Выявлено, что информатизация школьного музейного дела и развитие творческих инициатив являются одним из факторов социализации учащихся в музейном пространстве.

In this article the influence of the innovation technologies on the activity of modern school museums is considered. It appears that the informatization of school museum activity and the development of the creative initiatives are the factors determining students' socialization in the museum space.

Ключевые слова: школьный музей; учащиеся; инновационные технологии; Интернет; интерактивность; творческое пространство; проект.

Keywords: school museum; students; innovation technologies, the Internet, interactivity, creative space, project.

Появление новейших информационно-коммуникационных технологий и развёртывание глобальных сетей оказывает всё усиливающееся влияние на все стороны общественной жизни. С помощью Интернета стало возможным активно обмениваться информацией в области науки, культуры, образования, искусства, получать последние известия о событиях в стране и мире, расширять доступ к фондам библиотек, архивов, музеев, создавать виртуальные выставки, экспозиции и виртуальные музеи. Этот динамично раз-

© Потягов А. В., 2012

вивающийся интерактивный мир открывает людям разнообразные способы и формы обучения, общения, получения впечатлений, обмена опытом. Данную тенденцию можно наглядно проследить и в области школьного образования.

Современная социокультурная ситуация в России характеризуется, в частности, возросшим интересом к проблемам и потребностям системы образования. Одним из приоритетных направлений реформы образования является модернизация образовательного процесса путём внедрения инновационных технологий в практику школьного обучения. Информационно-коммуникационные технологии могут использоваться в различных видах деятельности школы, в том числе и в работе школьного музея.

Пространство школьного музея - это уникальный социокультурный феномен, концентрирующий в себе не только память поколений, но и комплекс разнообразных средств, форм и методов передачи этой памяти подрастающему поколению. Тем самым в данном пространстве связываются воедино культура, образование и воспитание, что, бесспорно, важно сегодня, когда идёт процесс гуманизации образования, возвращения к глубинным историко-культурным корням.

Конечно, не каждый школьный музей имеет технические возможности использовать новейшие информационные технологии в своей практике. Но ведь модернизация системы образования и нацелена на то, чтобы решать подобные проблемы. Как справедливо отмечают специалисты, это необходимо не «просто для развития, продвижения вперёд, для поиска, исследований, но даже для ведения учёта и документации, для хранения статей и результатов анкетирования, для составления и размножения путеводителей и программ, для анализа и статистической отчётности» [1].

Следует отметить, что в последнее десятилетие Интернет не только превратился для детей в «естественную среду обитания» [2], но также стал новым стимулом развития музейно-школьной деятельности. Учащиеся с энтузиазмом занимаются оцифровкой документов, которые нетронутыми хранились в шкафах, создают мультимедийные проекты и сайты, представляющие музей в интернет-пространстве, налаживают контакты с юными музейщиками и руководителями музеев из других городов и регионов.

Интеграция инновационных технологий в работу школьного музея даёт возможность всесторонне развивать учащихся, расширять их кругозор, активизировать мыслительную деятельность, решать учебные и воспитательные задачи. Например, сайт школьного музея «Истоки» гимназии города Новозыбкова (Брянская область) призван решать такие проблемы, как продвижение имиджа музея в информационном образователь-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.