Научная статья на тему '«Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской» трактовка сюжета мастерами эпохи Маньеризма на примере работ из Большого собрания изящных искусств ASG'

«Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской» трактовка сюжета мастерами эпохи Маньеризма на примере работ из Большого собрания изящных искусств ASG Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
507
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
маньеризм / стиль / дисгармония / деформация / композиция / Дева Мария / младенец Иисус / Святая Екатерина Александрийская / mannerism / style / disharmony / deformation / the composition / the Virgin Mary / Baby Jesus / Saint Catherine of Alexandria

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Булгакова Алина

Статья посвящена иконографии «Мистического обручения Святой Екатерины Александрийской» на примере работ последователя Франческо Пармиджанино (1503 – 1540) и Луки Камбьязо (1527 – 1585) из Большого собрания изящных искусств ASG. В статье также рассматриваются характерные черты маньеристического искусства и его значение для последующих эпох.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«THE MYSTIC MARRIAGE OF SAINT CATHERINE OF ALEXANDRIA» MISREPRESENTED THEIR SUBJECTS, MASTERS OF MANEIRISM THE EXAMPLE OF WORK OF GRAND COLLECTION OF FINE ARTS ASG

The article is devoted to the iconography of «The Mystic Marriage of Saint Catherine of Alexandria» by the example of a follower of the work of Francesco Parmigianino (1503 1540) and Luca Cambiaso (1527 1585) from the Grand collection of fine arts ASG. The article also discusses the characteristics of manneristic art and its importance for the subsequent periods.

Текст научной работы на тему ««Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской» трактовка сюжета мастерами эпохи Маньеризма на примере работ из Большого собрания изящных искусств ASG»

«МИСТИЧЕСКОЕ ОБРУЧЕНИЕ СВЯТОЙ ЕКАТЕРИНЫ АЛЕКСАНДРИЙСКОЙ» ТРАКТОВКА СЮЖЕТА МАСТЕРАМИ ЭПОХИ МАНЬЕРИЗМА НА ПРИМЕРЕ РАБОТ ИЗ БОЛЬШОГО СОБРАНИЯ ИЗЯЩНЫХ ИСКУССТВ ASG

БУЛГАКОВА Алина, директор Международного института антиквариата, к.п.н.

Аннотация: статья посвящена иконографии «Мистического обручения Святой Екатерины Александрийской» на примере работ последователя Франческо Пармиджанино (1503 - 1540) и Луки Камбьязо (1527 - 1585) из Большого собрания изящных искусств ASG. В статье также рассматриваются характерные черты маньеристи-ческого искусства и его значение для последующих эпох.

Ключевые слова: маньеризм, стиль, дисгармония, деформация, композиция, Дева Мария, младенец Иисус, Святая Екатерина Александрийская.

Abstract: The article is devoted to the iconography of «The Mystic Marriage of Saint Catherine of Alexandria» by the example of a follower of the work of Francesco Parmigianino (1503 - 1540) and Luca Cambiaso (1527 - 1585) from the Grand collection of fine arts ASG. The article also discusses the characteristics of manneristic art and its importance for the subsequent periods.

Keywords: mannerism, style, disharmony, deformation, the composition, the Virgin Mary, Baby Jesus, Saint Catherine of Alexandria.

Изобразительное искусство каждой исторической эпохи характеризуется кругом излюбленных религиозных тем. Для эпохи Возрождения таковыми являются бесконечные вариации на тему Рождества Христова, Благовещения, образов Мадонн с младенцами и прочего. Для Барокко характерны драматичные сцены мученичества, Распятия и обращения святых. Если проследить этот ряд, то можно говорить и о вполне устоявшемся иконографическом ряде искусства эпохи Маньеризма, зародившегося в XVI столетии и просуществовавшего до первой трети века XVII. Трактовать этот стиль можно по-разному: и как «соединительный мостик» между искусством Возрождения и Барокко, и как автономное течение. Однако же в том, что Маньеризм в живописи явление сложное и уникальное, нет никаких сомнений.

Если мы посмотрим на сюжеты, нашедшие свое воплощение в произведениях художников-маньеристов, то увидим здесь все те же фабулы, что и на картинах эпохи

Ренессанса и Барокко. Несомненно, трактованы они иным художественным языком, а в плане сюжетных интерпретаций происходит постепенное нарастание ощущения тревожной мистики и таинственного мрака, который пока только нагнетается, чтобы разразиться впоследствии в барочную бурю.

Маньеризм зародился в Италии и затем распространился в других европейских странах. Основными центрами его развития были Ман-туя, Флоренция и Рим. Часто именно с Римом и его разграблением в 1527 году войсками Карла V во время войны Коньякской лиги связывают возникновение этого стиля [1]. В период позднего Возрождения в искусстве - не только в живописи, но и в литературе, и в музыке - назрел кризис ренессансных традиций и форм. Многочисленные конфликты на религиозной почве, политические противостояния, разнообразные моральные дилеммы и социальная неустойчивость, все это привело к утрате ренессансной гармонии между духовным и теле-

сным, а также между самим человеком и окружающим его миром.

Если говорить еще шире о значении Маньеризма и его месте в череде сменяющих друг друга стилей изобразительного искусства, то можно заключить, что его появление ознаменовало переход от Средневековья к Новому времени. Более того, как ни странно это может прозвучать, но именно маньеристы, впервые уничтожившие образную гармонию и привнесшие в искусство эстетику распада и разложения формы, предвосхитили декаданс XX столетия. Таким образом, уже в XVI веке итальянские мастера начали изображать своих персонажей не такими, как они их видели, а такими, какими чувствовали (в XX веке данная тенденция достигнет своего апофеоза). В результате, основной художественной ценностью стала не достоверность изображения, а его индивидуализация, тонкая эмоциональность и подчеркнутая рафинированность. Так, например, на знаменитой картине «Мадонна с длинной шеей», ставшей символом

№1 (13) 2016

7VF аЕстшкмэадунаррдного шстигла «hihkbwviwa

(Чир искусств

Франческо Пармиджанино Мадонна с длинной шеей 1534 - 1540 гг. Уффици, Флоренция

Франческо Пармиджанино Мистическое обручение святой Екатерины Конец 1520-х годов Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва

Маньеризма и написанной одним из наиболее ярких его представителей Франческо Пармиджанино (1503 -1540), Богоматерь и младенец Иисус имеют непропорциональные, подчеркнуто удлиненные тела. Все это, на первый взгляд, выглядит довольно странно и непривлекательно. Складывается впечатление, что живописец плохо знает анатомию. Безусловно, легко восхищаться прекрасными Мадоннами Рафаэля или сильными героями Микеланджело. И куда сложнее разобраться в образной структуре Маньеризма как одного из самых интеллектуальных течений в живописи.

Пармиджанино, будучи одним из крупнейших мастеров своего времени, прекрасно знал физиологию человека, а шея Девы Марии удлинилась в результате художественных поисков живописца, желавшего подчеркнуть хрупкость красоты, её уязвимость, а также ощущение возникающего страха перед тем, как легко эту красоту можно утратить или уничтожить. И ни в коем случае в Маньеризме физические отклонения от нормы нельзя считать чем-то несовершенным или даже уродливым. Напротив, как утверждает Пармиджанино, а вслед за ним и другие мастера-маньеристы, деформация тоже может быть прекрасна.

Маньеристические черты обнаруживаются и в более ранней работе Пармиджанино - «Мистическое обручение святой Екатерины» (конец 1520-х годов), хранящейся в ГМИИ им. А.С. Пушкина (Москва). Мастер в своем творчестве неоднократно обращался к данному сюжету, дававшему возможность воплотить в картине спиритуаль-ные аспекты бытия.

Здесь шея Девы Марии еще не принимает неестественных размеров, но вот в трактовке тела младенца, а также длине и изломанности пальцев рук святой Екатерины уже чувствуется отход Пармиджанино от традиций возрожденческой живописи и появление черт Маньеризма. О том, насколько данный сюжет был популярен в творчестве живописца, свидетельствует и тот факт,

что он был неоднократно повторен художниками из его окружения и последователями. Так, в Большом собрании изящных искусств ASG хранится картина представителя пармской школы и последователя Пармиджанино на сюжет обручения святой Екатерины.

В центре композиции изображена Дева Мария в своей традиционной одежде - красном платье и синем плаще. На ее коленях - младенец Иисус - единственный, чей взгляд обращен на зрителя. В его

руке кольцо, к которому протягивает руку святая Екатерина Александрийская, облаченная в дорогие одежды и золотую корону. Рядом с ней в нижней части - фрагмент колеса - символа ее мученичества. Слева - отец Христа - Иосиф Об-ручник, чьи руки сложены на груди в молитвенном жесте.

Святая Екатерина Александрийская - христианская великомученица, родившаяся в Александрии в 287 году. Она отличалась высокой образованностью, начитанно-

Франческо Пармиджанино, последователь Мистическое обручение святой Екатерины Италия(пармская школа), ок. 1600 г. Дерево (тополь), масло 71^57 см БСИИ ASG, инв. № 04-4006

стью, философским складом ума, знанием языков и ораторским искусством, что среди женщин того времени было большой редкостью. Однажды Екатерина, будучи к тому же невероятно красивой и доброй, объявила родителям, что выйдет замуж лишь за того, кто превзойдет ее в этих качествах. После принятия крещения у нее случилось видение: она перенеслась на небеса и предстала перед Иисусом Христом и Девой Марией, которая вручила ее руку своему сыну.

Екатерина приняла мученическую смерть во времена правления императора Максимина в начале IV века. Во время праздника жертвоприношения Екатерина пришла в языческий храм и призвала императора обратиться в христианство. Сраженный красотой Екатерины, Максимин пригласил ее к себе и в спорах при помощи философов попытался, напротив, обратить ее в язычество, но безуспешно. По его приказу святую бичевали жилами, а затем устроили для нее невиданный по тем временам способ пыток с помощью вращающихся в разные стороны колес с шипами. Предварительно воины продемонстрировали Екатерине орудие пыток, дабы святая убоялась и отреклась от веры христовой. Но им это не удалось. Екатерина была

тверда, а колеса были разрушены сошедшим с неба ангелом, спасшим святую от мук. Пораженные этим чудом, присутствующие на казни воины, а также жена самого императора обратились в христианство и были тут же казнены. Осознав могущество и силу духа Екатерины, Максимин сделал последнюю попутку вернуть ее в лоно языческих богов, предложив святой стать его женой. Получив отказ, император приказал казнить ее отсечением головы. Во время казни из раны святой Екатерины вместо крови хлынуло молоко.

Почему же именно Екатерина была выбрана в жены Иисусу Христу? Несомненно, причина не только в красоте, уме и силе ее веры, но и в ее царственном происхождении. А кто еще подойдет Царю небесному в жены, как не ца-

Симон Вуэ, мастерская Мученичество Святой Екатерины Франция, XVII в. Холст, масло, 172x115 см БСИИ ASG, инв. № 04-3531

рица земная? Именно отсюда берет свое начало традиция изображать святую в короне, дорогом платье и горностаевой мантии. В связи с этим не следует путать изображение Екатерины Александрийской с образом Екатерины Сиенской, которая была монахиней и облачалась в рясу.

Важным сюжетным нюансом является и возраст брачующихся: если Иисуса принято было изображать младенцем, то Екатерина представала на полотнах уже юной девушкой. Художники прибегали к подобной возрастной дифференциации, дабы исключить гендерную подоплеку религиозного сюжета.

Произведение последователя Пармиджанино из собрания ASG несет в себе все характерные черты маньеристического искусства. Здесь мы видим все ту же удлиненность, непропорциональность и деформированность фигур, напряженность поз, размещение персонажей композиции на переднем плане, резкий световой контраст между яркостью освещения героев произведения и абсолютно нейтральным темным фоном.

Благодаря этому темному фону ничто не отвлекает внимание зрителей от восприятия состояния персонажей и существую-

13) 2016

тор вестшкмэвдунарсвдного шступуга дщикацулгА

(Чир искусств

щей мощной связи между ними. В данном случае объемы фигур крупны, и лаконичная композиция не дробится мелкими деталями и дополнениями. При этом изображение нельзя назвать спокойным или идиллическим. Особого ощущения «маньеристической вибрации» мастер добивается за счет изломанности «змеевидных» линий в изображении абрисов фигур и складок их одежд. Что касается связи между героями сцены, то она достигается за счет определенного пересечения взглядов: Иосиф смотрит на младенца, Дева Мария - на Екатерину, а та, в свою очередь, глядит на кольцо. В итоге сцена приобретает замкнутый, «окольцованный» характер, что помогает установить ничем не нарушаемую связь между персонажами, сконцентрированными лишь на созданном для них художником окружающем мире и состоянии «здесь и сейчас». Впервые данный прием в живописи был применен Рафаэлем Санти и затем взят на вооружение многими живописцами. Однако здесь последователю Пармиджанино удается уничтожить эту объединяющую гармонию, поскольку Иисус смотрит не на свою невесту, а на зрителя. Тем самым, казалось бы, неразрывная связь между святыми распадается, предвещая будущие трагические события в жизни этого Младенца.

Хотя не все маньеристы трактовали сцену обручения Екатерины в едином ключе, варьировались как постановка художественных задач, так и способы их достижения. Так, на полотне из Большого собрания изящных искусств ASG, написанном крупнейшим итальянским маньеристом Лукой Камбьязо (1527 -1585), Иисус надевает на руку Екатерины кольцо, символизирующее духовный альянс, а вместе с тем и то, что отныне она стала «невестой христовой».

Камбьязо испытал влияние Анто-нио да Корреджо (ок. 1489 - 1534), а также мастеров венецианской школы. Он обучался живописи у отца Джованни Камбьязо, вме-

сте с которым создал несколько сцен из «Метаморфоз» Овидия на стене дома в Генуе. В 1544 году Камбьязо работал над убранством палаццо Дориа-Памфиле, а в сотрудничестве с Джованни Баттиста Кастелло (1500/1509 - 1569/1579) создал росписи в церкви Сан-Мат-тео. В 1583 году Камбьязо принимает приглашение Филиппа II Испанского закончить фрески в монастыре Эскориал, начатые Кастелло. Здесь под сводами церкви он создает свою знаменитую композицию «Рай», оставшуюся незавершенной, за которую получает большую по тем временам сумму в 2000 дукатов.

На картине из собрания ASG Дева Мария изображена справа, сидящей в кресле. Она придержи-

Камбьязо, Лука Мистическое обручение Святой Екатерины Италия, XVI в. Холст, масло. 138*108 см БСИИ ASG, инв. № 04-3845

вает Христа, чье лицо не по-детски осмысленно и серьезно. Он старательно надевает кольцо на палец коленопреклоненной Екатерины, одетой в золотое платье, мантию и корону. Дополняет царственный образ жемчужное ожерелье на шее святой.

Важной деталью композиции является колесо, фрагмент которого мы видим в нижней части, под ногами Иисуса. Данный атрибут,

4

помимо того, что он является символом мученичества Екатерины, в этой сцене призван выступать в роли аналогии кольца, поскольку многие исследователи полагают, что фабула обручения возникла в результате недоразумения и неправильной интерпретации какого-либо старинного изображение Святой Екатерины с колесом. Это колесо могло быть написано маленьким по размеру и быть принятым за кольцо. В результате к этому изображению мог быть придуман вышеописанный эпизод жития святой. Изобразительное искусство знает немало подобных примеров, когда в результате неправильного перевода иноязычных литературных источников или неверных трактовок визуальных изображений образ какого-либо библейского персонажа или сюжет обогащались новыми подробностями. Так, у Моисея появились рога (неправильный перевод с иврита слова «лучи») [2], а в сцене Рождества возникли корова, символизирующая Ветхий Завет ,и ослица - олицетворение Нового Завета, ведь именно на этом животном Иисус въехал в Иерусалим.

В картине Камбьязо мы видим все тот же затемненный фон. Передний же план он делает максимально ярким и освещенным. Одежды персонажей горят, а наиболее светлым на картине является изображение младенца Христа. На его теле мы почти не наблюдаем игру светотени, которой изобилуют образы Екатерины и Девы Марии, чья голова окутана сумраком. Она с нежностью взирает на теперь уже своих детей. Ее голова подчеркнуто склонена, что дает возможность преломления света, в результате тени падают на ее лицо и подглазья. Близкое данному изображение Мадонны можно встретить на картине Камбьязо «Святое семейство с Иоанном Крестителем», находящейся в художественной галерее Нового Южного Уэльса (Австралия). Аналогичный прием можно наблюдать и в изображении Екатерины, острые черты лица которой также покрыли тени как символ надвигающейся беды.

№1 (13) 2016

В отличие от работы последователя Пармиджанино в данном случае изображенные святые скомпонованы в пирамидальную композицию, вершиной которой является фигура Мадонны. Своими непропорционально большими руками она обнимает венчающихся. Вторит пирамидальной композиции и вертикальный формат полотна с продольной трактовкой объемов, нарушаемой лишь горизонтально лежащим колесом в нижней части и обнимающим, словно спасительным, жестом рук Богоматери.

В конечном итоге, даже на примере двух картин из Большого собрания изящных искусств ASG вполне можно представить, насколько богат инструментарий выразительных средств художников-маньеристов и насколько широки возможности внесения диссонанса в композиции этого стилистического направления. Расценивать данный стиль можно также по-разному: можно восхищаться им, превознося его мистицизм, звенящий беспокойный

Камбьязо, Лука Святое семейство с Иоанном Крестителем Ок. 1578 г. Художественная галерея Нового Южного Уэльса, Австралия

колорит и утонченность персонажей, смешанную подчас с манерностью, а можно и не принимать, говоря о нем как о кризисном явлении в искусстве, обреченном на постепенное вымирание с приходом энергичного и яростного Барокко. Однако, как уже было сказано выше, Маньеризм не исчез, а лишь трансформировался, вылившись в последующие столетия в новые стилистические направления в искусстве, то ослабевая, то вновь завоевывая свои позиции в эстетических концепциях и средствах художественного языка будущих эпох.

Ссылки:

1. https://гu.wikipedia.oгg/wiki/Разграбление_Рима_(1527)].

2. https://ru.wikipedia.org/wiki/ Моисей_(Микеланджело)

ти* вестник мэедтародгаго шстигла дшигацулга

(Чир искусств

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.