Научная статья на тему 'Миссия института детства в открытом обществе'

Миссия института детства в открытом обществе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гончаров С. А., Котова С. А., Ноткина Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Миссия института детства в открытом обществе»

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

С. А. Гончаров,

проректор по учебной работе С. А. Котова,

заместитель директора института детства

Н. А. Ноткина,

директор института детства

МИССИЯ ИНСТИТУТА ДЕТСТВА В ОТКРЫТОМ ОБЩЕСТВЕ

Развитие человеческой цивилизации вступило на рубеже ХХ-ХХ1 вв. в новую фазу — фазу перехода к открытому обществу. Любая переходная фаза в любом процессе развития сопровождается явлениями нестабильности, причудливым сочетанием разных типов мироустройства и мировосприятия, динамика движения сопровождается инерцией прошлого, возвратом к архаическим формам, с одной стороны, и активным стремлением к неуклонно приближающемуся будущему — с другой. Происходящий «ци-вилизационный сдвиг» как бы сжимает, ускоряет время, стремительно меняя мир вокруг. Люди живут на «повышенных скоростях», меняют квартиры и места проживания, устремляются в новые города и страны, овладевают новыми профессиями, все реже долго работают на одном и том же месте. Широко распространяются мобильные конструкции, разнообразные виды трансформеров, позволяющие произвольно менять внешние и внутренние объемы, преобразовывать пространство. Все эти процессы влекут за собой распад единой структуры ценностей. Центральное ядро ценностей, существовавшее в прошлом, исчезает с невероятной быстротой: подвергаются сомнению многочисленные убеждения, принимавшиеся ранее как истинные; размывается традиционная модель группового человека, заимствовавшего свои знания, нравственные нормы и мировоззренческие установки из относительно устойчивых групповых образований. Общество раскалывается на отдельные субкультуры, каждая из которых образует особый мир со своей иерархией ценностей, стилем и образом жизни, символикой и сленгом, предпочтениями и симпатиями, правилами и запретами, местами встреч и ритуалами. На фоне калейдоскопа перемен появляются многочисленные сиюминутные новшества, выступающие основой формирования новых ценностей и новой культуры. В обществе активно нарастает процесс ав-тономизации личности, повышения ее значимо-

сти в общественном прогрессе. Отсюда становится понятным все большее обращение, больший поворот общества в сторону будущего, его внимания к проблемам детства.

Культурная ценность детства стала осознаваться сравнительно недавно. Переход к открытому обществу — это признание аксиологической значимости детства как базового возрастного периода, определяющего становление личностных характеристик не только отдельного человека, а всего общества в целом. Этот путь предполагает отказ от старых стереотипов в отношении к детству, от противопоставления миру взрослых к признанию его самостоятельной ценности, равенству гражданских статусов взрослого и ребенка. Он меняет не только направленность социализации детства, но и весь характер протекания этого процесса, соотношение и значимость его механизмов.

Ребенок рождается существом беспомощным, но открытым для общества. Открытое общество, представленное различными социальными институтами (семья, общество сверстников, образовательные учреждения, средства массовой информации и т. д.), должно помочь сохранить природную открытость и развить открытую личность, не замыкающуюся только на решении личных проблем, а способную раскрыть социуму себя, свои способности, свой внутренний потенциал. Ребенок осваивает окружающее, создавая неповторимый собственный мир, особую культуру и лишь постепенно переходит к культуре взрослых, к пространству взрослой жизни, вбирая, интегрируя и трансформируя его. В таком многообразии ребенку предстоит совершить бесконечный выбор собственных способов бытия, проявления и утверждения себя. В этот синтез детского и взрослого пространства интегрируются образование и культура как носители исторического взрослого опыта, проявляющегося через знаково-симво-лическую систему, которую ребенку приходится

раскрывать, осмысливать и присваивать как личностную и значимую для него.

Социализация личности ребенка протекает во времени и пространстве, различных естественных и искусственных средах (природной, семейной, культурно-просветительской, спортивной, образовательной и т. д.). Поэтому перед обществом встает задача — не только определить проблемное поле детства, его возможности и условия, в которых оно может существовать и полноценно развиваться, его гармоничные связи с миром взрослых и государством, но и ресурсы, которые могут быть задействованы для его полноценного развития (семья, государство, сообщество).

Сегодня ценностное отношение к детству, хотя и провозглашается, но еще не осмыслено, не наполнено конкретным содержанием и понятие «мир детства». Отношение к ребенку не только как к члену общества, но и как к изначально непреходящей самостоятельной ценности, которая увеличивается и раскрывается по мере взросления, еще только формируется.

Современная система образования еще крайне мало содействует адаптации к новым условиям и продолжает воспроизводить модель прошлого, когда школа являлась доминирующим, базовым субъектом образования и социализации ребенка. Строгая регламентация школьной жизни, стандартные приемы обучения, сохраняющаяся авторитарная роль учителя, пренебрежение к индивидуальности, отсутствие современных технических средств, недостаточная забота о здоровье учащихся, их физическом и психическом развитии, ориентация на среднего ученика — все это работает на повторение модели образования уходящей индустриальной эпохи. Теперь школа являет собой уже лишь часть социальной среды ребенка, она не выступает реальным гарантом его адекватной социализации, готовности к решению новых глобальных задач построения открытого общества.

Частично эту проблему помогает решить семья, но сегодня сама семья нуждается в социальной и психолого-педагогической помощи со стороны государства и педагогической общественности.

Сегодня назрела необходимость продуманных глобальных качественных перемен в образовании как исторической социальной конструкции, формирующей последующие поколения.

Изменения в системе государственного образования нарастают медленно. Но демократические преобразования, происходящие в российском обществе, постепенно порождают измене-

ния и в системе дошкольного и начального образования. Система дошкольного образования все в большей мере превращается в гибкую, многофункциональную сеть дошкольных образовательных учреждений (дошкольные образовательные учреждения традиционного вида, дошкольные образовательные учреждения с приоритетными направлениями работы с детьми, детские сады компенсирующего вида, присмотра и оздоровления, центры развития ребенка и др.), которые предоставляют широкий спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, потребностей семьи и общества в целом. Возникли новые формы обслуживания дошкольников (мини-сады, группы кратковременного содержания, прогулочные, оздоровительные и др.). Успешно работают образовательные учреждения комплексного типа «начальная школа — детский сад», создающие наиболее благоприятные условия для обеспечения преемственности в воспитании, обучении и развитии детей. Положительные изменения наметились в становлении и распространении служб сопровождения (психологической, социальной, валеоло-гической и др.) для детей дошкольного и младшего школьного возраста и их родителей.

Все больше семей всерьез задумываются о том, как можно выстроить индивидуальный образовательный маршрут ребенка с помощью специально приглашаемых педагогов (гувернеров или тьюторов). Это способствует возникновению новых форм получения образования (домашнее, дистанционное, экстернат), которые требуют подготовки специалистов нового типа.

В связи с этим меняется и содержание образования детей: все большее распространение приобретает вариативность программ, учебных планов, средств, приемов и форм обучения. Появляются новые педагогические технологии, ориентированные на индивидуализацию обучения.

В современной образовательной среде приоритетными выступают следующие ценности: гуманизм как утверждение норм уважения к человеческой личности независимо от возраста, доброжелательного и бережного отношения к каждому, исключение принуждения и насилия; открытость человека изменяющемуся миру; самоценность каждого возраста: полнота реализации возможностей ребенка; опора на достижения предыдущего этапа развития; индивидуализация образования: учет способностей, интересов, темпа продвижения ребенка; создание условий для его развития в сообществе, независимо от уровня исходной подготовленности.

Вместе с тем происходящие положительные сдвиги в системе образования замедляются определенными факторами. Исследования последних лет показали сохраняющуюся неготовность значительной части педагогических кадров к осознанной реализации гуманистической парадигмы, выбору вариативной образовательной программы и ее адекватной реализации с учетом возможностей и потребностей детей. Более того, крайнее понимание вариативности привнесло в дошкольное воспитание неоправданное повсеместное внедрение раннего обучения, гипертрофированное увлечение предметным обучением, а в начальную школу — одночасовые предметы, не учитывающие в достаточной степени особенности разных возрастных периодов и их сензитивность к становлению тех или иных психических функций и новообразований, роли ведущей деятельности в их формировании. Так, подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. Воспитатели в дошкольных учреждениях недооценивают значимость игровой деятельности для психического и социального развития ребенка, излишне увлекаются различными формами обучения, в которых, как правило, используются школьные технологии, вербальные методы обучения знаниям и умениям и др. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а наличием или отсутствием у него определенных знаний и навыков по учебным предметам. Тем самым осуществляется недопустимая искусственная акселерация развития ребенка, «овзросление» дошкольного образования. Соответственно все чаще мы встречаем на пороге школы ребенка с внешними признаками взрослости (интеллектуализм, излишний рационализм) при внутренней социальной незрелости и инфантилизме, низкими адаптационными ресурсами к меняющейся социальной среде, неспособностью полноценно принять социальную роль ученика, занять субъектную позицию в образовательном процессе. Завышенная интенсивность процесса обучения в начальной школе, преждевременное формирование ряда учебных навыков (например, курсивное письмо, беглое чтение и др.) не только не способствуют их становлению, но тормозят развитие, приводят к усвоению нерациональных

способов реализации этих базовых школьных навыков. Все большее количество детей испытывают трудности в овладении учебными навыками (письмом, чтением, счетом), в усвоении и понимании текстов, логическом мышлении. Трудности и неуспехи школьного обучения формируют негативное отношение к последующей учебе, затрудняют общение с окружающими сверстниками и взрослыми, способствуют появлению девиантного поведения в подростковом возрасте. Наряду с этим, целенаправленное формирование учебной деятельности, ведущей в младшем школьном возрасте, как правило, находится вне поля зрения не только практических работников, но и авторов отдельных программ и учебных пособий. Эти проблемы усугубляются явно недостаточным вниманием к физическому развитию и воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста, охране и укреплению их физического и психического здоровья.

Кроме того, иногда стратегия действий образовательного учреждения вступает в противоречие с потребностями и возможностями семьи, которая сегодня становится реальным субъектом образовательного процесса. В последнее время наблюдается рассогласование целей и ценностей образовательной системы и семьи, что приводит к конфликтным ситуациям, негативно влияющим на развитие ребенка.

Современная ситуация характеризуется нарушением социально-педагогических и информационных связей между основными институтами социализации ребенка — образовательным учреждением и семьей, препятствующим развитию социального партнерства в образовании.

Все вышеперечисленное приводит к диссонансу социально-педагогических требований к ребенку, что способствует дестабилизации его нервно-психической и духовной сферы.

Ситуация осложняется отсутствием единых концептуальных подходов к определению целей, задач и содержания образования на каждой его ступени с учетом их преемственности и перспективности, не обеспечивающих в достаточной степени полноценное развитие ребенка от данной ступени образования к последующей. Поэтому опережающая разработка теоретических и научно-методических основ образовательного процесса, подготовка специалистов образования нового типа, способных оперативно и гибко решать более широкий круг задач, приобретает первостепенное значение, а решение проблем, связанных с обеспечением преем-

ственности в обучении и воспитании ребенка, активное взаимодействие с семьей становится остро актуальным.

Глубокое осознание потребностей реорганизации современного отечественного образования с учетом принципов культуросообразности, историчности, интегративности, целостности и «человекоориентированности» привело к созданию в 2002 году в Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена нового структурного подразделения на базе факультетов дошкольного и начального образования — института детства.

Миссия института детства заключается в подготовке высококвалифицированных специалистов нового типа в области дошкольного и начального образования, психологического и социально-педагогического сопровождения детей дошкольного и младшего школьного возраста, психофизиологии и психологии ребенка, домашнего и семейного воспитания, психотерапии семьи.

К числу наиболее важных компетентностей такого специалиста можно отнести умение решать научно-практические задачи, осуществлять различные виды деятельности и понимать себя. Особое значение имеет также формирование у будущего специалиста открытого гуманитарного сознания, развития рефлексивных и аналитических навыков, стремление к саморазвитию и расширению профессиональных связей; готовности к освоению многообразного информационно-культурного пространства.

Поэтому основное содержание деятельности института детства связано с разработкой и реализацией концептуально новых вариативных образовательных программ профессиональной подготовки специалистов для развивающейся системы дошкольного и начального образования в соответствии с потребностями открытого общества.

Будущий специалист должен уметь работать с разными детьми в разных условиях, способствуя раскрытию их личностного потенциала. И, следовательно, он сам должен быть способен раскрыть и развить свой потенциал в процессе профессиональной подготовки.

Такая подготовка в условиях модернизации российского образования осуществляется институтом посредством:

- реализации и модернизации основных образовательных программ подготовки бакалавров, магистров и специалистов в соответствии с ГОС;

- проектирования и внедрения современных моделей организации учебного процесса, инновационных форм, видов и методов обуче-

ния, отражающих специфику профессиональной подготовки и соответствующих стандартам современного открытого университетского образования;

- разработки широкого спектра новых дополнительных образовательных программ подготовки бакалавров и магистров, ориентированных на региональные потребности Санкт-Петербурга и Ленинградской области;

- активного включения студентов в выполнение научно-исследовательских, научно-методических работ по актуальным социально-медико-психолого-педагогическим проблемам воспитания и развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, использования инновационных форм воспитательно-образовательных взаимодействий взрослых и детей;

- координации и интеграции исследований, проводимых на кафедрах института с целью создания обновленного содержания образования в дошкольных образовательных учреждениях и начальной школе;

- разработки учебников, методических пособий с целью создания научно-методического обеспечения образовательного процесса в вузе, колледже, дошкольных образовательных учреждениях и начальной школе;

- организации и проведения широкого диапазона международных, всероссийских научных, научно-практических конференций, симпозиумов и семинаров по проблемам дошкольного и начального образования.

Институт представляет собой комплексное, междисциплинарное и научно-исследовательское учреждение, которое органично сочетает в своей деятельности фундаментальные (теоретико-экспериментальные) и прикладные (связанные с решением задач проектирования процесса и технологий образования, диагностики и коррекции развития ребенка и образовательного учреждения, психологического консультирования и оказания коррекционно-развивающей и психотерапевтической помощи населению) разработки.

Рассмотрение детства как самоценного периода человеческой жизни предполагает разработку кафедрами института следующих проблем:

- анализ социокультурного статуса исторически формирующегося нового типа детства, целенаправленного психолого-педагогического изучения феноменов детства, особенностей его мета- и субкультуры, своеобразия процесса активной социализации ребенка в современном обществе как в условиях домашнего (семейного), так и общественного образования;

Приоритетные направления научных исследований института детства

- обоснование наукоемкой стратегии развития системы дошкольного и начального образования, определение концептуальных основ непрерывного дошкольного и начального образования в интегративной целостности комплекса психолого-педагогических наук;

- выявление совокупности оптимальных психолого-педагогических условий и разработка разнообразных технологий их реализации на каждом этапе детства с характерными для них видами деятельности и социальными ситуациями;

- учет особенностей психологического и физиологического развития детей в условиях многокомпонентной, неоднородной и вариативной среды с целью последовательного и постепенного формирования личности;

- обеспечение такой ситуации развития, которая бы создавала условия для занятия ребенком активной субъектной позиции на каждой возрастной ступени и самореализации, развитие его творческих способностей;

- переход ребенка на новую ступень взросления, обеспечивая его последующее психическое, физическое и психологическое здоровье;

- поиск новых, альтернативных способов и технологий построения личностно развивающих взаимодействий детей и взрослых (педагогов, родителей и т. д.) в образовательной и вне-образовательной сфере, путей формирования у взрослых психологической готовности к организации таких взаимодействий;

- усовершенствование подходов к организации и методическому оснащению воспитательно-образовательного процесса в семье, дошкольных образовательных учреждениях и начальной школе.

Концептуальное единство всех заявленных направлений и форм деятельности института

обеспечивается структурным наполнением основных подразделений:

- кафедр, обеспечивающих общепрофессиональную подготовку специалистов для системы дошкольного и начального образования и разрабатывающих теоретико-методологические основы психофизиологии детства, индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка и его поддержки, воспитания и обучения в коллективе, изучающих социокультурный контекст детства;

- кафедр, обеспечивающих предметную подготовку будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений и учителей начальных классов и разработку инновационных технологий дошкольного и начального образования и ориентированных на организацию практической социально-педагогической и психологической помощи детям и их родителям; изучение соматических и психофизиологических проблем в развитии ребенка; оформление и систематизацию традиционных и инновационных технологий дошкольного образования, раннего обучения иностранным языкам, начального обучения математике и природоведению; изучение особенностей речевого развития детей и методики обучения русскому языку в начальной школе;

- кафедр, обеспечивающих готовность педагогов к успешному сотрудничеству с семьей и решающих комплекс проблем, продуцированных отсутствием согласованности и преемственности в совместной деятельности дошкольных образовательных учреждений, начальной школы, семьи и других социальных институтов.

Очевидно, что мир детства — это сложнейшее системное и многоуровневое культурно-историческое образование, требующее к себе междисциплинарных, интегративных подходов.

Чтобы найти верный подход к решению проблем детства, необходимо их рассматривать не в рамках какой-либо одной области знаний, а системно, на стыке ряда областей — мировоззренческой, культурологической, гуманитарной и естественнонаучной. При этом важно пытаться увидеть мир детства и ребенка в нем не только как продукт социализации и научения со стороны взрослых, педагогов, а как автономную, уникальную социально-биологическую и соци-

ально-культурную саморазвивающуюся реальность и уже на этой основе подготовить новое поколение педагогов, глубоко понимающих проблемы современного ребенка и готовых строить образовательный процесс на личност-но-ориентированных и гуманистических основах. В этом, на наш взгляд, и заключается основная миссия института детства как учебного и научно-исследовательского учреждения.

Э. В. Балакирева,

доцент кафедры педагогики, руководитель научно-практического центра профориентации абитуриентов

СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГЕРЦЕНОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА СО ШКОЛАМИ-ПАРТНЕРАМИ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Герценовский университет представляет собой многоуровневую, многоступенчатую, открытую, вариативную развивающуюся систему профессионального образования. Многоуровневая система высшего образования в первую очередь ориентирована на получение педагогического образования определенного уровня (бакалавра или магистра). Это означает, что профессиональная подготовка педагогов осуществляется не по конкретным педагогическим специальностям: учитель предмета, воспитатель дошкольного учреждения и др., а по направлениям высшего педагогического образования.

В рамках модернизации образования педагогический университет предлагает обучающимся множество индивидуальных образовательных маршрутов и возможность индивидуального выбора направления и специальности, уровней, форм и темпов освоения образовательных программ.

При этом успешность реализации образовательных программ педагогического университета сегодня во многом зависит от условий их согласованности с образовательными программами старшей ступени школы (лицея, гимназии) или колледжа (училища).

Главным основанием для согласования образовательных программ в системе «школа—университет» выступает необходимость создания качественно новой образовательной системы, обеспечивающей реализацию принципа преемственности, личностной и профессиональной ориентации обучающихся, принципа индивидуализации и профилизации образовательного процесса.

Эта новая система должна представлять собой совокупность взаимосвязанных форм взаимодейст-

вия университета со школами, которые призваны обеспечивать плавный переход выпускника школы из состояния «абитуриент» в состояние «студент».

Успех решения этой задачи заложен в поиске механизмов согласования образовательных программ школы и Герценовского университета, которые несомненно повлияют на повышение качества высшего профессионального образования.

В качестве таких механизмов сегодня выступают: ассоциация «Университетский образовательный округ Санкт-Петербурга и Ленинградской области», институт довузовской подготовки, научно-практический центр профессиональной ориентации абитуриентов университета.

Дадим краткую характеристику этих механизмов.

Ассоциация «Университетский образовательный округ Санкт-Петербурга и Ленинградской области»

Ассоциация создана на базе университета несколько лет назад. Она представляет собой современную форму организации сотрудничества и взаимодействия образовательных учреждений различного уровня и профиля с целью объединения усилий и формирования общественного мнения, оказания влияния на решение законодательных и управленческих органов по вопросам развития образовательных учреждений и образования в целом.

Сегодня в ассоциации насчитывается около 100 общеобразовательных учреждений (школ, гимназий, лицеев), что составляет почти 10% от общего количества школ в Санкт-Петербурге. Именно эти общеобразовательные учреждения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.