УДК 027.625
МИССИЯ ДЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ
Морковина Анна Юрьевна - аспирант кафедры управления информационно-библиотечной деятельностью, Московский государственный институт культуры. E-mail: oreshnik2006@ yandex.ru
Статья посвящена особенностям духовно-нравственного воспитания в современной детской библиотеке. Данное направление воспитательной работы связано с основной миссией библиотек - приобщением пользователей к чтению. Согласно формулировке Российской библиотечной ассоциации основной целью этой категории библиотек является формирование и удовлетворение потребностей детей в интеллектуальном и духовном росте, самопознании и самообразовании, приобщение их к чтению и, в конечном итоге, помощь в социализации. Именно в детских библиотеках должна быть создана среда развития ребенка (подростка) посредством книжной, духовной культуры как важной части общечеловеческой культуры. Модернизация детских библиотек связана с идеей гуманизации для юных пользователей библиотек электронных ресурсов, попыткой изменить их досуг с помощью «традиционной» книги. Сеть детских и детско-юношеских библиотек в современной России переживает кризисные времена: идет оптимизация, «виртуализация» отрицательно сказывается на посещаемости детьми библиотек. Тем более актуализируются в условиях информационного общества духовная и социокультурная миссия детских библиотек, настойчиво ищущих новые формы и методы привлечения к чтению.
Ключевые слова: социокультурная и духовная миссия библиотек, оптимизация сети детских библиотек, читательская деятельность школьников, приобщение к чтению, духовно-нравственное воспитание, формирование читательской культуры.
DOI: 10.18500/1819-7671 -2017-17-3-354-358
Положение детско-юношеских библиотек в современном мире проблематично: специалисты находят в этом комплексе проблем и политический, и социокультурный, и ценностно ориентирующий аспекты. Все зависит от изменений, происходящих в обществе, от которого библиотека, по понятным причинам, быть свободной не может [1].
Согласно формулировке Российской библиотечной ассоциации (РБА), «детские библиотеки России - специализированные библиотеки, обслуживающие детей до 14 лет включительно, их родителей, учителей, воспитателей и других пользователей, профессионально занимающихся вопросами детского чтения и детской литературы, культуры и информации для детей. Вся деятельность детской библиотеки направлена на приоритетное отношение к определенной категории населения - детям. Именно этим детские
библиотеки отличаются от публичных библиотек, которые должны предоставлять равные условия всем гражданам, независимо от возраста, пола, образования и т.д. Основная цель детских библиотек -формирование и удовлетворение потребностей детей в интеллектуальном и духовном росте, самопознании и самообразовании; приобщение детей к чтению, к мировой и национальной культуре; пропаганда ценности чтения и книги; содействие интеграции детей в социокультурную среду» [2].
Миссия детских библиотек состоит в том, чтобы, используя все имеющиеся ресурсы, предоставить детям оптимальные условия для культурного развития, формирования и удовлетворения их образовательных, коммуникативных и иных потребностей, иными словами, создать среду развития ребенка через чтение, книгу и иные виды материалов, отвечающих его половозрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям.
Фундаментальная «Библиотечная энциклопедия» гласит следующее: «Современное представление о миссии детских библиотек связывается с созданием безопасной оптимальной среды развития через чтение, задачами и возможностями детских библиотек гуманизировать для подрастающего поколения электронные ресурсы» [3, с. 250].
Вырабатывается главная стратегическая линия дальнейшего существования детских библиотек в информационном обществе - модернизация и, как следствие, повышение качества работы с учетом постоянно меняющихся социальных, экономических и прочих условий. Будут меняться те или иные формы обслуживания и библиотеки как социальные институты, инвариантным останется одно положение: детям должны быть предоставлены наиболее комфортные условия для развития, получения образования, информации с помощью книги и других документов. Чтение остается, несмотря на технический прогресс, мощным фактором развития личности, поэтому основной задачей библиотек, работающих с детьми, останется приобщение их к чтению всеми путями, включая современные информационные технологии и формирование информационной и читательской культуры.
© Морковина А. Ю., 2017
Л. Ю. Морковина. Миссия детской библиотеки в информационном обществе
«Библиотечная энциклопедия» дает историческую справку о возникновении специализированных детских библиотек в России во второй половине XIX в. на средства педагогических и культурно-просветительских обществ и частных лиц; о стремительно возраставшей роли детских библиотек в первые годы советской власти, когда формировались фонды, отражавшие «модель мировой книжной культуры для детей». В 1878 г. известный библиограф и книговед А. Д. Торопов открывает в Москве первую общедоступную детскую библиотеку, к 1914 г. их в России стало уже 20.
По статистическим сведениям на 2007 г., многоуровневая сеть детских библиотек в России насчитывала 4,5 тыс. единиц, в том числе 76 республиканских, краевых, 10 окружных, 31 самостоятельную систему детских библиотек в крупных и средних городах; библиотеки-филиалы и т.д. [4].
Однако все чаще и чаще в различных СМИ высказываются опасения в отношении детских библиотек России. В связи с принятием федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ [5] библиотечная сеть претерпела изменения: в первую очередь, пострадали детские библиотеки. Их общее количество уменьшилось с 4,5тыс. в 2003 г до 4,1 тыс. в 2009 г. Во всех регионах количество детских библиотек неуклонно сокращается: в Чувашии их осталось 33 вместо 43, в Ленинградской и Воронежской областях число детских библиотек сократилось на 15 единиц и т.д. [6].
Многие детские библиотеки закрывают или перепрофилируют, объединяя со взрослыми или школьными. В 2015 г. в Интернете появилась петиция в защиту Московской областной детской библиотеки, которую стремятся выселить из помещения на первом этаже жилого дома, причем выселить за пределы Москвы, а там, как считают специалисты, библиотека сольется с Домом культуры и вскоре перестанет существовать. Петицию подписали 2500 человек [7].
Что касается Саратовской области, то 4 марта 2014 г. появилась информация о закрытии в области 100 сельских библиотек в 2013 г. [8]. Неизвестно, сколько из этих библиотек - детские, но даже если учесть, что детей обслуживали отделы в этих библиотеках, картина становится неутешительной.
Следует сказать о том, какое участие в современной ситуации с детскими библиотеками и детским чтением принимает Саратовская областная библиотека для детей и юношества им. А. С. Пушкина. Свою историю Пушкинская
библиотека ведет с библиотеки Коммерческого собрания, но официальной датой рождения считается 29 марта 1919 года [9, с. 3]. Через два года библиотека отметит свое 100-летие. Юношество библиотека стала обслуживать с 1992 г., и в это же время первой среди детско-юношеских библиотек страны вступила на путь информатизации: именно в Саратове началась «компьютерная эра» детских библиотек России.
Вероятно, это «палка о двух концах». Размышляя теперь об этой странице истории, мы понимаем, что сделали правильно: без компьютеризации, Интернета, современных информационных технологий работать сейчас невозможно, поэтому у нас регулярно осуществляется оцифровка редкого фонда, проводятся видеомосты с молодежью и коллегами из других городов и даже стран. Например ежегодно в Пушкинский день России (6 июня) ведущие специалисты участвуют в видеомостах с коллегами из различных городов и сел России, не редкостью стало дистанционное общение со студентами из Польши, Индии и других стран, чтение стихов Пушкина, показ отрывков из «сказочных» спектаклей би-блиотеатра «Лукоморье», обсуждение проблем культуры, чтения и библиотек.
Но то, что дети и подростки-читатели стали теперь более «виртуальными», чем раньше, ко -нечно, отразилось на посещаемости библиотеки: читальные залы пустеют, в основном детей и подростков библиотекари видят на массовых мероприятиях, а не в читальном зале за книгой. И это при том, что Пушкинская библиотека имеет один из лучших, тщательно подобранных фондов, книги и периодика поступают централизованно и через различные фонды и гранты (например, от некоммерческого фонда «Пушкинская библиотека»), новые книги дарят авторы, часто дары поступают и от самих читателей. Библиотека комплектует свой фонд, ориентируясь на самые разноплановые запросы взрослых и детей.
Активное привлечение, приобщение детей к чтению, воспитание культуры чтения - одна из наиболее актуальных задач современных детских библиотек. Это - «сложное и многогранное явление. Это и определенные навыки работы с книгой, от выбора тематики чтения до умения ориентироваться в печатной продукции, и владение техническими приемами, обеспечивающими закрепление и дальнейшее использование прочитанного (конспекты, выписки и т. д.), и умение пользоваться фондами и справочным аппаратом библиотек. Но это и часть общечеловеческой культуры - эмоциональный настрой человека на чтение, бережное отношение и любовь к книгам, восприятие чтения являются такой же
неотъемлемой частью жизни, как еда, сон. Для того, чтобы культура чтения и, как следствие, информационная культура была на высоте, необходимо с самого раннего возраста закладывать навыки работы с книгой, воспитывать основы культуры умственного труда» [8].
Точка зрения ведущих специалистов Российской государственной детской библиотеки, Российской школьной библиотечной ассоциации высоко ценятся в различных отраслях современного общества. Ими ведется важная работа в рамках «Национальной программы поддержки и развития чтения», проводятся серьезные социологические исследования, обобщается уникальный опыт работы областных, краевых, городских и прочих детских библиотек, результаты которого публикуются и выносятся на рассмотрение, в том числе и в ЮНЕСКО. «Руководство для детских библиотек России» гласит: «...детская библиотека оказалась исключительно адаптивным социокультурным институтом. Статистика показывает, что специализированными детскими библиотеками пользуется 52,3% читателей-детей, хотя эти библиотеки составляют всего 9,2% всех библиотек системы общедоступных библиотек России» [2].
Информационная среда современной детской библиотеки открывает ребенку все более широкое поле для различных видов активности. Он, в зависимости от возрастных и индивидуальных потребностей, может и поиграть, и пообщаться со сверстниками, и заняться школьными уроками, и отдохнуть. И все же центральное место здесь занимает читательская деятельность, т.е. целенаправленные действия по выбору, восприятию и осмыслению печатной информации. В этом проявляется сущность библиотеки: она не только собирает, хранит и рекомендует широкий круг документов, но и содействует установлению их связи с читателем. В условиях компьютеризации коммуникативная функция библиотеки не уменьшается, но актуализируется.
Специалисты Саратовской Пушкинской библиотеки поддерживают следующую точку зрения: «Замечательные ученые прошлого и наши современники утверждают, что чтение как деятельность совершенствуется вместе с онтогенезом личности. Эти процессы взаимосвязаны и опираются друг на друга. Потому чтение и способно изменить детскую душу, что само оно неисчерпаемо в возможностях обогащения и усложнения. Важно, что именно детская библиотека как никакой другой воспитательный институт дает уникальную возможность приобщиться к миру подлинной информационной культуры наиболее эффективными средствами» [10].
С 2012 г. в Саратовской областной детско-юношеской библиотеке им. А. С. Пушкина существует отдел «Душе полезное чтение», открытый при поддержке епархии. Его посещают дети и взрослые, там занимаются воспитанники воскресных школ, проходят встречи с православными писателями: частым гостем библиотеки является православный писатель, священник Дионисий Каменщиков, автор нескольких детских книг и член редакционного совета журнала для семейного чтения «Гимназический взвоз». Эти встречи, а также книги и периодические издания православной направленности вызывают большой интерес читателей.
Детские и юношеские библиотеки, оставаясь светскими учреждениями, соблюдающими Закон «О свободе совести и религиозных объединениях», обеспеченный статьей 28 Конституции Российской Федерации [11, с. 211-212], создают пространство межкультурной коммуникации, знакомства читателей разных национальностей и конфессий с традициями, культурой и литературой народов мира, прежде всего этносов, живущих в данном регионе.
Диалог культур чрезвычайно важен для поддержания и развития толерантности народов мира, России, каждого ее региона в отдельности, важен для достижения взаимопонимания представителей различных культур и конфессий. Преодолевать языковые барьеры, погружаться в иную культуру помогает участие пользователей детских и юношеских библиотек в крупных всероссийских и межрегиональных акциях, литературных флешмобах, фестивалях, праздниках; для них организуются выставки, беседы и театрализованные представления по национальным, этнографическим, литературоведческим отраслям знаний. Такая деятельность библиотек подразумевает большую работу, направленную на формирование фонда изданиями по национальным культурам, литературе, включая учебную литературу, разговорники, пособия, книги о выдающихся представителях разных народов, живущих на территории региона, альбомов по декоративно-прикладному искусству и т.д. Библиотечная работа с такими изданиями способствует укреплению толерантности и взаимному уважению.
В 2015 г., объявленном Указом Президента Российской Федерации Годом литературы, Саратовская Пушкинская библиотека, как и другие детские библиотеки страны, приняла в нем участие, сохраняя традиционные и разрабатывая новые формы для привлечения детей к чтению: проводились конкурсы чтецов («Живая классика», «Дети читают стихи» и др.), Пушкинские
А. Ю. Морковина. Миссия детской библиотеки в информационном обществе
научные чтения для школьников и студентов, оказывалась помощь педагогам и выпускникам в подготовке к экзаменационным сочинениям, были встречи с детскими писателями, театрализованные представления библиотеатра «Лукоморье» и многое другое. Большая работа была проведена библиотекой к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне (выставки, встречи с писателями и ветеранами, беседы, чтения, публиковались отзывы школьников на произведения саратовцев-фронтовиков, участие в акции «Бессмертный полк»).
У современного российского общества остается уверенность, что не все потеряно, потому что именно читающий ребенок - будущее культуры России: через несколько лет от него будет зависеть, какое место и какую роль книга займет в обществе. Думается, что духовную миссию детских библиотек начала нового тысячелетия трудно переоценить.
Список литературы
1. Детская библиотека - организатор читательской деятельности школьника. URL: http://knowledge.allbest. ru/culture/ 3c0a65625b2bc78a5d43a89521316c26_0. html (дата обращения: 12.01.17)
2. Руководство для детских библиотек России. URL:
http://www.odbvrn.ru/rukovodstvo-dlya-detskikh-bibliotek-rossii (дата обращения: 10.01.17).
3. Библиотечная энциклопедия /под ред. Ю. А. Гриха-нова. М., 2007. 1150 с.
4. Аврамова М. Б. Проблема адекватности федеральных статистических наблюдений актуальным задачам управления в библиотечной сфере. М., 2015. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_11/Main.htm (обращение: 15.05.17).
5. Федеральный закон N° 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571 (дата обращения: 11.01.17).
6. КалмыковН. Число библиотек сокращается в России. URL: http:// www.interfax-russia.ru/Moscow/news. asp?id=720622&sec=1668 (дата обращения: 15.05.17).
7. Петиция в защиту Московской областной детской библиотеки. URL: https://www.change.org/p (дата обращения: 20.01.16).
8. Закрылись 100 сельских библиотек. URL: http://news. sarbc.ru/main/2014/03/04/150504.html (дата обращения: 05.02.15).
9. Листая пожелтевшие страницы : метод. изд. /под ред. О. В. Разуваевой. Саратов, 1999. 16 с.
10. Сайт ОБДЮ им. А. С. Пушкина. URL: http:// pushkinlib.ru/index.php/about/9-istoriya-biblioteki (дата обращения: 13.11.16).
11. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М., 2002. 959 с.
Образец для цитирования:
Морковина А. Ю. Миссия детской библиотеки в информационном обществе // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2017. Т. 17, вып. 3. С. 354-358. БО!: 10.18500/1819-7671-2017-17-3-354-358.
The mission of Children's Library in the Information Society
A. Yu. Morkovina
Moscow State Institute of Culture
7, Bibliotechnaya str., Moscow reg., Himki, 141406, Russia
E-mail: [email protected]
The article is devoted to the peculiarities of spiritual and moral education in the modern children's library. This direction of educational work is connected with the main mission of libraries - familiarizing users with reading. According to the formulation of the Russian Library Association (RBA), the main purpose of this category of libraries is the formation and satisfaction of the needs of children in intellectual and spiritual growth, self-knowledge and self-education; Encouraging children to read, to the world and national culture; Propaganda of the value of reading and books; Promoting the integration of children in the socio-cultural environment. It is in children's libraries that the child's (adolescent) development environment should be created through book, spiritual culture as an important part of the universal culture. Modernization of children's libraries is connected with the idea of humanizing electronic resources for young users of libraries, ensuring maximum security for the younger generation of the Internet. The network of children's and children's and youthful
libraries in modern Russia is going through crisis times: optimization is under way, «virtualization» negatively affects the attendance of children by libraries. Especially in the information society, the spiritual and sociocultural mission of children>s libraries, which are looking for new forms and methods of attracting to reading, is actualized in the information society.
Key words: socio-cultural and spiritual mission of the libraries, optimization of the network of children's libraries, reader development of schoolchildren, introduction to reading, spiritual and moral education, the formation of reading culture.
References
1. Detskaya biblioteka - organizator chitatelskoy deyatel-nosti shkolnika (Children's library-reading schoolboy activities Organizer). Available at: http://knowledge.allbest. ru/culture/ 3c0a65625b2bc78a5d43a89521316c26_0. html (accessed 12 January 2017) (in Russian).
2. Rukovodstvo dlya detskikh bibliotek Rossii (Guide to children's libraries in Russia). Available at: http://www. odbvrn.ru/rukovodstvo dlya detskikh bibliotek rossii (accessed 10 January 2017) (in Russian).
3. Bibliotechnaya entsiklopediya [Library encyclopedia]. Moscow, 2007. 1150 р.
4. Avramova M. B. Problema adekvatnosti federalnykh statisticheskikh nablyudeniy aktualnym zadacham uprav-leniya v bibliotechnoy sfere (The problem of the adequacy of federal statistical observations to the actual tasks of management in the library sphere). Moscow, 2015. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_11/Main.htm (accessed 15 May 2017) (in Russian).
5. Federalnyy zakon № 131-FZ «Ob obshchikhprintsipakh organizatsii mestnogo samoupravleniya v Rossiyskoy Federatsii» оt 06.10.2003 (Federal Law no. 131-FZ «On general principles of organization of local self-government in the Russian Federation» dated 06.10.2003). Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_ LAW_44571/ (accessed 11 January 2017) (in Russian).
6. Kalmykov N. Chislo bibliotek sokrashchaetsya v Rossii (The number of libraries is shrinking in Russia). Available at: http:// www.interfax-russia.ru/Moscow/news. asp?id=720622&sec=1668 (accessed 15 May 2017) (in Russian).
7. Petitsiya v zashchitu Moskovskoy oblastnoy detskoy biblioteki (Petition in defence of the Moscow Oblast Children's library). Available at: https://www.change. org/p (accessed 20 January 2016) (in Russian).
8. Zakrylis 100 selskikh bibliotek (Closed 100 rural libraries). Available at: http://news.sarbc.ru/main /2014/03/04/150504.html (accessed 5 February 2016) (in Russian).
9. Listaya pozheltevshie stranitsy: metod. izd. [Leafing through the yellowed pages: methodical edition]. Ed. O. V. Razuvaeva. Saratov, 1999. 16 р. (in Russian).
10. Sayt OBDYu im. A. S. Pushkina (The Website of the Regional Library for Children and Youth named after A. S. Pushkin). Available at: http://pushkinlib.ru/index. php/about/9-istoriya-biblioteki (accessed 13 Novemer 2016) (in Russian).
11. Kommentariy k Konstitutsii Rossiyskoy Federatsii [Commentary on the Constitution of the Russian Federation]. Moscow, 2002. 959 р. (in Russian).
Cite this article as:
Morkovina A. J. The mission of Children's Library in the Information Society. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2017, vol. 17, iss. 3, pp. 354-358. DOI: 10.18500/1819-7671-2017-17-3-354-358.