Научная статья на тему 'МИССИОНЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ И ПЕРВЫЙ ЭТАП ЕГО СТАНОВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ВОЙСКА ДОНСКОГО'

МИССИОНЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ И ПЕРВЫЙ ЭТАП ЕГО СТАНОВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ВОЙСКА ДОНСКОГО Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
66
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСЛАВНОЕ МИССИОНЕРСКОЕ ОБЩЕСТВО / ДОНСКАЯ И НОВОЧЕРКАССКАЯ ЕПАРХИЯ / ЕПАРХИАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ МИССИОНЕРСКОГО ОБЩЕСТВА / АРХИЕПИСКОП ДОНСКОЙ И НОВОЧЕРКАССКИЙ ПЛАТОН (ГОРОДЕЦКИЙ) / ДОНСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ / СТАРООБРЯДЧЕСТВО / ДОНСКИЕ КАЛМЫКИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шадрина Алла Валерьевна

Исследуется миссионерское движение второй половины XIX в. в Российской империи и его становление в Области войска Донского. На основании изучения комплекса источников показано, что до 1868 г. миссия проводилась в основном в отношении «инородцев» Поволжья и Сибири. С 1870 г. Совет Миссионерского общества был перенесен в Москву, утвержден устав общества, согласно которому миссия должна была развиваться преимущественно как внутренняя. После открытия Миссионерского общества в Москве его комитеты начали открываться в разных епархиях Православной российской церкви. Одним из первых был открыт комитет в Донской и Новочеркасской епархии. Его деятельность регламентировалась архиепископом Донским и Новочеркасским Платоном (Городецким), который предложил фундаментальный подход к ведению миссии в Донском регионе. По инициативе иерарха были определены два направления миссии - среди старообрядцев и среди донских калмыков. Первым этапом миссии по инициативе архиерея стала подготовка миссионеров в Донской духовной семинарии, для чего в учебный план было введено усиленное изучение «раскола» и калмыцкого языка. Второй этап был связан с изучением истории старообрядчества на Дону и культуры и религии калмыков. Площадкой для публикации исследований как своеобразной платформы для миссионерской деятельности стал журнал «Донские епархиальные ведомости», издававшийся Донской духовной семинарией, на протяжении своего существования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MISSIONARY MOVEMENT IN THE SECOND HALF OF THE 19TH CENTURY IN THE RUSSIAN EMPIRE AND THE FIRST STAGE OF ITS FORMATION IN THE DON COSSACK HOST REGION

The study is devoted to the missionary movement of the second half of the 19th century. in the Russian Empire and its formation in the Don Army Region. Based on the study of a complex of sources, it is shown that until 1868 the mission was carried out mainly in relation to the “foreigners” of the Volga region and Siberia. Since 1870, the Council of the Missionary Society was moved to Moscow, the charter of the society was approved, according to which the mission was to develop mainly as an internal one. After the opening of the Missionary Society in Moscow, its committees began to open in various dioceses of the Orthodox Russian Church. One of the first committees was opened in the Don and Novocherkassk diocese. Its activities were regulated by the Archbishop of the Don and Novocherkassk Platon (Gorodetsky), who proposed a fundamental approach to conducting a mission in the Don region. On the initiative of the hierarch, two directions of the mission were determined - among the Old Believers and among the Don Kalmyks. The first stage of the mission, initiated by the bishop, was the training of missionaries at the Don Theological Seminary, for which an intensive study of the “schism” and the Kalmyk language was introduced into the curriculum. The second stage was connected with the study of the history of the Old Believers on the Don and the culture and religion of the Kalmyks. The platform for the publication of research, which became a kind of platform for missionary activity, was the journal “Don Diocesan Gazette”, published by the Don Theological Seminary throughout its existence.

Текст научной работы на тему «МИССИОНЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ И ПЕРВЫЙ ЭТАП ЕГО СТАНОВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ВОЙСКА ДОНСКОГО»

ISSN 2687-0770 ИЗВЕСТИЯ ВУЗОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ._2023. № 2

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2023. No. 2

Научная статья УДК 94(47)

doi: 10.18522/2687-0770-2023-2-113-120

МИССИОНЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ И ПЕРВЫЙ ЭТАП ЕГО СТАНОВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ВОЙСКА ДОНСКОГО

Алла Валерьевна Шадрина

Федеральный исследовательский центр Южный научный центр Российской академии наук,

Ростов-на-Дону, Россия

bergson@yandex.ru

Аннотация. Исследуется миссионерское движение второй половины XIX в. в Российской империи и его становление в Области войска Донского. На основании изучения комплекса источников показано, что до 1868 г. миссия проводилась в основном в отношении «инородцев» Поволжья и Сибири. С 1870 г. Совет Миссионерского общества был перенесен в Москву, утвержден устав общества, согласно которому миссия должна была развиваться преимущественно как внутренняя. После открытия Миссионерского общества в Москве его комитеты начали открываться в разных епархиях Православной российской церкви. Одним из первых был открыт комитет в Донской и Новочеркасской епархии. Его деятельность регламентировалась архиепископом Донским и Новочеркасским Платоном (Городецким), который предложил фундаментальный подход к ведению миссии в Донском регионе. По инициативе иерарха были определены два направления миссии - среди старообрядцев и среди донских калмыков. Первым этапом миссии по инициативе архиерея стала подготовка миссионеров в Донской духовной семинарии, для чего в учебный план было введено усиленное изучение «раскола» и калмыцкого языка. Второй этап был связан с изучением истории старообрядчества на Дону и культуры и религии калмыков. Площадкой для публикации исследований как своеобразной платформы для миссионерской деятельности стал журнал «Донские епархиальные ведомости», издававшийся Донской духовной семинарией, на протяжении своего существования.

Ключевые слова: православное Миссионерское общество, Донская и Новочеркасская епархия, епархиальный комитет Миссионерского общества, архиепископ Донской и Новочеркасский Платон (Городецкий), Донская духовная семинария, старообрядчество, донские калмыки

Благодарности: публикация подготовлена в рамках реализации ГЗ ЮНЦ РАН, № гр. проекта АААА-А20-120122990111-9.

Для цитирования: Шадрина А.В. Миссионерское движение во второй половине XIX века в Российской империи и первый этап его становления в Области войска Донского // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Обществ. науки. 2023. № 2. С. 113-120.

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0). Original article

MISSIONARY MOVEMENT IN THE SECOND HALF OF THE 19th CENTURY IN THE RUSSIAN EMPIRE AND THE FIRST STAGE OF ITS FORMATION IN THE DON COSSACK HOST REGION

Alla V. Shadrina

Southern Scientific Center, Russian Academy of Sciences, Rostov-on-Don, Russia bergson@yandex.ru

Abstract. The study is devoted to the missionary movement of the second half of the 19th century. in the Russian Empire and its formation in the Don Army Region. Based on the study of a complex of sources, it is shown that until 1868 the mission was carried out mainly in relation to the "foreigners" of the Volga region

© Шадрина А.В., 2023

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2023. No. 2

and Siberia. Since 1870, the Council of the Missionary Society was moved to Moscow, the charter of the society was approved, according to which the mission was to develop mainly as an internal one. After the opening of the Missionary Society in Moscow, its committees began to open in various dioceses of the Orthodox Russian Church. One of the first committees was opened in the Don and Novocherkassk diocese. Its activities were regulated by the Archbishop of the Don and Novocherkassk Platon (Gorodetsky), who proposed a fundamental approach to conducting a mission in the Don region. On the initiative of the hierarch, two directions of the mission were determined - among the Old Believers and among the Don Kalmyks. The first stage of the mission, initiated by the bishop, was the training of missionaries at the Don Theological Seminary, for which an intensive study of the "schism" and the Kalmyk language was introduced into the curriculum. The second stage was connected with the study of the history of the Old Believers on the Don and the culture and religion of the Kalmyks. The platform for the publication of research, which became a kind of platform for missionary activity, was the journal "Don Diocesan Gazette", published by the Don Theological Seminary throughout its existence.

Keywords: Orthodox Missionary Society, Don and Novocherkassk Diocese, Diocesan Committee of the Missionary Society, Archbishop of Don and Novocherkassk Platon (Gorodetsky), Don Theological Seminary, Old Believers, Don Kalmyks

Acknowledgements. the publication was prepared within the framework of the implementation of the State Scientific Research Center of the Russian Academy of Sciences, project No. AAAA-A20-120122990111-9.

For citation. Shadrina A.V. Missionary movement in the second half of the 19th century in the Russian Empire and the first stage of its formation in the Don Cossack Host Region. Bulletin of Higher Educational Institutions. North Caucasus Region. Social Science. 2023;(2).113-120. (In Russ.).

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).

Во второй половине XIX в. миссионерское движение, направленное как на внутреннюю миссию - христианизацию «инородцев» - малых народов, вошедших в состав империи в процессе войн и колонизационных процессов, так и на внешнюю, посвященную проповеди христианства среди народов других стран, было одной из важных инициатив Российской империи. Оно охватило всю территорию страны, став частью ее социальной истории. Этот процесс коснулся и Области войска Донского, населенной большим числом старообрядцев и донских калмыков, исповедовавших ламаизм. Поскольку миссионерская деятельность на территории Области войска Донского ранее не выступала в качестве предмета исследования, поставленная проблема представляется актуальной.

Историографию миссионерского движения XIX в. уместно разделить на дореволюционную и современную. В советское время данная проблема не рассматривалась по идеологическим соображениям. В дореволюционный период вопросам развития миссии как одной из форм деятельности Православной российской церкви посвящено исследование церковного историка А.П. Доброклонского [1], который ставил задачу описать все стороны жизни и деятельности Церкви в Синодальный период. В современной историографии выделяется работа А.Б. Ефимова [2], ориентированная на теоретическое обоснование миссии Церкви. Начиная с 2000-х гг. был проведен ряд исследований, посвященных миссионерскому движению второй половины XIX в. в разных регионах Российской империи: в Забайкалье [3], Оренбургской епархии [4], Западной Сибири [5] и др. Также исследователями были затронуты вопросы подготовки миссионеров в духовных семинариях [6] и ведение миссии под руководством епархиальных миссионеров [7]. Особенностью современной историографии является направленность на изучение миссии в среде старообрядческого населения.

Источниковая база настоящего исследования основана на делопроизводственной документации, опубликованных источниках, публикациях в региональных периодических изданиях. К первой группе относятся делопроизводственные документы Донской духовной семинарии [8] и Донской духовной консистории [9]. Во вторую группу вошли Извлечения из всеподданнейших отчетов обер-прокуроров Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за разные годы [10-14] и законодательный акт, опубликованный в Полном собрании законов Российской империи [15, с. 300-305]. В третью группу вошли публикации в региональном периодиче-

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2023. No. 2

ском издании «Донские епархиальные ведомости», посвященные открытию в Области войска Донского епархиального комитета Миссионерского общества [16, с. 179-185; 17, с. 583-584].

Со времени своего основания в 1721 г. Российская империя была полиэтничным и поликонфессиональным государством. Традиционно исповедуя христианство восточного обряда как основную религию, оно включило в число своих главных задач христианское просвещение (христианизацию) нехристианских народов [2, с. 19], направленное на «инородцев» Поволжья и Сибири. В 1827-1870 гг. в империи была создана система миссионерского просвещения, переводческой деятельности, школьного образования для «инородцев» и подготовки миссионерских кадров [2, с. 20], основаны внутренние миссии: Иркутская, Забайкальская, Алтайская и Якутская, а также внешние: Японская, Палестинская и др.

В Православной российской церкви стали известны имена выдающихся миссионеров, чья деятельность определила успех миссий. Однако, анализируя в 1868 г. распространение православной веры в России, обер-прокурор Св. Синода Д. Толстой писал: «В истекшем году обращения были... не слишком обширны» [10, с. 43]. В 1869 г. он же констатировал: «К прискорбию, высокие истины божественной веры не легко усвояются ими (инородцами. - А.Ш.) и спасительные ее начала не скоро укрепляются в сердцах новообращенных» [11, с. 43].

Незначительный успех миссионерского движения, обусловленный недостатком миссионеров и средств для содержания как их самих, так и организовываемых ими школ, заставил в 1869 г. на высочайшем уровне преобразовать принципы ведения миссии в Российской империи и ее финансирование. В 1868 г. «в видах правильного развития деятельности Миссионерского общества» [10, с. 85] главное управление Совета Миссионерского общества, находившееся в Санкт-Петербурге, было перенесено в Москву, а возглавил его в качестве председателя известный миссионер митрополит Московский Иннокентий (Вениаминов) [11, с. 85] - «апостол Сибири и Америки» [2, с. 127].

В апреле 1869 г. Совет миссионерского общества в Санкт-Петербурге был упразднен. Тогда же началась подготовка к учреждению Миссионерского общества в Москве и разработка его устава, которая была поручена митрополиту Иннокентию [11, с. 85]. Устав был высочайше утвержден как закон Российской империи 21 ноября 1869 г. [15, с. 300-305].

Открытие православного Миссионерского общества состоялось в Москве 25 января 1870 г. [16, с. 179]. Его значимость подчеркивалась тем, что оно состояло под покровительством императрицы Марии Федоровны, и под председательством митрополита Московского Иннокентия (Вениаминова) [18, с. 514]. Наблюдение за деятельностью общества возлагалось на Св. Синод.

Цель православного Миссионерского общества в уставе была определена следующим образом: «Содействовать. православным миссиям в деле обращения в православную веру обитающих в пределах Российской империи нехристиан... Содействие Общества первоначально обращено к миссиям в пределах восточной России, а по мере развития его средств может простираться на миссии в других частях империи» [15, с. 300-301]. Иными словами, устав провозгласил преимущество развития внутренней миссии, направленной как на «инородцев», так и на старообрядцев, работа с которыми постепенно была выведена на первый план.

Управление Миссионерским обществом, определенное уставом, возлагалось на председателя и его совет из 15 человек [15, с. 301]. Важным нововведением, позволившим говорить о том, что «Миссионерское общество. обнимет всю Россию» [16, с. 182], стало учреждение в каждой епархии Православной российской церкви епархиальных комитетов, имеющих в качестве исполнительных органов собственные общие собрания, выборы, свою кассу и отчетность [15, с. 303-304]. В их обязанности входило материальное обеспечение миссионеров и «миссионерских заведений», содействие в деле обращения иноверцев как со стороны епархиальных учреждений, так и государственных органов, ежегодное предоставление отчетов и сведений «о действиях или событиях по миссиям, выходящих из ряда обыкновенных» [15, с. 304]. Как видим, одним из важнейших направлений деятельности Миссионерского общества было создание материальной базы для ведения миссионерской деятельности и «устройство быта новокрещеных» [18, с. 516].

Учитывая, что Миссионерское общество было имперской инициативой, а его развитие контролировалось Св. Синодом, то становление проходило достаточно быстро. В 1871 г. в импе-

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2023. No. 2

рии было открыто 6 епархиальных комитетов: Астраханский, Енисейский, Орловский, Самарский, Донской и Тамбовский [12, с. 66]. Как сообщалось в отчете обер-прокурора, их открытие встречалось «с общим живым сочувствием» [13, с. 66], свидетельством чему было значительное число поступавших в комитеты членов и обилие вносимых ими пожертвований. Так, в Донской и Новочеркасской епархии при учреждении Комитета в Миссионерское общество вступило 146 членов, пожертвовавших 824 руб. Для сравнения, в Астраханской епархии в 1871 г. в общество вступило 678 членов, внесших 4026 руб. [12, с. 66]. В 1873 г. в Миссионерском обществе числилось уже 22 епархиальных комитета [13, с. 37], в 1879 г. комитеты были учреждены в 29 епархиях. В них состоял 6731 действительный член [14, с. 59].

Донская и Новочеркасская епархия стала одной из первых, где был учрежден епархиальный комитет Миссионерского общества. 23 июля 1870 г. Совет общества сообщил архиепископу Донскому и Новочеркасскому Платону (Городецкому) о том, что «в православных миссиях отечественной церкви чувствуется большая нужда в ревностных и благонадежных проповедниках Евангелия» [17, с. 583-584]. 29 июля 1870 г. архиерей дал указание объявить духовенству Донской и Новочеркасской епархии, что «ему (духовенству. - А.Ш.) принесло бы много чести, если бы в среде его нашлись такие ревнители православной христовой веры, которые бы изъявили желание содействовать к распространению ея между неверными в качестве миссионеров» [17, с. 584].

После необходимых объявлений, несмотря на вступление в Миссионерское общество 146 жителей Дона [12, с. 66], развитие миссии здесь шло достаточно медленно и концентрировалось исключительно на инициативах архиепископа Платона, что объяснялось особенностями его жизненного пути. Еще до принятия монашеского пострига, с сентября 1829 г. служба будущего иерарха была связана с Санкт-Петербургской духовной академией, где он одним из первых начал читать лекции по «расколу» [19, с. 362]. Скорее всего, причастность к этой дисциплине обусловила его трепетное отношение к проблеме преодоления разногласий между последователями Православной российской церкви и почитателями старых обрядов, т.е. к миссионерскому служению.

Перенос Миссионерского общества в Москву и его открытие в 1870 г. совпали с выдающимся событием в Донской и Новочеркасской епархии. В 1869 г. в Новочеркасске, благодаря трудам архиепископа Платона, была учреждена Донская духовная семинария. Еще в процессе подготовки к ее открытию по настоянию иерарха в определении особенностей «учебной части» будущей семинарии оговаривалось, что учебный процесс в этой духовной школе будет ориентирован на подготовку миссионеров, «так как в Донском Войске в настоящее время (конец 1860-х гг. - А.Ш.) считается до 80 тысяч раскольников обоего пола, и во многих станицах они составляют более 2-х третей прихода» [8, л. 6]. Именно это позволило, согласно § 129 устава семинарии, невзирая на сопротивление ряда членов педагогической корпорации, в последнем классе ввести усиленное преподавание учения о «расколе», что, по мысли архиепископа Платона, со временем должно было обеспечить возможность определять священниками воспитанников семинарии, «оказавших особые успехи по этому предмету, в приходы, населенные раскольниками» [8, л. 6]. Кроме этого, архиепископ Платон обратился в другие учреждения Православной российской церкви с просьбой о передаче семинарии «старопечатных книг», собрав таким образом выдающуюся коллекцию рукописей и печатных изданий, изучение которых позволило обучать будущих миссионеров.

В представлении архиепископа Платона Св. Синоду было определено и второе направление миссионерского служения будущих выпускников Донской духовной семинарии: «Принимая во внимание, что в землях Донского войска числится более 25 тысяч калмыков обоего пола... весьма полезно иметь в Донской области священников, знающих калмыцкий язык» [8, л. 6], что позволило бы им вести миссию среди этого народа [9, л. 3]. Это стало основанием для введения преподавания в Донской семинарии калмыцкого языка.

Действительно, с первых лет ее существования в духовной школе изучался калмыцкий язык. В 1869-1870 гг. его преподавали хорунжий из калмыков Даржинов и «из калмыков», т.е. не казак, Ренцин Нахошкин. С августа 1870 г. к преподаванию калмыцкого языка приступили магистры и кандидаты богословия А.Л. Крылов, А.М. Зверев, И.М. Граников и др. [20, с. 221]. Все

ISSN 2687-0770 BULLETIN OFHIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2023. No. 2

20 воспитанников V и VI классов после получения распоряжения исполняющего должность ректора изучали калмыцкий язык, и значительная часть учащихся изъявляла готовность потрудиться для обращения калмыков в христианскую веру при условии предоставления им по окончании семинарии священнических мест в приходах, близких к калмыцким улусам [9, л. 17]. Впоследствии архиепископ Платон действительно назначал в храмы на границе калмыцких кочевий тех священников, которые в семинарии изучили калмыцкий язык и имели способности к миссионерской деятельности.

Как видно, после учреждения епархиального миссионерского комитета первой ступенью реализации задач миссии на Дону было обучение миссионерскому делу учащихся донской духовной семинарии. Среди выпускников этой духовной школы прославились выдающиеся миссионеры, трудившиеся как во внутренней, так и во внешней миссии.

Вторым этапом организации миссионерского дела, связанным с именем архиепископа Платона (Городецкого) и Донской духовной семинарией, было привлечение преподавателей этой духовной школы к изучению истории старообрядчества в Донском регионе, а также культуры и религии калмыков. За углубленным изучением этих направлений стояла задача выработки методов проведения миссии среди старообрядцев и калмыков. Оба исследовательских направления увенчались выдающимися трудами преподавателей, которые и сегодня представляют значительный интерес. Так, истории старообрядчества на Дону посвятили свои работы магистр богословия А.Л. Крылов [21-24], нередко выступавший как аноним, либо подписывавшийся «К-в», и священник Е. Овсянников [25]. В конце 1870-х гг. на страницах «Донских епархиальных ведомостей» были опубликованы заслуживающие внимания материалы, посвященные встречам с известным игуменом Московского единоверческого Никольского монастыря Павлом Прусским (Леднёвым), неоднократно посещавшим Дон по приглашению архиепископа Платона с целью проведения миссионерских собеседований с донскими старообрядцами [26, 27].

В 1872 г. в калмыцкие улусы был командирован А.Л. Крылов, который еще во время обучения в Казанской духовной академии изучал особенности миссии среди буддистов и «монголо-калмыцкий» язык [28, л. 4 об.-7 об.]. Обширные исследования А.Л. Крылова, посвященные нравам, быту, религии и обрядам калмыков, были опубликованы в «Донских епархиальных ведомостях» в 1873 г. [29]. Этот журнал, издававшийся Донской духовной семинарией, на протяжении своего существования был площадкой для публикации исследований, которые стали своеобразной платформой для миссионерской деятельности. Помимо преподавателей семинарии, в публикациях, посвященных миссионерскому делу, участвовали и другие авторы. Так, в 1871 г. была предпринята попытка создания калмыцко-русского словаря, который публиковался на страницах «Донских епархиальных ведомостей», также было опубликовано обширное исследование «О буддизме» [30] и др.

Оба направления миссионерской деятельности - среди старообрядцев и среди иноверцев, начало которым было положено по инициативе архиепископа Платона, уравновесили задачи комитета Миссионерского общества Донской и Новочеркасской епархии.

Итак, миссионерское движение во второй половине XIX в. в Российской империи было обусловлено задачами, поставленными перед Православной российской церковью имперским правительством, стремившимся к воплощению идеи монорелигиозности, провозглашенной еще в Византийской империи. Для эффективности проведения миссии деятельность Миссионерского общества была перенесена из Санкт-Петербурга в Москву, а вовлечение в это движение максимального числа регионов было обеспечено за счет создания епархиальных миссионерских комитетов. Область войска Донского стала участницей миссионерского движения одной из первых, благодаря деятельности архиепископа Донского и Новочеркасского Платона (Городецкого). Его инициативы, совпавшие по времени с учреждением в Новочеркасске Донской духовной семинарии, отличались фундаментальным подходом, обеспечившим работу двух направлений - проведение миссии среди старообрядцев и среди донских калмыков.

Список источников

1. Доброклонский А.П. Руководство по истории Русской церкви. М.: Крутицкое патриаршее подворье, 2009. 938 с.

ISSN 2687-0770 BULLETIN OFHIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2023. No. 2

2. Ефимов А.Б. Очерки по истории миссионерства Русской православной церкви. М.: Изд-во ПСТГУ, 2007. 688 с.

3. Гусейнова Т.Н. Миссионерская деятельность Русской православной церкви среди старообрядцев Забайкалья: XVIII - начало XX в. : дис. ... канд. ист. наук. Улан-Удэ, 2004. 249 с.

4. Камзина А.Д. Старообрядчество как объект миссионерской деятельности Русской православной церкви в Оренбургской епархии: 1859-1917 гг. : дис. ... канд. ист. наук. Оренбург, 2004. 203 с.

5. Софронов В.Ю. Миссионерская деятельность Русской православной церкви в Западной Сибири в конце XVII - начале XX в. : дис. ... д-ра ист. наук. Барнаул, 2007. 446 с.

6. Сафронов А. Н. Подготовка православных миссионеров в Пермской духовной семинарии // Православие на Урале: вехи истории: материалы межрегион. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2012. С. 164-169.

7. Марченко А.Н., прот. Сафронов А.Н. Пермская противораскольническая миссия под руководством епархиального миссионера протоиерея Стефана Александровича Луканина // Вестн. Екатеринбургской духовной семинарии. 2019. № 2 (26). С. 142-169.

8. Государственный архив Ростовской области (ГАРО). Ф. 352. Оп. 1. Д. 9.

9. ГАРО. Ф. 226. Оп. 2. Д. 6319.

10. Извлечение из всеподданнейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода графа Д. Толстого по ведомству православного исповедания за 1868 г. СПб.: Синодальная типография, 1869. 133 с.

11. Извлечение из всеподданнейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода графа Д. Толстого по ведомству православного исповедания за 1869 г. СПб.: Синодальная типография, 1870. 131 с.

12. Извлечение из всеподданнейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода графа Д. Толстого по ведомству православного исповедания за 1871 г. СПб.: Синодальная типография, 1872.

13. Извлечение из всеподданнейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода графа Д. Толстого по ведомству православного исповедания за 1872 г. СПб.: Синодальная типография, 1873. 123 с.

14. Извлечение из всеподданнейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода К. Победоносцева по ведомству православного исповедания за 1879 г. СПб.: Синодальная типография, 1881. 125 с.

15. Устав православного Миссионерского общества // Полн. собр. законов Российской империи. Собр. 2. СПб.: Типография II Отделения собственной Е.И.В. канцелярии, 1873. Т. XLIV. Отд. 2. № 47699. С. 300-305.

16. Открытие православного Миссионерского общества в Москве // Донские епархиальные ведомости. 1870. № 6.

17. О приглашении священников Донской епархии к миссионерскому служению // Донские епархиальные ведомости. 1870. № 19.

18. Устав Православного Миссионерского общества // Донские епархиальные ведомости. 1870. № 17. С. 513-524.

19. Снесарёв Н.П. Сведения о жизни и деятельности Высокопреосвященнейшего Платона // Донские епархиальные ведомости. 1877. № 12.

20. Шадрина А.В. История Донской духовной семинарии. Ростов на/Д.: ЮНЦ РАН, 2019. 480 с.

21. Материалы для истории раскола в Донской области // Донские епархиальные ведомости. 1873. № 23; 1874. № 2, 3, 5-7; 1876. № 5-7.

22. Верхнечирская станица и старообрядческий раскол ея в XVIII веке // Донские епархиальные ведомости. 1878. № 4-7.

23. Пятиизбянская станица. Материалы для истории раскола старообрядчества на Дону во второй половине XVIII - начале XIX столетия // Донские епархиальные ведомости. 1882. № 1.

24. Противораскольничья миссия в Донском крае при святителе Тихоне I, епископе Воронежском // Донские епархиальные ведомости. 1880. № 18.

25. Овсянников Е., свящ. Причины широкого распространения старообрядческого раскола на Дону // Донские епархиальные ведомости. 1902. № 29-33, 35, 36.

26. Вечерние беседы игумена Московского единоверческого Никольского монастыря о. Павла в Донской духовной семинарии // Донские епархиальные ведомости. 1876. № 7-14, 16-23.

27. Беседа игумена Павла со старообрядцами города Новочеркасска // Донские епархиальные ведомости. 1879. № 4.

28. ГАРО. Ф. 352. Оп. 1. Д. 176.

29. Крылов А.Л. Умственное и нравственное развитие донских калмыков и особенности их быта // Донские епархиальные ведомости. 1873. № 12-14, 18.

30. О буддизме // Донские епархиальные ведомости. 1871. № 5-8, 10.

References

1. Dobroklonskiy A.P. Guide to the History of the Russian Church. Moscow: Krutitsky Patriarchal Compound Press; 2009. 938 р. (In Russ.).

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2023. No. 2

2. Yefimov A.B. Essays on the history of missionary work of the Russian Orthodox Church. Moscow: St. Tikhon's Orthodox University for the Humanities Press; 2007. 688 p. (In Russ.).

3. Guseynova T.N. Missionary activity of the Russian Orthodox Church among the Old Believers of Transbaikalia: 18th - early 20th century. Dissertation. Ulan-Ude, 2004. 249 p. (In Russ.).

4. Kamzina A.D. Old Believers as an object of missionary activity of the Russian Orthodox Church in the Orenburg diocese: 1859-1917. Dissertation. Orenburg, 2004. 203 p. (In Russ.).

5. Sofronov V.Yu. Missionary activity of the Russian Orthodox Church in Western Siberia in the late 17th -early 20th century. Dissertation. Barnaul, 2007. 446 p. (In Russ.).

6. Safronov A.N. Training of Orthodox missionaries at the Perm Theological Seminary. Orthodoxy in the Urals: milestones in history. Proceedings of the Scientific-Practical Interregional Conference. Yekaterinburg, 2012:164-169. (In Russ.).

7. Marchenko A.N., prot. Safronov A.N. Perm anti-schismatic mission led by diocesan missionary Arch-priest Stefan Alexandrovich Lukanin. Vestnik Yekaterinburgskoi dukhovnoi seminarii = Bulletin of the Yekaterinburg Theological Seminary. 2019;(2):142-169. (In Russ.).

8. State Archive of the Rostov Region (SARR). Fund 352. In. 1. File 9. (In Russ.).

9. SARR. Fund 226. In. 2. File 6319. (In Russ.).

10. Extract from the most submissive report of the Chief Prosecutor of the Holy Synod Count D. Tolstoy on the department of the Orthodox confession for 1868. St. Petersburg: Synodal Printing House; 1869. 133 p. (In Russ.).

11. Extract from the most submissive report of the ChiefProsecutor of the Holy Synod Count D. Tolstoy on the department of the Orthodox confession for 1869. St. Petersburg: Synodal Printing House; 1870. 131 p. (In Russ.).

12. Extract from the most submissive report of the Chief Prosecutor of the Holy Synod Count D. Tolstoy on the department of the Orthodox confession for 1871. St. Petersburg: Synodal Printing House; 1872. (In Russ.).

13. Extract from the most submissive report of the Chief Prosecutor of the Holy Synod Count D. Tolstoy on the department of the Orthodox confession for 1872. St. Petersburg: Synodal Printing House; 1873. 123 p. (In Russ.).

14. Extract from the most submissive report of the Chief Prosecutor of the Holy Synod Count D. Tolstoy on the department of the Orthodox confession for 1879. St. Petersburg: Synodal Printing House; 1881. 125 p. (In Russ.).

15. Charter of the Orthodox Missionary Society. Complete collection of laws of the Russian Empire. Col. 2. St. Petersburg: Printing House of the II Department of His Imperial Majesty's own Chancellery; 1873;XLIV,2 (47699):300-305. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Opening of the Orthodox Missionary Society in Moscow. Donskiye yeparkhial'nyye vedomosti = Don Diocesan Gazette. 1870;(6). (In Russ.)

17. About the invitation of the priests of the Don diocese to missionary service. Donskiye yeparkhial'nyye vedomosti = Don Diocesan Gazette. 1870;(19). (In Russ.).

18. Charter of the Orthodox Missionary Society. Donskiye yeparkhial'nyye vedomosti = Don Diocesan Gazette. 1870;(17):513-524. (In Russ.).

19. Snesarov N.P. Information about the life and work of His Eminence Platon. Donskiye yeparkhial'nyye vedomosti = Don Diocesan Gazette. 1877;(12). (In Russ.).

20. Shadrina A.V. History of the Don Theological Seminary. Rostov-on-Don: Southern Scientific Center, Russian Academy of Sciences Press; 2019. 480 p. (In Russ.).

21. Materials for the history of the split in the Don region. Donskiye yeparkhial'nyye vedomosti = Don Diocesan Gazette. 1873;(2). 1874;(2, 3, 5-7). 1876;(5-7). (In Russ.).

22. Verkhnechirskaya stanitsa and its Old Believers split in the 18th century. Donskiye yeparkhial'nyye ve-domosti = Don Diocesan Gazette. 1878;(4-7). (In Russ.).

23. Pyatiizbyanskaya village. Materials for the history of the split of the Old Believers on the Don in the second half of the 18th - early 19th century. Donskiye yeparkhial'nyye vedomosti = Don Diocesan Gazette. 1882;(1). (In Russ.).

24. Anti-schismatic mission in the Don region under St. Tikhon I, Bishop of Voronezh. Donskiye yeparkhial'nyye vedomosti = Don Diocesan Gazette. 1880;(18). (In Russ.).

25. Ovsyannikov Ye., Priest. Reasons for the widespread distribution of the Old Believer schism in the Don. Donskiye yeparkhial'nyye vedomosti = Don Diocesan Gazette. 1902;(29-33, 35, 36). (In Russ.).

26. Evening talks of the Abbot of the Moscow Co-Religionist St. Nicholas Monastery, Fr. Paul at the Don Theological Seminary. Donskiye yeparkhial'nyye vedomosti = Don Diocesan Gazette. 1876:(7-14, 16-23). (In Russ.).

27. Abbot Pavel's conversation with the Old Believers of the city of Novocherkassk. Donskiye yeparkhial'nyye vedomosti = Don Diocesan Gazette. 1879;(4). (In Russ.).

28. SARR. Fund 352. In. 1. File 176. (In Russ.).

29. Krylov A.L. Mental and moral development of the Don Kalmyks and features of their way of life. Donskiye yeparkhial'nyye vedomosti = Don Diocesan Gazette. 1873;(12-14, 18). (In Russ.).

30. About Buddhism. Donskiye yeparkhial'nyye vedomosti = Don Diocesan Gazette. 1871;(5-8, 10). (In Russ.).

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2023. No. 2

Информация об авторе

А.В. Шадрина - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник.

Information about the author

A.V. Shadrina - Candidate of Science (History), Senior Researcher.

Статья поступила в редакцию 27.04.2023; одобрена после рецензирования 16.05.2023; принята к публикации 01.06.2023. The article was submitted 27.04.2023; approved after reviewing 16.05.2023; accepted for publication 01.06.2023._

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.