Научная статья на тему '«Миссионерско-просветительское служение епископа Даниила (Александрова) – первого единоверческого иерарха в истории Русской Православной Церкви заграницей»'

«Миссионерско-просветительское служение епископа Даниила (Александрова) – первого единоверческого иерарха в истории Русской Православной Церкви заграницей» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
6
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РПЦЗ / миссия / старообрядчество / единоверие / межхристианский диалог / III Всезарубежный Собор РПЦЗ / епископ Даниил (Александров) / «епископ Ирийский старообрядческий / викарий Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей» / протоиерей Пимен Саймон / старообрядческий (единоверческий) приход. / ROCOR / mission / Old Believers / co-religionism / inter-Christian dialogue / III All-Diaspora Council of ROCOR / Bishop Daniel (Alexandrov) / "Bishop of Iria Old Believers / vicar of the First Hierarch of the Russian Orthodox Church Abroad" / Archpriest Pimen Simon / Old Believers (co-religionists) parish.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Чернышов Никита Сергеевич

В статье рассматривается миссионерско-просветительское служение выдающегося деятеля Русского Церковного Зарубежья – епископа Даниила (Александрова), который посвятил свою жизнь делу преодоления старообрядческого раскола. Будучи священником, он окормлял старообрядческие приходы США и Австралии. Являлся активным участником III Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви заграницей и автором проекта Определения об отмене клятв на приверженцев старых обрядов. Принятое на Архиерейском Соборе 1974 г. данное Определение способствовало воссоединению с РПЦЗ старообрядческого прихода церкви Рождества Христова в г. Эри (штат Пенсильвания, США). В 1988 г. стал первым единоверческим епископом в истории РПЦЗ. Архипастырь сумел наладить тесные и добрые контакты с единоверцами из России. Благодаря миссионерским трудам епископа Даниила к Русской Православной Церкви заграницей присоединились сотни старообрядцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«The missionary and educational ministry of Bishop Daniel (Alexandrov), the first co-religionist hierarch in the history of the Russian Orthodox Church abroad»

The article examines the missionary and educational ministry of an outstanding figure of the Russian Church Abroad – Bishop Daniel (Alexandrov), who devoted his life to overcoming the Old Believer schism. As a priest, he nursed the Old Believer parishes of the USA and Australia. He was an active participant in the III All-Diaspora Council of the Russian Orthodox Church Abroad and the author of the draft Definition on the abolition of oaths for adherents of the old rites. Adopted at the Bishops' Council in 1974. This Definition contributed to the reunification with the ROCOR of the Old Believers parish of the Church of the Nativity in Erie (Pennsylvania, USA). He becomes the first co-orthodox bishop in the history of ROCOR in 1988. The managed to establish close and good contacts with his co-religionists from Russia. By virtue of Bishop Daniel's missionary efforts, hundreds of Old Believers joined the Russian Orthodox Church abroad.

Текст научной работы на тему ««Миссионерско-просветительское служение епископа Даниила (Александрова) – первого единоверческого иерарха в истории Русской Православной Церкви заграницей»»

Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. 2024. №1. С. 111-118

УДК 27-9 Чернышов Н. С. (Иерей Никита Чернышов)

«Миссионерско-просветительское служение епископа Даниила (Александрова) — первого единоверческого иерарха в истории Русской Православной Церкви заграницей»1

Аннотация. В статье рассматривается миссионерско-просветительское служение выдающегося деятеля Русского Церковного Зарубежья - епископа Даниила (Александрова), который посвятил свою жизнь делу преодоления старообрядческого раскола. Будучи священником, он окормлял старообрядческие приходы США и Австралии. Являлся активным участником III Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви заграницей и автором проекта Определения об отмене клятв на приверженцев старых обрядов. Принятое на Архиерейском Соборе 1974 г. данное Определение способствовало воссоединению с РПЦЗ старообрядческого прихода церкви Рождества Христова в г. Эри (штат Пенсильвания, США). В 1988 г. стал первым единоверческим епископом в истории РПЦЗ. Архипастырь сумел наладить тесные и добрые контакты с единоверцами из России. Благодаря миссионерским трудам епископа Даниила к Русской Православной Церкви заграницей присоединились сотни старообрядцев.

Ключевые слова: РПЦЗ, миссия, старообрядчество, единоверие, межхристианский диалог, III Всезарубежный Собор РПЦЗ, епископ Даниил (Александров), «епископ Ирийский старообрядческий, викарий Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей», протоиерей Пимен Саймон, старообрядческий (единоверческий) приход.

Русская Православная Церковь заграницей на протяжении долгого времени выстраивала конструктивный межконфессиональный диалог с представителями старообрядчества. Об этом свидетельствуют постановления III Всезарубежного Собора (1974) и IV Всезарубежного Собора (2006), а также Послание Собора Русской Православной Церкви заграницей к приверженцам старого обряда (2000). Отчасти преодолению последствий многовекового разделения и достижению церковного единства способствовала и деятельность

1 Статья написана на основе доклада, прочитанного автором на студенческо-богословской конференции «Иларионовские чтения: жизнь Церкви Христовой в прошлом, настоящем и будущем», Сретенская духовная академия, Москва, 6 декабря 2023 г.

епископа Даниила (Александрова) - первого единоверческого иерарха в истории Русского Церковного Зарубежья.

Епископ Даниил (в миру Димитрий Борисович Александров) родился 15 сентября 1930 г. в Одессе. С юных лет он интересовался православной литургической традицией и церковно-певческим искусством, активно участвовал в богослужениях в качестве чтеца и певца. Его отец -военнослужащий - был арестован и расстрелян советской властью в г. Златоуст в 1938 г. После оккупации Одессы румынскими войсками в 1944 г. вместе с матерью переехал в Румынию: здесь он впервые встретился с представителями

Л

старообрядчества. Затем последовал переезд в Австрию и Швейцарию . В 1949 г. Димитрий мигрировал в США, где проживал в штате Нью-Джерси. Здесь состоялось его знакомство с выдающимся старообрядческим иконописцем Пименом Софроновым. Он обучил Димитрия древнему ремеслу иконописания. Так, известно, что вместе они расписывали храм Трех Святителей в Ансонии в 1959-1962 гг. Специалисты полагают, что эти росписи являются лучшими из

-5

всего того, что было создано художниками-эмигрантами в США . Под влиянием Пимена Софронова Димитрий проникся уважением к старообрядческой культуре и традициям: он решил посвятить свою жизнь делу уврачевания старообрядческого раскола.

Димитрий Александров основательно изучил древние литургические и певческие традиции Русской Церкви. В частности, благодаря его обширным знаниям в области древнерусских литургических чинов в 1964 г. Архиерейский Синод Русской Православной Церкви заграницей произвел настолование своего нового первоиерарха - митрополита Филарета (Вознесенского) - в соответствии с литургическим чином XV века, установленном еще до учреждения патриаршества. На этом же Синоде было сделано следующее заявление: «так называемый старый обряд есть древний богослужебный чин Русской Православной Церкви, бывший в употреблении до богослужебных реформ середины семнадцатого века. Ничего предосудительного или еретического Церковь в нем не усматривает и благословляет употребление этого чина для желающих сохранять древние книги и древние богослужебные обычаи»4. Эта позиция, несомненно, отражала отношение и самого Димитрия Александрова.

В 1965 г. по рукоположении в диаконский, а затем священнический сан отец Димитрий окормлял старообрядческие приходы в США (пос. Чураевка, штат Коннектикут) и Австралии. В Чураевке он проживал и периодически совершал богослужения до 1999 г. Здесь в его распоряжении была типография писателя-эмигранта Г.Д. Гребенщикова, в которой располагался обширный

2 Блаженная кончина епископа Даниила Ирийского // Летопись единоверческой жизни единоверческого храма Архангела Михаила села Михайловская Слобода Московской епархии Русской Православной Церкви Московского Патриархата за 7518|2010 год. М., 2011. С. 19.

3 Юрьева Т.В. Особенности американского периода творчества иконописца П.М. Софронова // Верхневолжский филологический вестник. 2020. № 4 (23). С. 215.

4 Определения Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей // Церковная жизнь. 1964. №7. С. 12.

книжный фонд, а также имелась возможность печатать духовно-просветительскую литературу5.

В Австралии к кон. 60-х - нач. 70-х гг. XX в. старообрядческие общины были довольно состоятельными, занимались традиционной для старообрядчества благотворительной деятельностью. Так, в 1967-1968 гг. представители старообрядчества вошли в состав попечительского фонда по строительству дома престарелых в Сиднее и внесли значительный вклад в его созидание. Многие старообрядцы владели собственными фирмами среднего достатка, а также занимали руководящие должности на крупных предприятиях; довольно успешно они вели и фермерское хозяйство, владея фермами, которые занимали по площади занимают несколько тысяч гектар6. Поэтому неслучайно, что именно австралийские старообрядцы предложили священнику Димитрию Александрову стать их самочинным епископом, на что он ответил отказом, подчеркнув, что такая хиротония возможно только по благословению

п

священноначалия Русской Зарубежной Церкви .

В сентябре 1974 г. в Свято-Троицком монастыре (Джорданивилл, шт. Нью-Йорк, США) состоялся III Всезарубежный Собор РПЦЗ, который имел важное значение для диалога со старообрядчеством. По ходу Собора священник Димитрий Александров призывает делегатов рассмотреть возможность решения о снятии клятв с приверженцев старых обрядов, что, конечно, не является гарантом их воссоединения с РПЦЗ, но даст возможность тем, кто не имеет священства, полноценно участвовать в церковных таинствах.

о

Заявление отца Димитрия вызывало полемику среди участников Собора. Сам он активно участвует в соборной дискуссии и дает обширную историко-филологическую справку, где комментирует особенности восьмого члена «старообрядческого» Символа Веры: «и в Духа Святаго, Господа истинного и животворящего». Он полагает, что причина этой вставки кроется в не совсем точном переводе слова «истинный» с греческого языка: переводчик Символа Веры из трех возможных вариантов выбрал не самый удачный, однако «перевод одного прилагательного двумя словами /существительным и прилагательным/ нельзя считать ни вставкой, ни искажением Символа Веры»9. В конечном итоге делегаты Собора постановили, что окончательное решение о снятии клятв со старообрядцев оставить на усмотрение Архиерейского Собора.

Священник Димитрий Александров разработал проект Определения об отмене клятв на приверженцев старых обрядов, а 25 сентября 1974 г. состоялся

5 Чистяков В.Д. Русская деревня Чураевка в 1999 г. // Вестник Томского государственного университета. 2003. № 277. С. 239.

6 Тимофеев В.В. Русская старообрядческая диаспора в Австралии // Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета им. академика С.П. Королева (национального исследовательского университета). № 1 (7). 2005. С. 165.

7 Блаженная кончина епископа Даниила Ирийского... С. 20.

8 Протокол № 5 Четвертого дня заседания Третьего Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви заграницей от 30 августа/12 сентября 1974 г. // Документы Соборов РПЦЗ. URL:

https://sinod.ruschurchabroad.org/Arh%20Sobor%201974%203%20vsezarub%20prot.htm (доступ от: 25.06.2023).

9 Протокол № 9 Восьмого дня заседания Третьего Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви заграницей от 31 августа/13 сентября 1974 г. // Документы Соборов РПЦЗ. URL: https://sinod.ruschurchabroad.org/Arh%20Sobor%201974%203%20vsezarub%20prot.htm (доступ от: 25.09.2023).

113

Архиерейский Собор РПЦЗ, который утвердил это Определение10. Принятый на официальном уровне документ поспособствовал тому, что в 1983 г. с РПЦЗ воссоединился приход церкви Рождества Христова в г. Эри (штат Пенсильвания, США). В 1979 г. священник Димитрий Александров был возведен в сан протоиерея.

В 1988 г. первоиерарх Русской Православной Церкви заграницей митрополит Виталий (Устинов) во исполнении намерения первого предстоятеля РПЦЗ митрополита Антония (Храповицкого) и по просьбе священника Пимена Саймона - настоятеля упомянутого старообрядческого (единоверческого) прихода в г. Эри принял решение учредить единоверческую епархию. Архиерейское совещание РПЦЗ утвердило решение своего предстоятеля. Новым епископом был избран протоиерей Димитрий Александров. После принятия иноческого пострига состоялась его епископская хиротония с титулом «епископ Ирийский старообрядческий, викарий Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей». Это событие для истории РПЦЗ по своей значимости сопоставимо с хиротонией священномученика Симона (Шлеева) - первого единоверческого епископа в истории Русской Церкви11.

Свою архипастырскую деятельность епископ Даниил всегда осмыслял

как помощь старообрядцам в сохранении их литургических особенностей, их

12

духовных, культурных и бытовых традиций. Игумен Герман (Чуба)12 вспоминал, что владыка Даниил много «путешествовал и общался с разрозненными группами старообрядцев, стараясь, чтобы они вошли в спасительную ограду Православной Церкви. <...>. Хотя были и есть иерархи, сочувствовавшие старообрядцам (единоверцам)., владыка Даниил был уникален тем, что он был епископом старого обряда и для старообрядцев. Его служение было печатью единства старого и нового обрядов в лоне Русской

13

Православной Церкви» .

В 1993 г. епископ Даниил с неофициальным визитом приехал в Россию. Он ознакомился с деятельностью крупнейшей единоверческой общины Подмосковья - храма Архангела Михаила села Михайловская Слобода. Спустя пятнадцать лет уже члены общины Михаило-Архангельского храма с ответным визитом посетили Христорождественский приход г. Ири, США. Во время этого визита иерарх с особой теплотой вспоминал свое посещение подмосковных единоверцев: «Я помню как хорошо меня принимали в Михайловской

10 Определение Собора Епископов Русской Православной Церкви Заграницей о старом обряде от 12/25 сентября 1974 г. // Церковная жизнь. 1974. № 7-12. С. 38-40.

11 Перекрестов П., прот. Отошел ко Господу Преосвященный Даниил, епископ Ирийский, викарий Председателя Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей по окормлению старообрядцев // Церковный Вестник. Август, 2010. № 15-16 (436-437). URL: http://www.e-vestnik.ru/church/otoshel_ko_gospodu/ (доступ от: 12.11.2023).

12 Игумен Герман (Чуба) - настоятель церкви Первомученика Стефана в Олд Фордже, штат Пенсильвания, США. - Прим. автора.

13 Цит. по: Блаженная кончина епископа Даниила Ирийского... С. 22.

Слободе»14. Впоследствии российские единоверцы неоднократно бывали в гостях у владыки.

На Архиерейском Соборе РПЦЗ 1994 г. епископ Даниил поделился своими размышлениями о судьбе Православия в Америке, приведя в пример старообрядческий (единоверческий) приход в г. Ири, где большинство прихожан русского происхождения, однако ж за столетие эмиграции они уже думают по-американски и говорят по-английски. Поэтому нужно искать новые формы миссии, чтобы не потерять людей для Церкви навсегда: «Нужно заботиться, чтобы была какая-то английская миссия»15. Иными словами, епископ Даниил считал, что богослужение должно быть понятным для верующих по всему миру и указывал на необходимость перевода богослужебных текстов на английский язык - международный язык общения.

Так, в кон. 90-х гг. XX века, когда перенес владыка инсульт и уже не мог полноценно заниматься церковно-административной деятельностью, он продолжал заботиться о пастве тем, что сам переводил на английский язык древнерусские молитвословия и литургические тексты, которыми и сегодня пользуются сотни верующих по всему миру.

Соработник епископа Даниила, протоиерей Пимен Саймон вспоминал, что для владыки церковная миссия в современном мире сводилась к следующему: «Православие есть вера наших отцов, и мы веруем, что оно воистину наследует апостольской Церкви. Таким образом, сейчас наша миссия - представлять православие как альтернативу для тех, кто не доволен христианством, которое они встречают на Западе»16.

Епископ Даниил положительно относился к воссоединению Русской Зарубежной Церкви с Русской Православной Церковью Московского Патриархата, но считал важным сохранить свою духовную независимость и автономию. Однако он не поддержал тех, кто решил воспротивиться этому воссоединению, т.к. полагал, что любой раскол наносит непоправимый вред церковному единству. Так, с просьбой к нему обратились представители епископа Агафангела (Пашковского), которые не признали законным Акт о каноническом общении РПЦЗ и РПЦ (2007 г.): они планировали образовать новый альтернативный синод и создать параллельную иерархическую

17

структуру в РПЦЗ . Владыка Даниил наотрез отказался примкнуть к новому самочинному сборищу и тем самым лишил его определенного престижа и состоятельности.

В июне 2008 г. епископ Даниил принял участие в епископской хиротонии своего ближайшего друга и ученика - игумена Иоанна (Берзиня), что было

14 Цит. по: Блаженная кончина епископа Даниила Ирийского... С. 18.

15 Протокол № 4 Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей 25 июня / 8 июля 1994 г. URL: https://sinod.ruschurchabroad.org/Arh%20Sobor%201994%20Prot.htm (доступ от: 13.11.2023).

16 Саймон П.Е., прот. «Наша миссия - это нечто гораздо большее, чем просто влить новую кровь в нашу русскость» / беседовал диак. А. Псарев, перевод А. Дорман. URL:

https://www.rocorstudies.org/ru/2010/06/23/nasha-missiya-eto-nechto-gorazdo-bolshee-chem-prosto-ideya-vlit-novuyu-krov-v-nashu-russkost/ (доступ от: 12.11.2023).

17 Толкачев В.В. Религиозные факторы в современной мировой политике: роль, возможности, перспективы развития // Вестник МГИМО Университета. 2013. № 3 (30). С. 76-77.

глубоко символично: именно епископ Иоанн станет управляющим единоверческими приходами РПЦЗ после смерти епископа Даниила в 2010 г.

Итак, благодаря миссионерским и просветительским трудам епископа Даниила (Александрова) с Православной Церковью воссоединились сотни старообрядцев, которые, не потеряв собственной идентичности, смогли обрести полноту церковности и абсолютную полноту Таинств.

Источники

1. Определение Собора Епископов Русской Православной Церкви Заграницей о старом обряде от 12/25 сентября 1974 г. // Церковная жизнь. 1974. № 7-12. С. 38-40.

2. Определения Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей // Церковная жизнь. 1964. №7. С. 12.

3. Протокол № 4 Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей 25 июня / 8 июля 1994 г. URL: https://sinod.ruschurchabroad.org/Arh%20Sobor%201994%20Prot.htm (доступ от: 13.11.2023).

4. Протокол № 5 Четвертого дня заседания Третьего Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви заграницей от 30 августа/12 сентября 1974 г. // Документы Соборов РПЦЗ. URL: https://sinod.ruschurchabroad.org/Arh%20Sobor%201974%203%20vsezarub%20prot.htm (доступ от: 25.09.2023).

5. Протокол № 9 Восьмого дня заседания Третьего Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви заграницей от 31 августа/13 сентября 1974 г. // Документы Соборов РПЦЗ. URL: https://sinod.ruschurchabroad.org/Arh%20Sobor%201974%203%20vsezarub%20prot.htm (доступ от: 25.09.2023).

Литература

1. Блаженная кончина епископа Даниила Ирийского // Летопись единоверческой жизни единоверческого храма Архангела Михаила села Михайловская Слобода Московской епархии Русской Православной Церкви Московского Патриархата за 7518|2010 год. М., 2011. С. 18-25.

2. Перекрестов П., прот. Отошел ко Господу Преосвященный Даниил, епископ Ирийский, викарий Председателя Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей по окормлению старообрядцев // Церковный Вестник. Август, 2010. № 15-16 (436-437). URL: http://www.e-vestnik.ru/church/otoshel_ko_gospodu/ (доступ от: 12.11.2023).

3. Саймон П.Е., прот. «Наша миссия - это нечто гораздо большее, чем просто влить новую кровь в нашу русскость» / беседовал диак. А. Псарев, перевод А. Дорман. URL: https://www.rocorstudies.org/ru/2010/06/23/nasha-missiya-eto-nechto-gorazdo-bolshee-chem-prosto-ideya-vlit-novuyu-krov-v-nashu-russkost/ (доступ от: 12.11.2023).

4. Тимофеев В.В. Русская старообрядческая диаспора в Австралии // Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета им. академика С.П. Королева (национального исследовательского университета). 2005. № 1 (7). С. 164-166.

5. Толкачев В.В. Религиозные факторы в современной мировой политике: роль, возможности, перспективы развития // Вестник МГИМО Университета. 2013. № 3 (30). С. 75-80.

6. Чистяков В.Д. Русская деревня Чураевка в 1999 г. // Вестник Томского государственного университета. 2003. № 277. С. 239-241.

7. Юрьева Т.В. Особенности американского периода творчества иконописца П.М. Софронова // Верхневолжский филологический вестник. 2020. № 4 (23). С. 214-220.

Chernyshov N. S. (Priest Nikita Chernyshov)

«The missionary and educational ministry of Bishop Daniel (Alexandrov), the first co-religionist hierarch in the history of the Russian Orthodox Church abroad»

Abstract. The article examines the missionary and educational ministry of an outstanding figure of the Russian Church Abroad - Bishop Daniel (Alexandrov), who devoted his life to overcoming the Old Believer schism. As a priest, he nursed the Old Believer parishes of the USA and Australia. He was an active participant in the III All-Diaspora Council of the Russian Orthodox Church Abroad and the author of the draft Definition on the abolition of oaths for adherents of the old rites. Adopted at the Bishops' Council in 1974. This Definition contributed to the reunification with the ROCOR of the Old Believers parish of the Church of the Nativity in Erie (Pennsylvania, USA). He becomes the first co-orthodox bishop in the history of ROCOR in 1988. The managed to establish close and good contacts with his co-religionists from Russia. By virtue of Bishop Daniel's missionary efforts, hundreds of Old Believers joined the Russian Orthodox Church abroad.

Keywords: ROCOR, mission, Old Believers, co-religionism, inter-Christian dialogue, III All-Diaspora Council of ROCOR, Bishop Daniel (Alexandrov), "Bishop of Iria Old Believers, vicar of the First Hierarch of the Russian Orthodox Church Abroad", Archpriest Pimen Simon, Old Believers (co-religionists) parish.

References

• Blessed death of Bishop Daniel of Iria // Chronicle of the co-orthodox life of the co-Orthodox church of Archangel Michael of the village of Mikhailovskaya Sloboda of the Moscow Diocese of the Russian Orthodox Church of the Moscow Patriarchate for 7518/2010. M., 2011. pp. 1825.

• Perekrestov P., prot. His Grace Daniel, Bishop of Iria, vicar of the Chairman of the Synod of Bishops of the Russian Orthodox Church Abroad for the care of Old Believers, has departed to the Lord // Church Bulletin. August, 2010. No. 15-16 (436-437). URL: http://www.e-vestnik.ru/church/otoshel_ko_gospodu / (accessed on: 11/12/2023).

• Simon P.E., prot. "Our mission is much more than just to pour new blood into our Russianness" / talked to Deacon A. Psarev, translated by A. Dorman. URL: https://www.rocorstudies.org/ru/2010/06/23/nasha-missiya-eto-nechto-gorazdo-bolshee-chem-prosto-ideya-vlit-novuyu-krov-v-nashu-russkost / (accessed on: 11/12/2023).

• Timofeev V.V. The Russian Old Believers Diaspora in Australia // Bulletin of the Samara State Aerospace University. Academician S.P. Korolev (National Research University). 2005. No. 1 (7). pp. 164-166.

• Tolkachev V.V. Religious factors in modern world politics: role, opportunities, development prospects // Bulletin of MGIMO University. 2013. No. 3 (30). pp. 75-80.

• Chistyakov V.D. The Russian village of Churaevka in 1999 // Bulletin of Tomsk State University. 2003. No. 277. pp. 239-241.

• Yurieva T.V. Features of the American period of the work of the iconographer P.M. Sofronov // The Upper Volga Philological Bulletin. 2020. No. 4 (23). pp. 214-220.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.