Научная статья на тему 'ОСМЫСЛЕНИЕ ФЕНОМЕНА СТАРООБРЯДЧЕСТВА В РАМКАХ IV ВСЕЗАРУБЕЖНОГО СОБОРА РПЦЗ 2006 Г.'

ОСМЫСЛЕНИЕ ФЕНОМЕНА СТАРООБРЯДЧЕСТВА В РАМКАХ IV ВСЕЗАРУБЕЖНОГО СОБОРА РПЦЗ 2006 Г. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
34
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
IV Всезарубежный Собор РПЦЗ / межконфессиональный диалог / русское зарубежье / протоиерей Пимен Саймон / старообрядчество / единоверие / Русская Православная Церковь / IV AllDiaspora Council of ROCOR / interfaith dialogue / Russia Abroad / Archpriest Pimen Simon / Old Belief / unity of faith / Russian Orthodox Church

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чернышов Никита Сергеевич

В статье рассматривается обращение протоиерея Пимена Саймона, настоятеля Рождественского единоверческого храма (Эри, США), к пленарному заседанию IV Всезарубежного Собора РПЦЗ (2006 г.). В своем докладе отец Пимен кратко осмысляет историю взаимоотношений между старообрядцами и «никонианами» и указывает на схожесть их полемического дискурса. Несмотря на исторические и вероучительные разногласия, необходимо выстраивать конструктивный межконфессиональный диалог. На примере своей общины протоиерей Пимен показывает, что все возможные разделения преодолимы, но для этого нужно иметь мужество и решительность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNDERSTANDING THE PHENOMENON OF THE OLD BELIEF WITHIN THE 4TH ROCOR ALLDIASPORA COUNCIL IN 2006

The article examines the appeal of Archpriest Pimen Simon, rector of the Christmas SingleFaith Church (Erie, USA), to the plenary session of the IV All-Diaspora Council of the ROCOR (2006). In his report, Father Pimen briefly analyses the history of the relationship between the Old Believers and the "Nikonians" and indicates the similarity of their polemical discourse. Despite historical and religious differences, it is necessary to build a constructive interfaith dialogue. Using the example of his community, Archpriest Pimen shows that all possible divisions can be overcome, but for this you need to have courage and determination.

Текст научной работы на тему «ОСМЫСЛЕНИЕ ФЕНОМЕНА СТАРООБРЯДЧЕСТВА В РАМКАХ IV ВСЕЗАРУБЕЖНОГО СОБОРА РПЦЗ 2006 Г.»

Ипатьевский вестник. 2023. №3 (23). С. 134-138 Ipatievsky vestnik. 2023. №3 (23). Р. 134-138

ДИАЛОГ СО СТАРООБРЯДЧЕСТВОМ

Научная статья УДК 281.93-3

DOI: 10.24412/2309-5164-2023-2-134-138

Осмысление феномена

старообрядчества в рамках

IV Всезарубежного собора РПЦЗ

2006 г.

Чернышов Никита Сергеевич, Александро-Невский храм, Егорьевск, Московская область, Россия, nice.chernyshov@list.ru

Священник Никита Чернышов, магистр богословия, клирик Александро-Невского храма г. Егорьевска Московской области /

priest Nikita Chernyshov, Master of Theology, Cleric of the Alexander Nevsky Church in Yegoryevsk, Moscow region

Аннотация. В статье рассматривается обращение протоиерея Пимена Саймона, настоятеля Рождественского единоверческого храма (Эри, США), к пленарному заседанию IV Всезарубежного Собора РПЦЗ (2006 г.). В своем докладе отец Пимен кратко осмысляет историю взаимоотношений между старообрядцами и «никонианами» и указывает на схожесть их полемического дискурса. Несмотря на исторические и вероучительные разногласия, необходимо выстраивать конструктивный межконфессиональный диалог. На примере своей общины протоиерей Пимен показывает, что все возможные разделения преодолимы, но для этого нужно иметь мужество и решительность.

Ключевые слова: IV Всезарубежный Собор РПЦЗ, межконфессиональный диалог, русское зарубежье, протоиерей Пимен Саймон, старообрядчество, единоверие, Русская Православная Церковь

Для цитирования: Чернышов Н. С., свящ. Осмысление феномена старообрядчества в рамках IV Всезарубежного Собора РПЦЗ 2006 г. // Ипатьевский вестник. 2023. № 3. С. 134-138 https://doi.org/10.24412/2309-5164-2023-3-134-138

© Чернышов Н. С., 2023. 134

DIALOGUE WITH OLD BELIEF

Scientific article

Understanding the phenomenon of the Old Belief within the 4th ROCOR AllDiaspora Council in 2006

Chernyshov Nikita Sergeevich, Alexander Nevsky Temple, Yegoryevsk, Moscow Region, Russia, nice.chernyshov@list.ru

Abstract. The article examines the appeal of Archpriest Pimen Simon, rector of the Christmas Single-Faith Church (Erie, USA), to the plenary session of the IV All-Diaspora Council of the ROCOR (2006). In his report, Father Pimen briefly analyses the history of the relationship between the Old Believers and the "Nikonians" and indicates the similarity of their polemical discourse. Despite historical and religious differences, it is necessary to build a constructive interfaith dialogue. Using the example of his community, Archpriest Pimen shows that all possible divisions can be overcome, but for this you need to have courage and determination.

Key words: IV All-Diaspora Council of ROCOR, interfaith dialogue, Russia Abroad, Arch-priest Pimen Simon, Old Belief, unity of faith, Russian Orthodox Church

For citation: Chernyshov N. S., priest. Understanding the phenomenon of the Old Belief within the 4th ROCOR All-Diaspora Council in 2006 // Ipatievsky vestnik. 2023. № . 3. P. 134-138 (In Russian). https://doi.org/10.24412/2309-5164-2023-3-134-138

В МАЕ 2006 г. в г. Сан-Франциско под председательством первоиерараха Русской Зарубежной Церкви митрополита Лавра (Шкурла) состоялся IV Всезарубежный Собор РПЦЗ, в котором приняли участие делегаты со всех епархий Русской Зарубежной Церкви, а также представители различных общественных и церковных организаций. Созыву Собора предшествовала многолетняя дискуссия по выработке специальной программы — обсуждения особо важных для русского церковного зарубежья вопросов — развития и укрепления диалога с Русской Православной Церковью и осмысление внутренней и внешней миссии РПЦЗ в современном мире1. Несмотря на немногочисленные попытки сорвать Собор и некоторые разногласия по ключевым проблемам, его открытие прошло в достаточно торжественной обстановке: 7 мая в кафедральном Радосте-Скорбященском соборе была совершена торжественная Божественная литургия и молебен; вечером, здесь же, состоялась церемония открытия, во время которой внесли главную святыню русского зарубежья — Курско-Коренной образ Пресвятой Богородицы. При встрече иконы все присутствующие пели богородичный тропарь. Затем митрополит Лавр официально объявил о начале работы IV Всезарубежного Собора и выступил с пространным докладом. Были

1 Потапов В., прот. На путях к созыву IV Всезарубежного церковного Собора. [Электронный ресурс]. — URL: http://sinod.ruschurchabroad.org/Sob00_03.html (дата обращения: 12.05.2023).

оглашены приветствия представителей различных Православных Поместных Церквей, а также церковных и общественных организаций1.

На следующий день, 8 мая, состоялось пленарное заседание, на котором с обширным докладом выступил протоиерей Пимен Саймон, настоятель Рождественского единоверческого прихода в Эри (штат Пенсильвания, США). Отец Пимен родился в семье русских эмигрантов беспоповцев-поморцев, которые в кон. XIX - нач. XX вв. переехали в Америку. С 1990-х гг. он общался с представителями единоверческих общин Московского Патриархата и выступал сторонником объединения Зарубежной Церкви с Русской Православной Церковью Московского Патриархата2.

В своем докладе протоиерей Пимен сравнил попытки примирения Русской Православной Церковью зарубежом и Московским Патриархатом с попытками примирения старообрядцев и Православной Церковью. Он выделил схожесть аргументации старообрядцев и «новообрядцев», полемика между которыми длится уже несколько столетий. Сам отец Пимен, будучи старообрядческим наставником, призывал своих пасомых к конструктивному и уважительному диалогу с Русской Православной Церковью. Однако представители старообрядчества обосновывали свою позицию весьма экстремальным языком, что не способствовало улучшению взаимоотношений. По мнению оппозиционеров, присоединение старообрядчества к Православной Церкви является предательством памяти предков — защитников «истинной веры». В этом контексте докладчик замечает, что многие реформы, проведенные патриархом Никоном, а также копирование некоторых западных обычаев действительно были весьма неуместны. Но это не значит, что и сегодня старообрядцы могут оправдывать свою негативную позицию по отношению к Русской Православной Церкви, если самостоятельно не придут к выводу, что Стоглавый Собор 1551 г. дал неправильное разъяснение по некоторым важным вопросам3.

Далее протоиерей Пимен ссылается на свой опыт общения с молодыми старообрядцами из Орегона, которые нуждались в духовном окормлении в общении со священником. Они практически согласились присоединиться к единоверческому приходу, но с тем условием, что верующие общины примут двуперстие. Таким образом, вновь была использована очередная отговорка, чтобы остаться в разделении.

Протоиерей Пимен вспоминает и мудрое замечание единоверческого епископа Даниила (Александрова): на каждый ответ православной стороны старообрядцы выдвигали новые требования, препятствующие единению. Подобным образом действовали некоторые клирики и миряне РПЦЗ: несмотря

1 Состоялось торжественное открытие IV Всезарубежного Собора. Сан-Франциско: 7 мая 2006 г. // Русская Православная Церковь Заграницей. [Электронный ресурс]. — URL: https://web.archive. org/web/20160304124802/http://synod.com/synod/index.html (дата обращения: 12.05.2023).

2 Веселкина Т. Американский протопоп Пимен Евстафиевич Саймон и его прихожане // Православие. ру [Электронный ресурс]. — URL: https://pravoslavie.ru/83050.html (дата обращения: 12.05.2023).

3 Саймон П.Е., прот. Обращение к пленарному заседанию IV Всезарубежного Собора // Вопросы истории Зарубежной Церкви [Электронный ресурс]. — URL: https://www.rocorstudies.org/ ru/2017/01/16/obrashhenie-k-plenarnomu-zasedaniyu-iv-vsezarubezhnogo-sobora/ (дата обращения: 14.05.2023).

на постановления Архиерейского Собора 2000 г., разрешаются принципиальные вопросы Зарубежной Церкви (прославление царственных страстотерпцев и новомучеников, взаимоотношения между Церковью и светской властью), по-прежнему не хотят воссоединения с Русской Православной Церковью1.

Отец Пимен выделяет и наиболее сложные периоды истории Русской Церкви, когда ей приходилось сотрудничать и подчиняться государству: эпоха Петра I, правление Екатерины Великой, и, безусловно, XX столетие. С той лишь только разницей, что правители XVIII и XIX вв. все-таки позиционировали себя православными, а в советское время государством управляли атеисты. Но все эти времена Православная Церковь переживала одинаково непросто.

Постоянные споры о «Декларации» митрополита Сергия (Страгородско-го) 1927 г., равно как и упреки православных за гонения на старообрядцев, нужно оставить в прошлом, предоставив все эти деяния на Суд Божий. Для конструктивного диалога важным шагом со стороны Русской Православной Церкви стало постановление об отмене клятв на «старый обряд», принятое на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 19712 г. Это постановление, а также личный опыт общения с верующими православными людьми помогли самому отцу Пимену увидеть всю трагичность пребывания в разделении: «Действительно ли мы верим в то, что миллионы православных христиан в России не причащаются Тела и Крови Господа нашего за Литургией? А если они причащаются, то не пора ли простить и примириться? Мы примирились. Старообрядцы и «никониане» — кто бы мог подумать?»3.

Отец Пимен вспоминал, что после принятия им священного сана часть прихода покинула Ирийскую общину, некоторые прихожане публично оскорбляли отца Пимена и его супругу, а некоторые утверждали, что за свое предательство старообрядчества он «получил в подарок красный «кадиллак»»4. Однако он проявил мужество и решительность. Теперь для воссоединения с верующими под омофором патриарха Московского и всея Руси нужно точно такое же мужество, как и для преодоления старообрядческого раскола.

Не все присутствующие разделяли точку зрения отца Пимена. Так, иерей Николай Савченко указал, что разделение между Русской Зарубежной Церковью и Русской Православной Церковью Московского Патриархата совсем иного характера, чем разделение между старообрядчеством и «новообрядчеством», поэтому такое сравнение неуместно5.

1 Саймон П.Е., прот. Обращение к пленарному заседанию IV Всезарубежного Собора // Вопросы истории Зарубежной Церкви [Электронный ресурс]. — обращения: https://www.rocorstudies. org/ru/2017/01/16/obrashhenie-k-plenarnomu-zasedaniyu-iv-vsezarubezhnogo-sobora/ (дата обращения: 14.05.2023).

2 Деяния Освященного Поместного Собора Русской Православной Церкви об отмене клятв на старые обряды и на придерживающихся их // Журнал Московской Патриархии. 1971. № 6. С. 5-6.

3 Саймон П.Е., прот. Обращение к пленарному заседанию IV Всезарубежного Собора // Вопросы истории Зарубежной Церкви [Электронный ресурс]. — обращения: https://www.rocorstudies. org/ru/2017/01/16/obrashhenie-k-plenarnomu-zasedaniyu-iv-vsezarubezhnogo-sobora/ (дата обращения: 14.05.2023).

4 Там же.

5 Деяния IV Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви Заграницей (Сан-Франциско, 7-14 мая 2006 г.). М.: Изд-во Московской Патриархии, 2012. С. 128.

В конечном итоге, призыв протоиерея Пимена Саймона был услышан: IV Всезарубежный Собор сделал важный шаг к восстановлению единства двух частей Русской Церкви

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Веселкина Т. Американский протопоп Пимен Евстафиевич Саймон и его прихожане // Православие.ру [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://pravoslavie.ru/83050.html (дата обращения: 12.05.2023).

2. Деяния IV Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви Заграницей (Сан-Франциско, 7-14 мая 2006 г.). М.: Изд-во Московской Патриархии, 2012.

3. Деяния Освященного Поместного Собора Русской Православной Церкви

06 отмене клятв на старые обряды и на придерживающихся их // Журнал Московской Патриархии. 1971. № 6. С. 5-6.

4. Потапов В., прот. На путях к созыву IV Всезарубежного церковного Собора. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://sinod.ruschurchabroad.org/Sob00_03. html (дата обращения: 12.05.2023).

5. Саймон П. Е., прот. Обращение к пленарному заседанию IV Всезарубежного Собора // Вопросы истории Зарубежной Церкви [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.rocorstudies.org/ru/2017/01/16/obrashhenie-k-plenarnomu-zasedaniyu-iv-vsezarubezhnogo-sobora/ (дата обращения: 14.05.2023).

6. Состоялось торжественное открытие IV Всезарубежного Собора. Сан-Франциско: 7 мая 2006 г. // Русская Православная Церковь Заграницей. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://web.archive.org/web/20160304124802/http://synod. com/synod/index.html (дата обращения: 14.05.2023).

REFERNCES

1. Veselkina T. Amerikanskij protopop Pimen Evstafievich Sajmon i ego prihozhane // Pravoslavie.ru [Elektronnyj resurs]. — Rezhim dostupa: https://pravoslavie.ru/83050. html (data obrashcheniya: 12.05.2023). (In Russian).

2. Deyaniya IV Vsezarubezhnogo Sobora Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi Zagranicej (San-Francisko, 7-14 maya 2006). M.: Izd-vo Moskovskoj Patriarhii, 2012. (In Russian).

3. Deyaniya Osvyashennogo Pomestnogo Sobora Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi ob otmene klyatv na starye obryady i na priderzhivayushihsya ih // Zhurnal Moskovskoj Patriarhii. 1971. № 6. S. 5-6. (In Russian).

4. Potapov V., prot. Na putyah k sozyvu IV Vsezarubezhnogo cerkovnogo Sobora. [Elektronnyj resurs]. — Rezhim dostupa: http://sinod.ruschurchabroad.org/Sob00_03.html (data obrashcheniya: 12.05.2023). (In Russian).

5. Sajmon P.E., prot. Obrashenie k plenarnomu zasedaniyu IV Vsezarubezhnogo Sobora // Voprosy istorii Zarubezhnoj Cerkvi [Elektronnyj resurs]. — Rezhim dostupa: https://www.rocorstudies.org/ru/2017/01/16/obrashhenie-k-plenarnomu- zasedaniyu-iv-vsezarubezhnogo-sobora/ (data obrashcheniya: 14.05.2023). (In Russian).

6. Sostoyalos torzhestvennoe otkrytie IV Vsezarubezhnogo Sobora. San-Francisko:

7 maya 2006 // Russkaya Pravoslavnaya Cerkov Zagranicej. [Elektronnyj resurs]. — Rezhim dostupa: https://web.archive.org/web/20160304124802/http://synod.com/synod/index. html (data obrashcheniya: 14.05.2023). (In Russian).

Статья поступила в редакцию 25.05.2023; одобрена после рецензирования: 19.06.2023; принята к публикации 13.07.2023.

The article was submitted 25.05.2023; approved after reviewing: 19.06.2023; accepted for publication 13.07.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.