Научная статья на тему 'Миссионерские радости'

Миссионерские радости Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
48
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Христианское чтение
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Миссионерские радости»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

Еп. Сергий (Тихомиров)

Миссионерские радости

Опубликовано:

Христианское чтение. 1911. № 5-6. С. 718-733.

@ Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

2009

"HUP

Щиееіонерскія радости *).

5 (18) января — утро какое-то „хмурое“, солнышка нѣтъ. Нависли свинцовыя облака... Однако нѣтъ ни снѣгу, ни дождя. Съ 8 ч. утра я опять поѣхалъ по домамъ христіанъ, и нашелъ въ нихъ то, умолчать о чемъ не могу. Посѣтивъ семью ка-тихизатора, коему я коротко повторилъ то, что говорилъ вчера всѣмъ катихизаторамъ и батюшкѣ, — мы пріѣхали въ домъ Іосифа Сайтво: это — тотъ параличный старецъ, коего приносили ко мнѣ въ воскресенье. Въ семьѣ у него 10 душъ. Прежде онъ былъ старостой церкви, и старостой дѣятельнымъ: стоитъ бывало онъ на чтеніи канона св. Андрея Крит^ скаго... А послѣ и смотритъ: кого не было на канонѣ... И бросивъ свои дѣла, ходитъ по этимъ домамъ, убѣждаетъ, а то—и насильно заставляетъ идти въ церковь!.. И памятникъ такихъ трудовъ—полная церковь и теперь за каждымъ богослуженіемъ...—Настаетъ Новый годъ... Старецъ Іосифъ спѣшитъ прежде всего, въ 6 ч. у., въ церковь. Начавъ день молитвою, потрапезовавъ затѣмъ съ семьей, онъ отправляется бывало съ поздравленіями—визитами. И первый его визитъ— куда? Да на кладбище! И только помолившись Господу объ усопшихъ, Іосифъ отправлялся къ живымъ!..—Такъ мнѣ описывалъ его о. Павелъ... И я говорилъ старцу, что Богъ болѣзнями не только вразумляетъ, но часто очищаетъ грѣшную душу здѣсь, чтобы здѣсь пострадавъ плотію, человѣкъ тамъ получилъ бы одну лишь награду. И въ этомъ сознаніи указывалъ я ему источникъ утѣшенія... Я прошелъ черезъ дворикъ, я усаживаюсь въ „курума“. А Іосифъ, взятый на плечи

ѵ) Окончаніе. См. февраль.

своимъ сыномъ, издали ласково киваетъ мнѣ головой!..— Другой старецъ Симеонъ Тачая и его старица Анна; въ семьѣ 9 человѣкъ. Симеонъ не пропускаетъ службы ни въ одинъ праздникъ... Онъ несетъ себѣ домой просфору, рѣжетъ ее на части и вкушаетъ часть каждое утро: „не могу иначе къ работѣ приступить“!., говоритъ онъ... Святое сознаніе!.. И добръ етарецъ, и никто ему не дастъ уже 80 лѣтъ съ большимъ лишкомъ!..—Праведные угодники, Сѵмеонъ и Анна, привитая въ храмѣ, здѣсь узрѣли своими очами желанное „спасеніе“... Милостей отъ Господа въ часъ, въ который и не ожидаемъ, пожелалъ я своимъ старцамъ, Симеону и Аннѣ, подражателямъ жизни своихъ небесныхъ покровителей.—Милыя дѣтки въ домѣ Афанасія Кувабара, служащаго докторомъ въ тюрьмѣ. Хозяинъ вчера нарочито заходилъ ко мнѣ и извинялся, что „не можетъ опустить служебныхъ часовъ“: его дома дѣйствительно не было.—Іоаннъ Ханата, древній самурай, служитъ смотрителемъ тюрьмы... Вчера онъ почти весь день провелъ съ нами, въ церковномъ домѣ, — по то были его свободные часы. Сегодня же и онъ на службѣ: „за всю жизнь не пропустилъ и часу; какъ же сегодня буду неисправенъ?.. И какъ же мнѣ, старому человѣку, получать замѣчанія отъ начальства, да еще молодого“?..—И Іоаннъ ушелъ на службу, оставивъ всю свою любовь ко мнѣ въ своемъ домѣ: я былъ здѣсь и встрѣченъ, и даже угощаемъ исключительно тепло! Не правда ли,—поучительный примѣръ служащаго японца!!. Вотъ эта-то исправность и точность даже въ маломъ и ведетъ къ великимъ результатамъ въ большомъ!..—Игнатій Наканима имѣетъ мануфактурную лавку... Къ нему мы ѣхали уже при очень большомъ снѣгѣ... Въ магазинѣ бываетъ много покупателей... И всѣ, конечно, знаютъ, что хозяинъ христіанинъ... „Своею честною торговою дѣятельностью прославьте жизнь христіанина“,—вотъ о чемъ говорилъ я хозяевамъ... Въ семьѣ мальчикъ—пятилѣтка... Таковые здѣсь ходятъ въ школы, подготовительныя къ начальной... Здѣсь ихъ обучаютъ патріотическимъ и историческимъ пѣсенкамъ: помаленьку вводятъ въ школьную дисциплину; слегка занимаются съ ними гимнастикой, много — играми... Родители не могли не похвастать своимъ любимымъ чадомъ и крошка очень смѣло и прекрасно спѣлъ намъ пѣсенку про „Момо-тароо“... Посѣтивъ дома Авраама Адзусова и Іосифа Каваками (—кузница), мы возвратились въ “Кайдоо“. Лишь 8 домовъ сегодня мы посѣтили;

47

но въ нихъ видѣли семействъ гораздо больше. Дома же за городомъ, не числящіеся въ церкви Маебаси, мы посѣтить не имѣли никакой возможности: время было слишкомъ кратко, а впереди насъ ожидала еще церковь въ Такасаки!..—Итакъ, дѣло свое благовѣстническое здѣсь я закончилъ. Осталось прощаніе и отъѣздъ.

Пообѣдали. Одинъ за другимъ спѣшатъ христіане, стряхиваютъ снѣгъ и принимаютъ прощальное благословеніе. Совершили прощальную молитву въ церкви... Всѣмъ—видимо — хотѣлось проводить меня, но снѣгъ шелъ немилосердно! И мокрой снѣгъ!.. Тогда подали „дзинрикися“ свои телѣжки... Спиридонъ Фукосаво всѣхъ разсадилъ и по снѣжнымъ улицамъ мы тянулись къ вокзалу линіей въ 30 слишкомъ телѣжекъ. Здѣсь я былъ увлеченъ въ домъ уже извѣстнаго читателю начальника станціи—язычника, гдѣ прощальный завтракъ японскій со мною раздѣлила почти вся, собравшаяся меня проводить, христіанская община. Ули-тароо-Нагара всѣхъ поразилъ своею любовью и почтительностью ко мнѣ... Въ заключеніе, выпросивъ отъ меня фотографическую карточку, которую я ему и обѣщалъ послать изъ Токіо, онъ проводилъ меня и спутниковъ въ вагонъ. Свыше 40 христіанъ стояли у вагона и поочѳреди брали у меня благословеніе. Съ обнаженными головами они проводили мой поѣздъ... Съ большою любовью вспоминая церковь въ Маебаси, я черезъ 18 минутъ ѣзды прибылъ уже въ Такасаки. Всѣ поля были занесены снѣгомъ, и картина окрестностей такъ мнѣ напомнила родную Русь! Недоставало лишь деревенской лошадки, запряженной въ сани и мужичка въ армякѣ съ кнутомъ!..—Но на дорогахъ виднѣлись длинные воза съ грузомъ: медленно подвигались они впередъ на облипшихъ снѣгомъ колесахъ, уступая неимовѣрнымъ усиліямъ своихъ возницъ-японцевъ: здѣсь и грузы по большей части перевозятся людьми!

Такасаки.

Такасакп—большой торговый городъ въ провинціи Гумма, поблизости къ губернскому городу Маебаси. Въ противоположность Маебаси, здѣсь прежде всего преобладаетъ міръ торговый, денежный. Въ городѣ стоятъ войска; въ свое время здѣсь жили русскіе плѣнные. Всѣхъ жителей и здѣсь около 40—60 тысячъ.

Въ сопровожденіи о. Павла, регента и одного христіанина я прибылъ въ Такасаки около 3 ч. 45 м. дня. Меня встрѣтили христіане, — до 10 человѣкъ, и все еще подъ снѣгомъ мы направились въ „Кайдоо“, въ церковный домъ. — Здѣсь, съ крестомъ на блюдѣ стоялъ у воротъ мѣстный батюшка о. Іоаннъ Оно. Приложившись къ св. кресту, я при пѣніи „Достойно есть“ (конечно, по-японски) пришелъ въ церковь, і'дѣ и былъ совершенъ краткій, обычный при архіерейской встрѣчѣ молебенъ. Церковка наполнилась христіанами и я привѣтствовалъ общину такимъ „новогоднимъ“ привѣтомъ: „Братья! Я впервые васъ вишу въ новомъ году, а потому по доброму обычаю позвольте вамъ сказать: „съ Новымъ Годомъ“. Къ новому году „благожѳлаютъ“, желаютъ счастья... И я вамъ желаю счастья'. Но... я желалъ бы остановить ваше вниманіе одну минуту на вопросѣ: что такое счастье... И черезъ это объяснить вамъ, какого счастья я желаю вамъ, какъ христіанамъ. Итакъ, — что же такое люди называютъ счастьемъ?

Богатство—счастье, говорятъ одни. Да,—большое счастье! Со средствами въ рукахъ я могу и самъ достигнуть возможнаго умственнаго и нравственнаго совершенства, и дѣтей своихъ могу прекрасно воспитать, и ближнимъ могу оказать самую разнообразную помощь... Да, — богатство большое счастье!

Но... если я, имѣя средства, лишь стану роскошествовать, пить, ѣсть, веселиться и развратничать; если мои средства не научатъ дѣтей труду, а моя дурная жизнь совратитъ и ихъ; если страсть къ деньгамъ понудитъ меня увеличивать мои средства все болѣе и болѣе, хотя бы черезъ слезы и стоны бѣдняковъ,—тогда развѣ не справедливо будетъ столь же положительно сказать: да, — богатство — большое несчастье.

Здоровье — счастье, — говорятъ другіе. Да, — большое счастье! Со здоровьемъ я могу всегда достать себѣ пропитаніе и довольство; со здоровьемъ я могу безбѣдно устроить свою семью. Здоровому человѣку доступны семейныя радости, онъ восхищается красотами природы. Здоровый человѣкъ можетъ и Богу помолиться столько и тогда) сколько и когда хочетъ. Здоровье—большое счастье!

Но если здоровье мое затмило во мнѣ память о Богѣ и часѣ смертномъ; но если избытокъ своихъ силъ я отдаю

47*

разгулу и разврату; тогда и болѣзнь, иногда и тяжкая, о Богѣ и душѣ мнѣ напоминающая, не есть ли счастье? Тогда и страданія, заставляющія „престать отъ грѣха“ и очищающія мою душу, развѣ они—не счастье? Да.—въ этихъ случаяхъ и болѣзнь—большое счастье!

Дѣти—счастье, слышишь отъ иныхъ... Конечно! Не только счастье, но благословеніе Божіе! Они—спаиваютъ, что цементомъ, брачные союзы; они — даютъ родителямъ минуты радости; заботы объ ихъ воспитаніи даютъ родителямъ благороднѣйшее занятіе. Дѣти увеличиваютъ церковь Божію... Дѣти пекутся о своихъ родителяхъ-старцахъ. Они молятся о нихъ по ихъ смерти!..

Но если дѣти начнутъ причинять родителямъ лишь слезы; но если своею дурною жизнью они лишь опозорятъ честное имя родителей; но если они, войдя въ физическую силу, махнутъ рукой на родителей, подобно животнымъ, бросающимъ своихъ родителей съ возрастомъ; но если они, изломанные жизнью, будутъ проклинать день своего рожденія,— тогда, быть можетъ, не имѣть такихъ дѣтей есть тоже счастье? И это несомнѣнно!

Итакъ,—что же счастье? Богатство—счастье, но и бѣдность—счастье. Здоровье—счастье, но и болѣзни—счастье. Дѣти—счастье, но и бездѣтность, или смерть дѣтей—можетъ быть счастьемъ. Такъ и въ прочихъ отношеніяхъ: одно и то же можетъ быть счастьемъ и несчастьемъ! Миръ народовъ и борьба ихъ; благораствореніе воздуха и стихійныя бѣдствія; — все это несетъ душѣ то вредъ, то пользу, бываетъ поэтому для нея то счастьемъ, то—несчастьемъ!

Люди, желая себѣ счастья, желаютъ прежде всего пріятнаго себѣ: богатства, здоровья, дѣтей, мирной жизни, пріятной погоды. А Богъ посылаетъ человѣку не то, что ему пріятно, но то, что его душѣ прежде всего полезно: и здѣсь посылаются иногда бѣдность, болѣзни, лишеніе дѣтей, войны, повѣтрія...

Дитя, у котораго отнимаютъ опасный предметъ, напр. блестящій ножъ, красивый ядовитый плодъ,—капризничаетъ. И лишь современѳмъ благодаритъ родителей. Капризни-чаетъ-ропщетъ и человѣкъ, когда Богъ не даетъ ему того, что ему нравится, а даетъ то, что ему не нравится. Но со-врѳменемъ, постигнувъ пути Божіи, человѣкъ возблагодаритъ Господа!

Братья! Вы—христіане. Вамъ особенно нужно постигать пути любвеобильнаго Бога! Вамъ особенно покорно нужно принимать то, что посылаетъ вамъ любящій васъ Отецъ небесный! Такъ и примите же отъ Него все съ любовью и покорностью! Богатство или бѣдность; здоровье или болѣзни, — все это разнообразіе жизни до полной противоположности, все—есть даръ Божій, есть поэтому наше счастье отъ Бога!.. Намъ же нужно лишь понять это счастье, и умѣть имъ воспользоваться къ своему благу.

Итакъ, — еще разъ: счастья вамъ отъ Господа желаю, истиннаго счастья! Онъ, какъ Всеблагой, пошлетъ вамъ лишь то, что для души полезно. А вы все это, хотя бы и непріятное для тѣла, примите какъ даръ Божій и воспользуйтесь имъ для пользы души! И тогда вы покажете, что вы—истинные христіане!“

По окончаніи привѣта я благословилъ всѣхъ собравшихся и въ ожиданіи всенощнаго бдѣнія (завтра -— Крещеніе Господне) я прошелъ въ квартиру катихизатора: это небольшой въ саду японскій домикъ съ одной комнатой шаговъ по 6 въ длину и ширину, — такъ-то незамысловато живутъ наши трудники!.. Приходящіе и уходящіе христіане; разговоры о завтрашнемъ богослуженіи и всемъ завтрашнемъ днѣ; общія свѣдѣнія о церкви въ Такасаки; — все это наполнило съ избыткомъ свободный часъ и въ 6 час. мы пошли ко всенощному бдѣнію. Церковь невелика. Но всѣ ея углы и столбики-колонки украшены гирляндами изъ зелени и миконами (мандаринами) на вѣткахъ... Передъ св. иконами горятъ лампадки... Церковь наполнена богомольцами достаточно. Пѣвчіе поютъ съ воодушевленіемъ, и очень хорошо... Какъ и въ Маебаси, я службу слушалъ, стоя на клиросѣ и душа моя пережила немало теплыхъ минутъ.

По окончаніи службы у меня попросили наставленія, и наставленія о жизни по Христу. И взявъ себѣ въ руководство 1'2-ю главу посланія къ римлянамъ, я долго и много училъ и убѣждалъ. Часа 1‘/2 продолжалась моя бесѣда... Выслушали ее при гробовой тишинѣ. Время было уже нѳ-раннее, когда кончилась наша „духовная вечеря“ и я поэтому поспѣшилъ на ночлегъ. Его приготовили мнѣ въ домѣ христіанина Сутоо. Это—-богатый христіанинъ. Домъ его-— настоящій дворецъ. Въ немъ останавливаются императорскіе принцы; памятникъ такихъ посѣщеній стоитъ въ саду. Пра-

дѣдушка завѣдуетъ электричествомъ въ Такасаки; дѣдушка занимается шелковымъ производствомъ; сынъ его Яковъ, первый по благочестію и первый хлопотунъ въ церкви Такасаки; маленькая его дочка-правнучка весело рѣзвится по комнатамъ. Мы познакомились со всѣмъ семействомъ. Бабушка, конечно, сразу же окружила насъ своею большою любовью... Напившись чаю изъ той чашки, изъ которой пилъ, посѣщая Такасаки, владыка архіепископъ, и которая сохраняется, какъ святыня, я занялъ отведенныя мнѣ палаты, и заночевалъ съ удобствами не меньшими, чѣмъ императорскій принцъ (нб конечно на полу, ибо здѣсь о койкахъ въ японскихъ домахъ что-то неслышно!). Вотъ такова-то и вся счастливая жизнь миссіонерская! Сегодня спишь подъ шелкомъ, а завтра можетъ быть положишь кулакъ подъ голову вмѣсто подушки! Сегодня роскошествуешь около жаренаго „унаги“ (угря), а завтра можетъ быть будешь радъ и „дай-кон“-у (рѣдька)! Полезная жизнь, ибо она пріучаетъ быть одинаково довольнымъ и въ скудости, и въ сытости! А это— счастливое настроеніе!

6 (19) января праздникъ Крещенія Господня. Еще вчера вечеромъ прекратился снѣгъ и наступившее тепло быстро сгоняло снѣгъ. Сегодня день совершенно теплый, ясный. Снѣгъ таетъ быстро. Но грязи вмѣсто него обильно!.. Литургію начали въ 91/2 час. утра. Сослужили мнѣ о. Павелъ Морита и о. Іоаннъ Оно. О. діаконъ Стефанъ Кучимія и иподіаконъ Моисей Кавамура (оба изъ Тоокёо), какъ бывалые, весьма способствовали чину и благолѣпію. Пѣли пѣвчіе очень твердо и стройно, чѣмъ весьма удивили и порадовали меня. Проповѣдь сказалъ ректоръ Ив. Ак. Сжума. ІІо окончаніи литургіи я еще не могъ совершить по-японски чина освященія воды,—совершилъ его о. Іоаннъ. Я же далъ, по здѣшнему обычаю, св. крестъ христіанамъ, которые отъ о. Іоанна принимали кропленіе св. водой. Литургія закончилась. Я пошелъ въ свою комнатку выпить стаканъ чаю. А христіане той порой приготовили несложный „кангѳй-кон-синкай“. Послѣ молитвы сказалъ горячую рѣчь о. Іоаннъ, одинъ за другимъ привѣтствовали меня трое дѣтей, обратился съ рѣчью катихизаторъ Сам. Акуцу. А потомъ попросили слова и отъ меня; да такъ я думаю, что собственно для этого слова всѣ и собрались! А здѣсь были не только христіане Такасаки, но и изъ сосѣднихъ городковъ Аннака

и Томіока. Рѣчь моя была „всѳ на ту же тему“, лишь въ иныхъ образахъ: „Братья! Вотъ взошло солнышко ясное... Время полевыхъ работъ... Уходитъ поселянинъ на поле раннимъ утромъ... Онъ копаетъ землю, перекапываетъ; онъ ходитъ по колѣно въ водѣ и жидкой грязи; онъ сажаетъ рисъ; онъ сажаетъ овощи... Онъ полетъ сорныя травы... Потъ льетъ съ его лица; поусталъ онъ... Но — еще высоко солнышко! Еще много можно сдѣлать на нолѣ, на огородѣ!.. И поселянинъ продолжаетъ работу, продолжаетъ свой нелегкій трудъ до поздняго вечера. Идетъ день за днемъ. А все бѣлѣетъ на солнышкѣ обмотанная полотенцемъ голова поселянина: онъ не покидаетъ упорно своего труда! Кажется на полосѣ дѣлать болѣе нечего?.. Тогда онъ ходитъ около своей полосы, увеличиваетъ свою полосу для будущей посадки риса, поднимая цѣлину, разрыхляя землю, выдергивая сорныя травы... Кончается лѣто: обильно хлѣба у такого поселянина! Идетъ годъ за годомъ: а ростѳтъ его полоска, ростетъ и его достатокъ! Таковъ старательный поселянинъ!

А вотъ и лѣнтяй! Солнышко уже высоко, — а онъ лишь потягивается1 Солнышко уже къ полдню,—а онъ только что вышелъ на полосу! Солнышко еще далеко отъ заката,—а уже заболѣла его спина, устали его руки... И онъ спѣшитъ домой! И опять дремлетъ, спитъ!—Что сегодня, то и завтра; что завтра, — то и черезъ недѣлю! — Плохо обработана полоска, плохіе ростки риса задавлены сорными травами; задичала земля и около полоски, и корни сорныхъ травъ незримо, въ глубинѣ земли ползутъ на полосу. — Какой ужъ можетъ быть здѣсь урожай! Бѣдность нынѣ, еще большая бѣдность на слѣдующій годъ... А впослѣдствіи грозитъ и настоящій голодъ!

Братья! Что въ дѣлахъ „вѣка сего“, то же мы можемъ усмотрѣть и въ вопросахъ „духовной жизни“. Не безъ причины же Христосъ Спаситель бралъ для поученія образы и картины изъ окружающей природы. — Родился у насъ Христосъ Спаситель. Возсіяло изъ Виѳлеема наше Солнце Правды. И у насъ теперь — постоянный день (Рим. ІЗ.12)! Обычный день начавшись, склоняется къ вечеру: нашъ день, день жизни во Христѣ, не вечерѣетъ!..

Не уподобимся же лѣнивому поселянину! Не проспимъ утра нашей жизни духовной! Не заснемъ среди бѣла дня! Не уйдемъ съ работы, подобно лѣнтяю, прежде времени!

Возсіялъ для насъ Христосъ! Вскопаемъ же глубоко сердда наши- разрыхлимъ, умягчимъ жесткія души наши; посѣемъ въ нихъ сѣмена словесъ Божіихъ; тщательно будемъ пропалывать свои сердца, выдергивая съ корнемъ всяческія нечистыя думы, скверные помыслы! И Господь благословитъ насъ добрыми плодами во время свое!

Но не замкнемся только въ себя! Заростетъ около нашей полосы лѣсомъ земля, — откуда ростки получатъ воздухъ, свѣтъ? И заглохнутъ они! Пойдемъ же и мы работать и около себя! Здѣсь дикія растенія, корни коихъ могутъ засорить нашу душу,,— это буддійскія и иныя заблужденія! Будемъ расчищать ихъ около себя, выпалывать, вырубать! Будемъ выдергивать ихъ съ корнями! Не пустимъ ихъ на свою полосу, въ свое сердце! И тогда—не только дадимъ своему сердцу свѣтъ и воздухъ, но и около себя понесемъ и распространимъ этотъ свѣтъ Христовъ, этотъ воздухъ благодѣтельный!

Итакъ, братья, бодро за работу! За работу надъ своими сердцами! За работу и около себя! Не покладая рукъ поработаемъ, и получимъ успѣхъ! И себя утвердимъ, и Христову Церковь расширимъ!

Братья! Вотъ вамъ еще примѣръ... Спитъ многомилліонный, обширный Китай... Безмятежно спитъ... А его въ это время раздираютъ... И онъ теряетъ то, что имѣлъ. — Бодро смотритъ около себя не столь широкая, не столь многочисленная Японія. Стремительно она идетъ впередъ. И пріумножается, и улучшается она постепенно! —- Говорю это вамъ—японцамъ: столь же бодро и мы посмотримъ около себя! Будетъ намъ беречь только себя! Перейдемъ всѣ въ наступленіе! Мы—ваши военачальники въ дѣлѣ Христовомъ. Вы—наши воины. Двинемся едиными силами впередъ,— и побѣда обезпечена! Одни начальники ничего не сдѣлаютъ, если воины спятъ! Дайте же вы намъ вашу бодрую помощь, дружно всѣ двинемся на общаго непріятеля! И тогда не за горами то время, когда вмѣсто мрачной надписи „Будда“, ярко будетъ переливаться разными цвѣтами радуги надъ островами нашими дорогое Имя—„Христосъ“!

Трудно повторять на бумагѣ то, что говорило сердце... Помню ясно одно, что когда я закончилъ бесѣду, готовъ былъ я тутъ же идти по путямъ и халугамъ и вѣщать Имя Христово, полоть плевелы и расширять ниву Божію!.. Пѣвчіе

„прекрасно“ спѣли: „Коль славенъ Нашъ Господь“... И какъ эта, случайно спѣтая, заранѣе приготовленная пѣснь отвѣчала минутѣ и настроенію! Но пѣвчіе!.. Поютъ н поютъ по-русски, не понимая ни слова по-русски!.. Сколько вѣдь нужно было употребить труда для того, чтобы приготовить это удовольствіе для „Сикбо“!.. Спасибо имъ!

Наскоро японскій обѣдъ и мы поѣхали по христіанамъ. Нелегко было выходить изъ „курумы“ даже на большихъ улицахъ, а въ разныхъ закоулкахъ, да еще въ темнотѣ, приходилось къ сожалѣнію испытывать непріятное ощущеніе липкой, тяжелой грязи на сапогахъ. Но откладывать дѣла было нельзя, ибо завтра нужно уже возращаться въ Тоокёо; а впереди работы еще такъ много!

Итакъ, мы ѣздимъ по домамъ христіанъ. Посѣтилъ я сегодня 15 домовъ: изъ нихъ въ пяти находились или члены семьи, или родственники или прислуга — язычники. Какъ было не начать наступленія! И я твердо и настойчиво до упрямства звалъ всѣхъ ихъ ко Христу; роднымъ указывалъ на ихъ обязанность знакомить своихъ близкихъ со своимъ сокровищемъ, чужихъ же упрашивалъ испытать, насколько благъ нашъ Христосъ... И къ моему утѣшенію мнѣ вездѣ обѣщали, или—скоро окрестить мальчика, или продолжить слушаніе ученія Христова, или начать это слушаніе... И меня поражало это смиренное вниманіе слову проповѣдника и скорый откликъ на него... „А вы—въ аттаку уже переходите“,—шутитъ мой спутникъ-ректоръ, и съ такимъ восторгомъ видитъ эту „аттаку“!..—Григорій Ямамото, Петръ Огава, Іосифъ Нислока, Яковъ Акиха, Яковъ Сутоо, Яковъ Мита, Агнія Іосида, Павелъ Хигано, Іона Сука, Ал. Хигано, Моѵсей Хаеунома, Моѵсей Самата, Іоаннъ Уэхара, о. Іоаннъ Оно, Іосифъ Сутоо,—вотъ домохозяева, у которыхъ я сегодня побывалъ, съ которыми я побесѣдовалъ, которыхъ въ ихъ домахъ я поучалъ и благословлялъ... Во всѣхъ домахъ пѣли вмѣсто „Царю Небесный“—„Во Іорданѣ крещающуся“...

Лишь въ 7‘/2 часовъ вечера я возвратился въ церковный домъ. И возвратился опять въ семью христіанъ: они уже собрались сюда и поджидали меня!... Я усѣлся въ своей комнаткѣ пить чай... Предо мною поставили печенье, изюмъ, яблоки... А христіане расположились на полу, грѣя надъ „хибаци“ свои руки (привычка!)... Человѣкъ, до 30 ихъ здѣсь собралось... „Раскажите что-нибудь“, — просятъ... И я началъ

имъ разсказывать... Говоринъ имъ о празднованіи въ Россіи воскреснаго дня, о русскихъ деревенскихъ праздникахъ, о „завѣтныхъ“ дняхъ, о молебнахъ о дождѣ и по поводу без-вѳдрія, о крестныхъ ходахъ по полямъ, о свѣчахъ въ церквахъ, о просфорахъ за здравіе и за упокой, о тѣльныхъ крестикахъ, о совершеніи крестнаго знаменія, о времени крещенір младенцевъ... Слушатели все прибывали... Комнатка становилась душною,—отодвинули ширмы... Слушали съ захватывающимъ интересомъ про жизнь матери — Церкви; и многіе здѣсь же и записывали все въ свои книжки...—Такъ то, среди этого дѣла незамѣтно пролетѣло время и—-какъ ни жаль было, но приходилось проститься съ задушевными христіанами, и уже въ li-мъ часу отправиться на покой въ домъ Сутоо. Завтра кончаю дѣло въ Такасаки, и уступая просьбамъ, думаю съѣздить, если позволитъ погода, въ близкій городокъ Аннака.

7 (20) января солнышко свѣтитъ еще теплѣе; снѣга почти уже нѣтъ; но грязи соотвѣтственно еще болѣе стало. Съ 7*/г час. утра мы уже отправились по домамъ христіанъ. Въ домѣ Елис. Минѳгиси юноша лѣтъ 20, съ отнявшимися ногами... Такое доброе лицо!.. Находитъ утѣшеніе въ чтеній Св. Евангелія... Читаетъ и другія книги... Въ домѣ Петра Ямагуци некрещѳнный еще, но уже готовящійся къ Св. Крещенію ученикъ. У Іоанна Накохора собралось на молитву до 10 человѣкъ. Василій Хосоя—состоитъ учителемъ школы, въ которой обучаются не имѣющіе возможности попасть въ гимназію мальчики... Выло еще 8'/г час., и мы молились въ школѣ въ присутствіи 6—8 мальчиковъ... Посѣтили дома Даніила Кадзима, Саввы Умесава, Іосифа Судзуки... Во всѣхъ домахъ—обычная молитва, непремѣнное мое краткое наставленіе, и—конечно — столь же непремѣнное какое-либо угощеніе: или японскій чай, или кофе, или фрукты... И здѣсь, какъ въ Маѳбаси, я не могъ посѣтить всѣхъ домовъ (ихъ— 31, при 106 христ.). Но и здѣсь отдаленные дома приходили въ городъ, соединялись гдѣ-нибудь въ общей молитвѣ и получали мое благословеніе.

Во время войны въ Такасаки жили плѣнные. Въ тера (кумирня буддійская) „Рюукоози“ былъ устроенъ лазаретъ. Три солдатика скончались здѣсь и погребены на военномъ кладбищѣ около этой тера.

Посѣтивъ христіанъ, я и поѣхалъ къ своимъ землякамъ.

Ключа отъ кладбища въ тера нѳ оказалось, и пока бѣгали за нимъ въ городъ (а это заняло минутъ 20), мы зашли въ тера. Осмотрѣли все... Заинтересовались сложеніемъ пальцевъ Амида для благословенія. Начали разсуждать... Однако, скоро пришелъ бонза, насъ усадилъ, началъ угощать чаемъ, печеньемъ (здѣсь же въ тера). Мы представились другъ другу. Я всячески старался заговорить съ моимъ хозяиномъ по во-просамъ^амъ съ нимъ близкимъ, но онъ упорно держался въ рамкамъ чая, печенья и военноплѣнныхъ, и лишь вскользь кидалъ на меня испытующіе взгляды... Словомъ,—бонза уклонялся отъ бесѣды, и весьма возможно, что замѣтка газеты о моей проповѣди въ Маебаси нѳ мало повліяла на это.

Попали на кладбище. Въ углу, совершенно особнякомъ, лежатъ подъ плитами три солдатика Сампсонъ Мельниченко, рядовой Квант. Кр. Арт., ф въ маѣ 1905 г., Степанъ ІПеле-нокъ, стрѣл. 20 Сиб. п., ф въ маѣ 1905 г. и Николай Ткачукъ, ст. мастер. 2-й бат. 1 Стр. Арт. див., ф въ окт. 1905 г.— Въ головахъ у нихъ стоятъ деревянные кресты... Я совершилъ Литію по-славянски, и вмѣстѣ съ о. Оно и съ ректоромъ пѣли, сколько могли... Свѣтитъ солнышко... Черезъ заборъ выглядываютъ любопытствующіе японцы... А эти герои мирно спятъ въ землѣ... Вѣримъ, что принялъ Господь молитву нашу грѣшную,—и мирное облегченіе далъ и душѣ ихъ... „Вѣчная . память“ по-славянски, по-японски; и давъ землякамъ послѣднее поклоненіе, мы возвратились въ „Кайдоо“... Здѣсь немного отдохнули. Но къ прежнему чаю, къ преяшимъ печеньямъ прибавивъ опять лишь чай и печенье, мы отправились на вокзалъ „Иидзука“ (въ Такасаки же) и отсюда направились въ Аннака.

Аннака.

Аннака—городокъ, въ коемъ около 10 тысячъ жителей. Здѣсь есть четыре христіанскихъ дома и „Кайдоо“—церков-дый домъ съ квартирою катихизатора Ал. Сайтоо. День былъ ясный, теплый. На душѣ хорошо!.. Мы ѣдемъ прямо на западъ. Направо, немного позади, постепенно повышаясь, рѣзко выдѣляются своимъ бѣлымъ снѣжнымъ покровомъ горы „Акаги“ (6.325 фут.), впереди причудливыя очертанія горъ Харуна (3.500 фут.),—на нихъ уже нѳ столь много

снѣга и видъ ихъ пестрый... Впереди поѣзда высоко къ небу подняла свои правильныя конусобразныя очертанія Асамо-яма (8.230 фут.),—это дѣйствующій вулканъ... На вершинѣ его видѣнъ дымъ... Налѣво отъ насъ—поражаютъ своими остроконечными формами красивыя горы Мёоги... Сюда путешествуютъ иностранцы—любители сильныхъ ощущеній. Къ сожалѣнію 5—6 миль заняли всего минутъ 15,— и мы уже усѣлись въ дзинрикися: до города qa^e ѣхать 15—20 минутъ. Прекрасная дорога на полѣ; новый мостъ черезъ р. Усцигава... Однако,—въѣхали въ городъ, и сразу же попали въ грязь: зданія не даютъ солнышку тамъ скоро высушить дорогу.

По довольно топкой грязи мы добрались до Іосифа Ма-суда... Это—староста церкви въ Аннака; и къ нему теперь намъ было „по пути“. Помолились... Хозяинъ принесъ альбомъ съ автографами... Я записалъ ему по русски Me. V, 16 и 10, X. 16. Мой спутникъ Ив. Ак. Сэнума тоже записалъ по-японски. Въ семьѣ оказалась сестра хозяина протестантка, и нашъ разговоръ невольно перешелъ на вопросъ о томъ, насколько протестантство удовлетворяетъ умъ и душу... Отсюда пріѣхали въ церковный домъ... Пусто!.. Ни души!.. Лишь жена катихизатора растерянно встрѣчаетъ насъ... Сами зажгли лампадки и совершили молитву... А оказывается,— всѣ христіане теперь на вокзалѣ и почему-то съ другимъ поѣздомъ встрѣчаютъ меня!.. Мы подождали!.. Бѣжитъ чуть не плачущій отъ досады катихизаторъ, входятъ одгінъ за другимъ члены небольшой здѣшней общины... И когда отсутствующихъ болѣе не оказалось, я привѣтствовалъ собравшихся краткимъ словомъ своимъ: „Братья! Рождается въ Виѳлеемѣ Младенецъ-Іисусъ... Кого Онъ, какъ человѣкъ, могъ привлечь въ немощи Своей? И однако идутъ къ Нему пастухи, видятъ Его и поклоняются Ему... Не ясно ли, что Христосъ—Богъ привлекъ ихъ къ себѣ?..—Но то были простецы! А вотъ—мудрецы вѣка сего, волхвы изъ далекаго Вавилона пришли поклониться „Царю Іудейскому“... И передъ ними опять предсталъ слабый Младенецъ... Но и мудрость человѣческая поклонилась сему слабому Существу... Не ясно ли опять, что Христосъ—Богъ привлекъ ихъ сердца къ Себѣ?..— Въ это же самое время мятутся власти въ лицѣ Ирода, они хотятъ убить Младенца, льется невинная кровь тысячъ младенцевъ... Но не побѣждаетъ мірская власть

Христа: Младенецъ Іисусъ спасается, хотя сначала и бѣгствомъ во Египетъ!—Такова первая страничка исторіи христіанства. А затѣмъ она повторяется постоянно на пространствѣ вѣковъ!.. Міру предлагается Христосъ... И простые сердцемъ, и гордые своимъ разумомъ идутъ къ Нему и божественная сила Христа влечетъ ихъ къСебѣ безудержно. Власти же мірскіе то преслѣдуютъ Христа, то терпятъ Его, то не замѣчаютъ Его, и лишь въ послѣднія времена въ святыхъ странахъ и сами влекутся къ Нему и увлечены Имъ. й пастыри и три волхва выростаютъ въ 12 и 70 учениковъ; а эти послѣдніе разростаются до огромныхъ размѣровъ и покрываютъ собою почти всю вселенную!—Лѣтъ 50 назадъ, на сѣверѣ, въ Хакодате, родился и для Японіи Христосъ: тамъ повторились ясли Виѳлеема... Поклонились Ему въ Японіи не только простецы, но и мудрецы вѣка сего: не соблазнились они простотою Христа, узрѣли они въ Немъ своего Бога... Не мы, не люди убѣдили ихъ въ божествѣ Христа: Христосъ Господь Самъ привлекъ ихъ къ Себѣ!—Власти ясе садили ихъ въ тюрьмы!.. Шло время... Небольшая группа христіанъ разрослась въ десятки, въ сотни, въ тысячи... И теперь уже 30 тысячъ и простецовъ, и мудрецовъ, согласно съ нами славящихъ Христа; не преслѣдуютъ насъ и власти... Такъ доселѣ... Что же дальше?.. А дальше н здѣсь будетъ то же, что вездѣ было! и эти 30 тысячъ, постепенно увеличиваясь, разростутся въ сотни тысячъ, въ милліоны! Будетъ это: ибо здѣсь дѣйствуемъ не мы—-люди, а Самъ Христосъ Своею Божественною силою. Не бойся же, малое стадо, не смущайся церковь въ Аннака! Въ скромномъ помѣщеніи собрались мы теперь; немного насъ,—всего четыре семьи! но и здѣсь Христосъ привлечетъ къ Себѣ еще и еще! И видится мнѣ время, когда большимъ собраніемъ въ обширномъ храмѣ мы будемъ здѣсь славить Христа!

Но вы ждете отъ меня и наставленія? Кратко оно будетъ и несложно, ибо кратко и общеніе мое съ вами: Отецъ небесный устроилъ великую вечерю и призвалъ на нее много народовъ. Хотя и въ поздній часъ, но входятъ на эту вечерю и граждане Японской Имперіи. Среди нихъ вошли и вы, возлюбленные! Изъ десятка тысячъ—вошли пока только четыре дома!—Поймите ясе милость Щедраго Бога, и питайтесь обильно отъ трапезы Господней! Вамъ обильно предлагается и Истинный Хлѣбъ и Вино въ святыхъ таинствахъ,

вамъ обильно предлагается и вода живая въ словесахъ Евангельскихъ. Вкушайте же! И познавайте, насколько благъ Господь!..

Но не безъ причины Онъ избралъ и васъ изъ среды многихъ; и не для того ли Онъ избралъ васъ, чтобы вы, сами трапезуя, и другимъ вѣщали о сладости трапезы вашей! Вѣщайте же! Собирайте на трапезу вашихъ согражданъ! Да наполняется вечеря возлежащихъ! И такимъ-то путемъ да распространится Христосъ и здѣсь, и по всей Японіи“!

Благословивъ христіанъ, напившись съ ними чаю, я отправился посѣтить остальные три дома. Вотъ Іоакимъ и Анна Судзуки съ дечѳрью... Зять—адвокатъ—еще язычникъ, однако на молитвѣ стоялъ. Я говорилъ о праведныхъ богоотпахъ, кои на концѣ дней своихъ получили радость отъ Господа и, убѣждая старцевъ подражать имъ, говорилъ о возможной и для нихъ радости отъ Господа. И радость эта пришла имъ здѣсь же: мы перекидывались съ адвокатомъ-язычникомъ все время вопросами о вѣрѣ, и онъ выразилъ желаніе слушать ученіе Христа... Вотъ недавно погорѣвшая семья— Марія Хонда; погорѣли и образа;—я далъ сюда образокъ Божіей Матери...—Оставался еще домъ старца, который своимъ патріаршимъ видомъ, своимъ добрымъ лицомъ невольно обращалъ на себя вниманіе. Домъ его—за городомъ, внизу у р. Усуи-гава... Мои спутники пошли по грязи, но близкой дорогой. Меня же повезли въ объѣздъ. Далеко отъ дому встрѣтилъ меня сынъ старца Якова Такеи, гимназистъ... Мы помолились... Хозяинъ занимается шелковымъ производствомъ и хлопотами но церкви... Благословивъ его первое дѣло, я особенно звалъ его на работу церковную, столь дорогую въ Церкви малой!-—Хозяинъ предложилъ намъ трапезу. Она была тѣмъ болѣе пріятною, что мы сегодня еще вкушали лишь чай, печенье и фрукты!.. Потрапезовали. Посмотрѣли производство шелка. И такъ какъ время близилось къ 4‘/2 час. в.,—поспѣшили на станцію и въ 5 ч. возвратились опять къ себѣ, въ Такасаки; возвратились для того, чтобы приготовиться къ отъѣзду и проститься.

Поѣздъ—экспрессъ отходилъ въ 7 ч. 32 м. вѳч. Мы имѣли въ распоряженіи два часа времени. Христіане толпятся въ церковномъ домѣ, берутъ благословеніе, благожелаютъ. Мечтаемъ вмѣстѣ о будущей поѣздкѣ, когда и здѣсь, и въ Аннака можно будетъ устроить бесѣды съ язычниками... Въ

6 ч. краткій напутственный молебенъ... Я горячо благодарю христіанъ за теплый пріемъ; еще разъ призываю къ единенію и бодрости; и какъ на поводъ къ единенію, указываю на начатую ими постройку церкви; начатую пока лишь сборомъ денегъ... — Простились мы, и на дзинрикися, около

7 ч. в., отправились на вокзалъ.

Необычайную картину представлялъ вокзалъ! Комната 1 класса вся наполнена японцами... Всѣ такіе довольные!.. Всѣ такъ рады, что и на ихъ долю выпала возможность „оживиться“! Это почти всѣ христіане Такасаки... Велико было ихъ радушіе, и оно продолжилось до конца: христіане не позволили даже купить намъ билетовъ,, а купили ихъ на свой счетъ...

Сопровождаемый благожеланіями христіанъ, оставилъ я Такасаки. Меня провожалъ до Тоокёо о. Іоаннъ Оно. Пошелъ дождь. Но не страшенъ теперь онъ былъ! Дѣло свое я сдѣлалъ, и дождь намъ помѣшать уже не могъ! Поѣздъ шелъ немного больше 2 часовъ. Да за разговорами и время пролетѣло незамѣтно! Въ 10 ч. вѳч. мы были уже на вокзалѣ Уэно, а черезъ полчаса я опять вошелъ подъ родную кровлю своего „Суругадая“... Владыка конечно не спалъ и уже поднимался ко мнѣ, когда я, раздѣвъ рясу, поспѣшилъ къ нему...

Первыя впечатлѣнія... Мои восторженные разговоры... Воспоминанія Владыки... И лишь безъ */* въ 12 ночи я простился съ Владыкой и ушелъ къ себѣ... А здѣсь—русская почта: письма, газеты... Развѣ мыслимо заснуть, не прочитавъ всего?.. И долго—долго я сидѣлъ, поглощая все, что было предо мною...

Кончаю свои замѣтки... Уже 9 дней прошло, какъ я возвратился изъ поѣздки въ Маѳбаси и Такасаки... А на душѣ— все еще ощущеніе чего - то сладостнаго, пріятнаго, радостнаго!.. —Да! Такое святое общеніе съ христіанскими общинами по истиннѣ—миссіонерскія радости].. Господь посылаетъ ихъ намъ въ ободреніе!..

Завтра уѣзжаю на Кюу-сюу и Сикоку... Два мѣсяца среди христіанъ! Два трудовыхъ, но-вѣрю—и радостныхъ мѣсяца... Радостно ѣду на дѣло... Бодро ѣду! Впередъ! Не покладая рукъ! Въ наступленіе! Господь—нашъ помощникъ!

29 (16) яев. 1909. Тоокео.

Епископъ Сергій.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная акаде-мия — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, готовящее священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области бо-гословских и церковных наук. Учебные подразделения: академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет иностранных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках компьютеризации Санкт-Пе-тербургской православной духовной академии. В подготовке элек-тронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта — ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор проекта — про-ректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Материалы журнала готовятся в формате pdf, распространяются на DVD-дисках и размещаются на академическом интернет-сайте.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.