Санкт-Петербургская православная духовная академия
Архив журнала «Христианское чтение»
Еп. Сергий (Тихомиров)
Месяц по Японии:
Путевые заметки и впечатления
Опубликовано:
Христианское чтение. 1908. № 12. С. 1573-1586.
@ Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.
СПбПДА
Санкт-Петербург
2009
Мѣсяцъ по Японіи *).
Путевыя замѣтки и впечатлѣнія.
3-е августа. Сегодня съ ранняго утра на дворѣ церковномъ хлопоты. Ворота украсили флагами. Приготовили мѣста для тэта. Кажется, въ сотый разъ провѣрили, все ли готово къ освященію. Рядомъ съ моей квартиркой уставлены ящики съ коробками гостинцевъ: это подарки отъ церкви христіанамъ и добрымъ сосѣдямъ.
Ровно въ 9 ч. утра звонко раздался первый въ Мацуямѣ ударъ колокола; за нимъ второй, третій... И полились звуки колокола православнаго надъ городомъ языческимъ!.. Трезвонъ въ три пріема дополнялъ впечатлѣніе. Смѣло, мощно гудѣлъ колоколъ... И невольно мысли переносились на далекую родину, гдѣ перекрестившись по третьему удару спѣшатъ къ церкви наши крестьяне, и наполняютъ ихъ... Однако, сходство пока ограничилось звономъ... Сходились любопытствующіе язычники. Но они останавливались по большей части на улицѣ (Ицибанъ-чо). Въ церковь же проходили лишь нарочито приглашенные, и получившіе билеты.
Къ 9 ч. въ церкви уже были губернаторъ г. Мацуяма г. Аіідоо, главный судья города г. Гакахаси, начальникъ мѣстныхъ войскъ пол ковникъ Фудзи и, начальникъ полиціи г. Ку-рота, три редактора мѣстныхъ газетъ: г. Мацуяма [Кайнанъ-Симбунъ], г. Суосаки [Ихими-Симну] и г. Табэ [Іё-Ници-Ници Симбуи]. Русскихъ властей представлялъ консулъ изъ Кобе А. С. Максимовъ. Пришелъ въ церковь и бонза, у котораго я угощался чаемъ...
:) Продолженіе. См. ноябрь.
Всѣ, прибывшіе съ нами изъ Тоокёоидля насъ изъ Кёото; всѣ мѣстные и собравшіеся изъ окрестностей христіане; нѣсколько наиболѣе почтенныхъ язычниковъ; вотъ и всѣ, при которыхъ состоялось освященіе престола и храма.
Владыкѣ архіепископу сослужили благочинный—протоіерей о. Сѵмеонъ Мій. прот. о. Петръ Булгаковъ, о. Сергій Суд-зуки, о. Ѳома Маки и о. Ѳома Такеока при діаконѣ Петрѣ Уцида.
Конечно, обычнымъ порядкомъ, лишь на японскомъ языкѣ, совершалось освященіе храма. Читанныя внятно, громкимъ голосомъ молитвы не могли, конечно, не войти въ уши язычниковъ. II хотя всѣ они стояли «истуканами», тѣмъ не менѣе хорошо уже, что стояли: и помимо воли они могли ознакомиться съ тѣмъ, чего обычно предпочитаютъ не знать, и что въ то же время отрицаютъ! Не въ тѣснотѣ среди народа, не при красномъ звонѣ прошли мы и съ крестнымъ ходомъ, сзади котораго, конечно, язычники не ходили.
Литургію сослужилъ Владыкѣ и я. Вышедшее было «начальство» къ херувимской пѣсни возвратилось и терпѣливо стояло не только литургію до конца, но и молебенъ. Вся главная часть литургіи съ ея поэзіею, съ ея молитвенными восторгами прошла предъ ними. И кто знаетъ, не возраститъ ли Господь въ сердцѣ кого-нибудь изъ нихъ любовь къ Себѣ? Не призоветъ ли кого-нибудь изъ нихъ въ Свою ограду? Вѣра вѣдь всегда отъ слуха! Благодарственнымъ молебствіемъ, а послѣ него—торжественнымъ пѣніемъ «Ику то семо» (Многая лѣта) закончилось наше торжество освященія храма...
Я такъ еще недавно изъ Россіи... Еще живы въ моей памяти эти безконечные при освященіяхъ звоны, перезвоны, тризвоны... Какъ живыя, стоятъ радостныя лица участниковъ постройки храма... Тысячи богомольцевъ, рвущихъ на части кусочки мыла, бросающихъ на престолъ платки... Всего этого не было въ такомъ количествѣ, а кой чего—и совсѣмъ, здѣсь... Но радость христіанъ, получившихъ себѣ храмъ, радость Владыки, которому Господь судилъ соорудить и еще святилище Себѣ, велика! Со стороны же язычниковъ мы не видѣли по крайней мѣрѣ ни смѣху, ни тѣмъ болѣе злобы!..
Непосредственно послѣ литургіи, всѣ участники торжества христіане и приглашенные язычники собрались въ помѣщеніе мѣстнаго клуба:—единственное помѣщеніе, гдѣ можно было заказать «съ позволенія сказать» европейскій обѣдъ, и хотя
хозяева упирались долго, навязывая обѣдъ скоромный, тѣмъ не менѣе и постнымъ обѣдомъ накормили мы весьма сытно! Подавались всякія рыбы, во всевозможныхъ приготовленіяхъ, всѣ ѣли все и не оставляли... Пили только лимонадъ. День былъ нарочито жаркій, поэтому много его пили!.. И какъ мы были рады, когда наконецъ-то подали сладкое и чай по-англійски: признакъ скораго конца... Въ добромъ здоровьѣ, но нуждаясь въ отдыхѣ, возвратились мы домой. Въ шестомъ часу губернаторъ пріѣзжалъ къ Владыкѣ съ нарочитою цѣлью—поблагодарить его за праздникъ... Какая деликатность! Мы въ свою очередь благодарили его за посѣщеніе. Да и есть, мнѣ кажется, за что благодарить! Вѣдь каждая подробность освященія, всѣ наши гости, обѣдъ,—все это становилось достояніемъ мѣстныхъ газетъ. И мѣстные жители не могли не видѣть большого къ нашей церкви вниманія со стороны своихъ властей... Л вѣдь окружающее настроеніе далеко не безразлично въ дѣлѣ проповѣди въ городѣ языческомъ!..
Первая служба, совершенная во вновь освященномъ храмѣ— оглашеніе одной женщины съ двумя малютками (крещеніе ея отложено по личнымъ ея обстоятельствамъ на нѣкоторое время). Не Самъ ли Господь указываетъ на назначеніе новой Церкви быть разсадникомъ Христовой вѣры на о-вѣ Сикоку!?
Послѣ всенощной состоялась бесѣда Владыки Архіепископа. Еще нѣсколько дней назадъ по разнымъ мѣстамъ города катихизаторамъ были разрѣшены объявленія на громадной величины листахъ; въ нихъ извѣщалось населеніе объ имѣющихъ быть бесѣдахъ 3-го вечеромъ—«Дай-сикёо Николая» и 4-го вечеромъ—«сиксо—Сергія». Часамъ къ 7 веч. церковь мало-по-малу начала наполняться язычниками, а къ 71 /а час. ихъ было уже достаточно; конечно—человѣкъ 40 дѣтей разныхъ возрастовъ, совершенно не знакомыхъ съ дисциплиной въ нашихъ храмахъ; но они все же не препятствовали проповѣди. Владыка Архіепископъ вышелъ послѣ службы и сѣлъ посреди церкви на стулѣ. Японцы по своему обычаю, конечно, всѣ сидѣли. Уже смеркалось. Лишь свѣтъ лампадокъ у образовъ Спасителя и Божіей Матери разгонялъ тьму. Да въ паперти горѣла лампа,—оттуда постепенно входили язычники. Среди полумрака, при гробовой тишинѣ раздавалось убѣжденное слово старца-святителя. Говорилъ онъ о Богѣ единомъ, въ трехъ лицахъ познаваемомъ; о твореніи всего міра изъ ничего; о твореніи человѣка. Говорилъ долго, ста-
102*
раясь какъ можно яснѣе изложить для язычниковъ то, чего они не знаютъ и что составляетъ основу нашей вѣры. А число слушателей все росло и росло. Вмѣсто утомившихся дѣтей приходили юноши, мужи и даже старцы... Какого-то слѣпца ввели и усадили подъ-руки... Я сидѣлъ тоже среди народа. Не чувствуя еще особаго удовольствія сидѣть по-японски,— я сидѣлъ на ступенькѣ каѳедры и поэтому мало выдѣлялся среди прочихъ. И какъ умилительно было смотрѣть на этихъ язычниковъ, пріютившихся у самыхъ ногъ проповѣдника! Ни усмѣшекъ, ни улыбки! Отношеніе къ проповѣдуемому слову самое серьезное!.. Пошлп же Господи свой свѣтъ въ сердца сѣдящаго здѣсь во тьмѣ народа! Не бѣжитъ онъ отъ Христа, и идетъ къ Нему: Эти 200 язычниковъ,—развѣ не доброе знаменіе христіанскаго будущаго?.. Послѣ Владыки Архіепископа говорилъ проповѣдь о. Сергій Судзуки, проводившій мысль о томъ, что настоящій храмъ, построенный щедрою русскою благотворительницею, есть подарокъ мацуямскому народу, на который нужно отвѣтить устройствомъ церкви изъ многихъ христіанъ. Уже поздно, около 10 час. веч., расходились язычники изъ нашего храма. Господь, конечно, вѣдаетъ судьбы церкви. Онъ знаетъ, гдѣ слово наше находитъ почву добрую, гдѣ оно падаетъ на камни. Но разсуждая по-человѣчески,—можно ли было храму съ большимъ успѣхомъ начать свою дѣятельность... Завтра буду говорить я. Первый разъ въ жизни среди язычниковъ. Говорить буду о Христѣ Спасителѣ... Много я говаривалъ проповѣдей въ Питерѣ, но сейчасъ невольно сердце сжимается... И конечно,—не за блескъ проповѣди смущается оно: говорить вѣдь буду еще чрезъ переводчика... Но сознаніе, что я быть можетъ спасу кого-нибудь,— какое это и трудное, и вмѣстѣ отвѣтственное сознаніе! Господи, помоги мнѣ въ моемъ выступленіи на дѣланіе новое!..
Поздно вечеромъ, сидя съ персиками въ рукахъ (а они здѣсь такъ хороши!) мы съ Владыкой дѣлились впечатлѣніемъ дня и составляли планы на ближайшее будущее. Онъ рѣшилъ выѣхать во вторникъ, 5-го числа, и проѣхать на островокъ Оки, куда выбросило послѣ Цуссимскаго сраженія 13 нашихъ моряковъ: нужно посмотрѣть могилки; да быть можетъ удастся какъ-нибудь узнать отъ мѣстныхъ жителей, не осталось ли отъ выброшенныхъ на берегъ какихъ-либо документовъ о ихъ личности. Трудная Владыкѣ предстоитъ дорога,—почти вся безъ поѣздовъ, на курѵмахъ и пѣшкомъ! Помоги ему, Господи!
Я же останусь здѣсь до Преображенія, когда вечеромъ и отправлюсь чрезъ Кобе въ Оосака.
4-е августа. Еще въ шестомъ часу утра начались приготовленія къ св. крещенію; а въ 6 ч. я уже стоялъ въ притворѣ, гдѣ присоединялись къ Христовой церкви пять человѣкъ: два юноши въ возрастѣ 22 и 20 лѣтъ (гимназистъ), мальчикъ 12 лѣтъ, и двѣ дѣвочки лѣтъ по 14—16. Они уже давно оглашались; уже пѣли на церковныхъ служеніяхъ, совершавшихся катихизаторомъ; теперь и они сдѣлались нашими братьями и сестрами во Христѣ. Новокрещенные получили имена—іѴлександръ, Владиміръ, Азарія, Марія и Мароа. Владыка Архіепископъ, поздравивъ ихъ съ принятіемъ св. крещенія, дѣлалъ имъ свои наставленія, еще ранѣе благословивъ ихъ крестиками. Благословилъ новыхъ христіанъ и я, пожелалъ имъ, чтобы они, подобно св. князю Владиміру, были распространителями вѣры Христовой среди язычниковъ; подобно св. Александру Невскому, были защитниками православія отъ инославныхъ исповѣданій; чтобы они своимъ чистымъ житіемъ влекли ко Христу и своихъ семейныхъ (а присоединенные всѣ—изъ семей языческихъ).
Итакъ, для перваго дня новой церкви—пять новыхъ христіанъ! Начало вполнѣ благопріятное... Катихизаторъ горитъ желаніемъ работать. Работаетъ • сейчасъ еще надъ 8 душами; а мечтаетъ привести ко Христу въ теченіе года до 30 человѣкъ. Памоги ему Господь!..
Въ 8 часовъ началась заупокойная литургія. Поминались православные воины, за вѣру, царя и отечество умершіе и въ разныхъ концахъ Японіи погребенные... Грустный списокъ!.. 373 человѣка (изъ нихъ христіанъ 354 человѣка)! И гдѣ-гдѣ не лежатъ сейчасъ русскія кости! Въ синодикѣ, составленномъ Владыкою, кромѣ именъ, есть еще особо помѣщенныя свѣдѣнія: кто именно, когда и гдѣ умеръ, и гдѣ погребенъ. Оказывается 25 мѣстъ гдѣ жили военноплѣнные сейчасъ скрываютъ у себя умершихъ на далекой чужбинѣ защитниковъ родины!.. Мацуяма (97 чел.), Хамадера близь Оосака (86 ч.), Нарасино близь Тоокёо (34 ч.), Ншюсима (34 ч.), Сасебо (20 чел.), Фукуока на Кіу-сіу (17 ч.), Нагоя (15 ч.), Кумамото (13 ч.), Каназава (10 ч.), Фусими (7 ч.), Химедзи (6 ч.), Цусима (5 ч.), Кокура (4 ч.), Сендай (4 ч.), Фукуціяма (3 ч.), Такасаки (3 ч.), Маидзуру (3 ч.), Куруме (3 ч.), Тоёхаси (2 ч.), Даири (2 ч.), Дзенцуудзи (2 ч.), Маругаме (1 ч.), Оцу (1 ч.), Сидзуока (1 ч.), лаз. Котохирамару (3 ч.).
Не кажется мнѣ, снова повторю, чтобы эти вѣчные памятники русскаго позора способствовали возстановленію нашего престижа на Дальнемъ Востокѣ. И неужели тогда, когда это окажется но законамъ природы возможнымъ, нельзя будетъ русскихъ людей возвратить въ Россію, устроивъ для нихъ гдѣ-нибудь подъ Владивостокомъ и братскую могилу, и братскій памятникъ?.. Японцы сдѣлали это со своими военноплѣнными, не убоявшись разстояній. А мы чего бы должны были бояться?!.. Чѣмъ меньше памятниковъ позора, тѣмъ лучше для насъ!..
Послѣ Литургіи совершена была въ церкви торжественная панихида... Присутствовалъ на пей нашъ консулъ въ Кобе А. С. Максимовъ... Больно, очень больно было слушать этотъ длинный списокъ!.. И усиленно душа молилась за тѣхъ, кои не по винѣ своей умерли прежде времени, не по винѣ своей и лежатъ сейчасъ, развѣянные въ разныхъ концахъ Японіи... Господи, упокой страдальцевъ въ обителяхъ, гдѣ нѣтъ ни печали, ни воздыханій. Вѣчная радость да будетъ для тѣхъ, кто не видѣлъ этой радости, смежая среди чужихъ свои очи на вѣки!..
Послѣ обѣда отправились мы на русское кладбище. День былъ очень жаркій. Поэтому многіе поѣхали туда на курѵ-махъ, и лишь нѣкоторые пошли пѣшкомъ. Я оказался въ числѣ послѣднихъ, и не потому только, что подъ зонтикомъ не такъ страшенъ жаръ; а и потому главнымъ образомъ, что никакъ не могу привыкнуть ѣздить на человѣкѣ... Лишь крайняя нужда заставляетъ меня прибѣгать къ этому способу пе-редвшкенія, въ которомъ все же столько унизительнаго для человѣческаго достоинства!
Владыка—Архіепископъ, я, прот. П. Булгаковъ, діаконъ Д. К. Львовскій, консулъ А. С. Максимовъ, офицеръ—слушатель восточнаго института С. Д. Рудницкій—вотъ русскіе, пришедшіе сегодня къ своимъ собратьямъ. Были и наши спутники—японцы, человѣкъ 10. Литію совершалъ я, помянувъ «православныхъ сыновъ и всѣхъ, за вѣру, царя и отечество на полѣ брани и въ морѣ животъ свой положившихъ». Случайный составъ богомольцевъ далъ, однако, прекрасный хоръ. И сколько души, русской молящейся скорбной души чувствовалось, когда разносились чудные звуки русскаго пѣнія заупокойнаго!.. «Со святыми упокой»—не звуки одни произносились... Душа какъ бы выпрашивала у Творца покоя стра-
дальцамъ... И даетъ Онъ имъ его!.. «Вѣчная память» закончила наше моленіе... Долго побыли на кладбищѣ, мы уходили благославляя всѣхъ защитниковъ родины; магометанъ же и евреевъ поручая особому Божіему смотрѣнію. промышлепію... Всѣхъ ихъ, нашихъ защитниковъ, упокой Боже!..
Вечеромъ, послѣ всенощнаго бдѣнія, назначена была моя бесѣда для язычниковъ. Уже къ концу службы собралось достаточно язычниковъ. Были сдѣланы нѣкоторыя приготовленія, вызванныя вчерашнимъ опытомъ: поставленъ столъ, и на немъ лампа,-“-чтобы видно было и лицо говорящаго. Народъ при входѣ направлялся впередъ, чтобы не дѣлать этого во время бесѣды. Началъ проповѣдывать о. діаконъ II. Уциза о томъ, что служитъ для насъ пищей истинной... Пока онъ говорилъ, церковь была полна, и я началъ говорить, имѣя уже до 200 слушателей. Меня переводилъ прот. С. Мій, кандидатъ кіевской академіи. Повторивъ кратко содержаніе бесѣды Владыки Архіепископа, я говорилъ приблизительно вотъ что.— Господь все создалъ добрымъ, прекраснымъ. Онъ и человѣка создалъ безгрѣшнымъ, безсмертнымъ. Но первые люди не послушались заповѣди Творца, оказали Ему «ослушаніе», согрѣшили, пали. Человѣкъ черезъ это пересталъ быть пріятнымъ, безгрѣшнымъ, царемъ;—къ нему Создатель приспособилъ и природу, которая отселѣ начала приносить человѣку вредъ, или въ лучшемъ случаѣ—не стала приносить той пользы, какую могла. Нужно было возстановить человѣка въ его достоинствѣ, какъ бы вновь создать его для жизни по правдѣ. И Господь, создавшій изъ ничего перваго Адама, Своимъ всемогуществомъ далъ бытіе и второму Адаму, который родился отъ Дѣвы-Маріи и поэтому былъ человѣкъ, но родился безъ мужа, по наитію Божьему, и поэтому былъ Богъ. Этотъ Богочеловѣкъ назывался Іисусомъ. Мы Его называемъ Христомъ. Кратко сказавъ о годахъ дѣтства Христа Спасителя, я перешелъ къ Его общественному служенію. Коротко повѣдалъ слушателямъ: къ кому, для кого пришелъ Христосъ Спаситель («пріидите ко мнѣ всѣ шруждающіися и обремененніи, и Азъ упокою вы»); какое иго благое и легкое возложилъ Онъ на насъ (кратко заповѣдь блаженства; заповѣдь о любви къ Богу и ближнимъ; прочиталъ слова на мѣстной иконѣ: «о семъ разумѣютъ всѣ, что вы мои ученики, если любовь будете имѣть между собою). Затѣмъ сказалъ я, что слова Іисуса были и дѣломъ, и кратко повѣдалъ о чудесалъ, какъ проявле-
ніяхъ Его не столько силы, сколько любви. Вотъ, кто былъ нашъ Іисусъ Христосъ въ жизни Своей!.. Однако, враги Его предали на судъ, добились его смерти; и Онъ, будучи безгрѣшнымъ человѣкомъ, сталъ вполнѣ удовлетворяющею Божью правду лшртвою за грѣхи людей!.. Изобразилъ кратко страданія Христа, я повѣдалъ потомъ о Его воскресеніи, въ которомъ все человѣчество получило источникъ для новой жизни; о Его вознесеніи, въ которомъ Онъ все человѣчество привелъ къ Богу, своему Отцу. Жить, по вѣрѣ во Христа, съ Богомъ жизнью блаженной,--такова наша надежда.
Въ заключеніе своей бесѣды, я поблагодарилъ слушателей за вниманіе, высказалъ надежду, что они не станутъ смѣяться надъ тѣмъ, чего не знаютъ (—это не разумно); узнать же нашу вѣру могутъ легко, ибо мы ни отъ кого не прячемся; открыто говоримъ и свое Евангеліе всюду распространяемъ.
Свою бесѣду я пояснилъ имѣющимися на иконостасѣ изображеніями изъ жизни Спасителя. Я старался съ одной стороны быть совершенно понятнымъ, съ другой — сознательно обходилъ тѣ пункты, которые требуютъ нарочитаго и долгаго разъясненія. Конечно, представленная мною схема проповѣди моей лишь сколокъ того, что я говорилъ. Значительно моему воодушевленію способствовало то, что «дай-сикёо», укладывавшій вещи въ дорогу, не могъ присутствовать на бесѣдѣ: доселѣ не могу не сознавать себя ученикомъ, сдающимъ урокъ, когда проповѣдь мою слушаетъ начальство мое! 1).
Слушали меня язычники съ большимъ вниманіемъ. Какой-то юноша лѣтъ 18—20 сидѣлъ прямо предо мною; не пропускалъ ни одного слова; а когда я пояснялъ, что есть на иконостасѣ,—онъ такъ и впивался глазами своими!.. Были и выходившіе во время проповѣди; но мѣсто ихъ почти сразу же восполнялось вновь пришедшими. При полной церкви я закончилъ свою бесѣду открытымъ исповѣданіемъ своего убѣжденія: не устояли языческіе боги и греко-римская филосо-
*) Оказалось, что Владыка во время бесѣды о. діакона успѣлъ уложить всѣ свои вещи; и мою проповѣдь слышалъ отъ слова до слова, сидя на ступенькахъ южнаго входа въ церковь (всѣ двери были открыты). Предъ отъѣздомъ, прощаясь со мною, отъ сказалъ мнѣ, что онъ будетъ с.юкоенъ за тѣ церкви, гдѣ я буду проповѣдывать... Много и другого говорилъ онъ мнѣ, чего я здѣсь не передамъ: но что такъ меня ободрило на дальнѣйшіе труды!..
фія предъ христіанствомъ; — не устоитъ предъ Христомъ и Будда: и конечно не сегодня, не завтра, но наступитъ время, когда Солнце Правды Христовой озаритъ Своимъ свѣтомъ страну восходящаго солнца!..
Съ большимъ удовлетвореніемъ исполненнаго честно долга я сижу за вечернимъ стаканомъ чая... Слово Божіе сѣется. Христосъ же возраститъ его во время Свое. И лишь сознаніе, что не могу я говорить пока безъ переводчика весьма огорчаетъ меня... Скоро ли?.. Впрочемъ, побольше куропаткин-скаго терпѣнія: въ 50 дней заговорить на новомъ языкѣ трудно. Завтра уѣзжаетъ «дай-сикёо»: что то отрывается, къ чему я уже успѣлъ привыкнуть. Сегодня уѣхали кой-кто изъ нашей компаніи. Скоро ѣхать изъ Мацуямы и мнѣ. Поѣду на новыя мѣста, къ новымъ людямъ, и теперь—на труды!
■ 5-с августа. Проводили владыку-архіепископа. Встали всѣ
въ 5 ч. утра, напились чаю и въ 6 ч. 20 м. поѣхали въ Та-кахаму, — небольшой, но очень оживленный торговый портъ верстахъ въ 5 отъ Мацуямы. Простились съ владыкой, желая ему самаго счастливаго пути. Въ 8 ч. отошелъ его пароходъ въ Удзино. А мы отправились домой; по пути соединяя пріятное съ полезнымъ... Путь нашъ до городка Мицу лежалъ по живописному берегу моря... То мы шли среди искусственныхъ ущелій, то выходили на откосы береговыхъ горъ и шли по широко устроенной дорогѣ. Горы покрыты прекрасной сосной. Всюду—зелень, растительность. На морѣ снуютъ пароходики, гудятъ густымъ басомъ пароходы, совершающіе рейсы въ Кобе, Симоносеки. Бѣлѣютъ своими парусами лодочки... Какъ обильно бьетъ жизнь здѣсь! И какъ хорошо дышалось здѣсь при солнышкѣ!.. Здѣсь въ первый разъ я почувствовалъ вполнѣ, что такое морской запахъ!..
Соблазнъ былъ великъ... Какъ пройти мимо прозрачной воды моря? И мы, выбравъ берегъ песчаный, а не каменистый, рѣшили выкупаться. На берегу лишь рыбакъ чинилъ свой баркасъ. Море было, что зеркало. Въ воздухѣ жара... Какъ пріятно было идти въ воду!.. И долго мы шли, пока оказалась достаточная глубина... Я не купался съ прошлаго года. Говорить, что за удовольствіе получилъ я!.. Однако, я часто забывался, п усиленно приходилось очищать ротъ, когда я случайно пилъ этотъ сильный соляной растворъ. Удовольствіе было настолько пріятнымъ, что не уѣзжай я завтра, — непремѣнно опять побывалъ бы въ Мицу, въ морѣ!..
Но цѣлью нашей было, конечно, не купанье!.. Мы пробирались въ Мицу, въ одну христіанскую семью. Услугами поѣзда не воспользовались потому, что изучая Японію, я считаю необходимымъ изучить и ея природу, и всѣ стороны ея жизни... Мицу—городокъ небольшой. И даже мѣстный «Невскій пр.» такой ширины, что зонтикомъ съ средины улицы можно указывать въ магазинахъ и направо, и налѣво товары! Христіанская семья—Петръ и Софія и братъ Петра—Іаковъ; молодые люди. Нашему приходу (я ходилъ съ катихизаторомъ и Ка-гэтой) очень обрадовались. Лучшій японскій чай; лучшая посуда; персики; все это быстро появилось: любовь ихъ двигала, ими и нами очень чувствовалась... Сидя по-японски, мы долгонько, не менѣе часу, провели среди своихъ братьевъ во Христѣ. Уже нѣсколько лѣтъ прошло, какъ они стали христіанами и я давалъ имъ наставленіе дорожить полученнымъ счастьемъ и чаще посѣщать свой храмъ...—Да, пріятно видѣть христіанина въ городѣ языческомъ! А эта иконочка Черниговской Божіей Матери, этотъ аналойчикъ, эти книжки—Св. Евангеліе и др.,—какъ все это утѣшаетъ сердце среди кругомъ царящей тьмы!..—Уходя отъ доброй семьи, я пожелалъ, чтобы она была мѣстомъ, откуда начнетъ собираться церковь въ Мицу, и къ своему утѣшенію узналъ, что уже въ этомъ домѣ, разъ въ недѣлю, собирается по нѣскольку язычниковъ и слушаютъ приходящаго къ нимъ катихизатора... Такъ то зачинается церковь Христова и въ этомъ городкѣ, и можно надѣяться, что помощью Господа эти три христіанина дадутъ плодъ достаточный...—Говорить ли о томъ, что на улицу провожали меня христіане; что они не стѣснялись и здѣсь, открыто брать благословеніе мое!!!...
Завтра—Преображеніе Господне. Я по этому случаю служилъ всенощную, выходя на литію и величаніе. Кромѣ пѣвчихъ и нѣсколькихъ христіанъ, въ церкви присутствовали два протестантскихъ миссіонера и нѣсколько язычниковъ.—Невольно я вспомнилъ 5-е августа минувшаго года, когда съ сотнями штиглицкихъ трезвенниковъ я ѣздилъ крестнымъ ходомъ въ Шлиссельбургъ. Да! Когда то наступитъ время, когда и здѣсь будутъ массы христіанъ, когда и они будутъ искать себѣ удовлетворенія въ молитвѣ церковной и въ благочестивыхъ упражненіяхъ?!.
6-е августа. Литургію совершалъ въ сослуженіи о. Сергія Судзуки и о. Ѳомы Такеока. Я конечно служилъ еще по-сла-
вянски. Немного было и молящихся: вездѣ у язычниковъ работы,—гонитъ нужда на работу и христіанъ!..—Послѣ литургіи посѣщалъ христіанъ. Еще по пути насъ встрѣтили новокрещенные Александръ и Владиміръ. Они поселились пока въ японской гостинницѣ. Видно, что они насъ ждали съ радостью! Кофе, яблоки, виноградъ,—все ими предлагалось отъ сердца. А мы принимали ихъ угощепіе съ благодарностью... Хорошіе юноши, подающіе надежду большую! II дай Богъ, чтобы они дѣйствительно стали тѣми столпами, какими ихъ чаютъ видѣть: твердые въ вѣрѣ христіане такъ нужны вездѣ, и такъ дороги въ такомъ новомъ для христіанства пунктѣ, какъ Ма-пуяма.—Мы въ домѣ новокрещенной Марѳы... У нея отецъ— больной ногами, мать, и маленькія братья и сестры... — всѣ язычники. Дѣвочка встрѣтила насъ съ радостью. Перекрестилась истово (такъ дѣлаютъ всѣ христіане; вѣроятно, желая показать свою вѣру), а я ее благословилъ... II поразили меня ея родители! Послѣ всѣхъ церемоній привѣта, они начали благодарить меня за то, что мы хлопотали около ихъ дочери (я то меньше всѣхъ!). Я поблагодарилъ родителей за то, что они не препятствовали Марѳѣ удовлетворить желаніе сердца своего; говорилъ имъ, что христіанство учитъ любви ко всѣмъ, и только любви и всему доброму научена будетъ и дочь ихъ; ихъ просилъ ее любить по прежнему; а Марѳу наставлялъ любить своихъ отца и матерь и горячо молиться за нихъ...— Удивительно мирная атмосфера царила около насъ. Съ большимъ почетомъ, съ благодарностью за посѣщеніе, которое надолго останется памятнымъ, провожала меня эта языческая семья съ Марѳой-христіанкой. Марѳа — воспитанница гимназіи.
Въ домѣ новокрещенной Маріи (—тоже гимназистка) мы встрѣтили опять необыкновенное радушіе! Хлопотала и сама Марія, и ея братишка, л. 12, Азарія, тоже крещенный 4-го числа. Но болѣе всѣхъ, конечно, ихъ мать—язычница. Она вдова; лишилась своего мужа (военнаго чина) уже давно, и теперь всю свою душу отдаетъ воспитанію дѣтей... Явился кофе, груши... Но не это было пріятно, а та благодарность, которую мы услышали за хлопоты отъ матери-язычницы... Гдѣ тутъ нетерпимость? Гдѣ тутъ гоненіе на Христа?... Но это и не безразличіе, не индифферентность въ вопросахъ вѣры!.. Нѣтъ,—это тихое, но глубокое сознаніе превосходства восходящаго солнца правды предъ заходящимъ Буддой.—Мы зашли
въ семейство оглашаемаго. Большая семья!' Что-то больше 6 человѣкъ! Оглашается собственно хозяинъ. Но можно ли сомнѣваться, что за нимъ послѣдуютъ и ого дѣти и такимъ образомъ получится полная домашняя церковь?.. Мы побесѣдовали въ этой семьѣ достаточно и я выразилъ надежду, что въ слѣдующій разъ найду уже здѣсь Христа. Предупредилъ, однако, чтобы оглашаемый не считалъ того, что получитъ отъ катпхизатора, полнымъ ученіемъ: онъ долженъ будетъ всю жизнь учиться, проникать глубины христіанства п тогда все же не сможетъ сказать: я знаю все...—Глубокимъ поклономъ провожали насъ члены этой семьи, пока только слышавшей о Христѣ!—Но все, что мы видѣли, меркнетъ предъ тѣмъ, что мы встрѣтили въ семьѣ Лукіи, недавно крещенной... Лукія— дѣвочка лѣтъ 10. Отецъ ея, язычникъ, довольно богатый; по нашему—извозопромышленникъ: имѣетъ около 60 курума.
Едва только мы вошли,—выбѣжала радостная Лукія, перекрестилась, взяла благословеніе... Какъ-то особенно пріятно было привѣтствовать эту героиню. Поступивъ въ нашу воскресную школу, она скоро полюбила Христово ученіе, и выразила настойчиво желаніе принять христіанство; окружающіе ее родители, братья и сестры—всѣ язычники, но она этимъ не смутилась. Получивъ отъ родителей разрѣшеніе, она и -сдѣлалась христіанкой, съ именемъ Лукіи. Услышавъ наши голоса, выскочилъ изъ-за перегородки отецъ, и привѣтствовалъ насъ радостнымъ «dovso»—«пожалуста». Мы начали снимать обувь. И здѣсь произошло препирательство между мною и отцомъ: тотъ во что бы то ни стало хотѣлъ снять мою обувь. Но мои ботинки меня выручили, и я во время спора успѣлъ сдернуть ихъ.—Поразительное уваженіе ко мнѣ, представителю другой вѣры!—Мы поднялись во второй этажъ. Усѣлись на полу. Я началъ обычно: поблагодарилъ отца за то, что онъ позволилъ Лукіи поступить по влеченію сердца своего; въ. отвѣтъ я получилъ тоже благодарность за хлопоты, которыя понесли мы около Лукіи.—Я сказалъ отцу: Христосъ всѣхъ Самъ любилъ; Онъ насъ учитъ всѣхъ любить. Поэтому, и Лукію мы будемъ учить любить всѣхъ, и особенно родителей. Наша вѣра никогда не разрушаетъ семьи, а напротивъ—укрѣпляетъ.—Поклономъ благодарности были встрѣчены мои слова. Я затѣмъ сказалъ, что хотя мы прежде всего молимъ Господа о душахъ своихъ, но мы желаемъ всѣмъ и земныхъ благъ; мы и въ церкви молимъ, чтобы Господь «сокровища» вѣрую-
щихъ исполнилъ всякаго блага. И сейчасъ я съ особеннымъ удовольствіемъ желаю хозяину всякихъ благъ въ жизни, богатства и благополучія. Конечно,—язычникъ принялъ благожеланіе съ восторгомъ—однако, я продолжалъ, и въ богат ствѣ не забывайте, что вы человѣкъ и пикогда не дѣлайте того, за что было бы предъ собой стыдно... Язычникъ въ свою очередь говорилъ мнѣ и прежде всего онъ поблагодарилъ меня за то, что я не погнушался зайти къ нему, столь низкому человѣку (на это я возразилъ, указывая, что считаю его однимъ изъ наиболѣе добрыхъ представителей японскаго народа и пораженъ незаслуженнымъ гостепріимствомъ—той порой намъ уже былъ поданъ чай). «Я никогда не забуду, продолжалъ хозяинъ, этого посѣщенія и считаю его дѣломъ особой благодати Божіей». Господи! Уши отказывались слушать, что они слышали! И это говоритъ язычникъ! Да. «И во Израилѣ такой вѣры Я не обрѣталъ»,—говорилъ когда-то Христосъ Спаситель. И какъ эти слова припоминались мнѣ въ семьѣ сего язычника. Затѣмъ начались обычные разговоры. Узнавъ, что мнѣ уже 37 лѣтъ, хозяинъ былъ пораженъ моложавымъ моимъ видомъ (а ему только 40, но выглядитъ куда старше!)... Я объяснилъ ему, что считаю это даромъ Божіимъ... И язычникъ со мной вполнѣ согласился, особенно узнавъ, что я не женатъ, и что я уже 15 лѣтъ не ѣмъ мяса... Мы начали прощаться... Съ меня хозяинъ взялъ слово, что я буду у ішго непремѣнно въ слѣдующій пріѣздъ въ Мацуяму; на что я заявилъ, что сочту это своимъ долгомъ... Я благословилъ Лукію, поцѣловалъ ее въ голову. Началъ одѣваться,- а мой хозяинъ, какъ Ѳома невѣрующій, освидѣтельствовалъ меня осязаніемъ, дѣйствительно и тѣло мое такъ же хорошо, какъ свѣжо лицо мое... Сколько трогательнаго въ этой простотѣ! Провожая на улицу и напутствуя благожеланіями, отпустилъ насъ отецъ Лукіи... Да! Когда я пообѣщалъ побывать у него еще, кати-хизаторъ выразилъ надежду, что къ той порѣ хозяинъ сдѣлается уже христіаниномъ. На что я замѣтилъ, что Господь Самъ влечетъ къ Себѣ, и Опъ знаетъ, кого и когда призвать въ Свою церковь. Лукію уже призвалъ,—будемъ надѣяться, что Своимъ премудрымъ промысломъ призоветъ Онъ и ея Отца! Зайдя на нѣсколько минутъ въ семью, уже оглашенную, но еще не крестившуюся (она въ это время 'обѣдала), мы отправились домой, дѣлясь впечатлѣніями всего пережитаго. Мы были въ нѣсколькихъ языческихъ семьяхъ. Мы—носители
той вѣры, которую давно ли гнали, преслѣдовали? И что же мы видимъ? Отрываются въ вѣру Христову нѣкоторые члены семьи,—отцы же и матери насъ встрѣчаютъ благодарностями. И даже въ нашемъ посѣщеніи усматриваютъ особую благодать Божію! Это ли не почва, подготовленная для сѣянія! Это ли не примѣры, вдохновляющіе на работу!.. Какимъ-то окрыленнымъ я шелъ домой. И думалось мнѣ, какъ я потомъ буду подолгу бесѣдовать съ язычниками; какъ Христосъ черезъ мою немощь будетъ проявлять силу Свою; какъ впослѣдствіи умножится вѣрующіе братья въ Мацуямѣ! Бесѣдуя со мной, тотъ же добрый язычникъ пожелалъ, чтобы я скорѣе изучилъ ихъ языкъ и бесѣдовалъ съ ними безъ переводчиковъ. Да! Какъ будетъ это пріятно для себя, полезно для дѣла. И дай, Боже, поскорѣе дожить до этихъ счастливыхъ дней!
Послѣ обѣда шли усиленныя приготовленія къ отъѣзду. Около 6 ч. в. я простился съ церковью, съ батюшкой, съ ка-тихизаторомъ,—съ ихъ семействами и въ 6 ч. 20 м., провожаемый на вокзалѣ христіанами, принимавшими отъ меня благословенія, отбылъ въ Такахаму. «Прощайте»,—вотъ послѣднее слово въ Мацуямѣ, которое нарочито на сей случай изучилъ молодой христіанинъ. До Такахамы (5 в.) меня проводили катихизаторъ и слуга мой Иванъ. Въ 8 ч. в. нашъ пароходъ «Минитогава-мору» отвалилъ отъ пристани, направляясь въ Кобе.
Епископъ Сергій.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ
Санкт-Петербургская православная духовная ака-демия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, целью которого является подготовка священнослужителей, преподавателей духовных учеб-ных заведений и специалистов в области богословских и церковных наук. Подразделениями академии являются: собственно академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет ино-странных студентов.
Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»
Проект осуществляется в рамках процесса компьютеризации Санкт-Петербургской православной духовной академии. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий. Куратор проекта - проректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Матери-алы журнала подготавливаются в формате pdf, распространяются на компакт-диске и размещаются на сайте академии.
На сайте академии
www.spbda.ru
> события в жизни академии
> сведения о структуре и подразделениях академии
> информация об учебном процессе и научной работе
> библиотека электронных книг для свободной загрузки