Научная статья на тему 'Миссионерские радости'

Миссионерские радости Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
53
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Миссионерские радости»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

Eh. Сергий (Тихомиров)

Миссионерские радости

Опубликовано:

Христианское чтение. 1911. № 2. С. 196-121.

@ Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

2009

tw H9 WWW

*** AAA

* v-»’»™--tw

AAA

|1^>>UI»-——^jlUli'Ngl"—— >WW'

Миссіонерскія радости.

По Японіи. Изъ поѣздки въ Маебаси и Такасаки.

3-го января, въ субботу, я получилъ возможность исполнить настоящую просьбу христіанъ въ городахъ Маебаси й Такасаки и, прибывъ къ нимъ, вмѣстѣ съ ними провелъ нѣсколько незабвенныхъ дней.

Недалека дорга,—часа три ѣзды поѣздомъ. Недолгое путешествіе,—всего оно заняло пять дней. Невелики были поэтому и сборы мои. Вечеромъ, наканунѣ отъѣзда, пришелъ къ Владыкѣ за инструкціями и совѣтами. „Теплѣе одѣвайтесь! А въ остальномъ—Духъ Святый научитъ васъ всему“... Неспокойно спалось ночью: безпокопла мысль, какъ бы не проспать. Но вотъ уже 6 ч. утра. Наскоро напились съ ректоромъ Семинаріи Ив. Ак. Сэнума чаю, и напутствуемые благопожеланіями и благословеніями Владыки, усѣлись въ „дзинрикися“. Съ неба посылали намъ привѣтъ еще свѣтившія звѣзды. На колокольнѣ нашего Суругадая раздавался тризвонт. къ субботней Литургіи.

На росиисаніяхъ поѣздовъ въ Японіи вы напрасно стаяй бы искать ст. Тоокёо. Такой станціи нѣтъ. Всѣ же тоокёйекія станціи носятъ названія той мѣстности, въ которой онѣ находятся. Такъ, есть ст. Симбаеи,—для поѣздовъ на югъ отъ Тоокёо, ст. Реогоку,—для поѣздовъ на востокъ отъ Тоокёо, ст. Узко,—для поѣздовъ на западъ и главнымъ образомъ на сѣверъ отъ Тоокёо, и ст. Иидамаци,—для поѣздовъ на западъ отъ Тоокёо. Намъ нужно было садиться на ст. Уэно. Въ 6 ч. 40 м. у., безъ всякихъ предварительныхъ звонковъ, раздался довольно пронзительный свистокъ, и осѣнивъ себя крестнымъ знаменіемъ, мы двинулись на дѣланіе на Христовой нпвѣ.

Утромъ разсвѣтаетъ здѣсь столь же быстро, сколь быстро темнѣетъ вечеромъ. Не заставилъ себя долго ждать разсвѣтъ я теперь. Вотъ зарумянилось небо. Все ярче и ярче становилась окраска его восточнаго склона. Красиво блещутъ своими золотистыми верхушками, закрывающія этого царя природы, облака. Но имъ ли спорить съ нимъ?! Могуче выкатывается свѣтило на ясный просторъ. И удержанное на время облаками, тѣмъ великолѣпнѣе свѣтитъ оно теперь міру.

Не избалованъ я красотами природы! Не награждаетъ насъ ими довольно-таки унылый сѣверъ. И здѣсь невольно восхищаешься каждой новостью! Летитъ поѣздъ къ западу. Далеко налѣво, все болѣе и болѣе оставаясь позади, подняла къ небу свой правильный конусъ Фудзи санъ. Великолѣпна эта гора—гордость Японіи въ своемъ снѣжномъ уборѣ, когда на общемъ блестящемъ фонѣ, за десятки верстъ, рѣзко выдѣляются всѣ ея впадины своими тѣневыми цвѣтами. Но освѣщенная утреннимъ солнцемъ, Фудзи-санъ предстала сегодня предъ нами въ своемъ розоватомъ одѣяніи. Розоватыя же вершины тѣхъ хребтовъ, кои, нагроможденные одинъ на другой, виднѣются около Фудзи санъ, еще болѣе великолѣпія придаютъ всей этой волшебной картинѣ.

Однако,—летитъ поѣздъ, летитъ и время! Солнышко поднимается все выше и выше, и, къ сожалѣнію, блѣднѣютъ на горахъ краски, и мы въ концѣ-концовъ видимъ предъ собою лишь знакомый бѣлоснѣжный конусъ!

Направо и налѣво,—поля, поля и поля! Но теперь они покрыты тонкимъ льдомъ: мы въѣхали въ „небывалые“ холода,—Реомюръ показывалъ — 4°. Кой-гдѣ виднѣется еще выпавшій 2В декабря и не успѣвшій растаять снѣгъ. Среди облетѣвшихъ деревьевъ привѣтливо выглядываетъ зеленѣющій бамбукъ; много жизни въ соснахъ, криптомеріяхъ; а этотъ.заборъ изъ земныхъ лиственныхъ деревьевъ, подернутый на верху, точно бордюромъ, молодыми, ярко-красными побѣгами невольно напоминаетъ русскую раннюю весну. А мы ѣдемъ вѣдь въ самую суров}гіо здѣсь зиму. Но вотъ, на огородѣ женщина таскаетъ изъ гряды рѣдьку. Этимъ картина зимней обстановки вполнѣ была дополнена.

Въ Японіи есть обычай довольно подробно рекомендовать новаго человѣка собравшемуся обществу. На этотъ случай и мой спутникъ пожелалъ узнать мою жизнь въ деталяхъ. Й долго, проѣзжая среди этихъ красотъ природы, видя

жизнь, ключомъ бьющую весь годъ, не исключая и зимы, долго я вспоминалъ и разсказывалъ и дѣтство свое золотое, и юность бодрую, веселую; и служебные годы свои. Факты, событія,—всѣ они воскрешали въ моей памяти и новгородскіе лихи и болота, и дремучіе лѣса: и суровыя зимы, и весеннюю и осеннюю непролазную грязь; и зимній сезонъ крестьянской спячки. Ужъ слишкомъ рѣзскій контрастъ. Одно тамъ, другое здѣсь... И невольно подъ давленіемъ этихъ противоположныхъ воспоминаній и переживаній, задавался я вопросомъ: уже не здѣсь ли начало разгадки многихъ событій историческихъ.

Однако, мои размышленія скоро были прерваны. Ст. Сим-< маци—по-русски „Новъ городъ“. Мы только что начали шутить по поводу того, что я-дѳ пріѣхалъ въ Новгородію,— какъ въ вагонъ пришелъ начальникъ станціи со справкой: „ѣду ли я“,—то христіане изъ Маѳбаси запрашивали сюда по телеграфу. Таково ихъ нетерпѣливое ожиданіе; и чувствуя въ немъ нѣчто большее, чѣмъ простое любопытство, я невольно углубился въ другія думы. И просилъ Господа Бога быть со мною при моемъ общеніи съ христіанами. Вотъ—городъ Такасаки... На станціи привѣтствуютъ меня батюшка о. Іоаннъ Оно съ катихизаторомъ. Батюшка ѣдетъ со мною до Маебаси. Промелькнули 6 миль, раздѣляющія эти два города. И около 10 ч. утра, проѣхавъ 69 миль, мы прибыли къ своей цѣли.

Маебаси.

Маѳбаси—главный городъ провинціи Гумма, съ населеніемъ около 40—50 тысячъ. Сдѣлавшись административнымъ центромъ и сосредоточивъ въ себѣ міръ чиновный, онъ, однако, уступилъ своему сосѣду—Такасаки въ торговомъ отношеніи.

На станціи меня встрѣчали представители христіанъ— старосты, человѣкъ 10; во главѣ ихъ стоялъ въ черной русской рясѣ, съ золотымъ кабинетскимъ крестомъ на груди, мѣстный священникъ о. Павелъ Морйта. Язычники съ большимъ любопытствомъ смотрѣли на нашу встрѣчу. Но любопытство ихъ перешло въ удивленіе, когда начальникъ станціи почтительно провожалъ насъ по платформѣ, а кондуктора отдавали намъ честь. Подчиняясь на мѣстѣ со-

ставленному плану, я прошелъ прежде всего въ домъ начальника станціи Уме Тароо Нагара. Онъ еще не христіанинъ. Говорю: „еще“, потому что глубоко вѣрю, что ѳго многолюбящая и благочестиво настроенная душа скоро найдетъ Христа. Но жена его Мароа Нагара уже давняя христіанка (изъ Сендая). Замѣчательна исторія этой женщины! Она тяжко болѣла въ продолженіе 17 лѣтъ. Положеніе ея становилось безнадежнымъ. Доктора отказывались отъ всякихъ надеждъ. Благочестивая Марѳа пожелала „особоро-ваться“. Надъ нею было совершенно таинство Елеосвященія, и послѣ него она настолько оправилась, что могла уѣхать въ Сендай на родину, откуда черезъ мѣсяцъ возвратилась совершенно здоровой. Появленіе Марѳы въ городѣ уже здоровой было большимъ событіемъ, и о немъ много писали мѣстныя газеты. Сама же Марѳа глубоко вѣритъ, что помощь она получила отъ соборованія и ея убѣжденіе весьма повліяло и на мужа. И недалекъ онъ уже отъ Царствія Божія!.

Передъ св: иконами теплится лампадка. Горятъ на трех-свѣчникѣ свѣчи. Изъ маленькой кадильницы (въ видѣ чашечки; употребляются и у буддистовъ) курится фиміамъ. Домъ наполнился встрѣчавшими меня христіанами. И горячо неслась къ Богу недолгая молитва наша... Хотѣлось послѣ молитвы пожелать чего-нибудь хозяевамъ... И я пожелалъ хозяину поскорѣе стать христіаниномъ, объединиться съ нами и съ женою въ молитвахъ; и благословилъ его ва начало добраго пути. Батюшка поспѣшилъ въ „Кайдоо“—въ церковный домъ; а мы нѣсколько минутъ провели въ пріятной бесѣдѣ, принимая радушное угощеніе хозяевъ.

Однако,—время ѣхать. Усѣлись на „дзпнрикися“. И довольно длиннымъ поѣздомъ направились къ церковному дому. Появленіе длинныхъ волосъ въ провинціальномъ, хотя и губернскомъ, городѣ было событіемъ, и подъ выстрѣлами сотенъ паръ не только дѣтскихъ глазъ я проѣзжалъ по узкимъ улицамъ. Минутъ 10—15 ѣзды,—не болѣе, и мы останавливаемся у воротъ „Кайдоо“.

Церковный домъ стоитъ въ глуби довольно обширнаго двора-сада. Къ нему ведетъ отъ наружныхъ воротъ прямая дорога-аллея. Въ воротахъ изъ вѣтокъ хвойныхъ деревьевъ, свитыхъ въ густыя гирлянды, устроена прекрасная арка, на верху которой мелкими желтыми плодами изображена славянская надпись: „желанный“... Въ воротахъ—батюшка въ

14

парчовой ризѣ, съ св. крестомъ на блюдѣ и катихизаторъ въ стихарѣ; на улицѣ—большая толпа любопытствующихъ; вдоль дороги-аллеи, до церковнаго дома, христіане всѣхъ возрастовъ въ праздничныхъ нарядахъ. Солнышко привѣтливо ласкаетъ эту Христову семью. При пѣніи „Достойно есть“ (конечно, по японски) я прошелъ въ Церковь, гдѣ о. Павелъ Морита немедленно же началъ благодарственный молебенъ. Призвавъ на свое вступленіе въ Церковь Маебаси Божіе благословеніе, и видя христіанъ, за мой приходъ къ нимъ Бога благодарящихъ, я не умолчалъ и сказалъ имъ краткій привѣтъ: „Мы, братья, только что переживали воспоминанія событій дѣтства Христа Спасителя. Еще подъ сводами св. Храмовъ какъ бы продолжаетъ звучать ангельское благовѣстіе мира: Слава въ вышнихъ Богу, на земли миръ, въ чѳловѣцѣхъ благоволеніе“... И будетъ оно продолжаться въ св. Церквахъ за каждой почти службой...—Между тѣмъ,— что мы видимъ около себя?—Вотъ готовы ринуться въ бой между собою народы, и народы христіанскіе. Вотъ готовятся ввести въ жизнь въ другомъ концѣ свѣта законы,—законы, миру не служащіе. Вотъ во дни св. воспоминаній раздаются стоны ужаса, вопли раненыхъ, видятся слезы сиротъ въ благословенной Италіи. Ссоры, вражды, раздѣленія; и даже болѣе—убійства, грабежи, разбои всюду и въ семьяхъ, и въ обществахъ...—И невольно задаешься вопросомъ: воспѣтъ миръ, а видимъ всюду вражду,—какъ это понять? Что за неожиданность?..

Братья! Ничего неожиданнаго здѣсь нѣтъ! Вотъ,—на поляхъ виѳлеемскихъ еще не замерли чудные аккорды ангельскаго пѣснопѣнія,—а Иродъ уже „мятется“ и скоро тѣ же виѳлеемскія поля оглашаются плачемъ безутѣшныхъ матерей... Не пророчественное ли здѣсь указаніе нашихъ будущихъ судебъ?.. А тогда настойчиво сердце требуетъ отвѣта: да гдѣ же этотъ миръ, ангелами воспѣтый? Въ самомъ дѣлѣ,—гдѣ онъ?

Отвѣтъ какъ будто труденъ, а на самомъ дѣлѣ тайъ онъ простъ! Рождались великіе полководцы міра,—ангелы не встрѣтили ихъ пѣснями о мирѣ. Во дворцахъ смѣнялись Императоры,—ни одинъ изъ нихъ не былъ привѣтствованъ этимъ небеснымъ гимномъ! Являлись великіе законодатели, они упорядочивали жизнь человѣка;—но и они не вызвали небеснаго привѣта... Но вотъ, рождается Младенецъ-Хри-стосъ,—и поля оглашаются чудными ангельскими пѣснями... А если такъ,—гдѣ же миръ?

Да—конечно—у Христа! И только—у Него, около Него, у тѣхъ, кто носитъ въ себѣ духъ Его! Враждуютъ народы,—плохіе они—значитъ—христіане! Враждуютъ общества, классы, семьи, отдѣльныя лица,—-не прониклись они—значитъ—духомъ Христовымъ, нося имя Христово! Раздаются тамъ и здѣсь вопли отчаянія среди напастей жизни,—нѣтъ у сихъ людей— значитъ—Христа, какъ благого Распорядителя ихъ жизни. Печально все это? Скорбно? Но Самъ Христосъ говорилъ, что Сынъ человѣческій, снова придя, найдетъ глубокое паденіе вѣры въ Него и—конечно—каждому воздастъ по дѣламъ его.

Итакъ, братья, миръ есть, но его нужно искать, и ищите только у Христа! Васъ Христосъ призвалъ къ Себѣ, призвавъ изъ среды многомилліонной массы язычества. Припадите же въ эти дни священныхъ воспоминаній къ яслямъ Спасителя, и прислушайтесь, что скажетъ вамъ Младенецъ— Царь мира. Возьмите въ руки Его Св. Евангеліе, и укладывайте каждое слово Его въ сердцѣ своемъ. Устройте свою жизнь такъ, какъ скажетъ вамъ черезъ Св. Евангеліе Младенецъ—Царь мира. Словомъ,—сдѣлайтесь христіанами не по имени только, а и по душѣ!

И вы тогда почувствуете тотъ благодатный миръ, который напрасно Снѣ Христа ищетъ человѣчество. Какъ яркій свѣтильникъ, вы будете свѣтить тогда своею мирною жизнью среди царящей вокругъ злобы и вражды. Какъ благовонный цвѣтокъ, вы рѣзко будете выдѣляться изъ всѣхъ и привлекать къ себѣ жаждущія свѣжаго воздуха души. А есть они и въ язычествѣ!..

Пусть лежатъ въ грязи тѣ, для коихъ грязь—своя обстановка. Но это не люди! Пусть ходятъ запачканными въ грязи другіе,—они быть можетъ не видали чистыхъ людей! Богъ васъ избралъ изъ многихъ! Будьте же чисты, какъ кристаллъ! Не скверните, не пачкайте себя никакою злобою! И тогда,— глядя на дышащія миромъ христіанскія общины, и враги наши должны будутъ воспѣть: „на землѣ миръ“ есть!

Объ этомъ, и—сколько помнится—такъ я говорилъ. Потомъ—всѣхъ по очереди благословилъ, и такъ какъ настало уже урочное время японскихъ обѣдовъ,—въ квартирѣ о. Павла, въ этомъ же церковномъ домѣ нашелъ себѣ и пріютъ, и трапезу.

Во время трапезы обсуждался планъ моей работы въ

14*

Маебаси, и такъ какъ церковь здѣсь не малая [57 домовъ, 272 человѣка], а всѣхъ христіанъ хотѣлось посѣтить въ ихъ домахъ, то съ часу дня мы и поѣхали на „дзин-рикисѣ“ по городу. Морозецъ держался, но свѣтило н солнышко; и было достаточно тепло въ тепломъ подрясникѣ и комнатной рясѣ. Батюшка п катихизаторъ сопровождали меня.

Вотъ мы въ домѣ Спиридона Фукасава,—одинъ изъ старостъ, наиболѣе живой членъ общины; здѣсь остановились мой спутникъ, и пріѣхавшіе для служенія изъ Тоокбо діаконъ и иподіаконъ. На краткомъ молебнѣ стоитъ предо мною 25 человѣкъ, представители трехъ поколѣній. Это ли не домашняя церковь! И я много говорилъ о томъ, чтобы сія домашняя церковь, вдохновляемая Христовою любовію, ярко свѣтила своею доброю жизнью для окружающаго ее міра языческаго. Домъ регента Павла Оонума,—я говорилъ о той милости Божіей, которая дала ему возможность войти въ дѣло ангеловъ на небѣ; и напоминая, что чтецы и пѣвцы- -уста общины молящейся, просилъ и регента, и катихизатора продолжать быть хорошими устами церкви. Въ домѣ старосты Іоанна Окаяма говорилъ я о томъ, что старосты не только хозяйствомъ церковнымъ должны вѣдать; но и о духовномъ ростѣ своей общины промышлять: падающихъ— поднимать, колеблющихся—поддерживать, дремлющихъ—будить, все живое соединять въ крѣпкую семью... Вотъ мы въ великолѣпномъ чертогѣ... Хозяинъ Петръ Такаку—главный завѣдующій знаменитымъ здѣшнимъ шелковымъ производствомъ. Въ его палатахъ останавливаются Императорскіе Принцы во время своихъ путешествій. При видѣ этихъ чертоговъ невольно говорилось о томъ, чтобы рабъ Божій Петръ особенно заботился въ душѣ своей уготовать чертогъ для Господа... Малюткамъ Петра Фунацу говорю о необходимости и пользѣ много и усердно трудиться и учиться. Учителю народной школы Неофиту Като напоминаю, какъ онъ своею жизнію, своею душею безъ словъ можетъ вѣщать впечатлительнымъ дѣтямъ, насколько благъ Христосъ. Григорій Такахаси... Благочестивѣйшій человѣкъ... Не особенно богатъ, но всегда первый отзывается на всякую церковную и братскую нужду. И я повторялъ лишь его внутреннія переживанія, когда говорилъ о сладости работы для Христа! Іоаннъ Кимура,—его родной братъ священникомъ на Кюу-

сюу. Онъ знаетъ, насколько священникъ нуждается въ помощи энергичныхъ старостъ и поэтому я призываю его къ доброй работѣ. У Якова Наказима стоитъ на молебнѣ 14 человѣкъ! Я говорю этой домашней церкви о любви, какъ той примѣтѣ, по которой истиннаго ученика Христова нужно узнавать (Іо. XIII. 35) и призываю ихъ къ жизни по любви Христовой.—Авраамъ Ватанабе прежде велъ широко торговыя дѣла (шелкъ); но нынче его благополучіе поколебалось. Какъ не сказать было о томъ, что Господь даетъ каждому то, что ему для души полезно; какъ не утѣшить было его надеждою, что Тотъ, Который беретъ, можетъ столь же скоро и легко и опять дать, если человѣкъ не оскорбитъ Его своимъ ропотомъ и маловѣріемъ! Мы въ домѣ Акилы Кувазпма... Хозяйка—душа христіанскихъ женщинъ, ихъ т. ск. „староста“. И долго я говорилъ о жизни женщины, этой живой носительницы семейныхъ традицій и религіозныхъ вѣрованій; о долгѣ женщинъ-христіанокъ нести Христа и въ души своихъ знакомыхъ, а часто и родственныхъ язычницъ. Съ глубокимъ вниманіемъ слушала меня раба Божія... Ея жизнь—-говорила она—была несчастна и теперь всю себя она отдаетъ Христу и Его дѣлу... И не слова это были!... По крайней мѣрѣ, когда я всталъ для послѣдняго благословенія, ея душа сказалась сколь неожиданно, столь же ясно: она бросилась къ моимъ ногамъ и начала цѣловать ихъ, и ннкакія усилія не могли остановить ее!.. Провожаемый благодарными слезами за посѣщеніе и наставленіе, ушелъ я. Но этотъ порывъ благочестивой христіанки, эти ея слезы и теперь еще жгутъ меня... И понудительно говорятъ мнѣ: къ кому удостоилъ меня Господь пріѣхать, и чѣмъ, какъ не самоотверженной работой, я могу Ему воздать!..—Посѣтили дома Петра Хасебе, Давида Мацумото... Въ домѣ Петра Каммури только что схоронили пятнадцатилѣтнюю дочь: напомнилъ я плачущимъ, что Господь жнетъ спѣлую пшеницу, и что не людямъ со своими планами вмѣшиваться въ планы Божіи. Молясь объ усопшей, родители должны сосредоточить теперь свою любовь на здравствующихъ дѣтках'ь, и беречь ихъ здоровье, какъ зѣницу ока. У Ноя Кувадзима на молебнѣ стоитъ 12 человѣкъ, и всѣ съ возженными свѣчами... Ярко горятъ свѣчечки! Свѣтло въ комнатѣ стало! И я говорилъ о жизни христіанъ, которая должна свѣтить столь же ярко и столь же мощно разгонять около себя тьму

и мракъ (а дѣло было уже къ вечеру...). Домомъ благочестивѣйшаго Мартиніана Тоомія мы и закончили сегодняшнее посѣщеніе христіанъ.

Побывали до 6 часовъ вечера въ 17 домахъ... Но въ нѣкоторыхъ изъ нихъ молились вмѣстѣ дома или родственные, или слишкомъ далекіе: такъ было сдѣлано для того, чтобы всѣ могли получить мое наставленіе и благословеніе (посѣтить всѣ дома не было бы времени). Въ каждомъ домѣ мы помолились. Предъ св. иконами — лампадки, или свѣчи, всюду—ладонъ... Со всѣми я побесѣдовалъ. Всѣхъ я благословилъ...

А сколько радости при входѣ! А сколько любви въ непремѣнныхъ скромныхъ угощеніяхъ!.. Сердце не позволяло кого-либо оскорбить отказомъ!..—Но любовь христіанъ не только провожала насъ при выходѣ изъ дому: она слѣдовала за нами по пятамъ!.. И возвратившись въ Кайдоо мы здѣсь нашли и фрукты, и печенья, и даже яства—суси!.. Да! Прекрасные здѣсь христіане! Имѣя такую здоровую основу, такой здоровый корень, можно въ Маебаси, помощью Божіей, воздвигнуть прекрасное зданіе, вырастить вѣтвистое дерево!

Ровно въ 7 час. зажглись лампадки и свѣчи въ церкви и началось всенощное бдѣніе... Полная церковь молящихся, старательное и довольно успѣшное пѣніе хора, пережитыя среди христіанъ минуты,—все это особенно подвигало душу на бесѣду съ Господомъ. Проповѣдь послѣ службы говорилъ катихизаторъ изъ г. Уэно—Судзуки.—Преподавъ всѣмъ общее благословеніе, я отпустилъ христіанъ въ свои дома.

Послѣ службы ко мнѣ зашли представиться и побесѣдовать всѣ катихизаторы прихода о. Павла: мѣстный Илія Сато, изъ Уэно—Пав. Судзуки, изъ Гокане—Пав. Теразима, изъ Асикага—Ал. Мурокоси. Пригласилъ я сюда же и представившагося мнѣ англиканскаго миссіонера-японца. Долго мы бесѣдовали за стаканомъ чаю! Прощаясь, англиканинъ сказалъ: „я одинаково чту и своего священника и вашего о. Павла; и своего епископа, и васъ“... Благословляя его, и я ему сказалъ, что глубоко вѣрю, что тѣ, которые откололись отъ насъ (—мы ни отъ кого не откалывались), по силѣ церковной молитвы, снова соединятся въ единое стадо съ нами; и глубоко убѣжденъ, что англиканская церковь скорѣе другихъ подастъ намъ руку общенія: любовное отношеніе къ намъ ея представителей,—хорошее знаменіе желаннаго будущаго.

Подъ впечатлѣніемъ полнаго содержаніемъ дня я ушелъ въ комнатку на второмъ этажѣ, отведенную мнѣ для ночлега. Ц уже далеко за полночь удалось мнѣ лечь на отдыхъ. Твердая японская подушка-валикъ, толстое японское одѣяло въ видѣ громаднаго халата съ воротомъ и рукавами, бумажныя ширмы съ трехъ сторонъ, вмѣсто стѣнъ; наконецъ, просвѣчивающіяся щели;—все это было для меня новостью! И однако, тепла было достаточно для того, чтобы спать здоровымъ сномъ. Пѣніе же пѣтуховъ среди ночи по всему городу вносило и нѣкоторое разнообразіе!

Такъ прошло 16 (3) января. Новое впечатлѣніе отъ каждой проѣханной мили, отъ каждаго встрѣченнаго человѣка, отъ каждаго пережитаго часа; впечатлѣніе бодрящее, къ жизни впередъ зовущее! Благодареніе же Господу, изъ атмосферы сѣрыхъ будней приведшему меня на этотъ ликующій, сіяющій день Христовъ!

Воскресенье, 4 (17) января. Съ самаго ранняго утра солнышко свѣтило ярко; очень скоро оттаяла земля и начали таять остатки снѣга. На дворѣ церковномъ и въ Церкви постоянныя хлопоты: приготовляются къ первой въ Маебаси архіерейской службѣ. За полчаса до службы и я спустился внизъ. Потянулись ко мнѣ за благословеніемъ христіане: одни благодарятъ за вчерашнее посѣщеніе, другіе представляются... Но вотъ на спинѣ несетъ молодой человѣкъ параличнаго старца и спускаетъ его у моихъ ногъ... Сколько было радости у сего страдальца (Іосифъ Сайто), когда я благословилъ его! Съ какимъ восторгомъ на лицѣ онъ продолжалъ осѣнять себя крестнымъ знаменіемъ, умиленно глядя на меня!..

Къ 10 часамъ все въ Церкви было готово, и я по маленькому колокольчику пошелъ въ Церковь. Даже кафедру устроили,—удивился я... Но каково же было мое удивленіе, когда кафедра неожиданно оказалась мягкой! Оказывается,— христіане сложили квадратомъ свои „футонъи’ы (подушки подъ ноги, для сидѣнья на полу) и прикрыли ихъ ковромъ! Церковь была полна молящимися. Пѣли очень хорошо, не исключая и „stс полХа“ на женскихъ голосахъ. Проповѣдь сказалъ ректоръ Семинаріи Ив. Ак. Сэнума: меня берегли къ дневной бесѣдѣ съ язычниками.

По окончаніи Литургіи всѣ христіане приложились ко св. кресту и до 2-хъ часовъ ушли по домамъ. Пообѣдавъ вполнѣ

по-японски (а нужно замѣтить, что хорошо приготовленный японскій обѣдъ куда вкуснѣе плохо приготовленнаго европейскаго; а такъ какъ... словомъ: японскому обѣду бываешь радъ!) и я ушелъ въ свою клѣтушку на второй этажъ. Раздвинулъ бумажныя ширмы. Лучи солнышка ворвались въ комнатку и быстро нагрѣли ее... И вотъ здѣсь-то, подъ теплыми лучами солнышка, обдумывалъ я окончательно бесѣду свою!..—Приближался часъ моей бесѣды... Все идетъ и идетъ народъ... Вотъ у самыхъ воротъ сняли шапки... Эти не чувствуютъ себя здѣсь дома: это—навѣрняка—язычники! Вотъ парами пришли болѣе 40 дѣвицъ какого-то средняго учебнаго заведенія... Вотъ язычники въ европейской одеждѣ,— это вѣроятно людъ чиновный, какіе-нибудь „начальства“!.. Высокая фигура американца-миссіонера, двѣ дѣвочки-подростка съ нимъ; еще какой-то миссіонеръ-протестантъ... Всѣ эти люди спѣшатъ въ нашъ церковный домъ. Что ихъ влечетъ послушать проповѣдь пріѣзжаго православнаго епископа? Недовольство пустотою жизни внѣ Христа? Или простое любопытство? Сознаніе величія проповѣдуемаго Христа? Или желаніе лишь провести время? Однако, лица у всѣхъ серьезныя. Всѣ идутъ какъ-то озабоченно. И невольно тревожно забилось сердце мое. Идутъ, ожидаютъ отъ тебя быть можетъ отвѣта на запросы души... Неужели не дамъ?.. Спѣшатъ къ тебѣ за желаннымъ словомъ... Неужели уйдутъ въ разочарованіи?.. Близилось время бесѣды,—тревожнѣе билось сердце мое!.. Сознаюсь,—въ Россіи не переживалъ я такихъ волненій и въ сотой степени! Напряженно работаетъ голова, поднимая откуда-то изъ глубины новые доводы, новыя мысли... Неожиданно предъ сознаніемъ встаютъ положенія, которыя такъ ясны теперь, но которыя доселѣ почему-то не приходили въ голову!.. Мысли тутъ же облекаются въ наиболѣе убѣдительную, но и возможно изящную форму... Заходятъ люди... Спрашиваютъ тебя... Ты что-то говоришь имъ... Но твое сознаніе ясно только на одномъ пунктѣ... И пунктъ этотъ-—предметъ бесѣды... Однако,—вотъ уже и урочное время... Меня приглашаютъ... Перенесъ я себя, сколько могъ оторваться отъ земли, предъ очи Всемогущаго Бога, и у Него просилъ себѣ помощи на дѣланіе мое на нивѣ, столь— видимо—жаждущей благотворной влаги!

Въ церковномъ домѣ поснимали уже всѣ ширмы. И всѳ же—всюду полно! Тутъ и рядовые горожане-язычники, тутъ

и члены Городского Управленія! Вотъ сидитъ директоръ учительской Семинаріи, а вотъ и г. Секигуци, членъ Парламента отъ Маебаси! Рядами, чинно сидятъ дѣвицы; на стульяхъ разсажены американцы... Поражаетъ преобладаніе мужчинъ... Полностью отсутствуютъ дѣти, не всегда помогающія проповѣднику... И все еще идутъ и идутъ! Христіане, какъ гостепріимные хозяева, встрѣчаютъ посѣтителей и каждаго провожаютъ на его мѣсто: потѣснятся сосѣди,—смотришь— и помѣстился человѣкъ... Особенно хлопочетъ дѣдушка Спиридонъ Фукасава, у котораго въ городѣ столько связей и столько знакомствъ... Собралось, по счету христіанъ, не менѣе 300 язычниковъ. Это ли не нива??? Христіане же толпились позади церкви...

Запѣли пѣвчіе молитву „Царю Небесный“... Язычники сидѣли... О. Павелъ Морита говоритъ вступительную рѣчь, въ коей—по мѣстному обычаю—сообщаетъ собравшимся свѣдѣнія обо мнѣ... Запѣли — „Отче нашъ“—конечно — все по-японски!.. „Хлѣбъ нашъ насущный даждь намъ днесь“..,— молилось въ это время сердце Господу, чтобы днесь Онъ черезъ мою немощь далъ насущный хлѣбъ и сей, сѣдящей сейчасъ въ ожиданіи хлѣба, народной массѣ!..—При гробовомъ молчаніи собравшихся я началъ свою рѣчь...

И говорилъ я о землѣ, прекрасной въ разнообразіи своихъ горъ, морей, заливовъ, рѣкъ, въ разнообразіи своей чудной растительности; говорилъ я о множествѣ наполняющихъ ее организмовъ... Говорилъ я объ этомъ величественномъ звѣздномъ мірѣ сч. его центромъ—солнцемъ. Переносилъ мысль слушателей отъ этого солнца къ возможному, но невѣдомому намъ иному солнцу... (ср. Еп. Ѳеофанъ, на 20 ст. 1 гл. Римл.). Ставилъ я все это величіе, все это великолѣпіе, всю эту разумность видимаго міра предъ сознаніемъ своихъ слушателей и задалъ имъ вопросъ: гдѣ причина того, что все это есть? Другими словами—Кто причина всего этого? Не случай (ибо это было бы чудомч>, не меньше Бога), а Богъ,— вотъ кто причина всего великолѣпнаго разнообразія приро-Ды!—Сказавъ затѣмъ о Богѣ нашемъ, Который былъ уже тогда, когда не было ни міра, ни времени (о Богѣ вѣчномъ); о Богѣ нашемъ, Который въ Божественной мысли Своей носилъ этотъ чудный планъ великолѣпнаго міра (о Богѣ личномъ); о Богѣ нашемъ, Который, будучи вѣчнымъ, можетъ быть только духомъ, ибо матерія нѳвѣчна;—я сказалъ

далѣе, что какъ природа и наука нѳ знаютъ двухъ предметовъ равныхъ, такъ нѳ можетъ быть и двухъ боговъ равныхъ: одинъ изъ нихъ непремѣнно будетъ меньше другого, а потому—не будетъ богомъ; поэтому мы знаемъ не много боговъ, а Единаго Бога, явившаго Себя роду человѣческому въ Трехъ Лицахъ—Отца, Сына и Св. Духа...

Единый, вѣчный, безсмертный, духъ—Богъ сотворилъ все, что только есть и на землѣ, и во всемъ мірѣ. Изложилъ далѣе возможно подробно и ясно исторію міротворенія по Бпбліи въ ея постепенности, и указавъ на поражающее сходство новѣйшихъ научныхъ данныхъ съ древнимъ Моисеевымъ сказаніемъ о міротвореніи, я особенно подробно изложилъ твореніе человѣка. „Дыханіе жизни“ человѣкъ получилъ непосредственно отъ Творца безсмертнаго, и оно— это дыханіе жизни, эта человѣческая душа—тоже безсмертна и, тоскуя по Богѣ, влечетъ человѣка къ небу.

Кратко сказалъ о райскихъ дняхъ, о несчастномъ паденіи перваго человѣка, о размноженіи грѣшнаго человѣчества по всему лицу земному.

Необходимо было возсоздать прежняго добраго человѣка. И вотъ премудрость Божія благоволитъ, чтобы Божество воплотилось въ человѣчество... Рожденный отъ Дѣвы Маріи Іисусъ и былъ симъ и Богомъ и Человѣкомъ,—былъ Богочеловѣкомъ! Онъ Своего жизнью, во всемъ исполняя волю Божію, научилъ и показалъ, какъ люди должны и могутъ жить по-божьему; а Своею смертью Онъ удовлетворилъ оскорбленную правду Божію... Всѣ, вѣрующіе въ Сего Богочеловѣка Іисуса, и есть новые люди, живущіе по волѣ Божіей, а не своей. Ихъ-то мы и называемъ христіанами!

На вопросъ: чему училъ Христосъ, не такъ легко отвѣчать кратко! Сія Св. Книга—Св. Евангеліе,—вотъ чему училъ Онъ! Берите ее, прочитайте и узнаете. Но коротко сказать можно. „Страждущимъ и обремененнымъ“ предлагаетъ Онъ Свое ученіе на горѣ. Вникните въ это ученіе! И я проанализировалъ предъ слушателями всю нагорную бесѣду (Мѳ. V—VII гл.).

Что же считаетъ первымъ Христосъ въ Своемъ ученіи? Не землю и тѣло, а небо и душу! Не факты и поступки, а ихъ основу, ихъ подкладку, предшествующее имъ настроеніе! Чего Онъ требуетъ сначала, потомъ и послѣ всего? Любви, любви и любви! Любовь—это „примѣта христіанъ“. Развивъ

по-подробнѣе это ученіе о июбви, я и закончилъ свою бесѣду призывомъ: въ вѣкъ вражды, ссоръ, убійствъ, войнъ, что всегда раздѣляетъ и разрушаетъ, идти къ Богу,—носителю, раздаятелю всеобъемлющей любви, которая все соединяетъ, утверждаетъ!..

Увѣренностью, что только при вѣрѣ въ этого Бога-Любовь Японія будетъ вполнѣ духовно счастлива я и закончилъ свою бесѣду.

Пропѣли „Достойно есть“... Я всѣхъ слушателей поблагодарилъ... Благословилъ... Поблагодарилъ гостей и батюшку... А они—все сидятъ!.. Уже вѣдь 5 часовъ! Цѣлыхъ три часа шла бесѣда! Изъ нихъ 21/* пришлось на мою долю! И они еще ни утомлены?..

Да! Пріятно, отрадно было видѣть, какъ тебя пожирали глазами. Ни одинъ человѣкъ не нарушилъ своего духовнаго равновѣсія своимъ уходомъ! При видѣ столь жаждущей слова аудиторіи еще болѣе поднимался духъ, и дѣлалось все, что было въ моихъ силахъ, чтобы удовлетворить слушателей... Удовлетворились ли? Посѣяно ли слово Христово въ чье-либо сердце?.. Хотѣлось бы заглянуть въ души моихъ слушателей!.. Но есть признаки и утѣшительные!..

Такъ, въ мѣстныхъ газетахъ подробно была описана обстановка бесѣды и прямо заявлено, что бесѣда произвела сильное впечатлѣніе, почему она-де и будетъ .изложена на страницахъ газеты... Ожидаю номеровъ: интересно, какъ изложитъ мои слова газета языческая!—Вотъ передаютъ, что во время бесѣды къ г. Секигуци, прибѣжали изъ дому: „жена— де опасно больна“... „Если больна,—пусть пріѣдетъ такой-то докторъ“, —отвѣчаетъ Секигуца а самъ отказывается уйти; и скоро онъ былъ докторомъ извѣщенъ, что жена его, „не такъ ужъ больна! Не къ смерти“... Вотъ у меня письмо въ рукахъ: однимъ язычникамъ очень понравилась—оказывается— исторія міротворенія; другіе желали бы еще и еще слушать нравственное ученіе Христа...

Словомъ,—сердце чувствуетъ, что предо мною сидѣли не безплодные камни! Но если бы и таковые были, развѣ Божія Сила не способна ихъ уготовать въ почву добрую?.. Богу и поручаю я посянныя мною сѣмена!

Разошлись мои слушатели... Сердце преисполнено радостнаго сознанія!.. Но и горло напоминаетъ о себѣ... И какъ пріятно было выпить стаканъ горячаго молока! Приходятъ

радостные христіане... Вотъ одинъ изъ нихъ подноситъ мнѣ большое блюдо „суси“ (бутерброды изъ риса и сырой рыбы, рака, яицъ, каракатицы)... Заходитъ ко мнѣ довольный Уме-Тарго Нагара, начальникъ станціи, коего я угощаю „суси“ и чаемъ.

Около 6 ч. веч. христіане пригласили меня въ помѣщеніе Церкви. Занавѣсъ съ крестомъ скрываетъ отъ насъ иконостасъ... Уставлены „покоемъ“ низенькіе японскіе столы... За поперечнымъ уготовано мѣсто мнѣ... Поставлены большія чашки съ приготовленнымъ кушаньемъ... Всѣ мы помолились; и я сказалъ привѣтъ, въ коемъ перенесъ моихъ добрыхъ христіанъ къ „вечерямъ любви“ первыхъ вѣковъ, и пожелалъ—не оскудѣвать никогда въ братской любви!.. Тридцать христіанъ-мужчинъ участвовали въ этой скромной трапезѣ, и всѣ были страшно довольны, видя, что ихъ „Сйкёо“ и сидитъ по-японски „терпѣливо“ (да и не дурно!), и ѣстъ ихъ кушанье не вилкой, а палочками-жяси/

Въ 7 час. веч. снова собрались въ церковный домъ христіане: въ этотъ часъ у нихъ былъ назначенъ „кангей-кон-синкай“, привѣтственное и дружелюбное собраніе. Очень мило оно было составлено! Послѣ молитвы, пѣвчіе спѣли по-русски „Боже, Царя Храни“ и даже повторили его дважды! Всѣ собравшіеся слушали гимнъ нашъ стоя. Непосредственно за нашимъ, былъ спѣтъ и японскій гимнъ, по моей просьбѣ тоже повторенный... Я, внѣ программы, поблагодаривъ свою паству за ея деликатное сердце и, пожелавъ великимъ сосѣднимъ народамъ, русскому и японскому, славнаго будущаго, на почвѣ постепеннаго укрѣпленія взаимнаго уваженія и дружественныхъ отношеній, провозгласилъ „банзай“ Его Величеству Россійскому Императору и Его Величеству Японскому Микадо... Поднялись кверху руки и могучее— „банзай“ заключило эту маленькую „международную“ манифестацію...

Катихизаторъ церкви въ Маебаси Илія Сато началъ „кан-гей-консинкай“ своею теплою рѣчью, какъ представитель церкви. Его смѣнили мальчикъ воскресной школы, дѣвочка воскресной школы: недлинны, несложны, но трогательны необычайно эти дѣтскія выступленія! Говорила затѣмъ представительница женщинъ; заговорилъ и рядовой христіанинъ— Спиридонъ Фукасава. Рѣчь его не была краткою: заранѣе онъ испросилъ себѣ не менѣе 20 мин. Рѣчь его была по-

отроена по строгому плану; но несомнѣнно—еще болѣе строго выношена въ его сердцѣ! И по послѣдней причинѣ она не могла не произвести сильнаго впечатлѣнія на слушателей... Спиридона смѣняли одинъ за другимъ катихизаторы—Муро-коси, Судзуки, Терадзпма... Всѣ эти рѣчи успѣли уже достаточно расшевелить сердца собравшихся; и весьма ясно онѣ подсказали и мнѣ и направленіе и содержаніе моей рѣчи, коею и должна была закончиться оффиціальная часть „кан-гей-консинкая“...—Поблагодаривъ слушателей своихъ за ту любовь, которую, преизобилько всѣ христіане изливаютъ на меня и въ своемъ обращеніи со мною, и въ своихъ рѣчахъ ко мнѣ и обо мнѣ,—я сказалъ имъ, что теперь больше, чѣмъ когда-нибудь, я могу съ сердцемъ неколеблющимся сказать Господу: „вотъ я—Господи! Готовъ я, пошли меня“! И отдать свои силы на служеніе тому дѣлу, величіе и святость коего вижу ясно, но и нужды коего сознаю...—Однако, успѣхъ дѣла, посылаемый всегда Господомъ, немыслимъ, если мы сами будемъ дремать, и не пойдемъ бодро впередъ. Поэтому— и батюшка, и катихизаторы должны теперь работать въ 10, въ 100 разъ больше; работать не покладая рукъ! Но и каждый христіанинъ долженъ сознать, что нести Христа въ среду язычества—дѣло и его! Каждый долженъ стать проповѣдникомъ Христа въ средѣ своихъ знакомыхъ, своихъ сверстниковъ, своихъ сослуживцевъ. И тогда-то дѣло наше „закипитъ“, и подкрѣпляемые Божьей помощью мы бодро пойдемъ въ своихъ сердцахъ, въ своихъ домахъ—„вглубь“, а внѣ домовъ—и „въ ширь“... Діаволъ будетъ тормозить наше дѣло. Непріятно ему подобное шествіе впередъ Христа. Могутъ явиться не только столкновенія самолюбій, матеріальная недостача, духовное разслабленіе, но и международныя войны!.. Но будемъ уразумѣвать его корни и на каждое препятствіе отвѣтамъ удесятеренными силами! И посрамится тогда лукавый! И побѣдно пойдетъ впередъ Христосъ!..

Приблизительно это я говорилъ. „Не я, не батюшки, не катихизаторы только, а всѣ мы, не покладая рукъ, должны работать для Христа! Съ надеждою на помощь Божію, объединившись и оживившись,—впередъ къ большой побѣдѣ!“ — Вотъ сущность моего обращенія кгь христіанамъ. И христіане здѣсь послушны! Они ждутъ зова, и отвѣчаютъ на него не только бурными апплодисментами! „Мы всѣ славнымъ прп-

сутствіемъ Вашѳго Преосвященства въ нашемъ городѣ много и много оживлены и возбуждены духомъ въ великую нашу духовную пользу“,—пишутъ мнѣ изъ Маебаси. И—конечно— это такъ на самомъ дѣлѣ. А тогда—цѣль пока достигнута. Богъ же да хранитъ ихъ духовную ревность до слѣдующаго нашего общенія!

Началась часть неоффиціальная. Всѣмъ роздали по „кульку“ гостинцевъ. Всѣмъ разнесли японскій чай. Мнѣ принесли даже горячее молоко... Явилось на сцену „кото“: играла на немъ женщина подъ аккомпаниментъ скрипки; впервые слышу это сочетаніе, и весьма недурное! Играютъ на „кото“ двѣ женщины,—одна недавно перешла къ намъ изъ протестантства... Тамъ и здѣсь послѣ игры разговариваютъ... А предметовъ для разговора сколько угодно!.. И лишь въ 10 час. 20 мин. вечера запѣли заключительную молитву, и я благословилъ всѣхъ съ пожеланіемъ покойной ночи.—Ужъ слишкомъ обиленъ впечатлѣніями былъ день. И всѣ мои попытки успокоить роившіяся въ головѣ моей мысли и вмѣстѣ съ этимъ заснуть долго-долго не имѣли успѣха! На башнѣ городской большой колоколъ давно уже пробилъ 12, а желаннаго сна нѣтъ, какъ нѣтъ *)!

Епископъ Сергій.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная акаде-мия — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, готовящее священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области бо-гословских и церковных наук. Учебные подразделения: академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет иностранных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках компьютеризации Санкт-Пе-тербургской православной духовной академии. В подготовке элек-тронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта — ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор проекта — про-ректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Материалы журнала готовятся в формате pdf, распространяются на DVD-дисках и размещаются на академическом интернет-сайте.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.