Научная статья на тему 'Месяц по Японии: Путевые заметки и впечатления'

Месяц по Японии: Путевые заметки и впечатления Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
42
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Христианское чтение
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Месяц по Японии: Путевые заметки и впечатления»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

Еп. Сергий (Тихомиров)

Месяц по Японии:

Путевые заметки и впечатления

Опубликовано:

Христианское чтение. 1909. № 6-7. С. 965-981.

@ Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

2009

Мѣеяцъ по Японіи*).

Путевыя замѣтки и впечатлѣніи.

24-е августа. Воскресенье. Литургію служилъ о. Акила. У мѣстныхъ пѣвчихъ оказались голоса; есть и умѣнье пѣть. Въ самыхъ простыхъ мотивахъ послышалось мнѣ что-то совсѣмъ уже русское! И мое сердце не обмануло меня: всѣ эти мотивы—наслѣдіе военноплѣнныхъ солдатиковъ, жившихъ и въ Тоёхаси. Во время «запричастнаго» я бесѣдовалъ съ вѣрующими, опять наполнившими церковь. Взявъ въ основу своей бесѣды изъ посланія къ Галатамъ, изъ гл. Ѵ-й ст. 16— 17, я прежде всего постарался какъ можно яснѣе нарисовать, какъ въ человѣкѣ сначала царствовалъ духъ; какъ человѣкъ, послушавшись плоти, воцарилъ въ себѣ плотъ, причемъ духъ не умеръ, но какъ бы отошелъ на второй планъ; какъ Христосъ Спаситель, побѣдивъ плоть, оживилъ духъ и его возстановилъ въ царственныхъ правахъ... Затѣмъ я убѣждалъ не слушаться велѣній плоти, въ насъ еще говорящей, ибо плоды ея очень ужъ грязны (ст. 19—20). послѣдствія очень печальны—потеря того, куда стремимся (ст. 21). Побѣдить плоть съ ея страстями—вотъ цѣль христіанина, хотя бы достиженіе ея стоило страданій распятія (ст. 24М—Побѣдивъ плоть, христіанинъ этимъ самымъ развяжетъ крылья духу безсмертному и незамѣтно для себя украситъ себя чудными плодами духа. каковы: любовь, радость, миръ (ст. 22—23) и нроч. Увѣщаніемъ не тщеславиться своею праведностью, не раздражать упреками слабыхъ, не завидовать духовно сильнымъ (ст. 26), а напротивъ — носить тяготы другъ друга, для исполненія за-

х) Окончаніи; см. май.

кона Христова (YI. 2) и призваніемъ на дѣло христіанина благодати Господа Іисуса Христа, любви Бога и Отца, и общенія Св. Духа,—закончилъ свою бесѣду,—Послѣ литургіи мѣстный фотографъ-христіанинъ увлекъ меня къ себѣ въ фотографію, а затѣмъ и самъ пріѣхалъ къ церковному дому и здѣсь' фотографировалъ всю церковную общину.—Пообѣдали. Простились съ о. Міемъ, возвращающимся въ Кёото, и въ 2 часа поѣхали посѣщать христіанъ.

Посѣтили около 20 домовъ.—всѣхъ христіанъ Тоёхаеи. Въ каждомъ домѣ, насъ ждали: предъ иконами или горѣла лампадка, или зажигали свѣчи. Ладонъ курили при началѣ молебна почти вездѣ. Иногда семья стояла молебенъ со свѣчами. Заранѣе у всѣхъ приготовлена записочка съ именами о здравіи.—А послѣ молебна—сколько и желанія, и усилій угостить, или. по крайней мѣрѣ усадить!.. У старостъ (общиной. обычно, управляютъ выборные старосты со священниковъ во главѣ) мы останавливались долѣе и разсуждали -о .положеніи церкви въ Тоёхаеи.—Составъ церкви—почти исключительно люди состоятельные, или интеллигентные. Есть владѣтель завода, изготовляющаго сою (—староста); заводчикъ по обработкѣ риса (—староста), офицеръ—поручикъ, два фотографа, парикмахеръ, торговцы разнымъ товаромъ... Всѣ—люди христіански твердо устроены я производятъ впечатлѣніе искренности и убѣжденности. Особенно же работаетъ для церкви заводчикъ сои, первый въ Тоёхаеи богачъ, г. Танака.—Около С час. вечера окончили мы посѣщеніе христіанъ. Оставался еще часъ, пока свѣтло на улицѣ. Мы пошли посмотрѣть мѣсто, купленное уже лѣтъ 7 назадъ подъ будущую церковь. Мѣсто .очень большое (560 цѵбо, — около 560 кв. саж.), но и цѣна большая: 2,600 енъ! Однако, христіане усматриваютъ въ немъ и неудобства: мѣсто находится рядомъ съ дивизіей. Опасаются , поэтому, не встрѣтитъ ли себѣ препятствій нашъ звонъ. Пошли затѣмъ посмотрѣть городъ: прошли но главной улицѣ, вышли куда-то къ памятнику перваго императора. Но началъ накрапывать дождикъ, и къ 7 час. мы поспѣшили возратиться домой.

Начали подходить христіане. По мѣстному обычаю благодарятъ за посѣщеніе, и йотомъ усаживаются въ большой комнатѣ собраній. Здѣсь стоитъ большое «хибаци» — какъ не усѣсться около него! Человѣкъ десять кругомъ, нѣкоторые покуриваютъ трубки; то помолчатъ, то поговорятъ... Подсѣлъ и я... и разговорамъ не было конца!.: Говорилъ я о свѣтлыхъ

надеждахъ на будущее христіанство въ Японіи, утѣшая христіанъ; отвѣчалъ на вопросы о почитаніи въ Россіи воскресныхъ дней; о лѣтнемъ рабочемъ днѣ русскаго крестьянина*.. Допрашивали они меня и о томъ,—вѣрно ли, что въ Россіи крестьяне не всѣ грамотны (стыдно предъ грамотными японцами было!)... Очень ихъ интересовали и наши бѣлыя ночи, и зимніе короткіе дни... Словомъ,—видимо много слыхали про Россію, но очень мало ее знаютъ!.. Уже съ начала одиннадцатаго я всѣхъ ихъ блаі’ословилъ и отпустилъ. —Мы собрались ко сну, намѣреваясь завтра пораньше съѣздить на православное кладбище за городъ, гдѣ похоронено два русскихъ солдатика...

25-е августа. Утромъ шелъ дождь, и настолько большой, что ѣхать на кладбище за городъ было немыслимо. Со скорбью въ сердцѣ ходилъ я по своей комнатѣ, да посматривалъ, не пошлетъ ли Господь «ведрышка»; но дождь пересталъ лишь въ 9-мъ, а въ 10 ч. отходилъ нашъ поѣздъ. Пришлось мысленно послать привѣтъ двумъ землякамъ—сблдатикамъ!..

На вокзалъ явилась, кажется, вся христіанская община! Какъ дѣти около отца, они собрались около меня; я благословилъ каждаго въ отдѣльности, простился со всѣми и усѣлся въ подошедшій поѣздъ... Язычники массой смотрѣли на новое для нихъ зрѣлище. При сердечныхъ пожеланіяхъ тронулся нашъ поѣздъ. Я направлялся въ Хамамацу. О. Акила Хирота нѣсколько заболѣлъ, и я поѣхалъ уже лишь съ Кагэтой, какъ своимъ переводчикомъ. Дорога недолгая — всего часъ! Проѣхали мимо Бентендзима,—морскихъ купаній и чуднаго озера!.. Поѣздъ долгое время шелъ по дамбѣ, потомъ по мосту, имѣя и направо, и налѣво воду. Всюду—рыбаки, а далеко направо— цѣнящійся морской прибой!.. Хорошо было на душѣ, послѣ всего хорошаго, что я видѣлъ вездѣ, и—только что въ Тое-хаси; и такою прекрасною казалась мнѣ прекрасная и въ дѣйствительности природа...

Хамамацу.

Вт, началѣ двѣнадцатаго часа утра поѣздъ остановился въ Хамамацу. Къ нашему вагону подъѣзжалъ юноша Іоаннъ, сынъ здѣшняго доктора Моисея Оота, и радостно привѣтствовалъ насъ. Тутъ же оказались его папа, и катализаторъ и даже христіане!.. А и домовъ-то христіанскихъ въ городѣ всего 8!..

Мы поѣхали по улицамъ города. Улицы довольно чистыя, но трубъ фабричныхъ очень много. Говорятъ,—онѣ изукрасили Хамамацу въ послѣднее время. Много трубъ еще только поднимаемыхъ! Производятъ на фабрикахъ матеріи; есть заводы музыкальныхъ инструментовъ. Близость къ городу моря: срединное положеніе между Нагойя и Сидзуока; фабрики и заводы: — все это быстро увеличиваетъ населеніе Хамамацу (уже теперь 25 тыс.). Но къ сожалѣнію, скорбятъ христіане, съ увеличеніемъ фабрикъ иортятся и нравы жителей...

Недолго. намъ пришлось ѣхать, вотъ мы уже у зеленаго дома, со стѣны котораго такъ привѣтливо зоветъ къ себѣ восьмиконечный вызолоченный крестъ!.. Это — молитвенный домъ христіанъ г. Хамамацу и его окрестностей (всѣхъ до 80 чел.). Внизу устроена временная церковь; иконостасъ въ ней очень хорошій; и—мнѣ кажется—много лучше иконостасовъ Нагойя, Оказаки и даже Тоёхаси: вверху—комнатка на случай пріѣзда священника (своего здѣсь нѣтъ; ѣздитъ изъ Тобхаси от. Акиіа Хирота). Здѣсь же квартира катихизатора.

Въ верхней комнаткѣ а и помѣстился- было... Юноша Иванъ (японское имя — Какуси) не забывалъ насъ; и наша комната постепенно наполнялась всякой-всячиной! Китайскій ‘цвь американское печенье къ нему, прекрасный виноградъ, груши, яблоки... Все это доставлялось изъ дома его параши. Въ 12 часовъ намъ принесли оттуда же прекрасный японскій обѣдъ... Господи,—думалось мнѣ! Люди только-только меня, увидѣли, а съ какой любовью пе только дѣлаютъ, д ля тебя все, но стараются даже угадать твои желанія!... За что? За что? Но вотъ чрезъ нѣкоторое время пришла прихворнувшая было супруга доктора Оота и, для меня сразу все стало понятнымъ: столько даже на лицѣ ея добраго сердца, нѣжной теплоты, материнской ласки!..

Въ ожиданіи бесѣды постепенно подходили христіане. Привели старца-слѣпца и усадили его въ моей комнаткѣ. Пришелъ докторъ изъ-за города... «Какъ? Второй докторъ?... Да нѣтъ ли у васъ тутъ и еще докторовъ?».. И что же? Оказалось сейчасъ въ Хамамацу пять докторовъ! Это — старецъ Оота и его четыре ученика по вѣрѣ... Ждутъ еще шестого! И тогда дѣйствительно можно. будетъ говорить, что церковь здѣшняя—церковь докторовъ!...

Меня этотъ фактъ навелъ на много свѣтлыхъ думъ!.. Вотъ, мечталось мнѣ, сейчасъ здѣсь, одинъ докторъ привелъ ко

Христу четырехъ докторовъ... Его зять въ Оказаки, д-ръ Танака, тоже имѣетъ своихъ учениковъ по вѣрѣ среди собратьевъ по профессіи... Въ Нагойя около старца—фотографа Міясита сколько появилось фотографовъ-христіанъ!.. Наступитъ время, когда вотъ такимъ то путемъ, путемъ семейныхъ, родственныхъ вліяній черезъ знакомства, ученье Христово не слабной струей, но стремительнымъ потокомъ начнетъ вливаться въ страну японскую и напоить всѣхъ, кто увидитъ въ этомъ потокѣ воду чистую, воду живую!..

Невольно обращаешь вниманіе и на то, что не люди необразованные; а люди просвѣщенные; да еще кто? — доктора, во всемъ обычно видящіе кровь, да мясо,—принимаютъ вѣру Христову! И не только сами ее свято содержатъ: но и собратьевъ влекутъ ко Христу!.. Предъ Христомъ склоняетъ свою главу здѣсь не только буддистъ или синтоистъ, но—и образованный человѣкъ!.. Это ли не сила Христова! Это ли не побѣда Его надъ сильными вѣка сего?...

Ровно въ 2 часа, какъ было объявлено христіанамъ, спустился я внизъ, въ церковь. Тамъ зажжены лампадки; христіане уже сидятъ въ ожиданіи проповѣди. Помолились мы Царю Небесному и я началъ свою «бесѣду»... «Бесѣда»... Сколько въ этомъ словѣ простого, сердечнаго, желаннаго!... Это не торжественно раздающееся слово, въ которомъ именно по причинѣ его торжественности трудно очень развернуться душѣ! Это не поученіе, которое постоянно тебѣ напоминаетъ о краткомъ времени и вынуждаетъ поскорѣе на поученія... «Бесѣда»—это общеніе одной души съ другими душами; это постоянное чтеніе чужихъ душъ по выраженію лицъ, по глазамъ, но общей настроенности! «Бесѣда»... — сколько здѣсь твоя душа, твой умъ изгибается, чтобы идти рядомъ съ душами братьевъ и быть имъ понятнымъ!.. Люблю я «бесѣдовать» вообще... А сегодня бесѣдовалъ какъ то особенно сердечно. И казалось мнѣ, что мои слушатели говорятъ со мною: такъ живо отвѣчали на мои слова лица этой семьи христіанъ!... О чемъ я бесѣдовалъ?.. Да, конечно опять обратился за помощью къ неподражаемому Св. Ап. Павлу; онъ давалъ мнѣ содержаніе; а я его переживалъ. отливалъ въ доступныя для слушателей, а главное — отвѣчающія потребностямъ минуты и времени, формы. И сердце мое чувствовало, что я не на камни сѣялъ и былъ не только понятъ, но и принятъ своими слушателями! Можетъ ли быть для проповѣдника награда лучше этого сознанія.

Кончилась бесѣда. Полтора часа продолжалась она. Но не чувство усталости у тебя на душѣ, а какое-то отрадное сознаніе сдѣланнаго добраго дѣла!.. Право, и самъ какъ-то мягче, какъ-то лучше, сердечнѣе сдѣлаешься, когда вотъ такъ-то по-, бесѣдуешь съ христіанами!.. Впрочемъ, мы вѣдь всегда «уча, учимся»... Такъ даже говоритъ какая то латинская пословица.

Пришелъ въ свою комнатку; но милый «Какуси» уже плѣнилъ мой дорожный саквояжъ; а докторъ и супруга не позволяли и думать о ночлегѣ гдѣ-нибудь' въ другомъ мѣстѣ; и насъ повели къ себѣ. Домъ' ихъ—въ нѣсколькихъ шагахъ, и я;чрезъ пять минутъ былъ уже на новомъ мѣстѣ, но въ атмосферѣ любви, еще болѣе напряженной.

Доктору сейчасъ 65 лѣтъ. Нѣсколько отпущенные (а не бритые) волоса съ легкой просѣдью; такая же бородка, густые усы. Японскій костюмъ. Тихія, скромныя манеры. Природное "благодушіе, написанное на лицѣ и особенно въ добрыхъ глазахъ. -— Супруга появляется всегда съ доброй улыбкой и неизмѣнно съ какимъ-нибудь угощеніемъ; но занятая домомъ, постоянно убѣгаетъ, сказавъ: «гомэнъ насай»—извините. Какуси—Иванъ, красивый юноша, съ открытыми, добрыми глазами, высокаго роста, необыкновенно подвижной, очень развитый. Таковы Моѵсей, Лидія и Иванъ, среди которыхъ я оказался.

Свой входъ въ семью я началъ молитвой. У доктора устроена особая комнатка—часовня... Въ ней есть все: и иконы строгаго письма, и копіи съ Дольни и др... Аналойчикъ, свѣчи, ладонь... Какъ уютно чувствовалось въ этой «храминѣ», въ этой «келейкѣ» добрыхъ христіанъ! Молилось сердце мое!.. Тихо на мои слова отвѣчалъ пѣніемъ катихизаторъ... Сосредоточенно молились хозяева дома... ІІо отпустѣ я благословилъ эту семью, этотъ столпъ хамамацкой церкви; и благословляя пожелалъ и счастливой жизни семейной, и полезной дѣятельности на облегченіе страждущихъ братій, и научнаго роста, и плодотворной помощи намъ по насажденію вѣ*ры Христовой среди язычниковъ... Искренне, горячо меня благодарила вся семья...

На корридорѣ около этой «часовни» стоитъ кресло: — единственный представитель нашей мебели... Но кресло это «памятное»: на немъ сидѣлъ японскій принцъ, бывшій у хозяина; а теперь ожидало это кресло нашего владыку — архіепископа... Но не дождалось пока... А пришлось посидѣть хоть

минутку на пемъ мнѣ... И будетъ оно опять стоять подъ прикрытіемъ: и опять будетъ ожидать «дай-сикёо», или «сикёо». Не могу умолчать объ этомъ!.. Какая любовь, какое уваженіе къ «дай-сикёо» чувствуешь и здѣсь, какъ и вездѣ! Отрадно, что люди «знаютъ своего спасителя» отъ тьмы язычества!.. И не забываютъ его.

Городъ занимаетъ площадь не очень большую; да и домовъ христіанскихъ не такъ много. Мы рѣшили посѣщать христіанъ пѣшкомъ: много пріятнѣе, чѣмъ на кѵрумахъ! Не могу забыть семьи слѣпца! Самъ—слѣпой, жена—гоже слѣпая! Оба успѣли уже состариться!.. ;Но за свою долгую тяжелую жизнь они не прибѣгали къ чужой помощи, сами исполняя всѣ домашпія работы. Нужда такъ изощрила ихъ органы, что даже нитку въ иголку старушка продѣваетъ сама. Не помѣшало имъ несчастье воспитать и дѣтей, изъ которыхъ двѣ дочери, уже почти невѣсты, и 4 сына. Я помолился за нихъ, и благословилъ старцевъ на дальнѣйшее терпѣніе среди испытанія, которое, какъ огонь — золото, очищаетъ нашу душу отъ ■всего нечистаго... Призывалъ я ихъ къ бодрости, ибо поднятыя на ноги дѣти должны и съумѣютъ успокоить старость своихъ сградальцевъ-родителей. Рады были нашему посѣщенію старички очень; но радость ихъ трудно и описать, когда мы еще и присѣли у нихъ хотя ненадолго!..

Съ особымъ отраднымъ чувствомъ вспоминаю я семью Ка-вааи. Здѣсь мнѣ пришлось увидѣть сразу четыре поколѣнія христіанъ! Дѣдушка Гедеонъ, его сынъ — хозяинъ, его внуки и внучки, изъ коихъ одинъ учится въ университетѣ; и даже правнуки!.. Четырнадцать именъ поминалъ я о здравіи на экте-ніи!.. Вѣдь это — настоящая община но здѣшнимъ мѣстамъ!.. Радушно приняли насъ здѣсь!.. Очень уже радушно и тепло!.. Дѣдушка быль радъ необыкновенно!.. «Вотъ, дѣдушка, Господь привелъ вамъ видѣть какую домашнюю церковь! 14 человѣкъ вѣдь»,—сказалъ я: а дѣдушка перекрестился и заплакалъ слезами радости! И эти слезы старика много говорили молодежи!.. Пожелавъ старцу дожить до ста дѣтъ, я пошелъ далѣе, провожаемый на улицу всей семьей, на удивленіе язычниковъ: домъ-то очень богатый и среди сосѣдей выдающійся.

Не торопясь шли мы по улицамъ города, попутно и осматривая его. Юноша Иванъ охотно пасъ со всѣмъ знакомилъ... Однако, пришло время и домой возвращаться; и черезъ нѣсколько минутъ мы /уже опять видѣли предъ собою лица на-

шихъ добрыхъ хозяевъ. Осталось намъ съѣздить къ другому доктору, — но онъ за городомъ: отложили на завтра. Остался еше иоохладѣвшій христіанинъ; но начавъ сладкимъ, мнѣ не хотѣлось заканчивать день горькимъ: поэтому и этотъ домъ остался до завтра.

Вечеръ прошелъ совершенно по семейному... Посреди комнаты стоялъ низенькій столикъ: отсюда все время не снимались гостинцы, фрукты, печенья... Подъ ноги при сидѣньи обычно подкладываются особыя подушки: мнѣ такихъ наложили штукъ шесть, и усадили меня на нихъ... Юноша Иванъ принесъ массу фотографій, картинъ, альбомы... Все время ихъ разсматривали, разговаривали, шутили... Хозяйка принесла «банъ-лиси» (ужинъ) и такъ настойчиво имъ угощала, что я измѣнилъ себѣ и ужиналъ съ хозяиномъ по-японски... Постепенно приходили христіане. Начали, подходить христіане даже изъ деревень, узнавъ о моемъ пріѣздѣ! Разговорамъ не было конца. И хотя разговоры не переходили въ тонъ и форму проповѣди, тѣмъ не менѣе—полагаю я — не безъ пользы для сердца, для души, уходили изъ докторскаго дома братья но вѣрѣ, когда пришло время спать, и когда я далъ имъ благословеніе прощальное.

Хозяева много хлопотали о болѣе покойномъ снѣ;и спать было очень хорошо! Изводившіе было меня съ вечера два комара сами лезли на явную опасность; и поэтому, можно сказать,—покончили жизнь самоубійствомъ. Черезъ полчаса же, не болѣе, закончили свой концертъ и обитательницы чердаковъ. И я заснулъ крѣпкимъ сномъ!

26 е августа. Давно уже, тринадцать лѣтъ назадъ, съ этого числа я сталъ монахомъ. Цѣль моя тогда была вполнѣ опредѣленная! Но мой сотоварищъ по иночеству уже успѣлъ послужить въ Америкѣ, и теперь возвратился въ Россію. А я не управился туда, куда влекло тогда меня сердце мое... И лишь теперь Господь привелъ меня миссіонерствовать... Но не Америка, а Японія—стала жребіемъ моимъ. Господь строитч. жизнь человѣка. Ему нужно было вести меня по раснутіямъ жизни на милой родинѣ. Онъ привелъ меня теперь и сюда... И какъ легко у меня сейчасъ на душѣ!.. Благослови же, Господи, мое дальнѣйшее иночество, но—уже иночество миссіонерское...

Рано я проснулся сегодня. Будить никого не хотѣлось, и я осмотрѣлся в'ь той обстановкѣ, въ какой нахожусь. Моя

комната—верхъ изящества! Конечно, па полу соломенныя «татами»; конечно, потолокъ изъ досокъ некрашенныхъ. Но всѣ доски, всѣ бруски, всѣ столбики такъ выскоблены, такъ отполированы, такъ отлакированы,—что все блеститъ, глаза ласкаетъ и внушаетъ осторожность, бережливость, чистоту... Плюнуть на полъ, облокотиться на столбикъ, сѣсть на перила, пройти по лакированнымъ доскамъ каблуками;—да не хватитъ совѣсти!.. И дѣйствительно,—чистота удивительная!—Въ нишѣ стоятъ разныя статуэтки; на искусственномъ суку—чучело орла. Двѣ высокихъ лампы на полу... На стѣнахъ, въ нишахъ, на длинныхъ листахъ, писанные тушью цвѣты: работа изящная. Выше раздвижныхъ ширмъ, подъ самымъ потолкомъ, широкое—широкое полотно со столь знакомымъ мнѣ теперь береговымъ видомъ Японіи: тутъ и горы, съ выдающимися вершинами; тутъ и сосенки, покрывающія эти горы; и эти извилистые заливы; и эта даль моря съ бѣлѣющими парусами!.. Какъ все это красиво на самомъ дѣлѣ, и какъ превосходно схвачено на картинѣ!..—А вотъ «Фудзи-санъ», священная, самая высокая гора Японіи!.. Столь знакомое—(видишь чуть не въ каждомъ домѣ!)—изображеніе горы, на половинѣ прикрытой дымкой облаковъ, на верху бѣлѣющей снѣгомъ...—Да! Простота и язящество здѣсь сочетались очень умѣло и говорятъ много о вкусѣ хозяевъ...

Но... появился тихо милый Какѵси; увидѣлъ меня уже бодрствующимъ; и столь же быстро исчезъ, какъ и появился. Но вмѣсто него пришли слуги приводить комнату въ ея дневной видъ... А далѣе—сердечный утренній привѣтъ; утренній чай; и составленіе болѣе удобнаго распредѣленія дня... Я уже согласился ѣхать не въ 9 ч., и не въ 11 ч., какъ значилось въ предварительномъ моемъ расписаніи; и даже не въ 1 ч. дня, какъ хотѣлось непремѣнно, а лишь въ 3 часа, какъ призналъ за лучшее докторъ! Но его соображенія вполнѣ серьезны: хочется сняться на группу всею церковью; между тѣмъ до 2 часовъ всѣ дѣти въ школахъ!.. Впрочемъ..., я и не рвался очень-то отъ тепла!

Около 9 часовъ сѣли мы на дзинрикися и поѣхали сначала къ доктору... Двѣ версты—недалеко!.. Выѣхали за городъ; ѣдемъ по прекрасной дорогѣ... По сторонамъ—рисъ, гдѣ уже желтоватый, гдѣ совсѣмъ зеленый... Картофель разныхъ сортовъ, горохъ, бобы... Высоко поднимаетъ свою голову гаолянъ.—Едва пробивается изъ земли новой посадки рѣдиска...

Вездѣ крестьянскія поселенія, или отдѣльными домами, или деревнями... На дорогѣ то и дѣло переѣзжаемъ селенія... Но нашего доктора все нѣтъ! Было почти уже 10 часовъ, когда наконецъ-то съ главной дороги мы свернули на узенькую дорожку и направились къ чему-то въ родѣ мызы: здѣсь и жилъ докторъ!.. Оказалось, что дѣйствительно до него 2 версты, только японскихъ! А русскихъ цѣлыхъ 8! Не ожидалъ насъ въ такую даль къ себѣ докторъ; но тѣмъ пріятнѣе для него было наше посѣщеніе... Времени терять намъ было нельзя. Мы совершили предъ иконками—а ихъ опять .много—краткій молебенъ, выпили по чашкѣ японскаго чая; и оставляя хозяину миръ Христовъ, провожаемые благодарностями всей его семьи, простились съ нимъ... Телѣжки наши долго плелись до большой дороги. Но семья доктора все еще стояла у воротъ своего дома, посылая намъ временами свои привѣты. И лишь деревня, въ которую мы въѣхали, не дала возможности и мнѣ. еще н еще отвѣчать на прощальные привѣты доктора своею шляпою... Такъ то сердечно принимаютъ здѣсь христіане своего «сикёо»... И тепло поэтому на сердцѣ!..

При самомъ въѣздѣ въ городъ находится тотъ домъ, въ которомъ живетъ поохладѣвшій христіанинъ... Не безъ сердечнаго волненія я къ нему подъѣзжалъ. Должно быть въ сотый разъ провѣрялъ себя, какъ бы не сказать «сгоряча» чего нибудь лишняго, но въ то же время и не забыть существеннаго! Но Господь не судилъ мнѣ въ Хамамацу заговорить инымъ языкомъ: христіанина сего и его семьи мы дома не застали... Пришлось поручить катихизаторѵ сказать христіанину, что я у него былъ, и что если еще буду въ Хамамацу, опять пріѣду къ нему...—этимъ мы и закончили свое прямое дѣло въ Хамамацу. Отпустили «дзинрикися» и пѣшкомъ направились къ дому. По пути зашли въ старую крѣпость... Уже въ ветхость приходитъ она!.. Но на-верхѵ устроенъ домикъ, и за 3 сена насъ пропустили на крышу этого дома (на терраску, которую можно видѣть почти на каждомъ домѣ)... Прекрасный по ббык-новенію видъ открылся передъ нами. Вотъ городъ, съ торчащими кверху трубами,—этими грозными надгробными памятниками здоровью рабочаго люда; вотъ за городомъ—гимназія, гдѣ учится Какуси—Иванъ; еще далѣе—видны казармы,— Конечно—неизмѣнное здѣсь, на Тоокайдо, море... Горы кругомъ... Вѣроятно, п сегодня опятъ не одинъ разъ полѣземъ въ туннель!.. Да! Какъ красива здѣсь природа!.. Вотъ гдѣ

поистинѣ раскрыта великая книга съ ясно написанными въ ней глаголами о присносущпой силѣ и Божествѣ творца всѣхъ этихъ красотъ природы...

Проходили мимо зданія, спеціально построеннаго для упражненій гимнастическихъ, и прежде всего — для «дзюѵ-дзицу»!.. Какъ было не зайти сюда послѣ всего, что съ такимъ воодушевленіемъ и такъ картинно описывалъ намъ Ка-куси!.. При нашемъ появленіи учитель немедленно мнѣ прислалъ стулъ; а подростки, поклонившись другъ другу .по-японски, парами начали бороться. Большею частью поединки кончались быстро; но въ двухъ парахъ сошлись ловкость съ ловкостью; и мы долго сидѣли, восхищаясь сими юношами!.. Да! Съ сихъ лѣтъ начинаютъ,-—что же будетъ дальше?.. Къ сожалѣнію, большихъ гимнастовъ сегодня не было, и «что бываетъ дальше», этихъ «чудесъ» мнѣ не пришлось видѣть! Учитель съ большимъ почтеніемъ насъ провожалъ. Когда я уже вышелъ и прошелъ много впередъ, онъ отъ спутниковъ узналъ, что я—помощникъ Владыки-Архіепископа Николая; и нужно было видѣть его смущеніе, что не оказалъ онъ «должнаго» пріема!.. И издали мнѣ посылалъ онъ свой послѣдній поклонъ... РІмя Владыки и мнѣ часто помогаетъ! За чужой крѣпкой спиной и мнѣ чувствуется недурно!..

Уже въ обѣденный часъ возвратились домой. Сытно по-японски пообѣдали... Докторъ мнѣ далъ свою карточку, Какуси подарилъ открытки «Хамамацу»: трогательныя мелочи! Пока я приготовлялъ къ отъѣзду свой багажъ, подошло время сниматься на группу. Отыскивая наиболѣе удобное, просторное и красивое мѣсто, остановились па синтоистской мт, къ которой и собрались христіане... Дѣдушка Гедеонъ, къ сожалѣнію, не пріѣхалъ: силъ мало... Дамъ усадили направо іі налѣво отъ меня (а говорятъ о приниженномъ положеніи женщинъ здѣсь!), а мужчины, съ докторомъ во главѣ, стояли... Впрочемъ, старичокъ какой-то тоже сидѣлъ... И опять фотографическій снимокъ! Пойдетъ время; а я буду пересматривать всѣ эти снимки, и съ любовью вспоминать тѣхъ, среди которыхъ я встрѣтилъ столько любви!

Нужно было поспѣшать... Я горячо простился съ хозяевами... Владыкѣ Архіепископу они послали корзину фруктовъ... А мнѣ отъ всѣхъ христіанъ подарили «тушечницу»,—коробку съ принадлежностями для японскаго письма тушью и кистями... Опять «тушечница»! — Принимаю, какъ настойчивое напоминаніе любви: нужно упорно изучать японскій языкъ...

Прощальное благословеніе всѣхъ, собравшихся на проводы христіанъ... Торопливые привѣты направо и налѣво, ввиду приближающагося поѣзда... Слово глубокой благодарности изъ окна вагона... Общее всѣмъ благословеніе... Все это—на удивленіе глазѣющей публики!..

Звонковъ не бываетъ... Свистокъ. Плавно тронулся вагонъ... И я направился далѣе, оставивъ въ сердцѣ своемъ навсегда Хамамацу и его добрыхъ христіанъ. А Оота-санъ! А Какуси! А его мама! Скучно было уѣзжать изъ Хамамацу!

Сидзуока.

Дальнѣйшей, и послѣдней, нашей остановкой былъ г. Сидзуока. Городъ — большой, губернскій; но церковь въ немъ сравнительно молодая, успѣшно управляемая старцемъ о. Мате. Кагэта и распространяемая опытнымъ катихизаторомъ.

Разстояніе отъ Хамамацу до Сидзуока — 3 ч. ѣзды; но я поѣхалъ экспрессомъ и къ 5 час. веч. былъ уже у послѣдней цѣли своего путешествія. О. Матоей и христіане встрѣтили меня на вокзалѣ, откуда, благословивъ всѣхъ, я и направился въ церковный домъ. Находится онъ въ центрѣ города, около старинной крѣпости; поражаетъ своей необыкновенной тѣснотой: могутъ съ трудомъ помѣститься человѣкъ 50, а для сотни — не достало бы ни мѣста, ни воздуха! О. Матѳей совершилъ краткій молебенъ по случаю моего пріѣзда, а я къ собравшимся уже всѣмъ христіанамъ обратился съ рѣчью, содержаніе которой и планъ намѣчала мнѣ XII гл. посланія къ Римлянамъ. Церковь молодая, — мудрствовать не было удобнымъ! Хотѣлось быть для всѣхъ понятнымъ и это опредѣлило большую простоту и въ содержаніи, и въ построеніи моей рѣчи.

По окончаніи бесѣды опредѣлили общимъ совѣтомъ съ христіанами, когда мнѣ удобнѣе ѣхать къ нимъ по домамъ и конечно, мои планы выѣзда въ Тоокёо въ 11 ч. у. рушились: отъѣздъ отложили до 4 ч. дня. Обѣдомъ, или ужиномъ — не знаю-—въ гостинницѣ закончили мой день г. Кондо, мѣстный староста, и о. Матѳей; и пожелавъ мнѣ покойной ночи, здѣсь же устроили для меня и прекрасный ночлегъ.

27-е августа. Съ 8 ч. утра поѣхалъ я по домамъ христіанъ г. Сидзуока,—ихъ здѣсь 21. Какъ и всюду,—я былъ вездѣ желаннымъ посѣтителемъ. И такъ-то хорошо чувство-

валоеь на сердцѣ, когда глядя на ликъ Спасителя или Божіей Матери поминалъ я имена живущихъ «въ домѣ семъ»... Душа отрывалась отъ земли и молила Господа утвердить всѣхъ ихъ въ вѣрѣ, совершить въ любви. . Посѣтилъ между прочими одного небогатаго сапожника. Онъ такъ былъ обрадованъ посѣщеніемъ, что не находилъ и формы, какъ бы поблагодарить... На вокзалъ же явился съ корзиною фруктовъ, чѣмъ совершенно растрогалъ меня!.. Посѣтилъ домъ только что скончавшагося христіанина Петра. Его сегодня погребаютъ. Крещеніе онъ принялъ лишь четыре дня назадъ, хорошо оглашенный; принялъ христіанство по глубокому убѣжденію. Семья еще языческая. Но одна дочь-христіанка, замужемъ въ На-гойя за фотографомъ-христіаниномъ. Я помолился о здравіи нагойскихъ христіанъ, а потомъ совершилъ краткую литію по рабѣ Божіемъ Петрѣ. Пѣть было некому: цѣлъ самъ. И съ гакимъ-то чувствомъ я пѣлъ «со святыми упокой»! Вѣдь предо мною' истинно-святая душа только что въ водѣ св. крещенія омывшагося Петра... «Вѣчная память». — да будетъ и Петру, и всѣмъ, кои своимъ примѣромъ жизни сѣетъ Христово ученіе въ мірѣ языческомъ! Домъ былъ наполненъ и язычниками, и христіанами. Я не удержался и сказалъ приблизительно слѣдующее: «Братіе! Христіанство не знаетъ «умершихъ»,— оно знаетъ лишь «уснувшихъ»; и рабъ Божій Петръ не умеръ, но спитъ продолжительнымъ сномъ. Наступитъ время,—и онъ проснется, но уже для жизни вѣчной, блаженной. Но онъ сотлѣетъ, скажете вы?.. Да. тѣло его сотлѣетъ. Но Господь, давшій намъ тѣло изъ ничего п вдохнувшій въ него душу безсмертную, развѣ не силенъ и вновь душѣ жпвой дать тѣло, но уже нетлѣнное, безболѣзненное?.. Какъ ни хорошо бываетъ жить въ гостинницѣ, но человѣку всегда хочется возвратиться въ свой домъ... Настоящій міръ — это гостинница, въ которой мы временно живемъ: и только потому, что мы «обживаемся» въ этой гостинницѣ и не знаемъ радостей вѣчныхъ селеній,—только поэтому мы скорбимъ при видѣ смерти!.. Не скорбѣть, братья, нужно намъ, а радоваться; и вѣрьте, что н рабъ Божій Петръ лишь переселился въ обителъ Отца Небеснаго, для жизни вѣчной, въ нетлѣнномъ тѣлѣ!.. Не будемъ же скорбѣть, имѣя такое упованіе, а утвердимся въ крѣпкой вѣрѣ, что жива душа Петра, оживетъ и его тѣло, и будетъ воскресшій Петръ вѣчно жить, но уже не въ гостинницѣ, а въ дому Отца Небеснаго. И будемъ Господа молить, да спо-

64

добитъ и насъ Онъ увидѣть сіи небесныя наши обители!— Братья! Въ водѣ Св. Крещенія христіанинъ омывается отъ всѣхъ грѣховъ, ранѣе имъ содѣянныхъ: такова вѣра наша. Петра Господь сподобилъ скончать свое земное странствованіе въ день св. крещенія... Счастливый Петръ: И прислушайтесь къ голосу души его. исходящему изъ гроба; прислушайтесь всѣ, а особенно вы. семейные его! И вы услышите, какъ онъ говоритъ: «довольно вамъ ходить во мракѣ! Будетъ вамъ валяться въ грязи? Свѣтитъ яркое Солнцо-Христосъ: къ Нему скорѣй спѣшите! Одна истина, одна вѣчная правда, одна чистая жизнь — у Него, — къ Нему всей душей прилѣпитесь!» Возлюбленные! Иного не сказалъ бы сейчасъ новокрещенный представлыпійся Петръ, ибо онъ видитъ теперь истину л ищемъ къ лицу... Да подвигнетъ же насъ гробъ ко кресту, ко Христу»!—Говорилъ я совершенно неожиданно для себя и самъ чувствовалъ тогда силу своихъ словъ... Но постарался сейчасъ записать...—Нѣтъ! Все не то!.. Впрочемъ, мысли все же сохранились...

При дальнѣйшихъ посѣщеніяхъ я получалъ одни утѣшенія, а въ домѣ мѣстнаго «столпа»—Кондо (магазинъ обуви и чемодановъ) меня даже попросили сказать нарочитое «наставленіе». Въ семьѣ—14 человѣкъ,—аудиторія вполнѣ достаточная; и я говорилъ о томъ, чтобы слушающіе меня своею жизнью славили Христа среди язычниковъ и тѣмъ безъ словъ помогали бы дѣлу проповѣди, которую несемъ мы. Говорилъ я и о вѣрѣ въ славное будущее церкви въ Японіи... Какъ луна, звѣзды, электричество, лампы, свѣчи не нужны съ восходомъ солнца; — такъ теряютъ силу и всѣ тера и тя съ ихъ ученіемъ и служеніями;, и не за горами то время, когда предвѣстница великаго Свѣта—заря смѣнится яснымъ днемъ, и Солнце Правды осѣнитъ, просвѣтить страну восходящаго Солнца!..—Кондо много дѣлаетъ по объединенію христіанъ: много помогаетъ имъ, помогаетъ церкви Божіей; онъ—душа мѣстной общины. И поддержать его въ' вѣрѣ, ободрить его надеждою на свѣтлое будущее,—было такъ справедливо, и понятно!

Добывалъ я и на кладбищѣ,-—оно не такъ далеко отъ дома одного изъ христіанъ... Кладбище за городомъ, на полѣ; . общее съ язычниками; впрочемъ,—хриеиане все же какъ будто придерживаются одного мѣста. > -Когда мы пришли на кладбище,—въ это время готовили могилу для умершаго Петра.

Напротивъ свѣжей могилы—лежитъ подпоручикъ 12 вост.-сиб. полка Алексѣй Григ. Лазаревъ,—одинъ изъ плѣнныхъ офицеровъ... Памятникъ его въ полномъ порядкѣ, но изъ 4-хъ цѣпей около памятника осталась лишь одна, и та, вѣроятно, на время!.. Я совершилъ литію,—пришлось опять самому и нѣть! Поминалъ его. и всѣхъ убіенныхъ и утоишихъ воиновъ: и въ. этой молитвѣ хотя немного нашелъ успокоеніе себѣ: не могу досѣлѣ простить себѣ, что испугался дождя и не побывалъ у двухъ солдатиковъ на кладбищѣ въ Тоёхаси!

Около часу дня возвратился я въ гостинницу. Обѣдать было некогда, такъ какъ черезъ полчаса назначено было отпѣваніе Петра, и я къ полчасу 2-го пошелъ въ молитвенный домъ. Около него стояли уже толпы народа. Предъ самымъ домомъ громадные букеты, аршинной вышины, живыхъ цвѣтовъ. Въ молитвенномъ домѣ полнб: собрались проводить своего собрата почти всѣ христіане; были и язычники; женщины-родственницы въ бѣлыхъ костюмахъ, — здѣшній трауръ...— Истово совершалъ старецъ о. Матѳей чинъ отпѣванія. Не очень стройно, но весьма терпимо пѣли пѣвчіе... Всѣ стояли съ возясенными свѣчами... И такъ вѣяло у этого гроба смерти жизньй)! Такъ чувствовалось здѣсь дыханіе Христовой любви, все оживляющій, все созидающей!.. Вѣдь что иное, если не любовь братская, привела сюда всю церковную общину?..— Нѣтъ ни слезъ, пи стоновъ... Говорятъ,—не полагается. Спокойно. не торопясь всѣ простились съ умершимъ, цѣлуя иконку и вѣнчикъ... Заколотили крышку гроба гвоздями,—и по завершеніи отпѣванія вынесли гробъ на улицу... Здѣсь его уставили на очень изящныя носилки. Впереди цвѣты и столбъ съ надписью и крестомъ на немъ, затѣмъ—о. Матѳей въ облаченіи, съ крестомъ въ рукѣ; катихизаторъ въ стихарѣ; далѣе гробъ, родные и знакомые позади... Процессія очень торжественная, и на язычниковъ всегда производитъ сильное впечатлѣніе... Я не имѣлъ времени идти на кладбищѣ и возвратился въ гостинницу. Наскоро обѣдалъ; за полчаса до отхода поѣзда возвратился ко мнѣ радостный о. Матѳей: семья Петра очень тронута всѣмъ, что она встрѣтила у гроба и при погребеніи и выразила желаніе поскорѣе присоединиться .ко Христу... Такъ-то у насъ и гроба источаютъ жизнь, какъ нѣкогда изъ гроба возсіяла Жизнь для всего міра!.. Въ братскомъ общеніи съ вѣрующими, заходившими проститься, проводилъ я послѣднія минуты въ Сидзуока, а въ 4 ч. 45. *■,

провожаемый всею христіанскою общиной до вагона, я уже отправлялся «домой», въ 'Гоокёо... И опять—какъ отрадно ви-дѣтъ. когда наперерывъ у тебя берутъ благословеніе христіане! Неужели и такое открытое «исповѣданіе» своей вѣры не убѣдить въ обратномъ тѣхъ, кои непремѣнно вездѣ, и у япон-певъ-христіанъ властности, хотятъ видѣть неискренность?..

Быстро полетѣлъ нашъ экспрессъ... Въ вагонѣ тѣсно... Сидимъ плечо къ плечу... Постоянно раздаются пронзительные свистки паровоза, а за ними—зажигается электричество: мы черезъ нѣсколько секундъ въѣзжаемъ въ туннель... Какой-то особо рѣзкій шумъ колесъ, неожиданная обстановка ночи, ѣдкій дымъ, проникающій сквозь незримыя щели... Все это нѣсколько треплетъ твои нервы... Но вотъ мы опять вылетаемъ на свѣтъ Божій... Направо неизмѣнное море; на лѣво, позади и впереди—горы!.. И опять—туннель, и опять горы!..

Хотѣлось мнѣ очень посмотрѣть Фудзи-санъ. Изъ-за этого я намѣревался было выѣхать изъ Сидзуока пораньше. Однако темнота наступила быстро и въ 7 час. все было покрыто мракомъ. Луна же, такъ красиво потомъ освящавшая море, еще но' выходила. А въ эту нору мы и проѣзжали ст. Готемба, съ которой путешествуютъ на Фудзи-санъ!

Ровно въ 9 ч. в., но росписанію, поѣздъ нашъ подошелъ къ Симбаси. вокзалу въ Тоокёо. Съ какимъ-то нетерпѣніемъ я ждалъ этой минуты, и съ какимъ-то радостнымъ волненіемъ ѣхалъ по улицамъ уже «своего» города, направляясь въ «нашъ» Суругадай. во «свою» квартирку!.. Около 10 ч. в. я былъ уже у себя <)ома. Слава Богу!..

* *

*

Итакъ я совершилъ мѣсячную поѣздку по церквамъ Японіи. Это моя первая поѣздка. Довольно неожиданно она совершена мною... Теперь, когда этотъ мѣсяцъ уже позади, когда я опять сижу за своими обычными занятіями, переживая все, чѣмъ Богъ только что наградилъ меня, что скажу я, заканчивая свои замѣтки?..

Твердо идетъ на брань военачальникъ, знающій вѣрность долгу и любовь къ себѣ своихъ воиновъ. Окрыленный, воодушевленный на дальнѣйшую работу пріѣхалъ и я изъ своего путешествія, такъ много испыталъ и твердой вѣры христіанъ, и ихъ Христовой любви,-

Богу. Строителю судебъ и народовъ и каждаго изъ людей, за все слава и поклоненіе!.. Благодареніе Ему и за тѣ дни сердечнаго утѣшенія, которыми Онъ благословилъ меня въ истекшій мѣсяцъ..

Чувствую, что этотъ мѣсяцъ меня какъ бы «присосалъ» къ Японіи, къ ея добрымъ христіанамъ... Лучшаго средства «утѣшить» меня, «упрочить» меня въ Японіи не могъ и придумать мой Владыка-Архіепископъ. За' это ему земное поклоненіе.

Съ вѣрою въ помощь Божію, съ удвоенной энергіей берусь сейчасъ опять за изученіе языка... А читателямъ вынуждаюсь сказать: до свиданья! До слѣдующаго моего путешествія по церквамъ Японіи!

Епископъ Сергій.

10 (23) сент. 1908. Тоокёо.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная ака-демия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, целью которого является подготовка священнослужителей, преподавателей духовных учеб-ных заведений и специалистов в области богословских и церковных наук. Подразделениями академии являются: собственно академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет ино-странных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках процесса компьютеризации Санкт-Петербургской православной духовной академии. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий. Куратор проекта - проректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Матери-алы журнала подготавливаются в формате pdf, распространяются на компакт-диске и размещаются на сайте академии.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.