Научная статья на тему 'Месяц по Японии: Путевые заметки и впечатления'

Месяц по Японии: Путевые заметки и впечатления Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
52
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Христианское чтение
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Месяц по Японии: Путевые заметки и впечатления»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

Еп. Сергий (Тихомиров)

Месяц по Японии:

Путевые заметки и впечатления

Опубликовано:

Христианское чтение. 1909. № 4. С. 574-587.

@ Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

2009

Мѣсяцъ по Японіи *).

Путевыя замѣтки и впечатлѣнія.

17-е августа. Сегодня я совершилъ вторую Литургію въ кіотосской церкви. Вѣрующихъ было болѣе, чѣмъ третьяго дня. Всѣ слушали спокойнѣе, увѣреннѣе; и съ чувствомъ полнаго удовлетворенія я отдыхалъ дома fro окончаніи Литургіи. Былъ данъ отдыхъ и вѣрующимъ. Женщины разошлись но церковнымъ домамъ и пили чай; а мужчины благодушествовали около своихъ «хибаци». По звонку собрались снова въ церковь и я предложилъ народу свою немудреную бесѣду. Сказавъ при вступленіи, что у насъ въ Церкви Своимъ свѣтомъ свѣтитъ только Христосъ, Единый Учитель; всѣ же, начиная съ апостоловъ, заимствуютъ свѣтъ отъ Него. Я предупредилъ слушателей, что и я приношу въ Японію не свое слово, но слово Единаго Учителя Христа, и разумѣніе этого слова св. Апостолами. При своемъ первомъ общеніи съ кіотосскими христіанами, я рѣшилъ представить имъ въ возможно полной картинѣ жизнь чедовѣка-христіанина вообще и въ разныхъ его положеніяхъ общественныхъ и семейныхъ въ частности. Указавъ на нашу обязанность «мудрствовать горняя, а не земная», ибо мы умерли со Христомъ для земного (Кол. III, 1—3), я нарисовалъ предъ слушателями, что такое ветхая одежда, которую они должны сбросить (Кол. III, 5—9), и что такое, въ противоположность ей, новая одежда, въ какую они должны облечься (Кол. III. 10—15). Одѣтый въ новую одежду, человѣкъ долженъ неустанно молиться (Кол. IV. 2), поучаться въ словѣ Божіемъ, назидаться богослуженіемъ (Кол. III, 16), всю свою жизнь устраивать во славу Божію (Кол. III. 17). Частнѣе

*) Продолженіе. См. мартъ.

изложилъ я кратко обязанности женъ, мужей, дѣтей, родителей, слѵгъ п господъ (Кол. III. 18—IV. 1); особо сказалъ объ обязанности къ пастырямъ (Евр. XIII. 17). Прося молитвъ и за себя при началѣ моего благовѣстническаго труда въ Японіи (Кол. IV. 3), я поручилъ слушателей Богу мира, который и произведетъ въ нихъ все благоѵгодное чрезъ Іисуса Христа (Евр. ХИІ. 21—22).

Мою бесѣду переводилъ о. протоіерей С. Мій. Во время бесѣды оба мы сидѣли. Сидѣли и слушатели. Бесѣда длилась болѣе часа, но менѣе нолуторыхъ часовъ. Не было въ моей бесѣдѣ глубокой философіи, высокаго богословствованія; по вѣдь вое ото можетъ оказаться тѣмъ брашномъ, какое еще непригодно для требующихъ млека (I Кор. III. 2), и можетъ поэтому литъ вредъ принести, пспразднить крестъ Христовъ!.. Вся моя забота была обращена па то, чтобы въ доступной, но и для сердца понятной словесной формѣ, изложить, какъ нужно «благоразумно жить среди внѣшнихъ». И сердце мое чувствовало, что усилія мои не пропали, и я вполнѣ былъ понятъ своею кіотосокою паствою.—ІІо окончаніи бесѣды, такъ же какъ и при началѣ, была пропѣта молитва. Я благословилъ каждаго въ отдѣльности, и съ миромъ отпустилъ уже въ началѣ 2-го часа дня въ дома свои!

Пообѣдали у. Ив. Л. Захаревскаго: все равно, что кт. родной Россіи побывали! И затѣмъ отправились осматривать городъ. На сегодня рѣшили ограничиться кое-чѣмъ въ западной его части. Вотъ мы у величественнаго синтоистскаго храма Тендзинъ. Этотъ министръ въ свое время отличался мудростью, любовью къ литературѣ и стихамъ:—Изображенія стихотворцевъ украшаютъ его храмъ. Онъ любилъ воловъ и ѣздилъ па нихъ: волы и металлическіе и каменные всюду во.дворѣ храма! Онъ любилъ сливы,—сливами засаженъ и дворъ и садъ при храмѣ. Но не мало пожертвовано этому богу и вина... Лго-любиль ли онъ его. или—«такъ», мнѣ не сказали... —Посмотрѣли синтоистскій храмъ Хирано, интересный, какъ образецъ старинной, простой и изящной постройки храмовъ. Долго пробыли въ Епнкакудт.—въ золотомъ павильонѣ. Его въ 1397 г. устроилъ сёогѵнъ іосимицѵ. Здѣсь показываются различныя изображенія, вещи, комнаты, связанныя съ его именемъ. Но ошибся бы тогъ, кто предположилъ бы, что этотъ павильонъ дѣйствительно золотой! Однако слѣды позолоты на потолкѣ и стѣнахъ еще ясно видны, и даже какъ будто ре-

монтируютъ его. можетъ быть, и золотомъ... Около павильона— прудъ съ необыкновеннымъ множествомъ рыбъ п, красныхъ, и обыкновенныхъ: очень интересное зрѣлище не только для дѣг той’, но и для взрослыхъ когда на брошенныя тобою зерна накидивается сразу можетъ быть не одна сотня и крупной и мелкой рыбы, и когда туда же «поспѣшаетъ» со своей «быстротой» черепаха! Походивъ около закрытаго за позднимъ часомъ■') іхрама МсоспмОт—(секты Зенъ), мы поѣздомъ отправились въ Арміями (=бурная гора), полюбоваться видомъ, который считается лучшимъ.въ Кёотѳ. За 5 к. быстро мы доѣхали до ст. Сага, а оттуда черезъ 15 м. дошли до горной рѣчкѣ «Ооигава», пробивающейся среди сжимающихъ ее горъ. Заплатили по 10 сенъ съ человѣка и. на большой лодкѣ направились вверхъ по ея теченію. Направо отъ насъ—дачки, пріютившіяся въ этомъ прелестномъ уголкѣ. Въ одной, очень хорошей,—живутъ бонзы. А налѣво—высокая гора, вся но склону заросшая лѣсомъ—сосной, криптомеріями и пр. Красива гора ■и теперь! Но весной, когда-обильно цвѣтущія (но безплодныя) сакура (—вишни) своимъ розоватымъ покровомъ покрываютъ всю гору; когда цвѣтъ сакура мѣшается съ зеленью' сосенъ и криптомерій,—эта гора притягиваетъ къ себѣ все населеніе Кёото! Мы поднялись вверхъ, сколько могли. Прозрачная вода... Скалы направо л налѣво, и подъ нами на днѣ рѣки...—Какъ хорошо дышалось въ этой чудной обстановкѣ... Быстро спустились внизъ и поѣздомъ добрались до Кёото... «О-нуки-сама»— луна ярко свѣтила намъ. Въ 8 ч. всѣ мы уже отдыхали дома и отъ впечатлѣній, и отъ усталости.

18-г. число августа. Погода необыкновенно благопріятствовала и я весь день осматривалъ городъ н посѣщалъ христіанъ. Уже, въ 8 ч. у. мы съ о. Семеномъ пробирались но узкимъ улицамъ населенной бѣднотой западной части города. Не безъ труда въ комнатахъ находили того, къ кому направлялись.. Но .нужно же видѣть и радость бѣдняковъ при видѣ у себя «Сикёо»! Вотъ бѣднякъ-..сидитъ и работаетъ «Каракаса» — •японскій, зонтикъ: это его-ремесло. Одѣть недостаточно. Жена еще язычница, ненадолго .вышла куда-то. При видѣ насъ, .par •дость бѣдняка такъ ясно сказалась даже на лицѣ!. Бесѣды-же ого я никогда не.забуду. .Бѣднякъ .считаетъ себя счастливымъ, что -ему здѣсь, въ .городѣ, удалось даже «еикёо*-видѣть у себя:

“■> 'Храмы 5- чай вич. закрываются, дляішуОликн, . і1

,въ деревнѣ и священника-то не дожидаться! Считаетъ себя недостойнымъ того, чтобы такой высокій гость входилъ въ его, столь грязную хижину; и утѣшается тѣмъ, что и Спаситель, не чуждавшійся грѣшниковъ, и родился не во .дворцѣ, а въ ясляхъ...—Это ли не голосъ глубокой вѣры!.. И я говорилъ бѣдняку, чтобъ онъ честнымъ'.-трудомъ продолжалъ зарабатывать себѣ пропитаніе; указывалъ ему на примѣръ св. апостола Павла, дѣлателя палатокъ; сказать ему, что комнатка,, такъ богато украшенная св. иконами, для меня, дороже многихъ падать!.. Благословляя бѣдняка на трудъ, благословляемый имъ за. посѣщеніе, я началъ было прощаться съ нимъ; но онъ пожелалъ'»проводить насъ до слѣдующаго христіанина, и оставилъ насъ лишь тогда, когда мы, направляясь домой, сѣли па трамвай.—Съ добрымъ сердцемъ и другой христіанинъ: не имѣя своихъ дѣтей, онъ употребляетъ и свои средства, и свое время на воспитаніе чужихъ сиротокъ.—Съ такими-то впечатлѣніями въ -началѣ дня садился я на дзинрикися, направляясь въ восточную часть города.

Проѣхали мимо мѣстныхъ учебныхъ заведеній: первая гимназія, высшая гимназія, женская гимназія, многочисленныя зданія университета, его клиники. Въ послѣднемъ, получивъ разрѣшеніе отг|.; секретаря провожатаго, мы побыли долго, и хотя поверхностно, но все же осмотрѣли университетъ. Въ немъ сейчасъ уже четыре, почти оборудованныхъ, факультета: юридическій, медицинскій, физико-математическій и историко-филологическій. Учащихся около—800 человѣкъ, кои съ 11 ееит. (29. авг.) и .начнутъ свои занятія. Университетъ весьма недавній (существуетъ немного болѣе 10 л.); зданія довольно приличны; но большая часть все же деревянныхъ.

Проѣхали мимо Императорской могилы: находится среди ноля (какъ и много другихъ), но тщательно сохраняется. Близко къ ней домъ бабушки—ревностной христіанки,—къ ней мы и заѣхали. (Ея сынъ-юристъ, получившій образованіе въ Германіи; состоитъ профессоромъ ун-та и совѣтникомъ. на

о-вѣ Формозѣ. Мы съ бабушкой помолились: а къ чаю вышелъ и профессоръ съ женой. Необыкновенно почтительны и ласковы: г Профессору .«некогда»' заняться вопросами вѣры; тѣмъ не менѣе онъ вполнѣ одобряетъ бабушку и даже.нр-ощряетъ ея ревность къ церкви Боллей. Когда-то зналъ нѣсколько словъ и по-русски; но теперь на нащемъ языкѣ нф-Фь.

Поднимаясь постепенно въ гору, мы добрались до Гита=-

кудзгі, серебрянаго павильона, въ которомъ серебра однако еще менѣе, чѣмъ золота—въ Кинкакудзп— золотомъ павильонѣ!.. Почему-то и сюда попали лопаты, кирки, топоры, ружья, сабли, взятыя въ послѣднюю войну!.. Бѣдное русское сердце! Ни одного-то храма не посѣтишь чтобы не быть уколотымъ глубоко-глубоко, въ самое сердце!.. И такъ-то по всей Японіи!.. Заинтересовала меня здѣсь одна старинная картина... Предъ взоромъ посѣтителя постепенно проходитъ жизнь человѣка въ нѣсколькихъ моментахъ... Разодѣтая японка важно сидитъ* Она же—спитъ. Растолстѣвшая—она вся кѣмъ-то изранена. Умершая уже—она облѣплена мухами. Трупъ ея ѣдятъ собаки и клюютъ вороны. Подъ кустомъ—валяется обглоданный иолутрупъ. Костякъ. Развалившіяся кости. Могильный памятникъ... Весьма назидательное изображеніе, нсменѣе одинаково годное и для христіанской Россіи!..

Осмотрѣлъ синтоистскій храмъ «Тайнику dem», выстроенный недавно въ память 1.000-лѣтія г. Кёото, необыкновенно большой, необыкновенно пестрый отъ сочетанія красныхъ и бѣлыхъ красокъ, но все же—красивый, —мы уже въ первомъ часу дня, чтобы сохранить больше времени, заѣхали въ гостинницу. гдѣ и обѣдали вполнѣ по-японски; супъ съ рыбой, рыба сырая съ уксусомъ и имбиремъ, яичница; конечно, всякая зелень: бобы, такванъ (сол. рѣдька), нарацука (особо приготовленныя дыни) и пр. Рисъ вмѣсто хлѣба; «хаси»— палочки вмѣсто ножа, вилки и ложки; сидѣніе на полу;—словомъ, вотъ уже опять обѣдъ вполнѣ «по-японски», и съ успѣхомъ. Отдыхать было некогда. Проѣхавъ мимо строюіцихся зданій промышленной выставки и городской библіотеки, вполнѣ европейскихъ и очень красивыхъ, мы направились въ зоологическій садъ. Какъ?.. Епископъ,—и въ зоологическій садъ?.. Да! Епископъ былъ въ зоологическомъ саду! Но это не топ, садъ, что невѣжествомъ обращенъ въ увеселительное заведеніе!... Здѣсь-і-зоологическій садъ—исключительно «вспомогательное» для науки, и для школы учрежденіе! Какъ, оказывается, многому-многому мы можемъ и должны поучиться у японцевъ.-Я по саду ходилъ; конечно, не веселился, какъ дѣти: но сѣлъ на «дзинрикися» не безъ пріобрѣтенія для себя!—Посѣтили затѣмъ мы христіанское семейство аристократовъ: мать и двѣ дочери; мужъ служилъ помощникомъ управляющаго Госуд. Банкомъ въ ТооКёо, а сейчасъ сталъ во главѣ какого-то промышленнаго предпріятія въ Кеото. Конечно, обстановка въ

домѣ очень хорошая; но душа-то и у нихъ та же христіанг екая! Съ такою же охотою они прослушали нашу молитву, И такъ же истово они крестились, взявъ чашки чаю; и съ такою же любовью брали мое благословеніе!.. Вспоминаю старушку, жену профессора... И съ благодарностью Богу говорю: да, вѣра Христова истинно плѣняетъ и еллина, и варвара!..— Сь удовольствіемъ напившись здѣсь чаю, правда, по-англійски, мы направили дальше свои стопы. И сообраясая время, поспѣшили къ могилѣ Хидѳёси: подъемъ на гору, гдѣ опа находится до 4 часовъ вечера.

Гора ЛміЮасамипя находится на юго-восточномъ углу Кёото. ’Влекло пасъ на нее, конечно, не столько почтеніе къ памяти излюбленнаго народнаго героя, для насъ памятнаго тѣмъ, что онъ первый издалъ указъ противъ христіанъ; сколько тѣ прекрасные виды, что съ горы открываются на городъ и окрестности. Подъемъ идетъ постепенно: въ разныхъ мѣстахъ мы поднялись на 42 ступени, постепенно поднимаясь помимо ятого- безъ ступеней и между .этими небольшими лѣстницами. Но вотъ мы у самаго; подножія горы. Взяли себѣ пропускъ за 5 сенъ и пошли на верхъ довольно твердо. О. Семенъ отсталъ! Пройдя 63 ступени, мы могли немного отдохнуть на пдощадкѣ. И такимъ-то порядкомъ мы поднялись по четыремъ лѣстницамъ въ 63 ступени и по одной въ 61 ступень. Затѣмъ могли вздохнуть: нѣсколько саженей, около 50, шли безъ подъема: 4 ступени на срединѣ площадки, конечно не подъемъ! Но это было какъ - бы нарочитымъ отдыхомъ предъ послѣднимъ, самымъ' большимъ подвигомъ: нужно было пройти

172 ступени, и по довольно крутой лѣстницѣ, безъ площадки!.. Ноги тряслись, спирало дыханье, когда наконецъ-то въ послѣдній разъ мы подняли ноги и оказались у гробницы Хи-деёси. Что за чудный видъ открылся предъ нами! Кругомъ КеОто—горы: а онъ, эта древняя столица, что въ котловинѣ пріютился среди нихъ! Красота горы, да и разстояніе, однако, дѣлало зданія городскія, и вообще-то не крупныя, еще болію мелкими! Лишь европейски построенные Kyoto-Hotel, Myako-Hotel, Городская Дума. Почта, Государственный, нѣсколько частныхъ банковъ, что большіе ящики высились надъ городомъ!.. Краснѣетъ вдали башня епископальной церкви. Зеленѣютъ Императорскіе сады. Рѣзко выдѣляются своими широкими крышами храмъ Хангандзи. Около одного изъ нихъ высоко бьетъ фонтанъ. Кой-гдѣ дымятъ немногочисленныя фаб-

рикщ И на этомъ-то, въ общемъ сѣромъ., фонѣ красиво бѣлѣетъ наша церковка! Что бѣла#- лодочка съ бѣлымъ У парусомъ плыветъ она среди окружающаго ее моря язычества! Не хотѣлось отрывать глазъ отъ очаровательной картины!.. Величественная картина!.. Мысли невольно понеслись далеко впередъ— О чемъ я думалъ опредѣленно—сказать трудно! Но левольно я запѣлъ, плохо умѣлъ пѣть, сначала «Отче нашъ», потомъ «Дарю Небесный», потомъ «Святый Боже»... И много еще пѣлъ бы я, представляя себѣ христіанское будущее этой страны и этого города. Но поднявшіеся японцы, противъ ихъ воли моліетъ быть, сомкнули мнѣ уста-и я смолкъ... вѣроятно къ удовольствію Хидеёсн. кости котораго едва ли были покойны при пѣніи молитвы Господней!—Гранитный намятникъ— могила, обнесенный гранитной же оградой изъ плитъ, не особенно интересовалъ меня, и какъ-то не отпечатался въ моей памяти... Но это панорама Кёото!.. Грѣшно быть въ этомъ «городѣ и сюда не взобраться!... Не вдругъ-то мы спустились л внизъ по этимъ 555 ступенямъ! И спускъ при усталыхъ логахъ не показался мнѣ легче подъема. Подъ горой продается лимонадъ. Какъ это кстати!...—Было уже около 5 часовъ, когда мы садились снова на «дзинрикися».! Нужно было поспѣшать; закрытые съ 5 ч. храмы много, ускоряли дальнѣйшій нашъ осмотръ. Заѣхали мы въ храмъ - музей тысячерукой. Квинномъ (богиня милосердія), гдѣ находится 33.333 изображенія ея. Собственно статуй—1 въ срединѣ со множествомъ рукъ, и но 500 по сторонамъ; стоятъ онѣ правильными рядами на ступеняхъ, постепенно повышаясь. Но на головѣ .каждой статуи находятся маленькія статуйки;—-всѣ ойѣ и, даютъ будто бы число 33.333, Многіе изъ статуй здѣсь же въ корридорѣ ремонтируются, что нисколько не способствуетъ нонижепію религіознаго. ихъ почитанія. Зашли на нѣсколько минутъ -къ Дай-буцу—къ. великому буддѣ. Изображена грудь, шея и голова,,—все изъ досокъ, довольно плохой работы: громадные размѣры головы (вышина—42 фута, длина головы 30.ф— ширина 24 ф.: окружность шеи 36 ф.) дѣлаютъ фигуру довольно безобразной; когда же,. обходя,этого Дай-буду по плохонькимъ лѣсамъ, видишь сзади его пустую •голову обращенную чуть ли не вл. чердакъ,—невольно является смѣхъ... Но говорятъ, -т- даже л здѣсь> простой народъ способенъ молиться.,. Проѣхали мимо поминальныхъ, храмовъ Хо-гандзи; здѣсь погребенъ прахъ Основателя этой гсекты. Послѣ-

дователп секты свои« трупы ісжагаютъѵ п считаютъ за счастье/ чтобы ихъ прахъ былъ похороненъ именно здѣсь, гдѣ бьт онн ‘ ни жили!... Послѣ долгихъ скитаній по японскимъ храмамъ, наконецъ - то мы опять добрались до Свѣтлаго уголка: мы у-' христіанъ! Помолились, посидѣли, пили пшеничный чай; ѣли персики; душевно побесѣдовали..; ■<Посѣтивъ буддійскій храмъ • Кёомидзу-дера,—старинный - храмъ съ . высокой пагодой; про,-ѣхавъ чуднымъ паркомъ Маруяма въ храмъ Дгонг-«мг, къ сожалѣнію- оказавшійся въ лѣсахъ по случаю ремонта,1—мы HaJ! нравились въ . домъ христіане, гдѣ я получилъ столь же -великое утѣшеніе, какъ -и въ началѣ дн,я! Порадовалъ меня* прежде всего глава семьи... .Сколько въ немъ вѣры въ Бога, любви къ церкви!.. Три года;онъ лежалъ, разбитый парали-’ чемъ; недавно почувствовалъ облегченіе; и первый свой въ)-1 ходъ сдѣлалъ, не куда-нибудь въ другое мѣсто, а къ моей; службѣ въ церковь! Это ли нв любовь-, къ церкви! А сестрѣ хозяйки!.. Она меня встрѣтила еще на вокзалѣ, когда я npi-!j ѣхалъ въ Кеото, между тѣмъ, пока еще лишь «слушающая», а не христіанка... Вчера она была въ церкви; молилась; ори-' кладывалась къ Св. Кресту...ѵ- Сегодня же она заявила, что теперь она уже многое въ ученіи Христа поняла и желаегь-креститься... Меня же просила дать ей имя, «только по легче для произношенія»... И вспомнилъ;ц ту святую, которая не въ Грузіи только почитается равноапостольной, и назначилъ-этой будущей христіанкѣ святое имя: «Нина».' Съ каково -ра-' достью она приняла его! Хорошо чувствовалось у христіанъ!..-Забывалось, что нужно отъ лихъ- уходить. Однако «дзин--рикися» взяты только; до 7 ч.> в., и мы поѣхали домой... Насъ1 ждалъ все тотъ же добрѣйшій землякъ съ семьей и у Ивана Александровича мы закончили свой, полный впечатлѣній, день. Можно сказать, что я уже познакомился съ своимъ Кёото. !

19-е amyema. Погода опять очень хорошая. Солнышко; свѣтитъ сквозь дымку, позволяя ходить и безъ зонтика. Ночью уже вѣяло прохладой, почему и утро было свѣжимъ. Мы се-' годня оканчивали и посѣщеніе христіанъ, и осмотръ города.— Первымъ по намѣченному плану былъ католическій храмъ. Каменный, снаружи бѣлый,—по внутренней своей отдѣлкѣ этотъ храмъ св. Франциска мало чѣмъ-отличается отъ оосак-скаго: тѣ же три престола сл* .цвѣтами на нихъ; такія же колонны изъ дерева, арки иэъ дірп^деревяр^ая обшивка по-

толка... Сначала даже думаешь,—не: повтореніе ли это оѳсак-скаго храма... И здѣсь такъ же величественно, какъ и тамъ... Но слава Богу, въ Кёото и наша церковь можетъ не уступить' католической.

Въ семьѣ рѣзчика но металлу шесть человѣкъ—христіанъ: дѣдушка и бабушка, мужъ и жена, двое дѣтей,—налицо три христіанскихъ поколѣнія. Въ другой христіанской семьѣ, столь же любвеобильной, какъ и первая, на почетномъ мѣстѣ присланныя изъ Россіи крестнымъ отцемъ лейт. Б. икона Смоленской Божіей Матери. Крестница Марія—очень радушно насъ угощала сластями и персиками.

Этимъ домомъ мм и закончили, посѣщеніе христіанъ въ Кёото... Внутреннія впечатлѣнія часто трудно выливаются на бумагу; и здѣсь—всего, мною у христіанъ пережитаго* мнѣ не передать! На съ вѣрою въ будущую христіанскую Церковь въ Кеото, которая изъ настоящаго вполнѣ здороваго корня вы-ростетъ въ большое дерево, я, новину свой городъ!

Но: близости у насъ были храмы, осмотрѣть которые было совершенно необходимо: иначе—въ Римѣ были бы, а паны не; видали! Это—храмы Хонгандзи. Но» еще ранѣе мы зашли въ храмъ Хожокодзы, секты Ницирѳнъ. Храмъ былъ закрытъ, ііО; сторожъ съ удовольствіемъ не только впустилъ насъ въ храмъ, но и руководилъ нами при осмотрѣ его. Убранство храма* было очень, хорошее; даже богатое!: Желая показать намъ статую Ницирена, основателя секты, стоящую въ нишѣ за жертвенникомъ, сторожъ поставилъ насъ- между стѣной и этимъ жерт-веннякомъ: удивительное отношеніе къ своей святынѣ!..—Въ сос ѣднемъ храмѣ въ это время; совершалось моленіе; тамъ звонили позвонки и мы пошли; туда. Жрецъ въ облаченіи, налѣво отъ него другой съ молоточкомъ, направо молоденькій послушникъ... Подъ мѣрное постукиванье второго всѣ трое на разные голоса читали что-то; конецъ молитвы возвѣщалъ жрецъ, ударяя, въ металлическую дощечку... Оказалось, они совершали поминовеніе умершихъ. Если бы не постукавшіе молог точка,—обстановка много напомнила бы деревню, большой праздникъ въ ней и чтеніе поминаній на проскомидіи... Мы постояли минутъ 20, и пошли къ небольшому храму, вѣрнѣе часовнѣ, гдѣ чтится память Хидеёси. Здѣсь послѣдователи этой: секты исполняютъ свои благочестивые опыты. При нашемъ посѣщеніи вокругъ «часовни», ходили, почти .бѣгали, двое,— одинъ старикъ, другой молодой*.. Старикъ, кажется, , куда-то

поспѣшалъ, и шлепая своими тэта постоянно обгонялъ молодого. А нужно было обойти часовню сто разъ! Въ рукахъ четка; на устахъ «Наму мёохоо ренге кео» (въ отдичіе отъ секты Хонгандзи, гдѣ молятся, повторяя слова «Наму Амида-Пущ»)... Но должно быть слова были только на устахъ, такъ какъ ни спѣшка, ни благочестивое упражненіе не мѣшали старику съ удивленіемъ осматривать пришедшее чудо—миссіонера съ длинными волосами!,.. Я стоялъ и думалъ: какъ— право—легко, повидимому, спастись! Повторяй только съ почтеніемъ названіе молитвенника (Наму мёохоо ренгекео)—и спасеніе обезпечено. Вѣдь это все равно, если кто-нибудь изъ православныхъ сталъ бы повторять, скажемъ, слово «Часословъ, часословъ, часословъ»,... или «покланяюсь молитвеннику, покланяюсь молитвеннику» и т. п.—Секта не столь распространенная; но необыкновенно фанатичная, и нужно было, не безъ риска за дальнѣйшее свое пребываніе въ храмѣ произнести противоположную этой формулу молитвы въ Хонгандзи,..

Мы въ храмахъ Хонгандзи. Сначала «ІІиси-Хонгандзи» (западный Хонгандзи), потомъ «Хигаси-Хонгандзи» (восточный, Хонгандзи). Оба храма необыкновенно велики, очень красивы и по архитектурѣ и по отдѣлкѣ; всегда въ нихъ есть богомольцы. Когда мы ходили по одному изъ нихъ, конечно безъ шляпъ, въ это тремя старушки и старички, молодыя женщины съ дѣтьми сидѣли предъ главнымъ жертвенникомъ и повторяли- безъ конца свою спасительную формулу «Наму амида Буг^ъ»... И какъ непріятно было видѣть, когда какой-то японецъ, въ европейскомъ костюмѣ, окруженный двумя-тремя японками, въ шляпѣ разгуливалъ по храму, громко смѣясь;— ему вторили его спутницы... Зачѣмъ такое неуваженіе къ тому чувству народа, которое—пусть оно и. ложно—составляетъ его «святое святыхъ»?..—У меня при входѣ въ храмы, чьи. бы то ни было, невольно поднимается рука и снимается шляпа. А въ дополненіе—объявленіе на очень видномъ мѣстѣ: «курить воспрещается». Неужели и оно нужно?—Около «Хигаси-Хонгандзи» лежитъ толстый канатъ, 228 фут. длины; сплетенъ онъ изъ женскихъ волосъ: жертва благочестивыхъ послѣдовательницъ ссктьг въ г. Ніигата, ко времени постройки храма. Жертва тѣмъ болѣе цѣнна, что японки такъ дорожать своими волосами! — Вотъ, съ такимъ фанатизмомъ придется иногда, имѣть дѣло! А аще пишутъ и говорятъ о безрелигіознрсти японцевъ!

Этимъ мы н закончили осмотръ города. Конечно.—все бѣгло; все поверхностно: даже далеко не все. что можно бы осмотрѣть,' Но такова судьба всѣхъ «путниковъ», а стилемъ высокимъ^--«тургитовъ»!.. Но и того, что я видѣлъ, совершенно достаточно для общаго мнѣнія о Кѳото: тихій, спокѳй1 ннй городъ: прекрасные' виды: чистый воздухъ: величественные храмы: ревностные поклонники ихъ...—Далъ бы Богъ и» мнѣ поработать' здѣсь! Тогда, - при1 благопріятныхъ внѣшнихъ условіяхъ, и мы съ помощію Божіей противопоставили бы: силѣ’человѣческой силу Божію... И видится мнѣ вдали вѣковъ, какъ и здѣсь Христосъ смететъ Будду: Буди-бѵди!

Въ 3 часа дня собрались въ моей комнатѣ всѣ члены причта съ женами, всѣ ’ служащіе’ въ ■ женскомъ училищѣ: они при-' шли получить себѣ «наставленія».'По Обычномъ молитвенной !,• началѣ:1 мы усѣлись: и я говорилъ служащимъ Церкви Боллей' о томъ: 'чтобы они бдительно пасли ввѣренное имъ стадо Во-’ жіе; чтобы они ревностно его . пріумножали съ твердою вѣрою въ1 то: что языческія вѣрованія, какъ измышленія человѣческія. не смогутъ- остановить распространенія вѣры Хри-! стовой.4 какъ дара Божьяго, подобно тому, какъ никакія искуе-' ствеішйя преграды, создаваемыя человѣкомъ, не сильны оста-1 повить' разъ вырвавшійся язь нѣдръ горы стремительный по-1 токъ,—Шенъ' ихъ я просилъ помогать своиМъ мужьямъ въ дѣлѣ, распространенія Христовой вѣры. Какъ вообще женщина ско-' рѣе можетъ ііонять1 женщину, такъ и здѣсь: быть 'Можетъ без-* искусственное, но убѣжденное и теплое слово жены батюшки.*

о. діакона пли катйхвзатора можетъ сдѣлать свое великое дѣло. Пусть лсе собираютъ онй около себя кружки вѣрующихъ, и* еще тбльіщ расноложенныхъ къ вѣрѣ женщинъ й дѣтей: пусть они бе'сѣдуютъ' съ ними; и этимъ они увеличатъ число тѣхъ' дѣятелей,’ которыхъ такъ мало на нивѣ кіотосской.— Служащихъ ■ женскомъ училищѣ я просилч, помнить, что они и обучаютъ*, и воспитываютъ будущихъ женъ и матерей, этгіхъ носительницъ семейнаго Воспитанія. Важность дѣла и матеріалъ, надъ которымъ они работаютъ, требуютъ и соотвѣтственнаго настроенія работниковъ. Ботъ, если его гнуть'грубыми руками, будетъ только ломаться. Но если его сначала согрѣть, умягчить,-^тогда изъ него можно лѣпить что угодно. Старательная рука можетъ приноровить фигурку/ изящную, тогда1 какъ небрежная рука дастъ и фигуру нехорошую. Обогрѣйте, приласкайте вырванную изъ тьмы язычества дѣ-”

вочку. вниматолыю работайте надъ ея обученіемъ и воспитаніемъ. И какихъ прекрасныхъ женъ и матерей можете тогда воспитать вы!—Закончилъ свою бесѣду я обращеніемъ ко всѣмъ безъ различія ихъ положеній: какъ въ тѣлѣ человѣка всѣ члены другъ другу нужны, другъ другу помогаютъ и только разнообразіе ихъ даетъ тѣло;—такъ и здѣсь; Богомъ дается разнообразіе положеній въ церкви; но всѣ—одинаково члены церкви, обязанные къ взаимной любовной работѣ. Къ этой-то любви, какъ основѣ общей, братской работы, я и призывалъ въ заключеніе своей бесѣды свою небольшую аудиторію,— Подали чай, мнѣ китайскій, прочимъ японскій; къ чаю —разныя сласти. Началась непринужденная бесѣда отъ сердца къ сердцу... Я здѣсь узналъ, что собранія служащихъ, подобныя настоящему, въ квартирѣ батюшки бываютъ ежемѣсячно: это какъ бы самопровѣрка служащихъ церкви черезъ извѣстный промежутокъ времени. И какъ нужно воинству, въ постоянной борьбѣ съ язычниками находящемуся, такъ провѣрять время отъ времени свои силы?—Здѣсь же я узналъ и другія, не менѣе утѣшительныя вѣсти! Такъ,—веѣ христіане не рѣже одного раза въ мѣсяцъ собираются, въ домахъ по очереди, для взаимнаго утѣшенія и назиданія. Веѣ женщины составили женскій кружокъ и собираются ежемѣсячно въ квартирѣ о. діакона.—Какъ отрадно было узнать объ этомъ единеніи вѣрующихъ, какъ пріятно было видѣть это царство любви созидающей въ томъ городѣ, который своимъ упорнымъ сопротивленіемъ христіанству особо требуетъ напряженной христіанской жизни.—Я дѣлился воспоминаніями изъ своей прошлой петербургской проповѣднической дѣятельности. Говорилъ о незабвенныхъ лаврскихъ вечерняхъ, объ общемъ пѣніи на нихъ; и указывалъ на положительную необходимость ввести пѣніе, какъ оживляющій, воодушевляющій элементъ и на наши собранія въ Японіи...—Уже въ 6 ч. веч. разошлись мы. Я—подъ обаяніемъ той любви, которую вотъ уже не пер-рый день наблюдаю среди тѣхъ, у которыхъ Господь мнѣ привелъ жить. Сохрани, Господи, всѣхъ насъ и впереди въ этой любви созидающей!

Вечеромъ я позвалъ къ себѣ Ив. Ал—ча съ семьей; хотѣлось по семейному посидѣть; рѣшено было устроить шеколадш, Но... въ нужную минуту оказалось все: и шеколадъ, и кастрюльки, и огонь, и чашки; только не могли нигдѣ найти молока: его здѣсь не такъ-то много: но, конечно, и безъ шено-

39

лада мы съумѣли въ дружеской бесѣдѣ провести мой послѣдній вечеръ въ моемъ Кёото.

20-е августа. Послѣдніе часы въ Кёото. Почему-то первый разъ за время своего путешествія я чувствую грѵстр предъ отъѣздомъ... Впрочемъ, и природа здѣсь чудная, и люди здѣсь хорошіе... Привязаться можно было къ Кёото не безъ основаній.—Утромъ сходили въ фотографію, гдѣ снялись на общую группу «съ «русской колоніей», какъ мы прозвали домъ Ив. Ал—ча. Позавтракали у него и этимъ лишили себя возможности обѣдать: очень ужъ по-русски былъ устроенъ завтракъ! Въ 12 часовъ, простившись со всѣми, провожаемый дѣтьми за ворота (а дѣтей такъ много на церковномъ дворѣ!), я поѣхалъ на дзинрикися на вокзалъ. Въ Нагойя, Оказаки и Тоёхаси меня сопровождаетъ о. благочинный прот. Семенъ Мій. На вокзалъ явились проводить меня о. діаконъ, катихи-заторъ, нѣкоторые изъ христіанъ, и изъ христіанокъ; даже оглашаемые. Въ полномъ составѣ—были воспитанницы женскаго училища. Всѣхъ я на вокзалѣ благословилъ. И трогательно было видѣть этихъ исповѣдниковъ и исповѣдницъ, открыто являющихъ предъ всѣми свою принадлежность къ сынамъ и дщерямъ свѣта. При пожеланіяхъ скорѣе пріѣхать на постоянное житье въ Кёото, при крикахъ «сайео-нара»—«прощайте», тронулся мой поѣздъ и гостепріимный Кёото остался у меня позади! Благослови, Господи, мой дальнѣйшій путь!

Нагойя.

Еще предъ отъѣздомъ изъ Кёото накрапывалъ мелкій дождикъ. Мало по малу онъ разошелся и когда мы подъѣзжали къ ст. Баба, дождь лилъ уже вполнѣ. Къ сожалѣнію, поэтому мы не видѣли во всей красотѣ громаднѣйшаго озера Бива, на которое туристы изъ Кёото устраиваютъ нарочитыя экскурсіи. Дали и горы были скрыты отъ глаза или дождемъ, или туманными облаками. — Послѣобѣденное время располагало всѣхъ ко сну. Въ вагонѣ было тѣсно; дремали сидя, вѣрнѣе— клевали носомъ. Я предпочелъ усиленно бодрствовать. Передъ мною неслись чайныя и шелковичныя плантаціи, бамбуковыя рощи; всюду—рисовыя поля, всюду жилье. Вотъ мы проѣхали мимо большого города Хиконэ: здѣсь жилъ министръ Іи Камон-но-Нами, первый рѣшившійся открыть портъ въ Японіи для иностранцевъ; но за это впослѣдствіи убитый япон-

цами въ Тоокёо... Плохо даже вѣрится, что все это разыгралось лишь 50 лѣтъ тому назадъ!.. Проѣхали ст. Секинахара, гдѣ произошла страшная битва между Іэясу и Хидеёри: это японское Бородино. Черезъ пять часовъ пути пасъ встрѣтилъ густой черный дымъ заводскихъ трубъ: мы подъѣхали къ Нагойя. На вокзалѣ меня встрѣтилъ мѣстный батюшка о. Петръ Сибаяма, въ рясѣ и съ кабинетскимъ крестомъ и человѣкъ 8—10 христіанъ. Опять,—съ какой отрадой я благословлялъ ихъ, когда они подходили ко мнѣ на платформѣ подъ благословеніе!.. А еще говорятъ иногда, и къ сожалѣнію пишутъ, что японцы, принимая христіанство, дѣлаютъ лишь на-время выгодной для себя дѣло!.. Нѣтъ, такіе христіане устрашились бы открытаго проявленія себя на вокзалѣ! Въ церковномъ домѣ меня опять ожидали мужчины, женщины ц дѣти. Вмѣстѣ съ пріѣхавшими со мною, они составили очень большую группу, и я привѣтствовалъ ихъ краткою рѣчью. Сравнивъ себя съ военачальникомъ, который знакомится со ввѣренными ему воинами, я повѣдалъ нагойцамъ. сколько утѣшенія душа моя уже восприняла въ Мацуямѣ, въ Кобе, въ Оосака, въ Кёото... Окрыленный, воодушевленный, я сейчасъ совершаю путь свой къ Тоокёо. Увѣренностью, что и церковь нагойская не покажется мнѣ иною и вмѣстѣ съ прочими, куда я еще поѣду, порадуетъ меня, я закончилъ свое привѣтствіе, заявивъ, что завтра же я ближе познакомлюсь съ христіанами въ ихъ домахъ, а вечеромъ—и побесѣдую со всѣми ими. Благословивъ всѣхъ, я затѣмъ провелъ вечеръ въ бесѣдѣ съ семьей батюшки,—единственнаго пока работника въ Нагойя... Поужинали... Японскія «хаси»—палочки, японскія кушанія—все это меня уже нисколько не смущаетъ; а зелень ихъ—даже очень нравится.—Подъ пологомъ—сѣткой я укрылся отъ знакомыхъ но матушкѣ Россіи супостатовъ—комаровъ, но еще болѣе лютыхъ (москиты, а въ Кёото ихъ нѣтъ!). «Отцы» очень долго и оживленно бесѣдовали... Но или они все же кончили бесѣду, или меня одолѣлъ сонъ, но я скоро забылся *)...

Епископъ Сергій.

) Продолженіе слѣдуетъ.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная ака-демия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, целью которого является подготовка священнослужителей, преподавателей духовных учеб-ных заведений и специалистов в области богословских и церковных наук. Подразделениями академии являются: собственно академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет ино-странных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках процесса компьютеризации Санкт-Петербургской православной духовной академии. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий. Куратор проекта - проректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Матери-алы журнала подготавливаются в формате pdf, распространяются на компакт-диске и размещаются на сайте академии.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.