Научная статья на тему 'МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ: КОНТЕНТ-АНАЛИЗ СМИ БУРЯТИИ'

МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ: КОНТЕНТ-АНАЛИЗ СМИ БУРЯТИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
87
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
СМИ / ПРАВОСЛАВИЕ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ (МП) / МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНТЕНТ-АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Дансарунова Санжида Александровна, Бадмацыренов Тимур Баторович

Для многих религиозных сообществ СМИ сегодня выполняют функции связи с обществом, и взаимодействию с ними уделяется большое внимание. Особое место в этом процессе занимает Русская православная церковь, которая, с одной стороны, формирует собственную медиасреду и в то же время развивает сотрудничество со всеми видами СМИ и медиаструктурами других конфессий. Более того, в современных условиях церковь выделяет особую информационную миссию, направленную на широкие слои населения через все доступные средства массовой информации. Цель статьи состоит в изучении особенностей информационного взаимодействия Русской православной церкви и общества в условиях многоконфессионального и полиэтничного региона через контент-анализ сообщений СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MISSIONARY ACTIVITY OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH: CONTENT ANALYSIS OF THE MEDIA IN BURYATIA

The Russian Orthodox Church goes its own way to strengthen faith, tradition and other socio-spiritual areas that has always been the activity of missionary work. The church and the media in print media perform their functions of communication with society, reflecting their actions and influence on society from both sides. At the same time, the church is developing cooperation with all types of media and media structures of other faiths. The church has a benevolent attitude towards the media and the Internet, and believers perceive the Internet and the media as a broadcaster of spiritual meetings in virtual-real life.

Текст научной работы на тему «МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ: КОНТЕНТ-АНАЛИЗ СМИ БУРЯТИИ»

УДК 316.74

ДАНСАРУНОВА Санжида Александровна — аспирант кафедры политологии и социологии Бурятского государственного университета им. Доржи Банзарова (670000, Россия, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а; sdansarunova@bk.ru)

БАДМАЦЫРЕНОВ Тимур Баторович — доктор социологических наук, доцент; заведующий кафедрой политологии и социологии Бурятского государственного университета им. Доржи Банзарова (Россия, 670000, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а; batorovitch@mail.ru)

МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ: КОНТЕНТ-АНАЛИЗ СМИ БУРЯТИИ

Аннотация. Для многих религиозных сообществ СМИ сегодня выполняют функции связи с обществом, и взаимодействию с ними уделяется большое внимание. Особое место в этом процессе занимает Русская православная церковь, которая, с одной стороны, формирует собственную медиасреду и в то же время развивает сотрудничество со всеми видами СМИ и медиаструктурами других конфессий. Более того, в современных условиях церковь выделяет особую информационную миссию, направленную на широкие слои населения через все доступные средства массовой информации. Цель статьи состоит в изучении особенностей информационного взаимодействия Русской православной церкви и общества в условиях многоконфессионального и полиэтничного региона через контент-анализ сообщений СМИ. Ключевые слова: СМИ, православие, Русская православная церковь (МП), миссионерская деятельность, контент-анализ

Миссионерство является одним из важнейших направлений деятельности Русской православной церкви (РПЦ). Важное значение необходимости выработки единого церковного видения миссионерской деятельности в новых условиях современного общества подчеркивается в утвержденной 27 марта 2007 г. на заседании Священного синода Русской православной церкви Концепции миссионерской деятельности Русской православной церкви, разработанной синодальным миссионерским отделом Московского патриархата1. Этот документ сменил Концепцию возрождения миссионерской деятельности Русской православной церкви, принятую в 1995 г. Основным содержанием своей миссионерской деятельности РПЦ видит активизацию процессов единения и духовно-нравственного оздоровления общества посредством свидетельства об Истине в условиях вызова утраты культурной идентичности, социально-экономических реформ и необходимости защиты социально незащищенных слоев населения, опасности подмены науки идеологией и оккультизмом, а также вызова плюрализма религий и мировоззрений.

Миссионерская деятельность православной церкви находится в научно-исследовательском поле уже довольно длительное время. На первом этапе исследований она рассматривалась преимущественно через призму объединения интересов церкви и государства в расширении российских границ и освоении новых регионов. В работе П.В. Знаменского был затронут процесс христианизации и распространения православия [Знаменский 1870]. Н.М. Гальковский также изучил методы борьбы с язычеством в контексте

1 Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви. Доступ: http://mitropolia.spb.ru/docs/kontseptsiya-missionerskoy-deyatelnosti-russkoy-pravoslavnoy-(проверено 14.11.2022).

христианизации населения [Гальковский 1913]. Представляют интерес работы М.Н. Никольского и Т.А. Догуревича по истории Русской православной церкви и ее миссионерской деятельности [Никольский 1988; Догуревич 1897]. Авторы пытались идеологически обосновать присоединение Сибирского региона к России, связав его с христианско-просветительской миссией русского народа. Исторически христианизация иноверцев, в т.ч. шаманистов и буддистов, считалась стратегической задачей, «элементом формирования российской идентичности и патриотизма» [Амоголонова, Содномпилова 2017: 243]. В советский период распространение православия оценивалась преимущественно критически, хотя и признавался его вклад в развитие духовной культуры. В современных исследованиях роль православия в российском обществе и отдельных направлений деятельности РПЦ, в т.ч. миссионерской, получают более объективную оценку.

В современной ситуации в условиях вызовов информационного общества миссионерская задача в Концепции формулируется как «противостояние информационной агрессии против Православия, личности, семьи и общества, осуществляемой деструктивными культами и организациями, необходимость овладения новыми информационными пространствами для развития миссии»1.

Содержательно обычно различается «внешняя» миссия в других странах и «внутренняя» - среди неверующих и иноверцев на собственной канонической территории. Вместе с тем развитие современных медиакоммуникаций актуализирует «информационную миссию» церковных структур, направленную на «самые широкие слои населения через все доступные средства массовой информации, а также через организацию приходских библиотек и издание специальной миссионерской литературы»2.

В свете этого представляется важным исследование информационного взаимодействия Русской православной церкви и СМИ, особенно в условиях многоконфессионального и полиэтничного региона. Г.В. Жирков отмечает, что «в последние десятилетия был запущен процесс формирования православного медийного дискурса в отечественной журналистике, блогосфере и средствах массового общения, который активно нарастает, обеспечивая воссоздание духовной подсистемы информационного поля России. Но подлинного синтеза духовной и светской подсистем журналистики пока православный медийный дискурс не дает даже при формальном сосуществовании их в сетке вещания одного канала. Уместно сказать, что отрицательные уроки прошедшего столетия пока не выучены и работа над допущенными ошибками еще предстоит» [Жирков 2010: 106].

Д.С. Бужинская отметила, что «в православном медийном дискурсе России существует широчайший спектр изданий, интернет-ресурсов, радио и телеканалов, которые декларируют свою принадлежность к миру православия. Однако среди реализуемых ими функций СМИ наиболее очевидной представляется рекреационная, вполне соответствующая мейнстриму светской журналистики, давно признавшей развлечение своей приоритетной задачей» [Бужинская 2013: 17].

В рамках исследования была проанализирована репрезентация миссионерства и миссионерской деятельности с использованием метода контент-анализа публикаций в региональных СМИ Республики Бурятия. Исследование осно-

1 Там же.

2 Там же.

вывалось на данных информационных ресурсов зарегистрированных средств массовой информации. Цель исследования состояла в выявлении особенностей характеристик миссионерства и миссионерской деятельности в региональных СМИ Республики Бурятия.

Данные исследовались по количественным и качественным параметрам, учитывая число упоминаний ключевых слов и характер упоминаний (позитивный, негативный, нейтральный). Оценивалась подача информации - упоминание о миссионерстве или событие. В качестве ключевых слов были отобраны слова «миссионерство», «миссионер», «миссионерский».

В базу информационных источников были отобраны местные телеканалы (Тивиком, Ариг Ус, АТВ, БГТРК), газеты (Номер Один, Информ Полис, Бурятия), информационные агентства (Байкал Дэйли, Байкал Медиа Консалтинг, Восток-Телеинформ). Анализировались публикации с 1 января 2007 г. по настоящее время. Обработано 357 статей и публикаций в республиканских СМИ.

В результате исследования получены следующие результаты: в газете «Номер Один» опубликованы 33 статьи, касающиеся миссионерства, в газете «Информ Полис» - 70, в газете «Бурятия» - 41. На телеканалах было подготовлено следующее число сюжетов: Ариг Ус - 18, АТВ - 3, Тивиком - 9, БГТРК - 14. Среди информационных агентств Baikal Daily сделало 120 публикаций, где были найдены ключевые слова, БМК - 20, Восток-Телеинформ - 29. При этом часть статей и публикаций носит нерелигиозный характер и имеет в контексте лишь упоминание о миссионерстве, без акцента на какой-либо религии.

Таблица 1

Частота упоминаний в СМИ ключевых слов «миссионер», «миссионерство» и «миссионерский»

СМИ «миссионер» «миссионерство» «миссионерский»

Газеты

Номер Один 15 7 18

Информ Полис 36 6 40

Бурятия 19 2 25

Телевидение

Ариг Ус 11 3 11

АТВ 0 0 3

Тивиком 9 0 1

БГТРК 8 0 7

Информагентства

Baikal Daily 45 15 88

БМК 0 3 18

Восток-Телеинформ 15 1 17

В таблице 1 указано число упоминаний в статьях ключевых слов «миссионер», «миссионерство» и «миссионерский». Из этого следует вывод, что издательства нечасто упоминают термин «миссионерство», используя его описательные характеристики либо представителей миссионерской деятельности.

Меньше всего публикаций имеется на телевидении, где в большей степени отображена личность ведущего миссионерскую деятельность священнослужителя.

Таблица 2

Соотношение направленности публикаций, где найдено ключевое слово

«миссионерство», %

СМИ позитивное нейтральное негативное

Газеты

Номер Один 14 57 29

Информ Полис 33 33 33

Бурятия 50 0 50

Телевидение

Ариг Ус 0 100 0

АТВ 0 0 0

Тивиком 0 0 0

БГТРК 0 0 0

Информагентства

Baikal Daily 73 13 13

БМК 0 100 0

Восток-Телеинформ 0 100 0

Таблица 2 демонстрирует соотношение направленности публикаций, где найдено ключевое слово «миссионерство». Часть СМИ вообще не использовали в своих публикациях слово «миссионерство». Тем не менее большая часть массмедиа Бурятии публикуют термин «миссионерство» в нейтральных ситуациях. Негативные случаи были связаны с освещением деятельности зарубежных миссионеров. Сам термин «миссионерство» нечасто появляется в статьях как особая тема, будучи замененным на публикации о событиях, повествующих о деятельности миссионерского отдела Улан-Удэнской и Бурятской митрополии. Явно о самом миссионерстве упоминают весьма редко, приводя при этом в публикациях определенные факты о деятельности православных миссионеров. Позитивные публикации охватывают миссионерскую деятельность РПЦ, рассказывая о строительстве и появлении новых храмов, о прибытии духовников и т.д.

В таблице 3 отражено соотношение направленности публикаций, где найдено ключевое слово «миссионерский». Большая часть публикаций носит положительный или нейтральный характер, при этом некоторые издания публикуют больше позитивных публикаций, нежели нейтральных и негативных. Описательная характеристика весьма часто используется СМИ для повествования о деятельности миссионеров в Бурятии. Негативные публикации также связаны с деятельностью зарубежных миссионеров.

В таблице 4 отражено соотношение направленности публикаций, где найдено ключевое слово «миссионер». Издания не очень часто используют в публикациях слово «миссионер». Некоторые издания совсем не использовали данное слово в своих материалах. Это может свидетельствовать о том, что изда-

Таблица 3

Соотношение направленности публикаций, где найдено ключевое слово

«миссионерский», %

СМИ позитивное нейтральное негативное

Газеты

Номер Один 19 62 19

Информ Полис 19 60 21

Бурятия 48 52 0

Телевидение

Ариг Ус 45 18 36

АТВ 33 67 0

Тивиком 100 0 0

БГТРК 71 29 0

Информагентства

Baikal Daily 76 15 9

БМК 44 28 28

Восток-Телеинформ 24 59 18

Таблица 4

Соотношение направленности публикаций, где найдено ключевое слово

«миссионер», %

СМИ позитивное нейтральное негативное

Газеты

Номер Один 20 53 27

Информ Полис 14 61 25

Бурятия 30 65 5

Телевидение

Ариг Ус 0 73 27

АТВ 0 0 0

Тивиком 67 11 22

БГТРК 50 50 0

Информагентства

Baikal Daily 76 15 9

БМК 0 0 0

Восток-Телеинформ 7 67 27

ния неохотно публикуют материалы о личностях, ведущих непосредственно миссионерскую деятельность.

По соотношениям можно сделать вывод, что более половины публикаций имеют нейтральный характер, освещая те или иные аспекты миссионерской деятельности.

Таблица 5

Соотношение направленности публикаций о миссионерстве в приверженности

к какой-либо религии, %

СМИ православие иная религия нерелигиозный контекст

Газеты

Номер Один 23 50 27

Информ Полис 39 42 19

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бурятия 73 15 12

Телевидение

Ариг Ус 44 39 17

АТВ 50 0 50

Тивиком 67 22 11

БГТРК 73 7 20

Информагентства

Baikal Daily 69 16 15

БМК 50 50 0

Восток-Телеинформ 34 28 38

В 5 таблице показано соотношение публикаций о миссионерстве в приверженности к какой-либо религии. В среднем более половины публикаций посвящено православному миссионерству. Нерелигиозный контент подразумевает публикации, где упоминалось о миссионерстве либо миссионерской деятельности, но статья не была связана с какой-либо религией. В таких статьях сравнивали деятельность определенных людей с миссионерами, придавая понятию «миссионерство» положительную оценку, либо в статье упоминалось о правовом поле деятельности миссионеров без привязки к определенной религии. В публикациях об иных религиях упоминались протестантство, католицизм, ислам, буддизм. Также освещалась их деятельность на миссионерском поле либо какие-то негативные эпизоды, связанные с депортацией или штрафами, наложенными на зарубежных миссионеров. Положительных публикаций о миссионерах других религий, кроме православия, не зафиксировано. Все они носят либо нейтральный, либо негативный характер. Публикации положительного характера в большинстве освещают православную миссионерскую деятельность. Следует отметить, что в публикациях о буддизме утверждается, что буддийская миссионерская деятельность отсутствует. Исламская миссионерская деятельность упоминалась в нейтральном контексте, но была публикация, упоминающая «радикальный ислам», где был зафиксирован негативный тон статьи.

В таблице 6 рассматривается контент публикаций. Большая часть публикаций непосредственно посвящена миссионерской деятельности разных религий. Из этих публикаций 83% повествуют о деятельности православных миссионеров. Сюда входит описание событий, деятельности, интервью со священниками, упоминалось об исторических фактах деятельности миссионеров на территории республики Бурятия. Упоминание подразумевало наличие в тексте

Таблица 6

Контент публикаций в СМИ, %

СМИ упоминание контекст исторический факт

Газеты

Номер Один 46 31 23

Информ Полис 33 31 36

Бурятия 21 39 39

Телевидение

Ариг Ус 28 44 28

АТВ 33 33 33

Тивиком 11 89 0

БГТРК 7 71 21

Информагентства

Baikal Daily 17 68 16

БМК 25 65 10

Восток-Телеинформ 38 38 24

слов и предложений, посвященных миссионерству. При этом текст был посвящен совершенно другой теме.

Одной из тем стало введение православной литургии на бурятском языке. Перевод литургии на бурятский язык был осуществлен в 2013 г. специалистами-филологами, а служение началось в 2020 г. Отмечалось, что в штате священников было лишь двое священников, владеющих бурятским языком. Впервые же службы на бурятском языке произошли в августе 1852 г. 11 апреля 1854 г. в Иркутском кафедральном соборе богослужения были проведены на трех языках: бурятском, якутском и алеутском.

Также в публикациях обсуждается нехватка кадров в миссионерском отделе республики. В том числе это проявляется в недостаточном освещении деятельности миссионерского отдела в СМИ. Отмечается, что епархиальное руководство возлагает надежду на выпускников религиоведческих кафедр.

В современных условиях миссионерство освещается в сложно структурированном медийном пространстве РПЦ, СМИ иных конфессий, светских медиа. Можно сделать вывод, что для светских СМИ миссионерская деятельность остается периферийной темой и занимает сравнительно небольшую долю публикаций. Вместе с тем можно отметить в целом позитивное освещение миссионерской деятельности РПЦ в СМИ региона. С другой стороны, для церкви взаимодействие со СМИ, особенно в условиях усложнения информационных коммуникаций, важно для расширения ее присутствия в медиапространстве.

Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 21-01144156 «Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви на территории Внутренней Азии в условиях трансграничья (ХУП—ХХ! вв.)».

Список литературы

Амоголонова Д.Д., Содномпилова М.М. 2017. Религия и идентичность в Бурятии: конкуренция православия и буддизма в позднеимперский период (на материалах санкт-петербургских архивов). - Государство, религия, церковь в России и за рубежом. № 2(35). С. 241-263.

Бужинская Д.С. 2013. Деструктивное отражение Великой отечественной войны в развлекательном теледискурсе. - СМИ и общество: коллективная монография. Магнитогорск: Изд-во МаГУ. С. 17-30.

Гальковский Н. 1913. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. М.: Печатня А.И. Снегиревой. Т. 2. 319 с. Доступ: https://azbyka.ru/ otechnik/Istorija_Tserkvi/borba-hristianstva-s-ostatkami-jazychestva-v-drevnej-rusi-tom-1/ (проверено 14.11.2022).

Догуревич Т.А. 1897. Свет Азии: распространение христианства в Сибири в связи с описанием быта, нравов, обычаев и религиозных верований инородцев этого края: на основании миссионерских отчетов, записок путешественников и лучших исследований по данному вопросу. СПб: Типография П.П. Сойкина. 167 с.

Жирков Г.В. 2010. Духовно-просветительская функция журналистики. -Журналистика в 2009 году: Трансформация систем СМИ в современном мире: сборник материалов международной научно-практической конференции. Москва, 9 февраля 2010 г. М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова.

Знаменский П.В. 1870. Руководство к русской церковной истории. Казань: Университетская типография. 440 с. Доступ: https://www.prlib.ru/item/442342 (проверено 17.01.2023).

Никольский Н.М. 1988. История русской церкви. М.: Издательство политической литературы. 446 с.

DANSARUNOVA Sanzhida Aleksandrovna, postgraduate student of the Chair of Political Science and Sociology, Banzarov Buryat State University (24a Smolina St, Ulan-Ude, Republic of Buryatia, Russia, 670000; sdansarunova @bk.ru)

BADMATSYRENOV Timur Batorovich, Dr.Sci. (Soc.), Head of the Chair of Political Science and Sociology, Banzarov Buryat State University (24a Smolina St, Ulan-Ude, Republic of Buryatia, Russia, 670000; batorovitch@mail.ru)

MISSIONARY ACTIVITY OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH: CONTENT ANALYSIS OF THE MEDIA IN BURYATIA

Abstract. The Russian Orthodox Church goes its own way to strengthen faith, tradition and other socio-spiritual areas that has always been the activity of missionary work. The church and the media in print media perform their functions of communication with society, reflecting their actions and influence on society from both sides. At the same time, the church is developing cooperation with all types of media and media structures of other faiths. The church has a benevolent attitude towards the media and the Internet, and believers perceive the Internet and the media as a broadcaster of spiritual meetings in virtual-real life.

Keywords: Russian Orthodox Church, Orthodoxy, missionary work, mass media

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.