Научная статья на тему 'Возвращение религии в публичное пространство республики Бурятия (1990-2000-е гг. )'

Возвращение религии в публичное пространство республики Бурятия (1990-2000-е гг. ) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
84
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕСЕКУЛЯРИЗАЦИЯ / DESECULARIZATION / ПУБЛИЧНАЯ СФЕРА / PUBLIC SPHERE / РЕЛИГИЯ / RELIGION / БУРЯТИЯ / BURYATIA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Белькова Анастасия Анатольевна

В данной статье рассматривается как на протяжении 1990-2000-х гг. в Бурятии осуществлялся процесс возвращения религии в публичную сферу. Автор анализирует публикации в СМИ с количественной и качественной стороны, а также выявляет механизмы религиозной деприватизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RETURN OF RELIGION TO THE PUBLIC SPHERE OF THE BURYAT REPUBLIC (1990-2000)

The present paper discusses the process of the return of religion in the public sphere in the 1990-2000's. Buryatia. The author analyzes the publications in mass media from a quantitative and qualitative point of view and identify mechanisms of de-privatization of religion.

Текст научной работы на тему «Возвращение религии в публичное пространство республики Бурятия (1990-2000-е гг. )»

6. Jarring G. "The Qisas ul-Anbiya" in Acta Regiae Societatis Humaniorum Litterarum Lundensis 74 (1980), 15-68.

7. Jarring G. "Garments from Top to Toe: Eastern Turki Texts Relating to Articles of Clothing, Edited with Translation, Notes, and Glossary," Scripta Minora Acta Regiae Societatis Humaniorum Litterarum Lundensis (Stockholm: Almqvist & Wiksell International, 1991).

8. Qaraqutluq O.M. "Qashqarda Otkan Sahib Takbirlar" in Shinjang Tazkirichiliki 2006:1, in Uyghur.

9. Sukhareva O.A. "K Voprosu o Genezise Professional'nykh Kul'tov u Tadzhikov i Uzbekov" in Trudy Pamiati Mikhaila Stepanovicha Andreeva: Sbornik Statei po Istorii i Filologii Narodob Srednei Azii, Stalinabad: ANTS, 1960, pp. 195-207.

10. Sukhareva O.A. "Risala kak Istorichesnii Istochnik" in Istochnikovedenie i Tekstologiia Srednevekovogo Blizhnego i Srednego Vostoka (1984), pp. 201-215.

Шлюссель Эрик - аспирант, Гарвард.

Schluessel Eric - Graduate Student, Harvard University.

УДК 2-67(571.54)

Б 44 © А.А. Белькова

ВОЗВРАЩЕНИЕ РЕЛИГИИ В ПУБЛИЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ (1990-2000-е гг.) *

*(Исследование выполнено при поддержке гранта Программы фундаментальных исследований № 33 Президиума РАН «Традиции и инновации в истории и культуре», Направление 2. Модернизация и ее влияние на российское общество, проект № 1 «Взаимодействие религиозных институтов и общин Бурятии в условиях социокультурной модернизации»)

В данной статье рассматривается как на протяжении 1990-2000-х гг. в Бурятии осуществлялся процесс возвращения религии в публичную сферу. Автор анализирует публикации в СМИ с количественной и качественной стороны, а также выявляет механизмы религиозной деприватизации. Ключевые слова: десекуляризация, публичная сфера, религия, Бурятия.

A.A. Belkova

THE RETURN OF RELIGION TO THE PUBLIC SPHERE OF THE BURYAT REPUBLIC (1990-2000)

The present paper discusses the process of the return of religion in the public sphere in the 1990-2000's. Buryatia. The author analyzes the publications in mass media from a quantitative and qualitative point of view and identify mechanisms of de-privatization of religion.

Keywords: desecularization, the public sphere, religion, Buryatia.

Изменение роли и статуса религии в современной России - тема, хорошо изученная как отечественными, так и зарубежными исследователями. Все они по-разному оценивают современные религиозные процессы:

религия изучается с точки зрения этнокультурного возрождения, экономики, политики и пр. В данной работе мы сосредоточимся на проблеме возвращения религии в публичное пространство республики Бурятия в 1990-е-2000-е гг. Методология исследования опирается на теорию десе-куляризации. Развитие этой концепции для анализа современных религиозных процессов связывается с именем П. Бергера, который сформулировал ее основные положения еще в 1999 г. [1]. Позже В. Карпов выделил основные тенденции, комбинация которых и составляет сущность процесса десекуляризации [2]. Одной из этих тенденций является процесс возвращения религии в публичную сферу (деприватизация). Исследований, посвященных религиозной составляющей в публичной сфере сравнительно мало. Внимание ученых сосредоточено на описании религиозной ситуации в регионе, межконфессиональных взаимодействиях, истории церкви. Это труды Л.Л. Абаевой, Д.Д. Амоголоновой, П.К. Варнав-ского, А.А. Елаева, Н.Л. Жуковской, Г.В. Манзановой, Г.Е. Манзанова, Г.С. Митыповой и др. Выбор Бурятии в качестве объекта исследования обусловлен его поликонфессиональностью, как отличительной характеристикой. Это дает более широкие возможности для сравнительного анализа стратегий возвращения в публичную сферу различных конфессий.

Структура данной работы основана на проблемном принципе. Первоначально мы рассмотрим то, как менялось присутствие религии в информационном пространстве республике Бурятия в количественном отношении. Затем, исследуем содержание религиозной информации. Далее мы проанализируем механизмы проникновения религии в публичную сферу, попытаемся выделить субъекты этого процесса и их роль в его формировании. Исследование опирается на анализ средств массовой информации республики Бурятия, а именно крупнейших газет: «Иноформ-Полис», «Номер один», «Новая Бурятия», «Бурятия», «Правда Бурятии», «Молодежь Бурятии», телеканалов местного значения: «АригУс», «Тивиком», «БГТРК» (Бурятская государственная телерадиокомпания»), радиоэфира «Радио Бурятии», газеты Улан-Удэнской и Бурятской епархии «Православная Бурятия», интернет пространства: официальные сайты религиозных организаций, социальные сети, блоги религиозных деятелей, официальные сайты СМИ - анализируемых нами газет и телеканалов.

Динамика публикаций

Для того чтобы проследить изменения степени присутствия религиозной темы в средствах массовой информации, проведем следующий анализ. Выберем 3 контрольные точки для сравнения: 1991, 2001 и 2011 г. Рассмотрим частоты выхода публикаций на религиозную тему1 в республиканских газетах. Для этого выявим по 3 наиболее популярных2 газеты и проанализируем количество публикаций на религиозные темы за первую

1 Нас интересуют именно цельные публикации на религиозную тему, а не отдельные упоминания в тексте тех или иных слов, связанных с религией.

2 Имеется ввиду газеты, выходящие наибольшим тиражом в данный период.

соответствующего половину года3. В 1991 г. выборку составили газеты: Правда Бурятии, Молодежь Бурятии, Бурятия. В 2001 г. у: Информ-Полис, Номер один, Молодежь Бурятии. В 2011 г. у: Информ-полис, Номер один, Новая Бурятия. Поскольку все исследуемые газеты имеют разную периодичность, что для того, чтобы иметь возможность сравнивать полученные данные введем показатель публикаций. Вычислим его как отношение количества публикаций на религиозную тему к количеству номеров газеты, выпущенных за указанный период. Общий показатель публикаций высчитывается как сумма показателей всех трех газет, проанализированных в конкретном году.

3

где К - это общий показатель, Уп/ - количество публикаций в /-той газете, Ут- - количество номеров в /-той газеты.

В 1991 г. в газете «Правда Бурятии» с января по июнь появилось 18 публикаций на религиозную тему. За это время было выпущено 123 номеров. Соответственно показатель публикаций по этой газете в 1991 г. у: 0,14. Аналогично высчитываются показатели газет «Молодежь Бурятии» и «Бурятия», 0,65 и 0,096 соответственно. Итого, суммарный показатель равен 0,886. В 2001 г. по итогам анализа, суммарный показатель стал равен 1,38. В 2011 г. у: 1,92.

Таким образом, мы видим, что число тематических публикаций за исследуемый период стабильно повышалось. При этом количество статей с религиозной тематикой с 1991 г. к 2011 г. увеличилось более чем в два раза. Важно отметить, что рост внимания к религии в публичном пространстве не исчерпывается одноразовыми сообщениями в прессе. Существуют другие способы возвращения религии в публичное пространство. К ним относится тенденция размещать на постоянной основе в медиа-пространстве религиозные календари. Газета «Молодежь Бурятии» с конца 1990-х гг. стала в каждом номере помещать зурхай4 и православный календарь. Затем другие СМИ последовали ее примеру. Религиозные календари приобрели особую популярность в 2000-е гг., особенно зурхай. По состоянию на начало 2012 г. а, он печатается в каждом номере газет «Информ-полис», «Новая Бурятия», «Молодежь Бурятии», «Вечерний Улан-Удэ», «Правда Бурятии», «Бурятия», т.е. во всех основных республиканских газетах. Помещаются они обычно на последней полосе: рядом с гороскопами, прогнозом погоды и пр. Местная телекомпания ТУсот с 2010 г. выпустила в эфир минутную видео-версию гороскопа «Зурхай», которая выходит 11 раз в день. Соответственно в теле/радиоэфире она ставится после наиболее рейтинговых новостных выпусков и прогноза погоды.

Таким образом, мы можем констатировать в Бурятии рост интереса к религии на протяжении всего изучаемого нами периода. Однако выявлен-

3 Выбор 6 месяцев продиктован массивом анализируемой информации: некоторые газеты, попавшие в выборку, имеют ежедневную периодичность выхода.

4 Зурхай - это астрологический прогноз, составляемый буддийскими ламами.

203

ные нами тенденции не означают тотальной десекуляризации публичного пространства республики. Расширение влияния религии в обществе можно назвать десекуляризацией тогда и только, когда она развивается в ответ на предыдущие и / или текущие тенденции секуляризации [2, 239, 240]. В данном разделе мы рассмотрели лишь количественный аспект проблемы. Проанализированные нами публикации имеют разную тематику: некоторые формируют положительный образ религии и религиозного возрождения, другие делают упор на секулярности современного общества и его будущего, но так или иначе все они поднимают тему религии. Возникает необходимость рассмотреть содержательный аспект процесса проникновения религии в публичное пространство Бурятии.

Содержание публикаций

Для того чтобы рассмотреть публикации СМИ на религиозную тематику, сосредоточимся на современном периоде 2011-2012 гг., поскольку именно сегодня их количество достигло максимума (см. предыдущий раздел), и они характеризуются разнообразием сюжетов. После проведенного исследования стало очевидно, что все публикации можно тематически разделить на несколько больших блоков.

Первый блок - информативные сообщения. В таких новостях освещается информация о каком-либо факте, связанном с религиозной тематикой. Это могут быть рассказы об отдельных акциях религиозных организаций, рассказы о внутренней церковной жизни, о совместной работе религиозных организаций и государственных органов, общественных организаций, политических партий. Это наиболее простой вид сообщений. Его характеризует самодостаточность, отсутствие связи с другими сюжетами, несвязанными с религией.

Другой тематический блок - экспертные публикации. Священнослужители выступают экспертами, комментируя различные стороны жизни, несвязанные с религией. Стоит отметить, что такой вид сообщений скорее характерен для Буддийской традиционной сангхи (далее в тексте БТСР), чем для Русской православной церкви (далее в тексте РПЦ). В следующем нарративе мы видим как Пандидо Хамбо-лама Аюшеев, глава БТСР, комментирует проблему оттока сельского населения в города.

Достаток села надо оценивать не по наличию школы или детского сада, а по количеству скота у людей на подворьях. Может, и не нужны школы, ведь дети получают образование, а потом уезжают. А мы должны задуматься, как их оставить на селе, чем привлечь...Мы должны возродить основы номадного сельского хозяйства [3].

Необходимо отметить, что круг вопросов, в которых священнослужители могут выступать экспертами, практически ничем не ограничен. По итогам исследования республиканских СМИ можно сказать, что журналисты задают вопросы по политической ситуации в Бурятии, социальным проблемам в масштабах всей страны, есть даже просьбы прокомментиро-

вать международные события (военные действия, экономический кризис и прочее).

Этот класс публикаций отличают тесные связи с нерелигиозными темами. В сущности, с религией их может связывать только статус интервьюера. В самих комментариях религиозная тема отступает на второй план.

Следующий тематический блок - публикации о «чудесах». Как видно из названия, сюда относятся все сообщения, где эксплуатируется образ чуда, свершившегося с помощью той или иной религии. Особенно ярко эта тема встает при обсуждении «нетленного тема Хамбо ламы Итигэло-ва». Формируется миф о том, что ученые неспособны объяснить это явление. При этом в действительности ученые не допускаются к каким-либо исследованиям, связанным с этим культовым объектом. Например, в следующей публикации мы видим, как директор Института ПандитоХамбо ламы Итигэлова выступает в качестве научного эксперта:

за изучение XII Пандито Хамбо ламы взялись ученые. Сегодня появилась реальная возможность объединить в понятие «исследование» три принципиально разных пути: научный, философский и религиозный.

- Янжима Васильева, директор Института Пандито Хамбо ламы Итигэлова: Его тело соответствует обычному живому человеку. То есть органическая составляющая тела не претерпела изменения. В 2004 г. современная наука сказала, что «к сожалению, мы не можем ничего сказать, объяснить этот феномен».

Физический возраст Итигэлова - 159 лет. На конференции в Иволгин-ском дацане обсуждалось само явление чуда. Выводы буддистов однозначны - Хамбо лама жив. Его сознание находится в другом, параллельном мире, а в нашем - только физическое тело. А вот современными методами понять феномен пока не удается [4].

Православные чудеса описываются в привычных для этой религии категориях: чудесное исцеление, мироточащие иконы и прочее. Например, в следующем сюжете описывается то, как стала мироточить икона в одной из часовень города Улан-Удэ, а также, так называемые, знамения:

Женщины внимательно осмотрели икону, на которой изображен русский царь Николай II. Прямо из его глаз вытекали капли какой-то жидкости. Создавалось впечатление, что царь плачет <... > - Царь сам заплакал. Из глаза так текло, что все наши работники тоже плакали, - рассказывает Гуслякова. - Пять дней стекало, мы вытрем, а оно опять течет, на шестой день течь перестало, а полосы остались. <... > Но это не единственное чудо, случившееся в часовне Великомученика Николая. Недавно здесь же изменили цвет кресты на иконе с изображением царской семьи. У каждого из семи человек в руке крест, который был нарисован желтым цветом. Шесть крестов по непонятной причине изменили цвет на ярко-красный, лишь в руке государя он остался прежним. [5]

Характерно, что и в этом случае авторы сообщений апеллируют к неспособности науки объяснить религиозные «чудеса». Как сказано в публикации: «Иконы мироточат вопреки всем законам физики». Хотя в дан-

ном случае сознательно не формируется образ конкретных провалившихся научных исследований, как в случае с феноменом «нетленного тела Хамбо ламы Итигылова».

Основной характеристикой данного типа публикаций является ярко выраженная религиозная тематика. Однако если в первом тематическом блоке - информационных сообщениях - общей чертой для всех публикаций являлась религиозная тема, то в данной случае выделяется религиозная идея статей и репортажей. Кроме того, эти публикации выполняют функцию формирования положительного образа религии. Во-первых, их цель - показать приоритет религиозного знания над научным. При этом активно используется авторитет науки. Во-вторых, публикации о чудесах - это своеобразная «реклама» той или иной религии. Они привлекают интерес прихожан к данному конкретному чуду, а также дают общую положительную характеристику возможностям религии.

Еще один тематический блок - «рейтинговые публикации». Сюда относятся статьи и видео и радиосюжеты, нацеленные на эмоциональный отклик у зрителя/читателя, а в итоге на повышение внимания к источнику информации. Среди них неоднозначные суждения или новости, задевающие религиозные, патриотические, национальные чувства воспринимающей стороны. Примером может послужить публикация в еженедельнике Информ-Полис под названием «Оппозиционер Навальный: Буддисты в России не равны с православными» [6]. Как мы видим, в самом названии уже заложена провокация: привлечение внимание к одиозной политической фигуре и к проблеме статусного неравенства двух конфессий. В тексте самой статьи применяются аналогичные приемы для активизации читателя. Например:

Тема «сращивания» патриархии и власти, по мнению блоггера и оппозиционера, - тема болезненная [6].

В статье помещен отрывок из речи, вырванный из контекста. Акцент переносится на «болезненность темы», а сам факт «сращивания патриархии и власти» приобретает статус неоспоримости. Эта статья, после опубликования на сайте газеты, вызвала большой резонанс: по состоянию на 13 августа 2012 г. к ней оставлено 48 комментариев. То есть цель журналистов в данном случае оказалась достигнута: публикация характеризуется высоким рейтингом просмотров, и главное, большим количеством отзывов на информацию в статье.

Таким образом, характеризуя подобные публикации можно выделить следующие черты. Во-первых, яркий кричащий заголовок: например, «В дацане Санкт-Петербурга совершено убийство. Новые подробности» [7]. Во-вторых, формирование у читателя/зрителя какой-либо сильной эмоции, чаще всего возмущения, негодования и т.п. В-третьих, поддержка внимания к тексту с помощью равномерной подачи материала:

1 января 2009 г. около 3 часов ночи в хозяйственном помещении религиозного центра буддистов «Дацан Гунзэчойнэй», расположенном в доме по Приморскому проспекту, 91, произошло убийство

Сторож храма, 27-летний житель Бурятии, молотком забил до смерти своего знакомого, земляка 35-ти лет. Подозреваемый был за-

держан опергруппой 25-го отдела милиции на месте преступления. Возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 105 Уголовного Кодекса России (умышленное убийство).

Как выяснилось, и жертва, и убийца проживали в Петербурге без регистрации.

Такая манера подачи материала не дает ослабевать вниманию читающего. В итоге, религиозная тема уходит на второй план, становясь средством для создания рейтинговой публикации. Основной упор делается на какой-либо конфликтной ситуации, раздражающей религиозные чувства аудитории.

Таким образом, мы классифицировали публикации на религиозную тематику в СМИ Бурятии и разделили их на четыре тематических блока. В данном случае мы намеренно взяли во внимание только светские медиа и исключили собственные каналы распространения церквями информации, поскольку последние обладают специфической аудиторией, а для нас было важно проанализировать общую картину содержательной наполненности информации о религии в СМИ.

Механизмы возвращения

В данном разделе мы попытаемся ответить на вопрос: является ли рост публичности религии, конкретно РПЦ и БТСР результатом деятельности самих церквей? Или этот процесс независим и самодостаточен? Для этого мы попытаемся понять, какое участие изучаемые нами религиозные акторы принимают в формировании собственного сегмента информационного поля республиканских СМИ.

На протяжении 1990-х гг. ни РПЦ и ЦДУБ5 не вели какую-либо целенаправленную работу по созданию своего образа в СМИ. Новости формировались стихийно, таким же образом они появлялись в печати и в новостных выпусках местных телеканалов. Интерес к религии был высок, она связывалась с национально-культурным возрождением. Однако новости часто дублировали друг друга, это было вызвано в первую очередь высокой конкуренцией средой среди СМИ: Бурятия, в отличие от других регионов России, обладала высоким уровнем развития местного телевидения. Работало 3 телеканала, местное радио, хорошо была развита печатная пресса. Таким образом, информационное поле на первый взгляд было достаточно широко, но поскольку религиозные организации не принимали участия в формировании своего образа, и новости «добывались» самими журналистами, то информация часто дублировалась, снижая интерес аудитории. Взаимодействие СМИ - религия не было поставлено на профессиональную основу: не существовало таких явлений как пресс-релизы, организованные пресс-конференции и пр.

К 2000-м гг. ситуация начинает меняться. Религиозные организации начинают предпринимать определенные шаги по контролированию информации, появляющейся в СМИ. Однако эта деятельность по-прежнему не ста-

5 Центральное духовное управление буддистов.

207

вится на профессиональную основу. Она приобретает специфичные формы. Один из ярких примеров: создание эксклюзивного канала БТСР. Глава БТСР на постоянной основе взаимодействует с одним журналистом, передавая ему информацию «из первых рук», ограничивая при этом доступ к себе и традиционной сангхе в целом другим журналистам. Таким образом, эта религиозная организация имеет возможность контролировать содержательный аспект новостей, распространять нужную информацию и максимально ограничивать ту, что наносит какой-либо ущерб образу сангхи.

Русская православная церковь серьезно занялась аналогичной работой только после учреждения новой Улан-Удэнской и Бурятской Епархии6. Но в отличие от традиционной сангхи православная церковь сосредоточилась на создании собственных каналов распространения информации. Во-первых, был создан работающий и интерактивный официальный сайт. Епископ Савватий начал вести блог на ЖЖ. Причем блог постоянно обновляется, содержит много собственных размышлений автора. Регулярно начинает выходить газета «Православная Бурятия», которая распространяется не только среди прихожан, но и при любом удобном случае среди более широкой аудитории (например, на круглых столах, конференциях и прочих мероприятиях). Она содержит публикации, ориентированные на разные возрастные и социальные группы. Все номера газеты оцифровываются и размещаются на официальном сайте епархии. Не остались без внимания и социальные сети: епископ Савватий имеет свои странички на сервисах вконтакте и facebook, которые также постоянно обновляются. Кроме того, в отличие от БТСР, которая предпочитает распространять информацию через журналистов, РПЦ имеет свое эфирное время на местном телеканале БГТРК (два раза в месяц выходит программа «Благовест») и на местном радио (радио Бурятии - программа «С нами Бог», выходит еженедельно). Здесь ведущими, рассказчиками выступают сами священнослужители. Что характерно, всю систему информационной поддержки РПЦ в Бурятии отличает большая интерактивность. Все перечисленные каналы распространения информации тесно связаны между собой.

Итак, религиозные организации в Бурятии принимают участие в процессе распространения информации о религии и религиозной деятельности, характерном для процесса десекуляризации. Однако нельзя утверждать, что увеличение религиозного контента в республике - полностью результат целенаправленной деятельности самих религиозных организаций. Скорее это итог взаимодействия различных явлений и процессов на протяжении последних 20 лет: и самостоятельного интереса к религиозной тематике и жителей Бурятии, и высокой конкуренции между СМИ в новостной среде, и других факторов. Можно с уверенностью сказать, что благодаря усилиям религиозных организаций религиозное информационной поле становится более структурированным и управляемым, и скорее всего эта тенденция будет в будущем только усиливаться.

6 До этого существовала единая Читинская и Забайкальская епархия.

208

***

В данной работе был рассмотрен процесс проникновения религии в публичное пространство в республике Бурятии на протяжении последних 20 лет. Мы выяснили, что в указанный период количество публикаций с религиозной тематикой в СМИ постоянно росло и продолжает расти в данный момент. С другой стороны, не все публикации формируют положительный образ религии. Часто тема религии эксплуатируется СМИ для повышения собственных рейтингов. Это происходит потому, что религиозные организации слабо контролируют поток информации о себе: систематическая работа в данном направлении начала вестись только в 2000-е гг.

В любом случае мы видим неоспоримый рост внимания к религии, который и выражается в ее публичности. Сравнивая с советским периодом и ограничением именно публичности религии, существовавшим в тот период, мы можем говорить именно о возвращении религии в публичное пространство. Соответственно мы рассмотрели и констатировали наличие десекуляризации в республики Бурятия. Согласно этой концепции анти-секулярные процессы могут быть слабо или вовсе не интегрированы, развиваться инконгруэнтно, иметь разный темп, часть из них может отсутствовать при наличии других. Теоретически, тенденции секуляризации в одной сфере (например, на индивидуальном уровне религиозных обязательств) может даже сосуществовать с десекуляризующими тенденциями в других областях (например, в государственных учреждениях). Таким образом, даже при отсутствии других составляющих (сближение ранее секуляризованных институтов и религиозных норм, возрождение религиозных верований и практик и пр.), мы имеем право говорить о десекуля-ризации в Бурятии.

Литература

1. The Desecularization of the World:Resurgent Religion and World Politics, PETER L. BERGER (ed.). Grand Rapids, Mich.: William B. Eerdmans Publishing Co., i999, 135 pp.

2. Karpov V. Desecularization: A Conceptual Framework // Journal of Church and State (Volume52, Issue2 2010 Pp. 232-270.)

3. Хамбо лама Дамба Аюшеев призвал вернуться к земле // Новая Бурятия от 23.0i.20i2.

4. Телеэфир компании «Ариг Ус» от 27.06.2011: http://www.arigus-tv.ru/news/detail.php?ID=21743

5. В часовне Великомученика Николая мироточила икона // Информ-Полис от 08.06.2005.

6. Оппозиционер Навальный: Буддисты в России не равны с православными // Информ-Полис от 10.01.2012.

7. В дацане Санкт-Петербурга совершено убийство. Новые подробности // Информ-Полис от 06.01.2009.

Белькова Анастасия - аспирант ИМБТ СО РАН.

Belkova Anastasia - postgraduate student of IMBT SB RAS.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.