Научная статья на тему 'Мишени психологической коррекции мужчин с атопическим дерматитом'

Мишени психологической коррекции мужчин с атопическим дерматитом Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
98
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МУЖЧИН С АТОПИЧЕСКИМ ДЕРМАТИТОМ / TARGETS OF PSYCHOLOGICAL CORRECTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Билецкая Марина Петровна, Голикова Мария Андреевна

В настоящее время, отмечается значительный рост заболеваемости атопическим дерматитом, а вместе с тем, усугубляется его течение. В статье М.П. Билецкой и М.А. Голиковой приведены результаты исследования эмоционально-личностных особенностей мужчин с атопическим дерматитом, на основании анализа которых авторы выделили мишени психологической коррекции: пассивность и конформность; преобладание депрессивного настроения; склонность к подчинению и зависимости; низкий уровень удовлетворенности своей жизнью; сниженный, негативный эмоциональный фон. Данные мишени являются основой для разработки программы психологической коррекции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Билецкая Марина Петровна, Голикова Мария Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Today, significant increase in incidence of atopic dermatitis is noted, at the same time, it is aggravated its symptoms. The paper presents results of emotional and personal features of men with the diagnosis «Atopic dermatitis» on the basis of which analysis authors allocated targets of psychological correction: passivity and conformality, tendency to submission and dependence; low level of satisfaction with the life; the lowered emotional background, prevalence of depressive mood. These targets are a basis for development of the program of psychological correction of this contingent of patients.

Текст научной работы на тему «Мишени психологической коррекции мужчин с атопическим дерматитом»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

МИШЕНИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ МУЖЧИН С _АТОПИЧЕСКИМ ДЕРМАТИТОМ_

Билецкая Марина Петровна

доцент, кандидат медицинских наук, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный

педиатрический медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации,

Санкт-Петербург Голикова Мария Андреевна студент 5 курса, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования « Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации,

Санкт-Петербург

АННОТАЦИЯ

В настоящее время, отмечается значительный рост заболеваемости атопическим дерматитом, а вместе с тем, усугубляется его течение. В статье М.П. Билецкой и М.А. Голиковой приведены результаты исследования эмоционально-личностных особенностей мужчин с атопическим дерматитом, на основании анализа которых авторы выделили мишени психологической коррекции: пассивность и конформность; преобладание депрессивного настроения; склонность к подчинению и зависимости; низкий уровень удовлетворенности своей жизнью; сниженный, негативный эмоциональный фон. Данные мишени являются основой для разработки программы психологической коррекции.

ABSTRACT

Today, significant increase in incidence of atopic dermatitis is noted, at the same time, it is aggravated its symptoms. The paper presents results of emotional and personal features of men with the diagnosis «Atopic dermatitis» on the basis of which analysis authors allocated targets of psychological correction: passivity and confor-mality, tendency to submission and dependence; low level of satisfaction with the life; the lowered emotional background, prevalence of depressive mood. These targets are a basis for development of the program of psychological correction of this contingent of patients.

Ключевые слова

Эмоционально-личностные особенности мужчин с атопическим дерматитом, мишени психологической коррекции.

Keywords

Emotional and personal features of men with atopic dermatitis, targets of psychological correction.

Атопический дерматит (АтД) - одно из самых распространенных хронических, рецидивирующих заболеваний, встречающееся как в детском, так и во взрослом возрасте. В этиопатогенезе АтД принимают участие функциональная недостаточность нервной системы, наследственный фактор, особенности вегетативной нервной системы, нарушение обменных процессов [1; 2; 4]. В связи с широким, на сегодняшний день, распространением, тяжелым течением и недостаточной эффективностью существующих методов лечения АтД рассматривается в дерматологии как актуальная медицинская и социальная проблема. Существует большое количество научных трудов, посвященных данному заболеванию, которые направлены, по большей части, на изучение АтД в детском возрасте. Актуальным же остается вопрос, касающийся эмоционально-личностной сферы у больных атопическим дерматитом именно в зрелом возрасте [7; 8].

Хроническое рецидивирующее течение АтД, сопровождаемое высыпаниями, часто локализованными на открытых участках тела, нестерпимый зуд,

отвращение и непринятие своего внешнего вида, трудности социализации безусловно, откладывают отпечаток на личностных особенностях как женщин, так и мужчин с таким заболеванием. Все эти факторы и обуславливают актуальность данной проблемы [3; 5; 6].

С целью изучить эмоционально-личностные особенности мужчин с АтД и выделить мишени психологической коррекции, было исследовано 40 человек. Основную группу составили 20 мужчин 25-35 лет с диагнозом «Атопический дерматит ли-хеноидной формы», состоящие на учете в Кожно-Венерологических диспансерах г. Санкт-Петербурга. Контрольная группа - 20 условно здоровых мужчин 25-35, не имеющие хронических соматических заболеваний.

Методы исследования:

Психодиагностический метод: «Опросник уровня агрессивности Басса-Дарки» (Басс А., Дарки А., адаптация Хван А.А., Зайцев Ю.А., Кузнецова Ю.А.); Гиссенский личностный опроссник «Я» (коллектив ученых на базе Психосоматической

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 4 (49), 2018 клиники Гиссенского университета, адаптирован коллективом авторов НИИ ПНИ им. В.М. Бехтерева); методика «Диагностика доминирующего психического состояния» (Куликов Л.В.).

Статистический метод: Критерий и-Манна-Уитни.

Результаты исследования:

Анализ уровня агрессивности показал, что у мужчин основной группы отмечаются значимые различия по шкалам «физическая агрессия» (6,25±0,15 - основная группа; 4,875±0,26 - контрольная группа; р<0,05), «вербальная агрессия» (6,25±0,39; 5,01±0,3 р<0,05), «подозрение» (6,8±0,44; 5,5±0,35 р<0,05), что может свидетельствовать о том, что мужчины с АтД, в отличие от условно здоровых мужчин, в меньшей степени склонны как к использованию физической силы против другого лица, так и к выражению негативных чувств через содержание словесных ответов. При этом нередко мужчины основной группы испытывают недоверие и осторожность по отношению к окружающим, основываясь на убеждении, что они намерены причинить им вред.

Отличительной особенностью личностной сферы мужчин с АтД в сравнении с условно здоровыми мужчинами является преобладание депрессивного настроения, о чем свидетельствуют значимые различия по шкале «Преобладающее настроение» (30,25±2,05; 28,035±2,03 р<0,001). Таким образом, мужчинам с АтД свойственна подавленность, робость, зависимость, они склонны скрывать досаду, обиду; они самокритичны и склонны к чрезмерной рефлексии. Обе группы предъявляют высокие показатели по шкале «Контроль», однако значимые различия (33,24±2,03; 25,01±2,04 р<0,05) свидетельствуют о том, что мужчины с АтД в меньшей степени, чем условно здоровые мужчины, склонны к проявлению педантичности, скрупулёзности, усердию, фанатичной правдивости.

Высокие показатели средних значений у основной группы по шкале «Доминантность» (32,2±2,1; 26,04±2,04 р<0,05) в сравнении, как со значениями контрольной группы, так и среднестатистическими нормативными показателями, говорят о том, что мужчинам с АтД свойственны послушание, уступчивость, склонность к подчинению и зависимости. Они также в меньшей мере склонны к проявлению агрессии, что ещё раз подтверждает данные по шкалам «Физическая агрессия» и «Вербальная агрессия».

При сравнительном анализе доминирующего состояния респондентов основной и контрольной групп отмечаются значимые различия по шкалам «Тонус высокий - низкий» ( 34,14±3,03; 22,1±2,4 р<0,05), «устойчивость - неустойчивость эмоционального тона» (25,4±2,03; 30,01±2,04 р<0,05). Такие показатели, предъявляемые основной группой, могут свидетельствовать об усталости, несобранности, вялости, инертности, низкой работоспособности, склонности проявлять астенические реакции на возникающие трудности, а также о снижении эмоциональной устойчивости, и преобладании

негативного эмоционального фона. В процессе выполнения какой-либо работы мужчины с АтД затрачивают больше ресурсов для ее успешного выполнения, либо активируют защитные механизмы, чтобы справиться с возникшими трудностями.

Таким образом, на основании проведённого исследования, нами были выделены следующие мишени психокоррекции мужчин с АтД:

- Пассивность и конформность;

- преобладание депрессивного настроения;

- склонность к подчинению и зависимости;

- низкий уровень удовлетворенности своей жизнью;

- сниженный, негативный эмоциональный

фон.

Заключение:

Таким образом, нами были получены результаты, свидетельствующие о том, что мужчины с АтД имеют характерные эмоционально-личностные особенности, отличающие их от условно здоровых мужчин. Так, у них преобладает сниженный, негативный эмоциональный фон, недоверие по отношению к другим людям, а также пассивность и конформность. Преобладающее настроение у таких мужчин депрессивное. Они более уступчивы и склонны к проявлению социальной слабости.

В стремлении вести себя желаемым образом и осуществлять всё необходимое, у мужчин с АтД может быть повышен уровень напряженности и раздражительности, негативно сказывающийся на взаимодействии с социальным окружением. Они также склонны к проявлению астенических реакций на возникающие трудности.

Таким образом, на основании выделенных нами мишеней психокоррекции мужчин с АтД, а именно: пассивность и конформность; преобладание депрессивного настроения; склонность к подчинению и зависимости; низкий уровень удовлетворенности своей жизнью; сниженный, негативный эмоциональный фон. Данные мишени позволяют разработать программу психологической коррекции мужчин с АтД, которая впоследствии может быть включена в систему комплексного подхода лечения и реабилитации данного контингента больных.

Список литературы:

1. Арифов С.С. Клиническая дерматология и венерология. Атлас - Мск: УопБ-МаБЬпуо!, 2008. -348 С.

2. Атопический дерматит: рекомендации для практических врачей. Российский национальниый согласительный документ по атопическому дерматиту / Под ред. Р. М. Хаитова, А. А. Кубановой. Москва, 2002. - 191 С.

3. Билецкая М.П., Голикова М.А. Мишени психологической коррекции женщин с атопиче-ским дерматитом// Евразийский союз ученых. 2017; вып. 11-2, 22-24 С.

4. Дороженок И.Ю., Львов А.Н., Бобко С.И. Современные аспекты применения психотропных

препаратов в дерматологической практике// Российский журнал кожных и венерических болезней. 2011; 1: 20-5.

5. Иванов С.В., Львов А. Н., Миченко А. В. Атопический дерматит и психические расстройства: психосоматические соотношения [Электронный ресурс]// Медицинский научно-практический журнал «Лечащий врач» Режим доступа: http://www.lvrach.ru/2009/10/10842112/ (дата обращения 05.05.2016).

6. Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматические расстройства у детей. - Спб.: Речь, 2005. - 400 С.

7. Скрипки Ю.К. Клиническая дерматовенерология, руководство для врачей/ под ред. акад. РАМН Ю.К. Скрипкина, проф. Ю. С. Бутова, Изд: ГЭОТАР - Медиа, 2009г, 928 С.

8. Фокина Р.А. Атопический дерматит: этапы развития классификационных форм // «Сибирский медицинский журнал» вып. № 52 / том 22/ 2007 С. 13-15.

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Клейменова Мария Васильевна

Магистрант, ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России

АННОТАЦИЯ:

Данная статья посвящена проблеме формирования и развития связной речи детей с задержкой психического развития дошкольного возраста. Цель представленного в статье исследования — обосновать выдвинутую теорию, разработать и экспериментально проверить эффективность коррекционного обучения, направленного на формирование связной речи путем использования специальных упражнений и заданий по выбранным методикам. В ходе квалификационного исследования применялся как теоретический метод: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, так и эмпирические методы: наблюдение за детьми, констатирующий эксперимент, обучающий эксперимент, контроль за эффективностью проводимых коррекционных развивающих мероприятий и оценка полученных результатов.

ABSTRACT:

This paper issues the coherent speech formation and development of pre-school children with delayed mental development. The purpose of presented research is to validate the offerd theory, to establlish and test remedical education efficiency designed to coherent speexh formation by using paticular exercises and tasks according chosen methodology. The theoretical (psycho-pedagogical literature analysis) and empirical (monitoring of children, indicative experiment, learning experiment, correctional developing events efficiency controlling evaluation of impact) approaches were used.

Ключевые слова: задержка психического развития, связная речь, принципы коррекционной работы, приемы развития связной речи

Key words. Delayed mental devellpement, coherent speech, correction work principles, coherent speech development tactics.

Задержка психического развития является одной из наиболее частых форм нарушений психического онтогенеза. [1] Известно, что особое место в развитии познавательной деятельности и совершенствовании устной речи детей данных категорий занимает формирование связной речи. Владение связной речью повышает уровень общего развития детей с ЗПР, который необходим для овладения коммуникацией. [3] В связи с недостаточной эффективностью технологий развития связной речи, проблема её формирования у детей с задержкой психического развития является актуальной. Научная новизна исследования состоит в том, что на основе методической литературы, с учетом уровня развития связной речи и психолого-педагогических особенностей детей с задержкой психического развития, разработаны индивидуально-дифференцированные направления и специальная методика коррекционной работы, позволяющая дошкольникам с ЗПР формировать связную речь в процессе игры с большим количеством наглядного материала и системой поощрений.

Исследование для магистерской диссертации проводилось на базе специального коррекционного

дошкольного учреждения и включало в себя три эксперимента: констатирующий; обучающий (формирующий); контрольный.

Были обследованы 20 дошкольников, имеющих задержку психического развития. При комплектовании экспериментальной и контрольной группы учитывался возраст (5-6 лет) и однотипный характер клинической формы задержки психического развития. Констатирующее исследование состояния связной речи дошкольников началось с индивидуальных ознакомительных бесед. Затем проводилось обследование речи, в ходе которого был выявлен уровень понимания обращенной речи; владеет ли ребенок умением связно высказываться. Также оценивался лексико-грамматический строй речи, словарный запас, смысловая и эмоциональная сторона предложений.

Для проведения исследования были использованы адаптированы методики, описанные в работах: Н.Ю. Бариковой, О.С. Ушакова, В.П. Глухова.

Всего детям было предложено 6 заданий: составление предложения по пяти простым сюжетным картинкам; составление предложения по трём предметным картинкам; пересказ знакомого текста;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.