Научная статья на тему 'МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ КОРПОРАТИВНОЙ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ'

МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ КОРПОРАТИВНОЙ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
161
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ / НАЛОГОВАЯ РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ / БАНКРОТСТВО / ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / САНАЦИЯ / РИСКИ / СТЕЙКХОЛДЕРЫ / КРЕДИТОРЫ / FINANCE RESTRUCTURING / TAX RESTRUCTURING / BANKRUPTCY / DEBTS / SANITATION / RISKS / STAKEHOLDERS / CREDITORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Павлова Лариса Николаевна

В статье раскрывается авторский взгляд на проблему корпоративной, финансовой и налоговой реструктуризации задолженностей компаний и восстановления их платежеспособности. Исследован мировой опыт корпоративной реструктуризации, включая финансовую реструктуризацию задолженности, ее организацию, формы, методы, особенности, задачи. Приведены конкретные примеры и дана оценка результатов деятельности международных компаний, специализирующихся на проведении корпоративной и финансовой реструктуризации в целях восстановления платежеспособности бизнеса. Применительно к Российской Федерации автором исследованы условия и база для обеспечения налоговой и финансовой реструктуризации компаний, проанализирована деятельность Федеральной налоговой службы в сфере работы с налогоплательщиками - должниками по налогам, сборам и страховым взносам, показано ее влияние на финансовое состояние компаний, рассмотрены способы решения проблем ликвидации просроченной задолженности через финансовую и налоговую реструктуризацию. Даны конкретные предложения по использованию лучшей мировой практики корпоративной и финансовой реструктуризации в Российской Федерации, совершенствованию российского законодательства в сфере финансовой реструктуризации, созданию инфраструктуры, обеспечивающей профессиональный уровень решения вопросов финансовой реструктуризации и санации компаний, испытывающих проблемы с урегулированием задолженности. Проблема исследована в русле задач, решаемых в рамках национальных проектов, включая повышение производительности труда и рентабельности бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GLOBAL TRENDS IN CORPORATE RESTRUCTURING

The article depicts the author’s view on corporate, finance and tax restructuring of companies’ debts and restoration of their solvency. The author investigated global experience of corporate restructuring, including finance restructuring of debts, its organization, forms, methods, specific features and objectives. The article provides concrete examples and assesses the results of international companies’ work, which specialize in corporate finance restructuring aiming at business solvency restoration. In respect to the Russian Federation the author studied conditions and the foundation necessary to carry out tax and finance restructuring of companies, analyzed the work of the Federal Tax Service in the field of dealing with tax-payers-debtors on taxes, fees and insurance premiums, showed its impact on the finance standing of companies and discussed ways of resolving the problems of stale debt elimination through finance and tax restructuring. The author puts forward proposals aimed at using the best global practice in corporate and finance restructuring in the Russian Federation, which could provide the professional level of dealing with finance restructuring and sanitation of companies facing problems of debt settlement. The given problem was researched in the context of other tasks being solved within the frames of national projects, including raising labour productivity and business profitability.

Текст научной работы на тему «МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ КОРПОРАТИВНОЙ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ»

ЭКОНОМИКА

DOI: http://dx.doi.org/10.21686/2413-2829-2020-1-5-15

МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ КОРПОРАТИВНОЙ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ

Л. Н. Павлова

Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова,

Москва, Россия

В статье раскрывается авторский взгляд на проблему корпоративной, финансовой и налоговой реструктуризации задолженностей компаний и восстановления их платежеспособности. Исследован мировой опыт корпоративной реструктуризации, включая финансовую реструктуризацию задолженности, ее организацию, формы, методы, особенности, задачи. Приведены конкретные примеры и дана оценка результатов деятельности международных компаний, специализирующихся на проведении корпоративной и финансовой реструктуризации в целях восстановления платежеспособности бизнеса. Применительно к Российской Федерации автором исследованы условия и база для обеспечения налоговой и финансовой реструктуризации компаний, проанализирована деятельность Федеральной налоговой службы в сфере работы с налогоплательщиками - должниками по налогам, сборам и страховым взносам, показано ее влияние на финансовое состояние компаний, рассмотрены способы решения проблем ликвидации просроченной задолженности через финансовую и налоговую реструктуризацию. Даны конкретные предложения по использованию лучшей мировой практики корпоративной и финансовой реструктуризации в Российской Федерации, совершенствованию российского законодательства в сфере финансовой реструктуризации, созданию инфраструктуры, обеспечивающей профессиональный уровень решения вопросов финансовой реструктуризации и санации компаний, испытывающих проблемы с урегулированием задолженности. Проблема исследована в русле задач, решаемых в рамках национальных проектов, включая повышение производительности труда и рентабельности бизнеса.

Ключевые слова: финансовая реструктуризация, налоговая реструктуризация, банкротство, задолженность, санация, риски, стейкхолдеры, кредиторы.

GLOBAL TRENDS IN CORPORATE RESTRUCTURING

Larisa N. Pavlova

Plekhanov Russian University of Economics,

Moscow, Russia

The article depicts the author's view on corporate, finance and tax restructuring of companies' debts and restoration of their solvency. The author investigated global experience of corporate restructuring, including finance restructuring of debts, its organization, forms, methods, specific features and objectives. The article provides concrete examples and assesses the results of international companies' work, which specialize in corporate finance restructuring aiming at business solvency restoration. In respect to the Russian Federation the author studied conditions and the foundation necessary to carry out tax and finance restructuring of companies, analyzed the work of the Federal Tax Service in the field of dealing with tax-payers-debtors on taxes, fees and insurance premiums, showed its impact on the finance standing of companies and discussed ways of resolving the problems of stale debt elimination through finance and tax restructuring. The author puts forward proposals aimed at using the best global practice in corporate and finance restructuring in the Russian Federation, which could provide the professional level of dealing with finance restructuring and sanitation of companies facing problems of debt settlement. The given problem was researched in the context of other tasks being solved within the frames of national projects, including raising labour productivity and business profitability.

Keywords: finance restructuring, tax restructuring, bankruptcy, debts, sanitation, risks, stakeholders, creditors.

Необходимость корпоративной реструктуризации компаний (включая финансовую и налоговую) становится все более актуальной проблемой во всем мире. Это обусловлено множественностью факторов, основными из которых являются повышение прозрачности бизнеса в условиях цифровизации операций и сделок, усиление контроля со стороны государственных и муниципальных налоговых и финансовых органов, рост конкуренции, повышение деловой активности предпринимательского сектора экономики, увеличение спроса на коммерческие кредиты. Эти и другие факторы требуют от компаний тщательного соблюдения действующего корпоративного законодательства, в первую очередь в налоговой и финансовой сфере, постоянного внимания к собственной платежеспособности, выстраивания прозрачных договорных отношений с контрагентами. Постоянная динамика в бизнесе требует от собственников и менеджмента своевременного реагирования на возникающие риски, способные негативно повлиять на результаты финансово-хозяйственной деятельности. Развитие компаний также означает необходимость оптимального управления имуществом, реальной оценки стоимости активов, совершенствования структуры пассивов. Указанные задачи, стоящие перед собственниками и менеджментом компаний, относятся к области структурирования бизнеса с учетом текущей ситуации на рынке и принятой стратегии развития.

Структурирование бизнеса на практике часто имеет форму корпоративной реструктуризации. Это важное состояние компании, которое включает принятие инновационных решений для дальнейшего устойчивого развития и укрепления позиций на рынке. Вопросами корпоративной реструктуризации по принятой международной практике занимаются специализированные консалтинговые (аудиторские) компании, имеющие в своем штате квалифицированных специалистов.

Корпоративная реструктуризация компаний может быть связана с желанием занять более выгодные позиции в определенном сегменте рынка, правильно позиционировать компанию в новых условиях хозяйствования, а также с ожиданиями надвигающихся проблем, общими кризисными явлениями в экономике, принятием нормативных правовых актов, ухудшающих ситуацию на рынке или повышающих налоговую нагрузку на бизнес.

Корпоративная реструктуризация в общей мировой практике осуществляется в судебном и внесудебном порядке и включает финансовую рекапитализацию, реорганизацию, приобретение и ликвидацию бизнеса. При корпоративной реструктуризации важно предотвращение или смягчение негативных последствий ликвидности или других проявлений кризисных ситуаций как альтернативы банкротству. Одновременно существует практика применения методов банкротства для быстрого достижения корпоративных целей в случае, когда большинство, но не все кредиторы компании поддерживают финансовую реструктуризацию.

Финансовая реструктуризация заключается в восстановлении и повышении финансовой устойчивости компаний, оптимизации структуры капитала, минимизации и ликвидации просроченной задолженности. В этой связи возникает проблема поиска источников финансирования. Одним из вариантов финансовой реструктуризации, безусловно, является списание задолженности, признанной невозможной к взысканию. Но этот путь означает фактически банкротство компаний и относится к числу крайних, в большинстве случаев нежелательных мер. Поэтому для финансовой реструктуризации в условиях сохранения бизнеса чаще всего в мировой практике используют кредитные инструменты, налоговые преференции, государственные субсидии, различные варианты договоренностей с основными кредиторами.

Банки чаще всего предлагают согласование процентной ставки, которая может

быть пересмотрена в сторону снижения. Однако это не является пересмотром порядка погашения основного долга. Чтобы воспользоваться этим предложением банка, необходимо иметь доход больше, чем ежемесячные платежи по кредитам и ежемесячные фиксированные расходы. Как правило, если кредит на реструктуризацию предоставляется частному собственнику, долг не должен превышать 80% стоимости недвижимости. Это правило связано с тем, что банки создают реальные условия для погашения кредита.

Для финансовой реструктуризации важно пошагово выполнять действия, которые должны привести к желаемому результату. Во-первых, необходимо составить план финансовой реструктуризации, в который должны быть включены все детали предполагаемых действий и мероприятий, включая возможные альтернативные варианты. В принятии плана финансовой реструктуризации должны участвовать все заинтересованные стороны - стейкхолде-ры. Это акционеры, бенефициары, кредиторы, менеджеры и др. План необходим также для оценки ожидаемой стоимости реструктуризации и проектируемого конечного результата.

В качестве примера государственного участия в финансовой реструктуризации компаний можно привести деятельность администрации региона Новой Аквитании (Франция). В частности, администрация региона предлагает государственные услуги по финансовой реструктуризации ослабленных предприятий с предоставлением субсидируемого государством кредита по пониженной ставке сроком до 5 лет с возможностью пересмотра сроков и отсрочкой в погашении основного долга по кредиту на 2 года1.

Интересный опыт накоплен Global Restructuring Review в области исследования статистики мирового рынка услуг

профессиональных компаний по финансовой реструктуризации бизнеса2.

В связи с изменениями на кредитных рынках европейские банки утратили интерес к реструктуризации. Это не относится к основным видам их деятельности, а также носит весьма длительный характер и является громоздкой процедурой. Поэтому в европейской практике все большую популярность приобретают так называемые самоорганизованные группы кредиторов, для которых деятельность становится основной и приоритетной. Они являются более гибкими и могут достигать благоприятных для должников результатов благодаря способности действовать в одностороннем порядке. В результате именно самоорганизованные группы кредиторов в Европе становятся во главе финансовой реструктуризации. Изучение работы этих групп очень важно в целях последующего развития законодательной базы для финансовой реструктуризации. Принцип работы Ad-hoc (его называют The Art of the Ad Hoc) становится приоритетным в деле процедуры финансовой реструктуризации. В Европе действует специальный комитет, состоящий из 20 практиков, представляющих 10 различных фирм, специализирующихся в соответствующих областях финансовой реструктуризации.

В Европе, по данным GRR, почти 20% от источников финансирования реструктуризации составляют, помимо кредитов банков, альтернативные источники. Это так называемые частные поставщики долговых обязательств, рынок привлекаемых средств которых только в 2016 г. составлял порядка 100 млрд долларов.

Подобная структурная фрагментация капитала затрудняет сотрудничество между стейкхолдерами, особенно в кризисной ситуации. Представители различных сегментов этой структуры могут иметь разные цели и задачи в отношении принимаемых на себя рисков. В посткризисный период разнообразие типов кредиторов стало явным преимуществом для привлече-

1 URL: https://www.centralfinances.fr/decouvrir-central-finances/

2 URL: https://globalrestructuringreview.com

ния капитала и развития компаний. В то же время для успешной финансовой реструктуризации должника крайне важным остается сотрудничество между всеми кредиторами. Принципы, предлагаемые Международной ассоциацией специалистов по реструктуризации, несостоятельности и банкротству, эффективно применяются в деятельности профессиональных участников этих процессов.

Потребность в координации действий кредиторов на практике привела к увеличению числа специальных комитетов. При этом деятельность координационных или руководящих комитетов, которые были распространены в докризисных и посткризисных финансовых реструктуризациях, изменялась. Они все более становились каналом передачи информации и сближения позиций кредиторов и должников. В некоторых случаях отдельные полномочия кредиторов были делегированы координационным или руководящим комитетам.

Специальные комитеты координируют деятельность кредиторов и должников по осуществлению мер в области финансовой реструктуризации. Вместе с тем они не являются представителями широкого класса стейкхолдеров, что позволяет им действовать быстрее и гибче, чем координационные и руководящие комитеты.

На начальном этапе финансовой реструктуризации одна из важнейших задач состоит в обеспечении стабильности для бизнеса должника. В этот период в его отношении следует избегать поспешных мер, которые могут привести к его банкротству. Эта необходимость особенно важна в том случае, если имеются неисполненные обязательства, позволяющие кредиторам или группам кредиторов принять соответствующие меры.

В европейских странах действует законодательная норма, устанавливающая требования к кредиторам, на долю которых приходится большая часть просроченной задолженности, действовать согласованно при принятии принудительных

мер в отношении должника. Кроме того, если структура капитала является многоуровневой, часто между кредиторами действует соглашение, которое регулирует возможность принятия принудительных мер к должнику теми кредиторами, чья доля является наименьшей. Такие соглашения позволяют должнику добиться заморозки всей своей структуры капитала с согласия блокирующей доли так называемых старших кредиторов (с большей долей задолженности).

Специальная группа старших кредиторов может оказаться более эффективной и отсрочить процедуру банкротства, так как она оперативно реагирует на сложившуюся ситуацию. Ситуация, позволяющая должнику спроецировать стабильность при поддержке группы кредиторов, является достаточной для блокирования любых принудительных мер со стороны финансовых кредиторов. В таком случае должник получает более высокие шансы на осуществление успешной финансовой реструктуризации.

Одновременно для должника важно не только приостановить негативные явления, которые могут спровоцировать процедуру банкротства, но и получить новое финансирование для решения проблемы реструктуризации, учитывая, что на общем неблагоприятном фоне инвесторы, как правило, не готовы выдавать новые кредиты без определенной защиты риска (например, приоритета погашения по отношению к существующему долгу).

В этой связи целесообразны действия должника по выявлению необремененных активов и обеспечению их сохранности. Однако и таких активов у него практически не остается. В Великобритании, например, должник часто предоставляет «плавающее» поручительство в качестве обеспечения по всем или практически всем существующим активам. Кроме того, долговые документы обычно содержат отрицательный залог, запрещающий создание дополнительного обеспечения в отноше-

нии уже обремененных и, по сути, любых необремененных активов.

Другие источники финансовых средств, используемых в целях проведения реструктуризации активов и пассивов компании, носят договорной характер. Это относится, в частности, к возможному изменению ранжирования кредиторов и, соответственно, долга. В то же время даже один несогласный кредитор может заблокировать такое решение. В этом случае специальные комитеты являются наиболее частыми поставщиками «спасательных» финансовых средств, так как у них есть стимул защищать свои инвестиции, произведенные ранее.

На практике специальные комитеты могут содействовать присвоению приоритетного статуса инвесторам в целях финансирования спасательных операций посредством контрактного оборота. В этом случае некоторые из существующих кредиторов передают взыскания с должника новому инвестору в приоритетном порядке по отношению к их существующей задолженности. Поскольку подобная договоренность осуществляется вне договорных положений, которые уже регулируют имеющийся долг, она не требует согласия существующих кредиторов. В таком случае должник вновь получает фору за счет повышения скорости исполнения решений, предложенных специальным комитетом.

Если должник находится в сложном финансовом состоянии, одно из ключевых значений приобретает раскрытие информации, которое может увеличить и без того значительные финансовые трудности. Информационная открытость должна действовать прежде всего в отношении плана финансовой реструктуризации, мер проецируемой стабильности, ранжирования различных требований кредиторов, переоценки стратегии бизнеса, составления прогнозов движения денежных средств и т. п. Что касается самих проблем с задолженностью, то важнейшее направление работы должника - это точечная работа с кредиторами без ущемления их интересов

в отношении возможности продать свой долг.

После того как бизнес должника стабилизируется, а просроченная задолженность перестанет расти, появляется возможность для проведения более широкомасштабной финансовой реструктуризации и выработки ее оптимальных условий.

В законодательстве Европейского союза пороговое значение, необходимое для изменения условий займа, чаще всего составляет 66,66% от общего объема обязательств по всем основаниям, кроме основных, а именно это касается уменьшения основного долга или процентов, изменения даты платежа, изменения ценной бумаги и т. п. Для облигаций пороговые значения обычно составляют 50% по всем основаниям, кроме основных, и 90% по основным основаниям для изменения условий эмиссии облигаций. Это позволяет специальному комитету, обладающему относительно небольшой долей основного долга, блокировать внесение фундаментальных поправок в долговую нагрузку должника.

Поскольку более полная реструктуризация должников с высоким уровнем заемных средств, как правило, требует внесения фундаментальных поправок в долговые документы, возможность блокирования фундаментальных поправок может серьезно затруднить финансовую реструктуризацию. Для преодоления указанной сложности должники и мажоритарные кредиторы прибегают к механизмам сокращения расходов. Общим требованием в этом случае является согласие определенного большинства кредиторов в поддержку предлагаемой реструктуризации. Пороговое значение составляет в большинстве европейских стран 75% стоимости обязательств, которые могут быть учтены в этой процедуре. Если при этом необходимые пороговые значения достигнуты, план финансовой реструктуризации будет реализован без согласия отдельных кредиторов.

В то же время финансовая реструктуризация может проходить по альтернатив-

ному сценарию, если пороговые значения не достигнуты. Например, в отношении немецкой фирмы Klöckner Pentaplast комитет кредиторов согласовал план финансовой реструктуризации, согласно которому первые кредиторы по залогу берут под свой контроль должника, погашают долги мелких кредиторов и продают часть капитала обратно существующему собственнику бизнеса. Одновременно специальный комитет младших кредиторов предложил свой план финансовой реструктуризации компании, в рамках которого они берут под контроль должника, выплачивают долги старшим кредиторам и лишают прав существующего собственника компании. В конечном счете младшие кредиторы добились успеха в отношении первого предложения старших кредиторов по за-логу1.

С точки зрения должника проблема заключается не только в существенном риске срыва предлагаемой реструктуризации, но и в затягивании процесса реструктуризации. Если финансовое состояние должника продолжает ухудшаться, то это может привести к окончательной потере им бизнеса.

Корпоративные банкротства в Европе достигли максимума в 2013 г. Среди основных тенденций преобладали резкий рост судебных ликвидаций и защитных процедур. Ежегодный рост банкротств составлял 3,8%. Число банкротств во Франции достигло 61 250. В этот период крупные компании с оборотом более 15 млн евро все больше становились финансово несостоятельными, что представляло значительную угрозу для цепи субподрядчиков, в основном состоящей из предприятий малого и среднего бизнеса, чьи риски росли более высокими темпами2.

Во Франции лидером по предотвращению рисков банкротства и проведения финансовой реструктуризации стала компания Central Finance. Она создала обширную сеть аналитиков в различных областях

1 URL: https://www.kpfilms.com/en/index.php

2 URL: https://globalrestructuringreview.com

бизнеса, что позволяет ей бесплатно проводить исследование финансового состояния компаний. Central Finance реализует принцип icon-metier-racer и специализируется на объединении кредитов и операциях финансовой реструктуризации, включая выкуп кредитов для частных лиц и компаний, а также защиту активов3.

Объединение кредитов - это механизм, позволяющий объединить несколько кредитов в один и таким образом сгруппировать их, получив один ежемесячный платеж для погашения долга. В результате компания получает больше денег в конце месяца, один ежемесячный платеж, одну ставку в течение одного срока погашения и только одного кредитора, что позволяет упростить управление бюджетом компании.

Для реализации модели объединения кредитов важно уметь правильно оценить риск-обязательства. Технологии, использующие информацию больших данных, обеспечивают более эффективную оценку риска, чем традиционные оценки.

Рассмотрим отдельные аспекты финансовой и налоговой реструктуризации в Российской Федерации. Большую работу в этой области проводит Федеральная налоговая служба. По результатам контрольной и аналитической работы налоговых органов в консолидированный бюджет в 2018 г. дополнительно поступило 297 млрд рублей. Растет объем поступлений в бюджетную систему налогов, сборов, страховых взносов в результате различных мероприятий в области формирования единой информационной системы данных о налогоплательщиках. По оценке ФНС России, это порядка 79,6 млрд рублей, что на 42,4% больше поступлений 2017 г.

В табл. 1 приводятся данные о поступлениях налогов, сборов, страховых взносов, структурированные по мерам принудительного взыскания задолженности. Как следует из таблицы, общая результативность мероприятий по налоговой реструк-

3 URL: https://www.centralfinances.fr/decouvrir-central-finances/

туризации по состоянию на 1 августа 2019 г. составила 809 млрд рублей, что выше показателя предыдущего года на 161,5 млрд рублей, а темп прироста составил 124,9%. Наиболее эффективно налого-

вая реструктуризация проводилась с использованием требований налоговых органов, по которым темп прироста за рассматриваемый период составил 135,7 млрд рублей.

Т а б л и ц а 1

Результативность мероприятий по налоговой реструктуризации*

На 1 августа 2018, млрд руб- На 1 августа 2019, млрд руб- Изменение

К 1 августа 2018, млрд руб. (+/-) Темп прироста, %

Налоговая реструктуризация - всего 647,5 809,0 161,5 124,9

В том числе на основе:

требований налоговых органов 408,1 553,6 145,6 135,7

инкассовых поручений 168,2 100,9 -67,3 60,0

статьи 47 НК РФ 58,6 84,4 25,8 144,0

статьи 48 НК РФ 4,5 1,3 -3,1 29,8

* Источник: иИЬ: https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm

Уровень налоговой реструктуризации по результатам выездных и камеральных налоговых проверок составил 68,4%, что на 5,4 процентного пункта выше, чем в 2018 г.

(63,0%). В табл. 2 приводится структура задолженности по налогам, сборам, страховым взносам, администрируемым ФНС России.

Т а б л и ц а 2

Состояние общей задолженности по платежам, администрируемым ФНС России*

На На На Изменение Изменение

1 августа 2018, млрд руб- 1 января 2019, млрд руб- 1 августа 2019, млрд руб- К 1 августа 2018, млрд руб. (+/-) Темп снижения, % К 1 января 2019, млрд руб. (+/-) Темп прироста, %

Совокупная задолженность - всего 2 104,5 1 916,6 2 055,7 -48,8 97,7 139,0 107,3

В том числе задолженность по страхо- 535,7 368,1 482,6 -53,1 90,1 114,5 131,1

вым взносам

* Источник: URL: https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm

Как следует из табл. 2, за 7 месяцев 2019 г. общая величина задолженности по ФНС России возросла на 139 млрд рублей, а темп прироста составил 107,3%. В аналогичный период предыдущего года задолженность снизилась на 48,8 млрд рублей, а темп снижения составил 97,7%.

По данным ФНС России, за 2017 г. общая задолженность увеличилась на 316 млрд рублей (или на 14,9% ) и составила 2,123 трлн рублей, в том числе задол-

женность по налогам и сборам - 1,597 трлн рублей (увеличилась на 195 млрд рублей, или на 13,9%). В 2018 г. общий объем задолженности снизился на 206 млрд рублей (или на 9,7% ) и составил 1,917 трлн рублей. Для достижения намеченных целей ФНС России активно применяла меры принудительного взыскания налоговой задолженности. Фактически за 2018 г. возврат задолженности по налогам, сборам и страховым взносам составил 2,756 трлн рублей,

в том числе 595,8 млрд рублей было погашено должниками добровольно; 1,189 трлн рублей получено с применением мер принудительного взыскания; 420,5 млрд рублей урегулировано путем зачета переплаты налогоплательщиков; 551 млрд рублей списан как задолженность, безнадежная к взысканию.

По данным ФНС России, эффективность мер принудительного взыскания налоговой задолженности за 2018 г. составила 66%, что на 4,8 процентного пункта выше аналогичного показателя за предыдущий год.

Принимая во внимание, что ФНС России - уполномоченный орган по представлению интересов Российской Федерации как кредитора в делах о несостоятельности (банкротстве), урегулирование налоговой задолженности происходит и в момент конкурсного производства. На 1 января 2019 г. общее количество должников, находящихся в процедурах банкротства, составляло 78 060, в том числе юридических лиц -36 030, физических лиц - 42 030. В реестр требований кредиторов включена задолженность по обязательным платежам и денежным обязательствам перед Российской Федерацией на сумму более 1,9 трлн рублей. Общая сумма финансовой задолженности (включая коммерческую задолженность), требующей реструктуризации, намного выше, так как она включает всю просроченную кредиторскую задолженность поставщикам.

На долю задолженности по налогам, сборам, страховым взносам, администри-руемым ФНС России, включенной в реестр требований кредиторов, приходится 26,8% на сумму 522,5 млрд рублей, в том числе на задолженность по налоговым платежам -433,1 млрд рублей, по страховым взносам -89,4 млрд рублей.

Анализ практики показывает, что процедура банкротства нередко используется для уклонения от уплаты налогов. В этой связи важны субсидиарная ответственность бенефициаров должника и совершенствование механизма оспаривания сделок.

По данным ФНС России, в 2018 г. было взыскано с должников, находящихся в процедурах банкротства, а также подавших заявления в арбитражный суд о признании их банкротом, 126 млрд рублей, что больше сумм 2017 г. на 24,6%. Должники, находящиеся в процедурах банкротства, перечислили в бюджетную систему 71,1 млрд рублей текущих платежей, что превышает показатель 2017 г. в 1,5 раза. Задолженность, включенная в реестр требований кредиторов должника, погашена на сумму 14,0 млрд рублей. Повышение качества согласительных процедур помогло в рамках мировых соглашений увеличить поступление задолженности в бюджет по сравнению с 2017 г. в 1,5 раза - до 6,1 млрд рублей. После подачи заявления о признании должника банкротом добровольно погашено 32,8 млрд рублей, а подлежащая включению в реестр требований кредиторов после введения процедуры банкротства и до включения задолженности в реестр требований кредиторов задолженность сократилась на 1,9 млрд рублей.

Повышению качества урегулирования налоговой и финансовой задолженности способствует совершенствование процедуры досудебного урегулирования споров. Соотношение числа жалоб по налоговым спорам, рассмотренным в досудебном порядке, и числа заявлений, предъявленных к налоговым органам и рассмотренных судами, за 2018 г. составило 336,5%. Однако настораживает факт, что налоговые споры в большинстве случаев выигрывают налоговые органы, тогда как организации не всегда могут защитить свои законные интересы в судах, что вызывает наплыв запросов в Верховный Суд Российской Федерации и Конституционный Суд Российской Федерации. Решения судов высших инстанций не являются во многих случаях однозначными и содержат предложения по совершенствованию Налогового кодекса Российской Федерации. Пример такой ситуации - рассмотрение в Конституционном Суде Российской Федерации вопроса о конституционности подпункта

15 пункта 2 статьи 146 НК РФ, касающейся принятия к вычету НДС по счетам-фактурам, выставленным по сделкам купли-продажи товара организацией, которая решением Арбитражного суда признана несостоятельной (банкротом).

Важным и ответственным направлением деятельности ФНС России в сфере налоговой реструктуризации является контрольно-надзорная деятельность в сфере валютных правоотношений. Только в 2018 г. проведено более 35,4 тыс. проверок соблюдения валютного законодательства. При этом выявлено 71,1 тыс. нарушений валютного законодательства (на 33% больше, чем в 2017 г.), составлено 87,6 тыс. протоколов об административном правонарушении (на 42% больше, чем в 2017 г.). Важно отметить, что с 2019 г. действует пункт 6 статьи 82 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающий возможность участия компетентного органа иностранного государства (территории) в налоговой проверке, налоговом монито-

ринге, если международным договором Российской Федерации предусмотрена такая возможность. ФНС России подготовила проект приказа «Об утверждении порядка организации работы по обеспечению участия и условий участия компетентного органа иностранного государства (территории) в налоговой проверке, налоговом мониторинге». В настоящее время Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) анализирует ситуацию по международному опыту проведения совместных налоговых проверок уполномоченными органами нескольких государств и их методологическому обеспечению. Это позволит в будущем улучшить систему налоговой реструктуризации.

Общая результативность деятельности Федеральной налоговой службы по работе с налогоплательщиками, в том числе в части обеспечения погашения задолженности по налогам, сборам и страховым взносам, приведена в табл. 3.

Т а б л и ц а 3

Результативность взаимодействия ФНС России с налогоплательщиками* (в %)

Наименование показателя (индикатора) Индикат горы госпрс (граммы

2017 2018, план 2018, факт

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Собираемость налогов и сборов 99,44 98,06 100,36

Доля решений налоговых органов, признанных судом недействительными, в общем количестве решений налоговых органов 0,02 0,35 0,01

Соотношение сумм требований, рассмотренных судами в пользу налоговых органов, относительно общих сумм по судебным налоговым спорам 81,7 52 82,6

Соотношение числа жалоб по налоговым спорам, рассмотренным в досудебном порядке, и числа заявлений, предъявленных к налоговым органам 346 335,5 336,5

Соотношение задолженности по налогам и сборам, страховым взносам и их поступлений в бюджеты всех уровней 9,22 13,1 7,0

Результативность контрольных мероприятий по соблюдению валютного законодательства Российской Федерации 95 51 99

Качество результатов контрольных проверок в валютной сфере 94 88 96

* Источник: иИЬ: https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm

В рамках национальных проектов «Производительность труда и поддержка занятости населения» и «Малое и среднее предпринимательство и поддержка инди-

видуальной предпринимательской инициативы», на наш взгляд, целесообразно подготовить ряд законопроектов, направленных на повышение ответственности

собственников за финансовое состояние компаний и гарантии занятости населения. Рост убыточности предприятий малого и среднего бизнеса, задолженности перед бюджетами и перед работниками компаний негативно влияет на социальную стабильность, занятость, вызывает старение оборудования, снижение производительности труда.

Для решения этой проблемы есть два варианта: банкротство или финансовое оздоровление (санация, реорганизация, реструктуризация) юридических лиц. Банкротство лишает бизнес возможности самостоятельно продолжать предпринимательскую деятельность, тогда как финансовое оздоровление в форме санации/ реорганизации/реструктуризации позволяет не только сохранить рабочие места, но и произвести модернизацию, техническое перевооружение, погасить задолженность. В мировой практике санация (реорганизация) бизнеса является широко распространенным явлением, урегулированным законодательством. В российском законодательстве санация относится к мерам по предупреждению банкротства и в рамках одной статьи в общем виде рассматривается в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)». Санация включает предоставление финансовой помощи и может сопровождаться принятием на себя должником или иными лицами обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь. Однако преференции для указанных лиц не предусмотрены. От-

сутствует также возможность получения правовой, информационной и иной помощи, а также инфраструктура организаций, обеспечивающих на профессиональном уровне проведение финансовой реструктуризации.

Финансовая реорганизация относится к инструментам, позволяющим прекратить необоснованную практику поглощения малых и средних предприятий иностранными компаниями, включая сферу производства продуктов питания, строительство, сельское хозяйство, а также диктующим монопольные цены на товары первой необходимости.

В этой связи необходимо законодательно урегулировать вопросы, которые пока остаются вне правового поля, включая внесение изменений в Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ и другие законодательные акты Российской Федерации в части финансовой реструктуризации организаций и мер по ее стимулированию. Следует создать эффективную и доступную для организаций инфраструктуру для реализации процедуры финансового оздоровления и восстановления платежеспособности бизнеса.

С этой целью предлагается создать компанию, наделенную соответствующими полномочиями в области финансовой реструктуризации, способную оказывать профессиональную помощь в рассматриваемой сфере деятельности, учредителем которой является государство.

Список литературы

1. Вайгенд А. BIG DATA. Вся технология в одной книге. - М. : Эксмо, 2018.

2. Гохан П. А. Слияния, поглощения и реструктуризация компаний. - 7-е изд. - М. : Альпина Паблишер, 2019.

3. Деминг Э. Выход из кризиса. Новая парадигма управления людьми, системами и процессами. - М. : Альпина Паблишер, 2015.

4. Медведев Д. А. Россия-2024: стратегия социально-экономического развития // Вопросы экономики. - 2018. - № 10. - С. 5-28.

5. Трамп Д. Дональд Трамп. Искусство сделки. - М. : Эксмо, 2019.

6. Управление бизнесом. - 3-е изд. - М. : Альпина Паблишер, 2019.

7. Форд Г., Рокфеллер Д. Д. Время - деньги. - М. : АСТ, 2017.

References

1. Weigend A. BIG DATA. Vsya tekhnologiya v odnoy knige [BIG DATA. All Technology in One Book]. Moscow, Exmo, 2018. (In Russ.).

2. Gohan P. A. Sliyaniya, pogloshcheniya i restrukturizatsiya kompaniy [Mergers, Acquisitions and Restructuring of Companies], 7th edition. Moscow, Alpina Pablisher, 2019. (In Russ.)

3. Deming E. Vykhod iz krizisa. Novaya paradigma upravleniya lyudmi, sistemami i protsessami [Overcome the Crisis. New Paradigm of Managing People, Systems and Processes]. Moscow, Alpina Pablisher, 2015. (In Russ.)

4. Medvedev D. A. Rossiya-2024: strategiya sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya [Strategy of Social and Economic Development]. Voprosy ekonomiki [Issues of Economics], 2018, No. 10, pp. 5-28. (In Russ.)

5. Tramp D. Donald Tramp. Iskusstvo sdelki [Donald Trump. The Art of Making Deals]. Moscow, Exmo, 2019. (In Russ.)

6. Upravlenie biznesom [Business Management], 3th edition. Moscow, Alpina Pablisher, 2019. (In Russ.)

7. Ford H., Rokfeller D. D. Vremya - dengi [Time is Money]. Moscow, ACT, 2017. (In Russ.)

Сведения об авторе

Лариса Николаевна Павлова

доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры бухгалтерского учета и налогообложения РЭУ им. Г. В. Плеханова. Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: Pavlova.LN@rea.ru

Information about the author

Larisa N. Pavlova

Doctor of Economics, Professor, Professor of the Department for Accounting and Taxation of the PRUE. Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: Pavlova.LN@rea.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.