Научная статья на тему 'Мировые судьи как члены судейского сообщества'

Мировые судьи как члены судейского сообщества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
976
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУДЕЙСКОЕ СООБЩЕСТВО / ОРГАНЫ СУДЕЙСКОГО СООБЩЕСТВА / МИРОВЫЕ СУДЬИ / СТАТУС СУДЕЙ / СОБРАНИЯ МИРОВЫХ СУДЕЙ / JUDICIAL COMMUNITY / BODIES OF JUDICIAL COMMUNITY / JUSTICE OF THE PEACE / THE STATUS OF JUDGES / MEETINGS OF WORLD JUDGES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бурдина Елена Владимировна

Статья посвящена правовому положению мировых судей как членов судейского сообщества, анализу законов субъектов Российской Федерации в части регулирования их принадлежности к единой судейской корпорации. Делаются выводы о необходимости единообразия нормативных правовых актов субъектов РФ по порядку принесения мировыми судьями присяги, недопустимости введения в юридический лексикон термина «судейское сообщество субъекта Российской Федерации», о недостаточности форм самоуправления с участием мировых судей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

World judges as members of judicial community

Article is devoted a legal status of Justice of the Peace as members of judicial community. Also the Russian Federation subjects laws analysis regarding regulation of accessory Justice of the Peace to uniform judicial corporation. Conclusions about necessity of uniformity of standard legal certificates of subjects of the Russian Federation in the order of bringing by Justice of the Peace of the oath, inadmissibility of introduction in a legal lexicon of the term «judicial community of the subject of the Russian Federation», about insufficiency of forms of self-management with participation of world judges become.

Текст научной работы на тему «Мировые судьи как члены судейского сообщества»

5. УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС, КРИМИНАЛИСТИКА

5.1. МИРОВЫЕ СУДЬИ КАК ЧЛЕНЫ СУДЕЙСКОГО СООБЩЕСТВА

Бурдина Елена Владимировна к.ю.н., доцент, доцент кафедры гражданского права и процесса Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева Контакты автора: elenburdina@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена правовому положению мировых судей как членов судейского сообщества, анализу законов субъектов Российской Федерации в части регулирования их принадлежности к единой судейской корпорации. Делаются выводы о необходимости единообразия нормативных правовых актов субъектов РФ по порядку принесения мировыми судьями присяги, недопустимости введения в юридический лексикон термина «судейское сообщество субъекта Российской Федерации» о недостаточности форм самоуправления с участием мировых судей.

Ключевые слова: судейское сообщество, органы судейского сообщества, мировые судьи, статус судей, собрания мировых судей

WORLD JUDGES AS MEMBERS OF JUDICIAL COMMUNITY

Burdina Elena Vladimirovna, the candidate of jurisprudence, docent, the docent of chair of civil law and process, The Mordovian state university of N.P. Ogaryov Annotation: Article is devoted a legal status of Justice of the Peace as members of judicial community. Also the Russian Federation subjects laws analysis regarding regulation of accessory Justice of the Peace to uniform judicial corporation. Conclusions about necessity of uniformity of standard legal certificates of subjects of the Russian Federation in the order of bringing by Justice of the Peace of the oath, inadmissibility of introduction in a legal lexicon of the term «judicial community of the subject of the Russian Federation» aaout tnsufficiency of forms of self-management with participation of world judges become.

Keywords: judicial community, bodies of judicial community, Justice of the Peace, the status of judges, meetings of world judges

Мировые судьи, являясь носителями судебной власти и обладая единым статусом судьи, образуют наряду с судьями федеральных судов и судов субъектов РФ судейское сообщество в Российской Федерации.

Так, ст. 1 Федерального закона от 14 марта 2002 г. № ЗО-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» гласит: «Судейское сообщество в Российской Федерации (далее - судейское сообщество) образуют судьи федеральных судов всех видов и уровней, судьи судов субъектов Российской Федерации, составляющих судебную систему Российской Фе-дерации»1.

Судейское сообщество в Российской Федерации сформировано по профессиональному признаку. В его

1 СЗ РФ. - 2002. - № 11. - Ст. 1022.

состав входят судьи всех уровней и компетенций, включая судей судов субъектов Российской Федерации, в том числе и мировых судей. Признак профессионального единства заключается в том, что членами судейского сообщества являются судьи, наделенные полномочиями в соответствии с законом.

Профессиональный признак объединения отличает судейское сообщество от профессионального союза. Члены профсоюза объединены, как правило, не по профессиональному, а по производственному признаку. Поэтому членами одного профсоюза оказываются люди различных профессий, но работающие в одной отрасли2. Судейское сообщество как единое целое составляют только судьи, причем безотносительно к тому, какую ветвь судебной власти они олицетворяют: суды конституционной, общей или арбитражной юрисдикций; а также безотносительно к тому, каких уровней судов эти судьи: федеральных судов или судов субъектов Российской Федерации. С этой точки зрения судейское сообщество следует признать дополнительным фактором единства судебной системы, а принадлежность мировых судей к судейскому сообществу есть отражение включенности мировых судов в единую судебную систему.

Мировые судьи являются членами единой судейской корпорации - судейского сообщества Российской Федерации. Их вхождение в указанную профессиональную общность не зависит от их волеизъявления или действий тех или иных государственных органов власти и управления. Судейское сообщество образуется не в результате реализации судьями их права на объединение, не по инициативе судей как ее членов, а особым способом - в силу прямого предписания законодателя и на условиях федерального закона.

Данная единая судейская общность образована на основании федерального закона, и ее органам переданы государственно-властные полномочия по самоуправлению. В этой связи законами субъектов Российской Федерации не могут быть созданы судейские сообщества субъектов РФ с теми же полномочиями. Однако анализ законов субъектов Российской Федерации о мировых судьях выявил попытки отдельных региональных законодателей по-иному решить вопросы их членства в судейском сообществе Российской Федерации.

Так, Закон Республики Башкортостан от 31 июля 1998 г. № 182-з «О мировых судьях Республики Башкортостан» содержит ст. 10, именуемую «Формы объединения мировых судей», которая гласит: «Мировые судьи входят в судейское сообщество Республики Башкортостан и пользуются всеми правами его чле-нов»3. Подобные формулировки находим в Законе Краснодарского края от 11.05.2000 г. «О мировых судьях Краснодарского края»: согласно ст. 12 названного закона «мировые судьи входят в судейское сообщество Краснодарского края и пользуются всеми Согласно ст. 6 Закона Республики Мордовия от 17 апреля 2000 г. № 17-З «О порядке назначения и деятель-

2 См.: Стецовский Ю.И. Советская адвокатура. - М., 1989. - С. 34.

3 Закон Республики Башкортостан «О мировых судьях Республики Башкортостан» от 31 июля 1998 г. № 182-з (в ред. от

28.04.2011 г.) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения:

18.11.2011).

Бурдина Е.В. МИРОВЫЕ СУДЬИ КАК ЧЛЕНЫ СУДЕЙСКОГО СООБЩЕСТВА

ности мировых судей Республики Мордовия» «мировые судьи принадлежат к судейскому сообществу Республики Мордовия и имеют право в установленном порядке участвовать в работе его органов»4.

Названными законодательными решениями субъекты Российской Федерации фактически пытаются ввести в юридический лексикон и судоустройственную практику термин «судейское сообщество субъекта Российской Федерации». Полагаем, что данное законотворчество субъектов РФ противоречит федеральному законодательству, вторгается в исключительную компетенцию Российской Федерации по установлению единого статуса судей и определению членства в судейском сообществе как элемента указанного статуса.

Судейское сообщество Российской Федерации не может рассматриваться как общественное объединение, подпадающее под действие ст. 30 Конституции Российской Федерации, закрепляющей право на свободу объединения. Обязательность членства мировых судей в судейском сообществе Российской Федерации должна рассматриваться как условие осуществления профессиональной деятельности - мировой судебной власти и не затрагивает ни конституционный принцип равенства, ни конституционные права на свободу объединения, поскольку государство в лице Российской Федерации вправе устанавливать для всех граждан, желающих осуществлять публичную (в данном случае судебную) деятельность, обязательные условия назначения на должность и пребывания в должности5. Такими обязательными условиями допуска мировых судей к профессиональной деятельности с учетом ее публичной значимости является наличие обязательности членства в судейском сообществе Российской Федерации как единой судейской корпорации. Обязательное членство мировых судей в иных судейских объединениях федеральным законом не предусмотрено, как не предусмотрено и наличие особых судейских общностей, выполняющих публичные функции, в субъектах РФ. Сказанное, однако, не препятствует образованию мировыми судьями добровольных ассоциаций, не имеющих и не реализующих государственно-властных полномочий через свои органы.

Таким образом, у регионального законодателя нет права устанавливать и определять иные судейские сообщества, не предусмотренные в федеральном законе. Судейское сообщество Российской Федерации является единым и не предполагает выделения в качестве самостоятельных судейских сообществ субъектов Российской Федерации. В этой связи использованное региональными законодателями выражение «судейское сообщество субъекта Российской Федерации» не основано на действующем законодательстве. Мировые судьи входят в судейское сообщество Российской Федерации, пользуются не только правами, но и обязанностями его членов, а также могут участвовать в работе не только органов судейского сообщества, образующихся по нормам представительства от судей региона, но и органов сообщества, где представлены

4 Закон Республики Мордовия «О порядке назначения и деятельности мировых судей Республики Мордовия» от 17 апреля 2000 г. № 17-З (в ред. от 15.06.2010 г.) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 18.11.2011).

5 Указанную правовую позицию неоднократно высказывал Конституционный Суд РФ по ряду аналогичных вопросов, в том числе в Постановлении от 28 января 1997 года по делу о проверке конституционности части четвертой статьи 47 УПК РСФСР, в Постановлении от 19 мая 1998 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства РФ о нотариате.

интересы судей разных уровней и компетенций всей страны.

Следует отметить, что термин «членство» применительно к судейскому сообществу несет иное, нежели в корпоративной доктрине частного права, содержание6, хотя и имеет ту же суть: персонифицирование лиц, состоящих в отношениях с организацией.

Для идентификации отношений членства мировых судей в судейском сообществе нами выделены характерные признаки7:

- в основе членства в судейском сообществе лежит не волеизъявление лица, а назначение (избрание) на должность мирового судьи в установленном законом субъекта РФ порядке, при этом не требуется выражения согласия членов судейского сообщества либо его органов на вступление в члены корпорации;

- членство в судейском сообществе является непременной составляющей статуса мирового судьи;

- вопросы членства мировых судей в судейском сообществе, относящиеся к единству статуса судей, не могут, в отличие от вопросов порядка назначения (избрания) мировых судей, регулироваться законодательными актами субъектов Российской Федерации;

- принятие в сообщество оформляется произнесением присяги единого для всех судей содержания;

- отношениями членства устанавливаются права и обязанности нравственно-этического и организационного содержания, а не профессиональные обязанности мирового судьи;

- отношения членства могут быть прекращены только в случаях, предусмотренных федеральным законом в рамках процедуры по прекращению полномочий судьи, что осуществляется особыми органами судейского сообщества - квалификационными коллегиями судей.

Если рассматривать членство судей в судейском сообществе как элемент статуса судей, которым они обладают вследствие наделения их в определенном законом порядке полномочиями осуществлять правосудие, то следует говорить о возникновении членства судей в судейском сообществе с момента их назначения, а в отношении мировых судей - с момента их назначения или избрания в соответствии с законом субъекта РФ. Более того, обязательное членство в судейском сообществе рассматривается как необходимое условие судебной деятельности. Однако Закон об органах судейского сообщества начало возникновения членства в судейском сообществе увязывает с моментом принесения присяги.

Так, в соответствии со статьей 2 Закона об органах судейского сообщества «судьи федеральных судов и судов субъектов Российской Федерации являются членами судейского сообщества с момента принесения ими присяги судьи и до момента вступления в силу решения о прекращении полномочий судьи, за исключением случая прекращения полномочий в связи с почетным уходом или почетным удалением судьи в отставку».

По смыслу процитированной нормы присяга является тем юридически значимым обстоятельством, с которым законодатель связывает членство в судейском

6 Белов А.В., Пестерева Е.В. Хозяйственные общества. - М., 2002. - С. 261.

7 При анализе данного вопроса автор использовал выделенные характерные признаки понятия «членство» в частноправовой доктрине. См., напр.: Алейник С.А. Корпоративные нормы: определение понятия // Вестник Российской правовой академии. - 2003. -№ 3. - С. 17.

сообществе как условие допуска к профессиональной деятельности и подчинения правилам судейского поведения.

Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» определяет порядок принесения присяги. В силу статьи 8 названного закона присягу в торжественной обстановке приносит судья, впервые избранный на должность. При этом законодатель указывает, что судьи Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации приносят присягу на собраниях судей этих судов, судьи других судов приносят присягу на съездах (конференциях) либо на собраниях судей.

Закрепленный Законом о статусе судей порядок принесения присяги нуждается в анализе и толковании по отношению к мировым судьям.

Применительно ко всем судьям, кроме мировых, порядок принесения присяги ясен: присяга приносится, как правило, на собраниях этих же судов, реже - на конференциях судей субъектов РФ в силу периодичности их созыва. Мировые судьи осуществляют правосудие единолично на своем судебном участке, поэтому вопрос о том, перед кем они приносят присягу, нуждается в толковании, поскольку законодательного четкого решения он не получил.

Данный вопрос не был оставлен без внимания законодателями субъектов Российской Федерации.

Соответствуют федеральному закону те законодательные решения субъектов РФ, где указано на порядок принесения присяги в соответствии с Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации».

Так, частью 5 ст. 2 Закона Пермского края от 6 марта 2001 г. «О мировых судьях в Пермском крае» предусмотрено: «Мировой судья, назначенный (избранный) на должность судьи впервые, приносит присягу в порядке, установленном Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», и с этого момента считается вступившим в должность»8.

Законом Воронежской области «О мировых судьях Воронежской области» от 29 декабря 2010 г. установлен четкий механизм принесения присяги мировыми судьями: «Мировой судья, впервые назначенный на должность, в торжественной обстановке на съезде (конференции) либо на собрании судей перед Государственным флагом Российской Федерации и флагом Воронежской области приносит присягу» (ст. 7)9.

Согласно ст. 6 Закона Тамбовской области от 1 июля 2011 г. «О порядке назначения и деятельности мировых судей в Тамбовской области» «присяга приносится мировым судьей на съездах (конференциях) или на собраниях судей перед Государственным флагом Российской Федерации и флагом Тамбовской области». Подобную норму находим в Законе Камчатского края «О мировых судьях в Камчатском крае»10.

Однако в законодательных актах отдельных субъектов РФ находим установленные региональными законодателями иные, нежели в Законе о статусе судей, порядки принесения присяги мировыми судьями.

8 Закон Пермского края «О мировых судьях в Пермском крае» от

5 декабря 2006 года № 28-КЗ (в ред. от 30.07.2008 г.) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 18.11.2011).

9 Закон Воронежской области «О мировых судьях Воронежской области» от 29 декабря 2010 г. № 151-ОЗ // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 18.11.2011).

10 Закон Тамбовской области от 1 июля 2011 г. № 16-З «О по-

рядке назначения и деятельности мировых судей в Тамбовской

области»; Закон Камчатского края «О мировых судьях в Камчатском крае» от 22.04.2008 г. № 32 (в ред. 06.04. 2011 г.)

В соответствии со статьей 13 Закона Нижегородской области от 5 ноября 1999 г. «О мировых судьях Нижегородской области» «мировой судья, впервые назначенный на должность, приносит присягу судьи в торжественной обстановке на заседании Законодательного Собрания Нижегородской области»11.

Статья 6 Закона Архангельской области «О мировых судьях в Архангельской области» от 26 октября 1999 года гласит: «Председатель областного Собрания депутатов в торжественной обстановке на сессии областного Собрания депутатов приводит к присяге лицо, впервые назначенное на должность мирового су-дьи»12.

Согласно статьи 4 Закона Республики Мордовия от 17 апреля 2000 г. № 17-З «О порядке назначения и деятельности мировых судей Республики Мордовия» «мировой судья, впервые назначенный на должность, приносит присягу перед судейским сообществом Республики Мордовия».

Считаем, что положения законов субъектов РФ, устанавливающих иной порядок принесения присяги мировым судьей, не основанный на Законе о статусе судей, должны быть признаны несоответствующими федеральному закону.

Полагаем, что мировые судьи, исполняя процедуру, установленную в ст. 8 Закона о статусе судей, должны приносить присягу на собраниях судей вышестоящего суда - районного суда, либо, в отдельных случаях, -на конференциях судей субъектов РФ. Принесение присяги на собрании судей районного суда обеспечивает торжественность и оперативность принесения присяги сразу же вслед за назначением (избранием) мирового судьи, а также обеспечивает роль районного суда как вышестоящего по отношению к мировому судье.

Надлежащее построение системы органов судейского сообщества должно предоставлять равные возможности судьям всех уровней и компетенций участвовать в судейском самоуправлении, выражать свои интересы как носителей судебной власти. Система корпоративных органов должна в полной мере принимать и перерабатывать информацию от всех составляющих судебной власти.

Действующая система органов судейского сообщества обеспечивает причастность к судейскому самоуправлению всех судей федеральных судов, которые могут принимать как непосредственное, через собрания судей соответствующих судов, так и опосредованное, через выборы своих представителей, участие в деятельности органов судейского сообщества. Однако мировые судьи согласно действующему законодательству ограничены в формах участия в самоуправлении, могут лишь выдвигать своих представителей в коллегиальные органы сообщества, построенные на принципе единства для всех судей на определенной территории. Собрания (съезды) мировых судей как органы судейского сообщества в законодательстве не предусмотрены.

При отсутствии органа судейского сообщества, который выражал бы интересы мировых судей, судейское сообщество не может считаться оформленным окон-

11 Закон Нижегородской области «О мировых судьях Нижегородской области» от 5 ноября 1999 г. № 72-З (ред. от 28.06.2011 г.) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 18.11.2011).

12 Закон Архангельской области «О мировых судьях в Архангельской области» от 26.10.1999 г. № 161-25-ОЗ (в ред.

19.11.2010 г.) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения:

25.01.2011).

Бурдина Е.В. МИРОВЫЕ СУДЬИ КАК ЧЛЕНЫ СУДЕЙСКОГО СООБЩЕСТВА

чательно и выражать интересы судей всех уровней и компетенций. Потребность в дальнейшем законодательном совершенствовании системы корпоративных органов осознается на практике.

Так, законодатели отдельных регионов попытались сконструировать модель органов судейского сообщества, непосредственно выражающих интересы мировых судей.

В силу статьи 14 Закона Самарской области от 14 февраля 2000 г. «О мировых судьях в Самарской области» «для обсуждения судебной практики и решения вопросов, имеющих значение для деятельности мировых судей области, периодически проводятся собрания и конференции мировых судей области»13. Норма аналогичного содержания содержится в Законе Кировской области от 3 апреля 2000 г. «О мировых судьях в Кировской области»14.

В других субъектах Российской Федерации дефекты законодательного регулирования в сфере судейского самоуправления мировых судей пытаются устранить путем принятия корпоративных нормативных документов самого судейского сообщества. Так, согласно статьи 6 Регламента конференции судей Республики Ка-релия15 «делегаты на конференцию судей Республики Карелия избираются на общих собраниях судей каждого суда либо судебного района. Совет судей определяет порядок создания округов для избрания делегатов от мировых судей».

Совершенно очевидно, что создание новых органов судейского сообщества не относится к компетенции регионального законодателя. Данные органы как публично-властные субъекты не могут создаваться и по воле самих органов судейского сообщества. Однако имеющиеся образцы нормативного регулирования этого вопроса побуждают к обсуждению таких моделей органов самоуправления судей, которые подсказаны «снизу».

В настоящее время мировые судьи реализуют профессиональные интересы как носители мировой судебной власти через участие своих представителей в работе квалификационной коллегии судей субъекта РФ, совета судей субъекта РФ, а также в работе конференции судей субъекта РФ. Широкое представительство мировых судей прослеживается в работе конференции, однако данный орган судейского сообщества созывается по мере необходимости, не реже одного раза в два года; традиционно, как правило, не более одного раза в год.

Полагаем, что наличия лишь данных форм самоуправления по отношению к мировым судьям недостаточно.

Список литературы:

1. Алейник С.А. Корпоративные нормы: определение понятия // Вестник Российской правовой академии. - 2003. - № 3.

2. Белов А.В., Пестерева Е.В. Хозяйственные общества. - М., 2002.

3. Стецовский Ю.И. Советская адвокатура. - М., 1989.

13 Закон Самарской области от 14 февраля 2000 г. № 3-ГД (в ред. от 07.10.2010 г.) «О мировых судьях в Самарской области» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 12.08.2011).

14 Ст. 14 Закона Кировской области от 3 апреля 2000 г. № 169-ЗО «О мировых судьях в Кировской области» (в ред. от

22.02.2011 г.) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения:

12.08.2011).

15 Регламент конференции судей Республики Карелия. Принят Конференцией судей Республики Карелия 13 марта 2009г. // http: // www.ssrf.ru / ss_detale.php?id=4553

References:

1. Alejnik S.A. Corporate norm: definition of concept//the Bulletin of the Russian legal academy. - 2003. - № 3.

2. Belov A.V., Pestereva E.V. Business corporations. - М, 2002.

3. Stetsovsky JU.I.Soviet profession of barrister. - М, 1989.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Бурдиной Елены Владимировны «Мировые судьи как члены судейского сообщества».

Рецензируемая научная разработка Елены Владимировны Бурдиной посвящена малоисследованному вопросу членства мировых судей в судейском сообществе, анализу их прав и обязанностей, вытекающих из их принадлежности к единой судейской общности.

При активном использовании потенциала судейского самоуправления в доктрине не сложилось единообразного понимания правовой природы судейского сообщества и его органов, требует изучения вопрос о месте корпоративных органов в механизме судебной власти и их роли в модернизации судебной составляющей государственной власти. Определенный вклад, надо признать, небезуспешный, в решение указанных задач вносит автор рецензируемой статьи, рассматривая указанный круг вопросов применительно к мировым судьям.

Рассуждая о судейском сообществе как единой корпорации, автор считает неприемлемым использование в законодательной практике термина «судейское сообщество субъекта Российской Федерации», правомерно полагая, что тем самым ограничивается участие мировых судей в работе органов судейского сообщества, представляющих интересы судей всей страны. Следует поддержать данный подход, направленный на упрочение единства судебной системы в Российской Федерации.

В работе сделаны обоснованные выводы о несовершенстве законодательных актов о мировых судьях, принятых в отдельных регионах федерации, поскольку они не соответствуют положениям федерального закона о порядке принятия мировыми судьями присяги. Данные исследования призваны помочь устранить указанные несовершенства.

Следует поддержать идею автора о недостаточности имеющихся форм самоуправления по отношению к мировым судьям и необходимости законодательного закрепления нового органа судейского сообщества - собрания мировых судей субъекта Российской Федерации, тем более что подобные собрания, не имеющие на сегодняшний день статуса органа судейского самоуправления, созываются для решения ряда вопросов. В их числе, например, выдвижение представителей на конференции судей субъектов РФ.

Новационные подходы автора к решению проблем членства мировых судей в судейском сообществе подкреплены солидной нормативно-правовой базой, в качестве которой использовано законодательство о мировых судьях как в Республике Мордовия, так и в других регионах России, а также практика организационного обеспечения мировых судей, складывающаяся в субъектах РФ.

Рецензируемая статья Е.В. Бурдиной имеет научноприкладное значение, содержит новаторские подходы к осмыслению процессов организации и деятельности мировых судей, основана на методологии научного анализа, может быть рекомендована к опубликованию.

Заместитель Председателя Верховного суда

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Республики Мордовия, Председатель Совета судей

Республики Мордовия

к.ю.н. С.В. Александров

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.