Научная статья на тему 'МИРОВЫЕ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ'

МИРОВЫЕ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
875
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет и статистика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ / НАЛОГИ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / МОДЕЛИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Селюков М.В.

Статья посвящена мировым системам налогообложения. В ходе анализа действующих в мировом пространстве моделей налогообложения произведена оценка их параметров, изложены особенности каждой из них. Исследование действующих мировых моделей налогообложения весьма актуально, поскольку позволяет выявить плюсы и минусы в порядке налогообложения физических и юридических лиц, что равным образом может быть полезным для актуализации налоговой системы, сложившейся в нашей стране. Полученные данные позволяют понять теоретическую основу налогообложения, являющуюся базой для формирования социальной налоговой политики государства.The article is devoted to the world systems of taxation. In the course of the analysis of taxation models operating in the world, their parameters are assessed and the features of each of them are outlined. The study of existing world models of taxation is very relevant, as it allows to identify the pros and cons in the order of taxation of individuals and legal entities, which, equally, can be useful to update the tax system that has been established in our country. The findings allow us to understand the theoretical basis of taxation, which is the basis for the formation of the social tax policy of the state.The article is devoted to the world systems of taxation. In the course of the analysis of taxation models operating in the world, their parameters are assessed and the features of each of them are outlined. The study of existing world models of taxation is very relevant, as it allows to identify the pros and cons in the order of taxation of individuals and legal entities, which, equally, can be useful to update the tax system that has been established in our country. The findings allow us to understand the theoretical basis of taxation, which is the basis for the formation of the social tax policy of the state.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МИРОВЫЕ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ»

un.org/unsd/trade/events/2018/rome/GVC %20handbook_Part%20I%20%20Introduct ion.pdf (date of access: 20.08.2022).

4. Baldwin R. Trade and Industrialization after Globalization's Second Unbundling: How Building and Joining a Supply Chain are Different and Why it Matters // NBER Working Paper. - 2011. -No. 17716.

5. Mezinova I.A., Bodiagin O.V. Russia's competitiveness in global value chains // Statistics in the modern world: methods, models, tools: proceedings of the VIII International scientific and practical conference / RSUE. - Rostov-on-Don: AzovPrint, 2022. - Pp. 236-241.

6. Borin A., Mancini M. Follow the value added: bilateral gross export accounting // Economic Working Papers. -2015. - No. 1026.

7. Borin A., Mancini M. Measuring What Matters in Global Value Chains and Value-Added Trade // Policy Research Working Paper. - 2019. -No. 8804.

8. Borin A., Mancini M., Taglioni D. Countries and Sectors in GVCs // Policy Research Working Paper. - 2021. -No. 9785.

9. WTO. Global Value Chains statistics [Electronic resource]. - Access mode: https://www.wto.org/english/res_e/ statis_e/miwi_e/explanatory_notes_e.pdf (date of access: 20.08.2022).

10. Federal Customs Service. Analytics [Electronic resource]. - Access

DOI 10.54220/1994-0874.2022.52.70.006 УДК 336

mode: https://customs.gov.ru/statistic (date of access: 20.08.2022).

11. UNCTAD. World Investment Report. 2013. Global value chains: Investment and trade for development [Electronic resource]. - Access mode: https://unctad. org/system/files/official-document/wir2013_ en.pdf (date of access: 20.08.2022).

12. WTO. Trade in Value-Added and Global Value Chains: Statistical Profiles. Russian Federation (2005-2015) [Electronic resource]. - Access mode: https://www.wto.org/english/res_e/statis_e/ miwi_e/RU_e.pdf (date of access: 20.08.2022).

13. Fernandez-Stark K., Gereffi G. Global value chain analysis: a primer (second edition). Chapters // Handbook on Global Value Chains / ed. Stefano Ponte & Gary Gereffi & Gale Raj-Reichert. Edward Elgar Publishing, 2019. - Chapter 2. -Pp. 54-76 [Electronic resource]. - Access mode: https://doi.org/10.4337/97817881 13779.00008 (date of access: 20.08.2022).

14. Bacchetta M., Bekkers E., Piermartini R., Rubinova S., Stolzenburg V., Xu A. COVID-19 and Global Value Chains: A discussion of arguments on value chain organization and the role of the WTO. World Trade Organization, 2021 [Electronic resource]. - Access mode: https://doi.org/10.30875/40db0106-en (date of access: 20.08.2022).

Селюков М.В.

МИРОВЫЕ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация

Статья посвящена мировым системам налогообложения. В ходе анализа действующих в мировом пространстве моделей налогообложения произведена оценка их параметров, изложены особенности каждой из них. Исследование действующих мировых моделей налогообложения весьма актуально, поскольку позволяет выявить плюсы и минусы в порядке налогообложения физических и юридических лиц, что равным образом может быть полезным для актуализации налоговой системы, сложившейся в нашей стране. Полученные данные позволяют понять теоретическую основу налогообложе-

ния, являющуюся базой для формирования социальной налоговой политики государства.

Ключевые слова

Обязательные платежи, налоги, налогообложение, налоговая система, модели налогообложения.

JEL: H2, Н87

Selyukov M. V.

GLOBAL TAXATION SYSTEMS: COMPARATIVE ANALYSIS

Annotation

The article is devoted to the world systems of taxation. In the course of the analysis of taxation models operating in the world, their parameters are assessed and the features of each of them are outlined. The study of existing world models of taxation is very relevant, as it allows to identify the pros and cons in the order of taxation of individuals and legal entities, which, equally, can be useful to update the tax system that has been established in our country. The findings allow us to understand the theoretical basis of taxation, which is the basis for the formation of the social tax policy of the state.

Keywords

Taxes, taxation, tax system, taxation models.

Введение. Вопросы построения новых и условий функционирования действующих моделей налогообложения в мировом пространстве не перестают быть актуальными. Интерес к данной теме со стороны ученых усиливается в связи с происходящими процессами в мире, изменением баланса сил в международной политике, ухудшением финансового положения компаний, ростом инфляции, снижением реальных доходов населения. Трансформация политической модели мироустройства, а также цифровизация экономики ставят новые задачи по совершенствованию налоговых систем с учетом введения новых бизнес-процессов, основанных на современных информационных технологиях. Кроме того, важным становится вопрос социализации налоговой политики государства. Так, по мнению А.О. Моисеевой, социальная направленность в проводимой государством налоговой политике может при-

вести к более высокому уровню защиты малообеспеченных слоев населения и выравнивать уровни доходов различных категорий граждан [12].

В целях проведения ретроспективного анализа построения налоговой политики любого государства важно исследовать действующие мировые модели налогообложения, произвести оценку их параметров, изложить особенности каждой из них. Этим и определяется цель данного научного изыскания.

Анализ теоретических и эмпирических результатов исследования проводился на базе научных положений и теорий, изложенных в работах ученых-экономистов, а именно: О.К. Абдурахма-нова [1], Т.В. Воронченко [3], И.В. Га-шенко [5], И.Ю. Зобовой [6], О.В. Калининой [7, 8], В.Н. Коновалова [9], Н.А. Львовой и Н.В. Покровской [10], Р.А. Петуховой и И.А. Кацюбы [13] и др.

Методы и результаты. Для решения поставленных в ходе исследова-

ния задач были использованы эмпирические методы исследования, а именно сбор и изучение научных публикаций посвященных теории налогообложения, а также теоретический методический инструментарий: анализ, синтез, индуктивное и аналитическое обобщение, конкретизация и др. Полученные данные позволяют понять теоретическую основу налогообложения, являющуюся базой для совершенствования налоговой системы страны и формирования социальной налоговой политики государства.

Обсуждение. Налоги как индивидуально безвозмездные платежи возникли давно, с появлением государства. По мере развития общества менялись подходы к налогообложению физических и юридических лиц. В зависимости от формы взимания налога, видов налоговых ставок, льгот и преференций в мире сложилось несколько систем налогообложения. Ученые И.В. Гашенко [5],

Р.А. Петухова и И.А. Кацюба [13], исследуя теоретические основы налогообложения, описывают четыре модели: англосаксонскую, евроконтинентальную, латиноамериканскую и смешанную.

В англосаксонской модели, характерной для Великобритании, США, Канады, Австралии, упор производится на установление и взимание прямых налогов. При этом большая часть налоговой нагрузки ложится на физических лиц. В доходной части бюджета доля косвенных налогов незначительная, преобладают налог с продаж и налог с оборота. В странах, использующих евроконтинентальную модель (Австрия, Бельгия, Германия, Франция, Греция, Хорватия, Венгрия, Кипр и др.), преобладают косвенные налоги (НДС, акцизы), доля прямых налогов намного меньше. Кроме того, достаточно серьезное налоговое бремя налогоплательщики несут по отчислениям на социальное страхование (табл. 1).

Таблица 1 - Структура налогов в странах ЕС за 2018-2020 гг. (в % от ВВП)2

Страны Косвенные налоги Прямые налоги Социальные взносы

2018 г. 2019 г. 2020 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

Бельгия 13,7 13,7 13,4 17,7 16,4 16,5 13,4 13,3 13,7

Болгария 15,0 15,5 15,3 6,1 6,1 6,1 8,7 8,8 9,2

Чехия 12,1 12,0 11,6 8,5 8,5 8,5 15,4 15,4 15,9

Дания 16,0 15,6 15,9 28,3 31,1 30,9 0 0 0,1

Германия 10,8 10,8 10,5 13,4 13,4 13,0 15,6 15,9 16,6

Эстония 14,0 14,4 13,8 7,5 7,4 7,8 11,5 11,7 12,4

Ирландия 8,0 7,8 6,6 10,7 10,4 10,2 3,7 3,7 3,2

Греция 17,6 17,5 16,6 10,4 9,9 9,3 11,9 12,1 12,9

Испания 12,0 11,7 11,5 11,0 10,8 11,6 11,7 12,3 13,8

Франция 16,6 16,9 17,1 13,7 13,6 13,7 16,0 14,8 14,8

Хорватия 19,7 19,8 18,8 6,3 6,5 6,5 11,5 11,3 11,7

Италия 14,6 14,5 13,9 14,1 14,5 15,2 13,0 13,2 13,5

Кипр 15,2 14,7 13,7 9,5 9,4 9,7 8,5 10,3 11,2

Латвия 14,5 14,1 14,3 7,4 7,0 7,2 9,1 9,5 10,0

Литва 11,7 11,8 11,8 5,7 8,9 8,8 12,6 9,7 10,2

Люксембург 11,6 11,6 11,2 16,9 16,9 16,0 10,7 10,9 11,2

Венгрия 18,2 18,1 18,3 6,6 6,6 6,8 12,0 11,7 11,2

Мальта 12,3 11,7 10,9 12,9 13,2 13,1 5,1 5,0 5,7

Нидерланды 12,1 12,4 12,7 12,7 13,4 13,4 14,0 13,4 13,6

доставлено автором на основании данных: ec.europa.eu/taxation_customs/business/economic-analysis-taxation/data-taxation en.

Страны Косвенные налоги Прямые налоги Социальные взносы

2018 г. 2019 г. 2020 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

Австрия 14,0 14,1 13,8 13,6 13,7 12,7 14,7 14,9 15,5

Польша 14,2 14,0 14,2 7,8 7,9 8,0 13,1 13,2 13,6

Португалия 15,3 15,1 14,8 10,1 9,7 10,1 9,3 9,6 10,5

Румыния 10,5 10,7 10,5 4,9 4,8 4,7 10,6 10,5 11,1

Словения 14,1 13,8 12,8 7,9 7,8 7,9 15,4 15,7 16,8

Словакия 12,0 12,1 12,3 7,3 7,2 7,2 14,7 15,0 15,5

Финляндия 14,2 14,2 14,2 16,3 16,3 16,4 11,8 11,8 11,6

Швеция 22,4 22,0 21,8 18,6 18,1 18,2 2,8 2,7 2,8

Исландия 14,3 13,6 13,8 18,7 18,0 19,2 3,5 3,2 3,0

Норвегия 12,1 12,3 13,0 17,4 17,3 14,4 10,1 10,6 11,2

Используя опыт зарубежных стран, в ряде государств выбрана и применяется смешанная, или так называемая комбинированная, система налогообложения, позволяющая установить некую гармонию между прямыми и косвенными налогами, сохраняя при этом черты той или иной модели налогообложения. При этом правительства таких стран комбинируют в основном элементы англосаксонской и евроконтинентальную модели налогообложения. По такому пути пошли Россия и Италия.

Следует отметить, что ЕС по-прежнему демонстрирует уровень нало-

говых поступлений значительно выше, чем в других странах с развитой экономикой. В 2019 году налоговые поступления в ЕС составили 40,1% валового внутреннего продукта (ВВП). Структура налогообложения в ЕС оставалась стабильной. Доходы почти поровну распределялись между косвенными налогами, прямыми налогами и социальными отчислениями. Информация об общей сумме налоговых платежей (включая обязательные фактические социальные взносы) в странах ЕС представлена в таблице 2.

Таблица 2 - Общая сумма налогов (включая обязательные фактические

2

социальные взносы) в странах ЕС за 2015-2020 гг. (в % от ВВП)

Страны 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. Отклонение 2020-2015 гг.

Бельгия 45,0 44,2 44,7 44,8 43,5 43,6 -1,4

Болгария 28,9 29,2 29,8 29,7 30,3 30,6 1,7

Чехия 34,3 35,1 35,4 36,0 35,9 36,0 1,7

Дания 46,4 45,7 45,7 44,4 46,8 46,8 0,4

Германия 38,8 39,2 39,3 39,9 40,1 40,0 1,2

Эстония 33,3 33,5 32,8 33,0 33,5 34,0 0,7

Ирландия 23,2 23,6 22,6 22,4 22,0 20,1 -3,1

Греция 36,6 38,9 39,4 40,0 39,5 38,9 2,3

Испания 33,9 33,7 34,0 34,7 34,8 36,8 2,9

Франция 45,7 45,7 46,4 46,3 45,3 45,6 -0,1

Хорватия 36,6 37,0 37,0 37,6 37,6 37,0 0,4

Италия 42,8 42,1 41,8 41,6 42,2 42,7 -0,1

Кипр 33,2 32,3 33,0 33,3 34,4 34,6 1,4

Латвия 29,8 30,7 31,1 31,0 30,6 31,5 1,7

Литва 28,9 29,7 29,4 30,0 30,3 30,8 1,9

2 Источник: ec.europa.eu/ 1аха11оп_сш1от8/Ьи8те88/есопот1с-ат1у818-1ахайопМа1а-1аха1юп_еп.

Страны 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. Отклонение 2020-2015 гг.

Люксембург 34,9 35,5 36,8 39,3 39,4 38,4 3,5

Венгрия 38,7 39,1 37,9 36,9 36,4 36,3 -2,4

Мальта 29,6 30,5 30,2 30,2 29,8 29,7 0,1

Нидерланды 36,9 38,4 38,7 38,8 39,3 39,7 2,8

Австрия 43,2 41,8 41,9 42,3 42,6 42,1 -1,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Польша 32,4 33,4 34,1 35,1 35,1 35,7 3,3

Португалия 34,4 34,1 34,1 34,7 34,5 35,3 0,9

Румыния 28,1 25,9 24,9 26,0 26,0 26,3 -1,8

Словения 37,6 37,6 37,3 37,5 37,3 37,6 -

Словакия 32,5 33,0 33,9 34,0 34,3 35,0 2,5

Финляндия 43,5 43,7 42,9 42,4 42,3 42,1 -1,4

Швеция 42,6 44,1 44,1 43,8 42,8 42,8 0,2

Исландия 35,1 50,3 37,1 36,4 34,8 36,0 0,9

Норвегия 38,6 39,1 38,9 39,5 40,2 38,6 -

В странах Латинской Америки (Чили, Перу, Боливия, Венесуэла и др.), где практически всегда наблюдается достаточно высокий уровень инфляции, сложилась своя модель налогообложения с преобладанием косвенного налогообложения.

В своих исследованиях И.В. Га-шенко [5], Р.А. Петухова и И.А. Кацюба [13] не рассматривают исламскую налоговую систему с особыми налоговыми механизмами, обеспечивающими её социализацию. Вместе с тем опыт взимания налогов в исламских государствах весьма полезен и может служить примером для моделирования социальной налоговой политики в Российской Федерации, поскольку налоги в исламе обеспечивают социальную справедливость через перераспределение доходов, полученных от их взимания, между бедными и богатыми.

Процесс установления и взимания налогов в государствах с исламской экономикой был исследован И.Ю. Зобо-вой [6]. Автор раскрыл сущность исламских налогов, изложил свое видение их значимости в исламском мире, раскрыл особенности взимания в современных условиях. И.Ю. Зобова делает вывод, что мусульманские налоги - это

разные формы платежей или иных податей, которые взыскиваются с физических лиц, граждан мусульманских государств [6]. Они имеют вековую историю. Так, например, статус государственных налогов имеют закят и ушр. Закят - это индивидуально безвозмездный платеж в пользу нуждающихся, осуществляемый с драгоценных металлов, денежных средств, арендных платежей, скота, зерна и плодов, товаров и др., т.е. объектом налогообложения являются богатство и доходы. Налогоплательщиками закята являются различные категории лиц. В отношении него установлен необлагаемый минимум. По мнению Н.А. Львовой, Н.В. Покровской, именно закят является центром исламской налоговой модели [10], так как он характеризуется обязательностью. Вместе с тем мусульмане могут осуществлять добровольные пожертвования в виде садаки. Ушр - взнос в размере 1/10 с продуктов, выращенных землевладельцами-мусульманами на земельных участках, которые не облагаются хараджем.

Таким образом, считаем необходимым заключить, что в мире сложилось не четыре, а пять действующих моделей налогообложения (рис. 1).

Англосаксонская модель (Австралия, Канада, Исландия, Ирландия, Люксембург, Австрия, Бельгия, Дания, Норвегия, Великобритания, США и др.)

• доминирование прямых налогов, небольшая доля косвеннного налогообложения, существенная налоговая нагрузка на физических лиц

Евроконтинентальная модель (Германия, Финляндия, Венгрия, Польша, Словения и др.)

превалирование косвенного налогообложения, небольшая доля прямых налогов, существенная нагрузка по социальным платежам

Латиноамериканская модель (Чили, Перу, Боливия, Венесуэла и др.)

• существенное обесценение денег, доминирование косвенного налогообложения, небольшая доля прямых налогов

Исламская модель (Турция, Иран, Пакистан, Сайдовская Аравия, Бахрейн, Катар, Кувейт, Йемен, Ливия, Судан, Малайзия и др.)

• обеспечение принципа социальной справедливости через взимания закята и ушра

Смешанная модель (Чехия, Россия, Израиль, Португалия, Испания и др.)

• совмещение разных моделей, комбинация в равной пропорции прямых и косвенных налогов

Рисунок 1 - Действующие мировые модели налогообложения

Заключение. Исследование действующих мировых моделей налогообложения весьма актуально, поскольку позволяет выявить плюсы и минусы в порядке налогообложения физических и юридических лиц, что равным образом может быть полезным для актуализации налоговой системы, сложившейся в нашей стране. Так, например, исламское налогообложение серьезно меняет наши представления о налогах и сборах, их социальной направленности. Исследование сложившейся практики налогообложения в исламских государствах может быть весьма перспективным для актуализации традиционного налогообложения в России с целью снижения его обременительности для малоимущих, социально слабых категорий граждан за счет увеличения налоговой нагрузки на более «сильных» налогоплательщиков. Кроме того, практика взимания налогов

с доходов физических лиц, сложившаяся в ряде европейских стран и основанная на семейном налогообложении, также весьма интересна и может быть использована в Российской Федерации.

Библиографический список

1. Абдурахманов О.К. Налоговые системы зарубежных стран: пром. развитые страны, развивающиеся страны, налоговые «оазисы»: монография. -М.: Палеотип, 2006. - 356 с.

2. Бурнашева В.Р., Ан А.А. Принципы построения налоговых моделей // Вестник МГЭИ (on line). - 2019. -№ S1. - С. 5-19.

3. Воронченко Т.В. Стравни-тельный анализ и оценка налоговых систем России и зарубежных стран: монография / Государственное казенное образовательное учреждение высшего об-

разования «Российская таможенная академия». - М.: РТА, 2020. - 147 с.

4. Ворошило В.В. Анализ влияния прямого налогообложения на формирование бюджетов в зарубежных странах // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. - 2017. - № 4 (41). -С. 23-29.

5. Гашенко И.В. Теоретические основы определения критериев оптимальности в моделях налогообложения // Terra Economicus. - 2009. - Т. 7. -№ 3-3. - С. 28-34.

6. Зобова И.Ю. Налоги и налогообложение в странах с исламской экономикой: учебное пособие. - Казань: К(П)ФУ, 2012. - 154 с.

7. Калинина О.В. Социальная направленность российской налоговой системы: национальный и международный аспекты // Финансы и кредит. -

2011. - № 3 (435). - С. 43-51.

8. Калинина О.В. Принципы и методы социально ориентированного развития налоговой политики Российской Федерации: автореф. дисс. ... д-ра эконом. наук: 08.00.10. - Иваново,

2012. - 36 с.

9. Коновалов В.Н. Опыт функционирования налогового механизма в налоговых системах ряда зарубежных стран // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. -2021. - № 3. - С. 165-177.

10. Львова Н.А., Покровская Н.В. Особенности исламского налогообложения в условиях современной финансовой системы // Финансы и кредит. -2015. - № 8 (632). - С. 31-40.

11. Махалина О.М., Махалин В.Н. Трансформация цифровой экономики в национальные налоговые системы зарубежных стран // Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право. - 2020. -№ 3. - С. 38-51.

12. Моисеева А.О. Реализация социальной политики государства через налогообложение // Скиф. Вопросы студенческой науки. - 2020. - № 6 (46). -С. 428-433.

13. Петухова Р.А., Кацюба И.А. Трансформация налоговых систем на современном этапе // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. - 2022. -№ 1 (133). - С. 50-58.

14. Налоговые системы зарубежных стран: учебно-метод. пособие / Л.В. Попова, И.А. Маслова, Ю.Д. Земляков и др. - М.: Издательский дом «Финансы и кредит», 2007. - 440 с.

15. Солодов А.К. Англосаксонская и исламская модель систем налогообложения и благотворительности // Экономика и социум. - 2015. - № 4 (17). -С. 802-806.

Bibliographic list

1. Abdurakhmanov O.K. Tax systems of foreign countries: developed countries, developing countries, tax «oases»: monograph. - M.: Paleotype, 2006. -356 р.

2. Burnasheva V.R., Ahn А.А. Principles of building tax // Vestnik MSEI (on line). - 2019. - No. S1. - Рр. 5-19.

3. Voronchenko T.V. Stranational analysis and evaluation of tax systems of russia and foreign countries: monografiya / State Institution of Higher Education «Russian Customs Academy». - M.: RTA, 2020. - 147 р.

4. Voroshilo V.V. Analysis of the influence of direct taxation on the formation of budgets in foreign countries // Scientific Bulletin: Finance, Banks, Investments. - 2017. - No. 4 (41). -Рр. 23-29.

5. Gashenko I.V. Theoretical bases of determination of optimality criteria in taxation models // Terra Economicus. -2009. - Vol. 7. - No. 3-3. - Рр. 28-34.

6. Zobova I.Y. Taxes and taxation in the countries with Islamic economies: textbook. - Kazan: K(P)FU, 2012. - 154 р.

7. Kalinina O.V. Social orientation of the Russian tax system: national and international aspects // Finance and Credit. -2011. - No. 3 (435). - Рр. 43-51.

8. Kalinina O.V. Principles and methods of socially-oriented development of tax policy of the Russian Federation: author's abstract of Ph. D. in Economics: 08.00.10. - Ivanovo, 2012. - 36 p.

9. Konovalov V.N. Experience of the tax mechanism functioning in the tax systems of some foreign countries // Bulletin of the Moscow Humanitarian-Economic Institute. - 2021. - No. 3. -Pp. 165-177.

10. Lvova N.A., Pokrovskaya N.V. Peculiarities of Islamic taxation in the modern financial system // Finance and Credit. - 2015. - No 8 (632). - Pp. 31-40.

11. Makhalina O.M., Makhalin V.N. Transformation of digital economy in the national tax systems of foreign countries // Vestnik RGSU. Series: Economics. Management. Law. - 2020. - No. 3. -Pp. 38-51.

12. Moiseeva A.O. Realization of social policy of the state through taxation // Skif. Voprosy student's science. - 2020. -No. 6 (46). - Pp. 428-433.

13. Petukhova R.A., Katsyuba I.A. Transformation of tax systems at the present stage // Proceedings of Saint Petersburg State Economic University. - 2022. -No. 1 (133). - Pp. 50-58.

14. Tax systems of foreign countries: tutorial / Popova L.V., Maslova I.A., Zemlyakov Y.D. et al. - M.: Publishing House «Finance and Credit», 2007. -440 p.

15. Solodov A.K. Anglo-Saxon and Islamic model of taxation and charity systems / // Economics and Sociology. - 2015. -No. 4 (17). - Pp. 802-806.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.