6.10. МИРОВЫЕ ПРОЦЕССЫ МИГРАЦИИ КАК ФАКТОРЫ, ВОЗДЕЙСТВУЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО МИГРАЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Абдуллаев Эльшан Эльшад оглы, кандидат юридических наук, юридический факультет, должность: специалист Место работы: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Аннотация: В статье рассмотрены проблемы, касающиеся современного состояния миграционного законодательства Российской Федерации. Автором обосновано, что развитие современного миграционного законодательства происходит под воздействием целого ряда политико-экономических факторов, тесно связано с миграционными процессами, происходящими в мире. Под воздействием данных процессов происходит постоянное изменение миграционного законодательства. Эти изменения автор рассматривает как закономерный ответ государства на те, или иные проблемы, вызываемые миграцией. Отмечено, что объективный характер миграционных процессов, приводящий к изменениям миграционного законодательства, создает существенные проблемы для данной отрасли нормативно-правового регулирования. К числу таких проблем автор относит наличие противоречий в миграционном законодательстве, дублирование отдельных положений в различных законодательных актах. Решение данных проблем автор видит в системной работе по устранению пробелов и коллизий, характеризующих правовое регулирование процессов миграции.
Ключевые слова: миграция, миграционное право, международное право, процессы, проблемы, воздействие, нормативно-правовое регулирование.
WORLD MIGRATION AS FACTORS AFFECTING THE FORMATION OF THE MODERN MIGRATION LEGISLATION OF THE RUSSIAN
FEDERATION
Abdullaev Elshan E. о., candidate of legal sciences
Place of employment: Moscow state University named after M. V. Lomonosov
Abstract: The article considers problems relating to the current state of the migration legislation of the Russian Federation. The author proves that the development of modern migration law occurs under the influence of a number of political and economic factors, closely linked to migration processes taking place in the world. Under the influence of these processes is a constant change in immigration laws. These changes the author examines how the natural response of governments to these or other problems caused by migration. It is noted that the objective nature of migration processes, leading to changes in migration legislation, creates significant problems for the industry regulatory. Among these problems, the author mentions the contradictions in migration law, redundancy of certain provisions in various statutes. The solution of these problems the author sees in the system work to eliminate gaps and conflicts that characterize legal regulation of migration processes.
Keywords: migration, migration law, international law, process, problems, impact, legislative regulation.
Историю развития человечества и мировой цивилизации невозможно представить без миграционных перемещений, которые с самой древности были средством освоения новых земель, средством выживания, налаживание торговых, политических, экономических связей с другими народами. Иногда эти перемещения были незначительными, в отдельные периоды человеческой истории они имели грандиозные масштабы, охватывая огромное количество людей и широкие территории, превращаясь в большие переселения народов, которые приводили к разнообразным общественно-политическим изменениям.
В условиях глобализации, миграция становится явлением, затрагивающим все регионы мира, а само же развитие современного миграционного законодательства происходит под воздействием сложных и противоречивых миграционных процессов.
В статистическом изменении начало XXI века характеризуется ростом масштабов и интенсивности миграционных потоков, по данным ООН в прошлом 2014 году общее количество мигрантов по всему миру достигло 232 млн. человек или 3,2% от общей численно-
сти населения планеты [7]. Проблемы миграции самым тесным образом связаны с проблемами сохранения наций, национальной идентичности, национальной культуры. Особенно остро данная проблема стоит перед странами Европы, например, во Францию ежегодно въезжают около 200 тыс. мигрантов, что приводит к «размыванию» нации поскольку в настоящее время 8% населения этой страны - иностранцы. Аналогичные проблемы наблюдаются в США, где количество мигрантов достигло 42,8 млн. человек, что составляет 13,0% от общего количества населения [14, с. 70].
В значительной степени эти сложные и противоречивые процессы связаны с экономическим кризисом, затронувшим большинство государств, с неустойчивой политической ситуаций, наблюдающейся в мире, с ростом военной угрозы, с возникновением очагов гражданского противостояния, в частности на постсоветском пространстве.
Увеличение масштабов миграции привело к обострению уже существующих проблем и появлению новых, среди которых можно назвать проблемы мультикульту-ризма, конкуренции и демпинг на рынке труда, нелегаль-
ной миграции, которая воздействует на состояние общественной безопасности, способствует ухудшению социальной обстановки и возрастанию социальной напряженности, создает условия для формирования террористических организаций, политического и религиозного экстремизма, национализма и др. [8].
Следует указать и на то, что сложные общественно-политические процессы, происходящие в современном мире, приводят к возрастанию потоков нелегальной миграции, что также ощущает на себе Россия. По данным экспертного сообщества в прошлом 2014 году на территорию России прибыло 3 млн. незаконных мигрантов, при этом за последние годы общее число мигрантов увеличилось вдвое. 45% иностранцев находятся в крупных городах - Москве, Санкт-Петербурге, а также Московской и Ленинградской областях. В этих же субъектах сосредоточены 70% законно работающих и почти 30% нарушителей режима пребывания [3].
Необходимо принять во внимание и то, что серьезное воздействие на развитие миграционного законодательства Российской Федерации оказал кровопролитный гражданский конфликт на Украине, вызвавший масштабный поток беженцев в Россию. По данным пограничных служб, предоставленных в конце прошлого 2014 г., за период конфликта из Украины в Россию выехали и не вернулись обратно 1,3 млн. человек, при этом по оценке экспертов к концу нынешнего 2015 г. количество таких вынужденных мигрантов может достичь 5 млн. человек [7, с. 180].
Кроме того, участие России в интеграционных процессах, в различных международных объединениях (Таможенный союз, Евразийский экономический союз, ВТО и т.д.), развитие двусторонних отношений на основе заключения договоров с иностранными государствами (Китаем, Вьетнамом, Монголией, КНДР и др.), также приводят к выделению из общей массы мигрантов новых категорий, которые находятся в привилегированном положении, пользуются благоприятным правовым режимом въезда и пребывания в нашей стране.
В результате, в России, как и в других странах мира, наблюдается процесс дифференциации мигрантов в соответствии с их правовым статусом, что сопровождается изменениями в правовом режиме, определяющим въезд на территорию страны, пребывание иностранцев на территории России, происходит изменение соответствующих процедур, вносятся изменения и уточнения в соответствующие нормативно-правовые акты, ведомственные инструкции и т. д.
Приведенные выше факты позволяют говорить о том, что, эффективное регулирование таких сложных процессов, как миграция, требует создания соответствующего правового механизма, направленного на регулирование миграционных отношений. Сложность и многоаспектность, а нередко и противоречивость данных отношений, требует формирования разветвленной системы нормативно-правовых актов, которые направлены на обеспечение прав мигрантов, на регламентацию различных процедур, связанных с миграционным процессом.
Следует отметить, что формирование современного миграционного права и миграционного законодательства Российской Федерации происходит, с одной стороны, под влиянием норм международного миграционного права и их адаптации к потребностям российской миграционной политики; с другой стороны, российское миграционное право формирует националь-
ную законодательную базу, отвечающую потребностям государства и общества, национальным интересам России, обеспечивающим права и законные интересы мигрантов.
На международном уровне основополагающее место в механизме регулирования процессов миграции отведено Всеобщей декларации прав человека, в которой обозначены права человека в сфере миграции, а именно право свободного передвижения и выбора место жительства в пределах каждого государства; право покидать любую страну; право искать убежища в других странах и пользоваться этим убежищем и пр. [1].
Данный документ декларирует политические намерения государств обеспечить права мигрантов, имеет основополагающее значение для того, чтобы представить объем этих прав и соответствующим образом закрепить их в национальном законодательстве.
Существенный вклад в формирование представлений о правах и свободах человека, возникающих в сфере миграционных отношений, внесли конвенции Международной организации труда, часть которых (в силу их ратификации) являются составной частью правовой системы Российской Федерации.
В основной своей массе Конвенции, ратифицированные Россией, носят общий характер, обеспечивающий, в том числе, и права мигрантов (Конвенция № 105 «Об упразднении принудительного труда» (1957 г.), Конвенция № 122 «О политике в области занятости» (1964 г) и. т.д.).
В тоже время Россия не является участником Конвенции № 97 «О работниках-мигрантах» (1949 г.), Конвенции № 143 «О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении работникам-мигрантам равенства возможностей и обращения» (1975 г.), поскольку подписание данных Конвенций на сегодня не отвечает нашим национальным интересам. Следует отметить, что такая выборочная политика в отношении Конвенций, определяющих права мигрантов, характерна для большинства развитых стран мира, поскольку эти Конвенции, в большей мере, отвечают интересам стран, инициирующих процессы миграции, фактически не учитывают законные интересы стран, принимающих мигрантов.
По аналогичным причинам Россия не является участником Международной конвенции о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, которая разработана по инициативе ООН и принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН в 1990 году. Данный документ содержит спорные моменты, которые невозможно игнорировать, например, ч. 1 ст. 12 данной Конвенции указывает, что трудящиеся-мигранты и члены их семей имеют право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов и учений [1].
В тоже время, данное положение является весьма спорным с точки зрения предоставления мигрантам права единолично (либо в группе с другими лицами) в публичном порядке выполнять некие ритуалы, связанные с тем или иным учением либо религией. По нашему убеждению каждое государство, безусловно, имеет право пресекать действия мигрантов, связанные и исполнением ритуалов, чуждых для национального сознания, унижающих чувства верующих граждан,
национальную религию, посягающих на государственную идеологию и т. д.
В целом, можно утверждать, что на сегодня в мире сложились условия, которые требуют разработки международной Конвенции, в центре которой будут вопросы, связанные с обеспечением прав государств - принимающих мигрантов, предоставляющих им рабочие места, социальные гарантии и т. д.
Как представляется, отсутствие такого документа создает некую неопределенность и двойственность в сфере миграционного законодательства. С одной стороны, такие страны как Россия, Германия, Швеция, Нидерланды в последние годы формировали миграционное законодательство, создающее благоприятный климат для миграции [17, с. 5], с другой стороны «мягкая» миграционная политика приводит к неконтролируемому наплыву мигрантов в страну, что в свою очередь формирует условия для их дискриминации, для проявлений расизма и ксенофобии [18, 19].
В целом ситуация с недостаточным международно-правовым обеспечением прав государств, принимающих мигрантов, обуславливает тот факт, что в настоящее время центр нормативно-правового регулирования миграционных процессов смещен в сторону национального миграционного права, которое имеет свою специфику в различных странах, обусловленную теми проблемами, которые возникают в связи с миграцией, а именно в связи с проблемами национальной безопасности, в связи с потребностями в защите национального рынка труда, потребностями страны в рабочей силе и т. д.
В своей совокупности формируемый нормативно-правовой массив образует сложную систему миграционного права, которое базируется на ряде нормативных правовых актов, предметом регулирования которых являются общественные отношения, возникающие в сфере миграции.
Обращаясь к вопросам нормативно-правового регулирования процесса миграции в Российской Федерации, необходимо отметить, что в перечень источников национального миграционного права входят Конституция РФ; отдельные нормы международного права; международные договоры Российской Федерации; федеральные конституционные законы и федеральные законы; подзаконные нормативные правовые акты федерального уровня; конституции, уставы и законы субъектов Федерации, подзаконные нормативные правовые акты субъектов Федерации; муниципальные нормативные правовые акты [15, с. 23]. В целом, можно согласиться с тем, что российское миграционное законодательство является относительно молодой, самостоятельной отраслью российского законодательства [15, с. 28].
Базовым нормативно-правовым актом, который составляет основу миграционного законодательства Российской Федерации, является Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [13]. Данный закон имеет принципиальный характер для системы миграционного законодательства, по сути, объединяет положения иных правовых актов, регулирующих процессы миграции, в единую систему.
Важной вехой в развитии миграционного законодательства стала Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, которая была утверждена Президентом РФ в 2012 г. и определила приоритетные векторы развития национальной миграционной политики, среди ко-
торых выделяется обеспечение национальной безопасности, максимальная защищенность, комфортность и благополучие населения Российской Федерации, стабилизация и увеличение численности постоянного населения России, а также обеспечение потребности экономики в рабочей силе [4].
В последние годы Правительство РФ и Госдума РФ фактически постоянно разрабатывают законопроекты и принимают соответствующие законы, касающиеся миграции. По подсчетам исследователей нормативная правовая база, регулирующая миграционные отношения, насчитывает более 230 нормативных правовых актов, из которых 57 федеральных законов, при этом, по мнению исследователей, необходимая систематизация законодательства в данной сфере пока отсутствует [15, с. 9].
Новые нормативно-правовые акты регулируют и упорядочивают отношения в сфере трудовой миграции, натурализации граждан иностранных государств, которые являются частью постсоветского пространства, входили ранее в состав СССР. В 2014- 2015 годах к этим нормативно-правовым актам было принято множество поправок, и данный процесс, по всей видимости, будет продолжаться в ближайшем будущем.
Наиболее значимым в политическом отношении фактором, формирующим миграционное законодательство России, являются гражданский конфликт на Украине, который стал причиной того, что в миграционном законодательстве был предусмотрен упрощенный порядок предоставления вынужденным мигрантам временного убежища, что стало следствием гуманитарного характера российской миграционной политики.
С другой стороны экономический коллапс в Украине стимулировал приток в Россию трудовых мигрантов из Украины, что потребовало ужесточения миграционных правил: для этой категории мигрантов с 1 ноября 2015 года льготный режим пребывания сохранятся только за беженцами с востока Украины, иные категории украинских граждан могут находиться на территории России без разрешительных документов (патента на работу, разрешения на временное проживание) 90 дней в течение 180 дней [14].
В свою очередь, масштабы вынужденного переселения внесли коррективы в правовую регламентацию процесса добровольного переселения в Россию, касающегося соотечественников, проживающих за рубежом. В последние годы были внесены изменения в Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом [2].
В частности, изменениями предоставлено право получения статуса участника Государственной программы лицам, получившим в России временное убежище (по их желанию, если они решили избрать своим постоянным местом жительства Россию) со всеми последствиями, касающимися возмещения транспортных и иных расходов (подъемных и т.д.) по переселению. Данная поправка также ориентирована на лиц, бежавших из Украины в Российскую Федерацию [9].
В целях борьбы с незаконной миграцией в России на уровне законодательной власти был предпринят ряд мер, направленных на ее предотвращение, была усилена ответственность в отношении иностранных граждан за миграционные правонарушения, хотя, безусловно, данными мерами не исчерпывается проблема борьбы с незаконной миграцией.
Приведенные выше изменения в системе миграционного законодательства свидетельствуют о том, что
оно самым тесным образом связано с общественно-политической и социально-экономической ситуацией в мире и в отдельных его регионах.
Данные изменения, таким образом, можно рассматривать как закономерный ответ государства на те, или иные проблемы, вызываемые миграцией, в связи с чем, можно констатировать, что в настоящее время Россия, в принципе, формирует правовую базу с целью регламентации и регулирования отношений, связанных с процессами современной миграции.
В тоже время, объективный характер миграционных процессов, приводящий к изменениям миграционного законодательства, создает существенные проблемы для данной отрасли нормативно-правого регулирования. Например, если мы рассмотрим Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», то увидим, что за 14 лет существования в его текст внесено более 70 поправок, в связи с чем, данный законодательный акт, безусловно, нуждается в обновлении, совершенствовании.
В первую очередь следует обратить внимание на название данного нормативно-правового акта, если принять во внимание, что в юридической науке правовое положение личности трактуется как совокупность предоставленных прав, свобод и обязанностей, становится понятным, что данный термин исторически возник в сфере конституционного права, соответственно Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [13] призван регулировать фундаментальные общественные отношений, возникающие на стыке конституционного и миграционного права.
Соответственно, такие вопросы, как порядок осуществления иностранными гражданами на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности (ст. 1 Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), едва ли нужно относить к сфере действия данного закона.
Нельзя не обратить внимание и на тот факт, что отдельные подзаконные акты чрезмерно активно вторгаются в сферу нормативно-правового регулирования процессов миграции, например Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, устанавливает отдельные элементы правового статуса добровольных переселенцев из числа иностранных граждан, хотя, по нашему мнению, такой статус должен быть закреплен в соответствующем федеральном законе. Данная позиция имеет под собой нормативно-правовые основания, известно, что «иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации» (ст. 62 Конституции РФ).
Исходя из этого конституционного положения, можно сделать вывод, что особенности правового статуса переселенцев как особой группы мигрантов, должен регулироваться и устанавливаться соответствующим федеральным законом.
Если же непосредственно рассмотреть содержание Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» с точки
зрения перспектив правотворчества, то следует сказать, что по своей сути новый законодательный акт должен носить системообразующий, фундаментальный характер, из него должны быть изъяты положения, касающиеся технических, процедурных вопросов миграции, которые включены в текст действующего закона.
В его основе могут лежать отдельные фундаментальные положения Конвенции МОТ № 143 «О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся - мигрантам равенства возможностей и обращения» от 9 декабря 1978 года, которая направлена на защиту прав и свобод трудящихся-мигрантов.
По нашему мнению, из закона целесообразно исключить положения, касающиеся, например, процедуры подачи заявлений в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции (ч. 4 ст. 6 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»). Также не имеет смыла включать в данный закон перечень документов, необходимых для получения разрешения на временное ние иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы (ч. 2 ст. 6 -1 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»); также, по нашему мнению, следует изъять из текста Закона обширные положения, касающиеся трудовой деятельности иностранных граждан в Российской Федерации (ст.ст. 13 - 14 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), поскольку данная сфера миграционных отношений относится к области трудового права и может быть регламентирована специальным законом, либо отдельной главой Трудового кодекса РФ. Определенные шаги в этом направлении уже сделаны, в 2014 г. Государственной Думой в первом чтении принят законопроект Федерального закона «О внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации изменений, связанных с особенностями осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами».
Безусловно, что не все отношения, касающиеся труда мигрантов, могут войти в Трудовой кодекс, например, фундаментальные положения о праве иностранцев на трудовую деятельность, о необходимости соблюдения иностранцами норм российского трудового законодательства, законодательства в сфере охраны труда, должны быть включены в текст закона, определяющего правовое положение мигрантов в Российской Федерации.
Исследуя текст действующего закона, можно утверждать, что наличие процедурных элементов приводит к его чрезмерной сложности в текстуальном и содержательном плане, «размыванию» отдельных его положений, в целом чрезмерная детализация нивелирует фундаментальный, основополагающий статус данного нормативно-правового акта. При этом, следует отметить, что именно процедурные его элементы подвержены изменениям в наибольшей степени, именно в эти статьи закона постоянно вносятся уточнения и дополнения.
Также вызывает сомнение необходимость включения в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» главы II «Порядок оформления приглашений на въезд в Российскую Федерацию», поскольку по нашему убеждению данный порядок должен регулироваться
Федеральным законом «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» [11].
Недостатком отечественной законодательной базы является то, что отдельные нормы, регулирующие одни и те же отношения, связанные с процессами миграции, включаются в различные нормативно-правовые акты. Таким образом, происходит их дублирование, например, отношения по поводу оформления приглашений на въезд на территорию Российской Федерации регламентируются двумя законами (ст. 16 Федерального закона № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и ст. 25 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»).
Безусловно, что в указанных законах имеются положения взаимно дополняющие друг друга, однако регулирование одного и того же элемента общественных отношений в двух параллельно существующих законах едва ли можно считать оправданным.
Кроме того в текст Федерального закона № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» включены отдельные положения, которые по своему содержанию относятся именно к порядку выезда и въезда (процедура реадмиссии, порядка административного выдворения), что также усложняет данный закон в содержательном плане.
В тоже время, в данный закон, по нашему мнению, целесообразно включить раздел, касающийся социализации и адаптации мигрантов в российской мультикуль-турной среде, определить содержание данной деятельности, источники и порядок финансирования, обозначить органы, отвечающие за данное направление миграционной политики. Отдельные шаги в данном направлении уже предпринимаются. Так, в 2013 году, в России принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений» [12], однако содержание данного закона, как представляется, в большей степени ориентировано на вопросы управления, непосредственно же проблемы социализации и адаптации мигрантов остаются вне поля действия данного закона.
Таким образом, подводя итоги данной статьи, необходимо подчеркнуть, что в настоящее время мы можем говорить о том, что на законодательном уровне далеко не в полной мере обеспечен последовательный подход к регламентации отношений, возникающих в сфере миграционного права.
Ученые видят решение данной проблемы в разработке и принятии Миграционного кодекса. Отметим, что такой нормативно-правовой акт принят несколько лет назад в Азербайджанской Республике и доказал на практике эффективность данного подхода.
Безусловно, что кодифицированный акт позволяет достичь систематизации и обобщения разнородного нормативно-правового массива в едином документе, что эффективно с точки зрения его практического использования.
В тоже время, сама по себе разработка такого кодифицированного акта требует наличия устоявшегося законодательства, в котором каждый нормативно-правовой акт регулирует свою собственную сферу общественных отношений, не вмешиваясь в отноше-
ния, регулируемые иными законами.
По нашему мнению, на сегодня первым шагом к созданию Миграционного кодекса может стать новая редакция Федерального Закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», который должен вобрать в себя фундаментальные положения, касающиеся прав, свобод и обязанностей мигрантов в Российской Федерации.
Кроме того, решение проблем, существующих в современном миграционном законодательстве, видится в системной и кропотливой работе по устранению пробелов, коллизий, возникающих в сфере правового регулирования процессов миграции.
Следует отметить, что формирование совершенной нормативно-правовой базы миграционного режима требует качественного изменения в правовом регулировании миграционных процессов и создание единой целостной системы миграционных норм, которая могла бы обеспечить эффективное правовое воздействие на субъектов миграционных правоотношений. Все это требует комплексного пересмотра всей системы нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в этой сфере, и качественного ее анализа с целью дальнейшего согласования и совершенствования, включения в систему национального миграционного права отдельных положений, регламентирующих процессы миграции на международном уровне.
Список литературы:
1. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. - Режим доступа: http://www.un.org/ru /documents/decl_conv/declarations/declhr
2. Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://emigrant-ussr.ru/gos_programma.pdf
3. Количество легальных и нелегальных мигрантов в РФ сравнялось. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://expert.ru/2014/11 /20/ kolichestVo-legal nyih-i-nelegal nyi h-migrantov-v-rf-sravnyalos/
4. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года утверждена Президентом России 13 июня 2012 года. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW; n=131046
5. Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей от 18 декабря 1990 года. - Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_ conv/conventions/migrant.shtml
6. Общее число мигрантов в мире превышает 3% населения по оценке ООН [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.interfax.ru/ world/ 358687
7. Попова А.Р. Проблема переселения беженцев из Украины: социальные и экономические последствия для России / А.Р. Попова, Т.С. Тимофеева // Фундаментальные исследования. № 11. 2015. С. 179 - 184.
8. Тюрюканова Е. Нужен ли нам миграционный кодекс? -Режим доступа: http://demoscope.ru/weekly/2004 /0151/analit05.php.
9. Указ президента Рф «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» от 22 июня 2006 г. № 637 (с изменениями и дополнениями). - режим доступа: http://base.garant.ru/189653/
10. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/195521/
11. Федеральный закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (с изм. и доп., вступ. в си-
лу с 01.10.2015). - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11376/
12. Федеральный закон от 22 октября 2013 г. № 284-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений. - Режим доступа: http://base.garant.ru/ 70479738/#help
13. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). - Режим доступа: http://base.garant.ru/ 184755/#help
14. ФМС отменяет привилегии для украинских мигрантов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tvc.ru/news/show/id/59066
15. Хабриева Т.Я. Миграционное право России: теория и практика. - М.: Юрид. фирма «Контракт», 2010. 336 c.
16. Целищев Н. Н. Миграция населения: проблемы экономики и права / Н. Н. Целищев // Аграрный вестник Урала. -№ 10 (105). - 2012. - С. 69-71.
17. Cholewinski R. The legal status of migrants admitted for employment. - Council of Europe Publishing, 2005, 92 р.
18. Racism and discrimination at workplaces in Europe / Dr. Nouria Ouali. - Режим доступа: http://heimatkunde.boell.de/2013/09/10/racism-and-discrimination-work-challenge-european-trade-unions
19. The economic crisis and discrimination against migrant workers. - Режим доступа: http://www.ilo.org /global/publications/magazines-and-journals/world-of-work-magazine/articles/WCMS_165299/lang--en/index.htm
ОТЗЫВ
на статью Абдуллаева Эльшана Эльшад Оглы на тему: «Мировые процессы миграции как факторы, воздействующие на формирование современного миграционного законодательства российской федерации». Представленная на рецензирование научная статья посвящена актуальной, и при этом, еще не достаточно разработанной теме. Актуальность обусловлена необходимостью совершенствования правового регулирования миграционных процессов а, следовательно, и развитию миграционного законодательства на уровне современных проблем.
Фундаментальные теоретические и практические, научные исследования в этой области, способствуют дальнейшему развитию правовой базы, унифицированию правоприменительной практики, использованию опыта различных стран. Прежде всего, это связано с глобализацией экономики, активизацией гуманитарных связей и всеобщего воздействия международно-правового регулирования труда, что привело к сближению национальных систем трудового права различных стран, инициировало процесс гармонизации его в международном масштабе.
Сегодня невозможно рассматривать национальное трудовое право в отрыве от общемировых закономерностей, в том числе и в миграционных процессах. С этой точки зрения научная работа, выполненная автором, актуальна и своевременна.
На наш взгляд, бесспорной заслугой автора является то, что проблемы, касающиеся современного состояния миграционного законодательства Российской Федерации он показывает в ретроспективе, а изменения рассматривает как ответ государства на те, или иные проблемы, вызываемые миграцией. Исследуя тему, автор рассматривает развитие миграционного законодательства всестороннее, отмечая его положительные и отрицательные стороны. Ценность статьи состоит и в том, что автор четко очерчивает проблемы. К числу таких проблем он относит наличие противоречий в миграционном законодательстве, дублирование отдельных положений в различных законодательных актах. В заключение он дает конкретные предложения по совершенствованию миграционного законодательства и учета миграционных процессов, происходящих в мире.
Статья носит характер поиска и постановки новых проблем, изложена простым, доступным для понимания языком, соответствует требованиям, предъявляемым к подобного рода работам, и рекомендуется к печати.
И.о. зав. кафедрой трудового и предпринимательского права, к.ю.н., доцент, Заслуженный юрист КБР
М.Х. Гукепшоков