Научная статья на тему 'Украинцы в миграционном законодательстве Российской Федерации конца ХХ - начала ХХІ столетия'

Украинцы в миграционном законодательстве Российской Федерации конца ХХ - начала ХХІ столетия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
177
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / МИГРАНТ / ГОСУДАРСТВО / ВЛАСТЬ / MIGRATION / LEGISLATION / MIGRANT / STATE / POWER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Касьянова М.Н.

В статье на основе анализа источников и литературы проанализировано миграционное законодательство Российской Федерации конца ХХ начало ХХІ столетия. Исследованы основные направления и подходы, процесс формирования и совершенствования нормативно-правовой базы миграции. Автор пришел к выводу, что разбросанность функций миграционной политики между несколькими ведомствами приводила к тому, что вопросы регулирования миграции не были ключевыми для них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UKRAINIANS IN THE MIGRATION LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE LATE 20th BEGINNING OF 21-St Century

The article based on the analysis of sources and literature, analyzed the migration legislation of the Russian Federation in the late 20th beginning of 21st century. The article examines basic directions and approaches, the process of formation and improvement of the legal framework of migration. The author came to the conclusion that the dispersion of the functions of migration policy among several agencies has resulted to the fact that the regulation of migration issues were not central to them.

Текст научной работы на тему «Украинцы в миграционном законодательстве Российской Федерации конца ХХ - начала ХХІ столетия»

ПОЛИТОЛОГИЯ

УДК 314.15(=161)(470+571)"19-20"

М.Н. Касьянова

канд. ист. наук, доцент, докторант, Национальный педагогический университет им. М.П. Драгоманова, Украина

УКРАИНЦЫ В МИГРАЦИОННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КОНЦА ХХ - НАЧАЛА ХХ1 СТОЛЕТИЯ

Аннотация. В статье на основе анализа источников и литературы проанализировано миграционное законодательство Российской Федерации конца ХХ - начало ХХ1 столетия. Исследованы основные направления и подходы, процесс формирования и совершенствования нормативно-правовой базы миграции. Автор пришел к выводу, что разбросанность функций миграционной политики между несколькими ведомствами приводила к тому, что вопросы регулирования миграции не были ключевыми для них.

Ключевые слова: миграция, законодательство, мигрант, государство, власть.

M.N. Kasyanova, National Pedagogical Dragomanov University, Ukraine

UKRAINIANS IN THE MIGRATION LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE LATE 20th

BEGINNING OF 21-St Century

Abstract. The article based on the analysis of sources and literature, analyzed the migration legislation of the Russian Federation in the late 20th beginning of 21 st century. The article examines basic directions and approaches, the process of formation and improvement of the legal framework of migration. The author came to the conclusion that the dispersion of the functions of migration policy among several agencies has resulted to the fact that the regulation of migration issues were not central to them.

Keywords: migration, legislation, migrant, state, power.

Актуальность изучения миграционных процессов связана с современной глобализацией, которая является не только механическим перемещением людей, но и явлением, влияющим на политическое, социальное, экономическое и культурное развитие стран, вовлеченных в этот глобализационный процесс. Более того, глобализация приводит к условному исчезновению границ не только между государствами, но и между людьми. Поскольку для Украины ближайшим соседом является Российская Федерация не только в территориальном плане, но и в ментальном, именно эту страну выбирает большинство граждан нашей страны при осуществлении миграции. Этот процесс требует государственного регулирования и контроля, отсутствие которого может привести к негативным последствиям. Таким образом, изучение миграционного законодательства РФ является актуальным, и позволяет оценить политико-правовое положение украинцев в России.

С распадом Советского Союза в 1991 году на политической карте мира появляются новые независимые государства, которые выбрали демократический тип политической системы. Переход от авторитарно-тоталитарного общественного устройства с планово-распределительной экономикой к демократическому правовому государству со свободной рыночной экономикой происходил поэтапно. Данный процесс привел к необходимости разработки постсоветскими странами независимого национального законодательства, в том числе и миграционного.

Демократизация общественной жизни всех стран мира определяет свободу выбора личностью места проживания независимо от места рождения и гражданской принадлежности. Впервые это право было зафиксировано в ст. 13 Всеобщей декларации прав человека: «Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства; каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну» [1].

Цель данной статьи - проанализировать и исследовать украинцев в миграционном законодательстве Российской Федерации конца ХХ - начала XXI века.

Анализируя источники и литературу, можно проследить изменения, которые происходили в национальном законодательстве Российской Федерации. Так, например, миграционные потоки в государстве реципиента регулируют следующие документы: «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ) [2], «О правовом положении иностранных граждан в РФ» (от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ) [3].

Стоит отметить, что Российская Федерация является основным реципиентом рабочей силы для Украины. Порядок получения разрешения на осуществление иностранцами трудовой деятельности в пределах РФ регулируется законом «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25 июля 2002 г. и постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. № 681 «О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации». Согласно действующему законодательству, иностранец, а в нашем случае украинец, который временно находится в России, может осуществлять трудовую деятельность только на территории того субъекта РФ, который выдал ему разрешение на работу, а временно проживающий - на территории субъекта, где ему разрешено временное проживание.

Также были предприняты попытки активизировать многостороннее и двустороннее сотрудничество с РФ в рамках СНГ: в апреле 2004 г. были ратифицированы Конвенция ООН и Протокол против незаконного ввоза мигрантов, в июне 2004 г. на Совете Министров МВД государств СНГ было принято решение о создании программы в рамках СНГ о противодействии нелегальной миграции на 2005-2007 гг., а в сентябре - подписана Концепция о сотрудничестве государств-участниц СНГ о противодействии незаконной миграции.

Анализируя вопросы регулирования миграции, стоит отметить, что на высшем государственном уровне РФ подчеркивается недостаток в стране рабочей силы. По оценкам Центра социальной демографии Института социально-политических исследований РАН миграционный потенциал иммигрантов для России составляет более 17 млн человек [4]. В связи с этим государство заинтересовано в привлечении зарубежной рабочей силы, особенно в малозаселенные регионы страны, которые испытывают острую потребность в трудовых ресурсах. В соответствии с этим разработана и Концепция о регулировании миграционных процессов в РФ (от 1 марта 2003 г. № 256-р). Согласно данной Концепции, целью регулирования миграционных процессов является «обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, национальной безопасности, удовлетворения потребностей российской экономики в трудовых ресурсах, рационального размещения населения на территории страны, использования интеллектуального и трудового потенциала мигрантов для достижения благополучия и процветания Российской Федерации» [5].

Следует отметить, что ситуация практически не изменилась с начала 1990-х гг., когда политика РФ в отношении трудовых мигрантов была направлена исключительно на удовлетворение внутренних потребностей страны, а не на обеспечение прав и свобод приезжих.

В 2006 г. миграционное законодательство РФ было дополнено рядом правовых актов, которые были направлены на упрощение порядка въезда, регистрации и пребывания в стране трудовых мигрантов на законных основаниях, что по официальной версии было направлено на противодействие незаконной миграции, но на самом деле способствовало регулированию рынка зарубежной рабочей силы. Это федеральный закон № 110-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О внесение изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» [6] и Федеральный закон № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства

в Российской Федерации» [7] от 18 июля 2006 г.

Для обеспечения реализации политики регулирования трудовой иммиграции мигрантов Правительством РФ 30 октября 2002 г. было принято постановление № 782 «Об утверждении квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности». Определение потребности в привлечении иностранных работников в формировании квот осуществляется для поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов с учетом необходимости приоритетного трудоустройства граждан РФ. Таким образом, данное постановление определяет размер квоты и разрешение на временное проживание мигранту в пределах квоты, утвержденной правительством РФ, сроком на три года. Так, например, в 2008 г. в Москве была утверждена квота на 500 разрешений, а в Московской области на 9000 разрешений. Согласно ст. 2 ФЗ РФ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» [8], разрешение на временное проживание является подтверждением права мигранта на временное проживание в РФ до получения вида на жительство.

Следовательно, в РФ сложилась ситуация, когда мигранты, для того чтобы устроиться на работу, должны были пройти сложные административные процедуры, попасть под ограниченное количество квот на проживание, и даже заключив трудовой договор, трудовой мигрант мог быть уверенным в своем будущем не более чем на один год, так как ежегодное количество квот менялось, а срок пребывания на территории РФ мог быть не продлен. Бюрократические преграды оказались практически непроходимыми для большинства мигрантов и только спровоцировали значительный рост коррупции.

Таким образом, анализируя политику РФ в конце ХХ - начале ХХ1 в. в отношении трудовых мигрантов - граждан Украины, можно сделать вывод, что украинцы благодаря своей сравнительно высокой квалификации и культурному и языковому родству с русскими были желанной категорией трудовых мигрантов. Вместе с тем, несмотря на реально существующую потребность РФ в дополнительной рабочей силе, власти пытались избежать возможности конкуренции на внутреннем рынке труда между вновь прибывшими и гражданами РФ.

Характеризуя политико-правовой статус мигрантов - граждан из Украины в Российскую Федерацию, следует обратить внимание на такой межгосударственный договор, как соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов [9], который был принят в рамках СНГ 15 апреля 1994 г. и был ратифицирован Украиной 11 июля 1995 г.. Настоящее Соглашение предусматривает, что иностранный работник, который подпадает под действие законодательства страны-реципиента, по сути, имеет те же права и обязанности, социальное страхование и социальное обеспечение (кроме пенсионного), что и граждане принимающей страны. Следует отметить, что данное соглашение предусматривает взаимное признание сторонами трудового стажа и документов об образовании и о приобретенной квалификации, необходимой для осуществления трудовой деятельности.

Можно сказать, что мигранты из Украины, работающие легально, вполне подпадают под местное законодательство и формально имеют те же права и обязанности. Однако крайне затрудненная процедура трудоустройства иностранного рабочего привела к тому, что большая часть мигрантов работает в теневом секторе экономики и, как следствие, находится вне закона.

В 2008 г. была предпринята попытка улучшить правовой статус трудящихся мигрантов в странах СНГ через принятие Конвенции о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей государств-участников Содружества независимых государств [10]. В Конвенции четко закреплялись определения различных категорий трудящихся мигрантов, определялся их статус, права и обязанности. Однако, к сожалению, Конвенция не вступила в силу.

Подводя итог, следует отметить, что контроль над соблюдением международных договоров в сфере регулирования миграционных процессов до 2011 г. практически не выполнялся из-за отсутствия Государственной миграционной службы Украины. Субъектами международно-

го взаимодействия с украинской стороны выступали Кабинет министров Украины, Министерство труда, Министерство иностранных дел и его структурные подразделения, действующие на территории РФ, а с российской стороны - Кабинет министров, МИД, ФМС, и Министерство внутренних дел, которые осуществляли контроль над режимом пребывания иностранцев на своей территории. Однако разветвленность функций миграционной политики между несколькими ведомствами приводила к тому, что вопросы регулирования миграции не были ключевыми ни для одного из них.

Список литературы:

1. Всеобщая декларация прав человека [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zakon0.rada.gov.ua/ laws/show/995_015.

2. О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию (от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.rU/10135803/.

3. О правовом положении иностранных граждан в РФ (от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_37868/.

4. Кириллов Ю.Г., Березина Е.А. Деятельность междунарожной организации по миграции в вопросах гуманизации миграционной полтики в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/deyatelnost-mezhdunarodnoy-organizatsii-po-migratsii-v-voprosah-gumanizatsii-migratsionnoy-politiki-v-rossii.

5. Концепция регулювання миграционных процессов в РФ (от 1 марта 2003 г. № 256-р) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_113093/.

6. О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_42941/.

7. О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/12148419/.

8. О правовом положении иностранных граждан в РФ (от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_37868/.

9. Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов от 15 апреля 1994 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ialm.ru/pages/71/id127.html.

10. Конвенция о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей государств - участников Содружества Независимых Государств [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ilo.org/dyn/natlex/docs/ELECTR0NIC/83982/93098/F1842771661/KAZ83982.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.