Научная статья на тему 'МИРОВЫЕ ЧЕМПИОНАТЫ WORLDSKILLS: ОЦЕНКИ И РЕАЛЬНОСТЬ'

МИРОВЫЕ ЧЕМПИОНАТЫ WORLDSKILLS: ОЦЕНКИ И РЕАЛЬНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
163
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
WORLDSKILLS / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РАБОЧИЕ КАДРЫ / VOCATIONAL EDUCATION / WORKFORCE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Смирнов И. П.

Введение. В статье систематизирована история и раскрыта миссия мировых чемпионатов рабочего мастерства WorldSkills , которые задают перспективные векторы научно-методического поиска обучающих технологий, основанных на принципах сотрудничества различных стран в сфере профессионального образования. Методология. Исследование осуществлено методом критического анализа опыта участия России в конкурсах WorldSkills, организации мирового чемпионата в Казани (WorldSkills Kazan - 2019) и оценок официальными лицами его итогов на дискуссионных площадках чемпионата и в средствах массовой информации. Результаты. Автором показано, что движение WorldSkills в России оторвано от реальной ситуации в профессиональном образовании, не получило поддержки отечественных работодателей, ошибочно трактуется как основа массового перехода государственной системы подготовки кадров на стандарты WorldSkills . Заключение. Изложенные в статье оценки могут быть использованы при разработке стратегии подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов, реализации раздела «Формирование и утверждение с участием работодателей целевой модели развития региональной системы среднего профессионального образования» (п. 1.4) федерального проекта «Молодые профессионалы» в рамках Национального проекта (программы) «Образование».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORLD CHAMPIONSHIPS WORLDSKILLS: ASSESSMENTS AND REALITY

Introduction. The article systematizes the history and discloses the mission of world championships of workmanship WorldSkills, which set promising vectors of the scientific and methodological search for educational technologies based on the principles of cooperation between different countries in the field of professional education. Methodology. The study was carried out by a critical analysis of the experience of Russia’s participation in WorldSkills competitions, the organization of the World Championship in Kazan (WorldSkills Kazan - 2019) and official evaluations of its results on the championship discussion platforms and in the media. Results. The author shows that the WorldSkills movement in Russia is divorced from the real situation in vocational education, has not received the support of domestic employers, is mistakenly interpreted as the basis for the mass transition of the state system of personnel training to WorldSkills standards. Conclusion. The assessments presented in the article can be used in developing a strategy for training qualified workers and specialists, implementing the section “Forming and approving, with the participation of employers, the target model for the development of the regional system of secondary vocational education” (paragraph 1.4) of the National Education project (program).

Текст научной работы на тему «МИРОВЫЕ ЧЕМПИОНАТЫ WORLDSKILLS: ОЦЕНКИ И РЕАЛЬНОСТЬ»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ ACTUAL PROBLEMS OF PROFESSIONAL PEDAGOGY

УДК/UDC 377

И. П. Смирнов I. Smirnov

МИРОВЫЕ ЧЕМПИОНАТЫ WORLDSKILLS: ОЦЕНКИ И РЕАЛЬНОСТЬ

WORLD CHAMPIONSHIPS WORLDSKILLS: ASSESSMENTS AND REALITY

Введение. В статье систематизирована история и раскрыта миссия мировых чемпионатов рабочего мастерства WorldSkills, которые задают перспективные векторы научно-методического поиска обучающих технологий, основанных на принципах сотрудничества различных стран в сфере профессионального образования.

Методология. Исследование осуществлено методом критического анализа опыта участия России в конкурсах WorldSkills, организации мирового чемпионата в Казани (WorldSkills Kazan - 2019) и оценок официальными лицами его итогов на дискуссионных площадках чемпионата и в средствах массовой информации.

Результаты. Автором показано, что движение WorldSkills в России оторвано от реальной ситуации в профессиональном образовании, не получило поддержки отечественных работодателей, ошибочно трактуется как основа массового перехода государственной системы подготовки кадров на стандарты WorldSkills.

Заключение. Изложенные в статье оценки могут быть использованы при разработке стратегии подго-

товки квалифицированных рабочих кадров и специалистов, реализации раздела «Формирование и утверждение с участием работодателей целевой модели развития региональной системы среднего профессионального образования» (п. 1.4) федерального проекта «Молодые профессионалы» в рамках Национального проекта (программы) «Образование».

Introduction. The article systematizes the history and discloses the mission of world championships of workmanship WorldSkills, which set promising vectors of the scientific and methodological search for educational technologies based on the principles of cooperation between different countries in the field of professional education.

Methodology. The study was carried out by a critical analysis of the experience of Russia's participation in WorldSkills competitions, the organization of the World Championship in Kazan (WorldSkills Kazan - 2019) and official evaluations of its results on the championship discussion platforms and in the media.

Results. The author shows that the WorldSkills movement in Russia is divorced from the real situation in vocational education, has not received the support of domes-

tic employers, is mistakenly interpreted as the basis for the mass transition of the state system of personnel training to WorldSkills standards.

Conclusion. The assessments presented in the article can be used in developing a strategy for training qualified workers and specialists, implementing the section "Forming and approving, with the participation of employers, the target model for the development of the regional system of secondary vocational education" (paragraph 1.4) of the National Education project (program).

Ключевые слова: WorldSkills, профессиональное образование, рабочие кадры.

Keywords: WorldSkills, vocational education, workforce.

Введение

Движение WorldSkills International (WorldSkills) зародилось в 1947 г. в Испании. По окончании Второй мировой войны страны-участницы фашистского сопротивления испытывали острейший дефицит квалифицированных рабочих рук. Объяснить это можно огромными потерями трудовых ресурсов, прежде всего из числа мужского населения, и потребностью восстановления разрушенной войной экономики.

Первые чемпионаты проводились с целью популяризации и повышения престижа рабочих профессий. Движение WorldSkills (далее - Движение) быстро захватило страны Европы, под его эгидой проходили региональные, национальные и континентальные первенства. В ходе отработки модели участники избрали для организации соревнований шесть блоков профессий: строительной отрасли, информационных и коммуникационных технологий, творчества и дизайна, промышленного производства, сферы услуг и обслуживания гражданского транспорта.

В настоящее время к международному движению WorldSkills присоединились 80 стран, с 2012 г в нем участвует и Россия. Раз в два года одна из стран-участниц Движения организует у себя мировой чемпионат профессионального мастерства.

С 2008 г., помимо мировых, с той же периодичностью - раз в два года, организуются европейские соревнования EuroSkills по профессиональному мастерству для молодых людей до 25 лет, в которых сегодня участвуют 28 стран Европы. Конкурсы WorldSkills проводятся не только по традиционным рабочим профессиям, но и по новым, перспективным направлениям: «мехатроник», «оператор беспилотных летательных аппаратов», «мобильный робототехник», «специалист по аддитивным технологиям». С учетом содержательных тенденций развития Движения

можно утверждать, что оно все более берет на себя функции футурологии, прогноза и испытания профессий будущего.

Официальным оператором Движения WorldSkills в нашей стране стал Союз «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)». Он организует конкурсы профессионального мастерства между студентами колледжей и вузов, в которых участвует молодежь в возрасте от 16 до 28 лет.

Ежегодно проходит Национальный финал «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia). Из победителей формируется состав национальной сборной для участия в мировом чемпионате WorldSkills Competition. С 2017 г появилась отдельная возрастная линейка - юниоры WorldSkills (16 лет и младше). Обсуждается предложение о создании отдельной линейки и для взрослых мастеров. Подобное расширение масштабов и структуры чемпионатов не бесспорно и требует дополнительного обсуждения. Дискутируется и вопрос о введении для выпускников колледжей демонстрационного экзамен по стандартам WorldSkills.

Россия уже четыре раза участвовала в мировых чемпионатах профессионального мастерства WorldSkills с разными результатами. Так, в июле 2013 г. в Лейпциге российская сборная заняла последнее, 54-е место, о чем довольно сдержанно сообщали наши СМИ. На первых местах оказалась Республика Корея, Швейцария, Тайвань, Япония, что было понятно и ожидаемо. Секреты южнокорейского чуда, например, давно разгаданы. Здесь конкурсы профессионального мастерства рабочих проходят ежегодно и становятся национальными праздниками. Страна знает поименно и гордится своими чемпионами - самым искусным поваром, плотником, каменщиком, сварщиком, медсестрой. В Корее, как и в Японии, Тайване, фирмы охотятся за обладателями золотых медалей национальных конкурсов подобно тому, как спортивные клубы -за титулованными игроками или модельные агентства - за победителями конкурса «мисс» различного уровня. Крупный бизнес считает престижным иметь в своем штате чемпиона страны по профильной рабочей квалификации.

Россия в Лейпциге разделила последнее место с Чили, Эстонией, Исландией - странами, малозаметными на мировом экономическом пространстве. Вперед нас вырвались ЮАР, Марокко, ОАЭ. Словом, поражение на дебютном выступлении в Лейпциге стало для России поучительным и, конечно, стимулирующим фактором.

Итоги были внимательно проанализированы, создана администрация WorldSkills Russia и база для подготовки сборных команд в Сочи. В результате со следующего выступления на мировом чемпионате WorldSkills - 2015 в бразильском Сан-Паулу Россия вернулась на родину с 6 медальонами за профессионализм. Еще более успешным стал чемпионат WorldSkills - 2017 в столице Объединенных Арабских Эмиратов Абу-Даби, где сборная России впервые приняла участие в конкурсах по всем 52 компетенциям. Было завоевано 11 медалей и занято пятое место в медальном зачете. Помимо медалей наша команда завоевала 21 медальон за профессионализм. Такие награды на чемпионатах WorldSkills присуждают конкурсантам, которые полностью справились с заданием и показали качественный средний уровень профессиональной подготовки.

Там же, в Абу-Даби, России, как хозяйке следующего, 45-го первенства WorldSkills - 2019, был торжественно передан флаг чемпионата мира. Его отправили на Международную космическую станцию, а на земле в это время развернули кампанию региональных конкурсов, в которой приняли участие все 85 субъектов России.

22-27 августа 2019 г. в Казани состоялся 45-й мировой чемпионат по профессиональному мастерству WorldSkills Kazan - 2019. Помимо основных компетенций, он стал площадкой для соревнований по профессиям будущего FutureSkills, а также юниоров - WorldSkills Juniors. Чемпионом стала команда Китая, на втором месте - Россия, на третьем - Южная Корея. Еще успешнее выступили наши юниоры, которые в своей линейке WorldSkills Juniors взяли почти все золотые награды. «Мы вами гордимся», - сказал президент Владимир Путин на встрече с российской сборной в Казани [1].

Мировые чемпионаты WorldSkills всегда сопровождаются встречами руководителей и топ-менеджеров образования различных стран, которые на дискуссионных площадках не только делятся опытом, но и обсуждают перспективы профессионального образования и подготовки рабочих кадров. Они дают возможность понимания стратегии профессионального образования и ее оценки с точки зрения научной педагогики.

Методология

На пресс-конференции в день открытия чемпионата заместитель председателя Правительства РФ, председатель Оргкомитета WorldSkills Kazan - 2019 Татьяна Голикова отметила: «59% школьников после

9-го класса выбирают среднее профессиональное образование. И в будущем количество тех, кто делает именно такой выбор, будет только расти» [2].

Ее прогноз поддержала и министр просвещения России Ольга Васильева: «Система СПО активно развивается: ежегодно растет прием абитуриентов, более 3 миллионов студентов обучается в техникумах и колледжах, и это обязывает нас принимать эффективные решения по обеспечению доступности профессионального образования и качественной подготовки рабочих кадров» [3]. Отсюда в качестве ключевого выводится вектор предстоящего расширения масштабов профессионального образования.

Однако рост числа выпускников СПО вовсе не означает реального увеличения приходящих в экономику квалифицированных рабочих и специалистов. По расчетам академика РАО Виктора Болотова, «сегодня большая часть молодежи, учтенная статистикой в качестве студентов СПО, на самом деле осваивает в них программу средней школы» [4]. Добавим к этому 40% выпускников колледжей, которые не работают по полученной специальности. Таким образом, надувается мыльный статистический пузырь: прием абитуриентов в систему СПО действительно растет, но вместо утверждаемой топ-менеджерами подготовки рабочих кадров СПО превращается в эксклюзивный коридор, откуда через запасный выход молодежь устремляется в вуз. Выстроенная за последнее десятилетие плотина ЕГЭ дает трещину, и она расширяется по мере роста обучающихся в СПО.

За декларируемым ростом «валового» показателя выпускников колледжей скрыта тревожная тенденция сокращения масштабов подготовки квалифицированных рабочих, представители которых и принесли России славу на чемпионате WorldSkills Kazan - 2019. По данным Росстата, за последние 15 лет выпуск квалифицированных рабочих ежегодно сокращался в среднем на 37 тысяч человек и ныне опущен до 188 тысяч [5]. Методом элементарной математической интерполяции легко вычислить: в 2022 г. в России будет выпущен последний квалифицированный рабочий!

«„Куда ни приедешь, о чем ни начинаешь говорить, первый вопрос - это ограничение роста предприятий, связанное с недостатком квалифицированных рабочих кадров», - замечал в марте 2018 г. на совещании в Екатеринбурге Владимир Путин [6].

Объяснить это недостаточным объемом выпуска из учреждений СПО было бы неверно. Скорее всего, это признак структурного дисбаланса выпускников, их профессионального несоответствия потребностям

рынка труда, прежде всего по уровню качества рабочей силы. Следовательно, выход из ситуации состоит не в наращивании объемов выпуска СПО. Экономика нуждается не в трудовых ресурсах вообще, а в квалифицированной и особенно высококвалифицированной рабочей силе. «В первую очередь не хватает людей с навыками и знаниями, отвечающими современным требованиям». - считают исследователи рынка труда Центра макроэкономических исследований Института прикладных экономических исследований РАНХиГС [7].

В бюрократической среде существует правило: если есть показатель, он должен обязательно и неуклонно расти. Именно ростом показателей принято отчитываться, в них видят единственный критерий успеха. Между тем экономика, на которую призвана работать система профессионального образования, как и общество в целом, нуждается не столько в росте, сколько в балансе сопряженных показателей образующих его структур. Например, в рыночных условиях занятость населения не может достигнуть 100 процентов из-за конкурентных колебаний в развитии производства. Расхождение спроса и предложения рабочей силы около трех процентов в развитых странах считается даже необходимым для поддержания нужного напряжения на рынке труда.

В базе Роструда сегодня более 40 тысяч вакансий слесаря, более 9 тысяч - сварщика, 8 тысяч - токаря. Строительной отрасли нужны 39 тысяч монтажников, более 19 тысяч бетонщиков и 11 тысяч плотников [8]. Цифры впечатляют, но если учесть десятки миллионов занятых в этих сферах, то это не признак дефицита. Какой дефицит плотников может быть при наличии в России легиона гастарбайтеров, готовых на любую работу?!

Системе профессионального образования России недостает взаимодействия с работодателями. Об этом, хотя и косвенно, можно судить по полному отсутствию информации о чемпионате WorldSkills Kazan - 2019 на сайтах самых авторитетных источников информации о бизнесе и экономике в России -«РБК» и «Ведомости». В дни проведения чемпионата (с 23 по 27 августа) их ленты сообщали о фермерском фестивале «Свое» в Туле, первом шоуруме автомобилей Aurus в Москве, лесных пожарах в Бразилии и т.п. Единственное упоминание было связано с прибытием Путина на закрытие чемпионата WorldSkills.

Это дает повод вспомнить слова американского писателя и риск-менеджера Нассима Талеба на центральной дискуссии в рамках деловой программы чемпионата WorldSkills Kazan - 2019: «Если нет дав-

ления рынка на образование, вам нужен инструмент, который будет оказывать давление искусственным образом» [9].

В рекламе своего потенциала, привлечении работодателей к задаче повышения качества профессиональной подготовки и состоит ключевая цель мировых чемпионатов WorldSkills. На дискуссионных площадках Казани об этом тоже говорили, но лишь в общих чертах, без указания обязывающих критериев. «Будет оснащено 5000 мастерских», - пообещала министр Ольга Васильева [10]. Неделей позднее, вернувшись с чемпионата, она уточнила, что в 2019 г. будет оснащено 700 мастерских и выделено 4,39 млрд рублей. Много это или мало помогают понять расчеты ученых Московского политехнического университета, которые оценивают масштаб инвестиций на оснащение учреждений СПО (включая НПО) до требуемого уровня примерно в 3,4 трлн рублей, что соизмеримо с годовым объемом бюджета на оборону страны [11]. Таким образом, выделяемые в этом году федеральные средства составляют менее одного процента от потребности и не закрывают даже расходов на амортизацию.

С передачей профессиональных образовательных организаций на региональный уровень все вопросы текущего функционирования системы СПО оказались в ведении субъектов Российской Федерации, их доля в структуре затрачиваемого на СПО консолидированного бюджета в среднем превышает 90% [12, с. 204]. За последние 10 лет при росте контингента обучающихся его объем сократился на 31 % (с 309 до 212 млрд руб.), как и его доля в консолидированном бюджете образования (с 11 до 6,5%).

В структуре расходов самих профессиональных образовательных организаций возросла доля расходов на заработную плату - с 61 до 71 %. На закупку оборудования шло лишь 1,5% всех бюджетных средств, направляемых на СПО, при этом 1337 (каждое третье) образовательных организаций не обновляли учебно-лабораторное и учебно-производственное оборудование на протяжении последних пяти лет [12, с. 199].

Поставленная федеральной программой цель запустить механизм государственно-частного партнерства, подтолкнуть создание сетей бизнес-структур и профессиональных образовательных организаций, стимулировать участие предприятий в софинанси-ровании образовательной инфраструктуры системы СПО не выполнена. Доля средств бизнеса в структуре доходов профессиональных образовательных организаций на протяжении последнего десятилетия никогда не превышала 4,7 %. Зато росли затраты роди-

телей, которые в структуре внебюджетного финансирования составили 77 % [12, с. 191]. Можно сказать, что обновление материальной базы колледжей в последние годы было практически заморожено, а их учредители фактически сняли с себя обязательства по обеспечению «материальной составляющей» образовательного процесса, возложив решение этой задачи на руководителей образовательных организаций.

В результате в аварийном состоянии находятся или требуют капитального ремонта 25 % зданий и 33 % общежитий. Только 4% учебного оборудования пятилетней давности, остальное - более старое [13].

Руководители образовательных организаций СПО оценивают обеспечение подготовки квалифицированных рабочих учебной и учебно-методической литературой на 76%, тренажерами, симуляторами и другими средствами интерактивного обучения - на 60, учебным оборудованием, в том числе для производственного обучения - на 76. Возможность обучения на реальном производственном оборудовании имеют всего 15% выпускников.

По оценке экспертов Высшей школы экономики, сегодня лишь 250-300 колледжей (менее 10%) реально соответствуют акредитационным требованиям и способны готовить кадры для высокотехнологичных отраслей. Их развитие обеспечено партнерством с лидерами российской промышленности -ОАО «Газпром», ОАО «Роснефть», ОАО «ЛУКОЙЛ», ПВО Концерн «Алмаз-Антей» и др. Здесь работодатели включены в процесс управления колледжами и влияют на структуру подготовки, изменение содержания образовательных программ, оценку качества подготовки выпускников. Инвестиции предприятий в развитие материальной базы колледжей сопоставимы с расходами на эти цели со стороны учредителей и даже превышают их [12, с. 220].

Выход из этого, как видно из выступления Ольги Васильевой в Казани, министерство видит в создании к 2024 г. 100 центров опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП), которые громко заявлены как «драйверы развития СПО» [14]. Формироваться они будут на базе действующих колледжей, что вызывает вопросы и возвращает память к реформам последнего десятилетия, когда на базе колледжей, как грибы по осени, вырастали структуры с помпезными названиями, которые не имели своего юридического лица и, по сути, были виртуальными. Шла бурная реформа названий! И, как видим, она продолжается.

Впечатляющую картину этого передает Доклад о положении молодежи и реализации государственной молодежной политики в РФ (с. 24.): «В регио-

нах созданы 186 ресурсных центров; 138 многопрофильных региональных (территориальных) колледжей; 135 отраслевых (высокотехнологичных) центров профессионального образования; сформировано 115 территориально-отраслевых экономических (образовательных) кластеров, 262 многофункциональных центра прикладных квалификаций». Теперь к ним, по сообщению министра, добавятся 100 ЦОППов, создаваемых тоже на базе действующих колледжей. Строго говоря, участия министерства в подобной «реформе названий» не требуется, ибо статья 27 (п. 1) закона «Об образовании в РФ» прямо указывает: «Образовательные организации самостоятельны в формировании своей структуры». Но кто тогда поверит в масштабные реформы?

По оценке Ольги Васильевой, «ЦОПП - это «новый социальный лифт для граждан», целевая аудитория которого не только молодежь, но еще и люди «серебряного возраста», предпенсионеры и пенсионеры [14]. Однако «новым» его назвать нельзя, колледжи давно и массово осуществляют профессиональную переподготовку граждан всех возрастов. Татьяна Голикова дополнила характеристику ЦОПП: «Они будут координировать работу по профессиям будущего» [14]. Но создавать систему обучения профессиям будущего для предпенсионеров и пенсионеров, которым (без вариантов) придется скоро закругляться и готовиться к менее увлекательным перспективам, тоже вряд ли стоит.

Вновь прозвучавший с трибун WorldSkills Kazan - 2019 лозунг «опережающего образования» становится устойчивым и модным трендом. Эта тема уже пронизывает сотни диссертаций и монографий. Говорить об обслуживающей реальную экономику функции профессионального образования считается постыдным и чуть ли не невежественным.

По строгим физическим законам «опережение» означает «отрыв». В нашем случае - профессионального образования от экономики. Синергетический подход к исследованию сложных систем, которой несомненно является система профессионального образования, делает более уместным в данном случае использование термина «коэволюция», понимаемого как совместное изменение и взаимодействие в ходе развития. Коэволюция человека и природы, коэволюция культур, коэволюция профессионального образования и рынка труда... Это позволяет любой глобальной системе развиваться согласованно, без «отрыва» подсистем друг от друга.

В Германии, которая вдвое опережает нас по производительности труда, рабочих и ремесленников гото-

вят точно в срок и нужного качества. В формате так называемой дуальной системы образования они проходят обучение на действующем оборудовании передовых предприятий страны. В недавно (2015 г.) переведенном на русский язык труде немецких ученых «Подход и опыт разработки профессиональных стандартов в Германии» показан результат: «Как правило, человек, аттестованный после профессионального обучения, может немедленно приступить к выполнению квалифицированной работы. Периоды стажировки, присущие академическим профессиям, обычно не требуются» [15].

В России такой практики нет, поэтому до 70% выпускников вузов и колледжей, по оценке Минтруда России, вынуждены доучиваться на рабочем месте [16]. Озабоченная этим Государственная Дума приняла вступающий в силу с 1 сентября 2020 г. закон о расширении практической подготовки в профессиональном и высшем образовании1. В нем признается усиление разрыва в оценке готовности выпускников к самостоятельной работе на производстве между образовательными организациями и работодателями и необходимость усиления практической подготовки обучающихся. Предлагается установить формы организации практической подготовки (на базе образовательного учреждения; в организации, работающей по профилю соответствующей образовательной программы). Перспективы этого закона в действующей модели профессионального образования с ее разваленной учебно-материальной базой можно оценить как нулевые, точно так же, как будет трудно договариваться о взаимодействии с бизнесом по принципу «опережающего образования» при его потребности иметь кадры здесь и сейчас. Разумеется, нужно готовиться к цифровой экономике, которая заменит человека на умную машину, поддержать впервые включенный по инициативе российской стороны в программу WorldSkills Kazan - 2019 соревновательный блок FutureSkills по 25 компетенциям, которые моделируют инновационное развитие существующих профессий и представляют совершенно новые варианты занятости. Но образование не может жить только розовой мечтой о цифровом будущем, никто не знает сколько времени потребуется, чтоб «сказку сделать былью».

Мудрый академик, бывший президент РАН Владимир Фортов замечал: «Конечно, о будущем легко и приятно говорить, и чем дальше горизонт, тем легче

1 Вячеслав Никонов выступил на заседании Президиума совета законодателей РФ. Сайт Комитета, 16.12.2019. URL: http://www. komitet8.km.duma.gov.ru/Novosti-Komiteta/item/20832857/.

и приятнее. Нам же, чтобы не отстать, нужны результаты здесь и сейчас»2.

Наша педагогическая наука уже давно предложила коэволюционную формулу взаимодействия профессионального образования и рынка труда: «Работодатель определяет чему учить, система профессионального образования - как учить». Но Министерство просвещения настойчиво призывает «обгонять» работодателя. Складывается впечатление, что лозунг «опережающего образования» выдвигается только с целью получить из бюджета деньги вперед.

Результаты

Число выдвинутых на дискуссионных площадках WorldSkills Kazan - 2019 инноваций явно не кор-релируется с их эффективностью, что подтверждается и числом принятых, но не исполненных целевых программ. Сегодня министерство живет по новой Госпрограмме «Развитие образования» (от 26.12.2017, № 1642), досрочно заменившей проваленную программу «Развитие образования на 2013-2020 годы» (№ 295), которая в свое время прикрыла провал ФЦП «Развитие образования на 2011-2015 годы». Ни одна программа не дожила до конца своего срока, ни по одной не были подведены и публично оглашены итоги [17].

Министр экономического развития России Максим Орешкин вынужден признать, что государственные программы превратились в «болото», не стали реальным управленческим инструментом [18].

Подобная характеристика вполне соответствует ситуации в профессиональном образовании. По оценкам специалистов, «региональные программы развития профессионального образования не содержат целей, связанных с освоением передовых технологий; отсутствует система показателей по подготовке кадров для высокотехнологичного производства; не представлены системы оценки качества их обучения и даже не предусмотрена их разработка» [19].

Амбициозно звучит заявленное по итогам чемпионата в Казани стремление перейти на государственную итоговую аттестацию в формате демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills. «Мы ставим эксперимент мирового уровня, - заявил директор ЦРПО Московского политеха Алексей Овчинников. -Ни одна страна мира не ставила задачу внедрения стандартов WorldSkills в массовую подготовку

2 Заседание Совета по науке и образованию. URL: kremlin.ru/events/ president/news.

кадров. Так что перед нами стоит нетривиальная задача - выработать самим, без оглядки на чей-либо опыт, специальные стандарты WorldSkills для применения в массовой системе подготовки кадров» [11]. При обветшалой учебной базе российской системы подготовки рабочих кадров говорить об этом - просто непрофессионально.

Как олимпийские рекорды недостижимы для рядовых спортсменов, так и требования WorldSkills -для массовой подготовки рабочих. Предъявляемые к участникам мировых конкурсов требования бесконечно далеки и неизмеримо выше заложенных в действующих государственных стандартах профессионального образования. Но даже и они непосильны половине выпускников. Это показал массовый (36 колледжей восьми регионов) эксперимент (июль 2018 г.), в ходе которого экзамен по освоению российского стандарта преодолела лишь половина (56%) участников. Чемпионаты WorldSkills - соревнования, к участию в которых готовят индивидуально, по уникальным методикам, на специально созданной в Сочи учебной базе. Применять такие требования к 3,5 млн обучающихся в профессиональных образовательных организациях выглядит сомнительно и нереально, как маниловщина.

Стандарты WorldSkills разрабатываются с учетом самых высоких трендов развития экономики, включают требования к профессиям от ведущих представителей промышленности и бизнеса, основаны на лучших международных практиках в области технического и профессионального мастерства, обновляются каждые два года. Для оценки квалификации участников чемпионатов разработана спецификация стандартов WorldSkills Skills Specification (WSSS), содержащая около двухсот критериев мастерства, которые могут быть ориентиром модернизации инструментов оценивания качества образовательных программ, компетенций обучающихся.

Мировые чемпионаты рабочего мастерства - это профессиональный конкурс высшего уровня, а не массовая образовательная практика. Как верно замечает доктор педагогических наук Игорь Сергеев, «компетенции WorldSkills - это нечто принципиально иное, чем те компетенции, которые заданы в российских ФГОС в качестве результатов среднего профессионального и высшего образования. Введение стандартов WorldSkills в качестве ожидаемых результатов СПО и оценочной основы само по себе не приведет к «настройке» образовательного процесса на эти новые стандарты». С такой оценкой согласилось бюро Отделения профессионального образования РАО при

рассмотрении вопроса о перспективах внедрения практики WorldSkills в российские образовательные стандарты3. Вызывают сомнения и призывы расширять формат конкурсов WorldSkills, инициированные российской стороной. Специальный представитель президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков заметил: «В международном движении WorldSkills работают только с молодежью. Россия предлагает расширить эту систему. Ранее она предложила стандарты junior, а сейчас уже идет речь о работе с людьми старше 50 лет. Это наша новая инициатива национального уровня» [20].

Сформулированная 70 лет назад миссия WorldSkills состоит в проверке эффективности национальных систем профессионального образования. Размывать эту миссию - значит уходить от контроля за работой государственных институтов, обязанных в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека, принятой ООН 10 декабря 1948 г. (ст. 26), обеспечивать «общедоступность технического и профессионального образования»4. Иные форматы конкурсов (юниоров, ветеранов труда) будут выходить за рамки контролируемых международных договоренностей и, скорее всего, носить развлекательный характер, рассчитанный лишь на телевизионный эффект.

Заключение

«Удивителен тот факт, что Россия присоединилась к семейству WorldSkills тол ько семь л ет назад, а сегодня она принимает участников и гостей Международного чемпионата у себя. Это большой успех для страны!» -так оценил президент Международной организации WorldSkills International Саймон Бартли итоги проведенного в Казани мирового чемпионата [3]. К его словам надо отнестись как к словам воспитанного гостя, благодарного за теплый прием. Не более того.

В столице республики Татарстан действительно состоялся яркий, запоминающийся праздник труда. Честь и слава его организаторам, поздравления - победителям чемпионата. Но делать поспешные выводы об «успехе страны» оснований немного. Опыт учит не переоценивать участие и даже победы на чемпионатах, не видеть в них глобальные сдвиги. Разве после проведенного в России чемпионата мира по футболу (2018 г.) наша сборная стала играть лучше?!

3 Заседание бюро Отделения профессионального образования РАО 22 марта 2017 года. URL: http://rusacademedu.ru/news/v-rao-obsudili-osnovnye-globalnye-tendencii-razvitiya-srednego-professionalnogo-obrazovaniya/.

4 Всеобщая декларация прав человека. Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10.12.1948. URL: https://www. un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml.

Саймон Бартли не позволил себе раскрыть мысль до конца. Удивителен не факт проведения чемпионата в России, а занятое нашей сборной второе место -после Китая, тоже не входящего в список технологически развитых стран. Следующий чемпионат WorldSkills пройдет в Шанхае, и в том же 2022 г. Санкт-Петербург примет у себя европейский чемпионат EuroSkills. Надо ли сомневаться, что команды Китая и России не упустят шанса снова оказаться в лидерах.

«Дома и стены помогают» - гласит известная пословица. И все же заметен какой-то алогизм, когда страны - экономические аутсайдеры демонстрируют на чемпионатах вершины профессионального мастерства, оставляя позади представителей ведущих экономик мира.

Какую олимпийскую базу и с какой сверхтехнологичной инфраструктурой надо было создать в Сочи, чтобы сборная команда числом чуть более 100 человек неизменно выходила в мировые лидеры?! Как наши спортсмены победили на Олимпиаде в Сочи (2014 г.) -мы уже наслышаны через допинговые скандалы, как наша сборная берет не ниже «серебра» на чемпионатах WorldSkills - пока нет. Одно из возможных объяснений состоит в том, что для Китая и России победы на чемпионатах важнее массовой профессиональной подготовки кадров и связанного с ними экономического прогресса.

Отрыв от реальности уже замечают и руководители страны. Говоря о лидирующих позициях России в чемпионатах Worldskills, вице-премьер О. Голодец справедливо отмечает: «Этих специалистов готовили специально, а нужно, чтобы таких специалистов готовили во всех учреждениях профобразования» [21]. Президент страны В. Путин также озабочен: «В сборной России - 58 специалистов мирового уровня, а нам с вами, отечественной экономике, нужны сотни тысяч мастеров своего дела» [22].

Фанфары WorldSkills Kazan - 2019 отгремели, а проблемы остались. Видеть в блестящем выступлении 61 российского участника «фактическую перестройку системы подготовки рабочих кадров», «формирование нового профессионального и экспертного сообщества», как оценила итоги чемпионата министр просвещения Ольга Васильева, было бы преждевременно [3].

Литература

1. Путин назвал очень хорошими результаты сборной России WorldSkills [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/ 20190827/1557969941.html.

2. Вице-премьер РФ Татьяна Голикова: «Популярность рабочих профессий возрастает не только в молодежной среде, но и у людей предпенсионного возраста» [Электронный

ресурс] // Учительская газета. 2019. 23 августа. URL: http:// www.ug.ru/news/28690.

3. В Казани обсудили драйверы развития СПО - центры опережающей профессиональной подготовки [Электронный ресурс] // Учительская газета. 2019. 22 августа. URL: http:// www.ug.ru/news/28689.

4. Система среднего профессионального образования Российской Федерации в 2005-2030 гг. М., 2017. Вып. 4 (13). С. 22. Серия «Факты образования».

5. Госкомстат РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/ bgd/regl/B03_36/IssWWW.exe/Stg/d010/i011770r.htm; Сводные статистические отчеты по форме ФСН № СПО-1 на начало 2017/18 учебного года. Распределение выпуска специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих П. 2_1_3, графа859[Электронныйресурс].URL:https://минобрнауки.рф/ %D0 %.... 819E-1-2017.

6. Совещание по развитию системы среднего профобразования [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/ president/news/56992.

7. Комраков А. Дефицит рабочих рук в промышленности становится угрозой для нацпроектов. Россия переживает рекордную нехватку трудовых ресурсов с 2013 года // Независимая газета. 2019. 31 июля.

8. Глава Роструда Всеволод Вуколов назвал самые востребованные профессии [Электронный ресурс] // Учительская газета. 2019. 7 апреля. URL: http://www.ug.ru/news/27579.

9. Савицкая Н. Личное богатство никак не связано с уровнем образования // Независимая газета. 2019. 28 августа.

10. В Казани обсудили драйверы развития СПО - центры опережающей профессиональной подготовки [Электронный ресурс] // Учительская газета. 2019. 22 августа. URL: http:// www.ug.ru/news/28689.

11. В Московском политехе сравнили внедрение демонстрационного экзамена в колледжах с введением ЕГЭ в школах [Электронный ресурс] // Учительская газета. 2017. 25 октября. URL: http://www.ug.ru/news/23305.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Молодые профессионалы для новой экономики: среднее профессиональное образование в России / Ф. Ф. Дудырев, О. А. Романова, А. И. Шабалин, И. В. Абанкина. М., 2019. 272 с.

13. СПО сегодня: как помогает регионам стратегия развития системы подготовки рабочих кадров? // Профессиональное образование. Столица. 2017. № 4. С. 5, 9.

14. В Казани обсудили драйверы развития СПО - центры опережающей профессиональной подготовки [Электронный ресурс] // Учительская газета. 2019. 22 августа. URL: http:// www.ug.ru/news/28689.

15. Вилли Петерсен А., Йепсен Маик. Доклад «Подход и опыт разработки профессиональных стандартов в Германии». Фленсбург, февраль 2015. С. 24.

16. Более 70 % выпускников российских вузов вынуждены доучиваться на рабочем месте // Учительская газета. 2017. 23 мая.

17. Смирнов И. П. Федеральная программа образования-2020: а как выполнена предыдущая? // Профессиональное образование. Столица. 2013. № 3. С. 6-10.

18. Орешкин предложил реформировать превратившиеся в «болото» госпрограммы [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/economics/12/09/2019/5d7a57849a79473f a303e980.

19. Управление региональными системами подготовки кадров / В. И. Блинов, И. С. Сергеев, Е. Ю. Есенина и др. // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 3. С. 50-76.

20. Савицкая Н. Личное богатство никак не связано с уровнем образования [Электронный ресурс] // Независимая газета. 2019. 28 августа. URL: http://www.ng.ru/ education/2019-08-28/8_7661_taleb.html.

21. Вице-премьер Ольга Голодец сделала важное заявление о системе профессионального образования страны [Электронный ресурс] // Учительская газета. 2018. 2 марта. URL: http://www.ug.ru/news/24423.

22. Совещание по развитию системы среднего профобразования [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/ president/news/56992.

References

1. Putin nazval ochen' horoshimi rezul'taty sbornoj Rossii WorldSkills [Putin called WorldSkills the Russian team very good]. Available at: https://ria.ru/20190827/1557969941.html. (In Russian).

2. Vice-prem'er RF Tat'yana Golikova: «Populyarnost' rabochih professijvozrastaet ne tol'ko v molodezhnoj srede, no i u lyudejpredpensionnogo vozrasta» [Deputy Prime Minister Tatyana Golikova: "The popularity of working professions is growing not only among young people, but also among people of pre-retirement age"]. Teacher's Newspaper, 2019, August 23. Available at: http://www.ug.ru/news/28690. (In Russian).

3. V Kazani obsudili drajvery razvitiya SPO - centry operezhayushchej professional'noj podgotovki [Drivers of development of open source software - centers of advanced vocational training were discussed in Kazan]. Teacher's Newspaper, 2019, August 22. Available at: http://www.ug.ru/news/28689. (In Russian).

4. Sistema srednego professional'nogo obrazovaniya Rossijskoj Federacii v 2005-2030 gg. [System of secondary professional education of the Russian Federation in 2005-2030]. Moscow, 2007, iss. 4 (13), pp. 22. Series "Facts of education". (In Russian).

5. Goskomstat RF [Goskomstat of the Russian Federation]. Available at: http://www.gks.ru/bgd/regl/B03_36/IssWWW. exe/Stg/d010/i011770r.htm; Сводные статистические отчеты по форме ФСН № СПО-1 на начало 2017/18 учебного года. Распределение выпуска специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих П. 2_1_3, графа 859 [Consolidated statistical reports in the form of FSN No. СПО-1 at the beginning of the 2017/18 school year. Distribution of graduation of mid-level specialists and skilled workers P. 2_1_3, column 859]. Available at: https://минобрнауки.рф/ %D0 %.... 819E-1-2017. (In Russian).

6. Soveshchanie po razvitiyu sistemy srednego profobrazovaniya [Meeting on the development of secondary vocational education]. Available at: http://kremlin.ru/events/president/news/56992. (In Russian).

7. Komrakov A. Deficit rabochih ruk v promyshlennosti stanovitsya ugrozoj dlya nacproektov. Rossiya perezhivaet rekordnuyu nekhvatku trudovyh resursov s 2013 goda [The shortage of workers in industry is becoming a threat to national projects. Russia is experiencing a record shortage of labor resources in 2013]. Independent Newspaper, 2019, July 31. (In Russian).

8. Glava Rostruda Vsevolod Vukolov nazval samye vostrebovannye professii [The head of Rostrud Vsevolod Vukolov named the most popular professions]. Teacher's Newspaper, 2019, April 7. Available at: http://www.ug.ru/news/27579. (In Russian).

9. Savitskaya N. Lichnoe bogatstvo nikak ne svyazano s urovnem obrazovaniya [Personal wealth is not related to the level of education]. Independent Newspaper, 2019, August 28.

10. V Kazani obsudili drajvery razvitiya SPO - centry operezhayushchej professional'noj podgotovki [Drivers of development of open

source software - centers of advanced vocational training were discussed in Kazan]. Teacher's Newspaper, 2019, August 22. Available at: http://www.ug.ru/news/28689. (In Russian).

11. V Moskovskom politekhe sravnili vnedrenie demonstracionnogo ekzamena v kolledzhah s vvedeniem EGE v shkolah [The Moscow Polytechnic University compared the introduction of the demonstration exam in colleges with the introduction of the exam in schools]. Teacher's Newspaper, 2017, October 28. Available at: http://www.ug.ru/news/23305. (In Russian).

12. Dudyrev F. F., Romanova O. A., Shabalin A. I., Abankina I. V. Molodye professionaly dlya novoj ekonomiki: srednee professional'noe obrazovanie v Rossii [Young professionals for the new economy: secondary vocational education in Russia]. Moscow, 2019, 272 p. (In Russian).

13. SPO segodnya: kak pomogaet regionam strategiya razvitiya sistemy podgotovki rabochih kadrov? [SVE today: how does the strategy for developing the system of training workers help the regions?]. Professional education. Capital, 2017, no. 4, pp. 5, 9. (In Russian).

14. V Kazani obsudili drajvery razvitiya SPO - centry operezhayushchej professional'noj podgotovki [Drivers of development of open source software - centers of advanced vocational training were discussed in Kazan]. Teacher's Newspaper, 2019, August 22. Available at: http://www.ug.ru/news/28689. (In Russian).

15. Willi Petersen A., Jepsen Maik. Doklad «Podhod i opyt razrabotki professional'nyh standartov v Germanii» [Report «Approach and experience in developing professional standards in Germany»]. Flensburg, February 2015, pp. 24. (In Russian).

16. Bolee 70% vypusknikov rossijskih vuzov vynuzhdeny douchivat'sya na rabochem meste [More than 70 % of graduates of Russian universities are forced to finish their studies in the workplace]. Teacher's Newspaper, 2017, May 28. (In Russian).

17. Smirnov I. P. Federal'naya programma obrazovaniya-2020: a kak vypolnena predydushchaya? [Federal education program-2020: how was the previous one implemented?]. Professional education. Capital, 2013, no. 3, pp. 6-10. (In Russian).

18. Oreshkin predlozhil reformirovat' prevrativshiesya v «boloto» gosprogrammy [Oreshkin proposed to reform the state programs that had turned into a "swamp"]. Available at: https://www.rbc. ru/economics/12/09/2019/5d7a57849a79473fa303e980. (In Russian).

19. Blinov V. I., Sergeev I. S., Esenina E. Yu., Kurteeva L. N., Osadcheva S. A. Upravlenie regional'nymi sistemami podgotovki kadrov [Management of regional training systems]. Education and Science, 2019, vol. 21, no. 3, pp. 50-76. (In Russian).

20. Savitskaya N. Lichnoe bogatstvo nikak ne svyazano s urovnem obrazovaniya [Personal wealth is not related to the level of education]. Independent Newspaper, 2019, August 28. Available at: http://www.ng.ru/education/2019-08-28/8_7661_ taleb.html. (In Russian).

21. Vice-prem'er Ol'ga Golodec sdelala vazhnoe zayavlenie o sisteme professional'nogo obrazovaniya strany [Deputy Prime Minister Olga Golodets made an important statement on the country's vocational education system]. Teacher's Newspaper, 2018, March 2. Available at: http://www.ug.ru/news/24423. (In Russian).

22. Soveshchanie po razvitiyu sistemy srednego profobrazovaniya [Meeting on the development of secondary vocational education]. Available at: http://kremlin.ru/events/president/news/56992. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.