Научная статья на тему 'Мировоззренческие основы объединения «Мир искусства»: свобода творчества и «Чистое искусство»'

Мировоззренческие основы объединения «Мир искусства»: свобода творчества и «Чистое искусство» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2801
406
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
"МИР ИСКУССТВА" / "PURE ART" / "ЧИСТОЕ ИСКУССТВО" / СВОБОДА ТВОРЧЕСТВА / FREEDOM OF CREATIVE WORK / "MIR ISKUSSTVA" ("WORLD OF ART")

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Перевезенцева А.С.

Статья посвящена анализу мировоззренческих основ объединения «Мир искусства», а также рассмотрению противоречивого восприятия его творческого, художественного и историко-философского наследия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyses the world-view foundations of the World of Art movement and examines the contradictory perception of its creative, artistic, historical and philosophical heritage.

Текст научной работы на тему «Мировоззренческие основы объединения «Мир искусства»: свобода творчества и «Чистое искусство»»

ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ НАУКА ВУЗАМ

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ «МИР ИСКУССТВА»: СВОБОДА ТВОРЧЕСТВА И «ЧИСТОЕ ИСКУССТВО»

I А. С. Перевезенцева

Аннотация. Статья посвящена анализу мировоззренческих основ объединения «Мир искусства», а также рассмотрению противоречивого восприятия его творческого, художественного и историко-философского наследия.

Ключевые слова: «Мир искусства», «чистое искусство», свобода творчества

Summary. The article analyses the world-view foundations of the "World of Art" movement and examines the contradictory perception of its creative, artistic, historical and philosophical heritage.

Keywords: "Mir Iskusstva" ("World of Art"), "pure art", freedom of creative work.

364

Объединение «Мир искусства» возникло в тот исторический момент, когда и в Западной Европе, и в России, особенно в образованных и художественных кругах, все более нарастало критическое отношение к традиционному миропониманию, хоть и разделенному на различные течения и направления, но в основной части связанному с позитивистским пониманием окружающей действительности. В Западной Европе подобный философско-миро-воззренческий кризис нашел свое выражение в ницшеанстве, а позже -в экзистенциализме. В России, наоборот, значительную часть мыслящей публики увлекли идеи религиозного ренессанса. Правда, религиозно-философские поиски иногда заводили русскую интеллигенцию в самые чащобы мистицизма, когда некоторых мыслителей уже не удовлетворяло традиционное для России право-

славное миропонимание, и истина искалась в новых для России того времени западных и восточных мистических учениях.

Конечно, члены объединения «Мир искусства» испытали на себе влияние различных популярных в то время философских и религиозных учений, но при этом старались избегать идеологической, в том числе философской и религиозной ангажированности, особенно в период определенного расцвета объединения. Поэтому участники «Мира искусства» не создавали каких-либо произведений - литературных, философских или художественных, в которых они хотели бы представить или тем более распропагандировать определенные философские взгляды. В этом смысле их миропонимание было гораздо более широким и не фиксируемым в четких идеологических или философских рамках. Недаром А. Н. Бе-

ЕК

Искусствоведение

нуа, по воспоминаниям А. П. Остроумовой-Лебедевой, говорил, что для того, чтобы общество «Мир искусства» могло «долго жить», «оно не должно строго замыкаться в определенные рамки» [1, с. 216].

Гораздо более важной для них всех и для каждого «мирискусника» в отдельности была идея творческой свободы, когда всякий волен исповедовать собственные взгляды на окружающий мир и выражать их соответствующими изобразительными средствами. Именно идея творческой свободы объединила столь разных людей, какими были «мирискусники». И недаром и сами «мирискусники», и исследователи их творчества неоднократно подчеркивали тот факт, что каждый из членов объединения представлял собой отдельную творческую личность, имеющую некие собственные представления о сущности и смысле искусства. Идею творческой свободы подчеркивали и организационные принципы «Мира искусства», в котором не было никаких уставных требований, никаких более или менее жестких правил. Пожалуй, только одно правило исповедовал каждый из членов «Мира искусства» - искреннее служение искусству.

Здесь нужно отметить, что если идея творческой свободы послужила основой для возникновения объединения «Мир искусства», то она же, со временем, стала и причиной распада этого объединения, ибо творческие поиски каждого из «мирискусников» все дальше разводили их пути. И если они сохранили личные дружеские отношения, то в эстетическом плане дороги их расходились все дальше и дальше.

Тем не менее, деятельность и теоретические рассуждения участни-

ков «Мира искусства» позволяют выделить некоторые общие для большинства «мирискусников» историко-философские предпочтения и некоторые общие цели и идеи. Об одной из них - идее творческой свободы -уже было сказано. Еще одна идея, объединившая «мирискусников» -воспевание искусства, как такового, как «чистого искусства».

В культурном отношении, как уже говорилось, объединение «Мир искусства», организуя выставки и издавая с 1898 г. свой журнал, стало в России проводником модерна. Однако миссия «Мира искусства» была все-таки шире. Само название «Мир искусства» и девиз «Жизнь коротка -искусство вечно», начертанный на знаменах этого творческого объединения, говорят о главной цели - возвысить в глазах общества роль искусства, роль эстетического начала, отстоять его значение, его самостоятельный мир. Иначе говоря, вольно или невольно, «мирискусники» возрождали романтическое отношение к искусству, ибо искусство, по их убеждению, могло изменить мир к лучшему.

В этом смысле мировоззренческие основы деятелей «Мира искусства» во многом зависели от их неприятия господствующего реализма и академизма и желания противопоставить тревожной реальности исконные, как им казалось, духовные и художественные ценности. При этом, отвергая академизм и творчество передвижников (признавая, однако, историческое значение последнего в прошлом), они декларировали независимость искусства и отрицали его тенденциозность.

Несмотря на некоторую непоследовательность в воззрениях его чле-

365

1 / 2011

Преподаватель

366

нов, идейно и стилистически объединение «Мир искусства» во многом было близко западноевропейским художественным группировкам, объединявшим теоретиков и практиков «модерна». Историко-философские основы модерна разнообразны, как разнообразны и средства выражения модерна в изобразительном искусстве. Так же, как и в творчестве мастеров западноевропейского «модерна», образный строй произведений художников «Мир искусства» формировался на основе поэтики символизма и шире - неоромантизма; вместе с тем он оказывался в гораздо большей мере наполненным историко-культурными реминисценциями.

Если рассматривать историко-философские основы «Мира искусства» через призму художественного творчества, то, как всякие модернисты, они испытали влияние разных художественных традиций, возрожденных ими в новых условиях и исполненных новыми изобразительными средствами. Иначе говоря, эстетические принципы участников «Мира искусства» были довольно разнообразны и даже эклектичны.

Так, ретроспективизм художников «Мира искусства» часто был проникнут духом иронии и самопародии и по сути своей противоположен принципам традиционного исторического жанра. Неслучайным было то, что «мирискусники», наряду с историческим, часто обращались к «сочиненному» пейзажу, широко использовали приемы гротеска, элементы игры, карнавала и театра, мотивы маски и куклы-марионетки, сна и видений, тяготение к «роковой» символике, сказочному, эротическому. Творчеству некоторых художников «Мир искус-

ства» присущи тенденции неоклассицизма (Бакст, Серов, Добужинский; последнего вместе с тем отличает пристрастие и к урбанистическим мотивам). А для Билибина и Рериха было характерно увлечение средневековым русским искусством, фольклором, древнерусской историей.

Поиски «мирискусниками» сти-леобразующего начала выразились в опытах создания произведений, построенных по законам «целостного искусства», то есть синтеза искусств. Живописным (в основном в технике акварели или гуаши) и графическим произведениям художников присущи утонченный декоративизм, стилизация мотивов рококо и ампира, соединение плоскостного и трехмерного начал, изящная линеарность, порой переходящая в орнаментику, сочетание матовых, как бы искусственных тонов.

Содержанием идей и манерой их изложения «мирискусники» раскрывали некоторые свои источники -французских романтиков-символистов, в частности Теофиля Готье [2], выступавшего против утилитаристов, субъективизм Баррэса [3], теорию абсолютной свободы искусства Бодлера [4; 5] и поздних неоромантиков.

«Мирискусники» прямо и открыто заявлял о «самоцельности» и «самополезности» искусства, считая одновременно «правду в искусстве», декларируемую, например, Л. Н. Толстым, проявлением односторонности.

В статье «Сложные вопросы» С. П. Дягилев отстаивает право искусства на самостоятельную жизнь, безотносительно к каким бы то ни было общественным тенденциям: «Теперь несвоевременно было бы упоминать об <...> учениях, отводивших искус-

искусствоведение

ству роль послушных школьников на помочах у противохудожественной теории социализма, если б недавно не вернулась вновь <...> проповедь подчинения искусства вне его лежащей цели» [6, с. 28]. Проблема «чистой» живописи, волновавшая в то время представителей самых разных течений в искусстве, также не была обойдена Дягилевым и Философовым. Отрицая «узкоутилитарную тенденциозность» и прокламируя «индивидуализм» и «свободное» творчество, они впадали в противоположную крайность, совершенно отрицая самоценность смыслового начала в картине: «Произведение искусства важное не само по себе, а лишь как выражение личности творца» [там же].

Искусство понималось «мирискусниками» как явление «надземное», как свободный и таинственный акт, совершающийся в глубинах духа художника. Субъективный мир художника - единственное содержание искусства. К. Сомов в одном из писем к А. Бенуа говорил: «Весь мир вертится около моего "Я", и мне в сущности нет дела до того, что выходит за пределы этого "Я: и его узости» [7, с. 78]. В этом смысле, анализ творчества «мирискусников» позволяет сделать вывод, что их эстетическая система, как и литераторов-символистов этого времени, представляла собой причудливый сплав из элементов кантианской эстетики, ницшеанства, философии интуитивизма. Существенным было и принципиальное отрицание связей искусства с реальной действительностью, интересами «большинства», «толпы». «Творец, - писал С. П. Дягилев, - должен любить красоту и лишь с нею вести беседу во время нежно-

го, таинственного проявления своей божественной природы» [6, с. 31].

При этом, видя настороженное отношение к собственному пониманию сущности искусства, а то и полное неприятие этого понимания со стороны художественной общественности России, «мирискусники» обвиняли своих оппонентов в «отсталости». Больше того, причиной «отсталости» оппонентов они считали отсталость самой России. В частности, С. П. Дягилев, с сожалением, писал: «Отсталость России в том, что эта теория (то есть теория «чистого искусства») никогда не торжествовала явно и победоносно».

Провозглашая своей задачей консолидацию художественных сил, выступающих против позитивизма под знаком возрождения идей романтизма, «мирискусники» выдвигали принцип эстетизации действительности, отводя искусству роль своего рода преобразователя жизни на основах добра и красоты.

Именно поэтому «мирискусники» уделяли столь большое вниманию пропаганде и собственного творчества, и творчества тех мастеров прошлого, которые, по их мнению, соответствовали так или иначе декларируемым принципам «чистого искусства». В частности, просветительская деятельность мастеров «Мир искусства» проявиась в их стремлении возбудить всеобщий интерес к искусству прошлого (особенно к искусству XVIII - начала XIX вв.), в их постоянной заботе об охране памятников старины, а также в желании шире ознакомить публику с новейшими течениями современного искусства.

Свой журнал «мирискусники» рассматривали тоже как «кафедру толко-

367

1 / 2011

Преподаватель

вания и пропаганды новой эстетики» [8, с. 57]. Например, журнал «Мир искусства» выступал против догматического следования канону, не приемля академизм как систему, лишающую художника прав на самовыражение, а живопись передвижников, по мнению «мирискусников», переполненную иллюстративностью, как назидательную в ущерб художественным качествам произведения.

Здесь, кстати, нельзя не отметить одного серьезного противоречия, видимо, неизбежного в данном случае. С одной стороны, «мирискусники» проповедовали идею «свободного» и «чистого» искусства, причем свободного от какой-либо идеологической заданности. Но, с другой стороны, сами же выдвигали идею активной общественной роли художественного творчества в жизни человеческого общества, способного преобразовать это общество на более лучших нача-

лах, на началах Красоты. Впрочем, подобное противоречие было характерно для многих учений и художественных направлений, возникших на рубеже Х1Х-ХХ вв.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Остроумова-Лебедева А. П. Автобиографические записки. - М., 2003. - Т. 1-2.

2. Брюсов В. Собрание сочинений. - СПб., 1913. - Т. XXI.

3. «Культ "Я"». Рассмотрение трех идеологий Мориса Баррэса. - Париж, 1892.

4. Бодлер Ш. Цветы зла. Стих. В призе. Дневники. - М., 1993.

5. Нольман М. Шарль Бодлер. Судьба. Эстетика. Стиль. - М., 1979.

6. Дягилев С. П. Сложные вопросы // Мир искусства. - 1899. - №1/2.

7. Константин Андреевич Сомов. Письма, дневники, суждения современников. - М., 1979.

8. Соколова Н. Мир искусства. - М.-Л., 1934. П

368

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.