Научная статья на тему 'Мировоззренческие императивы обеспечения духовной безопасности современного российского общества'

Мировоззренческие императивы обеспечения духовной безопасности современного российского общества Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
135
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ИМПЕРАТИВЫ / WORLD OUTLOOK IMPERATIVES / ДУХОВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / SPIRITUAL SAFETY / ДУХОВНОСТЬ / SPIRITUALITY / СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО / MODERN RUSSIAN SOCIETY / ДУХОВНАЯ СФЕРА / SPIRITUAL SPHERE / ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА / SPIRITUAL LIFE OF A SOCIETY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Тонконогов Александр Викторович

В статье рассмотрены проблемы формирования новых мировоззренческих установок (духовных, мировоззренческих императивов), создания духовных ценностей в современном российском обществе, теоретические и практические вопросы обеспечения духовной безопасности, место и роль России в духовном пространстве мирового социума.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article problems of formation of new world outlook installations (spiritual, world outlook imperatives), creations of cultural wealth in a modern Russian society, theoretical and practical questions of maintenance of spiritual safety, a place and a role of Russia in spiritual space of world society are considered.

Текст научной работы на тему «Мировоззренческие императивы обеспечения духовной безопасности современного российского общества»

А.В. ТОНКОНОГОВ

кандидат философских наук, доцент кафедры теории и социологии управления органами внутренних дел Академии управления МВД России*

Мировоззренческие императивы обеспечения духовной безопасности современного российского общества

Духовная жизнь современного российского общества

Человек - это необъятная, непознанная Вселенная, огромный противоречивый идеально-материальный мир. Человек соединяет в себе все таинства Бытия и является существом духовным. Человек без духа - это всего лишь разумное животное, существующее в рациональной системе ценностей, позволяющей определить полезность чего бы то ни было с точки зрения пригодности для потребления. Разум является не единственной мыслящей субстанцией в Человеке. Дух - есть субстанция подобная разуму, выполняющая аналогичную функцию по отношению к душе, как разум к мозгу, а мозг и душа к телесной сущности человека, соединяясь в которой, разум и дух образуют в известном нам по ощущениям мире особую субстанцию - сознание, являющееся одновременно и основой, и ярким проявлением духовности в существующей реальности.

Академик Н. П. Бехтерева, более пятидесяти лет занимающаяся изучением мозга человека, сделала смелое и в достаточной степени верное предположение: «Мозг - это что-то вроде сенсорных входов «души», не имеющей способности к влиянию в нашем пространстве»1. Через мозг человек имеет возможность взаимодействовать с духом, допуская его в своё естество. Можно предположить, что, соединяясь именно в мозге, разум и дух образуют новую особую субстанцию -сознание, которое, являясь высшей формой психического отражения

* Тонконогов Александр Викторович, e-mail: aleksandrtonkogov @ yandex.ru

1 Бехтерева Н.П. Магия мозга и лабиринты жизни. М. - СПб., 2007, с. 271.

Бытия в реальных и воображаемых образах, не есть абсолютно неделимая субстанция. Вероятнее всего, сознание соединяет в себе, по крайней мере, две субстанции: субстанцию духа и субстанцию разума. В. Франкл прямо указывает: «Человек - это больше, чем психика. Человек - это дух»1. Разум (по мнению К.Г. Юнга) - это «всего лишь одна из возможных духовных функций»2. Таким образом, логичен вывод: духовность представляет собой соединение иррационального (духа) и рационального (разума).

Духовность - категория универсальная, относящаяся в полной мере как к религиозной (иррационально-идеальной) составляющей жизни отдельной личности и общества в целом, так и ко всему светскому (прагматично-материальному). В социальной жизни духовность раскрывает глубинные интеллектуально-нравственные черты человеческой личности, её социентальной жизни, которые выделяют человека из мира других живых существ. Л.П. Буева определяет духовность как «интегральное качество, относящееся к сфере смысложизненных ценностей, определяющих содержание, качество и направленность человеческого бытия и образ человеческий в каждом индивиде»3.

Феномен духовности неразрывно связан с феноменом ментальности. Под ментальностью некоторыми исследователями справедливо «понимается комплекс (система) устойчивых матриц, стереотипов, ценностных ориентаций, автоматизмов, архетипов, лежащих в основе коллективных представлений о мире, о месте человека в этом мире и проявляющихся в неосознанных (или полуосознанных) культурных образцах и картинах мира, в

1 Frankl V. Psychotherapy and existentialism. N. Y., 1967, р. 63.

2 Юнг К.Г. Бог и бессознательное. М., 1998, с. 302.

3 Буева Л.П. Духовность и проблемы нравственой культуры // Вопросы философии, 1996, № 2, с. 5.

л

поведенческих реакциях»1. Ментальность - это генетическая духовность, т. е. то, что передаётся неосознанно от поколения к поколению на уровне психофизиологии и определяется такими понятиями, как «родная земля», «кровь рода», «дух нации» и т.д. Ментальность является отражением национально-культурных особенностей отдельной личности, социальных групп и народов. Особенности, которые не приобретаются вследствие совместной продуманной системной общественной деятельности, определённой регламентированной духовной практики, но незримо наследуются от поколения к поколению. Ментальность - это область подсознания, субстанция, характеризующаяся неосознанными (или полуосознанными), определяемыми историческим базисом действиями человека, отдельных социальных групп и общества в целом, имеющих свои естественные социокультурные, духовные особенности.

Ментальность может быть сохранена на протяжении длительного исторического периода и утеряна в кратчайшие сроки из-за духовного вырождения 2-3 поколений. Ментальность оказывает прямое, а иногда и определяющее влияние на духовность. Духовность предопределяет идеологическую направленность развития социума. Идеология позволяет либо объединить нацию, либо дезорганизовать, дезориентировать и, в итоге, уничтожить духовно как реальную геополитическую силу. Существующая в мире система глобальных средств массовой информации применяет технологии прямого (реклама, предвыборная агитация) и латентного (психолингвистические, гипнотические методы) воздействия на общественное сознание, позволяющие разрушать ментальность наций, влияя на их подсознание.

1 Околдованная реальность: Мир африканской ментальности / Отв. ред. И.В. Следзевский, А.Н. Мосейко. М., 1994, с. 4.

Духовное развитие конкретной личности и всего общества не может не зависеть от тех этических, эстетических, интеллектуальных основ, которые были сформированы ранее, в иные исторические периоды и генетически стали частью национальных характеров, этнических архетипов, социокультурных черт народов. Составляющие духовной жизни социума могут видоизменяться (в частности, система национальных духовных ценностей), но их «тени» неизбежно лягут на будущие поколения, часто предопределяя решения и поступки, ими принимаемые и совершаемые. Сохранение национальной ментальности и конструктивной духовности - одна из основных задач, решение которой должно быть возложено на субъекты обеспечения национальной безопасности. Фактор национальной ментальности является непременным условием существования России как суверенного государства, активно влияющего на процессы, происходящие в современном глобализирующемся мире.

Духовная жизнь общества - это область взаимопроникновения и развития различных форм и уровней общественного сознания, образующих в процессе социального развития феномен духовной культуры, обеспечивающий хранение, передачу и использование накопленного человечеством интеллектуального, нравственного и эстетического опыта. Духовная жизнь общества - это область творческой (в основном нематериальной) деятельности, хотя бесспорным является и тот факт, что элементы творчества присутствуют при осуществлении любого вида деятельности. Основная задача общества и государства — сохранить духовную самостоятельность личности через творчество.

Духовная жизнь каждой отдельной личности - это её внутренний интеллектуально-нравственный, эстетический выбор, реализуемый посредством индивидуальной деятельности в сфере создания идеальных и материальных благ в различных областях

общественных отношений, влияющий на все социальные процессы. Из-за того, что направленность деятельности отдельной личности может быть асоциальной, общество, прибегая к потенциалу различных государственных и социальных институтов, имеет право и обязано ограничивать реализацию деструктивных духовных устремлений личности в целях обеспечения безопасности всего социума и государства. Очень важно осознавать, что духовная жизнь общества есть совокупность духовной жизни его граждан, и рассматривая в качестве объекта обеспечения национальной безопасности духовную сферу общества, следует рассматривать данную проблему как обеспечение безопасности духовной жизни каждой отдельной личности.

Духовная жизнь общества представляет собой не только взаимодействие последователей различных конфессий между собой при абсолютной доминанте в обществе религиозного сознания. Духовная жизнь является воплощением совместной интеллектуально-нравственной деятельности людей с преобладанием у отдельных личностей и социальных групп разных форм сознания. При этом некоторые исследователи рассматривают духовность вообще безотносительно к религии1. Однако ни у теологов, ни у светских исследователей не возникает сомнений в том, что духовность направляет человека на поиск смысла жизни и оценки событий с позиций нравственности. Нравственность же является критерием духовной культуры личности, определяющим границы свободы самореализации человека, и, по сути, сам образ человеческий в каждом человекообразном существе2. Нравственность неотделима от

1 См.: Каган М.С. О духовном. (Опыт категориального анализа) //Вопросы философии, 1985, № 9, с. 95.

2 См.: Буева Л.П. Духовность и проблемы нравственой культуры, с. 5.

таких понятий, как «любовь», «долг», «честь», «совесть» (они являются её постоянными неотделимыми составляющими).

В современных условиях очень важно понимать: является ли нравственная деградация общества прямым следствием отступления от религии, всегда ли духовность - это религиозность, а бездуховность - атеизм; является ли религия панацеей от духовных болезней человечества; каждого ли религиозного человека можно считать духовным, можно ли считать духовным человека с ограниченными умственными способностями или, наоборот, человека с высоким уровнем интеллекта, но отрицающего какую-либо мораль?

Отвечая на эти вопросы, представляется возможным утверждать, что отношение к той или иной светской идеологии или религиозному учению лишь в незначительной степени может характеризовать духовное состояние личности (за исключением случаев пропаганды человеконенавистнических идеологем). Это связано, главным образом, со следующим обстоятельством: не так уж важно официально принадлежать к определенной социальной или конфессиональной группе, пропагандируя, в том числе, общепризнанные человеческие ценности, декларируя приверженность высоким идеалам. Важно то, как человек живёт, что он конкретно делает, как использует свои интеллектуальные, нравственные, эстетические потенциалы: развивается ли, осуществляя творческую деятельность на благо себе и окружающим, или занят исключительно удовлетворением своих насущных потребностей без учёта интересов или даже в ущерб социуму и окружающему миру в целом.

Духовность определяет сущность индивидуального и общественного бытия, а также реального и воображаемого мира, который также может быть воплощен в реальных образах. Понимание духовности как феномена, присущего только лишь религиозной сфере, представляется абсолютно неверным. Духовность и духовное

есть соединение религиозного и светского, догматического конфессионального и неортодоксального научного. Только во взаимодействии и равноправном взаимовлиянии этих составляющих можно достичь духовного совершенства - торжества созидающего разума и духа нравственного и смыслополагающего.

В современной России происходит лихорадочное построение новой системы ценностей: «Формирование отвечающих вызовам времени ценностных и нравственных ориентиров ... (с начала 90-х г г.) государство уделяло недостаточное внимание вопросам нравственности, духовной жизни и общегосударственной, общенациональной идейности, и в результате получило глубочайший

л

системный кризис»1. Духовный кризис.

Российское общество в значительной степени всё ещё подвержено процессам поляризации и дифференциации в контексте контроля и распределения природных ресурсов и создаваемых материальных благ, что в итоге уже в какой-то степени привело к духовной разобщённости нашего общества, создало угрозу его духовности.

Понятие и сущность духовной безопасности общества

В современном стремительно развивающемся технологически мире, характеризующемся глобализацией в области социальных, экономических, политических процессов человеческой деятельности, появляются новые риски и угрозы, обусловленные политикой двойных стандартов США и их союзников, криминализацией политических отношений. В связи с этим важное значение приобретает духовная безопасность общества, которую нельзя обеспечить без развития творческого потенциала народа, сохранения культурного и исторического наследия, развития науки, воспитания эстетической

1 Буркин А.И. Общество и национальная безопасность России. М., 2003, с. 68.

личности с идеалами красоты, создания системы духовных ценностей, основанных на традициях народов России.

Любое общество, ориентированное на прогрессивную эволюцию, тем более общество, отказавшееся от прежней системы ценностей (идеологии), нуждается в формировании новых мировоззренческих установок (духовных, мировоззренческих императивов), создании духовных ценностей, базисных идеологем, взглядов, определяющих направление, принципы и саму цель существования социума (нации). Формирование качественно новых мировоззренческих императивов, их утверждение в национальном самосознании является необходимым условием существования и развития современного российского общества, а также обеспечения национальной (в том числе духовной) безопасности.

Обеспечение национальной безопасности во всех сферах человеческой жизнедеятельности, сохранение территориальной и духовной целостности страны, национальных материальных и духовных ценностей является одной из основных задач, которые стоят

л

перед государством. По мнению В.Л. Манилова1, национальная безопасность - это многоуровневая система, элементами которой являются ценности, опасности, угрозы и собственно система обеспечения национальной безопасности. Безопасность любого субъекта можно определить как «защищённость его ценностей от получения значимого ущерба»2. При этом моральная составляющая ущерба крайне важна, но с трудом поддаётся какому-то измерению. Поэтому разные субъекты по-разному могут оценивать причинённый им теоретически равный ущерб. В связи с этим под обеспечением

1 См.: Манилов В.Л. Теория и практика организации системы обеспечения национальной безопасности России. Автореф. дисс. на соиск. степ. д-ра юр. наук. М., 1995, с. 32.

2 Поздняков А.И. Сравнительный анализ современных подходов к определению понятий национальной и военной безопасности // Военно-философский журнал, 2009, № 1, с. 6.

безопасности человека представляется логичным понимать состояние, при котором «человеческий дух не подавляют»1.

Безопасность человека - это не только защита его физической целостности и физиологического здоровья, но и, в равной степени, защита духовного здоровья - его души и сознания. Поэтому защита духовных ценностей, их сохранение и приумножение является одной из основных задач, которые стоят перед субъектами обеспечения духовной безопасности, образующими в совокупности с другими субъектами обеспечения военной, экономической, социально-политической и экологической безопасности целостную систему обеспечения национальной безопасности.

Следует подчеркнуть, что национальные и личные ценности тесно взаимосвязаны. Вне понимания общих угроз личным и национальным интересам, учёта этого фактора при формировании системы обеспечения национальной безопасности не может быть в полной мере эффективно обеспечена безопасность отдельных граждан, социальных групп во всех сферах общественной жизни, а также государственная безопасность и, следовательно, национальная безопасность в целом.

Духовность является существенным фактором в сфере обеспечения национальной безопасности. И поскольку «духовные стремления, нормы нравственности и формируют систему ценностей как внутреннюю основу культуры и всех форм общественного сознания»2, то в случае, когда мы говорим о духовной безопасности как составляющей части системы национальной безопасности в целом, мы ведём речь о безопасности общественного сознания. Таким образом, вполне обоснованно включить в систему национальной безопасности (как отдельный её вид) духовную безопасность, которая

1 Яновский Р.Г. Глобальные изменения и социальная безопасность. М., 1999, с. 15.

2 Прохожев А.А. Теория развития и безопасности человека и общества. М., 2006, с. 100.

будет характеризоваться состоянием защиты национальных ценностей от физических, биологических и психологических внешних и внутренних угроз в информационной, научной, культурной, идеологической и религиозной сферах общественной жизни. Духовная безопасность - это один из видов национальной безопасности, представляющий собой систему обеспечения национальной безопасности духовной сферы современного российского общества, которая включает в себя обеспечение культурной, идеологической, информационно-психологической, научной и религиозной безопасности как её подвидов и характеризуется соблюдением интересов личности, общества и государства, состоянием защищённости от внутренних и внешних угроз традиционных духовных (интеллектуальных, нравственных, эстетических) ценностей (главным образом, индивидуального, группового и массового сознания).

Составляющими духовной безопасности являются национальное самосознание, общепринятые традиции устройства общественной жизни, морально-психологическое единство нации, выражающееся в деятельной поддержке внутренней и внешней политики своего государства. В этой связи можно выделить основную проблему обеспечения духовной безопасности российского общества, представляющую угрозу основам духовной жизни в современной России - это культивирование ложных (чуждых менталитету российской нации) ценностей, определение деструктивных жизненных приоритетов, идеологем, целей и задач, стоящих перед отдельной личностью и обществом в целом.

Обеспечение национальной безопасности духовной сферы в современной России невозможно без организации эффективной деятельности и взаимодействия соответствующих государственных органов с институтами гражданского общества, которые должны быть

организационно объединены в национальную систему защиты духовной сферы современного российского общества.

Объектами обеспечения национальной безопасности духовной сферы современного российского общества являются отдельные граждане, институты гражданского общества и государства, осуществляющие свою деятельность в культурной, религиозной, информационной, научной и образовательной сферах общественной жизни.

Важность создания системы, целенаправленно ориентированной на обеспечение безопасности духовной сферы, определяется тем, что духовные основы являются базисом социальной жизни как отдельной личности, так и всего общества в целом. Разрушение единого духовного пространства посредством уничтожения ментальных особенностей нации неизбежно ведёт к социальному коллапсу и, как следствие, территориальному раздроблению страны. Предотвращение эскалации деструктивных тенденций в духовной жизни современного российского общества возможно только при условии целенаправленного, постоянного, комплексного воздействия на все основные элементы духовной жизни.

Создание в России системы духовной безопасности позволит эффективно реализовать государственную политику в данной сфере общественных отношений, адекватно и своевременно отвечать на вызовы и угрозы в данной сфере, защищая российские ценности и соблюдая национальные интересы.

Проблемы и перспективы обеспечения духовной безопасности современного российского общества

Национальная безопасность России (как и других стран) в значительной степени зависит от обеспечения духовной безопасности, определения национальных интересов и выявления угроз национальной безопасности в данной области. Духовная сфера,

оказывая влияние на все сферы социальной жизни, имеет определяющее значение для существования любой нации и любого государства. Духовная сфера современного российского общества является особым объектом обеспечения национальной безопасности России.

На основе национальных интересов в духовной сфере должны формироваться оперативные, тактические и стратегические цели и задачи государственной политики обеспечения духовной безопасности. Главная цель обеспечения национальной безопасности в духовной сфере - сохранить и обеспечить независимое формирование национальных духовных ценностей, духовное и материальное благополучие российской нации, право на самостоятельное творческое развитие во всех сферах человеческой жизнедеятельности.

Защита национальных ценностей, соблюдение национальных интересов в духовной сфере является одной из основных функций государства. Национальные интересы России в сфере обеспечения духовной безопасности состоят: в сохранении национальных духовных ценностей; в формировании патриотического самосознания российской нации; в развитии национальных культур; в защите русского языка как средства межнационального общения; в реализации права на свободу совести и свободу вероисповедания, а также защите от деструктивного влияния от иностранных общественных, религиозных организаций, миссионеров, религиозных, псевдорелигиозных и светских сект; в усилении влияния на геополитическом духовном пространстве, особенно на русскоязычное население иностранных государств; в осуществлении комплекса мер в области интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания и творческой реализации российской нации и т.д.

Можно выделить основные внутренние и внешние угрозы духовности России. Ими являются: деформация общественного сознания, разрушение патриотического самосознания; внедрение в общественное сознание чуждых национальной ментальности образа жизни и стереотипов мышления; формирование оппозиционных антироссийских средств массовой информации под контролем иностранных спецслужб, олигархических групп и обслуживающих их интересы коррумпированных чиновников в отсутствие системы патриотически ориентированных СМИ; отсутствие государственной системы защиты от деструктивного влияния общественного сознания; духовный нигилизм граждан; формирование системы деструктивных ценностей, внедрение в общественную жизнь деструктивной духовности; постоянное и всёвозрастающее влияние на все сферы общественных отношений, в том числе экономику и политику, организованных преступных групп, террористических, экстремистских организаций и различного рода сект; осуществление идеологических диверсий в целях дискредитации российской истории, государственной власти, унижения достоинства российской нации; вытеснение России её потенциальными геополитическими противниками из мирового духовного пространства как реального конкурента; пропаганда идеологем «второй холодной войны» - войны сознаний, представляющих Россию обществам иностранных государств как наиболее вероятного и потенциального противника во всех сферах социальных отношений.

В целях эффективного противодействия внутренним и внешним угрозам в сфере духовной безопасности России, защиты национальных ценностей и соблюдения интересов личности, общества и государства необходимо определить стратегические приоритеты и направления противодействия существующим и вновь возникающим угрозам в современных геополитических условиях на

долгосрочную перспективу с учётом мировых тенденций глобализации общественных отношений во всех сферах человеческой жизнедеятельности.

В современной России на федеральном и региональном уровнях должен осуществляться комплекс мер по формированию и реализации целенаправленной государственной политики как в сфере обеспечения национальной безопасности в целом, так и в области обеспечения духовной безопасности, в частности.

Государственная политика Российской Федерации в области обеспечения духовной безопасности (безопасности духовной сферы) современного российского общества должна представлять собой систему официальных научно-прагматических взглядов и принципов, определяющих направления, средства и методы совместной деятельности органов законодательной, исполнительной, судебной власти и институтов гражданского общества по защите национальных духовных (интеллектуальных, этических, эстетических, культурно-исторических) ценностей, профилактике, выявлению, ликвидации угроз (негативных тенденций, характеризующихся формированием деструктивной духовности) в религиозной, культурной, научной, информационной, идеологической сферах социальной жизни.

Важно отметить, что деятельность потенциальных противников России по её территориальному разделению носит целенаправленный, систематичный и во многих случаях открытый характер. Подрывная работа наших геополитических конкурентов сосредоточена на формировании в нашем обществе духовности, основанной на чуждых российской национальной ментальности идеалах и ценностях, а также создании вокруг нашего государства пояса деструктивной духовности в странах ближнего зарубежья, попавших под иностранное экономическое, политическое и идеологическое влияние. Следует ещё раз подчеркнуть, что

современный российский социум пока ещё обладает тем духовным (интеллектуально-нравственным, эстетическим) потенциалом, который позволяет России быть сильным геополитическим партнёром и соперником в современном сложном и постоянно меняющемся мире.

Геополитическая ситуация, сложившаяся в современном мире, требует определения стратегических приоритетов и прогнозирования перспектив России не только в сфере материального, но и духовного развития. Наши геополитические конкуренты понимают, что единственным условием, которое позволит вести с нами диалог с позиции диктата, является разрушение единого духовного пространства Российской Федерации, к которому может привести девальвация духовных ценностей, внедрение чуждых национальной ментальности стереотипов мышления.

В условиях стремительной глобализации во всех сферах социальной жизни мирового сообщества крайне важно сохранить единое духовное пространство внутри страны и укрепить влияние России во всём мире (хотя бы среди русскоязычного населения иностранных государств, ибо деятельность наших соотечественников при существующих глобальных отношениях может быть полезной и важной для развития не столько мирового социума в целом, сколько для нашей национальной экономики, культуры, науки, других сфер общественного бытия). Одним из существенных условий эффективности обеспечения национальной безопасности вообще и духовной безопасности, в частности, является духовная экспансия в духовные сферы других стран, глобальное духовное пространство (геостратегическое духовное пространство).

Сохранение России как одной из великих Держав современного мира, её места в геополитическом пространстве напрямую зависит от способности российской нации сохранить свою традиционную

ментальность. При этом обеспечение безопасности духовной сферы российского общества не предполагает конфронтацию с народами других государств и дискриминацию по этническому, расовому, религиозному и иным признакам. Россия должна выступать за партнёрские отношения и взаимовыгодное сотрудничество с другими странами во всех сферах социальной жизни.

Тонконогов А.В. Мировоззренческие императивы обеспечения духовной безопасности современного российского общества. В статье рассмотрены проблемы формирования новых мировоззренческих установок (духовных, мировоззренческих императивов), создания духовных ценностей в современном российском обществе, теоретические и практические вопросы обеспечения духовной безопасности, место и роль России в духовном пространстве мирового социума.

Ключевые слова: мировоззренческие императивы, духовная безопасность, духовность, современное российское общество, духовная сфера, духовная жизнь общества.

Tonkonogov A.V. World outlook imperatives of maintenance of spiritual safety of a modern Russian society. In article problems of formation of new world outlook installations (spiritual, world outlook imperatives), creations of cultural wealth in a modern Russian society, theoretical and practical questions of maintenance of spiritual safety, a place and a role of Russia in spiritual space of world society are considered.

Key words: world outlook imperatives, spiritual safety, spirituality, a modern Russian society, spiritual sphere, a spiritual life of a society.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.