Научная статья на тему 'Мировой продовольственный кризис и продовольственная безопасность ДФО'

Мировой продовольственный кризис и продовольственная безопасность ДФО Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
143
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / СОТРУДНИЧЕСТВО / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МОДЕЛЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНТЕРЕСЫ / АТЭС / АТР / РОССИЯ / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК РОССИИ / INTEGRATION / COOPERATION / INTERACTION / MODEL / SECURITY / INTERESTS / APEC / ASIA-PACIFIC / RUSSIA / RUSSIAN FAR EAST

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Сухомиров Григорий Исакович

Рассмотрены проблемы присутствия России в АТР. Оценена позиция России с точки зрения сотрудничества в европейском и восточноазиатском направлениях. Показано, что для реального встраивания России в экономическое пространство АТР необходима разработка новой модели взаимодействия. I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ssues of Russia's presence in the Asia Pacific are studied. Russia's stance in terms of cooperation in the European and East Asian directions is evaluated. It is shown that for Russia to be actually incorporated into the Asia-Pacific economic space it is essential to develop a new interaction model.

Текст научной работы на тему «Мировой продовольственный кризис и продовольственная безопасность ДФО»

Г. И. Сухомиров

МИРОВОЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ КРИЗИС И ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ДФО

С ростом населения планеты и увеличением антропогенной нагрузки продовольствие становится все более важными стратегическим ресурсом. Страны АТЭС - часть мирового содружества. Из 21 страны, входящей в АТЭС, Австралия, Канада и США входят в четверку крупнейших мировых экспортеров зерна, однако продовольственный кризис затрагивает все страны мира.

Из стран АТЭС только Россия имеет возможность значительно увеличить площадь сельскохозяйственных угодий. К сожалению, в результате проводимых в стране реформ площадь сельскохозяйственных угодий сократилась на 10,8%, площадь пашни - на 12,4%, а посевная площадь - на 36,4%. Еще сильнее сократились данные площади по ДФО: соответственно на 34,5; 30,8 и 52,2% [2]. Следовательно, в перспективе площадь посевных угодий только за счет ее восстановления до уровня 1990 г. в стране можно увеличить более чем на одну треть, а в ДФО более чем наполовину. Практически эти возможности еще большие.

Огромные сельскохозяйственные угодья России, и в частности ДФО, необходимо рассматривать как стратегический ресурс, наряду с газом, нефтью, полезными ископаемыми, пресной водой. Эти земли во многих случаях пригодны для производства экологически чистой продукции, которая является конкурентным товаром. Здесь можно рассчитывать на получение своего рода рентного дохода от реализации продукции, произведенной главным образом природными способами. Поэтому технологии, ориентированные на использование биологических методов, должны стать приоритетными направлениями в развитии сельского хозяйства. И если в настоящее время на большей части сельхозугодий России производство сельскохозяйственной продукции неэффективно, то в перспективе мировое общество будет вынуждено использовать угодья с замыкающими затратами.

В продовольственной безопасности первоочередное значение имеет производство зерна. Тенденции развития мирового рынка свидетельствуют о стабильном росте спроса на зерно, в частности, на пшеницу. По оценке ФАО, к числу крупнейших в мире 20 стран - импортеров пшеницы относятся страны АТЭС - Япония, Индонезия, Республика Корея, Филиппины, Китай, суммарный объем импорта которых оценивается на уровне 20 млн т [3].

© Сухомиров Г. И., 2012

МИРОВОЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ КРИЗИС И ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ДФО

№ 2 2012

В России зерновое хозяйство традиционно является стратегической и одновременно многоцелевой, многофункциональной, системообразующей отраслью, которая определяет уровень безопасности населения и служит своеобразным индикатором экономического благополучия государства. В настоящее время на государственном уровне ставится задача превращения страны в одного из ведущих мировых экспортеров зерна. К 2020 г. объем производства зерна планируется увеличить до 120 млн т, в том числе его экспорт - до 40 млн т, из них в страны АТР - порядка 5 млн т.

В России проводимые реформы осложнили проблему продовольственной независимости страны, т. к. в балансе питания страны до 40% продуктов импортного производства, а ведь по международным нормам доля импорта продовольствия в 35-40 % делает страну крайне уязвимой в случае перебоев в поставках продовольственных товаров из-за рубежа или при резком возрастании международных цен на продовольствие.

В 2010 г. ДФО за счет местного производства обеспечивал себя основными продуктами питания менее чем наполовину, в том числе зерном - на 14%, мясом и молоком - на 24%, овощами - на 45%, яйцом - на 64% и только картофелем более чем на 100% [1].

По расчетам ИЭИ ДВО РАН, в перспективе природные ресурсы округа позволят увеличить производство сельскохозяйственной продукции не только до уровня показателей 1990 г., но и превысить их: по производству зерна - не менее чем на 14%, мяса - на 22, молока - на 25, яиц - на 41%, сои -в 1,8 раза, овощей - в 2,3 и картофеля - в 3 раза.

При этом население ДФО будет полностью обеспечено основными видами сельскохозяйственной продукции местного производства, кроме зерна, потребность в котором будет обеспечена только на одну треть. Недостающую часть зерна ДФО будет получать из Сибири. Однако количественная достаточность - лишь одно из условий продовольственной безопасности. Кроме нее, в Доктрине продовольственной безопасности России справедливо отмечены еще два важных аспекта: это доступность продовольствия для населения (финансовая возможность купить товар) и качество продовольствия (безопасность потребления).

Для достижения вышеуказанных показателей производства сельскохозяйственной продукции в перспективе необходима реализация ряда мероприятий, главные из них:

1. Сменить концепцию управления человеческим обществом с приро-допокорительной, потребительской на природоохранную, рациональную, в которой важнейшее значение приобретут требования к качеству жизни и комфортности среды обитания.

2. Учитывать при разработке аграрной политики ярко выраженную мно-

гофункциональность современного сельского хозяйства, его системное воздействие на важнейшие социальные, демографические, экологические и политические задачи государственного управления.

3. Увеличить долю совокупных расходов федерального бюджета в АПК в перспективе до 15%; создать условия обеспечения в хозяйствах доходности, необходимой для расширенного воспроизводства.

4. Добиться того, чтобы сельское хозяйство статуса стало экономически наиболее защищенной отраслью экономики, а проблема продовольственного обеспечения населения - стратегической и приоритетной задачей государства.

5. Усилить роль государства в обеспечении эквивалентного обмена сельского хозяйства с другими секторами экономики, в стимулировании внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий производства, в защите собственного сельхозтоваропроизводителя от внешнеэкономической экспансии.

6. Обеспечить государственное регулирование рынка производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции.

7. Для восстановления стимулирующей, воспроизводственной функции заработной платы размер ее в сельском хозяйстве повысить до 100% среднего показателя по экономике.

8. Создать современную производственную и социальную инфраструктуру на селе (надежные электрификация, телефонизация, компьютеризация села, дороги, наличие школы, медучреждения, клуба и других социальных объектов).

9. Активизировать работу по привлечению и закреплению на селе кадров сельскохозяйственного производства путем строительства доступного жилья, оказания помощи в приобретении домашнего скота, транспортных средств, предоставлении льготных ссуд для хозяйственного обустройства, создания высокой заинтересованности работников в конечных результатах труда.

При условии успешного претворения в жизнь вышеуказанных мероприятий, в перспективе производство сельскохозяйственной продукции в ДФО позволит не только обеспечить местное население преимущественно экологически чистой сельскохозяйственной продукцией, но и интегрироваться в страны АТЭС путем поставки качественной продукции сельского хозяйства, недостаток которой у них существует в настоящее время, а в перспективе увеличится.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Российский статистический ежегодник. 2011: Стат. сб. / Росстат. М., 2011. 795 с.

2. Сухомиров Г. И. Условия и тенденции развития сельского хозяйства Дальневосточного федерального округа // Пространственная экономика. 2011. № 1. С. 81-92.

3. Сухомиров Г. И., Заостровских Е. А. Региональный зерновой экспорт: Сибирь и Дальний Восток // Пространственная экономика. 2011. № 4. С. 56-71.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.