Научная статья на тему 'Оценка перспективного спроса стран АТР на основные массовые грузы'

Оценка перспективного спроса стран АТР на основные массовые грузы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
314
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПРОС / ОСНОВНЫЕ МАССОВЫЕ ГРУЗЫ / НЕФТЬ / УГОЛЬ / ЖЕЛЕЗНАЯ РУДА / ЗЕРНО / КРУГЛЫЙ ЛЕС / МИНЕРАЛЬНЫЕ УДОБРЕНИЯ / МОРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ / СТРАНЫ АТР / DEMAND / BULK CARGO / OIL / COAL / IRON ORE / GRAIN / ROUNDWOOD / MINERAL FERTILIZERS / SEA TRANSPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Заостровских Елена Анатольевна

Изучена динамика совокупного спроса стран АТР на нефть уголь, круглый лес, минеральные удобрения, железную руду и зерно. Исследуются перспективы спроса основных массовых грузов на 2030 год. Определена доля присутствия России в общем объеме поставок основных массовых грузов в странах АТР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The dynamics of the aggregate demand of the Asia-Pacific countries for oil, coal, roundwood, mineral fertilizers, iron ore and grain was studied. The share of Russia’s presence in the total volume of supplies of basic bulk cargo of the Asia-Pacific countries is determined. The volume of demand for the cargo in question is determined in the medium term.

Текст научной работы на тему «Оценка перспективного спроса стран АТР на основные массовые грузы»

ЭКОНОМИКА РЕГИОНА

УДК 332

DOI 10.17238/ISSN1815-0683.2017.4.84 Е.А. ЗАОСТРОВСКИХ*

Оценка перспективного спроса стран АТР на основные массовые грузы

Изучена динамика совокупного спроса стран АТР на нефть уголь, круглый лес, минеральные удобрения, железную руду и зерно. Исследуются перспективы спроса основных массовых грузов на 2030 год. Определена доля присутствия России в общем объеме поставок основных массовых грузов в странах АТР.

Ключевые слова: спрос, основные массовые грузы, нефть, уголь, железная руда, зерно, круглый лес, минеральные удобрения, морские перевозки, страны АТР.

ЗАОСТРОВСКИХ Елена Анатольевна - младший научный сотрудник сектора региональной и глобальной транспортной инфраструктуры. [email protected].

ZAOSTROVSKIH E. A. - junior research officer at the Department of Regional and Globe Transport Infrastructure.

E. A. ZAOSTROVSKIKH Estimation of the Long-Term Demand for the Main Bulk Cargo of the Countries of Asian Pacific Region

The dynamics of the aggregate demand of the Asia-Pacific countries for oil, coal, roundwood, mineral fertilizers, iron ore and grain was studied. The share of Russia's presence in the total volume of supplies of basic bulk cargo of the Asia-Pacific countries is determined. The volume of demand for the cargo in question is determined in the medium term.

Keywords: demand, bulk cargo, oil, coal, iron ore, grain, roundwood, mineral fertilizers, sea transport.

В настоящее время все более активно обсуждаются вопросы развития морских портов Дальнего Востока России. Особую актуальность приобрел проект свободный порт Владивосток (СПВ). На международных форумах широко изучаются проблемы его финансирования, совершенствования законодательства, способы продвижения

* Институт экономических исследований ДВО РАН. 680042, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 153. Institute of Economic Research of the Far East Branch of the Russian Academy of Science. 153 Tikhookeanskaya street, Khabarovsk, 680042.

проекта СПВ, схемы упрощения организации контроля в международных пунктах пропуска, модели развития промышленного производства и др. [7].

Одной из значимых выступает проблема грузовой базы СПВ в среднесрочной перспективе. Так, в частности, А. И. Фисенко в своих работах [19-21] исследует потенциальную грузовую базу морских портов Дальнего Востока и задает вопросы: «Есть ли у России возможности найти «свой» груз и увеличить грузопоток (прежде всего, транзитный) через морские порты в Приморском крае? Какова потенциальная грузовая база морских портов, которые войдут в СПВ, откуда и куда, как и какой груз может пойти, что для этого необходимо сделать, и др.?» [20].

Для того чтобы получить ответы на существующие вопросы, в том числе необходимо выполнить оценку потенциального спроса грузов стран АТР. Ведь известно, что отсутствие информации о перспективных грузопотоках чреваты нарушениями ритмичности, сбоями в работе транспорта, неравномерным развитием отдельных звеньев транспортной системы [9].

В исследовании не ставилась цель самостоятельно выполнить прогноз спроса на грузы1 стран АТР. Важно было проанализировать существующие отраслевые прогнозы и экспертным путем определить объем перспективного спроса стран АТР.

Оценка перспективного спроса. В Азиатско-Тихоокеанском регионе, состоящем из 47 стран, проживает более половины мирового населения - 4,5 млрд чел. Согласно прогнозу Департамента по экономическим и социальным вопросам ООН, население стран АТР к 2030 г. достигнет 5 млрд человек2.

Разумеется, что в предстоящие 15 лет страны АТР будут формироваться под влиянием общемировых трендов - урбанизация, информатизация, старение и рост населения, глобальные экологические проблемы, а также вопросы безопасности. Кроме того, существуют проблемы общемирового характера, которые связаны с большой степенью неопределенности - климатические изменения и диверсификация ценностей [1]. Безусловно, эти изменения существенно могут повлиять на спрос основных массовых грузов стран АТР.

Не стоит забывать, что спрос на основные массовые грузы формируется под влиянием новых условий развития морских перевозок - беспрецедентным судостроительным бумом, хроническим избыточным

1 Исследуются основные массовые грузы, которые составляют основную (по массе) долю в перевалке грузов морских портов - нефть, уголь, железная руда, минеральные удобрения, круглый лес и зерно.

2 Рассчитано на основе данных Департамента по экономическим и социальным вопросам ООН. URL: https://www.un.org/development/desa/en/.

предложением провозной способности мирового флота, сравнительно высокими ценами на бункерное топливо, ростом эксплуатационных расходов в судоходстве [16], а также ужесточением требований к морской безопасности.

Меняющиеся условия порождают ряд тенденций и явлений, которые потенциально могут изменить условия функционирования морских перевозок, а следовательно и спрос на основные массовые грузы стран АТР.

В 2015 г. мировая экономика продолжала расти медленными темпами, хотя темпы роста и перспективы в различных странах были неодинаковыми. Падение цен на нефть способствовало глобальному подъему, но также стало одной из причин различий в темпах роста. Для некоторых стран, экспортирующих энергоресурсы, в частности для РФ, снижение цен на нефть явилось серьезным потрясением.

На фоне низких темпов роста в мировой экономике (3 % к 2014 г. и 2013 г.) объем мировых морских перевозок увеличивался, но замедленно (2 % к 2014 г. и 3 % к 2013 г.). На рис. 1 показана динамика взаимосвязей между ростом ВВП и морских перевозок, с 2009 г. темпы роста международных морских перевозок опережают темпы роста мировой экономики.

Рис. 1. Индексы мирового ВВП (1) и мировых морских перевозок (2), млрд т (2005 г. = 100 %)

Общий объем морских перевозок за последнее десятилетие возрастал в среднем на 4,3 % в год, достигнув в 2015 г. 10 млрд т (табл. 1). Между тем ввиду снижения цен на нефть, замедленного роста промышленного производства в крупных развивающихся странах в 2014 и 2015 гг. темпы роста мировых морских перевозок несколько замедлились - 3,5 % к 2013 г.; 2,0 % к 2014 г.

Как отмечают международные эксперты, завершается процесс формирования производственно-сбытовых цепочек, в частности в Китае.

Это выражается в возвращении оффшорных производств в страны базирования, по причине увеличения затрат на рабочую силу в странах, куда они ранее были перенесены. Так, в частности, произошедшие события на Ближнем Востоке и в Северной Африке в 2011-2013 гг. сделали ведение бизнеса в области энергетики в этих регионах довольно сложной задачей. Китайские национальные нефтегазовые компании оказались в центре геополитических кризисов, из-за которых добыча была приостановлена и вывезен персонал [11].

Таблица 1

Мировые морские перевозки по видам грузов (млрд погруженных тонн)

Год Всего Наливные Сухие

Нефть, газ Всего Массовые Контейнеры Прочие

2005 7 109 2 422 4 687 1 709 969 2 009

2007 7 895 2 747 5 148 1 814 1 193 2 141

2009 7 858 2 642 5 216 2 085 1 127 2 004

2011 8 785 2 794 5 991 2 486 1 393 2 112

2013 9 514 2 829 6 685 2 923 1 544 2 218

2014 9 842 2 826 7 016 3 113 1 631 2 272

2015 10 047 2 947 7 100 2 950 1 770 2 380

2015/2005 1,4 1,2 1,5 1,7 1,8 1,2

Примечание. Составлено по данным UNCTAD.

По-прежнему большая часть международных морских перевозок приходится на страны АТР. За 10-летний период их общая доля в совокупном объеме погруженных грузов увеличилась на 9 %, а выгруженных - 29 % (рис. 2). Это означает, что за относительно короткий период времени страны АТР превратились в крупного участника глобального производственного процесса. Как следствие, произошло географическое смещение внешнеторговых связей в страны АТР, а также перенос туда обрабатывающей промышленности отразился на объемах и структуре морских перевозок развитых стран и стран с переходной экономикой [15].

Существенные изменения в структуре морских перевозок пришлись в том числе на основные массовые грузы - рост в 1,7 раз (табл. 1). Это было связано с растущими инфраструктурными потребностями стран АТР, урбанизацией и развитием глобальной базы обрабатывающей промышленности. Вместе с тем спрос стран АТР на отдельные товарные группы развивался неоднозначно, поэтому стоит рассмотреть их более подробно.

А Б

12000 - 12000 -

10047 10033

□ 1 □ 2 □ 1 □ 2

Рис. 2. Мировые морские перевозки по направлениям, млрд т: А - погружено, Б - выгружено; 1 - весь мир, 2 - АТР

Нефть. Объем потребления нефти стран АТР с 2005 г. увеличился на 352 млн т и в 2015 г. составил 1,5 млрд т (табл. 2). Растущий спрос на нефть стимулировался расширением мировой добычи и накоплением запасов в преддверии эмбарго на торговлю. Между тем спрос на продукты переработки нефти тесно связан с динамикой промышленного производства и производством электроэнергии. Поэтому ввиду вялой динамики промышленного производства и низкого спроса на нефть в последние годы темпы роста потребления нефтепродуктов в странах АТР несколько замедлились: 1,4 % к 2014 г. и 4,1 % к 2015 г.

Несмотря на это рынок стран АТР продолжает оставаться крупнейшим мировым рынком нефти. Его совокупная доля составляет 60 % общемирового потребления нефти. Наибольший объем потребления нефти среди стран АТР приходится на Китай, Японию, Республику Корея и Индонезию. Суммарный объем потребления этих стран в 2015 г. составил более 900 млн т (табл. 2). Локомотивом роста выступал Китай, увеличивавший импорт сырой нефти из различных районов, включая как дальние, так и более короткие маршруты (например, Карибский бассейн, Западную Африку, Западную Азию и РФ).

Основными поставщиками нефти для стран АТР выступают государства Ближнего Востока (56 %): Саудовская Аравия, ОАЭ, Оман, Иран, Ирак и Россия [8]. Объем экспорта нефти из России в 2015 г. составил 69,1 млн т (из них через морские порты - 66,7 млн т) [14].

Разведанными запасами нефти в большей степени обладают Китай (1,2 млрд т), Индонезия (0,5 млрд т) и Малайзия (0,5 млрд т) [18]. Остальные страны - Япония и Республика Корея - вынуждены экспортировать нефть для собственного производства.

Таблица 2

Динамика производства и потребления нефти стран АТР, млн т

Страна / Регион 2005 г. 2007 г. 2009 г. 2011 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2015 / 2005 г.

Производство

АТР 353,0 382,0 384,5 395,3 394,9 396,7 398,6 1,1

В том числе: Китай 181,4 186,3 189,5 202,9 210,0 211,4 214,6 1,2

Индонезия 53,7 47,8 48,4 46,3 42,7 41,2 40,0 0,8

Доля стран от АТР, % 67 61 62 63 64 64 64

Потребление

АТР 1 149,3 1 214,8 1 215,8 1 336,9 1 412,1 1 428,9 1 501,4 1,2

В том числе: Китай 326,8 369,3 388,2 460,0 503,5 520,3 559,7 1,5

Япония 247,2 230,9 200,4 203,6 207,5 196,8 189,6 0,8

Республика Корея 104,6 107,6 103,7 105,8 108,3 108,0 113,7 1,0

Индонезия 60,7 60,9 61,6 72,0 73,1 73,9 73,5 1,2

Доля стран от АТР, % 64 63 62 63 63 63 62

Примечание. Рассчитано по данным British Petroleum.

Вместе с тем последние годы Китай перестал выступать в качестве импортера нефтепродуктов. В целом избыточное предложение нефтепродуктов в Китае, расширяющиеся мощности его нефтеперерабатывающих предприятий и сокращение внутреннего спроса способствовали снижению потребностей в импорте и увеличению экспорта.

Ожидается, что мировой объем потребления нефти к 2030 г. составит 3,5 млрд т3. Для стран АТР это означает, что объем потребления нефти в 2030 г. составит около 2,1 млрд т.

Уголь. В течение последнего десятилетия потребление угля в странах АТР развивается наиболее высокими темпами и стремится к достижению уровня потребления нефти. Об этом свидетельствуют динамика потребления и добычи угля. За исследуемый период объем его потребления увеличился в 1,5 раза и составил 2,7 млрд т (табл. 3). Спрос на уголь стимулировался такими факторами, как растущие энергетические потребности развивающихся стран АТР и последствия аварии на АЭС Фукусима-1

3 По данным British Petroleum.

в Японии [15]. Максимальный объем потребления угля в странах АТР достиг в 2014 г. 2,7 млрд т. В 2015 г. объем потребления снизился на 2 % по отношению к 2014 г. ввиду общемировых кризисных явлений - замедления экономического развития мировых держав, стагнации экономик в евро-зоне и падения показателей промышленного производства в ряде развитых стран.

Таблица 3

Динамика потребления и добычи угля стран АТР, млн т

Страна / Регион 2005 г. 2007 г. 2009 г. 2011 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2015 / 2005 г.

Потребление

АТР 1 862,6 2 169,2 2 309,9 2 590,8 2 729,5 2 776,6 2 729,5 1,5

В том числе: Китай 1 318,2 1 573,1 1 679,0 1 896,0 1 961,2 1 962,4 1 961,2 1,5

Япония 121,3 125,3 108,8 117,7 128,6 126,5 128,6 1,1

Республика Корея 54,8 59,7 68,6 83,6 81,9 84,9 81,9 1,5

Таиланд 11,2 14,2 15,4 16,0 16,2 18,4 16,2 1,4

Индонезия 24,4 36,2 33,2 46,9 57,6 60,8 57,6 2,4

Доля стран от АТР, % 82 83 83 83 82 81 82

Добыча

АТР 1 760,1 2 030,9 2 204,6 2 598,5 2 741,9 2 700,5 2 741,9 1,6

В том числе: Китай 1 240,9 1 438,7 1 538,0 1 852,6 1 893,7 1 844,6 1 893,7 1,5

Япония 0,6 0,8 0,7 0,7 0,7 0,7 0,7 1,2

Республика Корея 1,3 1,3 1,1 0,9 0,8 0,8 0,8 0,6

Таиланд 5,8 5,1 4,9 6,0 5,1 5,0 5,1 0,9

Индонезия 93,9 133,4 157,6 217,3 276,2 281,7 276,2 2,9

Доля стран от АТР, % 76 78 77 80 79 79 79

Примечание. Рассчитано по данным British Petroleum.

В странах АТР недостаточно собственных запасов угля для удовлетворения возрастающих энергетических потребностей. Разведанными запасами угля в большей степени обладают Китай (114,5 млрд т), Индонезия (4,3 млрд т) и Таиланд (1,4 млрд т) [4].

Традиционными поставщиками угля стран АТР выступают Австралия, Индия и Россия. В 2015 г. объем экспорта российского угля составил

75 млн т, увеличившись с 2005 г. в 4 раза. Известно, что в 2008 г. объем поставок российского угля в страны АТР составлял около 15 млн т, притом что потенциал только трех стран этого региона составляет около 300 млн т [2].

Китай, являясь крупнейшим в мире потребителем угля (на него приходится 43 %), добывает преимущественного для внутреннего потребления. Пик потребления угля в Китае пришелся на 2014 г. - 1 962,4 млн т (табл. 3), когда еще не была вменена новая экологическая политика. Согласно мнению международных экспертов, в Китае близится окончание «золотого века» угля [23]. Ужесточение экологических норм в Китае существенно повлияет на понижение темпов роста потребления угля [15]. Тем не менее уголь еще некоторое время будет оставаться основным источником производства электроэнергии в Китае4.

Япония в 2015 г. импортировала 191,6 млн т угля [13]. В перспективе объемы импорта угля Японией будут возрастать. Главным образом, японцы закупают уголь в Австралии, но, из соображений безопасности, уже давно стремятся диверсифицировать импорт. Именно поэтому Япония рассматривает возможности экспорта энергетического угля из России.

Согласно прогнозу British Petroleum, мировой спрос на уголь ежегодно будет возрастать на 0,8 % и к 2030 г. составит 7 млрд т. Рост потребления угля в Китае будет обусловлен спросом в энергетическом секторе (1,4 % в год) и промышленностью (0,4 % в год). Эти два сектора могут составить к 2030 г. 97 % потребления угля в Китае. Ожидается, что в 2030 г. объем потребления угля в Китае составит 3,4 млрд т [6]. Следовательно, в целом объем спроса угля стран АТР составит около 4 млрд т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Железная руда. Железная руда является третьим по востребованности ресурсом. С 2013 по 2015 г. цены на железную руду росли, однако это не способствовало снижению возрастающего спроса. Общие объемы импорта железной руды стран АТР продолжали увеличиваться даже в годы экономических потрясений.

Основными поставщиками железной руды являются Австралия, Бразилия и Индия. Присутствие РФ на рынке железной руды в странах АТР постепенно возрастает. С 2005 г. объем экспорта железной руды увеличился на 15 % и в 2015 г. составил чуть более 6 млн т.

В 2015 г. объем импорта железной руды в странах АТР достиг более 1,2 млрд т (табл. 4). Катализатором роста рынка железной руды выступает

4 В рамках реализации новой экологической политики в 2015 г. Китай принял решение на три года приостановить выдачу разрешений на разработку новых угольных месторождений, утвердил введение пошлин на импорт угля, потребовал снижения добычи крупнейшими местным и производителями и ввел косвенные импортные ограничения, установив предельно допустимые концентрации вредных примесей в импортном угле [3; 23].

Китай с его развивающейся металлургической промышленностью5. Несмотря на то что Китай является одним из крупнейших мировых производителей железной руды (в 2015 г. было добыто около 1 млрд т6), этого количества сырья стране явно не хватает, что приводит к быстрому росту импорта: 2005 г. - 275 млн т, 2015 г. - 953 млн т. Разработка железорудных месторождений в Китае с каждым годом становится менее рентабельной из-за увеличения глубины шахт. Из этого следует, что спрос на руду в Китае будет сохраняться в перспективе.

Таблица 4

Динамика импорта железной руды стран АТР, млн т

Страна/Регион 2005 г. 2007 г. 2009 г. 2011 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2015 / 2005 г.

АТР 475,9 593,3 796,2 911,0 1 053,8 1 192,4 1 230,9 2,6

В том числе: Китай 275,2 383,6 628,1 686,7 820,1 933,1 953,3 3,5

Япония 132,2 138,9 105,4 128,4 135,8 136,4 131,0 1,0

Республика Корея 42,5 43,6 41,6 64,8 63,3 73,5 73,2 1,7

Таиланд 14,5 16,0 15,5 20,5 21,7 23,0 23,8 1,6

Индонезия 1,5 1,7 1,4 1,8 1,9 3,8 5,4 3,6

Доля стран от АТР, % 98 98 99 99 99 98 96

Примечание. Рассчитано по данным Steel Statistical.

Импорт железной руды в Китае оставался устойчивым в связи со снижением международных цен на железную руду и достаточным предложением со стороны Австралии, несмотря на замедление темпов роста производства стали (2014 г. - 822,7 млн т, 2015 г. - 803,8 млн т7). Более дешевая и качественная импортируемая руда вытеснила руду отечественного производства.

Несмотря на то что Япония в недавнем прошлом уступила Китаю первое место по объему импорта железной руды, значение страны для рынка все еще велико. В 2015 г. импорт железных руд в страну составил 131 млн т (табл. 4). Японский рынок является достаточно предсказуемым с точки зрения спроса на железную руду. Период активного роста у японской

5 В 2015 г. объем производства стали стран АТР увеличился в 1,9 раза и в 2015 г. составил 1112,8 млн т. Объем выплавки стали в 2015 г. снизился на 2 % по отношению к 2014 г. из-за слабости китайской экономики.

6 На основе данных Геологической службы США. URL: https://www.usgs.gov/.

7 По данным World Steel Association.

сталелитейной отрасли уже давно позади, и сегодня ее развитие можно охарактеризовать скорее как стабильное. Таким образом, развитие металлургии в Японии в настоящее время не является фактором изменений ситуации на мировом железорудном рынке. Среди других стран Азиатско-Тихоокеанского региона по объемам закупок железной руды выделяются Республика Корея и Тайланд, импортирующие около 100 млн т железной руды в год.

По мнению международных экспертов, в будущем перевозки железной руды станут «локомотивом» в обеспечении сохранения объемов перевозок основных массовых грузов. Мировой спрос на железную руду к 2030 г. составит 3 млрд т (темп роста 2 %) [28]. Соответственно, объем спроса на железную руду стран АТР составит 1,6 млрд т.

Зерно. На протяжении последних 10 лет потребление зерна в странах АТР непрерывно росло со средними темпами 1,6 % в год. По итогам 2015 г. в странах АТР было выращено 324 млн т зерна, что составило 44 % общемирового объема производства8. Объем потребления зерна составил 383 млн т. Дисбаланс между производством и потреблением компенсировался накопленными запасами и импортными поставками в объеме 71,8 млн т (табл. 5).

Традиционными поставщиками зерна выступают Австралия, США, Канада и Россия. Россия в импорте зерна на рынке стран АТР отсутствует9.

К числу крупнейших импортеров зерна стран АТР относятся: Япония, Индонезия, Республика Корея и Китай. Их суммарный объем импорта в 2015 г. составил 18,6 млн т (табл. 5).

Япония ежегодно импортирует в среднем 5,5 млн т зерна, в стране существуют жесткие барьеры входа, регламентируемые системой государственного контроля импорта [17]. Индонезия - вторая страна по объемам импорта в регионе. Основным поставщиком пшеницы является Австралия, в то время как в Китае и Японии - США. Система государственного контроля несколько мягче, чем в Китае и Японии.

Китай является крупнейшим производителем зерна в мире, выращивая его преимущественно для внутреннего потребления. По оценкам FAO, страна занимает 1-е место в мире на протяжении 2005-2015 гг. При этом объемы импорта незначительны, их величина варьирует около 2 % объемов потребления в стране по годам. Отметим, что из всех рассматриваемых стран Китай является лидером по объемам экспорта зерна.

8 В 2015 г. мировое производство зерна достигло рекордной отметки - 735 млн т. Это почти на 2 млн т больше показателей 2014 г. (Food Outlook. BIANNUAL REPORT ON GLOBAL FOOD MARKETS).

9 Крупнейшие страны импортеры российского зерна выступают: Египет - 25, Иран - 6,2, Йемен - 4,4, Азербайджан - 4,2, Судан - 3,9, Южная Африка - 3,5 % [12].

Таблица 5

Динамика импорта зерна стран АТР, млн т

Страна/Регион 2005 г. 2007 г. 2009 г. 2011 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2015 / 2005 г.

АТР 42,1 43,2 59,7 59,5 66,0 66,0 71,8 1,6

В том числе: Китай 4,8 0,2 1,4 3,0 6,7 2,9 3,5 0,7

Япония 5,4 5,7 5,5 5,8 5,9 5,7 5,6 1,0

Республика Корея 3,6 3,0 4,4 5,1 4,3 3,7 4,5 1,3

Индонезия 2,0 2,3 3,0 2,7 2,4 2,8 5,0 2,5

Доля стран от АТР, % 38 26 24 28 29 23 26

Примечание. Рассчитано по данным FAO.

С 2005 г. наряду с основными поставщиками на рынке появляются новые игроки - Украина и Россия, поставки которых носили разовый характер. Как и в Японии, в Китае существует жесткая система государственного контроля по импорту зерна.

Согласно прогнозам экспертов, страны АТР в ближайшей перспективе будут продолжать практику импорта крупных объемов зерна. Так, Япония обеспечена продовольствием только на 40 %, Республика Корея - на 51 %. К 2030 г. правительство Японии планирует поднять уровень самообеспечения продовольствием с 40 до 50 %, остальное составит импорт [10].

В то же время Китай, по прогнозам экспертов, в недалеком будущем из крупного экспортера зерна превратится в крупного импортера. По предварительным данным экспорт зерна Китаем к 2020 г. снизится до 1,5 млн т, а к 2030 г. и вовсе прекратится. Аналитики зернового рынка прогнозируют появление импорта, вызванного ростом спроса на зерно вследствие прироста населения Китая (11 млн чел. в год), повышения уровня жизни населения, уменьшения площади пахотных земель из-за роста индустриализации и наступления пустынь, нехватки воды, миграции сельского населения в города и др.

Согласно данным Международного совета по зерну, объем потребления зерна странами АТР будет увеличиваться в результате совокупного влияния следующих факторов: погодные условия, расширение производства биотоплива, увеличение спроса на продовольственные товары. Важным фактором роста спроса на зерно останется население. Ожидается, что темпы роста потребления зерна будут поддерживаться на уровне 1,2 % в год в основном за счет изменения численности населения [24]. Таким образом, объем спроса зерна стран АТР к 2030 г. составит 80 млн т.

Минеральные удобрения. Рынок минеральных удобрений стран АТР10 развивался весьма высокими темпами - этому в первую очередь способствовали рост экономии в целом и сельского хозяйства в частности. В результате объем потребления минеральных удобрений стран АТР за 11 лет вырос почти в 1,5 раза и составил более 70 млн т11. Вместе с тем 2015 г. характеризовался почти застоем, когда спрос на минеральные удобрения снизился ввиду низкой экономической активности Китая.

Крупнейшими импортерами минеральных удобрений среди стран АТР являются: Китай, Япония, Индонезия, Республика Корея и Филиппины. Их доля составляет 28 % общей доли стран АТР или около 9,4 млн т (табл. 6). Россия на мировом рынке минеральных удобрений является крупным игроком. В 2015 г. она заняла второе место по экспорту минеральных удобрений (31,6 млн т), уступив первое место Китаю [22]. Объем поставок минеральных удобрений из России в страны АТР составил около 3 млн т, или 10 % общего объема экспорта страны [5].

Таблица 6

Динамика импорта минеральных удобрений стран АТР, млн т

Страна/Регион 2005 г. 2007 г. 2009 г. 2011 г. 2013 г. 2015 г. 2015 / 2005 г.

АТР 26,2 24,7 33,0 33,3 33,6 30,3 0,8

В том числе: Китай 8,1 2,5 4,8 5,0 5,0 5,2 0,6

Япония 1,0 0,5 0,7 0,6 0,6 0,7 0,7

Индонезия 0,8 0,7 2,4 2,4 2,4 2,4 3,0

Республика Корея 0,8 0,4 0,5 0,5 0,5 0,6 0,7

Филиппины 0,6 0,6 0,6 0,5 0,5 0,5 0,9

Доля стран от АТР, % 44 20 28 28 28 32

Примечание. Рассчитано по данным FAO.

Движущей силой спроса на минеральные удобрения выступает Китай. Он контролирует 21 % рынка производства минеральных удобрений в мире. В 2015 г. Китаю удалось накормить 21 % населения всего мира, имея при этом лишь 9 % мировой пахотной земли [27].

Повышенный спрос на минеральные удобрения в будущем будет определяться неуклонным ростом населения, сокращением посевных площадей

10 Видовую структуру потребления минеральных удобрений составляют: азотные удобрения -59, фосфатные - 24 и калийные - 17 %.

11 Рассчитано по данным БЛО.

при одновременном росте нагрузки на пашню, а также удорожанием продуктов питания. Как ожидается, высокий рост экономик стран АТР составит 2/3 прироста минеральных удобрений в краткосрочной перспективе [27].

Однако ряд факторов спроса и предложения может подорвать этот прогноз. К ним относятся экстремальные нарушения, связанные с непогодой, неопределенными изменениями климата, длительными периодами плохого управления воды и почвы, а также неадекватным использованием современных сельскохозяйственных технологий [27].

По оценкам FAO, потребление удобрений в среднем будет возрастать на 1,8-2 % в год [29]. Следовательно, объем спроса на минеральные удобрения стран АТР к 2030 г. составит 40 млн т.

Круглый лес. Крупнейшими потребителями круглого леса являются Китай, Япония и Республика Корея. В 2015 г. в эти страны было импортировано более 52,9 тыс. м3 круглого леса (табл. 7). Рынок круглого леса в последнее время находился в состоянии определенного равновесия, однако снижение импортного спроса на древесину в Китае (2007 г. - 46,5 тыс. м3; 2015 г. - 45,1 тыс. м3) и неустойчивый спрос на потребляющем рынке пиломатериалов обусловили сокращение объемов мирового экспорта необработанной древесины.

Таблица 7

Динамика импорта круглого леса стран АТР, м3

Страна/Регион 2005 г. 2007 г. 2009 г. 2011 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2015 / 2005 г.

АТР 56 632 70 803 46 084 62 593 64 590 71 516 62 874 1,2

В том числе: Китай 30 943 46 651 31 304 43 306 45 859 52 295 45 189 1,5

Япония 10 655 9 725 4 131 4 640 4 556 4 151 3 460 0,4

Республика Корея 6 218 5 710 5 014 4 026 3 776 3 752 3 799 0,7

Индонезия 156 120 68 81 100 136 352 1,4

Филиппины 165 101 37 89 130 63 130 0,5

Доля стран от АТР, % 85 88 88 89 84 84 84

Примечание. Рассчитано по данным FAO.

Ключевым импортером необработанной древесины в мире является Китай. Спрос на круглый лес в Китае в современных условиях является главным фактором, определяющим развитие мировой торговли лесоматериалами. По итогам 2015 г. объемы китайского импорта круглого леса снизились на 14 % по сравнению с 2014 г. В 2015 г. ценовая конкуренция

экспортеров на рынке Китая достигла наиболее высокого уровня. Для российских поставщиков круглого леса благоприятным фактором являлся снизившийся курс рубля по отношению к американскому доллару и к другим валютам. Возросшая ценовая конкурентоспособность российского круглого леса на рынке Китая по сравнению с товарами других экспортеров - из Новой Зеландии, США, Канады - обусловила возможность для российских экспортеров добиться наиболее высокой доли российских лесоматериалов в структуре китайского импорта.

К основным факторам, вызывающим спрос стран АТР на круглый лес, относятся: рост численности населения, продолжение экономического роста стран АТР, энергетическая политика (использование биомассы, включая древесину, все чаще поощряется). По мнению специалистов FAO, спрос на круглый лес стран АТР увеличится в два раза и к 2030 г. составит около 145 тыс. м3 [26].

Таким образом, тенденции развития внешней торговли стран АТР свидетельствуют о стабильном росте спроса на основные массовые грузы, которые будут неуклонно возрастать. Основной спрос на исследуемые массовые грузы будет обеспечен Китаем.

Предварительные оценки показали, что к 2030 г. спрос на основные массовые грузы стран АТР увеличится примерно на 17 % (с 3,9 млрд т в 2015 г. до 4,5 млрд т в 2030 г.). Основное увеличение придется на железную руду.

За относительно короткий период времени страны АТР превратились в крупного участника глобального производственного процесса. Как следствие, произошло географическое смещение внешнеторговых связей в страны АТР, а также перенос туда обрабатывающей промышленности отразился на объемах и структуре морских перевозок развитых стран и стран с переходной экономикой.

Присутствие России на рынке основных массовых грузов стран АТР минимально. Учитывая возрастающий спрос на эти виды грузов, у России есть возможность занять весомую долю этого рынка, а также найти «свой» груз и увеличить грузопоток через морские порты Дальнего Востока России.

Список литературы

1. Бардаль А. Б., Заостровских Е. А. Дальний Восток - 2050: транспортная инфраструктура международного сотрудничества // Проблемы Дальнего Востока. 2012. № 5. С. 3-13.

2. Воронцова Н. «Сибуглемед» подаст пример // Дальневосточный капитал. 2008. № 10. С. 74-75.

3. Дагилис Е. В. Позиции России на мировом рынке угля: проблемы и перспективы // Российский внешнеэкономический вестник. 2016. № 5. С. 104-115.

4. Дёмина О. В., Новицкий А. А. Энергетические рынки стран АТЭС: возможности для России // Пространственная экономика. 2012. № 3. С. 55-78.

5. Дмитриева Т. Замедление с перспективой роста // Морские порты. 2016. № 8.

6. Ершов Ю. А. Мировая энергетика в 2030-м и роль, которую будут играть в ней страны Азии и Африки // Азия и Африка сегодня. 2009. № 6. С. 9-13.

7. Заостровских Е. А. Седьмой российско-корейский форум // Пространственная экономика. 20017. № 2. С. 188-190.

8. Иванова Т. А., Иванова В. А. Основные тенденции развития рынка нефти АТР // Горизонты экономики. 2016. Т. 2, № 6. С. 57-60.

9. Лернер В. К. Прогнозирование грузовой базы морского транспорта. Методические принципы анализа // Морские порты России. 2011. № 9. С. 62-66.

10. Маркарьян С. Б. Аграрный сектор Японии: есть ли перспективы развития? // Восточная аналитика. 2012. № 3. С. 121-127.

11. Мировые рынки нефти и природного газа: проблемы конкуренции и кооперации / под ред. С. В. Жукова. М.: ИМЭМО РАН, 2015. 130 с.

12. Назарова В. В. Структура зернового рынка Российской Федерации: оценка и динамика // Фундаментальные исследования. 2013. № 10. С. 15641570.

13. Плакиткина Л. С., Плакиткин Ю. А. Анализ импорта угля основными регионами и странами мира в период 2000-2015 гг. // Горная промышленность. 2017. № 3. С. 74.

14. Проворная И. В., Эдер Э. В., Тлеш М. М. Экспортные возможности поставок нефти и газа в страны АТР с учетом развития системы транспорта углеводородов на Востоке России // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2017. № 1. С. 56-60.

15. Развитие международных морских перевозок // Обзор морского транспорта: докл. секретариата ЮНКТАД. Конф. ООН по торговле и развитию. Нью-Йорк, Женева, 2016. С. 1-32. URL: http://unctad.org (дата обращения 05.09.2017).

16. Романенко А. А. Мировой рынок судоходства и судостроения // Вести морского Петербурга. 2014. № 1. С. 2-5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Сухомиров Г. И., Заостровских Е. А. Региональный зерновой экспорт: Сибирь и Дальний Восток // Пространственная экономика. 2011. № 4. С. 56-71.

18. Тихоокеанская Россия - 2030: сценарное прогнозирование регионального развития / под ред. П. А. Минакира. Институт экономических исследований ДВО РАН. Хабаровск: Изд-во ИЭИ ДВО РАН, 2010. 560 с.

19. Фисенко А. И. Перспективы развития международных транспортных коридоров Приморья и обеспечения их грузовой базы в условиях создания свободного порта Владивосток // Транспортное дело России. 2016. № 2. С. 190-192.

20. Фисенко А. И. Роль международных транспортных коридоров Приморья в обеспечении развития свободного порта Владивосток // Таможенная политика на Дальнем Востоке России. 2017. № 1. С. 48-54.

21. Фисенко А. И. Северо-Восточный регион Китая в системе формирования транзитной грузовой базы для свободного порта Владивосток // Транспортное дело России. 2015. № 3. 102-106.

22. Хохлов А. В. Справочные материалы по географии мирового хозяйства 2017: стат. сб. URL: http://www.geogr.msu.ru (дата обращения 05.09.2017).

23. Шмакова А. С. Закат угольной промышленности в КНР: кто станет следующим гигантом? // Вестн. НГУ Сер.: История, филология. 2016. Т. 15, № 4. Востоковедение. С. 219-225.

24. Five-year global supply and demand projections. December 2014. International Grains Council. URL: http://www.igc.int/es/downloads/grains update/igc_5yrprojections2014.pdf (accessed 05.09.2017).

25. Food Outlook. Biannual report on global food market. October 2015. URL: http://wwwfao.org/3Za-i5003e.pdf (accessed 05.09.2017).

26. Global demand for wood products. State of the World's Forests 2009. URL: http://www.fao.org/3/a-i0350e/i0350e02a.pdf (accessed 02.10.2017).

27. Global trends 2030: alternative worlds a publication of the National Intelligence Council. December 2012. URL: https://info.publicintelligence.net/ GlobalTrends2030.pdf (accessed 02.10.2017).

28. Iron Ore Seminar. 2015. Rio Tinto, All Rights Reserved. URL: http:// www.riotinto.com/documents/150903_Presentation_Iron_Ore_Seminar_ Sydney.pdf (accessed 02.10.2017).

29. Word agriculture towards 2030/2050. Global Perspective Studies Unit Food and Agriculture Organization of the United Nations Rome, June 2006. URL: http://www.fao.org/fileadmin/user_upload/esag/docs/Interim_report_AT 2050web.pdf (accessed 02.10.2017).

© Заостровских Е. А., 2017 © Zaostrovskikh E. A., 2017

Для цитирования:

Заостровских Е. А. Оценка перспективного спроса стран АТР на основные массовые грузы // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2017. № 4(81). С. 84-99.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.